Главные вкладки

    Презентация к уроку "Глобальные проблемы человечества"
    презентация к уроку на тему

    Мухамедьярова Наталья Алексеевна

    Презентация к уроку "Глобальные проблемы человечества"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon chelovechestvo_pered_litsom_globalnyh_problem.zip1.23 МБ

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Человечество перед лицом глобальных проблем Лекции доцента кафедры СГН БИТТУ к.п.н Мухамедьяровой Н.А.

    Слайд 2

    Происхождение и сущность глобальных проблем В философии под глобальными проблемами принято понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. О них настойчиво стали вести речь ученые и политики, писатели и общественные деятели, прежде всего в 70-е-80-е гг., когда эти проблемы обнаружили всю свою остроту и масштабность. Ныне человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин "глобальный" ведет свое происхождение от латинского слова "глобус", то есть Земля, земной шар, а термин "глобальные проблемы", впервые введенный в употребление в конце 60-х годов на Западе, получил широкое распространение в значительной мере благодаря деятельности Римского клуба. Однако многие из этих проблем были предвосхищены еще в начале XX века такими выдающимися учеными, как Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден и В. И. Вернадский. С 70-х годов разработанная ими концепция "ноосферы" (сферы разума) была непосредственно переключена в том числе и на исследования в области философии глобальных проблем.

    Слайд 3

    Глобальные проблемы представляют собой специфическое порождение именно современной эпохи, следствие крайне обострившейся неравномерности социально-экономического, политического, научно-технического, демографического, экологического и культурного развития.

    Слайд 4

    Иерархия глобальных проблем В XXI веке на нашей планете возникли такие условия, процессы, явления, которые поставили человечество перед угрозой подрыва самих основ его существования. Род человеческий впервые в своей истории столкнулся с возможностью его общей гибели. Никогда еще человечество не находилось столь близко от роковой черты и гамлетовский вопрос – быть или не быть? – никогда не звучал так буквально, так предостерегающе. Под вопросом оказалось само существование жизни на Земле, ибо уничтожение биосферы стало технически возможным.

    Слайд 5

    Глобальные проблемы обладают следующими общими чертами: Носят планетарный, общемировой характер и, в силу этого, затрагивают жизненные интересы всех народов, всех государств. Угрожают (в случае, если не будет найдено решение) или гибелью цивилизации как таковой, или серьезным регрессом в условиях жизни, в развитии общества. Требуют для своего решения коллективных усилий всех государств, всего мирового сообщества.

    Слайд 6

    Перечень глобальных проблем человечества Демографическая проблема Проблема войны и мира Продовольственная проблема Проблема здоровья людей Проблемы экологии Энергосырьевая проблема Проблемы Мирового океана Мирное освоение Космоса

    Слайд 7

    1. Демографическая проблема Демографический взрыв во всем мире уже явно пошел на убыль, хотя в Африке такое снижение еще только начинает проявляться. Если в начале 60-х гг. население мира увеличивалось в среднем на 2% в год, то в конце 80-х – на 1,7%, в конце 90-х – на 1,5%. В начале 21 в. оно будет продолжать снижаться. Тем не менее, инерция демографического взрыва, связанная в первую очередь с очень высокой долей молодых возрастов, будет сказываться еще долго. Демографы ООН регулярно публикуют свои прогнозы роста численности населения Земли. Согласно прогнозу начала 90-х гг., эта численность должна была достигнуть: в 2010 г. - 7,2, в 2025 г. – 8,5, в 2050 г. – 9,5 млрд. человек. В конце 90-х гг. он был пересмотрен в сторону некоторого уменьшения – до немногим более 8 млрд. человек в 2025 г. и 9 млрд. в 2050 г .

