Методические рекомендации по организации учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения
методическая разработка на тему

Уважаемые коллеги! В данной методической разработке раскрывается суть использования активных и интерактивных форм и методов обучения в соответствии с ФГОС СПО, рассматриваются различные варианты использования активных и интерактивных форм и методов обучения при организации учебного занятия. Методическое пособие актуально в связи с необходимостью повышения качества образования, формирования ключевых компетенций педагогов для решения новых задач педагогической деятельности с использованием новых  технологий, форм и методов работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

 «Тольяттинский социально-экономический колледж»

РАССМОТРЕНО

на заседании преподавателей  отделения ________________________________________

________________________________________

Заведующий отделением (руководитель ООП)

_________________  /_______________________/

Методист отделения

_________________  /_______________________/

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УМР

____________ Т.В. Половинкина

«___» _______________ 20___ г.

 «___» _______________ 20___ г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Тольятти, 2017 год                              


Составители: Бауэр К.В., преподаватель ГБПОУ «ТСЭК»

Рецензент: Нисман О.Ю., к.п.н., зам. директора ГБОУ СПО «ПГК» по учебно-методической работе.

        Методическое пособие адресовано педагогическим работникам ГБПОУ  «Тольяттинский социально-экономический колледж», реализующим ФГОС СПО.

         В пособии раскрыта сущность активных и интерактивных методов и форм обучения, даны практические советы педагогическим работникам по их эффективному использованию в педагогической деятельности.

        Методическое пособие актуально в связи с необходимостью повышения качества образования, формирования ключевых компетенций педагогов для решения новых задач педагогической деятельности с использованием новых технологий, форм и методов работы.


СОДЕРЖАНИЕ

Наименование разделов

Стр.

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ И АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

5

  1. ВИДЫ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

11

  1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНОЙ И ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ

20

  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

25

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

30


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В соответствии с Федеральными государственными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО) реализация учебного процесса должна предусматривать широкое использование активных и интерактивных форм и методов проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития общих и профессиональных навыков и компетенций обучающихся (ФГОС, 7 раздел «Требования к условиям реализации основных образовательных программ», п. 7.1).

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в рамках учебного процесса, может составлять 20-30% аудиторных занятий, но не менее 20%.

Учебный процесс, опирающийся на использование активных и интерактивных форм и методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Активные и интерактивные формы и методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРАКТИВНЫХ И АКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

        В системе среднего профессионального образования основные формы обучения – урок теоретического обучения, практическое занятие, лабораторная работа, зачет, экзамен, защита курсового проекта или курсовой работы, практика (учебная, производственная, преддипломная), защита выпускной квалификационной работы.

Дополнительные формы обучения в колледже – олимпиады, научно-практические конференции.

Вспомогательные формы обучения в колледже – учебные фирмы, кружки по интересам.

По характеру учебной деятельности различают следующие формы обучения: индивидуальную, групповую, фронтальную.

Активные и интерактивные формы обучения связаны с применением (использованием) активных или интерактивных методов обучения в процессе обучения (в аудиторной и внеаудиторной работе).

Методы активного обучения (МАО) – совокупность педагогических действий и приемов, создающих условия для мотивации обучающихся к самостоятельному инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

Появление методов активного обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность студентов и способствовать повышению эффективности обучения.

На любом учебном занятии по дисциплине или профессиональному модулю может реализовываться либо один МАО, либо сочетание нескольких.

Степень активности обучающихся зависит от того, сколько из четырех видов активности на занятии проявляется (активное мышление, активное действие, речь, эмоционально-личностное восприятие).

Например, в дискуссии проявляются следующие виды активности:

Мышление + Речь + Эмоционально-личностное восприятие.

На практическом занятии или лабораторной работе обучающийся, чаще всего, активно мыслит и действует (если речь идет о технических специальностях).

В деловой игре проявляются все виды активности, а на экскурсии – только эмоционально-личностное восприятие.

Практика показывает, что при лекционном изложении учебного материала студенты усваивают лишь 20-30 % информации, при самостоятельной работе с источниками и литературой – 50%, при личном участии в изучаемой деятельности – 90%.

