Проект «Лучшая игра на перемене» (или “Современные подходы к проведению школьных перемен”
проект по теме

Подвижные игры, проводимые во время переменок в школе, способствуют активному отдыху детей, снижают накопившееся на уроках утомление, повышают работоспособность к следующему уроку. Дети, активно играющие на переменах, в четыре раза меньше отвлекаются на последующих уроках, чем их одноклассники, проводящие переменки в спокойном отдыхе. Такие подвижные игры очень хорошо влияют на эмоционально-психологическое состояние детей, развивают их ловкость и координацию движений. Они формируют командный дух, взаимовыручку и упорство. В подвижные игры на переменах можно играть и всем классом, и небольшими группами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Лучшая игра на перемене» (или “Современные подходы к проведению школьных перемен”

 

Введение

Подвижные игры, проводимые во время переменок в школе, способствуют активному отдыху детей, снижают накопившееся на уроках утомление, повышают работоспособность к следующему уроку. Дети, активно играющие на переменах, в четыре раза меньше отвлекаются на последующих уроках, чем их одноклассники, проводящие переменки в спокойном отдыхе. Такие подвижные игры очень хорошо влияют на эмоционально-психологическое состояние детей, развивают их ловкость и координацию движений. Они формируют командный дух, взаимовыручку и упорство. В подвижные игры на переменах можно играть и всем классом, и небольшими группами.

Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений волнуют специалистов уже давно. Современная педагогика значимое место определяет здоровьесберегающим технологиям как на уроке, так и во внеурочное время. Выходом из сложившегося положения является введение различных форм телесно-двигательной практики.

Школьная перемена является одной из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Не все дети одинаково проводят свободное время, но общая для них деятельность в свободное время – это игра. Наблюдения показывают, что выбор  игр на перемене, прежде всего, зависит от ряда факторов:

  • во-первых, большое значение имеют психологические особенности детей, чем ребенок подвижнее, эмоциональней, он играет в более азартные игры. Спокойный ребенок предпочитает игры, связанные с умственной деятельностью;
  • во-вторых – особенности пола;
  • в-третьих, на выбор игр влияет окружающая действительность.

Таким образом, происходит деление учащихся на группы. 

1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в “догонялки” (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону мальчиков). 

2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности. Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону девочек)

3 группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью. В эту группу входят, практически, только девочки. Они проводят почти всю перемену сидя за партой, обычно бывают очень спокойны.

Опираясь на результаты наблюдений, были сделаны следующие выводы:

  1. Дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит.
  2. В свободное время предпочтение отдается игре, но игр дети знают очень мало.
  3. В зависимости от поведения учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения, деление зависит от психологических особенностей и особенностей пола.
  4. Школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время.

В связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций, что можно уменьшить (или искоренить) если умело организовать игры на перемене, имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей детей.

Значит, можно предположить, что если отдых хорошо и грамотно организован, можно:

- прогнозировать положительный эффект;

- используя игру, можно воздействовать на здоровье учащихся, воспитывать, влияя на их поведение.

Осознавая то, что некоторые факторы образовательной сферы оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся, появилась необходимость в организации процесса воспитания и образования (длительность занятий и перемен), в двигательном режиме детей (с учетом их возрастных особенностей), так как именно педагог нередко первым замечает отклонения в здоровье учащихся, именно от педагога зависит, на сколько меньше отклонений будет у воспитанников. Среди основных школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, является недостаток их двигательной активности.

Познакомившись со всеми аспектами, появилась потребность в создании программы организации школьных перемен.

ПРОГРАММА

Цель: создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья гимназистов через организацию школьных перемен.

Задачи:

  • подготовить зоны для активного отдыха детей;
  • создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;
  • научить детей организованно проводить свободное время;
  • организовать сотрудничество педагогов и детей.

Программа должна способствовать принятию детьми правильных решений в отношении сохранения здоровья и поможет педагогам правильно организовать школьную перемену.

Основными принципами организации школьных перемен  являются:

  • рациональность;
  • эффективность;
  • учет возрастных особенностей;
  • дифференцированный подход;
  • учет физической подготовленности и функциональных особенностей;
  • регулярность;
  • эмоциональный подъем;
  • педагогический контроль.

Типичными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер (направленный на преодоление утомления) В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.

В режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками, которые имеют важное значение для профилактики утомления у детей.

От содержания и организации активного отдыха во время перемен в значительной степени зависит работоспособность детей на уроке.

Владея такой информацией, а так же с учетом деления детей на группы, указанные выше,  организация перемен в программе предусматривает использование игр следующим образом:

1 группа

Игры способствующие удовлетворению двигательной активности подвижных, эмоциональныхи детей

 

Разорви цепь, Воротца, Западня, Сторож, Море волнуется, Поймай замыкающего, Свободное место, Успей занять место, У медведя во бору, Обыкновенные жмурки, Рыбаки и рыбки, Поезд, Салки обыкновенные, Салки с приседанием, Салки-елочки, Два стула и веревочка, Вьюны

 

2 группа

Игры средней подвижности

 

Выставка картин, Стоп, Узнай по голосу, Канатоходец, Земля, вода, огонь, воздух; Если нравится тебе, Молчанка, По длинной извилистой дорожке, За мной, Набрасывание колец, 3,13,30

 

3 группа

Игры малой подвижности

 

Канатоходец, Если нравится тебе, Молчанка, Передал – садись, Садовник

 

 

Для учащихся 3 группы разработан комплекс упражнений, используемых на перемене.

Можно сделать следующие выводы:

  • в результате включения во время перемен новых игр и привлечения к ним детей, появляется совершенно иная атмосфера: дети становятся более организованными, меньше происходит конфликтных ситуаций между детьми, меньше становится пассивных детей;
  • организация перемен влияет на работу детей на уроке. Работоспособность улучшается;
  • следует включать больше игр после третьего урока, но заканчивать их за 3 – 5 минут до начала урока, чтобы дети смогли немного успокоиться и подготовиться к следующему уроку.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее занятие-игра по правилам дорожного движения для детей младшего школьного возраста "Красный, жёлтый, зелёный"

Сценарий предполагает, что зрители рассажены по секторам и разделены на три команды: команда красных, команда жёлтых, команда зелёных.  Ведущие знакомят участников программы с историей возникнове...

Лингвистический турнир Who knows English better? (a joke-game) Кто знает английский лучше? (игра-шутка)

Внеклассное мероприятие по английскому языку                 Цель: создать условия для активного и творческого развития личности и стимулировать интерес ст...

Курсовая работа «Театральная игра как способ изучения английского языка детьми младшего школьного возраста в условиях школьной площадки»

 Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но...

Исследовательский проект Современный подход к благоустройству территории колледжа после реконструкции

Актуальность выбранной темы обусловлена искажением взаимоотношений человека с природой, что повлекло перемены в природном, социальном и культурном окружении, и оказывают влияние и на внутренний мир че...

Лекция "Функции нескольких переменных. Предел и непрерывность функции двух независимых переменных"

Лекция "Функции нескольких переменных. Предел и непрерывность функции двух независимых переменных" для студентов 2 курса специальности "Компьютерные системы и комплексы"...