Развитие и реформирование государственной власти и системы управления в советском обществе (1950-1960 гг.)
презентация к уроку на тему

Калинкина Марина Васильевна

Развитие и реформирование государственной власти и системы управления в советском обществе (1950-1960 гг).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_5.pptx330.58 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация государственных учреждений России Развитие и реформирование государственной власти и системы управления в советском обществе (1950-1960 гг.) Prezentacii.com

Слайд 2

В начале 50-х гг. ХХ в. в СССР действовала Конституция, принятая в 1936 г., на основе которой формировались важнейшие органы государственной власти. Однако после смерти И. В. Сталина в 1953 г. ситуация в стране изменилась, началась борьба в высших эшелонах власти. Столкнулись интересы нескольких групп партийной элиты, во главе которых стояли Л. П. Берия , Г. М. Маленков и Н. С. Хрущев . Каждый из них хотел бы единолично стать преемником, но сталинский режим уже изжил себя, и, понимая это, все стали предлагать достаточно серьезные изменения, чтобы вызвать симпатии народа и укрепить свое влияние в стране.

Слайд 3

Совместное заседание Пленума ЦК КПСС, Совета министров СССР и Президиума Верховного Совета СССР, созванное в Кремле еще до похорон И. В. Сталина, приняло решение о разделе власти. Главой государства, Председателем Совета министров СССР стал Г. М. Маленков . Его первыми заместителями были назначены Л. П. Берия (который одновременно занимал и пост министра внутренних дел); Н. А. Булганин (занимал пост министра обороны), В. М. Молотов (стал и министром иностранных дел). Председателем Президиума Верховного Совета СССР стал К. Е. Ворошилов . Состав Президиума ЦК КПСС также был изменен: вместо прежнего Президиума численностью в 25 человек был назначен новый из 11 членов и 4 кандидатов в члены Президиума.

Слайд 4

Prezentacii.com Вскоре после похорон вождя была сделана попытка четко разграничить полномочия высших государственных и партийных учреждений. В марте 1953 г. на Пленуме ЦК КПСС было принято решение о нецелесообразности совмещения партийных и государственных должностей. Г . М. Маленков, будучи главой государства, перестал быть секретарем ЦК КПСС. Но он продолжал руководить Президиумом ЦК КПСС. Руководство секретариатом ЦК КПСС было возложено на Н. С. Хрущева , значение которого стало увеличиваться. Н. С. Хрущев не имел никаких государственных должностей и фактически был в подчинении Г. М. Маленкова. Специальное постановление Совета министров СССР расширяло права министров. Таким образом, влияние государственного аппарата в стране было выше, чем влияние аппарата ЦК КПСС. Маленков Г.М. Н. С. Хрущев

Слайд 5

Изменения начались и в составе министерств и ведомств. 15 марта 1953 г. количество министерств сократилось с 51 до 25. Сокращение проходило за счет поглощения мелких отраслевых министерств . Он инициировал амнистию заключенных, срок изоляции которых не превышал 5 лет. Важность этих решений была прежде всего в том, что они давали некоторую гарантию от повторения массовых репрессий в будущем. Берия Л.П. Л. П. Берия в июне 1953 г. предложил весьма радикальный антисталинский вариант развития страны и управления : ликвидировать систему принудительного труда из-за его экономической неэффективности.

Слайд 6

Внесены были изменения и в судебную систему страны. По инициативе Л. П. Берии ограничили полномочия Особого совещания и провели амнистию: из 2,5 млн заключенных освободили около 1 млн человек, осужденных за должностные преступления, престарелых, женщин, имевших детей до 10 лет, несовершеннолетних и тяжелобольных. Из состава МВД СССР в гражданские министерства были переданы многие предприятия и стройки. Это положило конец бесплатному труду узников ГУЛАГа . Л. П. Берия даже предложил изменить курс внешней политики: он считал необходимым прекратить «холодную войну», восстановить отношения с Югославией, выступал за объединение Германии.

Слайд 7

Более умеренный вариант реформ предлагал Г. М. Маленков. Он стремился поощрять развитие легкой промышленности, снижать цены на товары широкого потребления. Это было важно для народа, недавно вышедшего из кровопролитной и разрушительной войны и еще восстанавливающего свое хозяйство. В области внешней политики он выступал против «холодной войны». В 1953-1955 гг. Г. М. Маленков был самым популярным человеком в стране. Группа консерваторов (В. М. Молотов, Л. М. Каганович, К. Е. Ворошилов и др.) не помышляли ни о каких серьезных реформах, они стремились сохранить традиционную систему управления и прежде всего собственные позиции в этой системе. Каганович Л.М. Молотов В.М. Ворошилов К.Е.

Слайд 8

Во внутриполитической и внутрипартийной борьбе победу одержал Н. С. Хрущев, у которого не было ни программы реформ, ни законченного представления о политике десталинизации . В июле 1953 г. в высшей партийно-государственной элите произошел своеобразный переворот. Н. С. Хрущев сумел отстранить Л. П. Берию от управления, сам взял вначале партийную, а позже и государственную власть. Арест Л.П.Берии

Слайд 9

Процесс десталинизации продолжался. Сталинский ГУЛАГ был ликвидирован навсегда, уничтожены особые совещания, «тройки», началась реабилитация заключенных. Силовые министерства, объединенные в 1953 г. под началом Л. П. Берии, были вновь разъединены на Министерство внутренних дел, занимавшееся охраной общественного порядка, и органы госбезопасности, которые в марте 1954 г. образовали Комитет государственной безопасности ( КГБ ) при Совете министров СССР. КГБ юридически был под контролем Генерального прокурора СССР, но фактически он контролировался ЦК КПСС и его политбюро.

