Методическая разработка учебного занятия "Практическое применение закона о защите прав потребителей"
методическая разработка

Хаева Мария Владимировна

1.Цели учебного занятия:

1) Образовательные

а) применить полученные знания, умения, навыкиработы с Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей»при решении конкретных практических ситуаций;

б) сформировать профессиональные компетенции специальности в соответствии с ФГОС;

в) ознакомить с понятием «кейс» и выработать алгоритм его решения.

2) Развивающие

а)развить полученные знания, умения, навыки работы с Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей» при решении конкретных практических ситуаций;

б) сформировать способности анализировать и выделять главное в исходных данных практического задания;

в) сформировать и активизировать потребность расширения знаний в области потребительского права;

г) развить интерес к получаемой специальности путем решения конкретных практических ситуаций (кейсов).

3) Воспитательные

а)способствовать формированию общих компетенций специальности в соответствии с ФГОС;

б) способствовать воспитанию взаимопонимания, взаимопомощи, уверенности в себе и своих силах, четко и доступно излагать свои мысли, способности к преодолению трудностей в профессиональной деятельности.

 

2.Тип учебного занятия:урок комплексного применения знаний

3. Форма учебного занятия: практикум.

4. Методы обучения:

а) Интерактивные имитационные –«Кейс-стади»;

б)Наглядно – демонстрационный – электронная презентация, видеоролики;

Карточки с заданиями, плакат для рефлексии.

в) Частично-поисковый (поиск информации для решения кейса; соотнесение вопросов и правильных ответов на  этапе актуализации знаний.).

г) Словесный (беседа)

5.Технические средства обучения и наглядные пособия:

Нормативные документы: ФЗ «О защите прав потребителей», Правила торговли, Гражданский кодекс РФ.

Технические средства обучения: Мультимедийный проектор.

 Электронная презентация, видеоролики, раздаточный материал.

6.Межпредметные связи:«Основы построения бизнеса», «Организация торговли», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

7. Время отведенное на открытое занятие:-45 минут.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план УЗ57.18 КБ
Файл презентация472.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого учебного занятия

по МДК 01.01. Организация коммерческой деятельности

на тему: Практическое применение ФЗ «О защите прав потребителей».

Преподаватель: Хаева Мария Владимировна, преподаватель специальных дисциплин, первой квалификационной категории.

Группа: №32т специальность 38.02.04 «Коммерция (по отраслям)»

ПЛАН ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1.Цели учебного занятия:

1) Образовательные

а) применить полученные знания, умения, навыкиработы с Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей»при решении конкретных практических ситуаций;

б) сформировать профессиональные компетенции специальности в соответствии с ФГОС;

в) ознакомить с понятием «кейс» и выработать алгоритм его решения.

2) Развивающие

а)развить полученные знания, умения, навыки работы с Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей» при решении конкретных практических ситуаций;

б) сформировать способности анализировать и выделять главное в исходных данных практического задания;

в) сформировать и активизировать потребность расширения знаний в области потребительского права;

г) развить интерес к получаемой специальности путем решения конкретных практических ситуаций (кейсов).

3) Воспитательные

а)способствовать формированию общих компетенций специальности в соответствии с ФГОС;

б) способствовать воспитанию взаимопонимания, взаимопомощи, уверенности в себе и своих силах, четко и доступно излагать свои мысли, способности к преодолению трудностей в профессиональной деятельности.

2.Тип учебного занятия:урок комплексного применения знаний

3. Форма учебного занятия: практикум.

4. Методы обучения:

а) Интерактивные имитационные –«Кейс-стади»;

б)Наглядно – демонстрационный – электронная презентация, видеоролики;

Карточки с заданиями, плакат для рефлексии.

в) Частично-поисковый (поиск информации для решения кейса; соотнесение вопросов и правильных ответов на  этапе актуализации знаний.).

г) Словесный (беседа)

5.Технические средства обучения и наглядные пособия:

Нормативные документы: ФЗ «О защите прав потребителей», Правила торговли, Гражданский кодекс РФ.

Технические средства обучения: Мультимедийный проектор.

 Электронная презентация, видеоролики, раздаточный материал.

6.Межпредметные связи:«Основы построения бизнеса», «Организация торговли», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

7. Время отведенное на открытое занятие:-45 минут.



6. Структура и ход учебного занятия

6.1. План занятия

  1. Организационный момент-5 мин.

