РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ И ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья на тему

Федосенко Ирина Петровна

статья на конференцию.Защита темы по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.fedosenko_golyshmanovo.docx23.52 КБ

Предварительный просмотр:

 И.П.Федосенко

ГАОУ СПО ТО «Голышмановский

 агропедагогический колледж»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ И ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения» [4; 96]. Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни. Подготовить будущих рабочих и специалистов обладающих  творческими способностями – это значит избежать трафаретности и ремесленничества в их будущей самостоятельной деятельности, способствовать развитию собственной креативности.

Однако, работая в  разных группах,   столкнулась с рядом проблем, одной из которых является - нежелание учиться.  Не все приходят в колледж получать знания и  осваивать профессию повара осознанно, многие приходят только потому, что их отправили родители или больше никуда не могли устроиться.

Как следствие низкая мотивация  к обучению является фактором  снижения познавательной активности обучающихся, которая необходима людям данной профессии.

 В поисках новых форм и методов преподавания   познакомилась с системой развивающего обучения, главной целью которой является раскрытие творческих способностей в обстановке доброжелательности и взаимопонимания - технологией сотрудничества, блочно-модульной и технологией развития критического мышления, которые  активно применяется в учебной деятельности.

Активность – это черта личности, которая проявляется в отношении человека к деятельности: состоянии готовности, стремления к самостоятельной деятельности, качестве ее осуществления, выбор оптимальных путей для достижения поставленной цели [2;13].                                        

Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности,  третьи утверждают, что активность – более широкое понятие, чем деятельность.

         В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности.

Авторы, занимавшиеся исследованием этого вопроса (Б.Г.Ананьев, Д.Б.Богоявленская, Д.Б.Годовикова, Т.М.Землянухина, Т.А.Куликова, А.В.Петровский, Г.И.Щукина), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств стремления к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяют: общение (Д.Б.Годовикова, Т.М.Землянухина, М.И. Лисина, Т.А.Серебрякова, и другие.), потребность в новых впечатлениях (Л.И.Божович), общий уровень развития активности (Н.С.Лейтес, В.Д.Небылицин и другие.).

Таким образом, познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация и т. д.) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения) [3;4].

При выборе методов обучения,   ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности. При подготовке к занятию продумываю, каких микросдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности  учащихся  буду добиваться на данном уроке, какие для этого буду использовать методические приемы.

На уроках производственного обучения  по квалификации  «Повар»  применяю   компьютерные технологии, интерактивные методы обучения, технологическую документацию, демонстрационные методы которые позволяют формировать творческую активность учащихся, умение работать в группах, способствуют развитию технологического мышления.  

Для достижения наилучшего результата использую различные формы занятия, в частности  деловую  игру, во время которой учащиеся не только воспринимают новый материал, но и успешно закрепляют полученные знания. Включение игры в производственное обучение создаёт объективные предпосылки для концентрации внимания, стимулирования познавательной активности, совершенствования творческих способностей. Правильно организованная игра обеспечивает преобладание проблемных методов, поскольку делает возможным более полный учет индивидуальных особенностей учащихся, повышает управляемость учебного процесса. Для приближения деятельности учащихся к реальным производственным условиям применяются   дидактические игры, отражающие деятельность рабочих и специалистов. Между учащимися группы распределяются роли технолога, мастера цеха, инженера по ТБ, поваров. В роли начальника цеха выступает мастер производственного обучения, который знакомит учащихся с функциональными обязанностями должностных лиц, распределяет роли, ставит задачи. В конце урока демонстрируются лучшие работы, указываются типичные ошибки, пути устранения, выставляются оценки.

Работа с опорными конспектами, технологическими картами  позволяет развивать память, логическое и пространственное мышление, формировать состояние «могу», «умею», чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей. Формируется чувство собственной значимости, повышается уровень самооценки, в результате развиваются личностные и профессиональные качества.

         Использование проблемного метода проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, опережающие  домашнее задания, сообщения поискового характера с использованием Интернет- ресурса, региональных СМИ,  материалов краеведческого музея  способствует формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, повышает интерес и мотивацию к учению, развивает творческие способности, что в итоге приводит к глубокому и прочному усвоению изученного материала.

