Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Теория государства и права
материал на тему

Швыркаева Наталья Васильевна

          Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.01 Теория государства и права основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности  СПО 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kosy_po_tgp.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              

Министерство образования Нижегородской области

ГБОУ СПО «Шатковский агротехнический техникум»

Комплект

контрольно-оценочных средств

по учебной дисциплине ОП.01 Теория государства и права

   

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности  СПО

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

базовой подготовки

Шатки,  2014

       Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине ОП.01 Теория государства и права  разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения среднего профессионального образования и рабочей программы учебной дисциплины ОП.01 Теория государства и права.  

РАССМОТРЕНО                                                         УТВЕРЖДАЮ           

на заседании ПЦК ОП и СД                                         Зам. директора по УПР

Протокол № _____                                                         ____________ /И.В. Гостяева/

от "___" ________20____г.                                          от «_____»______ 20__г.

Председатель ___________/ Сашенко Н.А./

Разработчик:

  1. Серова Н.В. – преподаватель специальных дисциплин

Содержание

1. Паспорт  комплекта контрольно-оценочных средств

1.1. Область применения                                                                                          

1.2. Освоение умений и усвоение знаний                                                              

1.3. Организация контроля и оценки освоения дисциплины                                

2. Комплект материалов для оценки

2.1 Задания для проведения текущего контроля

2.2  Задания для проведения экзамена

2.2.1. Пакет экзаменатора

2.1 Задания для проведения текущего контроля

1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 

1.1 Область применения

Комплект контрольно-оценочных средств, предназначен для оценки результатов освоения ОП.01 Теория государства и права

1.2. Освоение умений и усвоение знаний                                                              

1.2 Сводные данные об объектах оценивания, основных показателях оценки, типах заданий, формах аттестации                                                                                                                                                        Таблица 1

Результаты освоения

(объекты оценивания)

Основные показатели оценки результата и их критерии

Тип задания;

№ задания

Форма аттестации

(в соответствии с учебным планом)

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин;

конкретизация общих положений юриспруденции применительно к отдельной отрасли права с учетом предмета конкретной отрасли и метода правового регулирования

Практические работы

Текущий контроль

Экзамен

оперировать юридическими понятиями и категориями;

Понимание смысла юридических терминов, правильное применение юридических терминов в конкретных юридических ситуациях,

Практические работы

Текущий контроль

Экзамен

применять на практике нормы различных отраслей права;

Правильное определение объекта, субъекта, содержания правовых отношений, отрасли права, регулирующей эти отношения, нормативно-правового акта и правовой нормы подлежащей применению.

Практические работы

Текущий контроль

Экзамен

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

закономерности возникновения и функционирования государства и права;

указание путей происхождения государства (2 пути), разновидности восточного пути происхождения государства (2 разновидности), характеристика социальных норм первобытного общества (не менее 3), сущность и последствия неолитической революции, характеристика органов управления в первобытном обществе, перечисление исторически первых государств (не менее 4), анализ основных теорий происхождения права и государства (не менее 5).

Устный опрос, проверка составленных обучаемыми кроссвордов и заслушивание написанных ими докладов.

Текущий контроль

Экзамен

основы правового государства;

Перечисление и раскрытие признаки и предпосылки правового государства (не мене 5), историю возникновения и развитие идеи правового государства (указать не менее 4 ученых, развивавших данную идею в разные исторические периоды), соотношение государства и личности в условиях правового государства.

Устный опрос, письменный опрос, просмотр составленных обучаемыми презентаций, заслушивание написанных ими рефератов.

Текущий контроль

Экзамен

основные типы современных правовых систем;

Перечисление основные типы современных правовых систем (не менее 4). Анализ особенности этих правовых систем. Перечисление государств, относящихся к разным правовым системам (не менее 4 государств каждого типа).

Устный опрос, письменный опрос, заслушивание написанных обучаемыми докладов и рефератов.

Текущий контроль

Экзамен

понятие, типы и формы государства и права;

перечисление оснований типизации государств (не, менее 2) анализ характеристик каждого типа права и государства согласно исторического подхода (4 типа), перечисление элементов формы государства и характеристика этих элементов (форма правления (2 формы), форма государственного устройства (не менее 3), политико – правовой режим - 2).

Устный опрос, письменный опрос, проверка кроссвордов, составленных обучаемыми и просмотр составленных ими презентаций.

Текущий контроль

Экзамен

роль государства в политической системе общества;

Перечисление элементов политической системы общества (не менее 5), анализ этих элементов, обоснование особой роли государства в политической системе общества (не менее 4 позициций)

Устный опрос, письменный опрос, проверка кроссвордов, составленных обучаемыми.