Приветствие, отмечание отсутствующих- 1 мин.

Вступительное слово преподавателя-1 мин.

Мотивация студентов на продуктивную деятельность.

Просмотр ролика-2 мин.

Формулировка цели и задачи занятия-1 мин.

  1. Актуализация опорных знаний-5мин.

Опрос студентов по основным терминам темы занятия -5 мин.

  1. Работа в группах-22 мин.

Решение кейса-22мин.

  1. Подведение итогов учебного занятия -6 мин.

Аргументированное выставление отметок студентам(подсчет баллов)

  1. Рефлексия-4 мин.
  2. Домашнее задание-3 мин.

6.2.План-конспект

№п/п

Этапы учебного занятия

Технические средства обучения и наглядные пособия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.

Организационный момент.

Слайд №1 электронной презентации

Приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к занятию.

Приветствуют преподавателя, проверяют наличие тетради и учебных принадлежностей.

1.1

Мотивация учебного занятия. Постановка целей и задач занятия.

Слайд №2,3 электронной презентации.

Видеоролик №1

Итак, предлагаю начать! Но, перед тем как озвучить тему урока я хочу предложить Вам просмотр видеоролика напрямую связанный с нашей темой учебного занятия.

Ребята, вы совершенно правы тема сегодняшнего учебного занятия- это практическое применение Закона РФ «О Защите прав потребителей», который  был принят 7 февраля 1992 года первым президентом РФ Б.Н.Ельциным. Хочу напомнить Вам его назначение — эторегулирование отношений, возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами, при продаже товаров, устанавливающий права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах и об их изготовителях, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяющий механизм реализации этих прав. 

Ребята, на основании просмотренного видеоролика давайте вместе сформулируем цель сегодняшнего занятия, ваши предложения (обобщает).

На основании всего перечисленного наша цель звучит следующим образом:

  • Закрепление опорных знаний по теме путем решения практических ситуаций.

Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:

  • Вспомнить и озвучить основные понятия закона;
  • Познакомиться с практической ситуацией по теме «Закон о защите прав потребителя»;
  • Выработать алгоритм решения ситуации и решить ее с использованием раздаточного материала, интернет-источников и пр.

Формулируют тему учебного занятия, записывая полученноевыражение  в тетрадь.

Формулируют цель и задачи учебного занятия, записывая полученные формулировки цели и задач в тетрадь.

2.

Актуализация опорных знаний-

Слайд №4,5 электронной презентации,Раздаточные карточки с заданием на соответствие предложенных вопросов и готовых ответов.

Ребята! Для того, чтобы грамотно решить ситуацию нам необходимо вспомнить ключевые понятия закона. Я не случайно попросила Вас разбиться на группы, т.к каждой группе будет особое задание. Предлагаю Вам карточки с вопросами и правильными ответами. Вам необходимо лишь их сопоставить. Время, отводимое на это задание, составляет- 2 минуты.

Итак, давайте посмотрим, что у Вас получилось.

Для ответа предлагаю начать любой из трех групп.

Итак, вопросы:

Вопрос №1: Дайте определение понятию «потребитель».

Вопрос №2: Дайте определение понятию «Продавец»

Вопрос №3: Что такоесрок годности?

Вопрос№4: Что такое  недостаток товара?

Вопрос №5: Что такое  существенный недостаток товара?

Вопрос №6: Что такое безопасность товара (работы, услуги)?

Вопрос №7: В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель) обязан заменить товар в течении…?

Вопрос№8: Что такое гарантийный срок?
Вопрос№9: С какого дня исчисляется гарантийный срок и срок службы товара? 

 

Анализируют карточки с заданием.

Отвечают на поставленные вопросы:

Вопрос: Дайте определение понятию «потребитель».

Эталон ответа: Это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Вопрос: Дайте определение понятию «Продавец»

Эталон ответа: это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи.

Вопрос: Что такоесрок годности?

Эталон ответа:Это период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.

 Вопрос: Что такое  недостаток товара?

Эталон ответа:Это несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Вопрос: Что такое  существенный недостаток товара?

Эталон ответа:Под существенным недостатком товара понимается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Вопрос: Что такое безопасность товара (работы, услуги)?

Эталон ответа:  Это безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).

Вопрос: В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель) обязан заменить товар в течении…?

