«Шкала любви от «-» к «+» и от «+» к «-»
план-конспект занятия на тему

Материал для работы педагога-психолога в родительской группе (детско-родительские отношения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkala_lyubvi.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Шкала любви от «-» к «+» и от «+» к «-»

Педагоги-психологи

ЦПМСС «Ново-Переделкино»

Гришакова Светлана Александровна,

Свешникова Галина Борисовна

Предлагаемый материал может быть использован педагогами-психологами, социальными педагогами, классными руководителями для проведения родительского собрания, тренинга, консультации, занятия в Родительском клубе и т.д.

Основная цель такого занятия, тренинга, консультации – гармонизация детско-родительских взаимоотношений.

Задачи:

  • помочь осознать родителям значимость принятия своего ребенка;
  • создать предпосылки формирования навыков безусловной любви к своему ребенку;
  • помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если это необходимо;
  • повысить родительскую компетентности и осознанность эмоциональных воздействий на ребенка со стороны взрослых.

В качестве эпиграфа к нашему сегодняшнему разговору разрешите зачитать вам стихотворение Светланы Кучеренко «Как измерить любовь?»


Маленький зайчонок улыбнулся маме:
Я тебя люблю вот так! - и развёл руками.
А вот как я тебя люблю! - мать ему сказала,
Развела руками и тоже показала.
- Это очень много, - прошептал зайчишка,
- Это очень, очень много, много, но не слишком.
Он присел и прыгнул высоко, как мячик
Я тебя люблю вот так! - засмеялся зайчик.
И тогда ему в ответ, разбежавшись, лихо,
- Вот как я тебя люблю! - подпрыгнула зайчиха.
- Это очень много, - прошептал зайчишка,
- Это очень, очень много, много, но не слишком.
- Я тебя люблю вот так! - зайчик улыбнулся
И на травке-мураве перекувыркнулся.
- А вот как я тебя люблю! - мамочка сказала,
Кувыркнулась, обняла и поцеловала.
- Это очень много, - прошептал зайчишка,
- Это очень, очень много, много, но не слишком.
- Видишь, дерево растёт, возле речки прямо?
Я тебя люблю вот так! - понимаешь, мама.
А у мамы на руках видно всю долину.
- Вот как я тебя люблю! - мать сказала сыну.
Так прошёл весёлый день, в час, когда смеркалось,
Жёлто-белая луна в небе показалась.
Ночью детям нужно спать даже в нашей сказке.
Зайчик маме прошептал, закрывая глазки:
- От земли и до луны, а потом обратно -
Вот как я тебя люблю! Разве не понятно?..
Подоткнув со всех сторон зайке одеяло,
Тихо-тихо перед сном мама прошептала:
- Это очень-очень много, это так приятно,
Когда любят до луны, а потом обратно...

Сегодня мы поговорим о любви к своему ребенку, какая она. А также о том, как мы общаемся, разговариваем со своим ребенком.

Для начала, в качестве разминочного упражнения вам по очереди предлагается назвать по одному качеству ребенка, которое «мешает»  нам общаться с ним. Затем также каждый называет свое качество, которое «мешает» окружающим, в том числе и нашему ребенку, общаться с нами.

Краткое обсуждение: какое качество назвать было легче? Почему? Возможно, кто-то вообще не смог назвать качества в первом или во втором случае. Почему?

Следующее упражнение предлагается выполнить с закрытыми глазами. Надо в течение 3 минут из пластилина, при помощи аппликации или рисунка (на выбор) создать своего ребенка. Во время выполнения задания звучит спокойная музыка.

Когда родители открывают глаза, обсуждаются по кругу вопросы: Что нравится или не нравится в своем творении? Что бы хотели изменить?

На некоторое время «ребенок» откладывается в сторону.

Нами было проведено небольшое исследование. В нем приняло участие 54 взрослых человека (родителя). Был задан вопрос: «Что бы Вы изменили в своем ребенке?» И вот какие результаты были получены: (данные выводятся на экран или раздаются в печатном виде). См. Приложение 1.

В следующем задании вам предлагается уже с открытыми глазами в течение 2 минут из пластилина, при помощи аппликации или рисунка (на выбор) создать себя (любимого, красивого, великолепного и т.п.). По моей команде вы передаете свое творение по кругу. Далее работаете уже с фигуркой, полученной от соседа, изменяя и дополняя ее по своему усмотрению. И так до тех пор, пока у каждого в руках не окажется свое творение. Во время выполнения звучит спокойная музыка.

Далее проводится обсуждение: впечатления от произведенных другими изменений с Вашей фигурой.

Предлагаем снова обратиться к результатам исследования. На этот раз вопрос задавался детям: «Что бы Вы изменили в своей маме (или своем папе)?» Данные выводятся на экран или раздаются в печатном виде. См. Приложение 2. Предлагаем сравнить результаты по опросу детей и взрослых.

Можем смело делать вывод о том, что дети более склонны к проявлению именно безусловной любви. Особенно ярким проявлением детской безусловной любви является любовь к своим родителям детей из детских домов.

Что же такое безоговорочная, безусловная любовь? Любить ребенка безусловно — значит, любить его независимо ни от чего. Независимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства. Независимо от того, чего мы ждем от него в будущем, и, что самое трудное, независимо от того, как он ведет себя сейчас. Ясно, что это идеал, которого мы никогда не достигнем полностью. Но опять же чем больше мы стремимся к нему и чем больше мы достигаем положительных результатов, тем более удовлетворенными и уверенными в себе родителями мы становимся. И тем более довольным жизнью и нами, доброжелательным и счастливым растет наш ребенок.

