ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ КРАЯ.
план-конспект урока на тему

Биктимирова Мария Рафиковна

Разработка содержит богатый материал по истории Балаковского района и села Новая Елюзань в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_istorii_kraya.docx43.17 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ КРАЯ

«Балаковский район в годы войны»

Дата проведения: 22  февраля  2016 г.

Классы:7-10

Звучит песня “С чего начинается Родина”. (1 куплет громко, дальше тихо.)

Учитель: Знакома ли вам эта песня? О чем  поется  в песне?

А что стоит за словом «Родина»?

Это слово с детства знает каждый. Родина - это страна, в котором мы живем. В нашей большой Родине – В России  у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город,,где он родился. Это его маленькая Родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома.

Для нас большая родина – наша страна Россия, маленькая Родина – наше село Новая Елюзань, которое расположено в Балаковском районе.

А что значит любить Родину ? - значит жить с ней одной жизнью. Во имя родины люди совершали  подвиги и совершают их сейчас.

История нашей Родины богата событиями, которые повлияли на ее судьбу, события, которые оказали свое влияние на все города и села..Одним из таких событий была трагическая и героическая Великая Отечественная война. Не было в истории России такой войны, как Великая Отечественная. Не только потому, что она была самой разрушительной, унесшей жизни миллионов людей, но и, потому, что не только взрослые люди, но и совсем молодые, даже дети становились в этой войне настоящими героями. На территории нашего Балаковского района не падали бомбы и не рвались снаряды, но жители города и района внесли свой огромный  трудовой и военный вклад в общее дело Победы.. День Победы был бы невозможен без героического вклада тех, кто работал в тылу. Неоценим трудовой подвиг наших земляков балаковцев в годы войны. Это они строили оборонительные укрепления, выпускали танки, самолеты, оружие, боеприпасы, выращивали хлеб, одевали и кормили армию. Многие жители Балаковского района защищали страну с оружием в руках, многим так и не пришлось вернуться в родные края.

Сегодня мы ребята поговорим с вами о вкладе жителей балак. района в д… Так, тема « Балаковский район в годы войны».

Район наш накануне войны.Лия Зулкарнеева

Накануне войны наш Балаковский район был одним из экономически развитых районов. В 1940 году жителям района удалось собрать высокий урожай. Постоянно газеты называют имена передовиков сельского хозяйства. Среди них председатель колхоза «Наука Ильича» Богма С.Е., комбайнёр И.А. Крюков и многие другие.Итоги 1940 года показывают, что был выполнен план и по развитию животноводства. На январь 1941 г. в районе насчитывалось большое количество лошадей, крупного рогатого скота, овец и коз, 4713 свиней.А  к маю 1941 г. колхозы Балаковского района достигли ещё больше значительных успехов. За достигнутые успехи район был занесен на областную доску почёта, 175 представителей Балаковского района явились участниками ВСХВ,( что это такое выяснить !) открывшейся 15 мая 1941 г. От района принимали участие 141 передовик сельского хозяйства. В городе Балаково успешно работали в предвоенные годы предприятия –завод им.Дзержинского, судоремонтный завод. О развитии Бал. Балаковский судоремонтный завод ремонтировал суда Волжского пароходства. 

В строительстве новой железной дороги Сызрань-Саратов-Сталинград, которую назвали дорогой жизни и победы, приняли участие 800 балаковцев.


                 

Город, а вместе с ним и район, жил мирной жизнью, развивался…

Но все прервала война.  ( под музыку «До свидания, мальчики)

ЛилияСамый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день земли – 22-ое.

Спали дети, зрели яблоки в саду.

Вспоминаем, вспоминаем это снова.

Вспоминаем эту ночь и в этот час –

взрыв, что солнце погасил в кромешном  гуле,

сквозь повязки неумелые сочась,

кровь народа заалела в том июне.