Эталон ответа:Cеми дней со дня предъявления указанного требования потребителем.

Вопрос: Что такое гарантийный срок?

Эталон ответа: Это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель(исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя относительно недостатков товара (работы) 

Вопрос: С какого дня исчисляется гарантийный срок и срок службы товара? 

 Эталон ответа:   Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня продажи товара потребителю (если иное не предусмотрено договором). Если день продажи товара установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара ( п.2 ст.19 Закона). Однако для товаров, момент покупки которых не совпадает с временем начала их использования, эти сроки исчисляются по- другому. 

3.

Работа в группах

Слайд №6 электронной презентации.

Слайд №7 электронной презентации.

Слайд №8 электронной презентации (ЭП),

Слайд №9 электронной презентации

Видеоролик №2

Слайд №10 электронной презентации (ЭП),

Видеоролик №3

Информационные источники:
1. ФЗ РФ «О защите прав потребителей»
2. Правила торговли

Интернет-ресурсы
ссылки

http://www.consultant.ru/
http://санпин.рф/
https://docinfo.ru/

Ребята, Вы молодцы справились с заданием и освежили в памяти основные понятия Закона РФ «О Защите прав потребителей».

Переходим к следующему этапу нашего занятия: Решение практической ситуации.

Для работы мы создали 2 творческие группы, и каждая группа будет работать будет работать в определенной ролевой позиции в рамках рассматриваемой сегодня практической, значимой для жизни каждого из нас проблемы.

Группа I – покупатели;

Группа II–продавцы.

Ребята, но перед тем как начать работу я хочу,чтобы вы вспомнили метод работы в группах: «Кейс-стади».

Мы знаем, что для решения заявленной проблемы необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем,вжиться в определенные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем суть ипредложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них.

Ребята, на слайде мы видим основные этапы работы над кейсом.

1.Знакомство каждого студента с текстом кейса (1 мин.)

2.Устный опрос по пониманию содержания кейса (1 мин.)

3.Обсуждение содержания кейса в микрогруппах и подготовка презентации(8 мин.)

 4.Презентация групп (3 мин.)

 5.Общая дискуссия (7 мин.)

 6.Обобщение полученных результатов (2 мин.)

Для оценивания результатов работы в группах были разработаны критерии, представленные на слайде.

Критерии оценивания результатов работы в группах представлены в приложении 1.

Каждый критерий оцениваем по 5- бальной шкале.

45-40 баллов- отметка «5»
30-44 баллов- отметка «4»
менее 30 баллов- отметка «3»

Ребята, если вы не против, такие же бланки я раздам и нашим независимым экспертам, чтобы потом сравнить полученные результаты и выставить среднюю отметку в журнал.

Если вам все понятно, начнем. Ребята для более рационального распределения времени для работы вам предложено использовать нормативные источники по теме кейса, интернет-ресурсы. Ссылки на них  вы можете посмотреть на экране.

 Итак, внимание на экран. Перед вами кейс на тему: Применение закона РФ «О защите прав потребителей».

Ребята, внимание вопросы для данного кейса:

  1. В чем на ваш взгляд заключается главная проблема продажи некачественных товаров?
  2. Какие специальные институты были созданы для регулирования коммерческой деятельности в РФ?
  3. Какую роль в сложившейся ситуации играет правовая грамотность потребителя?
  4. Какие варианты решения можно предложить потребителю, продавцу?
  5. Выработайте алгоритм их действий.
  6. Оформите документально претензию покупателя магазину.

Ребята я прошу строгое соблюдение регламента. Желаю всем удачи!

После проведенной дискуссии, давайте посмотрим видеоролик, в котором дан правильный ответ на основной вопрос по кейсу.

Внимательно слушают и записывают основные определения в тетрадь.

Поэтапно решают поставленные задачи и отвечают на вопросы.

.

Знакомятся с критериями оценивания и получают бумажный вариант таблицы, для оценивания.

Студенты внимательно смотрят демонстрационный видеоролик.

Группы начинают дискуссию, озвучивают все возможные варианты. По итогам выбирают правильное решение.

Примерные варианты ответов на вопросы кейса:

1.В чем на ваш взгляд заключается главная проблема продажи некачественных товаров?

