Маршрут группового социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению
презентация к уроку по теме

Рогачева Ольга Сергеевна

Презентация. Маршрут группового социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Маршрут группового социально-педагогического сопровождения подростков, склонных к суицидальному поведению

Слайд 2

Контингент Подростки , девушки, учащиеся 9-х классов средней общеобразовательной школы № 336 Невского района, имеющие склонность к суицидальному поведению. Группа состояла из 10 девушек.

Слайд 3

Актуальность По данным государственной статистики, количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. Начиная с 2003 г. наша страна лидирует по суициду среди своих 14 – 18 летних граждан 2500 смертей в год и эти страшные цифры не учитывают случаев попыток к самоубийству Семь российских подростков ежедневно лишают себя жизни. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь 14157 несовершеннолетних. Поэтому данная проблема должна изучаться специалистами, а групповое сопровождение детей и подростков, имеющих склонность к суициду, иметь приоритетное место в социально-педагогической деятельности.

Слайд 4

Целевое назначение Данный маршрут группового социально-педагогического сопровождения подростков может быть применен в практической деятельности социального педагога школы, детского дома, приюта. Данный маршрут может быть откорректирован в соответствии с целевой аудиторией и сложностью сложившейся ситуации.

Слайд 5

Целью социально-педагогического сопровождения является определение социально-педагогических условий по предупреждению возникновения суицидального поведения подростков в образовательном учреждении.

Слайд 6

Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи: 1. Изучить теоретические подходы к пониманию суицидального поведения в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. 2. Определить причины и особенности суицидального поведения несовершеннолетних. 3. Изучить социально-педагогические аспекты деятельности социального педагога по профилактике суицидального поведения подростков. 4. Осуществить отбор средств и содержания социально-педагогической деятельности по профилактике суицидального поведения подростков в условиях образовательного учреждения, а также составить групповое сопровождения подростков, имеющих склонность к данному поведению.

Слайд 7

Реализация Составление маршрута социально-педагогического сопровождения предполагал разработку коррекционно-развивающих занятий, направленных на создание условий для обращения участников группы к особенностям собственного эмоционального мира и для нормализации переживаний социально-неодобряемых эмоций, а в целом на формирование оптимизации восприятия окружающей действительности. Первое занятие называлось “Мы вместе”. В начале занятия все участники группы написали на карточках имена, по которым бы к ним обращались в группе. Обрадовало то, что все выбрали яркие карточки, почти все написали свои имена в обычной форме , только Катя С. написала “Катрин”, все остальные написали свои имена в ласковой форме “ Ксюшечка ” и т.д. Следующее упражнение заключалось в названии собственных качеств личности как положительных так и отрицательных. Почти все участники смогли найти в себе и те и другие. Вызвали некоторую настороженность отрицательные качества следующих подростков Джамила Г. назвала себя “психованной”, Зайнап Н.- “злой”, “ стервозной ”, Галя О.- “нервной”, “несдержанной”, Пахай Н.-“замкнутой” и т.д. После упражнения последовало обсуждение, участники рассказали о качествах, мешают в жизни. Были названы следующие:“скромность”, “стеснительность”, “ стервозность ”, “вспыльчивость”и т.д.

Слайд 8

После этого было проведено упражнение “Фраза по кругу” (или “Угадай эмоцию”). Ребята по кругу произносили фразу “в саду подали яблоки”. Это задание подростки приняли очень хорошо им понравилось выражать свой эмоции таким образом с одной стороны , с другой достаточно сложной оказалась передача эмоциональной направленности. Занятие второе называлось “Мир чувств и эмоций” Целью являлось узнать как можно больше чувств и эмоций и как с ними справляться. В начале занятия совместными усилиями мы постарались ответить на вопрос: ”Что такое эмоции и какие они бывают?”. Ответы были разнообразными, но в общем общее понятие оказалось у подростков сформированным. Следующим этапом являлось упражнение “словарь чувств” подразумевает индивидуальную работу, на листах бумаги предлагалось написать как можно больше чувств. С этим заданием подростки справились достаточно быстро примерно за 5 минут, хотя на него отводилось 10. Отмечу, что все с заданием справились и назвали достаточно большое количество чувств. После упражнения подростки назвали чувства которые испытывают чаще всего. Ксения Р. назвала- “веселье”,”ненависть”, Ксения С-“ненависть ”,”любовь”,”обида”, Зайнап Н.-“грусть ”,”печаль”. Отмечу, что у подростков доминировали как положительные так и отрицательные чувства- это говорит о изменчивости настроения о его неустойчивости.

