Активные и интерактивные формы обучения студентов математике
методическая разработка на тему

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для студентов медицинских колледжей по теме"Проценты в нашей жизни". В данной методической разработке связаны такая тема математики как "проценты" и употребление ПАВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_i_interaktivnye_formy_obucheniya.docx116.33 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБОУ СПО "ЛЬГОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

(из опыта работы преподавателя математики ОБОУ СПО "Льговский медицинский колледж" Азарцовой Л.А.)

Льгов - 2012

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................4

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ

И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ............................................................................7

Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Математика"  Тема: Проценты в нашей жизни.................................14

Приложение 1……………………………………………………………..34

Приложение 2……………………………………………………………..36

Введение

Информационные технологии имеют огромный диапазон и потенциал возможностей для совершенствования учебного процесса средних учебных заведений и системы образования в целом. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога, что расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Сегодня мультимедиа используется для разработки образовательных технологий и формирования новых эффективных средств обучения.

 «Мультимедиа, представляют особый вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудиальном, визуальном)». 

В образовательном процессе активно применяются   мультимедийные технологии как средства при проведении различного типа занятий. В процессе чтения лекций применяются презентации, содержащие различные виды информации: текстовую, звуковую, графическую, анимации. Большую популярность приобрели электронные учебники, где представлен достаточно широкий арсенал мультимедийных средств, что не идет в сравнение с использованием обычных «бумажных» учебников. Кроме того, электронный учебник является одним из инструментов самостоятельной подготовки обучаемого по предмету. На практических занятиях – использование тестовых программ для закрепления и контроля знаний, электронных обучающих тетрадей, интерактивных задачников с разным уровнем сложности представления информации, видео задач.

При подборе мультимедийного средства обучения преподавателю необходимо учитывать своеобразие и особенности конкретной учебной дисциплины, предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей. Мультимедийные технологии должны соответствовать целям и задачам курса обучения и органически вписываться в учебный процесс.

В соответствии с требованиями к условиям реализации ФГОС нового поколения преподавание математики не может обойтись без использования информационных технологий, как инструмента для совершенствования и оптимизации учебного процесса.

Во время занятия презентация демонстрируется на экран большого размера, позволяя студентам хорошо видеть все, что на нем появляется.

Презентация применяется на различных этапах занятия. Например, на этапе актуализации опорных знаний, в ходе фронтального опроса, текст вопроса появляется на экране, а после правильного ответа студентов осуществляется переход по гиперссылке к слайду с визуализацией ответа. В качестве фреймовых опор визуализируются этапы решения задач, от которых легко и быстро можно перейти на слайд с новыми начальными условиями или рисунком, а затем продолжить решение задачи, а в случае необходимости вернуться назад к общей схеме. Это позволяет значительно экономить время и опрашивать большее количество студентов.

На этапе объяснения нового материала, широко используется анимация объектов. На некоторых слайдах присутствует до 20 эффектов анимации. Все дополнительные построения и описание этапов решения появляются не в готовом виде, а по ходу решения, что позволяет быстрее понять и запомнить их последовательность.

Благодаря возможностям Power Point в презентации вставлены видеоролики, позволяющие проиллюстрировать связь математики с медициной и с достижениями человеческой цивилизации.

Для закрепления нового материала используется разбор решения задач на готовых примерах. Это позволяет значительно увеличить объем решенных задач.

Подведение итогов занятия, рефлексия также проводится с помощью презентации. На слайде выводится своего рода «опорный конспект», и каждый студент сам для себя определяет степень усвоения новых знаний на данном аудиторном занятии, что будет создавать дополнительную мотивацию для выполнения домашнего задания по теме.

Студенты отмечают, что такие занятия красочные, наглядные, динамичные, запоминающиеся. К недостаткам можно отнести усталость глаз, ведь демонстрационный экран – это тот же монитор компьютера, только увеличенный в несколько раз. Поэтому необходимо проводить физкультминутки для глаз, а также разумно сочетать мультимедийное сопровождение занятий и традиционные методы преподавания математики.

Использование информационных технологий на занятиях по математике стимулирует познавательную активность студентов, облегчает восприятие новой информации, делает более успешным запоминание материала, основанного на динамичных зрительных образах, развивает пространственное воображение и умение логически мыслить.

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Прежде чем рассматривать проблему использования активных и интерактивных форм и методов обучения, надо уточнить понятия.

Метод (от греческого methodos, что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования,  теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи

Метод рассматривают как сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности студентов, то есть представляет собой систему совместных действий преподавателя и студентов, которые вызывают специфические изменения в психике, в деятельности субъекта учения, обеспечивающие формирование у субъектов учения определенного вида деятельности. Метод обучения может быть открыт, а способ обучения – изобретен.

Рассмотрим соотношение таких терминов как метод, методика, технология.

