Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"
методическая разработка по теме

надежда забабон

 

      Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами 

      по професии : продавец, контролер-кассир

Тема урока: Качество продовольственных товаров.

                Целью данного урока является освоение обучающимися необходимых ключевых компетенций, способствующих готовности к плодотворной профессиональной деятельности ,выработке навыков  критического оценивания различных точек зрения и принятия правильного решения на основе анализа ситуации, самоанализа, самоконтроля, самооценки, инициативности и самостоятельности.

  В настоящее время проблема качества товара и его безвредности (безопасности) для потребителей волнует каждого из нас. Мало кто из покупателей  не сталкивался с ситуацией   обмана в торговле. Недобросовестные продавцы крупных и мелких  торговых сетей часто продают  давно просроченный, залежалый товар,  используя  всевозможные уловки обмана, при  этом, не боясь быть наказанными по закону. Отсутствие у большинства потребителей   правовых знаний, дает продавцам  право на обман.

            Изучая тему: « Качество товаров» по  междисциплинарному   курсу  «Розничная торговля продовольственными товарами» при подготовке  продавцов, контролеров- кассиров, возникает необходимость изучать вопросы безвредности (безопасности) товаров с точки  зрения правовых отношений между продавцом и покупателем.

Основным документом по защите прав потребителей в РФ является Закон «О защите прав потребителей». Знание основ настоящего Закона позволит будущим работникам торговой сферы поднять культуру торговли на более высокий уровень, избежать конфликтов в процессе обслуживания покупателей, легко ориентироваться в сложившейся ситуации, где каждая из сторон (продавец-покупатель) отстаивает свое мнение, свои права.

 Читать и запоминать  статьи Закона  «всегда трудно». И в этой ситуации незаменим кейс-метод.   Как вариант я использую кейс-метод по следующей схеме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 36»

        

Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла

                                                                          Разработала:

                                                                преподаватель Забабон Н.М.

В настоящее время проблема качества товара и его безвредности (безопасности) для потребителей волнует каждого из нас. Мало кто из покупателей  не сталкивался с ситуацией   обмана в торговле. Недобросовестные продавцы крупных и мелких  торговых сетей часто продают  давно просроченный, залежалый товар,  используя  всевозможные уловки обмана, при  этом, не боясь быть наказанными по закону. Отсутствие у большинства потребителей   правовых знаний, дает продавцам  право на обман.

        Изучая тему: « Качество товаров» по  междисциплинарному   курсу  «Розничная торговля продовольственными товарами» при подготовке  продавцов, контролеров- кассиров, возникает необходимость изучать вопросы безвредности (безопасности) товаров с точки  зрения правовых отношений между продавцом и покупателем.

Основным документом по защите прав потребителей в РФ является Закон «О защите прав потребителей». Знание основ настоящего Закона позволит будущим работникам торговой сферы поднять культуру торговли на более высокий уровень, избежать конфликтов в процессе обслуживания покупателей, легко ориентироваться в сложившейся ситуации, где каждая из сторон (продавец-покупатель) отстаивает свое мнение, свои права.

 Читать и запоминать  статьи Закона  «всегда трудно». И в этой ситуации незаменим кейс-метод.   Как вариант я использую кейс-метод по следующей схеме.

1.Определение темы

2.Постановка образовательных целей и задач

3.Определение типа проблемной ситуации

Жизненная, реальная

Учебная (противоречие между разными положениями, между житейскими представлениями и научными фактами, между необходимостью и невозможностью выполнить задание преподавателя)

Научная (исследовательская)

4. Определение вида ситуации

Иллюстративная

Нормативная

Функциональная

Стратегическая

5.Выбор источника ситуации

Художе-ственная литература

Видео

материалы

Статистичес-кие

материалы

Публицис-

тическая

литература

СМИ

Научные статьи, моно-графии

«Местный материал»

Интер-нет

6.Создание и описание ситуации

7.Выбор техники решения проблем

SWOT - анализ

Лист для решения проблем

«Идеал»

Мозговой штурм

Софт-анализ

8.Работа в группах

1.Введение в кейс

2.Анализ ситуации

3.Презентация решений по кейсам

4.Общая дискуссия

5.Подведение итогов, завершающее выступление преподавателя

Составляю план урока, в котором находят отражение его основные структурные элементы.

 

ПЛАН УРОКА

Занятие 10

Урок № 1

Профессиональный модуль: «Продажа продовольственных товаров»

МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами

Тема урока: Качество продовольственных товаров.