Ответ:

Некачественный товар –это товар, который не отвечает всем требованиям нормативно- технической документации, подтверждающей его соответствие. Причины: использование некачественного сырья, нарушения в технологии производства и пр. Оптовая цена такого товара может быть существенно снижена и продавец, решив получить больше прибыли, обманывает покупателя, продавая ему некачественный товар.

2.Какие специальные институты были созданы для регулирования коммерческой деятельности в РФ?

Ответ:Гражданский кодекс РФ, Федеральная антимонопольная служба, Роспотребнадзор, Госторгинспекция, Госстандарт России, Министерство здравоохранения РФ,Федеральная служба России по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, Министерство финансов РФ (торговля драгоц. металлами) и пр.

3.Какую роль в сложившейся ситуации играет правовая грамотность потребителя?

Ответ:Правовая грамотность гражданина - это совокупность знаний государственных законов, умений и определенных навыков руководствоваться ими в различных жизненных ситуациях. Потребитель, знающий свои права и обязанностиболее увереносовершает покупки, пользуется услугами.

4.Какие варианты решения можно предложить потребителю, продавцу?

Ответ: ст.18 глава II Закона РФ « О защите прав потребителей».

Текст статьи содержит полный алгоритм действий как продавца, так и покупателя.

Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

     потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

     потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

     потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

     потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

     отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

     При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

     В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

     обнаружение существенного недостатка товара;

     нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

     невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

     Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

5.Выработайте алгоритм их действий. (см. выше).

6.Оформите документально претензию покупателя магазину

Группа I (покупатели) распечатывают бланк претензии;

Группа II (продавцы) регистрируют претензию в книге регистрации претензии.

Студенты просматривают ролик №3, делают выводы.

4.

Подведение итогов занятия

Слайд №11 электронной презентации

Видеоролик№4

Ребята, давайте посчитаем полученные баллы. И в соответствии с полученными баллами вы получите свои отметки в журнал.

Ребята давайте отметим студентов, которые на ваш взгляд, внесли наибольший вклад в решение кейса.

Ребята! Пришло время посмотреть, чем же закончился визит покупателя в магазин.

Студенты получают оценочные листы с критериями и заполняют их в соответствии с собственными ощущениями самоконтроля и оценкой деятельности другой группой. Анализируют затруднения

Студенты выделяют студентов, заслуживающих более высокой отметки.

Студенты внимательно смотрят заключительный ролик№4. Анализируют полученный результат, делают вывод.

5.

Рефлексия

Слайд №12 электронной презентации,

Бумажный плакат, сделанный в виде книги отзывов, жалоб и предложений.

Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, пора подвести итоги. Я предлагаю вам заполнить своеобразную книгу отзывов, жалоб и предложений, которую вы видите на доске. Покажите ваше настроение в соответствии с предложенными цветами, дополнив каждое отзывом, жалобой или предложением. То, что вы чувствуете сейчас или хотели бы получить на следующем занятии.

Студенты выбирают карточки с определенным цветом и каждый пишет свой отзыв, жалобу или предложение.

6.

Домашнее задание.

Слайд №14 электронной презентации (ЭП),

Слайд №15 электронной презентации (ЭП),

Ребята, а сейчас запишем домашнее задание к следующему занятию. Я приготовила для вас карточки с наименованием отметки (5,4,3) с конфликтной ситуацией, касающуюся защиты прав потребителей. Вы можете выбрать одно из них основываясь на собственные силы. Структура заданий представлена на экране презентации:

  • Отметка «3»- решение практической ситуации по образцу;
  • Отметка «4»-составление алгоритма решения практической ситуации.
  • Отметка «5»- составление алгоритма решения практической ситуации и подготовка презентации своего ответа.

Защита прав потребителей должна стать самым обычным делом. Если каждый пострадавший от произвола будет отстаивать свои права, качество товаров в магазинах и оказываемых услуг в столовых, кафе, поликлиниках будет неизменно повышаться.

Ребята, наше занятие окончено. Всем большое спасибо за эффективную работу. До свидания!

Студенты определяют для себя уровень домашнего задания, в соответствии с собственными ощущениями выбирают карточку с заданием.




Список используемой литературы

1.Закон Российской Федерации от 21.12.2004 №171-ФЗ «О защите прав потребителей»(в редакции Федерального закона от 17 декабря 1999 г., ФЗ-212, с измен.  и  доп. 2000, 2002, 2004, 2005, 2007, 2009,2014,2016 гг.)