АидаТот самый длинный день в году,

С такой безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след

И стольких наземь положила-

Что 70 прошедших лет

Живым не верится, что живы.

22 июня 1941 года. Уже гибли на границе наши пограничники, а страна встречала летний выходный день. В Балакове, как и в большей части СССР, этот день начинался обычно. В 11 часов утра в помещении училища речников открылся очередной пленум Балаковского райкома партии, на котором обсудили итоги весеннего сева, подготовку к уборке урожая и хлебозаготовкам. 

Работа пленума подходила к концу, когда в зал заседаний вошел бывший председатель колхоза «Красное Знамя» (с. Натальино) И. Слепков. Он сказал: «Товарищи! Сейчас выступает по радио нарком иностранных дел СССР с сообщением о том, что фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз и бомбит наши города».

Из воспоминаний труженицы тыла Шамьёновой Мярьям Умяровны: Читает Алмаева Эльза « В июне 1941 года я закончила семилетнюю татарскую школу  в родном селе. Мечтала о дальнейшей  учебе, хотела поехать в Алтата...в Дергачевском районе,,, и там закончить 10-летку.Вся жизнь ведь была впереди, мирная, счастливая жизнь. Я ещё не знала, что моим мечтам не суждено было сбыться. 20 июня мама меня оправила в г.Балаково купить обувь и немного погостить у родственников.  Очень хорошо помню день 22 июня. В этот день я проснулась поздно от взволнованных голосов «Война!»  Потом ко мне подошла тетя и сказала « Просыпайся, война началась». Я побежала в центр города. Там было уже очень много людей, взволнованных, растерянных. Я дошла до гостевого двора, села на подводу и поехала домой». Известие о войне во многих селах Балаковского района услышали из репродуктора, который висел на столбе в каждом села. В центре нашего села на столбе тоже висел репродуктор – черная тарелка. Но в этот день она молчала. Из города прискакал гонец на лошади ( 30 км. от города до нас), первым делом известил о начале войны председателя колхоза. ( тогда наш колхоз носил имя Фурманова?)И сразу же погнали коней на поля, известить работающих о начале войны с немцами.

В первый же день войны в военкомат в Балакове шли сотни людей с просьбой направить их на фронт.

Из воспоминаний труженицы тыла Ш.М.У. Читает Алмаева Эльза « Возвращаясь домой, я встретила две наши  подводы, на которых сидело около 20 моих односельчан – опытных комбайнеров, трактористов, сильных, молодых парней. Когда наши подводы встретились, из одной выпрыгнул мой односельчанин Хасанов Мухамеди , подошел ко мне, приобнял меня и сказал «Пожелай, чтобы мы все вернулись домой». Все они погибли на фронте, никому не суждено было вернуться обратно»

В первые же дни войны записались в Балаковском военкомате как добровольцы около 140 человек. А всего из Балаковского района на фронт ушли 14171 человек, в том числе из нашего небольшого села около 200. Из 14 тысяч вернулись 7178 человек. Погиб каждый второй.

Мужчины ушли, на смену им за станки  и  на полях встали их жёны, матери  и отцы, младшие братья и сёстры. Для всех, оставшихся в тылу, также как и на фронте, началась долгая и тяжелая борьба …за мир, лучшую жизнь..….

  • Как война изменила обстановку мирного труда об этом нам расскажет,,,Рахматулина Диана,     Из воспоминаний тружеников тыла:      Военное время в корне изменило обстановку мирного труда.         23 июня 1941 года райком партии принял решение о вывозе из «глубинки» (Новое-Елюзань, Никольское-Казаково, Пылковка, Малый Кушум) хлеба к пристани для своевременного снабжения действующей армии и промышленных центров страны.

  По воспоминаниям очевидцев   1941 год оказался очень урожайным. Уборка проводилась до глубокой осени. Кроме недостатка рабочих рук и техники мешали дожди. Все это сдерживало вывоз хлеба государству и заготовку кормов для скота. Но труженики района с честью справились с поставленными   задачами.