                        Эпиграф:

Понятие «потребитель» в своём значении

включает всех нас, но взгляды

этой наиважнейшей группы часто

не выслушиваются.

                Дж. Кеннеди

Цели урока:

  1. Формирование умений и навыков оценивания различных точек зрения и принятие правильного решения на основе анализа ситуации.
  2. Развитие таких качеств, как организованность, деловитость, самостоятельность.
  3. Воспитание меры ответственности личности за своё поведение.

После этого занятия, обучающиеся должны освоить необходимые ключевые компетенции, способствующие готовности к плодотворной профессиональной деятельности, выработке навыков критического оценивания различных точек зрения и принятия правильного решения на основе анализа ситуации, самоанализа, самоконтроля, самооценки, инициативности и самостоятельности.

        

Отношения, ценности, внутренние установки:

        - выразить своё отношение к исполнению Закона « О защите прав потребителей»

Тип урока: урок  усвоения новых знаний и их закрепления.

Методы: активные (с применением кейс-метода).

Средства обучения: тексты Закона Российской Федерации « О защите прав потребителей(извлечения), ПК, мультимедийный проектор, видеоматериал, тесты.

Организационная форма:  работа обучающихся в малых группах по методике сотрудничества.

Структура урока:

  1. Объявление темы, ожидаемых результатов, хода занятия.
  2. Актуализация знаний.
  3. Введение в кейс.
  4. Интерактивная часть (анализ ситуации).
  5. Контроль усвоения знаний.
  6. Подведение итогов урока.

Ход урока:

  1. Организационный этап – 1-2 мин.
  2. Объявление темы, ожидаемых результатов, хода занятия.
  3. Актуализация знаний - 3 мин.

Для того чтобы подвести обучающихся к выводу о том,  что в настоящее время Закон «О защите прав потребителей» является основным документом, защищающим права потребителей, предлагаю накануне (дома) самостоятельно  изучить нормативно – правовые акты, определяющие  «законодательство о защите прав потребителей».

Вопросы для контроля:

- какими нормативно – правовыми актами защищены права потребителей в РФ?

- что означает право потребителя на:         выбор;

                                                   безопасность;

                                                   быть выслушанным;

                                                   информацию?

- какие общественные и государственные органы осуществляют защиту прав потребителей товаров?

  1. Введение в кейс- 10- 15 мин.
  1. Индивидуальная самостоятельная работа обучающихся с информационными материалами.
  2. Просмотр видеоматериала  и осмысление предложенной к разбору ситуации.
  3. Изложение сути  проблемы.

 Обучающимся предстоит решить проблему обмана покупателя, на основе  анализа ситуации , представленной в видеоматериале.

                        4.  Контроль знания обучающимися содержания ситуации.

Вопросы для контроля:

 - Что является центральной проблемой данного кейса?

-  Какой статьей ФЗ «О защите прав потребителей» закреплены права потребителей на безопасность товара, информацию, выбор?

                        5.  Выдача заданий.

 Задания  для  групп:

 

  1. Определите тему кейса.
  2. Сформулируйте проблему или проблемы кейса.
  3. Определите критерии, по которым можно сделать вывод, что проблема решена.
  4. Определите пути выхода из сложившейся ситуации.

5.Интерактивная часть, работа обучающихся в группах - 15 мин.

     1. Анализ ситуации:

        - групповое обсуждение;

        - изучение и оценка дополнительной информации;

        - рассмотрение альтернатив и выработка общего решения;

        2. Представление результатов анализа кейса и аргументация выбора, общая дискуссия.

Вопросы для общей дискуссии:

- как вы считаете,  покупатель принял правильное решение?

- использовал ли покупатель свое право на качество товара?

- как  поступили бы вы, оказавшись в аналогичной  ситуации?

 6. Контроль усвоения знаний – 5 мин.

        Дифференцированная тестовая работа.

  1. Подведение итогов – 5 мин.

Обобщение, выводы, самооценка, оценка.

Преподавателю: обосновать свою версию решения проблемы, акцентировать внимание на том, что кейс может иметь и другие решения, выделить лучшие, похвалить обучающихся за активность, плодотворную работу, оценить.

Обучающимся: каждой малой группе предлагается выбрать вопрос, на который участникам группы предстоит ответить:

                           Вопросы:

            -Что нового вы сегодня узнали на уроке?

-Какие знания закрепили?

-Помог ли сегодняшний урок вам лучше разобраться в отдельных вопросах темы?    