В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение три метода взаимодействия преподавателя и студентов, а именно:

  1. Пассивный метод - это форма взаимодействия преподавателя и студента, в которой преподаватель является основным действующим лицом и управляющим ходом занятия, а студенты выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам преподавателя.

Связь преподавателя со студентами на пассивных занятиях осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения студентами учебного материала пассивный метод мало эффективен, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к занятию со стороны преподавателя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках занятия (Рис. 1).

                           

Рисунок 1. Пассивный метод

  1. Активный метод - это форма взаимодействия студентов и преподавателя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и студенты здесь не пассивные слушатели, а активные участники, студенты и преподаватель находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль (Рис.2).  

                                   

Рисунок 2. Активный метод

Классификация методов активного обучения (МАО)

По характеру учебно-познавательной деятельности различают:

  1. Имитационные МАО, базирующиеся на имитации профессиональной деятельности.
  2. Неимитационные МАО – имитации профессиональной деятельности нет (стажировка на рабочем месте, программированное обучение, проблемная лекция и др.).

Имитационные МАО могут быть игровые и неигровые.

Неигровые МАО:

- анализ конкретных ситуаций (АКС),

- разбор деловой почты руководителя,

- действия по инструкции или алгоритму и др.

Игровые МАО:

- деловые или ролевые игры;

- дидактические или учебные игры;

- игровые ситуации;

- игровые приемы и процедуры;

- тренинги в активном режиме;

- имитационные модели.

Игровые ситуации отличаются от игры отсутствием правил поведения и регламента. Это могут быть дискуссионные занятия с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно, кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении.

По типу деятельности обучающихся различают:

- МАО, основанные на ранжировании по различным признакам предметов или действий;

- МАО, базирующиеся на оптимизации процессов и структур;

- МАО, реализуемые с конструированием и проектированием объектов;

- МАО, основанные на выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях;

- МАО, базирующиеся на решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи;

- МАО, основанные на демонстрации и тренинге навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления.

Многие исследователи между активными и интерактивными методами ставят знак равенства. Однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

  1. Интерактивный метод («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей занятия. Преподаватель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых студент изучает материал) (Рис.3).  

                                 

Рисунок 3. Интерактивный метод

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые задачи:

  • пробуждение у обучающихся интереса;
  • эффективное усвоение учебного материала;
  • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
  • установление воздействия между студентами, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;
  • формирование у обучающихся мнения и отношения;
  • формирование жизненных и профессиональных навыков;
  • выход на уровень осознанной компетентности студента.

К интерактивным методам обучения относятся:

- дискуссия;

- эвристическая беседа;

- «мозговой штурм» («мозговая атака»);

- ролевые и деловые игры;

- кейс-метод;

- метод проектов;

- обсуждение видеофильмов;

- групповая работа с иллюстративным материалом и др.


III. ВИДЫ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Наименование вида

Краткая характеристика вида

Деловая игра

Представляет собой метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном обучении воспроизводят действия участников, стремящихся найти оптимальные пути решения производственных, социально-экономических педагогических, управленческих и других проблем.

Проведение деловой игры, как правило, состоит из следующих частей:

  • инструктаж преподавателя  о  проведении  игры  (цель, содержание, конечный результат, формирование игровых коллективов и распределение ролей);
  • изучение студентами  документации  (сценарий,   правила,  поэтапные  задания), распределение ролей внутри подгруппы;

-        собственно игра (изучение ситуации, обсуждение, принятие решения, оформление);

-        публичная  защита предлагаемых решений;

  •  определение победителей игры;
  •  подведение итогов и анализ игры преподавателем.