Текущий контроль Экзамен

систему права Российской Федерации и ее элементы;

Перечисление элементов системы права РФ (не менее 3), характеристика каждого из этих элементов, оснований деления правовых норм на отрасли, указание структурных элементов правовой нормы и их характеристика (всех), перечисление признаков нормы права (не менее 4), указание способов изложения правовых норм в статьях нормативного акта (не менее 3), характеристика основных отраслей российского права (предмет, метод, основные источники), перечисление источников права (не менее 4) и их краткая характеристика.

Устный опрос, письменный опрос, проверка кроссвордов составленных обучаемыми.

Текущий контроль

Экзамен

формы реализации права;

Перечисление признаков и способов реализации права, характеристика способов непосредственной реализации права (всех), указание особенностей применения права, ее стадий (не менее 4), характеристики отдельных стадий применения права, перечисление особенностей актов применения права и их характеристика, характеристика способов устранения и преодоления пробелов в праве (не менее 2)

Устный опрос, письменный опрос, заслушивание написанных обучаемыми рефератов.

Текущий контроль

Экзамен

понятие и виды правоотношений;

Указание признаков правоотношений, характеристика элементов правоотношений (всех), оснований возникновения правоотношений (не менее 2), предпосылок правоотношений (не менее 2), характеристика юридических презумпций и фикций

Устный опрос, письменный опрос, просмотр составленных обучаемыми презентаций.

Текущий контроль

Экзамен

виды правонарушений и юридической ответственности

Характеристика правомерного поведения и его признаков, перечисление видов правомерного поведения (не менее 3), характеристика правонарушений, перечисление видов правонарушений (не менее 2), характеристика элементов состава правонарушение (4 элемента), указание причин правонарушений и путей их устранения, раскрытие понятия и признаков юридической ответственности, характеристика отдельных видов юридической ответственности, перечисление целей, функций и принципов юридической ответственности, характеристика обстоятельств, исключающих преступность деяния (не менее 5), характеристика иных мер государственного принуждения.

Устный опрос, письменный опрос, просмотр составленных обучаемыми презентаций, заслушивание написанных ими докладов.

Текущий контроль

Экзамен

1.3. Организация контроля и оценки освоения дисциплины                                

Дисциплина «Теория государства и права» изучается на первом курсе обучения.

Текущий контроль освоения навыков и усвоения теоретических знаний осуществляется с помощью устных  письменных опросов, тестирований, выполнения заданий самостоятельной внеаудиторной работы, а также при проведении контрольных работ по разделам программы.

Итоговый контроль осуществляется на экзамене. Обязательным условием допуска к экзамену является 100% выполнение практических работ, успешное выполнение 2-х тематических контрольных работ.      

Экзамен  проводится в устной форме, задания для которого содержат теоретические вопросы. Условием аттестации на экзамене является положительная оценка по всем контролируемым показателям.  


  1. КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

2.1 Задания для проведения текущего контроля

Вопросы к контрольной работе №1

уметь:

применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин;

оперировать юридическими понятиями и категориями;

применять на практике нормы различных отраслей права;

знать:

закономерности возникновения и функционирования государства и права;

основы правового государства;

основные типы современных правовых систем;

понятие, типы и формы государства и права;

роль государства в политической системе общества;

Контрольная работа 1

Задание 1. Восстановите недостающие фрагменты схемы.

Задание 2. В чем выражаются достоинства и недостатки президентской и парламентской республики?

Президентская республика.

достоинства

недостатки

Парламентская республика

достоинства

недостатки

Задание 3. Тест.

1. Что такое форма правления?

а) Это национальное и административно-территориальное строение государства.

б) Это совокупность внешних характеристик государства, определяющих способ его организации и устройства.

в) Это порядок формирования и структура высших органов государственной власти и распределение полномочий между ними.

        2. Какое из указанных положений характеризует форму правления государства?

а) Национально-государственное устройство.

б) Соотношение центральных и местных органов власти.

в) Источник и способ организации власти.

г) Средства и методы осуществления власти.

д) Способ объединения населения на определенной территории.

        3. Чем монархия отличается от республики?

а) Провозглашением референдума и всеобщих выборов.

б) Образованием правительства на парламентской основе.

в) Двойной ответственностью правительства перед президентом и парламентом.

г) Передачей власти по наследству.

д) Наличием президента.

4. Укажите под буквой А – типичные формы правления, а под буквой В – нетипичные.

а) Тирания.

б) Республика.

в) Диктатура.

г) Монархия.

5. Форма правления показывает…

а) Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами.

б) Как формируются и взаимодействуют высшие органы государственной власти.

в) Какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти.

г) Из каких частей состоит внутренняя структура государства.

д) Какова структура и полномочия высших органов государственной власти.

Ответы: 

Задание 4. Что представляет собой форма государственного устройства?

Задание 5. Чем унитарная форма государственного устройства отличается от федеративной?

Задание 6. В чем заключается своеобразие конфедерации?

Задание 7. Тест.

1. Что из перечисленного является  формами государственного устройства?

а) Монархия.

б) Федерация.

в) Авторитаризм.

г) Унитарное государство.

д) Республика.

е) Демократия.

ж) Конфедерация.

2. Укажите среди перечисленных признаки унитарного государства.

а) Отдельные части государства обладают значительной степенью самостоятельности.

б) Отдельные части государства не имеют каких-либо суверенных прав.

в) Это союз суверенных государств.

г) Как правило, распадается после реализации целей, ради которых создавалось.

д) Отдельные части государства имеют свое законодательство.

е) Государство состоит из административно-территориальных единиц.

ж) Простое по составу, единое, цельное государство.

3.  Какому понятию соответствует определение: «это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач»?

а) Унитарное государство.

б) Федерация.

в) Конфедерация.

Ответы: 

Задание 8. Найдите и исправьте ошибки. Обозначьте признаки, присущие тому или иному политическому режиму, следующими знаками: Д – демократическому; А – авторитарному; Т – тоталитарному.

Демократический политический режим

Авторитарный политический режим

Тоталитарный политический режим

  1. Провозглашение и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
  2. Система всеохватывающих массовых общественных организаций, которые позволяют государству установить тотальный контроль над обществом.
  3. Милитаризация общественной жизни.
  4. Правовой характер деятельности государственных органов.
  5. Политическое многообразие общественной жизни.
  6. Защищенность личности от произвола и беззакония.
  7. Демократические методы властвования.

  1. Насильственное установление однопартийной системы.
  2. Сращивание государственного и партийного аппарата.
  3. Ликвидация принципа разделения властей.
  4. Слабая политическая оппозиция.
  5. Культ национального вождя.
  6. Авторитарный способ мышления.
  7. Главенство государства над правом.

  1. Почти полное отсутствие недемократических политических отношений.
  2. Определенное допущение экономического и политического плюрализма, до тех пор, пока он не противоречит господствующему режиму.
  3. Жесткий контроль государства над различными формами непосредственной демократии (референдумы, выборы).
  4. Огосударствление общественных организаций.
  5. Массовые репрессии.
  6. Уничтожение оппозиции внутри самой правящей партии.
  7. Отсутствие демократических прав и свобод.
  8. Унификация общественной жизни.

Задание 9. Заполните свободную колонку таблицы.

Критерии

Демократия

Тоталитаризм

Авторитаризм

Законодательство

Развитая система демократических законов

Система законов минимальна

Полномочия главы государства

Строго ограничены законом

Фактически не ограничены

Представительные органы власти

Имеют широкий круг полномочий

Отсутствуют или марионеточные

Принцип разделения властей

Реализован

Отвергается

Полномочия местных органов власти

Максимальные

Минимальные

Партии

Многопартийность

Правящая партия огосударствлена

Идеология

Политический плюрализм

Господство одной идеологии

Права и свободы

Разрешено все, что не запрещено законом

Разрешено только то, что указано властью

Оппозиция

Действует легально

Запрещена

Задание 10. Тест.

1. При каком политическом режиме может сохраняться видимость существования демократических институтов одновременно с концентрацией политической власти в руках главы государства или правительства?

а) При тоталитаризме.

б) При монархии.

в) При авторитаризме.

2. Отметьте буквой А – признаки тоталитаризма, а буквой В – признаки авторитаризма.

а) Господство идеологии над действительностью, всеобъемлющее проникновение официальной идеологии в общественную и личную жизнь.

б) Стремление контролировать не только действия, но и мысли, эмоции населения.

в) Сохранение видимости демократических институтов, обоснование всех действий правящего режима с позиций закона.

г) Абсолютизация власти и ее сосредоточение в руках харизматического лидера, культ личности вождя.

д) Резкое сужение полномочий парламента и представительных учреждений.

е) Наличие законодательно закрепленных прав и свобод личности, но отсутствие правовых гарантий их реализации.

3. Укажите среди перечисленного признаки демократии.

а) Утверждение верховенства права и независимого правосудия.

б) Однопартийная система, при которой партия стоит над государством, играет доминирующую роль.

в)  Монополия государства на собственность, средства массовой информации, централизация системы управления экономикой.

г) Осуществление власти избираемыми населением представительными органами.

д) Наличие в обществе прав и свобод, их реальная гарантированность.

е) Опора власти на административный, полицейский и военно-карательный аппарат.

Критерии оценки выполнения контрольных работ:

Оценка «отлично» выставляется, если студент дает полный и правильный ответ на поставленные и дополнительные (если в таковых была необходимость) вопросы:

  • обнаруживает всестороннее системное и глубокое знание программного материала;
  • обстоятельно раскрывает соответствующие методологические и теоретические положения;
  • демонстрирует знание современной учебной и научной литературы;
  • владеет понятийным аппаратом;
  • демонстрирует способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики;
  • подтверждает теоретические постулаты примерами из юридической практики;
  • способен творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;
  • имеет собственную оценочную позицию и умеет аргументировано и

убедительно ее раскрыть;

  • четко излагает материал в логической последовательности.

         

           Оценка «хорошо» выставляется, если студент дает ответ, отличающийся меньшей обстоятельностью и глубиной изложения:

  • обнаруживает при этом твёрдое знание программного материала;
  • допускает несущественные ошибки и неточности в изложении теоретического материала; исправленные после дополнительного вопроса;
  • опирается при построении ответа только на обязательную литературу;
  • подтверждает теоретические постулаты отдельными примерами из юридической практики;
  • способен применять знание теории к решению задач профессионального характера;
  • испытывает небольшие трудности при определении собственной оценочной позиции;
  • наблюдается незначительное нарушение логики изложения материала.

 

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в основном знает программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии, но ответ, отличается недостаточной полнотой и обстоятельностью изложения:

  • допускает существенные ошибки и неточности в изложении теоретического материала;
  • ответ имеет репродуктивный характер;
  • в целом усвоил основную литературу;
  • обнаруживает неумение применять государственно-правовые принципы, закономерности и категории для объяснения конкретных фактов и явлений;
  • требуется помощь со стороны (путем наводящих вопросов, небольших разъяснений и т.п.);
  • испытывает существенные трудности при определении собственной оценочной позиции;
  • наблюдается нарушение логики изложения материала.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной части содержания учебного материала:

  • допускает принципиальные ошибки в ответе на вопросы;
  • не может исправить ошибки с помощью наводящих вопросов;
  • не способен применять знание теории к решению задач профессионального характера;
  • не умеет определить собственную оценочную позицию;
  • допускает грубое нарушение логики изложения материала.

Вопросы к контрольной работе №2

уметь:

применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин;

оперировать юридическими понятиями и категориями;

применять на практике нормы различных отраслей права;

знать:

закономерности возникновения и функционирования государства и права;

основные типы современных правовых систем;

понятие, типы и формы государства и права;

систему права Российской Федерации и ее элементы;

формы реализации права;

понятие и виды правоотношений;

виды правонарушений и юридической ответственности;

Контрольная работа 2

Вопросы

1 вариант

1. Норма права Понятие, признаки и виды правовых норм. Структура нормы права. Гипотеза: понятие и виды. Диспозиция: понятие и виды. Санкция: понятие и виды. Способы расположения норм права в статьях нормативных правовых актов.

2. Правотворчество.

2 вариант

1.  Формы (источники) права.

2 . Понятие и виды правоотношений.

Критерии оценки выполнения контрольных работ:

Оценка «отлично» выставляется, если студент дает полный и правильный ответ на поставленные и дополнительные (если в таковых была необходимость) вопросы:

  • обнаруживает всестороннее системное и глубокое знание программного материала;
  • обстоятельно раскрывает соответствующие методологические и теоретические положения;
  • демонстрирует знание современной учебной и научной литературы;
  • владеет понятийным аппаратом;
  • демонстрирует способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в билете проблематики;
  • подтверждает теоретические постулаты примерами из юридической практики;
  • способен творчески применять знание теории к решению профессиональных задач;
  • имеет собственную оценочную позицию и умеет аргументировано и

убедительно ее раскрыть;

  • четко излагает материал в логической последовательности.

         

           Оценка «хорошо» выставляется, если студент дает ответ, отличающийся меньшей обстоятельностью и глубиной изложения:

  • обнаруживает при этом твёрдое знание программного материала;
  • допускает несущественные ошибки и неточности в изложении теоретического материала; исправленные после дополнительного вопроса;
  • опирается при построении ответа только на обязательную литературу;
  • подтверждает теоретические постулаты отдельными примерами из юридической практики;
  • способен применять знание теории к решению задач профессионального характера;
  • испытывает небольшие трудности при определении собственной оценочной позиции;
  • наблюдается незначительное нарушение логики изложения материала.

