Конструирование занятия с применением активных и интерактивных методов и приемов обучения
учебно-методический материал

Мельник Оксана Ивановна

Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа–Югры « Лангепасский политехнический колледж» филиал в городе Покачи Конструирование занятия с применением активных и интерактивных методов и приемов обучения Подготовила: методист Мельник О.И.

Слайд 2

Ученик – это не сосуд, который надо наполнить , а факел, который надо зажечь.

Слайд 3

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА В ФГОС сказано, что образовательная организация должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Слайд 4

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Слайд 5

Универсальные навыки – требования, предъявляемые жизнью способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества , умение работать в команде и др . успех в профессиональной деятельности успех в общественной деятельности г армония в личной жизни

Слайд 6

Активные и интерактивные методы и приемы обучения Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивными. И в чем принципиальная разница между методом и приемом обучения?

Слайд 7

Методы и приемы: сходства, различия и принципиальные особенности В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения". По сути — это способ взаимодействия учителя и обучающихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков. Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом . А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов. Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода .

Слайд 8

Классификация методов обучения по характеру учебной деятельности : репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.

Слайд 9

Классификация методов обучения по степени активности педагога и обучающихся: • активные и • пассивные; по источнику учебного материала: • словесные, • наглядные, • практические;

Слайд 10

Классификация методов обучения по способу организации учебно-познавательной деятельности: • методы формирования ЗУН на практике, • методы получения новых знаний, • методы проверки и оценивания.

Слайд 11

Изменение роли ученика Ученик – активный участник образовательного процесса Ученик – послушный исполнитель АМО (активные методы обучения)

Слайд 12

Изменение роли педагога Модератор, консультант, наставник, старший партнер «контролирующий орган» Технология модерации

Слайд 13

Активные методы обучения Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и обучающихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока. Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег , Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи . Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

Слайд 14

Что такое АМО? АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ– Это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

Слайд 15

Активные методы обучения это методы, побуждающие обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Слайд 16

АМО строятся на: использовании знаний и опыта об учающихся, вовлечении в процесс всех органов чувств, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, разнообразных коммуникациях, творческом характере обучения, практической направленности, диалоге и полилоге , интерактивности, игровом действе, рефлексии, движении.

Слайд 17

Эффекты АМО Человек запоминает: только 10% того , что он читает , 20% того, что слышит, 30 % того, что видит; 50-70 % запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80 % - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. (данные были получены немецкими, американскими и российскими исследователями)

Слайд 18

Развитие высокой мотивированности , интерес и желание заниматься АМО для студента и гровая форма разбора и презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт , значительная доля самостоятельности на уроке, ответственность за правильность представления материала и усвоения его другими

Слайд 19

Признаки активных методов обучения активизация мышления, причем обучающийся вынужден быть активным; длительное время активности — обучающийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса; самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач; мотивированность к обучению.

Слайд 20

Классификация активных методов обучения Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает следующие группы: Дискуссионные. Игровые. Тренинговые . Рейтинговые.

Слайд 21

Методы и приемы активного обучения В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач. Самые распространенные методы активного обучения: Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими обучающимися по теме.

Слайд 22

Методы и приемы активного обучения Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строятся на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование. Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у студентов определенного опыта логических рассуждений.

Слайд 23

Методы и приемы активного обучения Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом. Баскет -метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

Слайд 24

Методы и приемы активного обучения Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Слайд 25

Основные принципы составления кластера Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Слайд 27

Интерактивные методы обучения Интерактивный (« Inter » - это взаимный, « act » - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал).

Слайд 28

Интерактивные методы обучения Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, даёт знания и навыки, а также создаёт базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.

Слайд 29

Интерактивные методы обучения Задачами интерактивных форм обучения являются: пробуждение у обучающихся интереса; эффективное усвоение учебного материала; самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование жизненных и профессиональных навыков; выход на уровень осознанной компетентности студента.

Слайд 30

Интерактивные методы обучения При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Слайд 31

Интерактивные методы обучения Выделяют следующие виды интерактивных форм обучения: деловые и ролевые игры; психологические и иные тренинги ; групповая, научная дискуссия, диспут; дебаты; кейс-метод; метод проектов ; мозговой штурм; портфолио;

Слайд 32

Интерактивные методы обучения семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог); разбор конкретных ситуаций; метод работы в малых группах (результат работы студенческих исследовательских групп); круглые столы; проведение форумов; компьютерное моделирование и практический анализ результатов; презентации на основе современных мультимедийных средств; интерактивные лекции; бинарная лекция (лекция вдвоем); лекция с заранее запланированными ошибками; проблемная лекция.

Слайд 33

Задачи интерактивных методов обучения Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации. Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения. Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

Слайд 34

Методы и приемы интерактивного обучения Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме. Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами. Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение студентами проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.

Слайд 35

Методы и приемы интерактивного обучения Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры обучающиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии/ ситуации/должности. Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.

Слайд 36

Методы и приемы интерактивного обучения Метод проектов — самостоятельная разработка обучающимися проекта по теме и его защита. BarCamp , или антиконференция . Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли . Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение. К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, ПОПС-формулу, дерево решений.

Слайд 37

Все активные и интерактивные методы обучения призваны решать главную задачу, сформулированную в ФГОС — научить ребенка учиться. То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.

Слайд 38

Вывод Для развития творческих способностей преподавателю сегодня очень важно от репродуктивных методов обучения перейти к продуктивным, когда обучающийся должен не только показывать понимание изучаемого явления, но и решать задачи, вскрывая причинно-следственные связи между ними, уметь связать изучаемый материал с практикой, с жизнью. Использование в своей работе активных и интерактивных методов позволяет формировать у студентов компетенции для работы по выбранной профессии. В связи с требованиями ФГОС каждому преподавателю необходимо знакомиться с активными, интерактивными методами и применять их в своей работе. Для любой темы урока можно подобрать свой метод. Но, в то же время, нельзя уходить и от традиционных методов обучения. Каждый педагог имеет право выбора.

Слайд 39

Источники информации http://Электронный курс образовательного портала "Мой университет» «Активные методы обучения» http://mou29-klgd.narod.ru/ob.htm http://www.yartoys.ru/shop/show_cat.php?start=30&catid=101&option=bypriced http://www.proshkolu.ru/user/Politova65/file/317858/ http://www.your-mind.ru/category/training/uprazhneniya/dlya-zaversheniya-treninga/

Слайд 40

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"

Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами...

Опыт применения активных методов обучения в формировании компетентности студентов при изучении дисциплин «Управленческая психология», «Управление персоналом»

Данная статья - это опыт применения деловых игр на учебных занятиях по дисциплинам "Управленческая психология" и "Управление персоналом"...

Применение активных методов обучения в преподавании математики.

Применение активных методов обучения в преподавании математики...

Педагогический проект на тему: «Применение активных и интерактивных методов обучения при формировании общих и профессиональных компетенций»

  В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существующими изменениями в п...

Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения

Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная зада...

Методический семинар «Использование активных методов и приемов обучения на различных этапах урока».

научить применять  активные методы и приемы обучения на различных этапах урока....

Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...