«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»
статья на тему

Калугина Татьяна Викторовна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalugina_t.v._aktivnye_metody_obucheniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

«АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

Т.В. Калугина

ОБПОУ  «Рыльский аграрный

техникум», г. Рыльск

Сегодня в психологии идет интенсивный поиск конструктов, адекватно отражающих способность личности быть устойчивой к изменению окружающей среды, сохранять самоидентичность, успешно развиваться, сохраняя верность смыслам и ценностям человеческого бытия и одновременно поддерживая высокий статус профессионального здоровья. Проблема компетентности принадлежит к классу мультинаучных проблем и рассматривается в философии, социологии, психологии и педагогике.

Открытым остается вопрос о мере и критериях оценки компетентности. Сегодня существует достаточное многообразие определения понятия «компетенция». «Компетенция» определяется как общая способность специалиста адекватно и эффективно мобилизовать свои знания в профессиональной деятельности, а также задействовать соответствующие умения и обобщенные способы выполнения действий.  При этом компетенция не сводится к сумме знаний, умений и навыков, либо к способностям. Это, прежде всего, совокупность качеств субъекта жизнедеятельности, обеспечивающих возможность установления адекватной и результативной связи «знания – ситуация» и  нахождения оптимального решения проблемы.

Общие (ключевые) компетенции невозможны без развития рефлексии, критического мышления, а также четкости личностной позиции в отношении предмета познания или объекта, на который направлено действие.

Как показывает практика подготовки специалистов в различных профессиональных областях, наиболее эффективными оказываются методы активного обучения, так как они, работают не только на когнитивном уровне (познавательном, интеллектуальном), но также на словесном, эмоциональном, поведенческом.

В современной отечественной и зарубежной психологии существует немало исследований проблемы воздействия на личность различных методов активного обучения. К их числу относятся: формирование опыта интерактивного решения профессиональных проблем, увеличение скорости принятия решений, повышение сензитивности (особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожность, боязнью новых ситуаций); расширение тезауруса (собрание сведений в специальной области знаний) профессиональных реакций в проблемных ситуациях; развитие оценочных, аналитических, рефлексивных и прогностических умений, а также умений интерпретации поведения и трансформации новых знаний в практические действия.

Обучающийся должен на занятиях непросто получать психологическую информацию, но и успеть апробировать различные возможности ее использования «пристроить» ее к своему профессиональному опыту.

В условиях временных ограничений достижение обозначенной цели возможно за счет широкого использования системы методов активного обучения (МАО). К МАО относятся деловые игры, ролевые игры, социально-психологический тренинг, методы актуализации творческого потенциала.

Отличительными особенностями МАО является максимальное приближение учебных ситуаций к реальным.

С целью формирования у студентов необходимых общих и профессиональных компетенций, профессионально-значимых качеств личности будущего специалиста мною обновляется содержание лекционных и практических занятий, учебно-методических материалов, заданий для внеаудиторной самостоятельности работы.

Главная трудность, с которой приходится сталкиваться при изучении экономических дисциплин  –  это большое количество материала при ограниченности времени на его изучение (помощь в решении этой проблемы оказывает самостоятельная работа студентов, т.к. почти 50% материала студенты изучают самостоятельно).

В своей работе стремлюсь активизировать познавательную деятельность студентов, сближая содержание учебного материала с будущей профессиональной деятельностью выпускников.

Использование в учебном процессе проблемных вопросов, ситуационных заданий, учебно-производственных задач помогает развитию мыслительной деятельности студентов, их аналитических способностей.

В своей работе использую такие формы организации учебного процесса:

- выполнение рефератов, курсовых работ по темам, связанным со специальностью студента, и конечно, дипломное проектирование.

Обучение реферированию начинаю с 1 курса. Знакомлю студентов с особенностью этого жанра, с требованиями, предъявляемыми к реферату. Студентам демонстрирую лучшие работы, созданные в предыдущие годы.

На первом этапе реферирования начинается осмысление содержания рекомендованного источника. Для этого требуется его прочесть, вникнуть в суть, разбить текст на части и выделить главное в каждой из них.

Второй этап предполагает составление конспекта источника. Студент должен изложить текст своими словами, по самостоятельно составленному плану. При этом он обучается приемам сжатия текста: исключение, обобщение, сочетание обобщения и исключения.

Третий этап предполагает изучение вопросов по нескольким «солидным» источникам. Студенту предстоит не только усвоить основное во взглядах  каждого автора, но и разобраться в аргументации, практически ее оценить, определить свое отношение к прочитанному.