    Слайд 8

    Пути решения С целью решения демографической проблемы ООН приняла “Всемирный план действий в области народонаселения”, в осуществлении которого участвуют также географы и демографы. При этом прогрессивные силы исходят из того, что программы планирования семьи могут содействовать улучшению воспроизводства населения. Но одной демографической политики недостаточно. Она должна сопровождаться улучшением экономических и социальных условий жизни людей.

    Слайд 9

    2. Проблема войны и мира На протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны была важнейшей глобальной проблемой человечества. И для этого были все основания. Известно , что войны накладывали свой отпечаток на развитие общества во все предыдущие эпохи развития человеческой цивилизации. Только в XX веке в двух мировых и локальных войнах погибло более 100 млн. человек. А во второй половине этого столетия появилось ядерное оружие и возникла реальная возможность уничтожения целых стран и, даже, континентов, то есть практически всей современной цивилизации. Достаточно сказать, что в одном ядерном заряде могла быть сконцентрирована разрушительная сила, в несколько раз превышающая силу всех взрывчатых веществ, использованных во всех предшествующих войнах вместе взятых. К тому же ядерные боеприпасы в сочетании с баллистическими ракетами, в случае их применения, могли бы в считанные минуты преодолевать огромные расстояния и наносить удары практически по любой точке земного шара. В таком случае потенциальными объектами ядерного поражения неизбежно должны были стать не только, и даже не столько, противоборствующие вооруженные силы, сколько вся территория воюющих и других стран. А суммарная мощность уже накопленного в мире ядерного оружия более чем достаточно, чтобы не раз уничтожить все живое на Земле.

    Слайд 10

    Пути решения Некоторые современные представители пацифизма считают, что войны исчезнут тогда, когда население на земле станет стабильным; другие разрабатывают такие мероприятия, на которые можно было бы переключить “воинственный инстинкт” человека. Таким “моральным эквивалентом”, по их мнению, может служить развитие спорта, особенно состязаний, связанных с риском для жизни. Известный исследователь Й. Галтунга попытался выйти за узкие рамки пацифизма; его концепция выражается в “минимизации насилия и несправедливости в мире”, тогда только и смогут жить высшие человеческие ценности. Весьма интересна позиция одного из самых влиятельных теоретиков Римского клуба А. Печчеи, который утверждает, что созданный человеком научно-технический комплекс “лишил его ориентиров и равновесия, повергнув в хаос всю человеческую систему”. Основную причину, подрывающую устои мира, он видит в изъянах психологии и морали индивида - алчности, эгоизме, склонности к злу, насилию и т.д. Поэтому главную роль в осуществлении гуманистической переориентации человечества, по его мнению, играет “изменение людьми своих привычек, нравов, поведения”. “Вопрос сводится к тому, - пишет он, - как убедить людей в различных уголках мира, что именно в усовершенствовании их человеческих качеств лежит ключ к решению проблем”.

    Слайд 11

    3. Продовольственная проблема Количество пищи, необходимой человеку для нормальной жизни и деятельности, зависит от пола, возраста, веса, роста, от характера и условий труда, быта, от климатических особенностей территории. Ученые считают, что медицинская норма калорийности потребляемой пищи должна быть не меньше 2300 – 2600 ккал. И 70 – 100 г. белка в сутки. По данным ООН на декабрь 2008 года число голодающих во всем мире превысило 960 миллионов человек. Большинство голодающих (907 миллионов человек) проживает в развивающихся странах. 65 процентов из них живут в Индии, Китае, Конго, Бангладеш, Индонезии, Пакистане и Эфиопии. Вот почему продовольственную проблему следует считать глобальной.