  1. Метод, лежащий в основе той или иной технологии, раскрывает структурный аспект всех выполняемых действий
  2. Методика реализуется в образовательной практике с помощью определенной системы методов и приемов.
  3. Технология обладает определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментовкой всех действий для ее достижения

Активные методы 

Что слышу - забываю; что вижу - помню;

что делаю - понимаю.

Конфуций

Активные методы  -  это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. В основе традиционного объяснительно-иллюстративного подхода к обучению  лежит принцип передачи студентам знаний в готовом виде. В случае же использования активных методов происходит смещение акцентов в направлении активизации умственной деятельности студентов.

Активные методы обучения позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

Активные методы
     (классификация А.М. Смолкина)

Неимитационные

  1. проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция;
  2. эвристическая беседа;
  3. поисковая лабораторная работа студента;
  4. учебная дискуссия;
  5. самостоятельная работа с литературой
  6. семинары; 

Имитационные

 игровые

  1. деловая игра;
  2. педагогические ситуации;
  3. педагогические задачи;
  4. ситуация инсценирование различной деятельности

неигровые 

  1. коллективная мыслительная  деятельность;
  2. ТРИЗ работа

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

Интерактивные методы

От англ. (inter - “между”; act – “действие”)– позволяющие учиться взаимодействовать между собой.  Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

Классификация интерактивных методов обучения

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.

3.2. Деловые.

3.3. Образовательные.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.

4.2. Экскурсии.

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования.

5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

6. Разминки (различного рода).

7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

7.1. Интерактивная лекция.

7.2. Ученик в роли учителя.

7.3. Работа с наглядным пособием.

7.4. Каждый учит каждого.

7.5. Использование и анализ видео-, аудио-  материалов;

7.6. Практическая задача, кейс-метод; разбор ситуаций из практики участника;

8. Работа с документами.

8.1. Составление документов.

8.2. Письменная работа по обоснованию своей   позиции.

9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем

10. Тестирование, экзамен с последующим анализом результатом

Педагогический процесс в нашем учебном заведении предполагает обучение, обеспечивающее максимальное развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности, формирование познавательных интересов и способностей, творческой активности будущего специалиста.

   
При подготовке медицинского работника среднего звена применяются активные формы проведения занятий, где студенты являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, манипуляции, вступают в диалог с преподавателем. Основные методы это творческие задания, вопросы от студента к преподавателю, и от преподавателя к студенту.

     Значительная роль отведена также интерактивному обучению – обучению, построенному на взаимодействии всех студентов, включая преподавателя. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и студент и преподаватель являются субъектами учебного процесса. Преподаватель чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся.

      Преподаватели специальных дисциплин применяют на занятиях игровое обучение. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Особенностями игрового обучения являются: творческий характер деятельности, импровизация; состязательность участников в процессе игры; имитационный характер деятельности, в которой моделируется профессиональная сторона жизни человека; ограниченность местом действия, продолжительностью, рамками пространства и времени.

    При выборе и разработке практических ситуаций учитываются требования: содержание ситуации отражает реальные события и факты (заболевания пациентов, комплексная оценка здоровья и др.).

    Деловые игры направлены на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности.
Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель ситуации, между студентами распределяются роли (роль фельдшера, медицинской сестры, пациента и др.).

     Активные методы, направленные на первичное овладение знаниями способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования, но требуют
значительноговремени.

     В практике преподавания дисциплин математического цикла  в нашем учебном заведении применяется многообразие интерактивных форм обучения, которые обеспечивают педагогическое взаимодействие преподавателяистудентов.

      Для решения воспитательных и учебных задач используются следующие интерактивные формы: интерактивная экскурсия; использование кейс - технологий; проведение видеоконференций; круглый стол; мозговой штурм; дебаты; фокус – группа; деловые и ролевые игры; анализ конкретных практических ситуаций; учебные групповые дискуссии; тренинги.


      Умелое применение методов и приемов активной и интерактивной форм проведения занятий позволяет формировать познавательный интерес обучающихся с целью достижения определенных учебно-воспитательных целей и выполнения образовательных задач.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ "МАТЕМАТИКА"

ТЕМА: "Проценты в нашей жизни"

Пояснительная записка

"Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни".

Демокрит

Распространение среди подростков социально-обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркотизация и т.д.) является одной из центральных психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается образовательное учреждение. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно с этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, распространяется аддитивное поведение. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6—10 лет.

За последние два десятилетия отмечают рост потребления психоактивных веществ  (ПАВ),  вызывающих зависимость,  а также    распространенность различных видов наркомании и токсикомании.