2.Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: "Дашков и К", 2014.- 667с.

3. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: "Дашков и К", 2014. – 672с.

4. Синяева И.М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -548с.

.

        Приложение 1.

Критерии оценивания результатов работы в группах

 Наименование критерия

 Максимальный балл

  Активность работы всех членов группы

 

 Быстрота выполнения заданий

 

 Краткость и четкость изложения    

 

 Этика ведения дискуссии

 

 Отбор информации

 

 Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.д.

 

 Итого:

 

Приложение 2

Ситуационные задачи для первого уровня сложности ( отметка «3»)

Задача 1.

Гражданин Петров поставил в автосервисе новый радиатор. В течении гарантийного срока были обнаружены недостатки этого радиатора. Гражданин Петров приехал на сервис, где в его машину был поставлен радиатор, и попросил заменить его на новый, либо устранить недостатки. Ему сказали, что заменят радиатор, но он должен заплатить за работу мастера. Кто прав?

Задача 2.

Гражданка Иванова наняла бригаду рабочих для ремонта ванной комнаты. В подписанном обеими сторонами договоре предусматривался срок устранения недостатков, составляющий 5 рабочих дней. За период гарантийного срока плитки отвалились. Гражданка Иванова подала заявку на гарантийный ремонт. В течении срока предусмотренного для устранения недостатков никто не пришел. Тогда Гр. Иванова наняла другую бригаду рабочих и ей произвели ремонт ванной, где отвалились плитки. Она потребовала возместить расходы по оплате второй бригады фирме, производившей первоначальный ремонт.

Задача 3.

Гражданка Сидорова собиралась вечером идти в театр и вызвала няню к себе домой, чтобы та присмотрела за ее ребенком. Но гр. Сидорова потеряла билеты и решила остаться дома. Но няня уже приехала, а она больше не нуждается в ее услугах. Что делать?

Задача 4.

Вы приходите в парикмахерскую и договариваетесь с мастером о конкретной стрижке и конкретной цене на оказанную вам услугу. Вас подстригли, но при расчете была названа другая, более высокая цена. Вы выясняете причину столь высокой цены, ведь вы рассчитывали на другую сумму. Мастер сообщает вам, что при стрижке он использовал более дорогие средства, но вам он этого не сообщил. Как вы можете поступить?

Задача 5.

Гражданка Петрова отнесла картину мастеру, чтобы её отремонтировать. Мастер предупредил её, что реставрация может повлиять на качество картины, после чего она может быть испорчена. Но гражданка Петрова согласилась на реставрацию картины. После реставрации картина оказалась испорчена и гражданка Петрова потребовала у мастера возмещения стоимости картины. Имеет ли она на это право?

Задача 6.

Гражданка Сидорова Т.П. приобрела 1 марта 2005г. в автосалоне «ArmandPeugeot» автомашину марки «Peugeot 206 ее». Гарантийный срок на автомашину был установлен 2 года. По истечении 1года 11 месяцев в данной машине произошла поломка. Гр. Сидорова обратилась к официальному представителю компании с просьбой устранить неполадку. Однако, сотрудники компании отказали в требовании и объяснили это тем, что оформление необходимых документов и завершение работ по передаче машины покупательнице занимало 1 месяц и в течение этого срока машина уже находилась на гарантии. Таким образом, в момент передачи автомашины покупательнице, 1 месяц гарантии уже истек. Следовательно, по прошествии ещё 1года 11 месяцев гарантийный срок истек полностью. Однако, в договоре такое условие указано не было. На чьей стороне закон?

Задача 7.

Гражданин Иванов П.Ф. приобрел в магазине «Эльдорадо» телевизор марки Sony. Гарантийный срок был установлен 1год. Через 11 месяцев в телевизоре стала пропадать картинка. Проверив исправность антенны и другого оборудования, гр. Петров обратился в магазин с просьбой устранить неполадку. Гр. Петров имел на руках все необходимые документы(товарный , кассовый чеки). Магазин признал существенные недостатки товара и телевизор был принят к устранению неполадки. Ремонт производился в течение 3-х недель, после чего телевизор был возвращен гр. Петрову. Через 2 недели вновь произошла поломка, однако сервисный центр отказался произвести ремонт, ссылаясь на то, что гарантийный срок уже истек. На чьей стороне закон?

