Главные вкладки

    Методическая разработка урока по учебной дисциплине История «От Руси к России»
    методическая разработка на тему

    материал позволяет студентам систематизировать исторический материал по изученному периоду; охарактеризовать понятие «централизованное государство»; систему государственного управления в России; сравнивать вотчинное и поместное землевладение; определять понятие «Судебник 1497 г.»; характеризовать внутреннюю политику Ивана III и Василия III; раскрывать особенности положения Руси между Востоком и Западом; характеризовать внешнюю политику Ивана III; объяснять понятия «многонациональный характер Российского государства»; сделать проект (доклад, реферат) по пройденному в главе материалу.

    Урок посвящён презентации разработанных студентами проектов, а также выполнению заданий, составленных учителем.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Повторительно-обобщающий урок32.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока по учебной дисциплине История

    «От Руси к России»

    (Повторительно-обобщающий урок)

    Ляшенко Татьяна Геннадьевна

    преподаватель

    ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова

    Цели урока: 

    Образовательные: 

    • показать, что процесс объединения сопровождался созданием централизованной системы управления;
    • сравнить государственное управление, законодательство, армию в современной России и в Российском государстве XV—XVI вв.
    • сформировать понимание задач внешней политики, их связь с внутренней политикой.

    Воспитательные: 

    • прививать уважение к истории своего государства, развивать патриотические чувства;
    • формировать лидерские качества на примере личности Ивана III;

    Развивающие: 

    • совершенствование навыков систематизации исторической информации;
    • получение опыта по работе с проектами (докладами, рефератами)

    Время проведения:  1,5 часа

    Место проведения: учебная аудитория

    Межпредметные связи: обществознание, литература, информатика и ИКТ

    Характеристика основных видов деятельности: систематизировать исторический материал по изученному периоду; характеризовать понятие «централизованное государство»; систему государственного управления в России; сравнивать вотчинное и поместное землевладение; определять понятие «Судебник 1497 г.»; характеризовать внутреннюю политику Ивана III и Василия III; раскрывать особенности положения Руси между Востоком и Западом; характеризовать внешнюю политику Ивана III; объяснять понятия «многонациональный характер Российского государства»; сделать проект (доклад, реферат) по пройденному в главе материалу.

    Урок посвящён презентации разработанных студентами проектов, а также выполнению заданий, составленных учителем.

    Основные понятия: централизованное управление, многонациональное государство, великий князь, Боярская дума, приказы, кормление, местничество, бюрократия, Судебник, пожилое, Юрьев день, вотчина, поместье, дворяне, служилые люди, дьяки.

    Оборудование урока: карта «Россия в XV — начале XVIв.», схема российского централизованного управления в конце XV — начале XVI в.

    ХОД УРОКА

    Урок начинается с повторительно- обобщающей беседы со студентами по основным понятиям темы:

    Затем, преподаватель может организовать проверку домашнего задания в форме выступлений (защиты) проектов студентами:

    Закрепление изученного материала можно провести в форме выполнения следующих заданий:

    1 вариант:

    1. Какие города были присоединены к Московскому княжеству в XV в.?
    1. Владимир и Суздаль        3) Казань и Астрахань
    2. Новгород и Тверь        4) Дмитров и Звенигород
    1. Укажите государственный представительный орган, который был учреждён в России в XVI в.
    1. Государственная дума        3) Земский собор
    2. Правительствующий сенат        4) Стоглавый собор
    1. «Пожилое» в Московском государстве — это
    1. денежный сбор с крестьян при уходе от землевладельца
    2. часть русского города, населённая ремесленниками и купцами
    3. система содержания должностных лиц за счёт местного населения
    4. порядок назначения должностных лиц в зависимости от знатности рода
    1. Наследственное земельное держание в Московском государстве XV-XVI вв. — это
    1. кормление        2) посад        3) вотчина        4) поместье
    1. Укажите событие, в результате которого было окончательно ликвидировано ордынское владычество на Руси.
    1. битва на реке Шелони        3) Грюнвальдская битва
    2. Куликовская битва        4) стояние на реке Угре
    1. Прочтите отрывок из источника и укажите событие, с которым он связан.

    «Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира — так кричали на вече бояре и их сторонники».

