МЕТОД КЕЙСОВ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ
статья на тему

 

В статье рассматривается внедрение и применение метода кейсов как условие развития ключевых компетенций у студентов, в частности способность студентов оперативно решать профессиональные задачи, уметь анализировать ситуации, оценивать возможные альтернативы решения, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Систематическое применение данного метода в течение учебного цикла обеспечивает формирование у обучающихся устойчивых навыков решения практических заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_keysov.docx27.02 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОД КЕЙСОВ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

В процессе перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты изменились требования, предъявляемые как к результатам образовательного процесса, так и к преподавателю, как основному носителю знаний. Внедрение и применение преподавателем современных педагогических технологий способствует развитию ключевых компетенций у студентов. Наиболее важной компетенцией для работодателей является умение и способность человека оперативно решать профессиональные задачи [4].

Одной из современных технологий обучения в логике компетентностного подхода является интерактивное обучение. Интерактивные методы обучения обеспечивают интенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способствующих проявлению творческих способностей в обучении. Одним из наиболее эффективных интерактивных методов обучения студентов в современном образовательном учреждении является метод кейсов [5].

Применение метода кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать возможные альтернативы решения, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления [3, с 194]

Кейсовая технология (метод) не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения, она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.

Кейсовая технология  обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Каширина И.В., Зинченко Е.С. рассматривают метод кейсов как изучение предмета, через рассмотрение большого количества задач и ситуаций в определённой комбинации.

Ступина Е.В., Гумметова А.Ю. определяют кейсовую технологию обучения как обучение действием. По их мнению, содержание кейс-метода заключается в формирование умений по усвоению знаний как результата активной самостоятельной деятельности обучающихся, и как следствие творческое усвоение профессиональных навыков, умений, знаний, а также развитие мыслительных способностей [2].

Долгоруков А.М. описывает метод кейс-стадии как инструмент, разрешающий применять теоретические знания к решению практических задач, способствующий формированию у обучающихся самостоятельного мышления, умения слушать, учитывать и аргументировано высказать свою точку зрения. При помощи этого метода обучающиеся располагают возможностью проявлять и усовершенствовать свои оценочные и аналитические навыки, учатся работать в команде, находить наиболее целесообразное решение поставленной проблемы  [6].

У Харченко Л.Н. «Суть кейс технологии заключается в комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в определенный набор «кейс» и их передаче обучающимся» [5].

Таким образом, кейс представляет собой описание ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения обучающихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями.

Отличительными особенностями кейс–метода являются:

  • описание проблемной ситуации;
  • альтернативность решения проблемной ситуации;
  • единая цель и коллективная работа по выработке решения;
  •  функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
  • эмоциональное напряжение обучающихся.

Являясь интерактивным методом обучения, метод кейсов завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических знаний и овладение практическим использованием материала. Не менее важно и то, что анализ ситуаций оказывает воздействие на формирование профессиональной культуры обучающихся, активизирует интерес и стимулирует позитивную мотивацию по отношению к учебе [1, c. 21].

Учебным планом 44.03.06 Профессиональное обучение (по отраслям) по профессиональному модулю 02 Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности на самостоятельную работу студентам отводится достаточно большое количество часов. Студенты изучают ПМ 02 Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности на четвертом курсе. И, к сожалению, большая половина студентов не может правильно организовать свою самостоятельную деятельность.

Применение кейс-технологии призвано научить обучающихся подходить к решению типовых заданий творчески, анализировать результаты, делать выводы и предлагать свои варианты для решения проблемы.

Таким образом, студенты учатся анализировать информацию, приобретают навыки критического мышления, применяют теоретические знания на практике.

Преподаватель при разработке задания с применением кейс-технологии должен проанализировать информацию по изучаемой теме, подобрать задания, связанные с будущей профессиональной деятельностью студентов, продумать различные пути решения, оценить их.