Задача 8.Гражданка Андреева A.M. приобрела в internet-магазине женские брюки и платье, которые должны были быть доставлены из Италии. Она полностью ознакомилась с информацией о товаре, о цене, доставке, о порядке оплаты . В момент доставки информация о сроках возврата товара была предоставлена гр. Андреевой в письменном виде. Однако, гр. Андреева, не указав причин, решила вернуть в магазин брюки и платье. Магазин согласился расторгнуть договор купли-продажи и вернуть денежные средства гр. Андреевой , однако, денежные средства, потраченные на доставку данного товара от потребителя(затраты на работу курьера и транспортные расходы, все вместе равное 500руб.) должна была возместить она. Гр. Андреева требует вернуть всю сумму, уплаченную за товар. На чьей стороне закон?

Задача 9.

Гражданин Давыдов Я. И. приобрел в мебельном магазине кожаный диван. После оплаты покупки он был крайне удивлен, узнав, что доставка и сборка будут осуществляться за отдельную плату. Гр. Давыдов потребовал бесплатно предоставить ему данные услуги, ссылаясь на то, что данные услуги являются сопутствующими покупке, но получил отказ.

На чьей стороне закон?

 

Задача 10.

Гражданка Шуленина А.А. приобрела в магазине «Мир» бытовую печь СВЧ. Через неделю печь вышла из строя и гр. Шуленина отдала ее в ремонт. В то же время она обратилась в магазин, где была совершена покупка, и потребовала в соответствии со ст. 20 п2. Закона РФ «О защите прав потребителей» безвозмездно предоставить ей на период ремонта аналогичную печь СВЧ. Магазин ответил отказом. На чьей стороне закон?

Ситуационные задачи II и III уровней сложности ( «4» и «5»)

Ситуация № 1

Покупательница приобрела в магазине крем для лица. Вечером нанесла его на кожу, а утром обнаружила, что лицо отекло и покрылось красными пятнами. Покупательница попыталась вернуть некачественный товар в магазин, но там его не взяли, мотивируя это тем, что проданный товар обмену и возврату не подлежит, о чём имелась табличка. Правы ли в этом случае продавцы?

Ситуация № 2

Когда покупательница приобретала губную помаду, продавец ей сказала, что она изготовлена на основе натуральных веществ. Позднее у неё возникли сомнения в достоверности сказанного, и она отдала купленную помаду на экспертизу. Экспертиза установила, что в химический состав помады натуральные компоненты не входят. Может ли покупательница потребовать вернуть зря потраченные деньги?

Ситуация № 3

Покупатель отдал для производства гарантийного ремонта свой телевизор в мастерскую при магазине, где он был куплен. Определите, в какой срок должен быть произведён гарантийный ремонт и правда ли, что покупателю на время ремонта должны предоставить другой телевизор?

Ситуация № 4

В магазине компьютерной техники покупатель приобрёл беспроводную мышку с клавиатурой с гарантией сервисного обслуживания на 6 месяцев. Клавиатура вышла из строя. Покупатель принял товар на сервис на 2-3 недели. Имеет ли покупатель право на данный период требовать для использования другую временную рабочую клавиатуру и мышку?

Ситуация № 5

Покупатель пробрёл три метра ткани на костюм, но жена посчитала мой выбор неудачным и с отрезом отправилась, чтобы заменить другой тканью, для меня подходящей. Чек был сохранён. Но в магазине, несмотря на то, что с момента покупки прошло несколько часов, покупку обменять отказались. Кто прав в этой ситуации покупатель или магазин?

            Ситуация № 6

Клиент заказал изготовить и установить у себя в квартире металлические двери. Работы были выполнены в срок. Но очень скоро клиент обнаружил, что замок в двери некачественный. Потребовал его заменить, но фирма ему отказала. Кто прав в этой ситуации?

Ситуация №7

Родители купили детскую коляску за 17 тысяч рублей. Через неделю она расползлась по швам. В магазине коляску принять обратно отказались, ссылаясь на то, что коляска вся грязная испачканная гадостями ребёнка. Покупатели призвали на помощь СМИ и вместе с ними потребовали провести экспертизу, которую провели за счёт магазина. Товар приняли, а деньги вернули. Какой статьёй Закона РФ «О защите прав потребителей» пользовались покупатели?