    1. присоединение Рязанского княжества к Москве
    2. присоединение Новгорода к Москве
    3. поход Ермака
    4. осада Пскова войсками Стефана БаторияПадение ордынского ига.
    1. Расставьте отрывки из летописи в правильной последовательности.
    1. ...Когда наши отступили от берега, тогда татары, одержимые страхом, побежали, думая, что русские пускают их на другой берег, желая с ними биться... Князь же великий с сыном и с братьями и со всеми воеводами пошёл к Боровску, говоря, что там учинит с ними бой...
    2. ...Ахмат пришёл к Угре со всем войском, желая перейти реку.

    И пришли татары, и начали стрелять в наших, а наши в них... И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замёрзнет река...

    1. ...В том же году (1480) пришла весть великому князю, что царь Ахмат идёт со всею Ордою... (на Русскую землю) ...Князь же великий (Иван III Васильевич) послал своего сына (князя Ивана) и брата (князя Андрея) и воевод со всеми войсками на Угру. И, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы...
    2. ...Царь (Ахмат) убежал в Орду, и пришёл на него ногайский царь Ивак и Орду взял и его убил...
    3. ...Когда же река замёрзла, князь великий велел сыну своему, великому князю Ивану, и брату своему, князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами прийти к нему к Кременцу, боясь татарского нашествия, чтобы, соединившись вместе, бороться с врагом...

    2 вариант:

    1. Какие из перечисленных событий относятся к завершению процесса объединения русских земель? Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
    1. присоединение Твери к Москве
    2. освоение Западной Сибири купцами Строгановыми
    3. присоединение Рязани к Москве
    4. присоединение Казанского ханства
    1. Боярская дума в Московском государстве XV-XVI вв. — это
    1. высший судебный орган
    2. законосовещательный орган при государе
    3. исполнительный орган власти
    4. представительный орган при государе
    1. Прочтите отрывок из источника и укажите имя великого князя, о котором идёт речь.

    «Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идёт в полном сборе, со своей ордой и царевичами, да ещё в соглашении с королём Казимиром — ибо король правил его против великого князя, желая сокрушить христианство. Князь великий пошёл на Коломну и стал у Коломны, <...> а прочих князей и воевод в иных местах, а других — по берегу. Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошёл к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды».

    1. Василий II Тёмный        3) Василий III Иванович
    2. Иван III Васильевич        4) Иван IV Васильевич
    1. В результате битвы на реке Шелони
    1. к Москве были присоединены сибирские земли
    2. многие новгородцы признали силу московского князя
    3. было окончательно ликвидировано ордынское владычество на Руси
    4. Астраханское ханство было присоединено к Москве
    1. Что из перечисленного стало следствием формирования единого Русского государства
    1. усиление великокняжеской власти
    2. укрепление вечевых традиций
    3. прекращение практики созыва земских соборов
    4. ослабление великокняжеской власти
    1. Какое из перечисленных событий относится к XV в.?
    1. битва на реке Калке        3) стояние на реке Угре
    2. поход Ермака в Сибирь        4) Ливонская война
    1. Присоединение Новгорода.

    Соотнесите даты и выдержки из сочинения Д. И. Иловайского «История России».

    1. 1471 г.        Соглашение Новгорода с Польско-Литовским государством, поход Ивана III на Новгород.
    2. 14.07.1471 г.        Битва на р. Шелони. Приезд Ивана III в Новгород.
    3. 1475 г. -1477.г        Признание новгородскими послами Ивана III государем.
    4. 1478 г.        Поход Ивана III на Новгород, уничтожение новгородских вольностей.
    5. 1479 г.        Подавление новгородского восстания.
    6. 1484—1499 гг.        Переселение новгородских бояр на московские земли.
    1. До тысячи семейств купеческих и боярских он разослал из Новгорода, до 7000 семейств чёрных людей также разместил по московским городам и посадам. На место же выселенных людей прислал из своих городов детей боярских и купцов. Подобные переселения возобновлялись несколько раз...
    2. ...По окончании переговоров Иван Васильевич велел составить целовальную или присяжную запись. Вече перестало существовать, бояре и купцы присягали на владычном дворе, а по концам приводили

    к присяге чёрных людей. Потребовали также присяги от вдовых боярынь, так как в Новгороде они пользовались значительными правами. На Ярославовом дворе вместо веча теперь помещены были два великокняжеских наместника...