             В эти годы в район действовали четыре МТС ( машинно-тракторные станции), в которых  были организованы курсы трактористов и созданы женские тракторные бригады. Всего в  районе село на трактор более 100 девушек. Наше село было прикреплено к Мало-Быковской МТС. В 1942 г на трехмесячных курсах прошли обучение и жительницы нашего села  -Шамьёнова Мярьям , Бадамшина Тагиря, Муслимова Равза. 15-летние девочки, хрупкие, сели на трактора. Работали на легком колесном тракторе СТЗ( трактор назывался так, потому что выпускали его до войны на Сталинградском тракторном заводе). Всего в селе остались 2 трактора СТЗ. Девочки выполняли  всю мужскую работу, так же как и во всех селах – сеяли, пахали, корма вывозили. Заправщицей была Ка   Мяфтюря….?

             Весенне-полевые работы 1942 года прошли хорошо, хотя отдельные участки поля приходилось засевать вручную: сроки поджимали. Навешают на грудь старики «пудовики»,, т.е мешки  с зерном, идут и рассеивают зерна на обе стороны. По пашне идут, проваливаясь по щиколотки, а следом 13-14-летние парнишки, девчата, тащат мешок с зерном.

          Алмаева алсу   Наступил самый сложный 43-й год. Практически вся техника была отправлена на фронт. В плуги стали запрягать коров,быков, верблюдов. Исчерпались запасы сельчан, износились одежда и обувь - купить негде и не на что. На селе оставалось все меньше и меньше мужчин. Не брали только тех, у кого была бронь. В годы войны бригадирами были Нигматулин Сабир Алиевич, мой прадедушка, помощником  у него Ямбулатов Шакир, вторым бригадиром был Саитов Жяфярь. У них у всех была бронь. Они руководили всеми сельсохозяйственными работами, круглые сутки – днем, и ночью загружали в сараи зерно, работали на комбайнах. В селе в нашем было 2 комбайна- «Сталинцы». На волах отправляли зерно прямо от молотилки и комбайна. Летом на бричках, а в начале зимы переключались на сани. На каждой подводе 14-15-летние парни, девчата. Никто не роптал, не отлынивал.

Сами сельчане – старики выезжали в поле, т.к. техники не хватало, приходилось работать косой и серпом, а навыки работы с этими орудиями труда были утрачены, поэтому старики учили молодёжь работать косой и серпом.

Зимой в неотопленных гаражах ремонтировали трактора, готовили их к посевной в Мала-Быковке. Ездили на быках в поле за соломой. Работали на ферме, ухаживали за телятами . К 1942 году стало тяжелее – жили впроголодь, На полевых станах кормили: хлеб из просяной шелухи, щи - капуста да вода.

Учитель: Страшное слово «похоронка», рожденное войной. Оно появилось сразу же после первых боев на белорусском направлении, где мужественно удерживали рубежи Родины наши солдаты. В нашем селе в те годы почтальоном был пожилой мужчина – Баширов Хайдар, Хайдар бабай, Всю войну он носил в своей сумке эту скорбную ношу и дом, куда приходила похоронка, некогда живой, сразу горбился, чернел, становился вдовьим домом. Первая похоронка в нашем селе пришла на Ямбулатова Каюма  летом 1941 г.  80 раз приносил свою страшную весть в дома елюзанцев – или похоронка, или пропал без вести. В наше  село не вернулось 80 человек.

Война – это страшно…

Рамис. Впервый день войны многим было 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!!!

Абузяров2. Война- это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война-это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Вот она , война!!!

Алим Ал.3. Война-это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда.. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Вот она, война!!!

Найля4. Война-это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же мальчишек и девчонок, как мы. Вот она, война!!!