           Не менее важное значение играет высокая степень творческого сотрудничества обучающихся и мастера производственного обучения при проведении недели по  профессии. Целью этого мероприятия является содействие профессиональному  становлению личности учащихся, ее развитию и саморазвитию, формирование интереса и готовности к работе в системе производства. Продуктом  творчества профнедель является представление группой своей профессии различными формами: стенгазетой, решением  кроссвордов, тестов, творческих проектов, выставка творческих работ,  тематических столов «Романтический ужин»,  «Кухня народов мира»,  «Детское питание» и т.п.).

Работая над развитием творческих способностей учащихся, в процессе исследования, выявился устойчивый интерес к технологическому творчеству, возрастает познавательная активность.

Так же повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, заметны результаты влияния такой работы  на  обучающих. Если раньше при выполнении творческих работ было два – три ученика, не справляющихся с поставленной задачей, то теперь все задания выполняются всеми, раскрылись способности, о наличии которых я даже и не подозревала, они успешно стали управляться с тем, что было недоступно им ранее. Для учащихся стал нормой мотив: «Если я могу это, значит я смогу и другое». И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.

         В последнее время педагогической общественностью широко дискутируются вопросы «педагогики сотрудничества», «педагогики сотворчества». Речь идет об активной позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению благородной цели — всестороннего гармонического развития личности. На страницах печати широко представлен творческий опыт учителей-экспериментаторов Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, В. Ф. Шаталова, В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупской, Н. И. Кизеевой и других. Основой «педагогики сотрудничества» они считают гуманное отношение к ребенку. Умение правильно строить свои отношения с учениками, сделать их соучастниками учебно-воспитательного процесса. Фактически они реализуют на практике главную особенность метода обучения — совместную деятельность учителя и ученика для формирования личности школьника.  Планируя  занятия согласно его задачам и содержанию,  я выбираю проблемно-поисковые методы для развития творчества, самостоятельности, инициатив[3;84].

         Учащиеся с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.

Средний качественный показатель ЗУН учащихся стабильный, от75% - 90%

С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышение  внимания  и хорошей работоспособности обучающихся.

Они ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: обучающиеся не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в колледже, так и на районном и областном  уровне, обеспечивая призовые места.

Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой деятельности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении.

Технологическое творчество стало доступно практически всем учащимся. Но особенности личностного развития отдельных учеников иногда могут требовать использования со стороны учителя различных видов помощи, активизирующих потребность, в том числе творчества и мотивацию к технологической творческой проектной деятельности. Для этого  стараюсь показать практическую значимость для  учащихся данного вида творчества, связав его с современным состоянием рынка труда, и необходимость неоднократной переквалификации как основы адаптации к новым экономическим условиям.

   Выпускники,  успешно окончив  колледж,  востребованы на рынке труда и хорошо адаптируются в новых коллективах, о чем свидетельствует данные анализа трудоустройства.

Развитие творческого потенциала учащихся возможно при полной включённости обучающихся в практическую исследовательскую деятельность, которая стимулирует развитие познавательной активности и является средством её развития.

   Используемая литература

1.Бешенков А. К. Технология. Методика обучения технологии. // М., Дрофа, 2004.

2.Бобунова И. В. Технология.// Волгоград, Учитель,2004.

3. Соловянчик А.А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа (методические рекомендации), Мозырь, 1994.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, как средство развития познавательной активности несовершеннолетних» обучающий семинар

Данный материал знакомит со спецификой работы реабилитационного центра по профориентированию детей...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Данный практический материал предназначен для работы педагогам с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития познавательного интереса....

Профессиональная активность педагога как условие реализации творческой деятельности на примере применения активных методов обучения

Любой преподаватель стремиться, чтобы студентам на его уроках было интересно. Это вовсе не значит, что нужно превращать каждый урок в игру, хотя иногда это делать просто необходимо, наша основная зада...

«Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации».

Поддержание и развитие интереса к процессу обучения и учебному предмету, формирование умений в применении практических решений, развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся, возникновение...

Статья "Повышение познавательной активности студентов через применение инновационных педагогических технологий"

В статье рассматриваются вопросы повышения познавательной активности студентов дизайнеров Яковлевского педагогического колледжа в процессе проектной деятельности по разработке дидактических материалов...

Развитие познавательной активности студентов медицинского колледжа через творческие задания на занятиях по психологии.

Обучение студентов представляет собой сложный многоплановый процесс, в ходе которого на передний план выходит задача, обуславливающая разностороннее развитие будущего специалиста, осознающего социальн...