 В каких?

-Что вам понравилось?

-Что не понравилось?

 -Какие рекомендации вы бы дали преподавателю? Другим участникам урока?

 8.  Объявление домашнего задания.

        Для дальнейшего формирования ОК 4, ОК 5 предлагается подготовить сообщения           на  тему: «Всемирный день защиты прав потребителей».        

Считаю, что формы интерактивного обучения  сегодня становятся доминирующими при подготовке профессиональных кадров, так как  позволяют обучающимся реализовать личностный потенциал ,активизировать инициативность, самостоятельность, дают возможность научиться работать в команде, применять на практике теоретический материал.

Дают возможность будущим выпускникам формировать профессиональные компетенции, отвечающие требованиям работодателей на современном рынке труда.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

(глава I в редакции федеральных законов от 09.01.1996 г. № 2-ФЗ,

от 17.12.1999 г. № 212- ФЗ)

        Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

        Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

        потребитель – гражданин, имеющий намерения заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

        изготовитель – организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;

        исполнитель – организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

        продавец – организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли – продажи;

        стандарт – государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг);

        недостаток товара (работы, услуги) – несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в неизвестность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;

        существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранён без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

        безопасность товара (работы, услуги) – безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказание услуги).  

        Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

        Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей

        1. Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами (далее – законами) и правовыми актами Российской Федерации.

        2.  Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей.

        

        Статья 2. Международные договоры Российской Федерации

        Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей

        Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей обеспечивается посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об из правах и о необходимых действиях по защите этих прав.

        Статья 4. Качество товара (работы, услуги)

        1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

        2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

        3.  Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

        4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

        5. Если законами или в установленном ими порядке, в частности стандартом, предусмотрены обязательные требования к качеству товара (работы, услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

        Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)

        1. На товар (работу), предназначенный для длительного использования, изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать срок службы – период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использованию товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине.

        2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации.

        3. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (результата работы)).

        4. На продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности – период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению. Перечень таких товаров (работ) утверждается Правительством Российской Федерации.

        5. Продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.

        6. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок – период), в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона.

        7. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Если гарантийный срок установлен изготовителем, продавец вправе установить гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем.

        

        Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)

        1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.         Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

        2. Изготовитель (исполнитель) обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

        Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, он обязан обеспечить безопасность товара (работы) в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьёй 14 настоящего Закона.

        3. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила (далее – правила), изготовитель (исполнитель) обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировки или иным способом, а продавец (исполнитель) обязан довести эти правила до сведения потребителя.

        4. Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке, в частности стандартами, установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами. Перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению их соответствия указанным требованиям, утверждаются Правительством Российской Федерации.

        Не допускается продажа товара (выполнение работы, оказание услуги), в том числе импортного товара (работы, услуги), без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи.

                

Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)

        1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

        2. Указанная в пункте 1 настоящей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

        Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)

        1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (далее – наименование) своей организации, место её нахождения (юридический адрес) и режим её работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

        Изготовитель (исполнитель, продавец) – индивидуальный предприниматель – должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

        

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

        1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

        2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

        обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги);

        сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), а в отношении продуктов питания – сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объёме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации;

        цену и условия приобретения товаров (работ, услуг); гарантийный срок, если он установлен;

        правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

        срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии  с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

        место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара (работы);

        информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона;

        информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);

        указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги);

        указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений. Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

        3. Информация, предусмотренная пункте 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг) требованиям, указанным в пункте 1 статьи 7 настоящего Закона, предоставляется в виде маркировки товаров (работ, услуг) в установленном порядке знаком соответствия и (или) способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.

        Продукты питания, упакованные или расфасованные на территории Российской Федерации, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.

        Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продавце)

1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок расторгнуть его т потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по  их характеру) продавцу (исполнителю).

2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 – 4 статьи 18 (глава II) или пунктом 1 статьи 29 (глава III) настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьёй 14 настоящего Закона, в том числе полного возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в собственности (владении) потребителя.

4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре (работе, услуге), необходимо исходить из предложения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

Статья 13. Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей

        1. За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

        2. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

        3. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, исполнителя) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

        4. Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

        5. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законодательством или договором, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке.

        6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законодательством, суд вправе вынести решение о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя), нарушившего права потребителя, в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

        Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

        Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)

        1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объёме.

        2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

        3. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).