Этапность в обучении реферированию позволяет студентам научиться связно и последовательно излагать свои идеи и мысли. Очень важно, чтобы самостоятельно полученные знания студенты обязательно использовали на занятии, защищая реферированную работу и т.д. При этом развивается не только способность добывать знания, но и умение их преподнести окружающим. Составление рефератов приучает студентов работать с литературой, анализировать прочитанный материал, делать выводы. У студентов вырабатываются навыки письменного изложения материала в логической последовательности.

Для студентов 1-2 курсов УИРС заключается в написании сообщений, рефератов, творческих работ с использованием материалов собственных микроисследований. Студенты 3 и 4 курсов выполняют исследовательские задания в ходе практики.

В настоящее время практический опыт и многолетние исследования свидетельствуют о слабой готовности студентов к самостоятельной познавательной деятельности.

Далеко не все из них умеют работать с литературой, выделять в прочитанном главное и правильно интерпретировать его. Овладение этими умениями в значительной степени формируется при выполнении курсовых работ.

Выполнение курсовых работ – один из важных и перспективных видов учебной деятельности в системе средних специальных учебных заведений.

У студента, которому предстоит выполнить курсовую работу, появляется ряд вопросов как выбрать тему работы? Как обосновать ее актуальность? Какой метод исследовательской деятельности использовать?

Темы курсовых работ выбираются различными способами: 1. Тему предлагает преподаватель. 2. Студент работает по теме, соответствующей его интересам. 3. Студент продолжает тему, которая была представлена раньше, в виде реферата.

После выбора темы курсовой работы и согласования ее с руководителем составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения работ.

Приступая к выполнению курсовой работы необходимо обосновать ее актуальность, определить объект и предмет исследования, а также сформулировать цель и обозначить задачи исследования.

Не всегда студенты самостоятельно умеют это делать. И объясняю, что обосновать актуальность исследования – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Определять объект исследования – значит выяснить, что именно рассматривается в исследовании. Сформировать цель – исследования – значит определять, какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит. Обозначить задачи исследования – значит установить, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Подводя итог выполнения  курсовой работы, студент должен сказать о новизне полученных им результатов. Все методологические характеристики курсовой работы взаимосвязаны, дополняют и корректируют друг друга. Исследуемая в работе проблема находит отражение в теме исследования, которое должно отражать поступательное развитие. Сформированная тема предполагает актуальность исследования. Объект исследования обозначает направление, избранное для изучения, а предмет – аспект изучения. В то же время можно сказать, что предмет – это то, о чем исследователь намеревается получить новые знания. По степени согласованности методических характеристик можно судить о степени научности выполненной курсовой работы.

Мною с каждым студентом – дипломником разрабатывается план выпускной работы, определены литературные источники. При направлении на квалификационную практику выпускникам  выдаются рекомендации по поиску практического материала, необходимого для выполнения дипломной работы. Неоднократно проверяется ход выполнения каждой работы по отдельным этапам их создания. Разбираются ключевые положения исследований.

Наибольшие трудности у дипломников возникли:

- в сфере, обобщении четкости изложения материала, формулировке вывод;

- в написании исследовательской (практической) части работы;

-  в восприятии правок материала руководителем дипломной работы, особенно на завершающем этапе и на стадии подготовки доклада к защите работы.

Однако усилия руководителя помогли (помогают) студентам преодолеть возникающие трудности: защищаются студенты хорошо.

Можно выделить определенный психологический результат применения методов активного обучения в образовательном процессе. При систематическом и грамотном применении методов активного обучения в образовательном процессе можно ожидать следующий эффект:

- формирование творческой, генерирующей активности студентов;

- усиление положительной мотивации учебной деятельности, так как теперь сам студент выступает в роли активного участника обучения;

- развитие гибкости, вариантности, аналитической функции мышления, рефлексивных способностей;

- формирование умений делового общения;

- развитие когнетивного плюрализма;

- совершенствование механизма самооценки студентов, так как во время занятий МАО обучающийся получает больше возможностей через включение в различные ролевые системы показать, сравнить и оценить себя;

- формирование гибкости системы способов получения и творческой работы с информацией;

- отработка умений и навыков решения нестандартных задач (что достигается за счет приближения обучения к условиям практической деятельности);

- усвоение темы на более глубоком уровне;

- приобретение опыта самостоятельной постановки проблемы, вычленения задачи и принятия решения.