Алсу Нигм.5. Война…Это пожелтевшие треугольники-доказательство. Это фронтовые письма. Их писал прадедушка…моей прабабушке…Когда он ушел на фронт, его дочь только родилась. Он спрашивал в письме: «Агукает ли моя доченька? Увидеть дочь ему так и не пришлось. Моя прабабушка получила лишь похоронку. Вот она , война!!!

Учитель: Война. Десятки тысяч  мирных людей нашей огромной страны остались без крова, их территории  уже захватили немцы или были под угрозой захвата. Поэтому с западных районов страны стали эвакуировать важные промышленные объекты и людей.

Уже  августу-сентябрю 1941 года население города и района выросло за счёт притока  эвакуированных.

В г.Балаково и район прибывали люди из из Киева, Могилёва, Полтавской области, Харьковской, из Витебска, Бобруйска, Прибалтики.  

В октябре 1942 года к нам был эвакуирован Ворошиловградский сельскохозяйственный институт, который разместился на территории Ивановского сельскохозяйственного техникума.

Эвакуированы на территорию города Балаково были Первомайский завод Одесской области, в 1942 году размещено Симферопольское пулемётно-миномётное училище. В августе 1942 года состоялся выпуск офицеров. Большая часть молодых лейтенантов – 1250 человек – была направлена в распоряжение Сталинградского фронта, В годы войны полностью были переоборудованы наши Балаковские заводы-Завод имени Ф.Э.Дзержинского и судоремонтный завод  в годы войны судостроительный)в годы войны выпускали оборонную продукцию: снаряды, мины, патроны к автомату ППШ, тральщики, бронекатера, канонерские лодки, санитарские лодки-волокуши. На заводах трудились большинство подростки 14-15 лет, а также старики и женщины. Взрослые работали по11-12 часов, а молодёжь в три смены по 8-9 часов. Несмотря ни на какие трудности  завод добивался больших результатов и в 1942 г. коллектив завода имени Дзержинского занял 1 место в системе

машиностроительной промышленности СССР. Балаковские речники вместе со всей страной не жалели сил для Победы -  Только за время Сталинградской битвы балаковские речники перевезли 30 тысяч автомашин, около 900 тысяч орудий, 149 тысяч тонн боеприпасов, вооружения и продовольствия, 543 тысяч воинов.Из осажденного Сталинграда по заминированному фарватеру были вывезены раненые и гражданское население. Не вернулись в Балаковский затон 7 судов, они погибли с большинством членов экипажей.

Кроме сельскохозяйственных работ, многие жители района в  октябре 1941 года отправились на строительство оборонительных рубежей. Всего из Балаковского района направились 1100 рабочих и 100 конных подвод. Место строительства было у села Рогаткина Золотовского района, ныне Красноармейский район. В два потока - по Волге, баржами,  и  своим ходом,  на подводах,  люди добирались  к  месту  строительства оборонительных сооружений. Балаковцы рыли окопы под Сталинградом, а потом восстанавливали его. Жители Сталинграда в благодарность назвали один из переулков своего города – Балаковский.  Сейчас он существует, есть такой переулок в Кировском районе Волгограда. Совсем немного враг до нас не дошёл. Вражеские самолёты всё же долетали до Саратова, Маркса, Вольска и бомбили эти города, а в основном заводы, расположенные                   на их территории.

Трудовой народ Балаковского района  проявил повседневную заботу о Красной Армии.

Во всех селах Балаковского района и в самом Балакове был организован сбор теплых вещей на фронт. Всего было отправлено более 20 тысяч

теплых вещей. Внесено в фонд обороны 8,5 млн.рублей, Всего трудящиеся района на боевое оснащение собрали 8 млн. 500 тыс. рублей, было построено 24 боевых самолёта.[1]