        Использование деловых игр способствует развитию навыков критического мышления, коммуникативных навыков, навыков решения проблем, обработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях

Имитационные игры

На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов

«Деловой театр»

В данном виде разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке, Студент должен вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описывается конкретная ситуация, функции и обязанности конкретных лиц, их задачи

Игровое проектирование

Данный метод является практическим занятием или циклом занятий, суть которых состоит в разработке инженерного, конструкторского, технологического и других видов проектов в игровых условиях, максимально воссоздающих реальность. Этот метод отличается высокой степень сочетания индивидуальной и совместной работы студентов. Создание общего для группы проекта требует, с одной стороны, знание каждым технологии процесса проектирования, а с другой - умений вступать в общение и поддерживать межличностные отношения с целью решения профессиональных вопросов. Игровое проектирование может перейти в реальное проектирование, если его результатом будет решение конкретной практической проблемы, а сам процесс будет перенесен в условия действующего предприятия

Кейс-метод (от английского case – случай, ситуация)

Представляет собой усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода case-study - обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы делятся на практические (отражающие реальные жизненные ситуации), обучающие (искусственно созданные, содержащие значительные элемент условности при отражении в нем жизни) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредствам применения метода моделирования)

При изучении конкретных ситуаций студент должен понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.

Метод case-study развивает следующий навыки:

  1. Аналитические – умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.
  2. Практические – пониженный по сравнению с реальной ситуацией уровень сложности проблемы, представленной в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования различных методов и принципов.
  3. Творческие.
  4. Коммуникативные – умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать наглядный материал, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, составлять краткий, но убедительный отчет.
  5. Социальные – оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение и т.п.
  6. Самоанализ – несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного

Разбор конкретных ситуаций

Данный метод относится к неигровым имитационным активным методам обучения. При анализе конкретных ситуаций у учащихся развиваются навыки групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой тематике.

При изучении конкретных ситуаций студент должен понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.

Тренинг

Представляет собой метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

Достоинство тренинга заключается в том, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.

Можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений — навыковый, психотерапевтический, социально-психологический, бизнес-тренинг.

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка. Большинство бизнес-тренингов являются навыковыми, например, тренинг переговоров, самопрезентации, техники продаж и др.

Психотерапевтический тренинг (более корректное название — психотерапевтическая группа) направлен на изменение в сознании.

Социально-психологический тренинг (СПТ) направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения

Метод Сократа

Представляет собой метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, называется еще как метод «сократовской иронии». Это умение извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ.

Метод диалектический, т.к. он приводит мысль в движение (спор мысли с самой собой, постоянное направление ее к истине).

Преимущества у этого метода такие:

1. Он держит внимание собеседника, не дает отвлечься.

2. Если что-то в вашей логической цепочке для собеседника неубедительно, вы это вовремя заметите.

3. Собеседник приходит к истине сам (хотя и с вашей помощью)

Интерактивная лекция

Метод представляет собой выступление ведущего обучающего перед большой аудиторией с применением следующих активных форм обучения: дискуссия, беседа, демонстрация слайдов или учебных фильмов, мозговой штурм

Групповая, научная дискуссия, диспут

Дискуссия — это целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами. Задача дискуссии - обнаружить различия в понимании вопроса и в споре установить истину. Дискуссии могут быть свободными и управляемыми.

К технике управляемой дискуссии относятся: четкое определение цели, прогнозирование реакции оппонентов, планирование своего поведения, ограничение времени на выступления и их заданная очередность.

Групповая дискуссия (обсуждение вполголоса). Для проведения такой дискуссии все студенты, присутствующие на практическом занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия. Обсуждение может организовываться двояко: либо все подгруппы анализируют один и тот же вопрос, либо какая-то крупная тема разбивается на отдельные задания.

Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы.

Разновидностью свободной дискуссии является форум, где каждому желающему дается неограниченное время на выступление, при условии, что его выступление вызывает интерес аудитории.

Ди́спут происходит от латинского disputare — рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы. Важной особенностью диспута является строгое соблюдение заранее принятого регламента и темы.

Дебаты

Метод представляет собой чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам.

Использование дебатов в учебном процессе способствует созданию устойчивой мотивации обучения, так как достигается личностная значимость учебного материала для учащихся, наличие элемента состязательности стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную проработку основного изучаемого материала, позволяет решать следующие задачи:

• обучающие, так как способствует закреплению, актуализации полученных ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками;

• развивающие, так как способствуют развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей, формируя тем самым основные общие компетентности ученика и учителя. Дебаты развивают логику, критическое мышление, позволяют сформировать системное видение проблемы, наличие взаимосвязей событий и явлений, различных аспектов их рассмотрения, способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы;

• коммуникативные, так как учебная деятельность осуществляется в межличностном общении, обучение проходит в процессе совместной деятельности.

