Методическая разработка урока по учебной дисциплине История «От Руси к России»
методическая разработка на тему
материал позволяет студентам систематизировать исторический материал по изученному периоду; охарактеризовать понятие «централизованное государство»; систему государственного управления в России; сравнивать вотчинное и поместное землевладение; определять понятие «Судебник 1497 г.»; характеризовать внутреннюю политику Ивана III и Василия III; раскрывать особенности положения Руси между Востоком и Западом; характеризовать внешнюю политику Ивана III; объяснять понятия «многонациональный характер Российского государства»; сделать проект (доклад, реферат) по пройденному в главе материалу.
Урок посвящён презентации разработанных студентами проектов, а также выполнению заданий, составленных учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Повторительно-обобщающий урок | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по учебной дисциплине История
«От Руси к России»
(Повторительно-обобщающий урок)
Ляшенко Татьяна Геннадьевна
преподаватель
ГБПОУ ПК им. Н.Н. Годовикова
Цели урока:
Образовательные:
- показать, что процесс объединения сопровождался созданием централизованной системы управления;
- сравнить государственное управление, законодательство, армию в современной России и в Российском государстве XV—XVI вв.
- сформировать понимание задач внешней политики, их связь с внутренней политикой.
Воспитательные:
- прививать уважение к истории своего государства, развивать патриотические чувства;
- формировать лидерские качества на примере личности Ивана III;
Развивающие:
- совершенствование навыков систематизации исторической информации;
- получение опыта по работе с проектами (докладами, рефератами)
Время проведения: 1,5 часа
Место проведения: учебная аудитория
Межпредметные связи: обществознание, литература, информатика и ИКТ
Характеристика основных видов деятельности: систематизировать исторический материал по изученному периоду; характеризовать понятие «централизованное государство»; систему государственного управления в России; сравнивать вотчинное и поместное землевладение; определять понятие «Судебник 1497 г.»; характеризовать внутреннюю политику Ивана III и Василия III; раскрывать особенности положения Руси между Востоком и Западом; характеризовать внешнюю политику Ивана III; объяснять понятия «многонациональный характер Российского государства»; сделать проект (доклад, реферат) по пройденному в главе материалу.
Урок посвящён презентации разработанных студентами проектов, а также выполнению заданий, составленных учителем.
Основные понятия: централизованное управление, многонациональное государство, великий князь, Боярская дума, приказы, кормление, местничество, бюрократия, Судебник, пожилое, Юрьев день, вотчина, поместье, дворяне, служилые люди, дьяки.
Оборудование урока: карта «Россия в XV — начале XVIв.», схема российского централизованного управления в конце XV — начале XVI в.
ХОД УРОКА
Урок начинается с повторительно- обобщающей беседы со студентами по основным понятиям темы:
Затем, преподаватель может организовать проверку домашнего задания в форме выступлений (защиты) проектов студентами:
Закрепление изученного материала можно провести в форме выполнения следующих заданий:
1 вариант:
- Какие города были присоединены к Московскому княжеству в XV в.?
- Владимир и Суздаль 3) Казань и Астрахань
- Новгород и Тверь 4) Дмитров и Звенигород
- Укажите государственный представительный орган, который был учреждён в России в XVI в.
- Государственная дума 3) Земский собор
- Правительствующий сенат 4) Стоглавый собор
- «Пожилое» в Московском государстве — это
- денежный сбор с крестьян при уходе от землевладельца
- часть русского города, населённая ремесленниками и купцами
- система содержания должностных лиц за счёт местного населения
- порядок назначения должностных лиц в зависимости от знатности рода
- Наследственное земельное держание в Московском государстве XV-XVI вв. — это
- кормление 2) посад 3) вотчина 4) поместье
- Укажите событие, в результате которого было окончательно ликвидировано ордынское владычество на Руси.
- битва на реке Шелони 3) Грюнвальдская битва
- Куликовская битва 4) стояние на реке Угре
- Прочтите отрывок из источника и укажите событие, с которым он связан.