Слайд 9

Следующим этапом было упражнение “Подвиг искренности”. Ребятам по очереди задавалась фраза с незаконченным предложением, предполагающая рассказ о какой-либо эмоции. Это довольно непростое упражнение особых затруднений не вызвало. “ Как мне было грустно, когда…меня не понимали ”( Ханифа К.); “Как мне было грустно, когда…умирали близкие люди ”( Пахай Н.); “Как мне было одиноко, когда…рассталась с парнем ”(Ксения С.). Результатом общего обсуждения явилось умозаключение о том, что необходимо уметь управлять собой и своими эмоциями, чувствами, любые чувства можно выразить спокойно не нанося никому вреда. Наиболее простой способ обсудить проблемную ситуацию с близким человеком. Третье занятие проведено по методике Яноша Корчака “Одиночество ребенка”. Целью занятия “Что такое одиночество?” являлось акцентуация представления и переживания собственного, в том числе и детского одиночества, для формирования бережного отношения и переживании себя и других. В начале занятия учащихся был прочитан рассказ Яноша Корчака “Одиночество ребенка”. После прочтения подростки по очереди называли ощущения о прочитанном рассказе. Мнения были различны: эмоциональный(Ксения С.), трудный(Галя О.), интересный ( Ксюния Р.), необычный ( Ханифа К.). Следует отметить, что подростками была уловлена главная мысль рассказа, им показалось необычным построение, но в общем стоит добавить, что существовала некая сложность при анализе т.к на уроках данному виду деятельности не уделяется должного внимания, но в общими усилиями мы справились.

Слайд 10

Затем на листочках бумаги подростками было предложено написать положительные и отрицательные стороны одиночества. Положительные качества: “можно разобраться в себе”( Джамила Г.), “можно поразмышлять”( Пахай Н.), “тебе никта не мешает”(Галя О.). Отрицательные качества: “можно сойти с ума”( Зайнап Н.), “чувствуешь себя брошенным”( Пахай Н.), “депрессия”(Ксюша С.), “ становишся замкнутым”( Пахай Н.). Следующим был задан вопрос “Близко ли для вас данное чувство?”: в основном были отрицательные ответы, лишь Ксении К., Кате С., Ханифе К. это чувство близко. В подведении итогов подростки поделились, что им еще не доводилось таким образом делиться своими секретами, даже с листом бумаги. Занятие четвертое “Человек неповторимый”. Целью данного занятия являлось создание условий для понимания подростками уникальности, индивидуальности каждого человека и своего собственного мира. На первом этапе подросткам была предложена психологическая сказка “Сказка о забывчивой фее”, посвещенная актуальным для юношеского возраста вопросам самоопределения и определения своего места в жизни. После прочтения рассказа последовало обсуждение вопросов. Следует отметить, что ребятам удалось уловить основной смысл. На вопрос: “Что означает жить чужой жизнью?”. Прозвучали ответы: “делать то, что интересно”(Ксения К.), “быть самим собой”( Ханифа К.), “не врать другим ”( Пахай Н.) Следующим этапом являлся письменный ответ на вопрос: “Что я уже достиг и чего мне еще предстоит добиться”. Ответы последовали следующие: “я достигла того, что хорошо учусь. Хочу получить хорошую работу”(Ксения Р.), “я достигла много внимания от окружающих. Хочу хорошую работу, семью, заботу от окружающих”(Галя О.) – это наиболее распространенные ответы. В подведении итогов занятия последовало обсуждение вопроса: “Чем же я неповторим? ” Ответы следующие: “я очень общительная” (Ксения К.), “добрая, ласковая”(Ксения С.), “я не такая как все”( Ханифа К.), “дружелюбная”( Пахай Н. ).