        Если на товар (результат работы) должен быть установлен в соответствии с пунктами 2, 4 статьи 5 настоящего Закона срок службы тили срок годности, но он не установлен, либо потребителю не была предоставлена полная и достоверная информация о сроке службы или сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар (результат работы) по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

        Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Закона изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причинения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы).

        Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потерпевшего.

        Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем.

        4. Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

        5. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

        Статья 15. Компенсация морального вреда

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним, прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

        Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

        Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя.

        1. Условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

        Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме.

        2. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

        3. Продавец, (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Статья 17. Судебная защита прав потребителей

1. Защита прав потребителей осуществляется судом.

2. Иски предъявляются в суд по месту жительства истца, или по месту нахождения ответчика, или по месту причинения вреда.

3. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также федеральный антимонопольный орган, федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (Работ, услуг), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест 1

Задание: выберите правильный ответ.

  1. Какие отношения регулирует Закон о торговле:

а) между продавцом и покупателем;

б) производителем и продавцом;

в) производителем и покупателем.

  1. Право на информацию означает:

а) иметь доступ к разнообразию товаров;

б) отстаивать свои интересы;

в) получать сведения, необходимые для принятия нужного решения.

  1. Какие нормативно-правовые акты защищают права потребителей:

а) Закон « О защите прав потребителей»;

б) Конституция РФ;

в) Законодательство о защите прав потребителей.

  1. Какая статья устанавливает обязательные требования к содержанию информации о товаре:

а) статья 10;

б) статья 12;

в) статья 17.

  1. Если в проданном товаре отсутствуют потребительские свойства товара, объявленные в предоставленной потребителю информации, такая информация является:

а) недостоверной;

б) недостаточно полной;

в) некорректной.

  1. Какой срок , согласно ст.5 ФЗ «О защите прав потребителей» устанавливается на продукты питания:

   а) срок годности;

   б) гарантийный срок;

   в) срок реализации.

Тест 2

 

Решите ситуацию.

Покупатель подошел к кассе, расплатился за покупки, отошел и выронил купленные яйца. Каковы действия покупателя и продавца?        

 

                                                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 3          

Глоссарий

Альтернатива – необходимость выбора из нескольких возможных решений, предоставляемых вариантов действий

Глоссарий – собрание непонятных слов или выражений, обычно к отдельному произведению или автору

Дискуссия - всестороннее обсуждение спорного вопроса, спор

Изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 № 212-ФЗ)

Кейс- случай, обстоятельство, положение, дело, история, происшествие, ситуация

Критерий – средство для суждений, признак, на основании которого производится оценка, мерило оценки, оценочный показатель

Недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию; (в редакции Федеральных законов от 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 25.10.2007№ 234-ФЗ)

Оппонент – возражающий, противник в споре, дискуссии

Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; (в редакции Федерального закона от 17.12.1999 № 212-ФЗ)

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования

Продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи; (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 № 212-ФЗ)

Ситуация- совокупность обстоятельств, положение, обстановка

                                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Правила ведения дискуссии

 1. Во время дискуссии не нарушайте доброжелательную атмосферу!

          2. Возражать лучше по формуле: «Да - но». Например: «Все это, конечно так, но…», «Вы правы, но если взглянуть с другой стороны…», «Хотелось бы принять Ваш довод, но…» и т.д.

3. Вопросы выступающим задавайте в корректной форме: «хотелось бы уточнить», «интересно узнать» и т.п.

4. Уважайте точку зрения другого человека, стремитесь понять ее.

5. Сосредоточьтесь на теме дискуссии, не перебивайте, следите за ходом мысли оппонента.

6. Не высмеивайте и не унижайте участника дискуссии, не торжествуйте, если победили.

7. Если проиграли, сохраняйте чувство собственного достоинства, поблагодарите оппонента за полезный разговор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« К вопросу применения активных методов обучения на уроках английского языка с целью развития коммуникативной компетенции и творческих способностей учащихся».

В последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе.Владение иностранным языком стало рассматриваться как необходимое условие профессионального и личностного роста ...

Активные методы обучения на уроках математики

Приведены примеры активных форм обучения, применяемых на уроках математики для активизации познавательной деятельтности....

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе

Исрользование активных методов обучения на уроках в начальной школе...

Использование активных методов обучения при изучении профессионального модуля «младшая медицинская сестра»

Активные методы обучения должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выр...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация Проблемы формирования устойчивой мотивации у современного школьника требуют от педагога осознанного подхода к проведению урока или внеклассного мероприятия. Тем более, что с переходом на нов...