    Слайд 12

    Пути решения Для ее решения человечество должно полнее использовать ресурсы растениеводства, животноводства и рыболовства. При этом оно может идти двумя путями. Экстенсивный путь заключается в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий . Однако , поскольку все самые плодородные и удобно расположенные земли практически уже освоены, этот путь требует очень больших затрат. Интенсивный путь заключается, прежде всего, в повышении биологической продуктивности существующих угодий. Решающее значение для него будут иметь биотехнология, использование новых, высокоурожайных сортов и новых методов обработки почвы, дальнейшее развитие механизации, химизации, а также мелиорации, история которой насчитывает уже несколько тысячелетий, начиная с Месопотамии, Древнего Египта и Индии. Ученые подсчитали, что для обеспечения населения Земли продовольствием, нужно увеличить объем сельскохозяйственного производства к середине 21 в. – в 5 раз. Расчеты показывают, что, если бы достигнутый к настоящему времени во многих развитых странах уровень сельского хозяйства был распространен на все страны мира, можно было бы полностью удовлетворить потребности в продовольствии 10 млрд. человек и даже больше. Следовательно, интенсивный путь является главным путем решения продовольственной проблемы человечества. Уже теперь он обеспечивает 9/10 всего прироста продукции земледелия.

    Слайд 13

    4. Проблема здоровья людей Во второй половине 20 в. были достигнуты большие успехи в борьбе со многими заболеваниями – чумой, холерой, оспой, желтой лихорадкой, полиомиелитом и др. Тем не менее, многие болезни еще продолжают угрожать жизни людей, зачастую приобретая поистине глобальное распространение. Среди них можно назвать сердечно-сосудистые заболевания, от которых ежегодно в мире умирает 15 млн. человек, злокачественные опухоли, венерические болезни, наркоманию, малярию, алкоголизм, диабет и т.д. Еще большую угрозу для всего человечества представляет собой СПИД. При оценке здоровья человека нельзя ограничиваться только его физиологическим здоровьем. Это понятие включает в себя также нравственное (духовное), психическое здоровье, с которым дело также обстоит неблагополучно, в том числе и в России. Вот почему здоровье человека продолжает оставаться одной из приоритетных глобальных проблем.

    Слайд 14

    5. Проблемы экологии На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них строятся города и заводы. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы - той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую ситуацию на планете. Наиболее масштабным и значительным является химическое загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них – газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно-бытового происхождения. Прогрессирует и накопление углекислого газа в атмосфере. Дальнейшее развитие этого процесса будет усиливать нежелательную тенденцию в сторону повышения среднегодовой температуры на планете. Вызывает тревогу у экологов и продолжающееся загрязнение Мирового океана нефтью и нефтепродуктами, достигшее уже 1/5 его общей поверхности. Нефтяное загрязнение таких размеров может вызвать существенные нарушения газообмена и водообмена между гидросферой и атмосферой. Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы. В целом, все рассмотренные факторы, которым можно приписать загрязняющий эффект, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

    Слайд 15

    Пути решения Какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем! Прежде всего следует перейти от потребительско-технократического подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла. Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно — энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления (конец XX в.), то запасов угля хватит еще на 430 лет, нефти — на 35 лет, природного газа — на 50 лет. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и большой. В связи с этим необходимы разумные структурные изменения в мировом энергобалансе в сторону расширения применения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии, включая космическую.

    Слайд 16

    6. Энерго-сырьевые проблемы История развития человечества теснейшим образом связана с получением и использованием энергии. Уже в древнем мире люди использовали тепловую энергию для обогрева жилища, приготовления еды, изготовления из меди, бронзы, железа и других металлов предметов быта, инструментов и т.д. С древнейших времен известны уголь и нефть - вещества, дающие при сжигании большое количество теплоты. Сейчас формулировка “топливо” включает все вещества, которые дают при сжигании большое количество теплоты, широко распространены в природе и (или) добываются промышленным способом. К топливу относятся нефть и нефтепродукты (керосин, бензин, мазут, дизельное топливо), уголь, природный горючий газ, древесина и растительные отходы (солома, лузга и т.п.), торф, горючие сланцы, а в настоящее время и вещества, используемые в ядерных реакторах на АЭС и ракетных двигателях. Таким образом, классификацию топлива можно провести, например, по его агрегатному состоянию: твердое (уголь, торф, древесина, сланцы), жидкое (нефть и нефтепродукты) и газообразное (природный газ). Также можно разделить виды топлива и по его происхождению: растительное, минеральное и продукты промышленной переработки. В настоящее время нефтяная промышленность России находится в состоянии глубокого кризиса, что обусловило резкое падение добычи нефти. Только в 1992г. она уменьшилась по сравнению с предыдущим годом более чем на 60 млн. т. и в 1993г. еще на 40-45 млн. т.

