Дети-сироты – особые дети, нуждающиеся в специальном подходе».
статья на тему

Кузьминова Мария Николаевна

В статье отражены наиболее эффективные методы работы с данной категорией детей, которые дадут положительный результат. А также некоторые рекомендации, которые помогут  педагогам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор-составитель: социальный педагог        

Кузьминова Мария Николаевна

«Дети-сироты – особые дети, нуждающиеся в специальном подходе».

      Оказание помощи детям-сиротам является одним из основных направлений работы социальной политики государства. Сироты составляют особую категорию детей, к которым нужен специальный подход. Одним из немаловажных факторов успешной работы с такими детьми является забота и взаимопонимание. В первую очередь, нужно помнить о том, что ребенок-сирота, как и любой другой человек, нуждается во взаимопонимании. Возможно, что в первую вашу встречу ребенок будет вести себя неприемлемо грубо. Не стоит обращать на это внимания, отнеситесь к данному факту толерантно. Чтобы успокоить злобу и негатив, следует задать пару вопросов. Они могут быть следующего характера: зачем ты грубишь, какую выгоду с этого имеешь, почему ты грубишь именно мне. В большинстве случаев ребенок начинает осознавать, что вы расположены к нему благосклонно. Однако чтобы принять эту мысль, ему может потребоваться большое количество времени. Изначально ребенок может избегать контактов с вами, так как внезапное обилие внимания и понимания может его спугнуть. В тоже время, рано или поздно человек осознает, что в данном проявлении заботы нет ничего плохого. Очень важно понять, какие именно проблемы угнетают ребенка. Дети-сироты окружены очень скупыми условиями проживания. Вся социальная среда ребенка не выходит за рамки детского дома и его обитателей. Это сказывается на мышлении, на его отношении к различным вещам. Чтобы выявить те или иные проблемы, необходимо составить с ребенком душевную беседу. Этого можно достичь лишь через комфортные психологические условия. Уединитесь с ним в кабинете. Важно, чтобы ребенок понимал, что в ваш разговор никто не может вмешаться. Любое асоциальное поведение со стороны детей-сирот может оправдываться как месть миру. Если ребенок совершил какой-либо плохой поступок, не ждите четких объяснений с его стороны о том, зачем он это сделал. Каждое непонятное действие со стороны ребенка можно расшифровать как крик о помощи. Иногда лучше, чтобы ребенок выплескивал свои эмоции через негативное поведение, а не оставлял их в себе. Если ребенок не может выговориться, не может поделиться сокровенным, это скорее приведет к депрессии. Стоит также помнить о том, что немалую долю составляют случаи самоубийств детей-сирот. Каждый из таких случаев - результат того, что человек не был услышан и понят. При беседе с детьми-сиротами старайтесь как можно чаще говорить об их интересах и увлечениях. Пытайтесь поднять самооценку ребенка через похвалу и поощрение. Покажите ребенку, что вы его цените и уважаете, что вы способны его поддержать в трудную минуту.

Особенности  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Об этом же пишет психоаналитик Дональд Винникотт: «Когда ребенок лишается хорошего окружения или когда такого окружения вообще не существовало – это означает изменение всего эмоционального развития человека. Подавляется или вообще утрачивается способность любить, появляется ненависть». Действительно, существует взаимосвязь между отсутствием материнской любви и эмоциональными нарушениями у детей, воспитывающихся вне семьи. Отношения привязанности, складывающиеся между матерью и младенцем в первые недели и месяцы жизни, не только служат основой, образцом для будущих отношений с другими людьми, но и определяют последующее отношение к самому себе. Если у ребенка сформировались надежные отношения привязанности с близким, ухаживающим за ним человеком, то в дальнейшем он сможет справляться с тревогой и страхом потерять любимый объект и будет способен выстраивать адекватные отношения с внешним миром. Если же привязанность ненадежна, то человек не может доверять ни самому себе, ни окружающему миру. Эти люди ведут себя так, будто отказались от возможности иметь теплые отношения с кем-либо: их общение с другими людьми часто поверхностно, они эгоцентричны и не способны к истинной близости. Они словно говорят своим поведением: боль от новой потери будет слишком велика, и поэтому мы не можем позволить себе роскошь любить и быть любимыми. Причины их личностного своеобразия и особенностей взаимодействия с миром и другими людьми кроются в прошлом опыте. Ребенок-сирота – это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве или, если речь идет о социальном сиротстве, в детском или подростковом возрасте. Скорее всего, ранний опыт такого ребенка наполнен травматическими переживаниями. Чаще всего матери таких детей не умели или не могли выполнить те свои функции, которые необходимы для полноценного, гармоничного развития детей – обеспечить возможность расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть.