 

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент в основном знает программный материал в объёме, необходимом для предстоящей работы по профессии, но ответ, отличается недостаточной полнотой и обстоятельностью изложения:

  • допускает существенные ошибки и неточности в изложении теоретического материала;
  • ответ имеет репродуктивный характер;
  • в целом усвоил основную литературу;
  • обнаруживает неумение применять государственно-правовые принципы, закономерности и категории для объяснения конкретных фактов и явлений;
  • требуется помощь со стороны (путем наводящих вопросов, небольших разъяснений и т.п.);
  • испытывает существенные трудности при определении собственной оценочной позиции;
  • наблюдается нарушение логики изложения материала.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если студент обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее существенной части содержания учебного материала:

  • допускает принципиальные ошибки в ответе на вопросы;
  • не может исправить ошибки с помощью наводящих вопросов;
  • не способен применять знание теории к решению задач профессионального характера;
  • не умеет определить собственную оценочную позицию;
  • допускает грубое нарушение логики изложения материала.

2.2  Задания для проведения экзамена

В результате изучения дисциплины обучающийся должен

уметь:

применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин;

оперировать юридическими понятиями и категориями;

применять на практике нормы различных отраслей права;

знать:

закономерности возникновения и функционирования государства и права;

основы правового государства;

основные типы современных правовых систем;

понятие, типы и формы государства и права;

роль государства в политической системе общества;

систему права Российской Федерации и ее элементы;

формы реализации права;

понятие и виды правоотношений;

виды правонарушений и юридической ответственности;                          

Вопросы к экзамену:

Понятие теории государства и права как науки. Характеристика теории государства и права как учебной дисциплины: понятие и содержание.

Предмет теории государства и права. Методы теории государства и права.

Место и роль теории государства и права в системе  юридических и общественных наук.

Функции теории государства и права.

Общество и власть: понятие, признаки и соотношение .Первобытная община как форма организации жизни общества.

Причины возникновения государства. Закономерности происхождения государства.

Теории происхождения государства.

Понятие государства. Сущность государства. Классовое и общесоциальное в сущности государства.

Признаки государства. Понятие типа государства. Формационный и цивилизационный подходы к типологии государства: содержание, достоинства и недостатки.

Понятие формы государства.

Понятие формы государственного правления. Монархия как форма государственного правления: понятие, признаки и виды. Республика как форма государственного правления: понятие, признаки и виды.

Понятие формы государственного устройства. Унитарное государство. Федерация. Конфедерация.

Понятие политико-правового режима. Демократический политический режим: понятие и признаки. Формы демократии. Антидемократические политические режимы. Тоталитарный режим: понятие и признаки. Авторитарный режим: понятие и признаки.

Понятие функций государства. Классификация функций государства: постоянные и временные, основные и неосновные, регулятивные и охранительные, внутренние и внешние.

Формы осуществления функций государства.

Соотношение категорий «механизм государства» и «аппарат государства». Понятие и признаки механизма (аппарата) государства.

Государственный орган: понятие, признаки и виды. Принципы организации и деятельности механизма (аппарата) государства.

Политическая система общества: понятие, признаки, функции и структура.

Роль государства в политической системе общества.

Происхождение права и пути его формирования. Понятие и виды социальных норм.

Сущность права. Современное понимание права. Объективное и субъективное в праве.

Признаки права, отличающие его от правил поведения доклассового общества. Функции и ценность права.

Понятие, признаки и виды правовых норм.

Структура нормы права. Гипотеза: понятие и виды. Диспозиция: понятие и виды. Санкция: понятие и виды.

Способы расположения норм права в статьях нормативных правовых актов.

Соотношение категорий «форма права» и «источник права». Понятие форм (источников) права. Виды форм (источников) права.

Нормативный правовой акт как форма (источник) права: понятие и признаки.

Виды нормативных правовых актов: законы и подзаконные акты. Границы действия нормативных правовых актов.

Понятие правовой системы. Правовая система и правовая семья.

Основные типы современных правовых систем. Понятие типа права. Характеристика исторических типов права.

Понятие системы права. Структурные элементы система права: отрасль права, подотрасль права, правовой институт, правовой подинститут, норма права.

Предмет и метод правового регулирования. Классификация отраслей права.

Частное и публичное право.

Понятие, принципы и виды правотворчества

Законотворчество как основной вид правотворческой деятельности в Российской Федерации: понятие и стадии.

Юридическая техника: понятие и правила. Систематизация законодательства: понятие и способы.

Понятие и способы толкования права. Акты толкования права (интерпретационные акты): понятие признаки и виды.

