Экзаменационная программа по обществознанию, 1 курс НПО
методическая разработка на тему

Трибунских Наталья Ивановна

Экзаменационная программа по предмету "Обществознание (включая экономику и право)" за курс среднего (полного) общего образования для специальности 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekzamenatsionnaya_programma_po_obshchestvoznaniyu.docx32.19 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

 «Воронежский государственный промышленно-гуманитарный колледж»

(ГБПОУ ВО «ВГПГК»)

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ БД.05 «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»

за курс

среднего (полного) общего образования

для специальностей  

38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

ВОРОНЕЖ   2016


УТВЕРЖДАЮ

Директор ВГПГК

________________Л.И. Анищева

Рассмотрена на заседании кафедры общеобразовательных и гуманитарных дисциплин

Протокол №__  ____

от «      »                 2016 г. 

Зав.кафедрой ООГД____Н.В.Десятниченко

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по учебной работе

_____________Т.Ю.Лопатина

Составители:

преподаватель ВГПГК

      Трибунских Н.И.    

     


Программа разработана на основе:

  • Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказа Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента ГОС начального, общего и среднего (полного) общего образования».
  • Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
  • Приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  • «Рекомендаций по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.05.2007 № 03-1180)

1. СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО).

Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Обязательный минимум содержания

основных образовательных программ

Человек как творец и творение культуры

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Мышление и деятельность. Понятие культуры. МНОГООБРАЗИЕ КУЛЬТУР. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. ФИЛОСОФИЯ. ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. Понятие истины, ее критерии. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Религия. Искусство. Мораль. Право.

Общество как сложная динамическая система

Системное строение общества: элементы и подсистемы. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Основные институты общества.

Многовариантность общественного развития. ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ КАК ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ИЗМЕНЕНИЯ. Понятие общественного прогресса. ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ. ПОЛИТИКА ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ. Постоянные и переменные затраты. Основные источники финансирования бизнеса. Акции, облигации и другие ценные бумаги. ФОНДОВЫЙ РЫНОК. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА.

Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Государственный бюджет. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ. ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОЙ И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

Мировая экономика. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ. Глобальные экономические проблемы. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Социальные отношения. Социальные группы. Социальная стратификация. Социальный конфликт. Виды социальных норм. Социальный контроль. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ. Молодежь как социальная группа, особенности молодежной субкультуры.

Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья и брак. ПРОБЛЕМА НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ. СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации.

Политика как общественное явление. Понятие власти. Государство, его функции. Политическая система. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Гражданское общество и государство.

Политическая элита, ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Политические партии и движения. Средства массовой информации в политической системе общества. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ.

Политический процесс, ЕГО ОСОБЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Человек в системе общественных отношений

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте. Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. ЦЕННОСТИ И НОРМЫ. МОТИВЫ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ. Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение и его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ ЛЮДЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА.

Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ. Политическое участие. Политическое лидерство.

Правовое регулирование общественных отношений

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ.

Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. ПРАВО НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ. НАСЛЕДОВАНИЕ. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ.

ЗАНЯТОСТЬ И ТРУДОУСТРОЙСТВО. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. КОНСТИТУЦИОННОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО.

Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Опыт познавательной и практической деятельности:

- работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

- критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- анализ современных общественных явлений и событий;

- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;

- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания;

уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.


2. ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО).

  1. Объектами проверки учебных достижений по обществознанию являются:

- знание закономерностей развития общества, основных понятий и терминов;

- усвоение общих обществоведческих представлений, понятий, идей;

- владение навыками анализа и объяснения (раскрытие причинно-следственных связей в социальных процессах, сравнение, определение сущности событий, выявление структуры социального процесса, соотношения его функций и элементов и др);

- умение определять роль и место человека в мире, раскрывать влияние окружения на личность и обратное влияние;

- умение оперировать знаниями по обществознанию и применять их в новой ситуации.

  1. Вид аттестации: экзамен.

  1. Форма проведения экзамена: устно-письменная, на подготовку ответа дается 15 минут.

Студент имеет право воспользоваться учебной программой и основными нормативно-правовыми актами (Конституцией РФ, Гражданским, Трудовым кодексами РФ и т.д.).

  1. Экзаменационный материал:

- комплект билетов по истории по количеству экзаменуемых

- экзаменационная ведомость

- основные нормативно-правовые акты РФ.

2.1. Контрольные вопросы по обществознанию.

