Методические рекомендации: Технология «Дебаты»
методическая разработка на тему

Синегина Наталия Борисовна

Выступление на заседании отдела молодежных инициатив начальника отдела МБУ УМЦ «Ровесник» Н.Б. Синегиной                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_metodicheskie_rekomendatsii_tehnologiya_debaty.docx113.98 КБ

Предварительный просмотр:

Р О С С И Й С К А Я   Ф Е Д Е Р А Ц И Я

Я М А Л О – Н Е Н Е Ц К И Й   А В Т О Н О М Н Ы Й    О К Р У Г

М  У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е   О Б Р А З О В А Н И Е    П У Р О В С К И Й   Р А Й О Н

УПРАВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И ТУРИЗМА

АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА


МБУ УМЦ «Ровесник»логотип последняя копия

Выступление на заседании

отдела молодежных инициатив

начальника отдела

Н.Б. Синегиной                                      

                                                                                                                                                                           

Методические рекомендации: Технология «Дебаты»Педагогическая технология "Дебаты"

В повседневной жизни нам часто приходится отстаивать свою точку зрения. Будь то бытовая ссора или споры с ровесниками, родителями, коллегами по работе, любая попытка убедить окружающих в своей правоте вызывают у нас определенного рода волнение. Что уж говорить о публичных выступлениях, которым в нашем обществе сегодня уделяется особое внимание.

Некоторые предпочитают не обсуждать спорные темы, а другие, напротив, делают это некорректно, тем самым выражают неуважение к мнению своих собеседников. Как же научить сегодняшних подростков корректно и грамотно выражать свое мнение? Бесспорно применение на практике технологии дебаты способствует развитию определенных навыков эффективной коммуникации, стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала, а также способствует созданию устойчивой мотивации к осваиваемому курсу. Дебаты позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса. Особенно важно, что достижение обозначенных целей и задач основывается на соблюдении таких принципов как уважение и честность. Эти принципы обязательны для всех участников дебатов. В нашем понимании, основная цель дебатов – не выиграть, а развиваться и совершенствоваться. Такой подход позволяет воспитанникам проявить свой характер и приобрести уважение окружающих, поскольку в игре не используются недозволенные приемы, участники не выходят за рамки правил, признают честность и доверие в качестве стержня дебатов.

Дебаты с их древними традициями – это система формализованных дискуссий на различные темы. Структура дебатов понятна многим, две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и своем опыте в риторике. Изучение техники проведения дебатов, таким образом, предоставляет прекрасную возможность для их участников обогатить свой язык и приобрести коммуникативные навыки, развить способность успешно вести переговоры и спорить состоит из многих лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков.

Дебаты развивают:

  • логическое и критическое мышление;
  • навык в организации своих мыслей;
  • навыки устной речи;
  • эмпатию и терпимость к различным взглядам;
  • уверенность в себе;
  • способность работать в команде;
  • способность концентрироваться на сути проблемы;
  • индивидуальность стиля публичного выступления.

Таким образом, дебаты развивают у их участников навыки, необходимые для эффективного общения.

Дебаты помогают их участникам:

  • интеллектуально участвовать в жизни общества;
  • выступать в качестве лидеров;
  • брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей;
  • изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы;
  • синтезировать знания;
  • слаженно работать в команде;
  • достигать более высоких показателей в учебе;
  • быть критичными слушателями;
  • принимать хорошо продуманные решения;
  • развивать смелость и уверенность в себе.

Наше учреждение использует данную технологию с 2013 года. В период с сентября по май 2013 года коллектив провел входные тестирования воспитанников во всех объединениях.

Результаты были проанализированы и выявлены следующие сложности:

  • соматическая ослабленность воспитанников;
  • неумение применять на практике полученные знания;
  • неумение принимать спонтанные решения;
  • неуверенность в собственных знаниях;
  • неумение отстаивать свою точку зрения корректно;
  • низкий уровень развития навыка спонтанного говорения

Решение данных проблем виделось в расширении спектра услуг, интеграции различных видов и форм развития, индивидуализации развивающих траекторий и достижении воспитанниками результатов, необходимых для успешной социализации.

В рамках методической работы были проанализированы УМК и определены темы для дебатов. Были изучены существующие форматы дебатов (парламентские дебаты, дебаты Карла Поппера, мировой школьный формат дебатов) и выработан формат, отвечающий временным рамкам занятия, в котором может быть задействована вся группа воспитанников. Также были выработаны критерии оценки выступлений команд.

Было принято решение оценивать выступления по следующим параметрам: тайм менеджмент, стиль, содержание и стратегия.

  • Тайм менеджмент предполагает умение регулировать время собственного выступления и выступления членов команды.
  • Стиль подразумевает оценку манеры поведения и стиля речи выступлений, поэтому подразделяется на:
  • вербальные инструменты владения аудиторией: стиль речи, использование различных языковых средств и приемов, чувство юмора;
  • невербальные инструменты владения аудиторией: манера поведения, умение держаться, зрительный контакт.
  • В разделе содержание оценивается непосредственно речь выступающих, а именно следующие показатели:
  • логика в представлении аргументов;
  • глубина знаний по данной теме;
  • соответствие аргументов теме дебатов и иллюстрации (обоснования) аргументу, верность представленных аргументов;
  • контраргументация (когда опровержение соответствует аргументу);
  • использование примеров, фактическая поддержка.
  • Оценка стратегии представляется важным пунктом, т.к. способствует формированию регулятивных универсальных действий.

