Методическая разработка урока по учебной дисциплине Физика по теме: «Законы геометрической оптики»
методическая разработка
Методическая разработка урока физики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Вейделевский агротехнологический техникум
имени Грязнова Владимира Михайловича»
Методическая разработка
урока
по учебной дисциплине: физика
по теме: «Законы геометрической оптики»
подготовила
Смирнова Ирина Николаевна
преподаватель физики и математики
п. Вейделевка
2021
Конспект урока физики.
Тема: «Геометрическая оптика».
Цели урока:
- расширить знания учащихся о природе света, раскрыть сущность законов геометрической оптики;
- формировать интеллектуальные и практические умения в области физического эксперимента; развивать интерес к изучению физики и проведению физического эксперимента, умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения. Создать условия для исследовательской деятельности учащихся, развивать умение делать выводы из результатов эксперимента;
- воспитывать у учащихся ценностное отношение к физической науке, её достижениям, показывать важность знаний об окружающем мире, умений объяснять с научной точки зрения суть происходящих вокруг явлений.
Оборудование урока: презентация на ПК, проектор, экран, оборудование для проведения опытов по оптике.
Эпиграф урока:
Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой,
В нем источник бесконечный
Наслажденье красотой:
Небо, Солнце, звезд сиянье,
Море в блеске голубом –
Всю картину мирозданья
Мы лишь в свете познаем.
Технологическая карта урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Постановка проблемы. Мотивация. | «Добрый день! Я очень рада видеть вас. (обращается к учащимся) Думаю, что у вас хорошее настроение, и я надеюсь на наше эффективное совместное сотрудничество на уроке. Ребята, на протяжении нескольких уроков мы пытались расширить свои представления о природе света. Свет… Самое загадочное явление природы Чем больше мы о нём узнаём, тем больше он вызывает в нас любопытство.» | Слушают преподавателя, пытаются понять проблему урока. |
2. Входной контроль | Задает вопросы. | С помощью презентации отвечают на вопросы преподавателя (приложение 1). |
3. Работа по группам. | Осуществляет контроль за деятельностью учащихся. Консультирует в случае затруднений. Показывает на слайдах правильность выполнения опытов, построения в линзах, используя СД-физика в 11 классе. | Выполняют экспериментальные задания (закон отражения, закон преломления, определение показателя преломления стекла), решают задачи у доски (приложение 2), строят изображения в линзах на месте (приложение 3). Делают выводы. |
4. Опрос группы по цепочке. | Помогает при ответе на вопросы. | Отвечают на вопросы, связанные с профессией (приложение 4). |
4. Рефлексия. | «Итак, ребята, предлагаю подвести итог нашей работы. Далее задаёт д/з: повторить п.60-64, подготовится к л/р, задача. Комментирует оценки уч-ся. | Записывают д/з. |
Приложение 1.
1. Что такое оптика?
- Первые представления об оптике.
- Какие существуют способы передачи воздействия?
- Какие теории о природе света существовали в 18 веке?
- Теория Ньютона.
- Теория Гюйгенса.
- Какая теория одержала победу? Почему?
- Какую природу имеет свет?
- Какие законы геометрической оптики вы знаете?
- Что вы можете сказать о видах линз?
Приложение 2.
Задачи:
- Определить показатель преломления стекла n, если α=51°, а β=27°.
- Найти угол падения α, если угол преломления β=19°, а показатель преломления n=1,3.
- Найти угол преломления β, если угол преломления α=47°, а показатель преломления n=1,8.
- Определить фокусное расстояние F линзы, если расстояние от предмета до линзы d=60 см, а расстояние от линзы до изображения f=40 см.
Приложение 3.
Ср | ЗАДАНИЕ: Построить изображения в линзах. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Вопросы:
- В автомобилях ранних выпусков сбоку кабины устанавливали плоские зеркала. В настоящее время их заменили выпуклыми. Чем вызвана такая необходимость?