Балаковцы    скопили     средства    на    строительство     танков     «Саратовский комсомолец» - 112 тысяч рублей, 25 декабря 1942 года делегация трудящихся Балаковского района закупила на Саратовском   авиационном   заводе   20   боевых   самолетов   и   передала   летчикам Сталинградского фронта. За годы Великой Отечественной войны трудящиеся Балаковского района в помощь фронту, армии внесли более 12 миллионов рублей. Письма всех, кто сдавал средства в фонд обороны, и ответы тов. Сталина публиковались в газете «Социалистический труд», Читает Алмаева Алсу«Москва. Кремль. Иосифу Виссарионовичу Сталину. Дорогой дедушка Сталин! Я знаю как злые фашисты мучают наших советских ребят, как они разоряют школы, жгут библиотеки во всех оккупированных областях. Чтобы помочь нашей Красной Армии скорее разгромить кровавых извергов, я решила 800 рублей, накопленных мною, внести на строительство танка. Кроме того, я посылаю детям районов, освобожденных от фашистов, три платья, чулки, теплый платок, простынь и варежки. Желаем Вам, дорогой дедушка, здоровья на многие годы. Ученица 3 класса Маянгской школы Балаковского района Саратовской области Эра Сбитнева. 8 января 1943 г.».( читает Алмаева Эльза)

         Через несколько дней в другом номере газеты балаковцы могли прочитать: «Гор. Балаково, секретарю Балаковского райкома комсомола тов. Китаеву. Передайте комсомольцам, молодежи, пионерам и учащимся Балаковского района, собравшим 1 миллион 700 тысяч рублей на строительство танков и самолетов, сдавшим 549 пудов хлеба в Фонд Красной Армии и пославшим разные вещи для детей освобожденных районов мой горячий привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин. Москва. Кремль».

Мы можем с гордостью сказать, что наш Балаковский район не остался в стороне в те горячие годы Великой Отечественной войны, а внёс свой посильный вклад в разгром врага.

Мы должны всегда помнить и о 17 героев Советского Союза, воспитанных на балаковской земле. О них…( форсирование Днепра – Степан Остапенко –посмертно, форсирование Вислы –гвардии майор Ерошкин, который с честью прошел всю войну и принимал участие в Параде Победы в июне 1945 г., Иван Коровников от рядового солдата до генерал-полковника,( командующий 59-армией), В селе Сухой Отрог родился Федор Петрович Полынин. Он тоже прошел путь от рядового летчика до генерал-полковника авиации и стал Героем Советского Союза. Примером  мужества и отваги для нас навсегда останутся Герой Советского Союза - младший сержант Грибанов Николай, который в свои 19 лет закрыл грудью амбразуру пулемёта, командир звена авиаполка Тарасов Дмитрий Захарьевич, уроженец села Большой Кушум. Наши земляки не жалели жизней ради спасения Отечества. Одним из ярчайших примеров того является подвиг лейтенанта , командира бомбардировщика Дмитрия Захаровича Тарасова. В критической ситуации, когда фаш. Стервятники подожгли самолет Тарасова, он приказал экипажу покинуть самолёт и направил горящий бомбардировщик на скопление танков и бензовозов врага.  И о других….

           

Переход к нашим…

И как бы далеко я не был
Вдали от Родины, везде
Я помню только одну фразу,
Ее запомнить смог я сразу:
“Район мой - лучший на земле!”

Ты пройди по стране-

В каждом доме

Либо в красном углу,

Либо в старом семейном альбоме

Ты увидишь портреты хозяев

В пилотках и касках

В гимнастерках солдатских.

Кто под Нарвой и Псковом,

А кто под москвою сражался,

Кто увидел Победу,

А кто не дожил, не дождался,

Кто убит под Ржевом,

А может, под Старою Руссой,

Все они, эти люди,

Что с разных глядят фотографий,-

Наши деды и наши отцы

Это – сплав боевых биографий.

Спят солдаты вечным сном в земле

Юным поколением воспеты.

Им звенят спасенные хлеба, солнцем мая до краев прогреты.

А в России каждая изба бережет солдатские портреты.