«Не хотим за великого князя московского, не хотим называться его вотчиной, мы люди вольные, не хотим терпеть обиды от Москвы, хотим за короля польского и великого князя Литовского Казимира — так кричали на вече бояре и их сторонники».
- присоединение Рязанского княжества к Москве
- присоединение Новгорода к Москве
- поход Ермака
- осада Пскова войсками Стефана БаторияПадение ордынского ига.
- Расставьте отрывки из летописи в правильной последовательности.
- ...Когда наши отступили от берега, тогда татары, одержимые страхом, побежали, думая, что русские пускают их на другой берег, желая с ними биться... Князь же великий с сыном и с братьями и со всеми воеводами пошёл к Боровску, говоря, что там учинит с ними бой...
- ...Ахмат пришёл к Угре со всем войском, желая перейти реку.
И пришли татары, и начали стрелять в наших, а наши в них... И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку, и стояли, ожидая, когда замёрзнет река...
- ...В том же году (1480) пришла весть великому князю, что царь Ахмат идёт со всею Ордою... (на Русскую землю) ...Князь же великий (Иван III Васильевич) послал своего сына (князя Ивана) и брата (князя Андрея) и воевод со всеми войсками на Угру. И, придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы...
- ...Царь (Ахмат) убежал в Орду, и пришёл на него ногайский царь Ивак и Орду взял и его убил...
- ...Когда же река замёрзла, князь великий велел сыну своему, великому князю Ивану, и брату своему, князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами прийти к нему к Кременцу, боясь татарского нашествия, чтобы, соединившись вместе, бороться с врагом...
2 вариант:
- Какие из перечисленных событий относятся к завершению процесса объединения русских земель? Найдите в приведённом ниже списке два события и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
- присоединение Твери к Москве
- освоение Западной Сибири купцами Строгановыми
- присоединение Рязани к Москве
- присоединение Казанского ханства
- Боярская дума в Московском государстве XV-XVI вв. — это
- высший судебный орган
- законосовещательный орган при государе
- исполнительный орган власти
- представительный орган при государе
- Прочтите отрывок из источника и укажите имя великого князя, о котором идёт речь.
«Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идёт в полном сборе, со своей ордой и царевичами, да ещё в соглашении с королём Казимиром — ибо король правил его против великого князя, желая сокрушить христианство. Князь великий пошёл на Коломну и стал у Коломны, <...> а прочих князей и воевод в иных местах, а других — по берегу. Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошёл к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке Угре на броды».
- Василий II Тёмный 3) Василий III Иванович
- Иван III Васильевич 4) Иван IV Васильевич
- В результате битвы на реке Шелони
- к Москве были присоединены сибирские земли
- многие новгородцы признали силу московского князя
- было окончательно ликвидировано ордынское владычество на Руси
- Астраханское ханство было присоединено к Москве
- Что из перечисленного стало следствием формирования единого Русского государства
- усиление великокняжеской власти
- укрепление вечевых традиций
- прекращение практики созыва земских соборов
- ослабление великокняжеской власти
- Какое из перечисленных событий относится к XV в.?
- битва на реке Калке 3) стояние на реке Угре
- поход Ермака в Сибирь 4) Ливонская война
- Присоединение Новгорода.
Соотнесите даты и выдержки из сочинения Д. И. Иловайского «История России».
- 1471 г. Соглашение Новгорода с Польско-Литовским государством, поход Ивана III на Новгород.
- 14.07.1471 г. Битва на р. Шелони. Приезд Ивана III в Новгород.
- 1475 г. -1477.г Признание новгородскими послами Ивана III государем.
- 1478 г. Поход Ивана III на Новгород, уничтожение новгородских вольностей.
- 1479 г. Подавление новгородского восстания.
- 1484—1499 гг. Переселение новгородских бояр на московские земли.
- До тысячи семейств купеческих и боярских он разослал из Новгорода, до 7000 семейств чёрных людей также разместил по московским городам и посадам. На место же выселенных людей прислал из своих городов детей боярских и купцов. Подобные переселения возобновлялись несколько раз...
