Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения
статья

Нижегородов Роман Владимирович

Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная задача – увлечь детей, заинтересовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровые технологии26 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.

Тема доклада: «Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения».

Нижегородов Р.В. преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.

Слайд 2.

Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная задача – увлечь детей, заинтересовать.

Творческая активность преподавателя - это свойство личности, проявляющееся в деятельности и общении как оригинальность, созидательность, новизна.

Творческая деятельность – это форма деятельности человека или коллектива по созданию качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческой деятельности присущи любому человеку. Нужно суметь их раскрыть и развить.

Слайд 3.

Выделяют три сферы творческой деятельности преподавателя:

1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике).

2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения, как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией).

3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки).

Слайд 4.

Каковы же источники и условия творческой активности педагога?

Источниками творчества могут быть: анализ учебно-воспитательного процесса, выявление проблем; изучение опыта коллег; чтение научной литературы; общение с коллегами, друзьями, воспитанниками; система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются.

В последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики».

Существует множество теоретического и практического материала, дидактических пособий, наглядных иллюстраций, но нет единых «рецептов» проведения уроков, организации учебно-методической деятельности преподавателя и учебно-воспитательного процесса в целом. Каждый должен сам строить свою работу, учитывая особенности конкретной группы и отдельных студентов.

Слайд 5.

Лично мне в этом помогает привлечение в образовательный процесс различных активных форм и методов проведения учебных занятий.

Активные методы обучения – это методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.

Моя роль на уроке – создать проблемную ситуацию и направить обучающихся на путь к ее решению. Стараюсь при объяснении нового материала не преподносить знания в готовом виде. Где возможно, вместо объяснения того, как делать, предлагаю обучающимся самостоятельно выполнить ряд заданий и сформулировать правило по которому решали производственную ситуацию. Бывает, что студенты справляются не со всеми заданиями, тогда помогаю им наводящими вопросами.

Слайд 6.

При изучении обще профессиональных учебных дисциплин и междисциплинарных комплексов практически с первого урока приходится сталкиваться с такими вопросами студентов: «Зачем нам это нужно? Как можно применить то, что мы узнали на уроке, в нашей будущей профессии?».

Если не ответить на эти вопросы и не показать обучающимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, то дальнейшее усвоение учебного материала становится проблематичным.

Слайд 7.

Для решения поставленной проблемы на учебных занятиях осваиваю, внедряю и апробирую элементы новых педагогических технологий (игровые, технологии проблемного обучения, технологии сотрудничества, личностно-ориентированные, здоровье сберегающие, информационные технологии) показываю связь учебных дисциплин и междисциплинарных комплексов с выбранной профессией, провожу уроки в соответствии с ФГОС.

Особый интерес у студентов вызывают игровые формы занятий, которые создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Слайд 8.

Выделяю следующие виды уроков с использованием игровых технологий:

- игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок – соревнование, урок – конкурс, урок – путешествие, урок - научное исследование);

- игровая организация учебного процесса с использованием реальных ситуаций из производства;

- использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец; знакомства с новым материалом, повторение и систематизация изученного).

Слайд 9.

Игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у студентов вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

Игровые ситуации лишь активизируют деятельность студентов, делают восприятие более активным, творческим, эмоциональным, достойным пониманию.

Слайд 10.

Мой многолетний опыт показал, что наибольший эффект игры дают в группах, где студенты с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к учебной дисциплине или междисциплинарному комплексу, для которых обучение по специальности  кажется сухой и скучной наукой.

Создание же даже незначительных игровых ситуаций на уроках повышает интерес к дисциплине, вносит эмоциональную окраску в учебную работу и разнообразие, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь, а самое главное – снимает утомление и имеет здоровьесберегающую направленность.

Считаю, что рядом с собой элементы игровых технологий позволяют студентам услышать друг друга. Прислушаться к мнению, порой так не похожему на его собственное мнение.

Слайд 11.

Игра обучает, воспитывает, развивает и развлекает. Игра импровизированна, зрелищна. Она многогранна и не предсказуема. Этим она и интересна. Никогда не повторяются уроки с применением игровых технологий, хотя и проводятся  по одному и тому же плану. Но всегда эти уроки зрелищны и привлекательны для студентов.

Слайд 12.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Формирование профессиональных компетенций педагога в условиях реализации ФГОС основного образования

Представлена программа дополнительного профессионального образования для педагогов....

Применение современных методов обучения при преподавании горных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования

В условиях развития ДНР возникает потребность в подготовке квалифицированных специалистов, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. При изл...

Проектная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС как средство моделирования профессиональной деятельности в учебном процессе

педагогический проект , коллекция моделей одежды, учебный проект, проблемы и возможности. Предлагается к использованию в  системе СПО по специальности 29.02.04 "Конструирование, моделировани...

Целеполагание педагога как условие реализации требований ФГОС нового поколения

Как и любая деятельность человека, профессиональная деятельность педагога предваряется осознанием цели. Отсутствие цели не позволяет классифицировать работу педагога с учащимися как профессиональную д...