Показатель, распространенности токсикоманиями,   алкоголизма среди подростков составляет 21,9  на 100 тыс. подростков и является самым высоким за последние 10  лет.  Одновременно чрезвычайно высока численность подростков,  злоупотребляющих алкоголем без признаков сформировавшегося алкоголизма  (профилактическое наблюдение) – 827,1 на 100 тыс. подростков, что выше ее уровня в населении в целом в 3  раза.

Среди подростков уровень распространенности наркомании за последние 10  лет увеличился в 14 раз.

В настоящее время наркомания и алкоголизм приняли настолько угрожающую масштабность,  что ставится под вопрос не только здоровье будущего поколения, но и общества в целом.

 Актуальность проблемы повышается, что определяется множеством причин:

  1. Во- первых, это постоянный рост числа лиц подросткового и даже детского возраста,  вовлекаемых в употребление ПАВ.
  2.  Во-вторых, отчетливо заметна тенденция к снижению возраста начала употребления ПАВ.
  3. В-третьих, с развитием фармакологической и химической промышленности наблюдается расширение группы используемых психоактивных веществ,  а также способов их введения.

Прогрессирующее ухудшение наркоситуации в России сопровождается также такими негативными тенденциями,  как неуклонное «омоложение»  современной российской наркомании  (средний возраст 12-13 лет), повышение уровня вовлеченности в употребление, прямая зависимость между ростом случаев наркомании среди несовершеннолетних и ростом случаев правонарушений,  совершаемых детьми и подростками в наркотическом и алкогольном опьянении или в связи со злоупотреблением наркотиками и алкоголем.  У преобладающего большинства детей и подростков отсутствует примитивная психологическая защита и ценностные барьеры,  обеспечивающие иммунитет в приеме наркотических веществ.

Таким образом,  общество не может чувствовать себя в безопасности,  не найдя эффективного механизма предупреждения наркомании и алкоголизма,  их лечения и организации социального контроля над их распространением.

Тяжелые последствия наркомании в последние годы значительно усилилось эпидемическим распространением среди потребителей наркотиков ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов.

По данным международной статистики круг заболеваний,  связанных с наркоманией,  дает около 10% всех смертей и 20%  госпитализаций. Поэтому,  очень важно проводить работу по профилактике зависимости от психоактивных веществ в студенческой среде.

Термин аддиктивное поведение (от англ. addiction -  пристрастие,  пагубная привычка,  порочная склонность)  описывает злоупотребление изменяющими психическое состояние веществами (табак, алкоголь, наркотики и не входящие в список наркотиков вещества)  без сформированной физической зависимости: обозначает не болезнь, а нарушение поведения.

Учитывая актуальность проблемы профилактики аддиктивного поведения среди подростков нами было проведено исследование.  

Объект исследования –  студенты Льговского медицинского колледжа в количестве 200 человека.

Предмет исследования

-  мотивы курения и употребления алкоголя;

-  осведомленность студентов по вопросам употребления психоактивных веществ.

Цель:

- выяснить причины употребления психоактивных веществ среди студентов и разработать профилактические мероприятия.

Задачи

-  проанализировать литературные и Интернет источники по выбранной теме;

- разработать анкеты для выявления зависимости студентов от психоактивных веществ;

-  провести анкетирование по всем специальностям;

-  обработать и интерпретировать полученные данные, сделать выводы;

- разработать психопрофилактические мероприятия по предупреждению аддиктивного поведения среди студентов.

Гипотеза

Если использовать способы профилактики зависимости от психоактивных веществ в студенческой среде,  то количество студентов их употребляющих уменьшится.

Методы и методики исследования:  анкетирование и наблюдение.

Результаты исследования

После проведенного исследования получили следующие результаты:  

По анкете №1.

Попробовали курить - 69% респондентов. В возрасте 10-13 лет - 25%, 14-16 лет - 62%, 17-18 лет - 13%

Мотивами курения у большинства студентов является: желание новых ощущений (48 %) и пример родителей (21 %).

На данный момент курят: 35% опрошенных, большинство из которых желают бросить курить, но не получается (69%) и им необходима помощь специалистов.

По анкете №2.

Употребляют алкоголь: 77%  респондентов, хотя осознают, что это пагубная привычка. Начали употреблять алкоголь с 10 - 13 лет: 42%, с 14-18 лет: 58%, Первый раз попробовали алкоголь в компании (69%),  с родителями (31%).

Большинство (52%) предпочитают пиво.  

Наиболее благоприятными условиями для распития спиртных напитков являются:

- употребляют алкоголь дома и в компании друзей 40%,  в кафе,  баре 38%,   на улицах,  в

парках 22%  Основным мотивом употребления алкоголя является стресс и депрессия (54%).

Готовы отказаться от употребления алкоголя 70%.

По анкете №3.

Никогда на пробовали наркотики 94%  опрошенных.

Мотивами употребления наркотиков считают:  получение удовольствия (37%),  различные проблемы (21%), стресс (42%) и др.

