ДИСКУССИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ЕЁ ЗАДАЧИ, ПРИЧИНЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ, РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
статья

Артемьева Светлана Геннадьевна

Слово «дискуссия»  происходит от латинского discussio (discussionis) «сотрясение; исследование, рассмотрение». Дискуссия – это разноплановое  обсуждение какого-либо вопроса, проблемы.  Дискуссия является одним из наиболее  эффективных  методов познания, нахождения истины  и как интерактивный метод издавна применяется в практике обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_diskussiya_kak_interaktivnaya_forma_obucheniya.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

ДИСКУССИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:  

ЕЁ ЗАДАЧИ, ПРИЧИНЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ, РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Артемьева Светлана Геннадьевна,

преподаватель истории и обществознания

СПб ГБПОУ «Акушерский колледж»

Слово «дискуссия»  происходит от латинского discussio (discussionis) «сотрясение; исследование, рассмотрение». Дискуссия – это разноплановое  обсуждение какого-либо вопроса, проблемы.  Дискуссия является одним из наиболее  эффективных  методов познания, нахождения истины  и как интерактивный метод издавна применяется в практике обучения. 

В эпоху античности  важную роль играли политики и ораторы. Красноречие, искусство убеждать и отстаивать свои взгляды, обосновывать и доказывать необходимую точку зрения в ходе словесных состязаний, остро сформулированных вопросов и ответов, выступлений были заложены в основу обучения. В античной теории красноречия был постулат, что о всякой вещи есть два противоположных мнения, поэтому в обучении необходим диалог, в котором два собеседника в споре защищают два противоположных взгляда. Спустя семнадцать веков этот диалектический метод  стал  одним из краеугольных камней университетского образования. В средневековых университетах одной из самых распространенных форм преподавания был disputatio (диспут). Руководство университетов придавало им очень большое значение. Сам диспут представлял собой серию своеобразных диалектических поединков, проходивших под председательством одного или нескольких преподавателей, несущих за них ответственность. Именно диспуты должны были научить школяров искусству спора, защите приобретенных знаний. Самым распространенным методом проведения диспутов был предложенный Пьером Абеляром метод pro et contra, sic et non (за и против, да и нет). Каждые две недели один из магистров держал речь по возможно более широкой теме и в заключение называл тезисы или вопросы, которые должны были стать предметом спора, затем в течении нескольких дней собирал со школяров все "за" и "против". Самым любопытным и самым торжественным был проходивший на подготовительном факультете диспут "о чем угодно" (disputatio de quodlibet).

Современный мир  соткан из противоречий, поэтому он более полемичен, чем когда-либо прежде. Решение многих проблем современности возможно только через открытый и гласный обмен мнениями и широкое обсуждение проблем.  Человечество осознало простой и очевидный факт: лишь немногие суждения о мире истинны и не требуют доказательств. Но большая часть наших суждений предполагает активную мыслительную деятельность, протекающую в режиме спора (дискуссии и полемики).

Дискуссия, не являясь борьбой противоречащих друг другу мнений, представляет собой форму сотрудничества, коллективной работы.  Она всегда ограничена во времени и требует тщательной подготовки. Польза дискуссии заключается в том, что,  с одной стороны она уменьшает момент субъективности, то есть убеждения отдельного человека или группы людей при обсуждении получают общую поддержку, следовательно, определенную обоснованность. Дискуссия представляет собой серию утверждений, которые по очереди высказываются несколькими лицами, касается какого-либо одного предмета или темы. Тема формулируется в некотором утверждении – тезисе, который является исходным пунктом обсуждения. Цель дискуссии – достижение согласия ее участников по спорному вопросу. Все это позволяет охарактеризовать дискуссию как тематическое и корректное по форме обсуждение и отнести ее к высшему, самому качественному разряду спора.

Различают следующие основные типы дискуссии:

- стихийная (возникающая по инициативе одной из сторон, без специальной предварительной подготовки) и организованная (проводимая в соответствии с заранее продуманным планом);

 - конструктивная (дружеское обсуждение, предполагающее взаимовыгодное соглашение по какой-либо спорной позиции) и деструктивная (враждебная дискуссия, направленная на разрушение общей цели);

- основательная (предполагающая глубину обсуждаемых вопросов и используемых аргументов) и неосновательная (поверхностная, не претендующая на доказательность и убедительность доводов и анализа различных мнений);

 - двусторонняя (участие в обсуждении двух сторон) и многосторонняя (участие в дискуссии или полемике более двух сторон);

- диалектическая (направленная на достижение определенных познавательных, социально значимых результатов) и эристическая (предполагающая достижение победы в любой ситуации независимо от истинности или ложности позиции);

- содержательная (характеризуемая определенностью темы дискуссии и направленная на раскрытие ее содержания) и формальная (предполагающая неопределенность предмета обсуждения и соблюдающая принцип «обо всем и ни о чем»).

Дискуссия имеет три основные стадии:

1. Вступительная часть: ведущий дискуссию  должен побудить к разговору участников обсуждения; для этого он во вступительном слове обозначает проблему.

