Правила эффективного ведения дискуссии
методическая разработка

Сагайдачная Мария Михайловна

В материале перечислены правила эффективного ведения дискуссии, без соблюдения которых беседа не сможет носить продуктивный характер. Рекомендовано для учащихся средней школы и СПО, а также для взрослых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правила эффективного ведения дискуссии

  • Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Пустые сожаления, воспоминания, нелепые сравнения мягко прерывайте. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. Пресекайте попытки доказать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Стремитесь не к победе, а к истине.
  • С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Даже отличаясь от Вашей, она имеет право на существование. Не обижайте другого человека, считая его мнение неверным, нелепым, смешным. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. А в конце обсуждения могут оказаться реальными кажущиеся вначале невероятными вещи.
  • Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Это правильно, потому что это верно» и т. п. — аргументами не являются. Подтверждайте высказываемое фактами. «Он меня провоцирует» - не аргумент. Возможно, именно Вы так воспринимаете ситуацию, а провокации с другой стороны и вовсе не было.
  • Не осуждайте своего оппонента, который обратился к компетентному человеку по поводу конфликтной ситуации за помощью или советом. Это и право, и выбор Вашего оппонента.
  • Уважайте мнение любого человека. Иногда мнение значимого для Вас человека изначально считается верным просто в силу статуса этого человека (профессор, опытный исследователь). Прислушивайтесь к ним, но без фанатизма. Опирайтесь на реальные факты. Порой свежий непредвзятый взгляд какого-то новичка помогает по-иному взглянуть на ситуацию, найти новые подходы к решению давней проблемы, считавшейся неразрешимой.
  • Всегда старайтесь придерживаться дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом (мой одноклассник, собеседник, оппонент). Ваш оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения, Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.
  • Не спорьте ради спора! Подобным профессиональным спорщикам не место среди тех, кого интересует поиск истины. Не давайте дискуссии превратиться в азартный спор и выяснение отношений.
  • В дискуссии могут участвовать только те, кто открыт для другой точки зрения и терпим к иному мнению. Не пытайтесь доказать что-то тому, кому невозможно что-либо доказать. Иногда это люди, считающие себя лучше всех. Люди, слышащие только себя. Люди, неспособные понять иную точку зрения. Люди, закосневшие в своих оценках и стереотипах. Это бывает чертой личности, особенностью характера. Относитесь к ним терпимо, но не тратьте силы, чтобы убедить их в чём-либо.
  • Помните, что все люди вокруг состоят и из достоинств, и из недостатков. В том числе и Вы. Найдите достоинства другого человека. Попробуйте быть объективным и посмотреть на ситуацию «со стороны».
  • Используйте в общении и во время дискуссии чувство юмора, но не сарказм и насмешки!

C:\Users\sagaidachnaja.m\Desktop\УУД\untitled.png

Успехов в ведении дискуссии!
Педагог-психолог «Академии танца Бориса Эйфмана», М.М. Сагайдачная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила безопасности при ведении электросварочных работ

ТЕСТПравила безопасности при ведении электросварочных работМДК 02.01. Оборудование, техника и технология электросварки ПМ.02.  Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных метал...

Презентация Общие правила ведения БВР

Презентация Общие правила ведения БВР...

ДИСКУССИЯ? КОНЕЧНО, ДИСКУССИЯ! (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ-ДИСКУССИЙ В РАМКАХ ПРЕДМЕТА «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)

Уроки-дискуссии вызывают большой интерес у студентов. В ходе подготовки и в процессе самой дискуссии учащиеся осваивают гораздо большее  количество материала, нежели при традиционном уроке, что о...

Разработка урока русского языка по теме: «Ведение дискуссии на заданную тему»

Урок , проведенный с опорой на данную работу поможет студентам развить творческие, коммуникативные, аналитические способности, а также научит обучающихся отставивать свою позицию....

ДИСКУССИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ЕЁ ЗАДАЧИ, ПРИЧИНЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ, РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Слово «дискуссия»  происходит от латинского discussio (discussionis) «сотрясение; исследование, рассмотрение». Дискуссия – это разноплановое  обсуждение какого-...

Правила Эффективного общения с ребенком.

Для родителей очень важно иметь возможность открыто и эффективно общаться со своими детьми. Открытая, эффективная коммуникация идет на пользу не только детям, но и каждому члену семьи. А значит, отнош...

Дискуссия «Нормы права и морали в обществе»

Дискуссия «Нормы права и морали в обществе»...