Слайд 10

Укрепив положение в партии, Н. С. Хрущев начал расширять сферу своего влияния. Из простого секретаря ЦК он превратился в Первого секретаря ЦК КПСС, что дало ему возможность фактически командовать всем партийным аппаратом в стране. На январском Пленуме 1955 г. Н. С. Хрущев обвинил Г. М. Маленкова в организации «ленинградского дела», что дало возможность снять Г. М. Маленкова с должности Председателя Совета министров. На этот пост был выдвинут Н. А. Булганин . Хрущев начал борьбу против В. М. Молотова, который был снят с поста министра иностранных дел и заменен Д. Т. Шепиловым , ближайшим помощником Н. С. Хрущева. Борьба за власть приобретала все более серьезный характер.

Слайд 11

Важнейшую роль в процессе десталинизации общества и системы управления сыграл ХХ съезд КПСС , состоявшийся в 1956 г. С этого времени в стране стала усиливаться роль партийного аппарата, который подчинил себе и государственный аппарат. В феврале 1958 г. Первый секретарь ЦК КПСС стал одновременно Председателем Совета министров СССР. Было ослаблено влияние МВД, Министерства обороны, КГБ и усилилась роль отделов аппарата ЦК КПСС.

Слайд 12

В начале 1957 г. Н. С. Хрущев направил в Президиум ЦК КПСС записку «Об улучшении руководства промышленностью и строительством». Предлагалось центр тяжести управления перенести на места, ближе к предприятиям и стройкам. Формой нового управления предлагалось сделать советы народного хозяйства ( совнархозы ). Так был узаконен переход от вертикального управления (через министерства) к территориальному (через совнархозы). Это должно было привести к сокращению союзных ведомств и центрального чиновничьего аппарата . Совнархозы становились ключевым звеном новой системы управления. Это были коллегиальные органы управления, руководившие комплексным развитием промышленности. Им подчинялись промышленные и строительные предприятия, хозяйственные учреждения, расположенные на данной территории.

Слайд 13

Н. С. Хрущев пытался реорганизовать сельское хозяйство: он выступал за внедрение новых сельскохозяйственных культур, за новые агротехнические приемы. Преобразование колхозов в совхозы, лишение колхозников права на распоряжение колхозной собственностью также вызывали недовольство. В 1962 г. партийные организации на местах были разделены на промышленные и сельские. Реорганизация 1962 г. коснулась и еще не окрепших совнархозов: их число резко сократилось. Теперь деятельность совнархозов распространялась на несколько областей, а промышленные обкомы партии оказались в подчинении не только у ЦК КПСС, но и у местных совнархозов . Страсть к делению и получению должностей затронула не только столичный аппарат, но и местную бюрократию: разделились на промышленные и сельские организации профсоюзов и комсомола. Везде значительно выросло число чиновников.

Слайд 14

Реорганизация коснулась армии и силовых министерств . За 1955–1958 гг. армия сократилась на 2 млн 140 тыс. человек. В 1960 г. было расформировано Министерство внутренних дел СССР и его функции были переданы республиканским органам МВД. В конце 1962 г. был создан Комитет партийно-государственного контроля . В каждой области при промышленных и сельскохозяйственных обкомах действовали местные комитеты партийно-государственного контроля. Весной 1963 г. Комитет партийно-государственного контроля получил право контролировать Вооруженные силы, КГБ, Министерство охраны общественного порядка.

Слайд 15

Летом 1964 г. началась новая реорганизация системы управления. Н . С. Хрущев составил проект создания системы союзно-республиканских управлений, что означало перетряску кадров. Это настроило против него республиканскую номенклатуру. В октябре 1964 г. против Н. С. Хрущева созрел заговор, в котором приняли активное участие его же сподвижники: А. Н. Шелепин , Д. С. Полянский, В. Е. Семичастный , Н. Г. Егорычев, А. Н. Косыгин, М. А. Суслов и Л. И. Брежнев. На Пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев был отстранен от управления страной, он подписал заявление о своей отставке. Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л. И. Брежнев , а Председателем Совета министров — А. Н. Косыгин .

Слайд 16

Домашнее задание: Письменно ответить на вопросы: Какие управленческие реформы Н. С. Хрущева можно считать более перспективными или успешными и почему? Какие преобразования Н. С. Хрущева дестабилизировали общества и способствовали созданию условий для отстранения его от власти?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ И ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОДЧИНЕННОСТИ

В данной статье рассмотрены вопросы разработки и комплексного внедрения правовых, организационных и образовательных механизмов обеспечения антикоррупционного поведения сотрудников органов государствен...

Презентация к уроку по теме "Искусство 1950-1960"

Презентация к уроку по теме "Искусство 1950-1960"...

Задания для проведения семестровой контрольной работы по специальности: 23.02.01. «Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)» ПМ.01 «Организация перевозочного процесса на ВТ» МДК.01.03 «Автоматизированные системы управления на ВТ»

Целью проведения семестровой контрольной работы является:закрепление теоретических знаний;получение практических навыков самостоятельной работы;определение уровня знаний обучающимисяполученные в проце...

Креативное задание - карточки "Органы государственной власти РФ. Полномочия по Конституции РФ"

Распечатайте листы, сложите пополам и разрежьте ножницами каждую карточку. Затем, читая характеристики каждой карточки разложите их в 4 столбика (Президент, Правительство, Государственная Дума, Совет ...

Уроки истории в 11 классе. Перестройка и распад Советского общества.

Уроки  истории  в  11 классе. Тема: Перестройка  и распад   Советского  общества....