    Слайд 17

    Пути решения Выход из сложившегося кризисного положения в нефтяной промышленности Правительство Российской Федерации и Минтопэнерго связывают не с дополнительными государственными инвестициями, а с последовательным развитием рыночных отношений. Предприятия отрасли должны самостоятельно зарабатывать необходимые для их отрасли средства, а Правительство - создавать им для этого необходимые экономические условия.

    Слайд 18

    7. Проблемы Мирового океана Нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане. К началу 80-ых годов в океан ежегодно поступало около 16 млн. т. нефти, что составляло 0, 23% мировой добычи. Наибольшие потери нефти связаны с ее транспортировкой из районов добычи. Аварийные ситуации, слив за борт танкерами промывочных и балластных вод, - все это обуславливает присутствие постоянных полей загрязнения на трассах морских путей. В период за 1962-79 годы в результате аварий в морскую среду поступило около 2 млн. т. нефти. За последние 30 лет, начиная с 1964 года, пробурено около 2000 скважин в Мировом океане, из них только в Северном море 1000 и 350 промышленных скважин оборудовано. Из-за незначительных утечек ежегодно теряется 0,1 млн. т. нефти. Большие массы нефти поступают в моря по рекам, с бытовыми и ливневыми стоками. Объем загрязнений из этого источника составляет 2,0 млн. т. /год . Со стоками промышленности ежегодно попадает 0, 5 млн. т. нефти. Попадая в морскую среду, нефть сначала растекается в виде пленки, образуя слои различной мощности. Пестициды составляют группу искусственно созданных веществ, используемых для борьбы с вредителями и болезнями растений. Установлено, что пестициды уничтожая вредителей, наносят вред многим полезным организмам и подрывают здоровье биоценозов. В сельском хозяйстве давно уже стоит проблема перехода от химических (загрязняющих среду) к биологическим (экологически чистым) методам борьбы с вредителями. В настоящее время более 5 млн. т. пестицидов поступает на мировой рынок. Около 1, 5 млн. т. этих веществ уже вошло в состав наземных и морских экосистем золовым и водным путем. Промышленное производство пестицидов сопровождается появлением большого количества побочных продуктов, загрязняющих сточные воды.

    Слайд 19

    Синтетические поверхностно-активные вещества. Детергенты (СПАВ) относятся к обширной группе веществ, понижающих поверхностное натяжение воды. Они входят в состав синтетических моющих средств (СМС), широко применяемых в быту и промышленности. Вместе со сточными водами СПАВ, попадают в материковые воды и морскую среду. Соединения с канцерогенными свойствами. Канцерогенные вещества - это химически однородные соединения, проявляющие трансформирующую активность и способность вызывать канцерогенные, тератогенные (нарушение процессов эмбрионального развития) или мутагенные изменения в организмах. В зависимости от условий воздействия они могут приводить к ингибированию роста, ускорению старения, нарушению индивидуального развития и изменению генофонда организмов. Тяжелые металлы. Тяжелые металлы (ртуть, свинец, кадмий, цинк, медь, мышьяк, ) относятся к числу распространенных и весьма токсичных загрязняющих веществ. Они широко применяются в различных промышленных производствах, поэтому, несмотря на очистные мероприятия, содержание соединения тяжелых металлов в промышленных сточных водах довольно высокое. Большие массы этих соединений поступают в океан через атмосферу. Для морских биоценозов наиболее опасны ртуть, свинец и кадмий. Ртуть переносится в океан с материковым стоком и через атмосферу. При выветривании осадочных и изверженных пород ежегодно выделяется 3, 5 тыс. т. ртути. В составе атмосферной пыли содержится около 121тыс. т. ртути, причем значительная часть - антропогенного происхождения. Около половины годового промышленного производства этого металла ( 910 тыс. т. /год) различными путями попадает в океан. Сброс отходов в море с целью захоронения. И т.д.

    Слайд 20

    8. Мирное освоение Космоса Космос является глобальной средой, общим достоянием человечества. Теперь, когда космические программы существенно усложнились, их выполнение требует концентрации технических, экономических, интеллектуальных усилий многих стран и народов. Поэтому освоение космоса стало одной из важнейших международных, глобальных проблем. Мирное освоение Космоса, предусматривающее отказ от военных программ, базируется на использовании новейших достижений науки и техники, производства и управления. Оно уже обеспечивает огромную космическую информацию о Земле и ее ресурсах. Все отчетливее проступают черты будущей космической индустрии, космической технологии, применения космических энергоресурсов.

    Слайд 21

    Заключение Глобальные проблемы связаны с решением ряда научных, технических, экономических и других вопросов, но, прежде всего это проблемы социальные. В условиях мира и научно-технической революции, осуществления стратегии устойчивого развития человеческой цивилизации не грозит гибель из-за перенаселения, недостатка ресурсов и загрязнения окружающей среды. Тысячелетиями человек жил, работал, развивался, но он и не подозревал, что, возможно, настанет день, когда станет трудно, а может и невозможно, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, выращивать что-либо на земле, так как воздух  загрязнен, вода  отравлена, почва  заражена радиацией или др. химическими веществами. Но многое изменилось с тех пор. И в нашем веке это вполне реальная угроза, и не многие люди осознают это. Такие люди  владельцы крупных заводов, нефтегазодобывающей промышленности, думают только о себе, о своем кошельке. Они пренебрегают правилами безопасности, игнорируют требования экологической полиции, гринписа, порой им бывает неохота или лень купить новые фильтры для промышленных стоков, газов, загрязняющих атмосферу. А какой может быть вывод?  Еще один Чернобыль, если не хуже. Так что, может, нам следует задуматься над этим? Каждый человек должен осознавать, что Человечество на грани гибели, и выживем мы или нет  заслуга каждого из нас.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему «Проблема производственных возможностей и эффективности экономики»

    Эта презентация предназначена для использования на уроке на тему: «Проблема производственных возможностей и эффективности экономики». Представленная в презентации информация в наглядной форме способст...

    Среднесрочное планирование по географии по теме "Глобальные проблемы человечества"

    Среднесрочное планирование уроков по теме "Глобальные проблемы человечества" по курсу "Экономическая и социальная география мира" составлено в помощь учителям...

    ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ « СПИД – глобальная проблема человечества 21 века»

    Тема: « СПИД – глобальная проблема человечества 21 века» Цели:- пропаганда безопасного поведения и профилактики ВИЧ/СПИДа среди студенческой молодежи;-сформировать у студе...

    Презентация"Глобальные проблемы человечества.Озоновые дыры"

     14.01.19 год.   Презентация"Глобальные проблемы человечества.Озоновые дыры".  Глобальные проблемы человечества-это проблемы, которые требуют для своего решения со...

    тест Глобальные проблемы человечества

    Контрольно-измерительный материал для промежуточной аттестации по учебной дисциплине «География». Тема «Глобальные проблемы человечества»...

    План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»

    План - конспект учебного занятия по теме «Глобальные проблемы человечества, пути их решения. Проблема отсталости развивающихся стран.»...

    "Глобальные проблемы человечества". Темы для презентаций по географии. СПО.

    Темы презентаций по географии для студентов СПО могут быть использованы в режиме дистанционного обучения....