Слайд 11

10 занятие называлось “Счастье” Целью занятия являлось создание условий для четкого формирования у подростков понятия счастья человеческой жизни. В начале занятия была проведена беседа, обсуждались следующие вопросы: -Что самое важное для человека? Ответы были разнообразными, но самые популярные следующие: здоровье, счастье, семья, друзья. -Считаете ли вы себя счастливыми? В чем это выражается? От чего зависит? Галя О.-“Считаю, у меня есть друзья, парень, родители, счастлива не всегда, зависит от настроения”; Ксения К.-“Счастье мимолетно, то есть , то нет”; Ксения Р.- “Счастье, когда тебя любят, наверно, я счастливая”. Следующим этапом являлось прочтение “Притчи о Шартрском соборе” и дальнейшее обсуждение вопросов: -Как вы понимаете притчу? -Охарактеризуйте деятельность рабочих. Кому из них работа приносила счастье? В ходе обсуждения стало понятно, что все уловили главную мысль которая заключалась в том, что каждый человек имеет свой идеал счастья, который с возрастом может меняться, как меняться само ощущение счастья.

Слайд 12

Следующим этапом занятия являлось написание подростками – того чего им необходимо для счастья всего 10 желаний. После этого предлагалось расставить в порядке возрастания или составить свою “формулу счастья”. Естественно, у каждого свое собственное представление о счастье. В основном желания повторялись самыми распространенными были следующие: любовь, дети, семья, друзья, свой дом. Также были совсем оригинальные, неповторяющиеся ответы: Джамила Г. -мечтает о хорошей свекрови, хорошем муже. Катя С. -хочет щенков, любви молодого человека. В подведении итогов занятия ребятам предлагалось написать сочинение о самом счастливом дне своей жизни. Галя О.- “Когда мне мой парень признался в любви и теперь мы встречаемся”; Ксения К.- “Когда я впервые побывала на море”. Также в подведении итога было высказана мнение, что человек живет и это уже само по себе счастье, ведь каждый день приносит все новые и новые счастливые моменты , только их нужно уловить. Подростки все как один согласились со мной.

Слайд 13

В заключении мероприятий был проведен опрос мнений подростков по поводу проведения данного рода занятий, интересны ли они. Ребята выразили положительное, позитивное отношение к занятиям, а на вопрос как они думают нужны ли они, подростки ответили, что им все понравилось , и что такого рода мероприятия с ними еще не проводилось.

Слайд 14

Презентацию подготовила Рогачева Ольга магистрант 2 курса направление “ социальная педагогика ”

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА

Что такое суицид и кто на него способен? Факторы суицидального риска. Памятки педагогам "Рекомендации по предотвращению самоубийств", "Сигналы суицидального риска", "Развеем мифы"...

Семинар для педагогов о суицидальном поведении подростков

Семинар для педагогов о суицидальном поведении подростков...

Психолого-педагогическое сопровождение подростков со склонностью к суицидальному поведению

Неспособность современного подростка найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, замена живого общения на Интернет-общение, неразвитая рефлексия и эмпатия, н...

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКА ИЗ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ

Моя статья раскрывает такие важные вопросы какпсихолого-педагогическое  сопровождение сложных подростков в образовательной среде....

Профилактика суицидального поведения среди подростков

Термин "суицидальное поведение" объединяет все проявления  суицидальной активности – мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Этот термин особенно применим к по...

П Р О Г Р А М М А Социально - педагогического сопровождения подростков в условиях студенческого общежития

П Р О Г Р А М М АСоциально - педагогического сопровождения подростков в условиях студенческого общежития...

Рекомендации родителям по профилактике суицидального поведения подростков

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМпо профилактике суицидального поведения подростковРодителям важно беседовать со своими детьми, интересоваться не только отметками в школе.Необходимо создать благоприятный климат ...