2. Процесс дискутирования. На этом этапе начинается публичное обсуждение проблемы. Ведущий предоставляет каждому из участников дискуссии возможность в коротком выступлении выразить свою точку зрения. После этого идет обсуждение позиций. В какой-то момент ведущему следует заострить конфликт мнений, для чего вниманию собравшихся предлагается проблемный вопрос.

3. Заключительный этап. Дискуссия завершается подведением итогов. Ведущий дает каждому из участников возможность произнести заключительное слово, выступает сам и благодарит участников дискуссии.

Выделяют две группы целей ведения спора, в зависимости от того, направлены они на решение обсуждаемой проблемы или, наоборот, на то, чтобы создать дополнительные проблемы и барьеры: конструктивные и деструктивные. К наиболее характерным конструктивным целям ведения дискуссии, спора относятся:

– обсудить все возможные варианты решения проблемы; – выработать коллективное мнение, коллективную позицию по какому-либо вопросу;

– привлечь внимание к проблеме как можно большего количества заинтересованных и компетентных лиц;

– опровергнуть ненаучный, некомпетентный подход к решению проблемы, разоблачить ложные слухи;

– привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству; – оценить возможных единомышленников и противников.

Деструктивные цели, которые могут быть целями отдельных групп и участников спора:

– расколоть участников спора на две непримиримые группы;

– завести решение проблемы в тупик;

 – превратить дискуссию в схоластический спор;

– используя заведомо ложную информацию, повести спор по ложному пути;

– разгромить инакомыслящих, дискредитировать оппозицию.

Вероятно, этих целей, как конструктивных, так и деструктивных, значительно больше. Кроме того, в чистом виде они, как правило, не проявляются в рамках одного спора, а могут реализоваться в самых разных сочетаниях.

Трудности обучения студентов состоят в том, что в современном российском обществе отсутствуют традиция и практика демократического всестороннего публичного обсуждения проблем, представляющих общественный интерес, в коллективах, дискуссионных клубах, учебных заведениях; отсутствуют общепринятые правила проведения таких мероприятий, требования к регламенту выступлений и ответам на вопросы, распределению ролей участников обсуждения; нет опыта уважительной постановки вопросов, получения ответов на заданные вопросы по существу, нет традиции соблюдения этических и риторических норм ведения спора.

В настоящее время общество предъявляет высокие требования к уровню коммуникативной компетентности выпускников. Активное участие в дискуссиях является действенным средством формирования и совершенствования у студентов коммуникативных навыков и умений. Очевидно, что основная роль в овладении студентом мастерством ведения дискуссии отводится постоянной работе над собой, так как полемист должен быть человеком эрудированным, компетентным, отличаться высокой общей культурой.

      Учебная дискуссия направлена на реализацию двух групп задач, имеющих одинаковую важность:

  1. Задачи конкретно-содержательные:
  • осознание детьми противоречий и трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой;
  • актуализация ранее полученных знаний;
  • творческое переосмысление возможностей применения знаний, и др.
  1. Организационные задачи:
  • распределение ролей в группах;
  • соблюдение правил и процедур совместного обсуждения, выполнение принятой роли;
  • выполнение коллективной задачи;
  • согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего, группового подхода, и т.д.

Главное назначение учебной дискуссии состоит в стимулировании познавательного процесса обучаемых, вовлечении студентов в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, в осмыслении различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Для этого необходима предварительная подготовка студентов в содержательном и формальном плане, выдвижение тезиса и антитезиса по обсуждаемой проблеме. Учебная дискуссия предполагает наличие у студентов умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументации, учит студентов мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В процессе организации учебной дискуссии важно найти интересный предмет спора, то есть выбрать тему для публичного обсуждения, которая имеет актуальность, социальную значимость, связана с общественно-политической практикой, с проблемами молодежи и студенческой жизни. Тема должна вызывать интерес у присутствующих, быть для них настолько знакомой, чтобы они могли компетентно вести ее обсуждение.

Для успешного проведения дискуссии необходима значительная подготовительная работа. Полемисты должны знать заранее тему спора, предложенные для обсуждения вопросы, чтобы изучить проблему, прочитать необходимую литературу, проконсультироваться со специалистами, проанализировать различные точки зрения, сопоставить их, определить собственную позицию.

 В процессе подготовки дискуссии по выбранной теме происходит разработка вопросов для обсуждения. От того, как будут поставлены вопросы, во многом зависит успех предстоящего разговора. В формулировках вопросов могут содержаться мнения, которые не являются бесспорными, могут приводиться положения, противоречащие фактам действительности, отличные от общепринятой трактовки. Подобные вопросы заставляют мыслить, втягивают аудиторию в активный обмен мнениями. Формулировка вопроса должна включать в себя возможность становления различных точек зрения, быть поводом для размышления. Это необходимое условие для проведения публичного спора.

В процессе подготовки разрабатывается также сценарий дискуссии, который включает вводное слово преподавателя, где дается обоснование выбора темы, указание на ее актуальность, приводятся тезис и антитезис; вопросы, выносимые на обсуждение. Определяются задачи, стоящие перед участниками обсуждения; уточняются условия спора, указывается, какие технические средства, наглядные пособия будут использованы в ходе дискуссии.

Успех учебной дискуссии, ее результативность зависит от умения преподавателя  организовать речевое дискуссионное общение, создать и поддержать доброжелательную, конструктивную атмосферу. Преподавателю  следует поощрять участников спора, используя такие реплики, как «интересная мысль», «хорошая постановка вопроса», «давайте разберемся, подумаем» и т.п. Он должен помочь выступающему четко сформулировать свою мысль, подобрать нужное слово. Преподавателю  не нужно уходить от неожиданного вопроса, отказываться от обсуждения частной проблемы, ссылаясь на то, что это не соответствует плану, структуре спора. Если обсуждение какой-то проблемы закончено, преподавателю  необходимо сделать вывод и перейти к следующему вопросу.

При обсуждении проблемы не следует придерживаться четкого плана, заранее расписывать выступления, назначать выступающих, тем более «репетировать» подготовленные выступления. В таких выступлениях нет творческого начала, живого обмена мнениями. Обсуждение проводится для того, чтобы силой убеждения, с помощью аргументированных доказательств показать несостоятельность точки зрения оппонента. Ни о какой дискуссии не может быть и речи, если нет свободы, возможности высказаться всем желающим.

Тем не менее, для преподавателя во время проведения дискуссии важны три момента: время, цель, итог. Начинается дискуссия с выступления преподавателя, которое не должно продолжаться более 5-10 минут. Во вступлении необходимо  раскрыть основные моменты темы и наметить проблемы для обсуждения.

Приемы введения в дискуссию: изложение проблемы или описание конкретного случая; демонстрация кинофильма; демонстрация материала (объекты, иллюстративный материал, архивные материалы и т.д.); приглашение экспертов (в качестве экспертов выступают люди, достаточно хорошо осведомленные в обсуждаемых вопросах); использование текущих новостей; магнитофонные записи; инсценировка, ролевое разыгрывание какого-либо эпизода; стимулирующие вопросы – особенно вопросы типа «что?», «как?», «почему?», и т.д.

Продуктивность сбора идей повышается, если преподаватель: дает время на обдумывание ответов; не допускает двусмысленных вопросов; не игнорирует ни одного ответа; меняет ход рассуждения (например, вопрос: "Какие еще факторы могут оказывать влияние?" и др.); проясняет высказывания детей, задавая уточняющие вопросы; побуждает учащихся к углублению мысли (например: "Итак, у тебя есть ответ, как ты к нему пришел?") и др.

Существенным элементом учебной дискуссии является ее критический разбор преподавателем. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым подошли участники спора, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается ложность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных позиций по конкретным вопросам спора. Обращается внимание на содержание выступлений, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий, оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики. Даются рекомендации по дальнейшему совершенствованию полемических навыков и умений.

Для получения обратной связи целесообразно применять устные или письменные самоотчеты участников дискуссии. Возможны две формы самоотчетов: 1) произвольная и 2) ориентированная на следующие вопросы: что я чувствовал во время дискуссии; чего я хотел; что или кто мешал; что нового я узнал для себя; увлекла ли меня дискуссия; если я почувствовал увлеченность, то почему, если оставила равнодушным, то чем я это объясняю; как смогу использовать приобретенный в дискуссии опыт (положительный и отрицательный) в своей дальнейшей работе и повседневной жизни?

Хорошо проведенная учебная дискуссия имеет обучающую и воспитательную ценность, она учит глубоко понимать проблему, защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Список литературы

  1. Андреев В.И. Конфликтология (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов). М., 1995.
  2. Граудина Л.К., Мищерина М.А., Соловьева Н.Н. Риторика и стилистика. М., 2008.
  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М., 2002.
  4. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика.  М., 2007.
  5. Полушкин И.А., Михелькевич В.Н., Ионесов В.И. Диалоговые технологии гражданского образования. Самара, 2004.
  6. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать/ 3-е изд.  Ростов-на-Дону, 2005.
  7. Словарь русского языка: в 4 т./ Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1981–1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для студентов медицинских колледжей по теме"Проценты в нашей жизни". В данной методической разработке связаны такая тема математики как "...

Мастер-класс по применению интерактивных форм обучения на примере использования интерактивных мототренажеров "Мото-2".

В качестве примера использования современных компьютерных технологий в сфере образования я хочу представить вашему вниманию   на  базе учебного кабинета интерактивного учебного центре «Автог...

МЕТОД КЕЙСОВ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается внедрение и применение метода кейсов как условие развития ключевых компетенций у студентов, в частности способность студентов оперативно решать профессиональные задачи, ...

Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя (январь, 2019)

Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя...

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

В материале рассматриваются активные и интерактивные методы обучения, их использование на различных этапах учебного процесса...

Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе

Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе предназначен для учителей начальной школы для подготовки к урокам и их проведению их или для допо...