Возможно ли оказание помощи таким детям?

Основной задачей специалистов – психологов, социальных педагогов и педагогов, работающих с детьми-сиротами, является помощь в изменении форм общения со сверстниками и взрослыми. Дети нуждаются в атмосфере, наполненной позитивными человеческими контактами. «Инструментом» специалистов может стать проведение специально разработанных занятий, направленных, например, на создание в группе детей дружеской атмосферы и доверия, на формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, на обучение социально приемлемым способам выражения эмоций, совладания с гневом и агрессией, на развитие позитивного настроя по отношению к другим. Здесь требуется активная работа психолога как с детьми, так и в качестве консультанта для педагогов. Но самым главным «инструментом» является личность самого взрослого. Его профессионализм не должен заменяться «просто» добрым отношением. Самыми важными профессиональными умениями являются умение разговаривать с детьми, слушать и слышать их, умение в каждом случае, с каждым отдельным ребенком находить (или разрабатывать) адекватные формы диагностической, развивающей или коррекционной работы. Такая работа становится возможной при наличии глубокого эмоционального контакта со значимым для ребенка взрослым – педагогом. Работа с такими детьми требует от педагогов преодоления внутреннего недоверия и недоброжелательности со стороны воспитанников (а нередко и своего собственного), большой наблюдательности, педагогического такта и доброжелательности. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Но лишь в последние годы число социальных сирот значительно превысило количество так называемых биологических сирот, т.е. детей, родители которых умерли.        Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального» сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое "скрытое" социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков.                                                        Социальные сироты - это особая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим причинам, то есть сироты при живых родителях. Согласно Федеральному закону «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»                                                

Можно выделить следующие виды сиротства:

1) собственно сироты: дети, чьи родители умерли или погибли;

2) полу-сироты: дети, у которых умер один из родителей;

3) социальные сироты: дети, лишившиеся попечения родителей в силу разных жизненных обстоятельств. Среди них выделяют:

а) «лишенцев»: детей, чьи родители лишены родительских прав;

б) «отказников» дети, чьи родители отказались от родительских прав

(в родильном доме);

в) «подкидыши»: дети, оставленные своими родителями возле различных учреждений: домов ребенка, магазинов, милиции и т.д.;

г) интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей (например, в специализированных учреждениях для детей-инвалидов), так что те практически не участвуют в их воспитании;

д) скрытые, или домашние сироты: есть оба родителя, и ребенок живет с ними, но им не до ребёнка.                    

Такие дети чаще всего пополняют «армию» беспризорных и безнадзорных детей. Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других. Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.                                                                                        Таким образом,  проблема помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей требует не только объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребенком, оказавшимся в детском доме, приюте, социальной гостинице, после интерната. На современном этапе развития российского общества крайне необходимо принимать меры по совершенствованию отечественного законодательства на различных уровнях для оказания эффективной помощи указанной категории детей в различных отраслях жизнедеятельности. Социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям, половое просвещения и т.д.) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа по социальной педагогике. Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учреждениях социальной защиты детства

Адаптация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей в учереждениях социальной защиты детства. Выполнила Савкова Светлана Алексеевна ученица Вешенского педагогического колледжа имини М.А Ш...

Контрольная работа по дисциплине "Организация и содержание работы по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Контрольная работа разноуровневая. Имеет три уровня сложности. Может быть применена для обучающихся по профессии "Социальный работник"....

Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья:«Сопровождение    детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и  педагогам в решении задач развити...

Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...