    1. Легкомысленно начав восстание, новгородцы не сообразили того, что в случае неудачи лишаются и тех немногих льготных условий, на которые сдались Иоанну несколько месяцев тому назад. Великий князь после усмирения восстания обошёлся с ними уже как самодержавный государь со своими подданными...
    2. ...Получив известие об этом договоре, Иван III поступил со свойственным ему расчётом и осмотрительностью. Прежде, нежели предпринять поход, он не однажды отправлял к новгородцам послов, призывал их к исправлению и обещал их жаловать, увещевал не отступать к латинскому государю...
    3. ...Новгородцы, не надеясь на собственных судей, стали ездить в Москву со своими исками. Зимою 1477 г. прибыли с челобитьем Подвойский Назар и вечевой дьяк Захария. Они называли великого князя «государем», а не «господином», как прежде...
    4. ...Надежда на литовскую помощь оказалась обманутою. Нерешительный Казимир не принимал никакого участия в войне Новгорода с Москвою.

    Превосходство было на стороне московитян; их полки, закалённые в походах, были предводительствуемы опытными воеводами. Новгородское ополчение состояло из разных ремесленников, которые большею частью были набраны силою... из предводителей никто не выдался талантом и энергией. Большое число новгородцев пало или взято в плен...

    Домашнее задание: написать эссе на тему «Что связывает понятия «великорусская народность» и «многонациональное государство»?

    Список литературы: 

    1. Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVI века, Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений.  – М.: Дрофа, 2013
    2. Борисов Н.С. История России. Базовый уровень . С древнейших времен до конца XVII века. – М.: Просвещение, 2014
    3. Абдулаев Э. Н., Артемов В. В. и др. / Под ред. Сахарова А. Н. – История России. С древнейших времён до конца XVI века. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций /— М. : Просвещение, 2013. — 207 с.
    4. http://hiztory.ru/rus13-15vek/kn-ivan3.html
    5. Учим историю вместе с PPT-History.ru http://ppt-history.ru/obrazovanie-edinogo-gosudarstva-v-knyazhenie-ivana-iii/
    6. Википедия. Свободная инциклопедия. Иван III Васильевич. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван_III_Васильевич 

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по учебной дисциплине: «Иностранный язык» (немецкий) по профессии 262019.03 Портной Тема урока: «Gewebesortiment» («Ассортимент ткани»)

    Методическая разработка урока  на тему «Gewebesortiment» является частью  общеобразовательной учебной  дисциплины «Иностранный язык» (немецкий) и предназначена для изучения немецк...

    Методическая разработка урока по теме «Освобождение человека от действия электрического тока» учебная дисциплина «Охрана труда»

    Методическая разработка урока теоретического  обучения по разделу «Основы электробезопасности» предназначена для проведения урока в группе учащихся обучающихся по профессии 13046.01 «Обогат...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия по учебной дисциплине «Материаловедение»

    Разработка учебного занятия по теме "Свойства чугунов" с разработкой сценария урока, отбором содержания учебного материала, выбором методов обучения....

    Методическая разработка урока по учебной дисциплине "Экономика организации"

    Методическая разработка учетно-обобщающего занятия по учебной дисциплине «Экономика организации» Тема: Основные фонды организации Цели занятияДидактическая ( обучающая):- повторение и закреп...

    Учебно-методическая карта урока по истории "От Руси к России"

    Показать характер и особенности процесса объединения Руси. Рассказать о свержении татаро-монгольского ига...

    Методическая разработка урока по учебной практике ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации Группа 25 Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» Тема урока: «Создание буклета в программе MS Publisher»

    Методическая разработкаурока по учебной практикеПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информацииГруппа 25Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»Тема урока: «Создание букл...

    Методическая разработка занятия по учебной дисциплины общепрофессионального цикла ОП.03. ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ по теме " Алюминий и его сплавы"

    В методической разработке представлен вариант проведения урока в нетрадиционной, занимательной форме по учебной дисциплины общепрофессионального цикла  ОП.03. Основы материаловедения.  Урок ...