Давайте сейчас каждый из вас вернется к ребенку, которого сделали в самом начале. И каждый для себя ответит на вопросы: «Надо ли что-то менять?» и «Как будет чувствовать себя ребенок, если мы все-таки начнем свои изменения?»

Сейчас еще раз мы посмотрим на «своего» ребенка. Вспомните, какие недостатки его Вы называли в начале. И теперь, назвав этот недостаток, продолжите предложение словом «зато», найдя в ребенке что-то положительное и замечательное.

Наверное, все согласятся, что с ребенком необходимо не только правильно говорить, но и уметь правильно слушать своего ребенка, а особенно прислушиваться к их чувствам. Сейчас мы сыграем в ролевую игру, где вы сможете этому научиться.

Представьте, что я ваш ребенок-подросток. Я собираюсь вам рассказать кое-что из того, что у меня на уме. Предлагаю вам реагировать так, как вы реагировали бы на слова своего ребенка. Итак, начнем.

1) «Я не пойду больше в эту школу» (ответы родителей)

2) «Не знаю, хочу ли я поступать в колледж…»(ответы родителей)

3) «Почему именно мне всегда приходится выбрасывать мусор?» (ответы родителей)

4) «Сегодня приходил полицейский и прочитал нам длиннющую лекцию про наркотики. Ну и бред же он нес! Судя по всему, он просто пытался нас запугать» (ответы родителей)

5) «Да наплевать, что у меня температура. Я все равно пойду на день рождения к однокласснику» (ответы родителей)

Как вы думаете, какова будет реакция подростка на ответы родителей? Убедят ли его эти ответы? Как реагируют ваши дети в подобных ситуациях?

Нам родителям трудно выслушивать, как наши дети выражают недовольство, сами, без нас принимают решения.

Но мы не прислушиваемся к их чувствам.

Попробуем сыграть иначе. Я раздам вам «подсказки», которые могут быть вам полезными в разговоре с детьми в те моменты, когда им плохо или когда у них какие-то неприятности.

ПОДСКАЗКА №1: озвучьте чувства или состояние ребенка - выразив свои мысли и чувства  в словах, вы поможете ему справиться с реальностью.

 

ПОДСКАЗКА №2: реагируйте на чувства словами или междометиями (неужели!.. ммм… понятно… правда?.. понимаю… да… угу…и др.). Даже минимальные сочувственные отклики со стороны родителя помогают ребенку почувствовать себя понятым и дают ему возможность сосредоточиться на том, что надо делать.

ПОДСКАЗКА №3: предложите в виде фантазии то, чего не можете дать в реальности. Давая подростку желаемое в фантазиях, мы помогаем ему принять реальность такой, какая она есть.

ПОДСКАЗКА №4: посочувствуйте своему ребенку, одновременно с этим корректируя неприемлемое поведение. Относясь с сочувствием к его беде, мы помогаем ему согласиться с устанавливаемыми нами жесткими рамками.

Далее родителям предлагается объединиться в пары, вспомнить ситуации из жизни и проиграть их в ролях, используя подсказки.

Сейчас самое время закончить одно предложение, которое каждый из Вас получил на листочке. (Незаконченное предложение: «Я люблю своего ребенка…») Далее отмечаются те продолжения предложений, которые близки к проявлению безусловной любви к своему ребенку.

В своей книге «Как на самом деле любить детей» Росс Кэмпбелл пишет: «Как бы я хотел сказать: «Я люблю своих детей всегда, независимо ни от чего, даже от их плохого поведения!» Но, увы, как и все родители, я не могу сказать этого всегда и искренне, положа руку на сердце. Но я должен довериться себе и пытаться приблизиться к прекрасной цели безусловной любви. (Раздаются памятки с рекомендациями)

Воспитывая своих детей, общаясь с ними, каждый родитель знает (или думает, что знает) чего же он хочет от своего ребенка. А вы задумывались чего хотят дети при общении с Вами?

В заключении нашего с Вами сегодняшнего разговора хотелось бы вам преподнести небольшие послания. Это писали Ваши дети. Каждый из них ответил на вопрос: «Что я хочу от своих родителей?» (Каждому родителю раздается конверт с посланием от ребенка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Любви все возрасты покорны"

Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие "Любви все возрасты покорны", можно использовать как для учащихся 9-11 классов, так и для учащихся училищ, техникумов, колледжей....

Поликлиника. Периоды детского возраста. Патронажи. Потребности ребенка. Шкала Апгар.

Периоды детского возраста. Патронажи.Потребности ребенка. Шкала Апгар....

уРОК- ПРОЕКТ ПО ФИЗИКЕ:" ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕМПЕРАТУРНОЙ ШКАЛЕ"

quot;ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕМПЕРАТУРНОЙ ШКАЛЕ"ЗАДАНИЕ :воссоздать термоскоп, продемонстрировать его работу...

Сенсорный анализ продовольственных товаров с использованием метода балловой шкалы

Лабораторно-практическая работа по дисциплине  Товароведение продовольственных товаров Сенсорный анализ продовольственных товаров с использованием метода балловой шкалы...

Шкалы измерений

Шкала измерений – это совокупность значений, позволяющих количественно или качественно отобразить свойства объекта измерений. Разнообразные проявления (количественные или качественные) любого св...

Методика «Шкала тревожности Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина»

Методика «Шкала тревожности Ч.Д.Спилбергера и Ю.Л.Ханина»...

Консультация для родителей.«Пять языков любви» или «Говорите на «языке любви» своего ребенка"

Психологи Гэри Чемпен и Росс Кэмпбелл, исходя из своей многолетней практики поняли, что существуют пять основных «Языков любви». В консультации представлены пять "Языков любви" п...