Стратегия подразделяется на следующие пункты:

  • умение предвосхитить, просчитать стратегическую линию другой команды (говорящий предвосхищает или отвечает на каждый пункт команды противника);
  • организация работы в команде (каждый участник играет равную по значимости роль с остальными членами команды).

Однако дебатировать исключительно с одногруппниками на наш взгляд было малоэффективно. Позже было инициировано сотрудничество со школами, ученики которой уже выступали в соревнованиях по школьным дебатам. Наши воспитанники посещали тренинги и мастер классы профессиональными тренерами дебатов. Помимо этого была составлена программа клуба дебатов, программы мастер-классов и тренингов.

Безусловно, подобная работа высокоэффективна и дает положительные результаты. Однако дебатирование связано выездами за пределы поселка, которые требуют временных и финансовых затрат. Имея опыт видео конференций и телемостов, появилась идея проводить дебаты онлайн. После нескольких удачных попыток, мы пришли к выводу, что подобная технология является хорошей альтернативой очным дебатам. Онлайн игра не может полностью заменить живой спор, однако, является прекрасным вариантом игры при отсутствии других возможностей.

Преимущества онлайн дебатов:

  • расширяют рамки общения;
  • представляют возможность дебатировать даже с зарубежными командами;
  • экономят время и средства;
  • дают возможность участия большего количества воспитанников.

Конечно же, данная технология не идеальна и имеет свои недостатки, а именно технические сложности: качество интернета, видео и звука, наличие необходимого оборудования, поиск партнеров для дебатов.

Приведенный ниже алгоритм подготовки к онлайн дебатам является для нашего учреждения наиболее приемлемым.

Алгоритм:

  • определяем возраст дебатеров;
  • определяем формат дебатов и систему судейства;
  • определяем тематику;
  • делаем подборку статей, информации в литературе, видео по теме;
  • даем на подготовку участникам;
  • обсуждаем вместе позиции «за» и «против» по теме;
  • разрабатываем «кейс» по теме;
  • репетируем обе позиции;
  • прорабатываем возможные вопросы и позиции оппонентов на занятии (в таких дебатах участвует 3-5 человек от команды и третья сторона – зрители, что позволяет получить новый взгляд на рассматриваемую проблему)
  • готовим таблички с наименованиями спикеров;
  • за день до игры проводится техническая проверка: определяются и согласовываются программы для видеозаписи дебатов для дальнейшего анализа;
  • в день игры техническая проверка и проверка записи и звука видео;
  • роли распределяются в ходе жеребьевки одной из команд либо определяются заранее.

В связи с тем, что мы рассматриваем дебаты в меньшей степени как игру, а непосредственно как технологию, обе стороны заранее знают примерную тематику игры. Целесообразно провести заранее коллективную скайп сессию с участниками дебатов, для того чтобы определить направления работы и аргументы, которые рассматривают команды. Это позволит преподавателям скорректировать аргументы учащихся и их позиции, ответить на вопросы, возникшие в ходе подготовки и обсудить критерии судейства. Все участники дебатов должны хорошо знать критерии судейства и строить свои позиции, учитывая эти требования. Так же удобно создавать групповые дискуссии в различных социальных сетях и интерактивных сообществах, что даст возможность оперативного решения возникающих проблем. В ходе подготовки роль руководителя является самой важной, ведь подготовка материала и корректировка позиций, репетиции игры занимают много времени, тем не менее полученный результат того стоит.

Выводы о результатах использования технологии дебаты:

  • применение технологии дебаты позволяет активизировать навыки логического и критического мышления;
  • подготовка к дебатам способствует формированию умения грамотно осуществлять сбор и осмыслению необходимой информации;
  • дебаты помогают сформировать и совершенствовать навык публичных выступлений;
  • дебаты развивают моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формируют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным действиям;
  • способствуют формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • дебаты позволяют освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни;
  • дебаты формируют коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе развивающей деятельности;
  • дебаты развивают умение самостоятельно определять свои цели, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • применение данной технологии развивает умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждения, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • молодые люди учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • воспитанники проявляют неравнодушие при обсуждении социально значимых проблем, совершенствуют умение аргументированно отстаивать свою позицию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные и интерактивные технологии на занятиях в СПО. Технология- «Дебаты»

Современное образование немыслимо без инновационных процессов. Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя ...

Активные и интерактивные технологии на занятиях. Технология – «Дебаты».

Современное образование немыслимо без инновационных процессов. Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПМ 03. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ, КОПЧЕНЫХ ИЗДЕЛИЙ И ПОЛУФАБРИКАТОВ Специальность 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

Выполнение курсовой работы  по профессиональному модулю 03.Технология производства колбасных изделий, копченых изделий и полуфабрикатов, направлено на приобретение  практического опыта ...

Методическая рекомендации:"Технология игры ДЕБАТЫ".

Дебаты – это эффективное средство обучения; особая форма дискуссии, интеллектуальная игра, новая образовательная технология...

Презентация "Применение технологии дебатов на уроке истории"

В презентации описан пошаговый процесс организации урока истории в виде дебатов...

Методические рекомендации "Технологии уровневой дифференциации"

Технологизация процесса обучения требует удобной и безопасной организации деятельности учащихся и педагогов.Сегодня школа, к сожалению, не в состоянии материально - технически оснастить вариативное об...