Метод полемики

Цель полемики - не достижение согласия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Средства, употребляемые в полемике, не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждый из них применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы, и не считается с тем, насколько они соответствуют представлениям других участников полемики о допустимых приемах и средствах. Поэтому противоположная сторона в полемике именуется «противником», а не «оппонентом», как в дискуссии. Следовательно, полемика существенно отличается от дискуссии и в отношении цели, и в отношении применяемых средств. Чаще всего метод дискуссии переплетается с методом полемики при ведении спора. Крайний случай полемики - так называемый риторический спор, в котором важно лишь одержать победу над противником, а не приблизиться к истине.

Метод «Ситуация-оценка»

Аудитории предлагается описание конкретного события и принятых мер и формулируется задача оценить причины, механизмы, значение и следствие ситуации и принятых мер.

Метод «Ситуация-упражнение»

Анализ данной ситуации требует обращения к источникам информации. Участники в совместной аналитической деятельности делятся на группы по три-пять человек, и изучают ситуацию, готовят вопросы, связанные с ситуацией, и приступают к поиску ответов, используя справочную литературу, Интернет-ресурсы или консультируются у специалистов. Получив необходимую дополнительную информацию, аналитики формулируют план действий, прогноз конечного результата, проекты решений.

Процедура метода анализа конкретных ситуаций включает следующие этапы:

1. введение в изучаемую проблему (актуальность, сложность и значение решения);

2. постановку задачи (определяются круг задач, границы анализа и поиски решений, устанавливается режим работы);

3. групповую работу над ситуацией;

4. групповую микродискуссию (обсуждение точек зрения и решений, формирование единого подхода к проблемам, выбор лучшего решения в данной ситуации);

5. итоговую беседу (подведение итогов с опорой на заранее разработанный «ключ» анализа ситуации - оптимальный вариант решения проблемы).

Метод «морфологического анализа»

Цель метода - выделить наиболее важные параметры конкретной проблемы, а затем изучить соотношения между ними. Данный метод направлен на то, чтобы использовать все имеющиеся альтернативы, которые может дать многомерная модель.

Метод паратеатра

Технология данного метода предусматривает исполнение ведущим трех ролей: сценариста, режиссера и менеджера.

Сцена задается сценаристом. Как режиссер ведущий инструктирует актеров, распределяет роли и, учитывая, как развиваются ситуации, как сценарист моделирует ту или иную сцену.

Как менеджер, ведущий должен выполнить следующее:

  • сделать очевидными промахи обучаемых;
  • продемонстрировать возможные отрицательные последствия;
  • дать возможность обучаемым апробировать решения, на которые в жизни они бы не отважились;
  • сделать наглядными удачные ходы обучаемых, чтобы развить потенциальный успех в действительный.

Ведущий может одобрительными репликами подсказывать правильность хода.

Метод разыгрывания ролей

Этот метод применяется в основном при рассмотрении ситуаций, в основе которых лежат проблемы взаимоотношений в коллективе, а также при изучении тем, касающихся совершенствования стиля и методов руководства.

 Занятие начинается с представления ситуации в лицах, затем проводится обсуждение, во-первых, решения, принятого участниками инсценировки, во-вторых, их поведения, т. е. действий в предложенных обстоятельствах. Разыгрывание ролей как метод обучения направлено, прежде всего, на развитие умений руководить людьми, с использованием их знаний и опыта организовывать взаимодействие работников при решении определенных задач.

 Проведение занятий в такой форме помогает руководителям лучше понять природу конфликтных ситуаций, в которых они порой оказываются как между собой, так и с подчиненными.

Описание ситуации при таком методе проведения занятий включает информацию для всей группы и информацию для каждого из участников инсценировки. В начале занятия слушателям обычно дается общая информация, после чего распределяются роли между участниками инсценировки, выдается информация, в которой ситуация излагается с точки зрения тех лиц, чьи роли им предстоит исполнить. Эта информация является в известной мере и инструкцией для исполнителей.

Метод работы в малых группах: круглый стол

Представляет собой метод группового обсуждения кого-либо вопроса, направленного на достижение лучшего взаимопонимания и нахождения истины. Групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала.

Оптимальное количество участников - 5-7 человек. Перед обучающимися ставиться проблема, выделяется определенное время, в течение которого они должны подготовить аргументированный обдуманный ответ.

Преподаватель может устанавливать правила проведения группового обсуждения – задавать определенные рамки обсуждения, ввести алгоритм выработки общего мнения, назначить лидера и др.

В результате группового обсуждения вырабатывается групповое решение совместно с преподавателем.

Разновидность группового обсуждения является круглый стол.

Круглый стол - общество, собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Мероприятие, как правило, на которое приглашаются эксперты и специалисты из разных сфер деятельности для обсуждения актуальных вопросов.

Данная модель обсуждения, основываясь на соглашениях, в качестве итогов даёт результаты, которые, в свою очередь, являются новыми соглашениями. В процессе круглых столов оригинальные решения и идеи рождаются достаточно редко. Более того, зачастую круглый стол играет скорее информационно-пропагандистскую роль, а не служит инструментом выработки конкретных решений.

Этот способ характеризуется следующими признаками:

  • цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;
  • все участники круглого стола выступают в роли оппонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников);
  • все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения

Коллоквиум (лат. colloquium — разговор, беседа)

Метод представляет собой несколько вариантов:

1) Одна из форм учебных занятий в системе образования, имеющая целью выяснение и повышение знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются: отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и др. работы обучающихся

 2) Научные собрания, на которых заслушиваются и обсуждаются доклады.

Коллоквиум – это и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний студентов по данной теме дисциплины.

Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, учиться обосновывать и защищать ее. Аргументируя и отстаивая свое мнение, студент в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал

Метод «мозговой штурм»  (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming)

Представляет собой оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе задается определенная проблема для обсуждения, участники по очереди высказывают предложения. На втором этапе обсуждают высказанные предложения, возможна дискуссия. На третьем этапе группа представляет презентацию результатов по заранее определенному принципу.

Для проведения «мозгового штурма» возможно деление участников на несколько групп:

  • генераторы идей, которые высказывают различные предложения, направленные на разрешение проблемы;
  • критики, которые пытаются найти отрицательное в предложенных идеях;
  • аналитики, которые привязывают выработанные предложения к конкретным реальным условиям с учетом критических замечаний.

Метод проектов

Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Брифинг

Это краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу.

Основное отличие: отсутствует презентационная часть. То есть практически сразу идут ответы на вопросы журналистов.

Метод портфолио (итал. portfolio — 'портфель,  англ. - папка для документов)

  Это современная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной и профессиональной деятельности.

Портфолио как подборка сертифицированных достижений, наиболее значимых работ и отзывов на них.

Преподаватели используют его для развития у студентов умения анализировать и оценивать процесс собственного развития. Психологи часто говорят: «Осознал - значит изменился». Метод портфолио как раз и направлен на то, чтобы сделать процесс подобного осознания управляемым, целенаправленным и обыденным, повседневным.

Внешне портфолио выглядит как набор каких-либо работ учащихся: это может быть папка с продуктами творческой деятельности студентов, рисунками, схемами, конспектами и т.д.

Но метод портфолио представляет собой не только воплощение идеи активного сбора информации, сведений, но и подробный алгоритм развития исследовательских умений в процессе работы с информацией.

Портфолио может быть полезным для студентов:

- как возможность для учащихся определять направление в собственном поиске;

- как возможность для рефлексии студентами собственной работы;

- как документ, в котором отражено развитие студента, и результаты его самовыражения;

- для подготовки и обоснования целей будущей работы;

- как демонстрация сторон интеллекта студента и особенностей его культуры;

- как возможность для учащихся самим устанавливать связи между предыдущим знанием и новым знанием

Видео-конференция

Колледжное, межколледжное собрание, совещание представителей колледжей с обменом звуко- и видеоинформации. Такие собрания обычно проводятся в оборудованных конференц-залах с использованием специального оборудования для конференций (проекторы, экраны, системы синхронного перевода и пр.)

Технология видеоконференции позволяет людям видеть и слышать друг друга, обмениваться данными и совместно обрабатывать их в интерактивном режиме. Количество участников может быть два и более (видеоконференцсвязь). Это дает возможность соединения с разными городами, странами.

Видеоконференции значительно расширяют возможности общения людей между собой, улучшает качество обучения студентов заочной формы обучения.

Программное обучение

Суть программного обучения состоит в высокой степени структурированности предъявляемого материала и пошаговой оценке степени его усвоения. Информация здесь предъявляется небольшими блоками в печатном виде, либо на мониторе компьютера. После чего над каждым блоком учащийся должен выполнить задание, показывающее степень усвоения изучаемого материала. Программное обучение позволяет учащемуся двигаться в собственном, удобном для него темпе. Переход к следующему блоку материалов происходит только после усвоения предыдущего.

Компьютерная симуляция

Метод представляет собой имитацию процесса с помощью механических или компьютерных устройств; чаще всего слово «симулятор» используется применительно к компьютерным программам

Компьютерное моделирование

Компьютерное моделирование осуществляется с помощью компьютерной программы, работающей на компьютере (взаимодействующих компьютерах), реализующей абстрактную модель некоторой системы. Компьютерные модели стали обычным инструментом математического моделирования и применяются в физике, астрофизике, механике, химии, биологии, экономике, социологии и других науках. Компьютерные модели используются для получения новых знаний о моделируемом объекте или для приближенной оценки поведения математических систем, слишком сложных для аналитического исследования.

Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем. Компьютерное моделирование заключается в проведении серии вычислительных экспериментов на компьютере, целью которых является анализ, интерпретация и сопоставление результатов моделирования с реальным поведением изучаемого объекта и, при необходимости, последующее уточнение модели и т. д.

К основным этапам компьютерного моделирования относятся:

Методика «Займи позицию»

Использование методики «займи позицию» позволяет выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса.

Обсуждение начинается с постановки дискуссионного вопроса, т.е. вопроса, предполагающего противоположные, взаимоисключающие ответы (например, «Вы за или против отмены смертной казни?»).

Все участники, подумав над вопросом, подходят к одной из четырех табличек, размещенных в разных частях аудитории:

  • Абсолютно за
  • Абсолютно против
  • Скорее за
  • Скорее против
  • Полностью согласен
  • Полностью не согласен
  • Скорее согласен
  • Скорее не согласен

Заняв позицию, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме и приводят аргументы в поддержку своей позиции.

Любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.


IV. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В АКТИВНОЙ И ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ

Принципы работы на интерактивном занятии:

  • занятие – не лекция, а общая работа.
  • все участники равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы.
  • каждый участник имеет право на собственное мнение по любому вопросу.
  • нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может только идея).
  • все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к размышлению.

Алгоритм проведения интерактивного занятия:

  1. Подготовка занятия

Ведущий (куратор, педагог) производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций (все термины, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми обучающимися), подбор конкретной формы интерактивного занятия, которая может быть эффективной для работы с данной темой в данной группе.

При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие моменты:

1) Участники занятия, выбор темы:

  • возраст участников, их интересы, будущая специальность.
  • временные рамки проведения занятия.
  • проводились ли занятия по этой теме в данной студенческой группе ранее.
  • заинтересованность группы в данном занятии.

2) Перечень необходимых условий:

  • должна быть четко определена цель занятия.
  • подготовлены раздаточные материалы.
  • обеспечено техническое оборудование.
  • обозначены участники.
  • определены основные вопросы, их последовательность.
  • подобраны практические примеры из жизни.

3) Что должно быть при подготовке каждого занятия:

  • уточнение проблем, которые предстоит решить.
  • обозначение перспективы реализации полученных знаний.
  • определение практического блока (чем группа будет заниматься на занятии).

4) Раздаточные материалы:

  • программа занятия.
  • раздаточные материалы должны быть адаптированы к студенческой аудитории («Пишите для аудитории!»).
  • материал должен быть структурирован.
  • использование графиков, иллюстраций, схем, символов.

2. Вступление:

Сообщение темы и цели занятия.

– участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, а также с целью, которую им нужно достичь;

– преподаватель информирует участников о рамочных условиях, правилах работы в группе, дает четкие инструкции о том, в каких пределах участники могут действовать на занятии;

– при необходимости нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное);

– добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

Примерные правила работы в группе:

  • быть активным.
  • уважать мнение участников.
  • быть доброжелательным.
  • быть пунктуальным, ответственным.
  • не перебивать.
  • быть открытым для взаимодействия.
  • быть заинтересованным.
  • стремится найти истину.
  • придерживаться регламента.
  • креативность.
  • уважать правила работы в группе.

3. Основная часть:

Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия, и включает в себя:

3.1. Выяснение позиций участников;

3.2. Сегментация аудитории и организация коммуникации между сегментами (это означает формирование целевых групп по общности позиций каждой из групп. Производится объединение сходных мнений разных участников вокруг некоторой позиции, формирование единых направлений разрабатываемых вопросов в рамках темы занятия и создается из аудитории набор групп с разными позициями. Затем – организация коммуникации между сегментами. Этот шаг является особенно эффективным, если занятие проводится с достаточно большой аудиторией: в этом случае сегментирование представляет собой инструмент повышения интенсивности и эффективности коммуникации);

3.3. Интерактивное позиционирование включает четыре этапа интерактивного позиционирования: 1) выяснение набора позиций аудитории, 2) осмысление общего для этих позиций содержания, 3) переосмысление этого содержания и наполнение его новым смыслом, 4) формирование нового набора позиций на основании нового смысла)

4. Выводы (рефлексия)

Рефлексия начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

  • что произвело на вас наибольшее впечатление?
  • что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?
  • есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?
  • чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
  • учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?
  • как вы оцениваете свои действия и действия группы?
  • если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Преподавателю необходимо глубоко вникнуть в данный вид обучения. Применение и подготовка студентов к той или иной интерактивной форме обучения для изучения конкретной дисциплины (темы занятия) должны быть отражены в плане учебного занятия (Приложение 1) либо в технологической карте учебного занятия (Приложение 2)

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

Самарской области «Тольяттинский социально-экономический колледж»

ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Наименование учебной дисциплины, МДК

Преподаватель

Тема учебного занятия

Тип учебного занятия

Цель учебного занятия

Задачи учебного занятия

обучающие

развивающие

воспитательные

Используемые педагогические технологии

Формы и методы организации учебной деятельности студентов

Вид используемых на уроке средств ИКТ (электронный учебник, обучающие программы, тестирующие программы, электронные презентации, ресурсы сети Интернет)

Дидактический, раздаточный материал

Технические средства (обеспечение учебного занятия)

ЭТАПЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Наименование этапа занятия, вида деятельности

Планируемое время

Организационный момент

Актуализация знаний. Умений/ проверка домашней работы

Изучение нового материала

Закрепление знаний и умений

Выводы, обобщения/рефлексия

Домашнее задание (самостоятельная внеаудиторная работа)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

Самарской области «Тольяттинский социально-экономический колледж»

Технологическая карта учебного занятия

Наименование учебной дисциплины, МДК

Преподаватель

Тема учебного занятия

Тип учебного занятия

Образовательные результаты

Общие компетенции:

Уметь:

Знать:

Цели учебного занятия

Задачи учебного занятия

Обучающие:

Развивающие:

Воспитательные:

  •  

Используемые педагогические технологии

Формы и методы организации учебной деятельности студентов

  • ..
  • ...

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет)

Дидактический, раздаточный материал

Технические средства (обеспечение учебного занятия)

.

Литература

основная

дополнительная

ресурсы Интернета

Ход урока

Организационный момент

Длительность этапа

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя на данном этапе

 Актуализация знаний. Умений/ проверка домашней работы

Длительность этапа

Деятельность преподавателя на данном этапе

Деятельность студентов

Формы и методы организации учебной деятельности студентов

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Длительность этапа

   

Деятельность преподавателя на данном этапе

Деятельность студентов

Формы и методы организации учебной деятельности студентов

Закрепление знаний и умений

Длительность этапа

Деятельность преподавателя на данном этапе

Деятельность студентов

Формы и методы организации учебной деятельности студентов

Выводы, обобщения/рефлексия

Длительность этапа

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя на данном этапе

Формы и методы организации учебной деятельности студентов

Домашнее задание (самостоятельная внеаудиторная робота)


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Болотюк Л.А. Применение интерактивных методов обучения на практических занятиях по теории вероятности и эконометрике [Электронный ресурс] / Л.А. Болотюк, А.М. Сокольникова, Е.А. Швед // Интернет-журнал «Науковедение» [сайт]. – Режим доступа: file:///C:/Users/student.NOTEBOOKTCEK/Downloads/primenenie-interaktivnyh-metodov-obucheniya-na-prakticheskih-zanyatiyah-po-teorii-veroyatnostey-i-ekonometrike.pdf. – Загл. с экрана
  2. Реутова Е.А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новоси-бирского ГАУ) / Е.А. Реутова. – Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012.– 58 с. То же: URL: file:///C:/Users/student.NOTEBOOKTCEK/Downloads/%D0%A0%D0%B5%D1%83%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 мая 2014 г. № 525) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70591070/. – Загл. с экрана
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 832) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70627304/. – Загл. с экрана
  5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
    «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1/doclist/0/selflink/0/context/фгос право и организация социального обеспечения:0. – Загл. с экрана
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1391) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70810680/paragraph/5:3. – Загл. с экрана
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения
    (утв. 
    приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 486) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70687334/paragraph/9:5. – Загл. с экрана
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 508) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70710002/paragraph/6:18. – Загл. с экрана
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 852) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70727312/paragraph/10:20. – Загл. с экрана
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. N 348) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70679000/paragraph/10:22. – Загл. с экрана
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 842) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70446410/paragraph/8:26. – Загл. с экрана
  12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 230103.04 Наладчик аппаратного и программного обеспечения (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 852) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70446192/paragraph/5:32. – Загл. с экрана
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт  среднего профессионального образования по специальности 46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014 г. N 975) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70730762/paragraph/9:16. – Загл. с экрана
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт  среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 831) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70727340/paragraph/11:30. – Загл. с экрана
  15. Федеральный государственный образовательный стандарт 
    среднего профессионального образования по профессии 260103.01 Пекарь
    (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 799) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70443784/paragraph/6:9. – Загл. с экрана
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 Операционнаядеятельность в логистике
    (утв. 
    приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 834) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70731872/paragraph/10:1. – Загл. с экрана
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность
    (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. N 509) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70732124/paragraph/9:14. – Загл. с экрана
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
    (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. N 349) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70678998/paragraph/10:24. – Загл. с экрана
  19. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 190629.08 Слесарь по ремонту строительных машин (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 699) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70444132/paragraph/8:28. – Загл. с экрана
  20. Федеральный государственный образовательный стандарт
    среднего профессионального образования по специальности 20.02.04 Пожарная безопасность
    (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. N 354) [Электронный ресурс] // Гарант.ру [сайт]. – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70670902/paragraph/10:12. – Загл. с экрана
  21. Шереметьева У.М. Методические рекомендации по организации учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения / У.М.  Шереметьева.  – Новосибирск: НТЖТ, 2015. – 26 с. То же: URL: http://www.ntgt.ru/obshchiesvedeniya/obrazovanie/doc/rekom_po_aktiv_interaktiv_met_obuch.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методические материалы к интегрированному учебному занятию с использованием проблемного обучения и интерактивных технологий Ресурсы и потребности как важнейшие экономические категории

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов пост...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледжТимофеева  Ольга Викторовна,преподавател...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледжТимофеева Ольга Викторовна...

Технология урока по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D» занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме

Технология урока   по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D»занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме Этапы учебного занятияВремяЗ...

Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя (январь, 2019)

Практика применения активных и интерактивных форм и методов работы со студентами в деятельности преподавателя...

Методическая разработка: интерактивные формы и методы обучения при проведении практических занятий

Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся как между собой, так и с преподавателем, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы происходи...

Методические рекомендации по организации практических занятий студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.08 Русский язык

Методические рекомендации по организации практических занятий студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.08 Русский язык...