- С какой целью отражатель фары покрывают тонким слоем серебра?
- Как узнать по перемещению изображения предмета в выпуклом зеркале заднего обзора автомобиля, куда движется этот предмет – к машине или от машины?
- С какой целью стекла фар автомобилей и тракторов делают рифлеными?
- Почему не рекомендуется поливать растения в жаркое время дня?
- Почему при переправе через реку вборд на автомобиле или тракторе нельзя доверять зрению и необходимо измерить глубину реки?
- Ветровое стекло автомашины во время дождя покрывается капельками воды. Какова причина плохой видимости через такое стекло?
- Почему на занятиях учащиеся должны сидеть так, чтобы окна были слева?
- Леонардо да Винчи писал свои научные и художественные трактаты левой рукой справа налево. Как читали рукописи его ученики?
- Почему охотники, прицеливаясь, закрывают один глаз?
- Почему классную доску не стоит покрывать лаком?
- Видит ли себя человек в зеркале таким, каким видят его другие люди в натуре?
- В кинофильмах иногда показывают изображение человека в зеркале. Почему при этом в зеркале не виден киноаппарат, которым снималось это изображение?
- Почему пальцы, опущенные в воду кажутся короткими?
Задача на дом: попробуйте, смотря одним глазом, вдеть нитку в иголку. (Обсудить на следующем уроке).
Список использованной литературы
- Касьянов В. А. Физика. 11 класс. – М.:ООО «Дрофа», 2001 г.
- Кошкин Н. И. Ширкевич М. Г.. Справочник по элементарной физике. – М.: Наука, 1988 г.
- Мякишев Г. Я. Буховцев Б. Б.. Физика. 11 класс. – М.: Просвещение, 2004 г.
- Тарасов Л. В. Тарасова А. Н. Беседы о преломлении свете. Библиотечка «Квант», выпуск №18. - М.: Наука, 1982 г.
- CD-диск. Вся физика. Электронное учебное пособие. – М.: Руссобит, 2004 г.
Интернет – источники
1. Ирина Валентиновна Пащенко учитель физики МОУ СОШ № 30, г.Иркутск
http://festival.1september.ru/articles/415200
2. Ольга Дмитриевна Смыкова http://festival.1september.ru/authors/105-751-789
3. Елена Владимировна Пятиизбянцева http://festival.1september.ru/authors/103-446-893
4. http://tush.abatskobr.ru/media/cms_page_media/309/urok4.doc
5. Светлана Анатольевна Тишкова http://festival.1september.ru/authors/103-676-585
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/14/picture-429344-1694705486.jpg)
Методическая разработка для выполнения практической работы учебная дисциплина: статистика тема: Относительные и средние величины
Методическая разработка практической работы составлена для студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» по дисциплине «Статистика», на тему «Относитель...
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/31/picture-804035-1469986230.jpg)
Методическая разработка кураторского часа на тему:Закон,по которому ты живёшь
Методическая разработка кураторского часа на тему:Закон,по которому ты живёшь...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/13/picture-1116530-1550050148.jpg)
Методическая разработка учебного занятия "Практическое применение закона о защите прав потребителей"
1.Цели учебного занятия:1) Образовательные а) применить полученные знания, умения, навыкиработы с Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей»при решении конкретных практических сит...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/17/picture-1043916-1529238459.jpg)
Методическая разработка учебного занятия по теме «Закон Ома для участка цепи»
Методическая разработка учебного занятия по теме «Закон Ома для участка цепи»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/10/picture-1217328-1581328125.jpg)
Лекция по теме "Учебно – методический комплекспо учебным дисциплинам учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования"
Рассматриваются такие вопросы, как:1. Что такое методическая деятельность?2. Виды методической деятельности.3. Виды методических умений.4. И другое....
Методическая разработка "Тестовое задание по теме "Закон "Золотого сечения" в мебельном производстве"
Методическая разработка "Тестовое задание по теме "Закон "Золотого сечения" в мебельном производстве"...