Виды толкования права по объему: буквальное, расширительное, ограничительное. Виды толкования права по субъектам: официальное (нормативное и казуальное толкование, аутентичное и легальное толкование, административное и судебное) и неофициальное (доктринальное, профессиональное, обыденное).

Понятие и формы реализации права.

Применение права: признаки и стадии. Акты применения права: понятие, признаки и виды.

Пробелы в праве: понятие и причины возникновения. Мнимые пробелы. Способы преодоления пробелов в праве: аналогия права и аналогия закона. Юридические коллизии: понятие, виды и причины возникновения. Способы и правила разрешения юридических коллизий.  

Правоотношения: понятие, признаки и виды. Структура правоотношений. Содержание правоотношений: субъективные права и юридические обязанности.

Субъекты правоотношений: понятие и виды. Правосубъектность: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Объекты правоотношений: понятие и классификация.

Юридические факты: понятие и классификация. Презумпции и фикции в праве. Юридический (фактический) состав.

Правовое поведение. Правомерное поведение: понятие, признаки и виды.

Правонарушение: понятие, признаки и виды. Юридический состав правонарушения: понятие и элементы.

Понятие, признаки, цели и принципы юридической ответственности.

Виды юридической ответственности.

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от юридической ответственности.

Понятие, структура и виды правосознания.

Правовое воспитание.

Понятие, структура и виды правовой культуры.

Законность: понятие и принципы.

Общие и специальные гарантии законности.

Правопорядок как результат режима законности: понятие и соотношение с общественным порядком.

Соотношение категорий «правовое воздействие» и «правовое регулирование». Понятие и стадии механизма правового регулирования.

Понятие правового государства. Зарождение и развитие идеи правового государства.

Признаки правового государства. Правовое государство и гражданское общество

Государство, право и личность. Правовой статус личности: понятие и структура. Права и обязанности человека и гражданина.


2.2.1. Пакет экзаменатора        

                Показатели оценки результатов освоения  дисциплины

 Предмет(ы)

оценивания

Объект(ы)

оценивания

 Показатели оценки

 Критерии оценки

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: 

применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин;

Ответ на теоретический вопрос

Конкретизация общих положений юриспруденции применительно к отдельной отрасли права с учетом предмета конкретной отрасли и метода правового регулирования

Знать общие положения юриспруденции применительно к отдельной отрасли права с учетом предмета конкретной отрасли и метода правового регулирования

оперировать юридическими понятиями и категориями;

Ответ на теоретический вопрос

Понимание смысла юридических терминов, правильное применение юридических терминов в конкретных юридических ситуациях

Знать юридические термины, правильное применение юридических терминов в конкретных юридических ситуациях

применять на практике нормы различных отраслей права;

Ответ на теоретический вопрос

Правильное определение объекта, субъекта, содержания правовых отношений, отрасли права, регулирующей эти отношения, нормативно-правового акта и правовой нормы подлежащей применению.

Определение объекта, субъекта, содержания правовых отношений, отрасли права, регулирующей эти отношения, нормативно-правового акта и правовой нормы подлежащей применению.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: 

закономерности возникновения и функционирования государства и права;

Ответ на теоретический вопрос

указание путей происхождения государства, разновидности восточного пути происхождения государства , характеристика социальных норм первобытного общества, сущность и последствия неолитической революции, характеристика органов управления в первобытном обществе, перечисление исторически первых государств, анализ основных теорий происхождения права и государства.

указание путей происхождения государства (2 пути), разновидности восточного пути происхождения государства (2 разновидности), характеристика социальных норм первобытного общества (не менее 3), сущность и последствия неолитической революции, характеристика органов управления в первобытном обществе, перечисление исторически первых государств (не менее 4), анализ основных теорий происхождения права и государства (не менее 5).

основы правового государства;

Ответ на теоретический вопрос

Перечисление и раскрытие признаки и предпосылки правового государства, историю возникновения и развитие идеи правового государства, соотношение государства и личности в условиях правового государства.

Перечисление и раскрытие признаки и предпосылки правового государства (не мене 5), историю возникновения и развитие идеи правового государства (указать не менее 4 ученых, развивавших данную идею в разные исторические периоды), соотношение государства и личности в условиях правового государства.

основные типы современных правовых систем;

Ответ на теоретический вопрос

Перечисление основные типы современных правовых систем. Анализ особенности этих правовых систем. Перечисление государств, относящихся к разным правовым системам.

Перечисление основные типы современных правовых систем (не менее 4). Анализ особенности этих правовых систем. Перечисление государств, относящихся к разным правовым системам (не менее 4 государств каждого типа).

понятие, типы и формы государства и права;

Ответ на теоретический вопрос

перечисление оснований типизации государств  анализ характеристик каждого типа права и государства согласно исторического подхода, перечисление элементов формы государства и характеристика этих элементов.