У 83%  респондентов нет знакомых,  употребляющих наркотики.

Отношение к людям,  употребляющим наркотики различное:  равнодушное у 40%,  жалость у 36%, презрение у 24%  

Таким образом,  можно сделать следующие выводы:

  1.  У большинства студентов имеются признаки аддитивного поведения.
  2.  Однако,  они признают, что это пагубная привычка и готовы от нее отказаться,  но им необходима помощь специалистов.
  3.   Знания студентов по профилактике применения психоактивных веществ ограничены.
  4.  Для сохранения здоровья студентов необходимо проводить психопрофилактические мероприятия как индивидуальные,  так и групповые.

Задумываясь над всем вышесказанным, мы решили предложить такое групповое профилактическое мероприятие по предупреждению аддиктивного поведения, которое разработали со студентами посещающими математический кружок. Мы решили связать между собой такую тему математики как "Проценты" и потребление ПАВ.

Почему мы выбрали тему «Проценты»?

Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые  и производственные сферы жизни. Обучающиеся   встречаются с процентами на уроках физики, химии, чтении газет, просмотре телепередач.

Проценты – это одна из сложнейших тем математики, и очень многие студенты затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни. Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни.      

Немецкий физик 18-го столетия Лихтенберг сказал: « То, что вы были принуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы сможете снова воспользоваться, когда в том возникнет необходимость». Поэтому мы решили и сделали подборку задач где применяется знание данной темы.

Тема: Проценты в нашей жизни.

Методическая цель:

1. Внедрение технологии интерактивного обучения студентов.

2. Расширение знаний о применении процентных вычислений в задачах и из разных сфер жизни человека;

Цели занятия:

1. Образовательные:

  1. Обобщить учебный материал по теме «Проценты», представив его как систему знаний;
  2. выявить уровень овладения знаниями и качество знаний по данной теме;
  3. актуализировать имеющиеся знания;
  4. научить использовать приобретённые знания при решении задач;
  5. создать условия для объективной самооценки обучающихся;

2. Развивающие:

  1. Совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы);
  2. привить обучающимся умение выделять главное в материале с целью создания компьютерных презентаций;
  3. привить навыки работы с научно-популярной литературой, ресурсами Интернета;
  4.  углубить знания обучающихся, расширить их кругозор;
  5. наглядно показать широкую сферу практического приложения знаний о процентах;
  6. развитие зрительного и мысленного анализа, умения выделять основное;
  7. развить умения планировать полный или частичный ход решения;
  8. осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана;
  9. развивать наглядно-образное мышления, умение самоорганизовываться,  осуществлять самоконтроль, доводить начатое дело до результата;
  10. развитие познавательного интереса, мотивации обучения.

3. Воспитательные:

  1. Повысить интерес обучающихся к предмету;
  2. учить видеть практическую пользу знаний;
  3. воспитывать чувство любви к ближнему, доброжелательность, взаимовыручку;
  4. воспитывать прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой;
  5. продолжить формирование коммуникативных умений.

Формируемые компетенции:

  1. Учебно-познавательные:

- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы,    формировать выводы;

- анализировать наблюдаемые факты, обозначать свою позицию по отношению к изучаемой проблеме;

- умение логически мыслить;

- умение планировать учебную деятельность с целью достижения прогнозированного результата.

- осуществление анализа собственной деятельности, способность к самооценке и рефлексии.

- выдвижение гипотез при решении учебно-познавательных проблем;

  1. Социокультурные:

- определить своё место и роль в коллективе;

- владеть нормами речевого этикета, умение понимать и использовать их в процессе общения.

  1. Коммуникативные:

- овладевать способами совместной деятельности в группе;

- владение различными видами речевой деятельности (монолог, диалог).

- уважение иной точки зрения;

- умение ценить совместную работу;

- умение выступать перед аудиторией;

- навыки работы в группе: способность к совместной работе ради достижения цели;

- умение представить аудитории итоги проделанной работы.

  1. Информационные:

- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать и отбирать необходимую для решения учебно-производственных задач информацию;

- владеть навыками  работы с различными источниками информации: учебниками и справочниками на бумажных и электронных носителях, Интернетом;

- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое;

- владение навыками работы с персональным компьютером для решения учебных задач;

  1. Здоровьесберегающие:

- знать и уметь применять правила техники безопасности в учебно-производственных ситуациях.

  1. Профессиональные:

- организовывать собственную деятельность,

- выбирать способы решения задач;

- владеть профессиональной терминологией;

- умение проявлять инициативу;

  1. Целостно-смысловые:

- владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

- умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.

Уровни усвоения учебного материала:

  1. Уровень: Студент должен знать:

- определение процента;

- определение концентрации растворов;

- методы решения задач на проценты.