  1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества (характеристика человека как биосоциального существа). Теории происхождения человека. Человек, индивид, личность.
  2. Деятельность и мышление. Виды деятельности.
  3. Познавательная деятельность человека (понятие, чувственное и рациональное познание, проблема познаваемости мира, самопознание). Истина и ее критерии.
  4. Общество как сложная система (элементы и подсистемы, социальные институты). Общество и природа. Многовариантность общественного развития.
  5. Современная типология общества (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)
  6. Цивилизация и формация (главные идеи, основоположники, отличительные особенности).
  7. Глобализация и антиглобализм. Глобальные проблемы человечества и поиски путей их решения.
  8. Духовная культура личности и общества (понятие, типы и формы, многообразие и диалог культур).
  9. Наука и образование в современном мире (понятие, классификация, научное познание и методы исследований, роль в развитии человечества).
  10. Образование как способ передачи знаний и опыта (понятие, современные тенденции развития, самообразование, реформа).
  11. Мораль (понятие и законы, добро и зло,  «золотое правило нравственности»).
  12. Искусство и его значение (понятие, художественный образ, функции, эстетика)
  13. Религия и её роль в современном мире (понятие, функции, нормы, мировые религии). Свобода совести и атеизм.
  14. Экономика как хозяйство и наука. Роль экономики в жизни общества.
  15. Главные вопросы экономики. Основные компоненты экономики. Производство, распределение, обмен и потребление.
  16. Собственность (понятие, формы собственности; приватизация и национализация).
  17. Типы экономических систем (традиционная, плановая, рыночная, смешанная и переходная).
  18. Рынок как многозначное понятие. Виды рынков. Механизм спроса и предложения как основы рынка.
  19. Конкуренция (виды конкуренции; политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство; естественные монополии, их роль и значение в экономике России).
  20. Экономические ресурсы производства (ресурсы и потребности;  факторы производства; издержки и прибыль).
  21. Налоговая система (виды и функции налогов, налоговая политика государства).
  22. Предпринимательство (формы организации бизнеса; виды предпринимательской деятельности).
  23. Роль государства в экономике (денежная, бюджетная, инвестиционная политика государства; государственный бюджет). Понятие ВВП и его структура.
  24. Деньги как универсальный товар и их основные функции. Инфляция (причины возникновения, виды, последствия).
  25. Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России.
  26. Труд и рынки труда. Безработица (причины, виды, последствия).
  27. Заработная плата и семейный бюджет. Экономика семьи.
  28. Основные проблемы экономики России.
  29. Социальная структура и социальные отношения (социальная стратификация; виды социальных групп).
  30. Социальная роль. Социальный статус и престиж. Социальная мобильность (понятие, виды, каналы).
  31. Социальные нормы. Девиантное поведение, его формы и проявления.
  32. Социальный конфликт  (причины возникновения и виды). Пути разрешения социальных конфликтов.
  33. Этнические общности. Межнациональные конфликты и пути их разрешения (на примере национальной политики в РФ).
  34. Семья как социальный институт (структура и функции; понятие брака; основные тенденции развития семьи в современном мире).
  35. Понятие власти. Типы общественной власти.
  36. Государство, его внутренние и внешние функции.
  37. Типология государств (по форме правления (республика, монархия), по форме государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация) и по видам политического режима (авторитарный, тоталитарный, демократический)).
  38. Правовое государство. Гражданское общество и государство. Личность и государство.
  39. Политические партии и их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
  40. Выборы и их особенности в Российской Федерации.
  41. Право в системе социальных норм (источники, нормы, функции).
  42. Правовые отношения и их структура (дееспособность, правоспособность, деликтоспособность, правомерное поведение).
  43. Конституционное право как отрасль российского права. Основные конституционные права и обязанности граждан России.
  44. Правоохранительные органы РФ (виды и функции).
  45. Гражданское право и гражданские правоотношения.
  46. Семейное право и семейные правоотношения.
  47. Трудовое право и трудовые правоотношения.
  48. Административное право и административные правоотношения.
  49. Уголовное право.
  50. Международное право.

  1. Критерии оценки знаний.

Оценка «отлично» ставится студенту за полный и глубокий ответ на все вопросы экзаменационного билета, в который включается теоретический анализ, практическое применение знаний и личностное отношение студента.

Оценка «хорошо» ставится студенту за полный ответ на все вопросы билета, владение навыками теоретического анализа.

Оценка «удовлетворительно» ставится студенту за раскрытие основных аспектов вопросов билета.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае затруднения студента ответить как на вопросы в билете, так и на дополнительные вопросы преподавателя.

При окончательном оценивании устного ответа студента учитывается освещение им дополнительных вопросов по всему курсу.

В критерии оценки знаний входят:

  1. Степень усвоения материала, предусмотренного учебной программой.
  2. Уровень знаний, умений, навыков.
  3. Обоснованность, четкость, логичность ответов.

VI. Рекомендуемая литература для подготовки к экзамену.

  1. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко. – М.: Астрель, 2014. – 478 с.
  2. Емохонова Л. Г. Обществознание : учебник : В 3 ч. / Л. Г. Емохонова. – М.: Просвещение, 2013.
  3. Касьянов В. В. Обществознание: Учебное пособие для ссузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2016. – 413 с.
  4. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень; / [Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов, А. В. Белявский и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. М.: Просвещение, 2014. – 350 с.
  5. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень; / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. М.: Просвещение, 2014. – 335 с.
  6. Садохин А. П. Обществознание : учеб. пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. – М.: ЮНИТА_ДАНА, 2011. – 559 с.
  7. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2012.
  8. Яхонтова Е. С. Обществознание : учеб. пособие / Е. С. Яхонтова. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2013. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы (в рамках реализации ФГОС ООО)

Программа по обществознанию 5-9 классы разработана творческой группой учителей о.Муром в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре учебной программы. Рабочая программа по обществознанию разрабо...

Рабочая программа по обществознанию

Программа учебной дисциплины «Обществознание »  предназначена  для  изучения обществознания   в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих об...

Рабочая программа дисциплины «Обществознание»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального образования в...

рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию 171 час, ФГОС2 с УУД....

рабочая программа по обществознанию

Рабочая  программа  учебной  дисциплины  является  частью  основной профессиональной  образовательной  программы  специальности социально-экономического пр...

Рабочая программа по обществознанию

Рабочая программа по обществознанию...