Ситуация №8

Покупатель приобрёл в магазине автоматическую зубную щётку. Дома он обнаружил, что щётка не работает. В магазине товар не приняли, ссылаясь на то, что медицинские товары возврату и обмену не подлежат. Правы ли работники магазина?

Ситуация №9

Покупатель заказал по интернету телевизор. Через 4 дня телевизор сгорел. Когда покупатель обратился на страничку, где заказывал товар, она была пуста. Кто виноват в данной ситуации?

Ситуация №10.

Покупатель приобрёл жене плащ, дома она померила – оказался мал. Может ли он его поменять в магазине?

Ситуация №11.


              Гражданка Петрова пришла в компьютерный клуб, что бы воспользоваться Интернетом. Оплата сеанса производилась по факту, т.е. после его окончания. В итоге администратор назвал ей сумму которая в 1,5 раза превышала обычную. На вопрос, в чём причина, администратор ответил, что производилось повышение цен, о которых администрация уведомляла клиентов в письменном виде на доске объявлений и в прайс-листе. Петрова отказалась платить, поскольку её не предупредили об этом лично перед началом сеанса. Вопрос: Права ли гражданка Петрова?

Ситуация № 12

Покупатель приобрел 1 декабря 2010г. зимние сапоги с гарантийным сроком 30 дней. По истечении гарантийного срока в сапогах был обнаружен существенный недостаток, установленный экспертизой. Покупатель обратился с требованием обмена сапог, но получил отказ. Кто прав? Ответ обоснуйте.

Ситуация № 13

Покупательница приобрела ковровое покрытие в магазине «Ковровый двор». На следующий день она обратилась в магазин с требованием обмена, т. к. ковровое покрытие не подошло по расцветке. Продавец покупательнице отказал, ссылаясь на Закон РФ «О защите прав потребителей».

Кто прав? Ответ обоснуйте.

Ситуация № 14

Вправе ли продавец требовать сохранения тары на купленный товар в течение всего срока гарантии, и как это регламентируется?

Ситуация № 15

Торговое предприятие осуществляет бесплатную доставку мебели в пределах города. Однако менеджер фирмы при оформлении документов по доставке объявил, что в случае отсутствия лифта покупателю придется оплатить каждый этаж подъема. Закреплено ли в правилах понятие «доставка»?

Ситуация № 16

 За чей счет должен быть доставлен холодильник в сервисный центр для ремонта?

Ситуация № 17

Покупателем было приобретено кресло, которое не подошло по габаритам, доставка была оплачена отдельно. Продавец готов расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги за кресло, но отказывается вернуть уплаченную сумму за доставку товара. Правомерны ли данные действия?

Ситуация № 18

Если купленный товар не подошел покупателю по той или иной причине, то обязаны ли в магазине обменять его либо вернуть уплаченные за него деньги?

Например:

- монитор (требуется более широкий экран);

- учебник (требуется учебник другого автора);

- светильник (не подходит по размеру);

- солнцезащитные очки (не подошли по фасону, а продавец отказывается вернуть деньги, ссылаясь на Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену).

Ситуация № 19

В купленной видеокамере обнаружены дефекты. В магазине отказались принять заявление о замене либо расторжении договора купли-продажи и возврате денег без заключения экспертизы.

Обоснованны ли действия работников магазина? Если да, кто должен проводить экспертизу? Как все-таки вручить заявление?

Ситуация № 20

 На распродаже приобретены зимние модельные сапоги. На чеке поставлен штамп «Обмену и возврату не подлежит». В первую же неделю обнаружился дефект - отошла подошва на одном сапоге. Можно ли с учетом имеющегося штампа на чеке предъявить претензии по качеству.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебное занятие ПМ.01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью по МДК 01.01 «Организация коммерческой деятельности» Разработала : М.В. Хаева , преподаватель специальных дисциплин р.п. Сосновское, 2017г. Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сосновский агропромышленный техникум»

Слайд 2

Тема : Практическое применение Закона РФ «О защите прав потребителей» Был принят 7 февраля 1992 года первым президентом РФ Б.Н.Ельциным.

Слайд 3

Цель учебного занятия - закрепление опорных знаний по теме путем решения практических ситуаций. Задачи : - Вспомнить и озвучить основные понятия закона; - Познакомиться и проанализировать практическую ситуацию по теме «Закон о защите прав потребителя»; - Выработать алгоритм решения ситуации и решить ее с использованием раздаточного материала, интернет-источников и пр.