В нашем селе почти что в каждом доме бережно хранится память о тех, кто ушел воевать. Наши деды и прадеды вместе с огромной страной воевали на всех фронтах, участвовали во всех битвах, начиная с битвы под Москвой и заканчивая взятием Берлина.  .Дедушка, бабушка, кто-то из родных, тех, кто в  те далёкие 40-роковые были мальчишками и девчонками, вставшими грудью на защиту своего дома и страны. Одни из них остались там, в своем последнем бою, другие выжили в этой страшной войне вернулись домой. Вот здесь рассказ о них

4 гола фронт и тыл был связан воедино.  Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую – трудовой подвиг женщин, то чаши этих весов стояли бы вровень, как стояли, не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужьями и сыновьями героические советские женщины – труженицы тыла.  Многие труженики тыла напоминали героев фронта. Жила  в них та же самоотверженность, то же неукротимое желание сделать на своем участке все для победы. Именно поэтому медали за бой и за труд из одного металла льют.

Трудовой подвиг наших односельчан, совершенный в годы войны,  высоко оценен страной. Многие наши односельчане, работавшие на трудовом фронте, удостоены медалями «За доблестный труд в годы ВОВ 1941-1945 гг»

.

Лилия Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историей стали давно.

Найля.Время героев, по самому высшему праву

Ты подарила далеким и близким годам

Доблесть, и славу, и, долгую добрую память,

Время героев, а что ты оставила нам?

АлсуТы нам оставило ясное небо Отчизны,

Дом, и дорогу, и ласковый хлеб на столе,

Ты нам оставило самое главное в жизни-

Радость работы на мирной, счастливой земле.

   Дорогие ребята! Запомните эти мгновения. И если в вашей жизни будут трудные минуты, всегда помните, что вы не просто мальчишки и девчонки, Вы правнуки солдат, которые защищали нашу Родину. И будьте благодарны им за это О памяти – солдаты погибают дважды…

( «о героях былых времен» под эту музыку будут рассказывать). 

Подвиги совершаются и воинами, и учителями, и врачами, и рабочими на заводах. И все они совершаются во имя любви к своей Родине, к своему Отечеству.

Мне хочется, ребята, чтобы вы все были патриотами своего края, независимо от того, куда вас забросит судьба.

Судоремонтный завод тоже был переведен на военные рельсы. Здесь производились тральщики, бронекатера, лодки-волокуши для станковых пулеметов. Некоторые пароходы Балаковского затона переоборудовали в канонерские лодки. Балаковские речники совместно с ленинградцами строили военные тральщики, изготовляли и другое военное оборудование. Здесь же, в Балакове, наладили строительство знаменитых малых охотников за подводными лодками типа МО-4. Кроме того, балаковские корабелы выпускали корпуса ручных гранат, снарядов, мин, оболочки светящихся авиабомб, фугасные огнеметы.


[1] «Огни Балакова», 1969, 10 сентября.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Методическая разработка открытого урока по истории на тему "Эпоха Петра Великого"

В методической разработке урока рассматривается проблема «ЗА  КАКИЕ  ЗАСЛУГИ  ПЕРЕД  ОТЕЧЕСТВОМ  ПЕТР I   НАЗВАН  ВЕЛИКИМ»...

открытый урок по истории средних веков. 6 класс.Тема: "Научные открытия и изобретения." учитель : Шашкова Алла Геннадьевна.

Урок изучения нового материала с использованием современных образовательных технологий....

Открытый урок по истории

"Иван Грозный тиран или реформатор"...

Методическая разработка открытого урока по истории тема : " Правители России "

Характеристики правителей России . Широкое привлечение исторической литературы и источников ....

ОТКРЫТЫЙ УРОК по истории и английскому языку на тему: «История родного края. Чехов». «The history of native land.Chekhov ».

Как вы думаете для чего современному человеку нужно знать историю своего родного края на иностранном языке?                Мн...