- ...По окончании переговоров Иван Васильевич велел составить целовальную или присяжную запись. Вече перестало существовать, бояре и купцы присягали на владычном дворе, а по концам приводили
к присяге чёрных людей. Потребовали также присяги от вдовых боярынь, так как в Новгороде они пользовались значительными правами. На Ярославовом дворе вместо веча теперь помещены были два великокняжеских наместника...
- Легкомысленно начав восстание, новгородцы не сообразили того, что в случае неудачи лишаются и тех немногих льготных условий, на которые сдались Иоанну несколько месяцев тому назад. Великий князь после усмирения восстания обошёлся с ними уже как самодержавный государь со своими подданными...
- ...Получив известие об этом договоре, Иван III поступил со свойственным ему расчётом и осмотрительностью. Прежде, нежели предпринять поход, он не однажды отправлял к новгородцам послов, призывал их к исправлению и обещал их жаловать, увещевал не отступать к латинскому государю...
- ...Новгородцы, не надеясь на собственных судей, стали ездить в Москву со своими исками. Зимою 1477 г. прибыли с челобитьем Подвойский Назар и вечевой дьяк Захария. Они называли великого князя «государем», а не «господином», как прежде...
- ...Надежда на литовскую помощь оказалась обманутою. Нерешительный Казимир не принимал никакого участия в войне Новгорода с Москвою.
Превосходство было на стороне московитян; их полки, закалённые в походах, были предводительствуемы опытными воеводами. Новгородское ополчение состояло из разных ремесленников, которые большею частью были набраны силою... из предводителей никто не выдался талантом и энергией. Большое число новгородцев пало или взято в плен...
Домашнее задание: написать эссе на тему «Что связывает понятия «великорусская народность» и «многонациональное государство»?
Список литературы:
- Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XVI века, Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2013
- Борисов Н.С. История России. Базовый уровень . С древнейших времен до конца XVII века. – М.: Просвещение, 2014
- Абдулаев Э. Н., Артемов В. В. и др. / Под ред. Сахарова А. Н. – История России. С древнейших времён до конца XVI века. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций /— М. : Просвещение, 2013. — 207 с.
- http://hiztory.ru/rus13-15vek/kn-ivan3.html
- Учим историю вместе с PPT-History.ru http://ppt-history.ru/obrazovanie-edinogo-gosudarstva-v-knyazhenie-ivana-iii/
- Википедия. Свободная инциклопедия. Иван III Васильевич. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иван_III_Васильевич
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка тестовых задания по дисциплине: История искусств
Тестовое задание используется в качестве контрольно-оценочных средств. Тесты позволяют определить качество знаний учащихся по дисциплине: История искусств. Было выполнено для внешнего мониторинга при ...
Методическая разработка урока по учебной дисциплине "Экономика организации"
Методическая разработка учетно-обобщающего занятия по учебной дисциплине «Экономика организации» Тема: Основные фонды организации Цели занятияДидактическая ( обучающая):- повторение и закреп...
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Технология каменных работ» для обучающихся с ОВЗ.
Каменные работы — производство каменной кладки в виде соединения естественного камня (булыжников, валунов, бутового камня, гранита) и искусственных камней с помощью известкового или цементн...
Методическая разработка урока по учебной дисциплине Физика по теме: «Законы геометрической оптики»
Методическая разработка урока физики...
Методическая разработка урока по английскому языку "история автомобилей"
Данная методическая разработка подготовлена для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. А так же для понимания сущности и социальной значим...
Методическая разработка урока по учебной практике ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации Группа 25 Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» Тема урока: «Создание буклета в программе MS Publisher»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ данной работе представлена разработка урока по учебной практике на тему: «Создание буклета в программе MS Publisher».Методическая разработка урока сод...
методическая разработка урока по учебной дисциплине ОУД.11 Экономика
Тема методической разработки урока: "Ознакомление с основными видами издержек производства , прибыли, рентабельности в организации,с методикой их расчёта.Раздел 4.рыночная экономика. Тема 4...