Слайд 4

Вопросы для повторения : 1. Дайте определение понятию «Потребитель». Эталон ответа : Это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. 2. Дайте определение понятию «Продавец». Эталон ответа : Продавец – это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующий товары потребителям по договору купли-продажи. 3. Дайте определение понятию «Недостаток товара». Эталон ответа : Это несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию. 4. Дайте определение понятию «Существенный недостаток товара». Эталон ответа : Это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Слайд 5

5. Дайте определение понятию «Срок годности». Эталон ответа : Это период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению; 6. Дайте определение понятию «Безопасность товара». Эталон ответа : Безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги); 7. Дайте определение понятию «Гарантийный срок». Эталон ответа : Это период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель(исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя относительно недостатков товара (работы) 8. С какого дня исчисляется гарантийный срок и срок службы товара? Эталон ответа : Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляются со дня продажи товара потребителю (если иное не предусмотрено договором). Если день продажи товара установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара ( п.2 ст.19 Закона).

Слайд 6

1.Знакомство каждого студента с текстом кейса (1 мин.) 2.Устный опрос по пониманию содержания кейса (1 мин.) 3.Обсуждение содержания кейса в микрогруппах и подготовка презентации(8 мин.) 4.Презентация групп (3 мин.) 5.Общая дискуссия (7 мин.) 6.Обобщение полученных результатов (2 мин.)

Слайд 7

Наименование критерия Максимальный балл Активность работы всех членов группы Быстрота выполнения заданий Краткость и четкость изложения Этика ведения дискуссии Отбор информации Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.д. ИТОГО : Критерии оценивания результатов работы в группах

Слайд 8

45-5 0 баллов- отметка «5» 30-44 балла- отметка «4» менее 30 баллов- отметка «3» ИТОГИ РАБОТЫ

Слайд 9

Информационные источники : 1. ФЗ РФ «О защите прав потребителей» .mp4 2. Правила торговли Интернет-ресурсы ссылки http://www.consultant.ru/ http:// санпин.рф / https://docinfo.ru/

Слайд 10

ВОПРОСЫ ДЛЯ РЕШЕНИЯ КЕЙСА : 1.В чем на ваш взгляд заключается главная проблема продажи некачественных товаров? 2.Какие специальные институты были созданы для регулирования коммерческой деятельности в РФ? 3.Какую роль в сложившейся ситуации играет правовая грамотность потребителя? 4.Какие варианты решения можно предложить потребителю, продавцу? 5.Выработайте алгоритм их действий . 6. Оформить претензию покупателя к магазину.

Слайд 11

Подведение итогов 1.Подсчитываем результаты 2.Выставляем отметки в журнал ролики\Боремся за права- возврат техники в магазин(2) ( online-video-cutter.com ).mp4

Слайд 12

ВЫРАЗИ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ!!! КНИГА ОТЗЫВОВ, ЖАЛОБ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ Красный- восторженное Зеленый- спокойное Оранжевый- радостное Желтый- приятное Синий- не удовлетворенное Фиолетовый- напряженное Черный- уныние

Слайд 13

Домашнее задание Отметка «3»- решение практической ситуации по образцу ; Отметка «4»-составление алгоритма решения практической ситуации. Отметка «5»- составление алгоритма решения практической ситуации и оформление претензии.

Слайд 14

ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧНЫХ ПОКУПОК !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по МДК 03.01 "Осуществление защиты прав и свобод граждан" с применением интерактивных технологий по методу "6 мыслительных шляп Де Боно" (презентация)

Современные требования к реализации ФГОС СПО третьего поколения трубуют от педагога применения инновационных образовательных технологий. Методическая разработка выполнена в форме презентации и посвяще...

Методическая разработка учебного занятия по теме «Закон Ома для участка цепи»

Методическая разработка учебного занятия по теме «Закон Ома для участка цепи»...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Конституция России – основной закон государства».

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО.Тема: «Конституция России – основной закон государства»....

Квест по защите прав потребителя "Магазин"

Данная разработка мероприятия ко Дню открытых дверей направлена на создание мотивации к получению профессии продавец, формиро...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Характеристика элементов по их положению в Периодической системе» учебной дисциплины ОП. 08. Общая и неорганическая химия

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.Характеристика элементов по их положению в Периодической...