перечисление оснований типизации государств (не, менее 2) анализ характеристик каждого типа права и государства согласно исторического подхода (4 типа), перечисление элементов формы государства и характеристика этих элементов (форма правления (2 формы), форма государственного устройства (не менее 3), политико – правовой режим - 2).

роль государства в политической системе общества;

Ответ на теоретический вопрос

Перечисление элементов политической системы общества, анализ этих элементов, обоснование особой роли государства в политической системе общества

Перечисление элементов политической системы общества (не менее 5), анализ этих элементов, обоснование особой роли государства в политической системе общества (не менее 4 позициций)

систему права Российской Федерации и ее элементы;

Ответ на теоретический вопрос

Перечисление элементов системы права РФ, характеристика каждого из этих элементов, оснований деления правовых норм на отрасли, указание структурных элементов правовой нормы и их характеристика, перечисление признаков нормы права, указание способов изложения правовых норм в статьях нормативного акта, характеристика основных отраслей российского права, перечисление источников права  и их краткая характеристика.

Перечисление элементов системы права РФ (не менее 3), характеристика каждого из этих элементов, оснований деления правовых норм на отрасли, указание структурных элементов правовой нормы и их характеристика (всех), перечисление признаков нормы права (не менее 4), указание способов изложения правовых норм в статьях нормативного акта (не менее 3), характеристика основных отраслей российского права (предмет, метод, основные источники), перечисление источников права (не менее 4) и их краткая характеристика.

формы реализации права;

Ответ на теоретический вопрос

Перечисление признаков и способов реализации права, характеристика способов непосредственной реализации права, указание особенностей применения права, ее стадий, характеристики отдельных стадий применения права, перечисление особенностей актов применения права и их характеристика, характеристика способов устранения и преодоления пробелов в праве

Перечисление признаков и способов реализации права, характеристика способов непосредственной реализации права (всех), указание особенностей применения права, ее стадий (не менее 4), характеристики отдельных стадий применения права, перечисление особенностей актов применения права и их характеристика, характеристика способов устранения и преодоления пробелов в праве (не менее 2)

понятие и виды правоотношений;

Ответ на теоретический вопрос

Указание признаков правоотношений, характеристика элементов правоотношений, оснований возникновения правоотношений, предпосылок правоотношений, характеристика юридических презумпций и фикций

Указание признаков правоотношений, характеристика элементов правоотношений (всех), оснований возникновения правоотношений (не менее 2), предпосылок правоотношений (не менее 2), характеристика юридических презумпций и фикций

виды правонарушений и юридической ответственности

Ответ на теоретический вопрос

Характеристика правомерного поведения и его признаков, перечисление видов правомерного поведения, характеристика правонарушений, перечисление видов правонарушений, характеристика элементов состава правонарушение, указание причин правонарушений и путей их устранения, раскрытие понятия и признаков юридической ответственности, характеристика отдельных видов юридической ответственности, перечисление целей, функций и принципов юридической ответственности, характеристика обстоятельств, исключающих преступность деяния, характеристика иных мер государственного принуждения.

Характеристика правомерного поведения и его признаков, перечисление видов правомерного поведения (не менее 3), характеристика правонарушений, перечисление видов правонарушений (не менее 2), характеристика элементов состава правонарушение (4 элемента), указание причин правонарушений и путей их устранения, раскрытие понятия и признаков юридической ответственности, характеристика отдельных видов юридической ответственности, перечисление целей, функций и принципов юридической ответственности, характеристика обстоятельств, исключающих преступность деяния (не менее 5), характеристика иных мер государственного принуждения.

Количество вариантов (пакетов) заданий для экзаменующихся:   30,

Время выполнения задания: 40 мин.

Условия выполнения заданий

Задание 1: теоретическое обоснование фактов. Положения, определения, классификации и т.д.

Рекомендации по проведению оценки:

1. Ознакомьтесь с заданиями для экзаменующихся, оцениваемыми  показателями.

2. Проанализируйте текущую успеваемость обучающего,

    выберите вопросы для обучающегося из представленных в его варианте,

    организуйте беседу после его подготовки,

    оцените краткость, четкость, последовательность ответа и его содержательную часть.

