Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя (январь, 2019)
статья на тему
Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя»
Одно из направлений совершенствования подготовки студентов – введение интерактивных форм обучения. В Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования одним из требований к организации учебного процесса в техникуме является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций.
В педагогике различают несколько моделей обучения:
____________________________________________________
1. Пассивная модель обучения - это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя. Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д.
____________________________________________________
2. Активная модель обучения - это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах.
_______________________
3. Интерактивная модель обучения– это прежде всего обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса (преподаватель, студенты) взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность
_______________________________
Существуют следующие Виды активных и интерактивных форм обучения:
- Деловые и ролевые игры;
- Групповая, дискуссия,
- Кейс-метод;
- Метод работы в малых группах;
- Лекции;
- Презентации на основе современных мультимедийных средств;
- Сетевой информационный образовательный ресурс;
- Компьютерные симуляции;
В своей работе я применяю следующие Виды активных и интерактивных форм обучении
____________________________________________________
1. Деловые игры
Деловая игра - это метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном обучении воспроизводят действия участников, стремящихся найти оптимальные пути решения проблем.
___________________________________________________
Началу деловой игры предшествует изложение проблемной ситуации, формирование цели и задач игры, организация команд и определение их заданий, уточнение роли каждого из участников. Взаимодействие участников игры определяется правилами, отражающими фактическое положение дел в соответствующей области деятельности. Подведение итогов и анализ оптимальных решений завершают деловую игру.
Данный вид я применяю по дисциплине охрана труда, по теме расследование несчастных случаев на производстве
________________________
2. Групповая дискуссия,
Дискуссия — это целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами. Задача дискуссии - обнаружить различия в понимании вопроса и в споре установить истину.
Для проведения групповой дискуссии все студенты, присутствующие на занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия, составление плана действий.
_______________________________________
Такой вид работы я применяю по дисциплине Безопасность движения, где группам дается нештатная ситуация в работе движенческой службы и они должны составить необходимый план действий Дежурного по станции в данной ситуации
Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы.
____________________________________
3. Кейс-метод
Кейс-метод – усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Непосредственная цель метода - обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
_______________________________________
Решением кейса мы занимаемся на дисциплине Организация работ и управления подразделением организации, при решении кейса студенты должны понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и применить такой способ обслуживания участка локомотивом, чтобы обеспечить движение необходимого количества поездов
__________________________________________
4. Метод работы в малых группах
Групповое обсуждение кого-либо вопроса направлено на достижение лучшего взаимопонимания и нахождения истины. Групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала.
Такой вид работы применяю по дисциплине Обеспечение грузовых перевозок
Оптимальное количество участников - 5-7 человек. Перед студентами ставиться проблема (необходимо заполнить перевозочные документы) для этого выделяется определенное время, в течение которого они должны подготовить аргументированный обдуманный ответ.
В результате группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.
_____________________
5 Лекции
Интерактивная лекция – выступление ведущего студента перед большой аудиторией с применением следующих активных форм обучения: дискуссии, беседы, демонстрации слайдов или учебных фильмов.
______________________________
6. Презентация на основе современных мультимедийных средств. Презентация - эффективный способ донесения информации, наглядно представить содержание, выделить и проиллюстрировать сообщение и его содержательные функции.
_____________________________________________
7. Сетевой информационный образовательный ресурс (сетевой ресурс) – это дидактический, программный и технический комплекс, предназначенный для обучения с преимущественным использованием среды Интернет независимо от места расположения преподавателей и студентов. Обучение с помощью сетевых ресурсов может рассматриваться как целенаправленный, организованный процесс взаимодействия студентов с преподавателями, между собой со средствами обучения.
________________________________________
Мной разработан электронный учебник по дисциплине Информационное обеспечение перевозочного процесса, который является учебно-методическим интерактивным комплексом, использование которого позволяет реализовать полный дидактический цикл обучения дисциплины учебного плана.
Так же мы активно используем сетевые ресурсы ОАО РЖД
_____________________________
8. Компьютерная симуляция – имитация процесса с помощью механических или компьютерных устройств; чаще всего слово «симулятор» используется применительно к компьютерным программам.
В свое работе я использую электронную тестовую программу для проверки знаний по дисциплине ПТЭ и инструкции
___________________________________
Использование активных интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения позволят студентам приобрести:
- опыт активного освоения содержания будущей профессиональной деятельности во взаимосвязи с практикой;
- развитие личностной рефлексии как будущего профессионала в своей профессии;
- освоение нового опыта профессионального взаимодействия с практиками в этой области;
______________________________________________
Поэтому, на мой взгляд, современное образование без использования интерактивных методов и мультимедийных технологий практически не возможно. Так как это позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном восприятии для студентов визуально-вербальном виде. Наибольший эффект для студентов интерактивные методы приносят при их комплексном применении в процессе освоения учебной дисциплины. И в сочетании с традиционными видами учебной работы достигается более высокая эффективность в подготовке специалистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение активных и интерактивных методов и форм методической работы для активизации инновационной деятельности педагогов
В статье рассмотрена роль активных и интерактивных методов и форм в работе по активизации инновационной деятельности педагогов....
Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п...
Совершенствование преподавания на основе активных и интерактивных форм (из опыта работы).
Статья для выступления на малом педсовете...
Доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедрение проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин"
В данной работе представлен доклад на тему "Инновационные технологии, формы и методы работы через внедренеие проектной деятельности обучающихся на уроках экономических дисциплин", который со...
Методические рекомендации по организации учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения
Уважаемые коллеги! В данной методической разработке раскрывается суть использования активных и интерактивных форм и методов обучения в соответствии с ФГОС СПО, рассматриваются различные варианты испол...
ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В выступлении рассказывается о применении активных методов обучения на занятиях учебной практики по профессии "Повар, кондитер"....
Конструирование занятия с применением активных и интерактивных методов и приемов обучения
Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивны...