Методическая разработка: интерактивные формы и методы обучения при проведении практических занятий
методическая разработка

Лазарев Иван Анатольевич

Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся как между собой, так и с преподавателем, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивные методы я рассматриваю как наиболее современную  форму активных методов, когда преподавателем организуются парная и групповая работа, деловые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «БУТУРЛИНОВСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методическая разработка

Интерактивные формы и методы обучения при проведении практических занятий

Лазарев Иван Анатольевич

Преподаватель спец. дисциплин

 

 

2020 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                     3

Основная часть                                                                                          6

Заключение                                                                                                9

Список литературы                                                                                 10

Введение

В задачи  преподавателя входит организация процесса обучения таким образом, чтобы его результативность проявлялась в формировании собственной внутренней мотивации обучения, мышления, воображения, творческих способностей, устойчивого познавательного интереса, в формировании жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит обучающимся адаптироваться к жизни и относиться к ней активно, творчески.

Усвоение знаний требует сформировать позитивное отношение, вызвать интерес обучающихся к изучаемому материалу. Интересный, знакомый и личностно значимый материал обычно воспринимается ими как менее трудный, поэтому перед преподавателем стоит задача организовать учебный процесс так, чтобы он стал познавательным, творческим, в котором учебная деятельность обучающихся становится успешной, а знания востребованными. Один из возможных и актуальных вариантов решения этой проблемы заключается в применении интерактивных методов  обучения при проведении практических занятий.

Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся как между собой, так и с преподавателем, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивные методы я рассматриваю как наиболее современную  форму активных методов, когда преподавателем организуются парная и групповая работа, деловые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Поэтому как преподаватель специальных дисциплин  миссией своей педагогической деятельности считаю формирование практических умений и навыков, профессиональных компетенций, необходимых для выполнения функциональных обязанностей по получаемой специальности.

Целью моей концепции является создание эффективной среды, которая способствует развитию  конкурентоспособного специалиста, при этом   сохраняя высоко нравственные, личностные качества.

Актуальность рассматриваемой темы определяется тем, что с внедрением стандартов ФГОС третьего поколения  осуществляется   практико-ориентированный подход. Целью СПО является формирование  высококвалифицированных профессионалов, способных адаптироваться к изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжение профессионального роста и образования с другой. 

 Моя педагогическая деятельность направлена на решение следующих педагогических задач:

  • Организация образовательного процесса на основе деятельностно-компетентностного подхода;
  • Внедрение интерактивного обучения;
  • Создание условий для повышения мотивации студента к самореализации, самовоспитанию, развитию личностных качеств.
  • Повышение творческой инициативы, профессиональной компетентности преподавателя как основного разработчика и пользователя инновационных технологий.

Для подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов важную роль играют интерактивные формы и методы обучения. Системность знаний за счет использования современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала, основными формами организации учебной деятельности являются:

- Круглый стол (дискуссия, дебаты)

- Деловые игры

- Мастер класс

К основным интерактивным методам, которые я использую в своей деятельности относятся:

- дискуссия;

- деловые игры;

- кейс-метод;

- метод проектов;

- обсуждение тематических видеофильмов;

- групповая работа с иллюстративным материалом и другими наглядными пособиями.

При использовании интерактивных форм обучения создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

При подготовке к практическим занятиям применяю основные методические принципы интерактивного обучения:

-         тщательный отбор рабочих терминов, учебной, профессиональной лексики, условных понятий;

-         всесторонний анализ конкретных практических примеров профессиональной деятельности, в которой обучаемые выполняют различные ролевые функции;

-         поддержание всеми обучаемыми непрерывного визуального контакта между собой;

-         активное использование технических учебных средств, с помощью которых иллюстрируется учебный материал;

-         постоянное поддержание преподавателем активного внутригруппового взаимодействия, снятие напряженности во взаимоотношениях между участниками;

-         оперативное вмешательство преподавателя в ход дискуссии в случае возникновения непредвиденных трудностей;

-         проигрывание ролей с учетом индивидуальных и интеллектуальных способностей обучающихся;

-         осуществление взаимодействия в режиме строгого соблюдения сформулированных преподавателем норм и правил;

-         обучение принятию решений в условиях регламента и наличия элемента неопределенности в информации.

Работа в малых группах – это одна из самых популярных форм, так как она дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения.

Метод моделирование производственных процессов и ситуаций предусматривает имитацию реальных условий, конкретных специфических операций, моделирование определенного рабочего процесса.

Основная часть

За последние годы значительно выросли требования к подготовке выпускников среднего профессионального образования – молодых специалистов.

Чтобы подготовить современного техника-механика, нужно обеспечить его таким комплексом знаний и умений, который помог бы ему успешно трудоустроиться после окончания учебного заведения, т.е. этот комплекс должен соответствовать определенным требованиям работодателей к выпускникам механического отделения.

Работодатель нанимает многогранно-развитых молодых специалистов, обладающих следующими качествами:

1. Профессиональная компетентность;

2. Коммуникативная компетентность;

3. Позитивное отношение к своей профессии;

4. Творческий подход к решению профессиональных задач;

5. Активная жизненная позиция.

Для формирования этих качеств преподаватель должен создать условия для формирования устойчивых знаний и умений. Для того чтобы сформировать знания, умения и навыки мною используется интерактивное обучение с цель помочь студенту получать и применять полученные знания, умения, научиться самостоятельно решать проблемы, адаптироваться в современных условиях производства.

Реализация интерактивного обучения студентов по дисциплине позволяет создать такую обстановку на уроке, которая погружает их в профессиональную среду, соотносит их представления о профессии с требованиями, предъявляемыми реальным временем, развитию способности применения теоретических знаний на практике, выполнению определенных профессиональных функций, позволяет студентам упражняться в профессиональной деятельности. К активным методам обучения профессиональным умениям относятся:

- решение производственных ситуационных задач (студентам предлагаются неисправности в технологическом оборудовании, они должны указать причины и способы устранения этих неисправностей);

- имитация профессиональной деятельности (при проведении практических занятий группа делится на малые команды по шесть человек – механики, слесари-ремонтники, наладчики т.д.);

- деловые игры или их элементы, нестандартные уроки (уроки-экскурсии, урок–конкурс, викторины); студенты делятся на команды  и получают задания, выполняют командно или персонально, поездки на предприятия отрасли и т.д.

Я часто провожу  практические занятия по решению производственных ситуаций с элементами деловой игры. Проведение таких учебных занятий способствуют  повышению активности студента, лучше развивают не только профессиональные компетенции, но и личностные его качества.

Студенты специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» на втором курсе начинают изучать дисциплину «Технологическое оборудование». Интерактивные методы обучения в колледже применятся мною, в том числе и проведением практических занятий непосредственно на производстве, на базовых предприятиях отрасли: ОАО «Бутурлиновский мелькомбинат», АО «Бутурлиновкахлеб», ОАО «Воронежская хлебная база», ООО Мельничный комплекс «ТИСМА».

На этих же предприятиях на третьем курсе проводится производственная практика по профилю специальности.  При прохождении практики, обучающимся пригодится тот первоначальный опыт и знания, которые рассматривались на практических занятиях. Это помогает лучше подготовиться к прохождению производственной практики, у студентов быстрее проходит адаптация к производству и приобретению навыков работы на предприятии.

Использование ИКТ и интерактивного обучения для развития практических умений в составлении кинематической схемы привода, расчетов параметров обоечных машин я показал на открытом уроке по теме «Изучение устройства и правил эксплуатации обоечных машин» в группе механиков второго курса.

Качественному проведению теоретических и практических занятий способствует  материально техническая база колледжа: лаборатория «Технологического оборудования отрасли».

 Мною разработаны методические указания по выполнению  практических занятий  по специальности  «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» с использованием интерактивных методов, методические разработки учебных занятий, дидактические материалы. 

                Подготовка конкурентоспособного специалиста наряду с проведением традиционных учебных занятий требует заниматься со студентами и научно-исследовательской работой.  Студенты участвуют в различных научно-практических конференциях, всевозможных очных и заочных конкурсах.

         Исследовательская работа способствует формированию у студентов навыков работы с литературой,  публичного выступления,  умения логично излагать материал, развивает аналитическое мышление, умение делать расчеты и сравнительный анализ.

         

Кроме того, для подготовки студентов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях продумываю таким образом, чтобы студенты были поставлены перед необходимостью анализировать производственные ситуации, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи.

В процессе проведения данных занятий у студентов вырабатывается профессиональное суждение и желание соответствовать названию команды (механик, слесарь-ремонтник, наладчик), решение конкретных производственных задач, решение задач по расчету и подбору элементов привода технологического и транспортного оборудования.

В своей педагогической деятельности уделяю существенное внимание, анализу производственных ситуаций, мотивируя студентов тем, что большую роль в работе специалиста занимают задачи аналитического характера, а умение оценивать ситуацию и на основе этого принимать решения является неотъемлемым качеством руководителя. Студентов захватывает сам процесс поиска путей решения производственных ситуаций. Развитие логического и ассоциативного мышления обеспечивают развитие личности студента: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления; умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов; развитие творческих способностей студентов.

Проведение практических занятий с привлечением работников отрасли, уроков-экскурсий на производстве с оформлением отчетов, способствует эффективному формированию профессиональных компетенций и дуального обучения.

Заключение

Опыт педагогической работы позволяет сделать выводы: интерактивные формы и методы обучении в большей степени позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организованной работы, систематизировать теоретические знания, профессиональную мобильность, умение работать с нормативной и технической документацией.

В дальнейшей своей профессиональной деятельности планирую продолжить работу над развитием творческого технического мышления у студентов, уделить большее внимание исследовательской деятельности, для расширения возможностей использования интерактивных методов на практических занятиях.

Считаю, что интерактивное обучение позволяет повысить эффективность и качество образования. В отличие от традиционных методов, ориентированных на усвоение и применение знаний, интерактивное обучение направлено на приобретение первичного опыта практической деятельности.

Таким образом, если при обучении студентов по дисциплине «Технологическое оборудование» целенаправленно использовать интерактивные формы и методы с учетом их профессиональной направленности, то повысится не только качество профессиональной подготовки студентов, но и интерес к выбранной профессии, а также будут сформированы ключевые общие и профессиональные компетенции для дальнейшей трудовой деятельности.

Список литературы

1. Лойченко Л.Н. Интерактивные технологии в образовательном процессе СПО / Л.Н. Лойченко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://m.tt-et.ru/wp-content/uploads.

 2. Ломовцева Н.В. Интерактивное обучение в колледже / Н.В. Ломовцева // Новые информационные технологии в образовании: материалы междунар. науч.- практ. конф., Екатеринбург, 13–16 марта 2012 г. // ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2012. – С. 189-192.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации учебных занятий с использованием активных и интерактивных форм и методов обучения

Уважаемые коллеги! В данной методической разработке раскрывается суть использования активных и интерактивных форм и методов обучения в соответствии с ФГОС СПО, рассматриваются различные варианты испол...

Методическое пособие по теме "Инструментальные методы исследования. Эндоскопические методы исследования" для проведения практического занятия по ПМ.04 специальность Сестринское дело

Инструментальные методы исследования – это одни из самых распространенных в настоящее время дополнительных методов обследования, применяемые при патологии практически всех систем организма. Диаг...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития

Методические рекомендации  для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса

Методические рекомендации  для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса...

Доклад - презентация «Проблемные методы обучения при проведении практических занятий по профессиональным модулям»

Выступление на заседании «Школы педагогического мастерства» 24.02.2021.Тема выступления: ««Проблемные методы обучения при проведении практических занятий по профессиональным мо...