Тема «Педагогическое разрешение конфликтов», согласно рабочей программе ПМ 02 Педагогическое сопровождение группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, раскрывает основные причины и алгоритм разрешения конфликтов.  Занятие с элементами кейс-технологии проводится для закрепления материала. Студенты работают в группах по три-четыре человека. После изучения дополнительной информации для овладения материалом учебной темы, выполняют задания – предложить реально – существующую конфликтную ситуацию. Далее группы меняются ситуациями. Продумывают решения конфликтов. При защите работ ответы обучающихся оцениваются по следующим критериям (таблица 1)

Наименование критерия

Оценивание в баллах

низкий

средний

высокий

1

Профессиональное, грамотное решение проблемы

2

Новизна и неординарность решения проблемы

3

Краткость и четкость изложения теоретической части решения проблемы

4

Этика ведения дискуссии

5

Активность всех членов микрогруппы

Таблица 1 Критерии оценивания

В ходе занятий при помощи методов кейса обучающиеся активны, возрос интерес к занятиям, повысилась эффективность обучения, усвоения материала.

Систематическое применение данного метода в течение учебного цикла обеспечивает формирование у обучающихся устойчивых навыков решения практических задач. Сочетание элементов метода кейса и учения во многом помогают преподавателю в процессе передачи необходимой информации обучающимся. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности метода кейса необходимо знать чувство меры, иначе они утомят обучающихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Рекомендации: следовательно, учитывая эффективность метода кейса в учебном процессе как средство повышения интереса студентов к занятиям, повышения эффективности обучения, усвоения материала.

В практику обучения целесообразно внедрить следующие рекомендации:

  1. Метод кейсов должна учитывать индивидуально-психологические особенности каждого студента;
  2. Для большей эффективности метод кейсов следует вводить постепенно (по принципу от простого к сложному явлению) на всех периодах обучения.
  3. Применять таблицу критериев для оценивания ответов студентов.

Успех применения метода кейса зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую педагог создает в группе. Важно что бы студенты привыкли, к такому общению увлеклись, и стали вместе с педагогом участниками одного процесса.

Список литературы

  1. Варданян М.Р., Палихова Н.А., Черкасова И.И., Яркова Т.А. Практическая педагогика: Учебно – методическое пособие на основе метода case-study. – Тобольск: ТГСПА им. Д.И. Менделеева, 2009. -188с  
  2. Гумметова А.Ю., Ступина Е.В. Кейс-метод как современная технология личностно-ориентированного обучения // Образование в России. 2010. № 5.  
  3.  Луиc И.Барнс., К.Роланд Кристенсен, Эбби Дж. Хансен  Преподавание и метод конкретных ситуаций (учебник, ситуации и дополнительная литература).- М,: ЮРИСТЬ, 2010. -  501 с.  
  4.  Покосенко Е.А. Практическое применение методов, средств, приемов работы на уроке. // Методические рекомендации. Екатеринбург, 2009. — 23 с.  
  5. http://www.kamlic.ru/index.php?Itemid=297&id=215&option=com_content&view
  6. http://evolkov.net/case/case.study.html   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для студентов медицинских колледжей по теме"Проценты в нашей жизни". В данной методической разработке связаны такая тема математики как "...

Мастер-класс по применению интерактивных форм обучения на примере использования интерактивных мототренажеров "Мото-2".

В качестве примера использования современных компьютерных технологий в сфере образования я хочу представить вашему вниманию   на  базе учебного кабинета интерактивного учебного центре «Автог...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ И КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ

В образовательной деятельности нашего педагогического колледжа мы активно интегрируем уроки по профессиональному модулю «Классное руководство», междисциплинарному курсу «Теоретически...

Активные и интерактивные формы обучения студентов математике

В материале рассматриваются активные и интерактивные методы обучения, их использование на различных этапах учебного процесса...

ДИСКУССИЯ КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ЕЁ ЗАДАЧИ, ПРИЧИНЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ, РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Слово «дискуссия»  происходит от латинского discussio (discussionis) «сотрясение; исследование, рассмотрение». Дискуссия – это разноплановое  обсуждение какого-...

Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе

Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе предназначен для учителей начальной школы для подготовки к урокам и их проведению их или для допо...