II.      Уровень: Студент должен уметь:

- решать основные задачи на проценты;

- составлять и решать пропорции;

- использовать математические методы в профессиональной деятельности.

Тип занятия: внеклассное мероприятие по предмету, по теме "Проценты"

Вид занятия: комбинированное

Технология:

  1. использование компьютерных технологий;
  2. представление презентаций;

Методы и приемы обучения:

  1. самостоятельная работа с последующей самопроверкой;
  2. проектная деятельность;

Межпредметные связи:

  1. Психология. «Аддиктивное поведение».
  2. Здоровье мужчины и женщины. «Действие ПАВ на организм человека».
  3. Медицинская статистика. «Демографический кризис в России»
  4. Акушерство и гинекология. «Течение нормальной беременности».
  5. Информационные технологии: «Работа с офисными программами».

Место проведения: учебная аудитория.

Оснащение:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор.
  2. Мультимедийная презентация.
  3. Социальные ролики о вреде курения, алкоголизма и наркомании.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Слайд 1.

1. Из истории происхождения процентов

Слайд 2.

Слово «процент» происходит от латинского pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают целые части чисел в одних и тех же сотых долях.

Слайд 3.

Первые упоминания о процентах были еще в Вавилоне и Древнем Риме!  Знак «%» происходит, как полагают, от итальянского слова cento(сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Существует и другая версия возникновения этого знака.

Слайд 4.

 Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга "Руководство по коммерческой арифметике" Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначались cto.  Однако наборщик принял это  "cto" за дробь и напечатал %. Так из-за опечатки этот знак вошел в обиход.

Проценты применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике, медицине. Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).

Слайд 5.

В современной жизни знание процентов необходимо при: вычислении цен на распродаже, расчете тарифов за коммунальные услуги, подсчете голосов на выборах, начислении пени, оформлении кредита, начислении зарплаты, подсчете статистических данных, вычислении процентных отношений веществ и многого другого.

Слайд 6.

2. Решение задач на проценты разными способами

При решении задач на проценты применяют следующие правила:

  1. Нахождение процентов от числа:

Чтобы найти проценты от числа нужно, проценты превратить в десятичную дробь и умножить на это число.

  1. Нахождение числа по его процентам:

Чтобы найти число по его процентам нужно, проценты превратить в десятичную дробь и число разделить на эту дробь.

  1. Нахождение процентного отношения чисел:

Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100.

Задачи на проценты можно решать разными способами: составляя пропорцию; по действиям; обозначив неизвестное за х, составляя и решая уравнение; используя логические рассуждения; используя правила.

Слайд 7.

Мы в своем пректе предлагаем обсудить проблемный вопрос «Жить или ... » и сделали подборку задач при решении которых вывод напрашивается сам собой. А вот выбор делать Вам.

Слайд 8.

Демокрит говорил: "Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни".

Слайд 9.

Современная молодежь считает: "Что не запрещено - то разрешено".

И именно  в этом возрасте, только самое небольшое число подростков задумываются о своем здоровье и последствиях потребления психоактивных веществ (ПАВ). Привязанность к табаку, алкоголю, наркотикам может усугубиться настолько, что переходит в финальную стадию - зависимость. А это самое страшное. Поэтому, решая даные задачи, остановитесь и задумайтесь о том, что для вас важнее минутное удовольствие, или долгая и счастливая жизнь, в которой вы только начинаете строить планы.

Слайд 10 (видеоролик).

Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков. Под их воздействием поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок и пр.), сосуды, головной мозг. Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для их жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многое не узнают в жизни.

Это связано стем, сто попадая  в организм ПАВ становятся неотъемлемой частью обменных процессов, и он начинает требовать тех компонентов, которые вредны для здоровья.

Слайд 11.

Задача 1. (Приложение 1)

При решении этой задачи получаем, что синильной кислоты содержится 1%, табачного дегтя – 15%, окиси углерода – 9%, полония – 6%.

Решение этой задачи наводит на мысль о том, что все ядовитые вещества влияют на органихм человека. В результате чего курильщики страдают от различных заболеваний.

Слайд 12.

Посмотрим данные статистики, они показывают, что среди курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40%.

Задача 2. (Приложение 1)

Может быть решая эту задачу многие задумаются о том, почему же все-таки люди курят? А то, что начинается это в подостковом возрасте уже очевидно.

Решив задачу и получив ответ, можно сделать вывод, что почти половина подростков не задумывается о своем здоровье.

Слайд 13.

Курящие дети сокращают жизнь на 15%.

Задача 3. (Приложение 1)

Решив ее получаем 57,8 лет.

А, что же будет дальше?

Курящие подростки чаще болеют.

Задача 4. (Приложение 1)

Решив задачу получаем – 14 учащихся по 2, 6 учащихся по 1 заболеванию. Т.е – ни одного здорового.

Слайд 14.

Дети, рожденные в семьях курильщиков в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительные.

Слайд 15 (видеоролик).

Слайд 16.

Задача 5. (Приложение 1)

Решая задачу получаем: 4%, 9%.

Согласитесь с тем, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие своих родителей.

Слайд 17.

Курение не только ухудшает здоровье всех членов семьи, но и серьезно подрывает семейный бюджет. А ведь эти деньги могли быть потрачены на полезные вещи.

Слайд 18.

Курение опасно не только для самого курильщика, но и для его окружающих. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещени равносильно пяти выкуренным сигаретам. Всемирная организации здравоохранения выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящего на курение».

Слайд 19.

Причины, по которым подросток впервые попробовал алкоголь, могут быть разными: с подачи родителей или в компании сверстников. Но не стоит недооценивать вред алкоголя для молодого организма, даже если он пока ограничивается только пивом или баночными коктейлями.

Слайд 20 (видеоролик).

Удар в мозг. Содержащийся в алкогольных напитках этанол, он же этиловый спиртвлияет на головной мозг, который в подростковом возрасте находится на стадии структурных и функциональных изменении, поэтому особенно уязвим для влияния химических веществ. Результаты экспериментов на животных и добровольцах-людях показывают, что даже однократная и небольшая доза спиртного может нарушить химический механизм мозга, ответственный за обучение. Наступает задержка развития мышления, нарушается выработка нравственных и этических норм, могут угаснуть уже проявившиеся способности. Под действием алкоголя подросток буквально тупеет: и интеллектуально и эмоционально. А недостаточно зрелый мозг подростка быстрее формирует зависимость от алкоголя.

Удар в живот. Печень подростка разрушается под действием алкоголя гораздо быстрее, чем у взрослого человека, ведь проницаемость сосудистых стенок у подростков выше, а механизмы работы ферментов в печени еще не сформированы окончательно. Алкоголь приводит к жировому перерождению клеток печени и нарушению синтеза витаминов, ферментов, белкового и углеводного обмена. Наблюдаются и сбои в работе желудочно-кишечного тракта — под действием алкоголя изменяются свойства и количество желудочного сока, нарушается работа поджелудочной железы, что может привести не только к панкреатиту, но и к диабету. Даже самое легкое пиво — сильное мочегонное средство. И, если его употреблять регулярно, из организма вымываются минеральные и питательные вещества, потеря которых для растущего организма подростка может оказаться невосполнимой. А сладкие слабоалкогольные коктейли в баночках, очень популярные в подростковой среде — настоящая гремучая смесь из сахара, красителя и спирта. Которая, помимо дозы алкоголя, поставляет в организм подростка избыточное количество калорий. Нередко в таких баночках содержится и кофеин, негативно влияющий на нервную и сердечно-

сосудистуюсистемы.

Удар по будущему. Сексуальные контакты без контрацепции в подростковой среде чаще всего случаются именно «по пьяни». Подобные случайные связи могут привести к заражению инфекциями, передающимся половым путем, гепатиту В и С, ВИЧ-инфицированию. Нередко незащищенный секс может стать причиной ранней беременности у девочек, аборта и следующих за ним гинекологическимпроблемам. 

Все остальное. Не закончивший свое формирование организм очень болезненно отвечает на поступающий в него этанол. Нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы: появляются тахикардия, перепады артериального давления. Иммунная система перестает полноценно выполнять свои функции: употребляющий алкоголь подросток становится очень восприимчив к инфекционным заболеваниям. И не только простудным — среди выпивающих молодых людей нередко встречаются инфекции мочевыводящих путей и почек и хронические воспалительные заболевания дыхательных путей, нередко осложняющиеся еще и курением.

Слайд 21.

Демографический кризис в России в высокой степени является результатом алкогольной сверхсмертности.

Задача 6. (Приложение 1)

Ответ: 541500 человек.

Слайд 22 (видеоролик).

Возраст приобщения к алкоголю по сравнению с советским периодом снизился с 17 до 14 лет.

Слайд 23.

Задача 7. (Приложение 1)

Ответ: 896 студентов.

Пьющие люди не думают не только о своем здоровье, но и о здоровье своих будущих детей.

Слайд 24(видеоролик).

Слайд 25.

Задача 8. (Приложение 1)

Ответ: 570150 детей могли бы родиться здоровыми.

Наркомания – беда 21 века. И возраст современной наркомании постепенно уменьшается.  Как много соблазнов и опасностей таит в себе жизнь, и как порой трудно их разглядеть, почувствовать, распознать, особенно когда ты молод, полон надежд и веришь, что впереди только лучшее. Но соблазны буквально подстерегают подростков на пути и они могут без особых усилий попасть в их тонкие сети. Одним из таких соблазнов , пожалуй самых страшных, часто смертельно опасных стала  наркомания. Молодое поколение практически не задумывается о том, к каким последствия может привести употребление наркотиков.

Слайд 26 (видеоролик).

Слайд 27.

Задача 9.  (Приложение 1)

Ответ: около 0,03%.

Слайд 28.

Наркомания - (от греч. оцепенение, сон, безумие) – это тотальное поражение личности, к тому же в большинстве случаев сопровождающееся осложнениями со стороны физического здоровья.

Физическая зависимость развивается в результате того, что организм "настраивается" на прием наркотиков и включает их в свои биохимические процессы. Объяснить коротко и понятно, что происходит при этом, невозможно. Главный принцип прост: наркотики - каждый препарат по-своему - начинают выполнять функции, которые раньше обеспечивались веществами, производящимися самим организмом.

Слайд 29 (видеоролик).

Слайд 30.

Среди беременных, к сожалению, наркомания встречается все чаще. Наркотики оказывают куда больший вред еще неродившемуся ребенку, чем его матери. Такой ребенок после рождения становится сам предрасположен к наркомании. Практически все наркотики вызывают задержку физического и умственного развития плода, а некоторые угрожают его жизни, провоцируют невынашивание, всевозможные пороки развития.

Что чувствует плод во время наркотического опьянения матери или во время "ломки", которую она испытывает? Скорее всего, то же, что им мать. Наркотические вещества проникают через плаценту в кровь плода и вызывают изменения в его психике. Мать, употребляющая наркотики, рискует получить не только физически слабого ребенка с "запрограммированной" умственной отсталостью, но и психического инвалида.

К сожалению, постоянная "бомбардировка" организма ребенка токсичными для него веществами не ограничивается наркотиками. Их употребление, как правило, сопровождается курением и принятием алкоголя. В результате эффект злостного воздействия на плод умножается многократно.

Кроме того, при применении ряда наркотических веществ значительно увеличивается риск передачи опасных гемотрансмиссивных инфекций, таких как ВИЧ и гепатиты, а ребенок практически в 100% случаев заражается ими от матери.

Дети женщин, употреблявших при беременности наркотики, рождаются с наркотической зависимостью, через несколько часов после рождения у них начинается синдром отмены – ломка, которая очень тяжело протекает и при отсутствии адекватной помощи может стоить ребенку жизни.

Слайд 31 (видеоролик).

Слайд 32.

Наркологи утверждают, что эффективность лечения наркомании составляет 3-5%.

Задача 10. (Приложение 1)

Ответ: 95-97 человек из 100 обратившихся, так и не перестанут употреблять наркотики.

Слайд 33 (видеоролик).
        3. Вывод:
        Юноши и девушки! Вы познакомились с вредом, наносимым организму алкоголем, наркотиками, табаком. Вы внимательно просмотрели презентацию? А теперь сделайте свой выбор.
       Подумайте о том, что вас ждет впереди.Алкоголь, наркотики, табак коварны, и расплата неотвратима.

Трудно бороться с вредными привычками?  Безусловно, но если подойти к этому делу со всей серьезностью, изучить некоторые приемы, то порвать с вредными привычками сможет практически любой человек.

Слайд 34.

Необходимо сосредоточить основные усилия на формировании положительных привычек, а не только на избавлении от вредных привычек.

О вреде курения и алкоголизма, а уж тем более наркомании, сейчас говорят очень много.  Все знают, что здоровье и эти вредные привычки – несовместимы. И всё же с каждым днём всё больше молодых людей, которые начинают либо курить, либо выпивать, а кто-то идёт  и на самое страшное – принимает наркотики. Им нужно знать, что всё это ведёт к болезням и очень ранней смерти. Мы должны сами бережно относиться к своему здоровью и к своей жизни. Жизнь – это самое прекрасное, что есть на земле. Курильщиками, алкоголиками и наркоманами не рождаются, ими становятся в силу многих причин. Здоровье любого из нас – это самый драгоценный дар, который даёт нам природа. Ни за какие деньги нельзя приобрести безотказное сердце, могучие лёгкие, налитые силой мускулы. Здоровье потерять легко, а вот вернуть – очень и очень трудно.

Схватка с самим собой – дело не легкое. Преодоление вредной привычки – наиболее сильное испытание воли.

Самое трудное – суметь преодолеть искушение наедине с самим собой.

Испытайте и закалите свою волю, выработайте самодисциплину, совершенствуйте самоорганизацию.

Помните: здоровье, радости жизни и счастье в ваших руках.

Приложение 1.

Задачи на проценты.

Задача 1.

В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм, например никотина – 2%. Определить % содержание самых ядовитых веществ: синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония - в одной сигарете. Если синильная кислота составляет 1/2 часть никотина, табачного дегтя в 7,5 раз больше. Чем никотина, окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя, полоний составляет 2/3 от количества окиси углерода.

Задача 2.

 Данные статистики показывают, что среди курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40%.

Определить используя статистические данные, сколько курящих подростков в школе, если в ней 350 мальчиков и 390 девочек.

Задача 3.

Курящие дети сокращают жизнь на 15%.

Определить, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 68 лет.

Задача 4.

При проверке состояния здоровья группы студентов колледжа из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания (органов дыхания и пищеварения). Остальные – по 1 заболеванию. Определить, сколько студентов этой группы имеют по 2 и сколько по 1 заболеванию?

Задача 5.

Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 300 г. Если у ребенка курит отец, то вес малыша будет меньше среднего на 125 г, а если курит мать – меньше на 300 г. Определить, сколько  % в весе теряет новорожденный, если курит папа, а если мама?

Задача 6.

25 % смертей в России прямым или косвенным образом связано с алкоголем. Вычислить какое количество людей погибает ежегодно преждевременно, если средняя смертность по  России за год составляет 2 млн. 166 тыс. человек.

Задача 7.

Около 70% подростков потребляют алкогольные напитки. Определить какое количество студентов колледжа употребляют алкоголь, если в нем обучаются 530 юношей и 750 девушек.

Задача 8.

Более 90% детей в России страдающих физическими и психическими расстройствами – это дети пьющих родителей. Вычислить, какое количество детей родившихся за год могло бы быть здорово, если их родители не употребляли бы алкоголь. По данным статистики в среднем за год в России рождается 1 млн. 267 тыс. детей и ½ из них с различными видами заболеваний.

Задача 9. 

В России проживает 142 млн. 857 тыс. человек, ежегодно от

употребления наркотиков гибнут 40 тыс. человек. Вычислить, сколько % от общего количества населения умирает от наркотиков.

Задача 10.

Наркологи утверждают, что эффективность лечения наркомании составляет 3-5%.
       Вычислить, сколько человек из 100 обратившихся за помощью к  наркологу так и не перестанут употреблять наркотики.

Литература

  1.  «Внеклассная работа по математике», Альхова З.Н., Макеева А.В., Саратов ОАО Издательство «Лицей»,2003.
  2. Алипов В.И,Алкоголизм и материнство,Л.,1999
  3. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодёжи. М.: Юридическая литература, 1988.
  4. Буянов М.И. Размышления о наркомании: Книга для учителя. М.: Просвещение,1990.
  5. Воспитательная работа в школе 1005. №3.
  6. Горкова Л.Л. Почему это опасно. М.: Просвещение,1989.
  7. Гурски С.,Внимание-наркомания!,М.,2001
  8. Деглин В.Я. Пагубные пристрастия. М.: Знание,1972.
  9. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. М. Дрофа 2003.
  10. Запорожченко В.Г,Образ жизни и вредные привычки,М.,1984
  11. Классный  руководитель 2001. №8.
  12. Классный руководитель 2007.№5,№6.
  13. Наркомании и их профилактика: Учебное пособие,  составители: Лиферов А.П. и др.; Рязанский государственный педагогический университет им. С.А.Есенина.- Рязань,2004.
  14. Макеева А.Г. Не допустить беды,- М.: Просвещение,2003.
  15. Профилактика подростковой наркомании: наглядно-методическое пособие.- М.: Центр «Планетариум»,2003.
  16. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркоситуация в молодёжной среде: структура, тенденции, профилактика, - М.: Издательский Дом «Генжер».-2003.
  17. Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана: Книга для учителя. М.: Просвещение,1989.
  18. Ягодинский В.Н. Школьникам о вреде никотина и алкоголя: Книга для учителя. 2-е изд., переработанное. М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные и интерактивные формы работы

это небольшая статья, в которой я делюсь опытом своей работы по использованию активных и интерактивных форм работы на уроках истории, обществознания, экономики......

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"

Образовательный процесс в нашем техникуме предполагает обучение, обеспечивающее максимальное развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, формирование познавательных интересов и способност...

Технология урока по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D» занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме

Технология урока   по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D»занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме Этапы учебного занятияВремяЗ...

МЕТОД КЕЙСОВ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается внедрение и применение метода кейсов как условие развития ключевых компетенций у студентов, в частности способность студентов оперативно решать профессиональные задачи, ...

Методические рекомендации по организации учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения

Уважаемые коллеги! В данной методической разработке раскрывается суть использования активных и интерактивных форм и методов обучения в соответствии с ФГОС СПО, рассматриваются различные варианты испол...

Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя (январь, 2019)

Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя...

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

В материале рассматриваются активные и интерактивные методы обучения, их использование на различных этапах учебного процесса...