2.2.2. Пакет экзаменатора

Задание __ теоретическое № 1 _

Результаты освоения

 (объекты оценки)

Критерии оценки результата

 (в соответствии с разделом 1 «Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств)

Отметка о выполнении

уметь:

применять теоретические положения при изучении специальных юридических дисциплин;

оперировать юридическими понятиями и категориями;

применять на практике нормы различных отраслей права;

знать:

закономерности возникновения и функционирования государства и права;

основы правового государства;

основные типы современных правовых систем;

понятие, типы и формы государства и права;

роль государства в политической системе общества;

систему права Российской Федерации и ее элементы;

формы реализации права;

понятие и виды правоотношений;

виды правонарушений и юридической ответственности;

Условия выполнения заданий

Время выполнения задания мин._____40______

Требования охраны труда: _инструктаж по технике безопасности

Оборудование: __ ручка, бумага

Литература для экзаменующихся (справочная, методическая и др.) Гражданский кодекс РФ

Дополнительная литература для экзаменатора (учебная, нормативная и т.п.)

1. Теория государства и права в схемах и определениях

Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. – М.: "Проспект", 2011 г. – 135 с.

2. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях

Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях:

учебное пособие - "Проспект", 2010 г.

Критерии оценки знаний

Экзамен по дисциплине «Теория государства и права» проводится в экзаменационную сессию. Экзамен преследует цель оценить работу студента по овладению знаниями, умениями и навыками, уровень полученных им теоретических знаний и умение применять их при решении конкретных практических задач, приобретение навыков самостоятельной работы, развитие творческого мышления.

Экзамен проводится в форме устного опроса по билетам (вопросам) с предварительной подготовкой или без подготовки. Экзаменатор вправе задавать вопросы сверх билета, а также, помимо теоретических вопросов, давать задачи по программе данного курса.

Экзамен начинается в указанное в расписании время и проводится в отведенной для этого аудитории. Самостоятельный перенос экзаменатором времени и места проведения экзамена не допускается.

Преподаватель принимает экзамен только при наличии ведомости и надлежащим образом оформленной зачетной книжки.

Критерии оценки ответа студента на экзамене, а также форма его проведения доводятся преподавателем до сведения студентов до начала экзамена.

Результат экзамена объявляется студенту непосредственно после его сдачи, затем выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Положительные оценки заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, неудовлетворительная оценка проставляется только в экзаменационной ведомости. В случае неявки студента для сдачи экзамена в ведомости вместо оценки делается запись «не явился».

Если в процессе экзамена студент использовал недопустимые дополнительные материалы (шпаргалки), то экзаменатор имеет право изъять шпаргалку и обязан поставить оценку «неудовлетворительно».

Выставление оценок на экзамене осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний студентов.

При выставлении оценки экзаменатор учитывает:

знание фактического материала по программе, в том числе:

 знание обязательной литературы, современных публикаций по программе курса, а также истории науки;

степень активности студента на семинарских занятиях;

логику, структуру, стиль ответа; культуру речи, манеру общения; готовность к дискуссии, аргументированность ответа; уровень самостоятельного мышления; умение приложить теорию к практике, решить задачи;

наличие пропусков семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам.

Оценка «отлично» ставится студенту, ответ которого содержит:

- глубокое знание программного материала, а также основного содержания и новаций лекционного курса но сравнению с учебной литературой;

- знание концептуально-понятийного аппарата всего курса;

- знание монографической литературы по курсу,

а также свидетельствует о способности:

- самостоятельно критически оценивать основные положения курса;

- увязывать теорию с практикой.

Оценка «отлично» не ставится в случаях систематических пропусков студентом семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам, отсутствия активного участия на семинарских занятиях, а также неправильных ответов на дополнительные вопросы преподавателя.

Оценка «хорошо» ставится студенту, ответ которого свидетельствует:

- о полном знании материала по программе;

- о знании рекомендованной литературы,

а также содержит в целом правильное, но не всегда точное и аргументированное изложение материала.

Оценка «хорошо» не ставится в случаях пропусков студентом семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам.

Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, ответ которого содержит:

- поверхностные знания важнейших разделов программы и содержания лекционного курса;

- затруднения с использованием научно-понятийного аппарата и терминологии курса;

- стремление логически четко построить ответ, а также свидетельствует о возможности последующего обучения.

Оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, имеющему существенные пробелы в знании основного материала по программе, а также допустившему принципиальные ошибки при изложении материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02 Информатика основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 030912 Право и организация социального обеспечения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки  образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ЕН.02 Информатика....

Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине "Административное право" для специальности СПО 030912 «Право и организация социального обеспечения»

 Комплект контрольно-оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины  «Административное право...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. Безопасность жизнедеятельности

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». КОС включа...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ЕН.02. Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности в рамках основной образовательной программы

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные тех...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств по учебной дисциплине "Охрана труда"

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Охрана труда» КОС включают контрольные материал...

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств МДК.01.01 КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ основной образовательной программы специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  «СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИ...