Финансовая грамотность
план-конспект занятия на тему

Мусина Светлана Алексеевна

Финансовая грамотность воспитанников детского дома

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dengi.doc56.5 КБ
Файл klassnyy_chas_finansovaya_gramotnost_.docx404.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Деньги».

Цель: формирование        экономического мышления воспитанников и культуры обращения с деньгами, как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни.

Задачи:   1. Обобщить знания о деньгах

  1. Дать понятие: монеты, купюры, банкноты, валюты.
  2. Развивать умение правильно общаться с деньгами
  3. Воспитывать бережливость.

Материал:     монеты, купюры, карточки, карандаши.

Ход работы.

  1. Вводная беседа:

     - Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки:

           а) Маленькая, кругленькая

               Из кармана в карман скачет

                                                      (Монета)

           б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет.

                У одних нас много, а у других нас нет.

                                                       (Деньги)

          - Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.

        - Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги - это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.

        - А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?

        - Что за таинственная сила скрыта в них?

        - Как к ним относиться?

        - Чего больше - добра, или зла приносят они людям.

  • Зачем нужны деньги?

Обобщение: Деньги выражают стоимость товара, услуги, труда. По их числу можно сказать: богат человек или беден. Из-за денег люди могут потерять честь, совесть, разум, и даже жизнь. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства.

2.  - Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?

- Какие из этих современные, а какие устарели? (показываю)

- Как называют эти деньги? (показываю).

- Из чего они сделаны?

- Как называют бумажные деньги?

  - Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?

- Как называют иностранные деньги?

- Как называют международную валюту?

- Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами?

- Что заменяло деньги в старые времена?

        - И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? ( Не путайте с фальшивыми).

          - Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями - бумажными купюрами и металлическими монетами.

З. Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.

Практическое задание (работа с карточками)

Попробуем проверить, как вы ориентируетесь в ценах на самые необходимые продукты питания. В карточках расставьте номера по порядку от самого дорогого товара, до самого дешевого товара.

     - Кто может поставить рядом цену?

( Вслух 1-2 человека зачитывают.  Совместно делаем исправления.)

     4.  - Мы с вами разобрались с ценами, А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша стипендия составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?

          - Какие расходы у человека каждый день?

          - Какие расходы реже?

Практическое задание

Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что истратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта. Можно помогать друг другу или спросить у меня помощи.

         - Кто хочет поделиться своими расчетами?

5.      - Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить?

         Практическое задание

Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:

  1. Положишь в банк.                     А. Можешь забыть, где ты их спрятал.
  2. Будешь носить в кармане.        В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.
  3. Спрячешь в копилку.                С. Можешь потерять их или растратить.
  4. Зароешь в землю.                      Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.

 Итоговая часть:

     - Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например - здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

   1 кг. лука –

   1 кг. соли –

   1 кг. сахарного песку –

   1 кг. мяса –

   1 десяток яиц –

   1 кг. макарон –

   1 кг. капусты –

   1 литр подсолнечного масла –

   1 литр молока –

   1 буханка черного хлеба –

   1 кг. картофеля –

    1 кг. лука –

   1 кг. соли –

   1 кг. сахарного песку –

   1 кг. мяса –

   1 десяток яиц –

   1 кг. макарон –

   1 кг. капусты –

   1 литр подсолнечного масла –

   1 литр молока –

   1 буханка черного хлеба –

   1 кг. картофеля -

    1 кг. лука –

   1 кг. соли –

   1 кг. сахарного песку –

   1 кг. мяса –

   1 десяток яиц –

   1 кг. макарон –

   1 кг. капусты –

   1 литр подсолнечного масла –

   1 литр молока –

   1 буханка черного хлеба –

   1 кг. картофеля -

   1 кг. лука –

   1 кг. соли –

   1 кг. сахарного песку –

   1 кг. мяса –

   1 десяток яиц –

   1 кг. макарон –

   1 кг. капусты –

   1 литр подсолнечного масла –

   1 литр молока –

   1 буханка черного хлеба –

   1 кг. картофеля -

   1 кг. лука –

   1 кг. соли –

   1 кг. сахарного песку –

   1 кг. мяса –

   1 десяток яиц –

   1 кг. макарон –

   1 кг. капусты –

   1 литр подсолнечного масла –

   1 литр молока –

   1 буханка черного хлеба –

   1 кг. картофеля -

   1 кг. лука –

   1 кг. соли –

   1 кг. сахарного песку –

   1 кг. мяса –

   1 десяток яиц –

   1 кг. макарон –

   1 кг. капусты –

   1 литр подсолнечного масла –

   1 литр молока –

   1 буханка черного хлеба –

   1 кг. картофеля -

 

Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:

1.Положишь в банк.                       А. Можешь забыть, где ты их спрятал.

  1. Будешь носить в кармане.        В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.
  2. Спрячешь в копилку.                С. Можешь потерять их или растратить.
  3.   Зароешь в землю.                      Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.

Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:

1.Положишь в банк.                      А. Можешь забыть, где ты их спрятал.

  1. Будешь носить в кармане.       В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.
  2. Спрячешь в копилку.               С. Можешь потерять их или растратить.
  3.    Зароешь в землю.                    Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.

Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:

1.Положишь в банк.                     А. Можешь забыть, где ты их спрятал.

  1. Будешь носить в кармане.       В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.
  2. Спрячешь в копилку.               С. Можешь потерять их или растратить.
  3.    Зароешь в землю.                    Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.

Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:

  1. Положишь в банк.                     А. Можешь забыть, где ты их спрятал.

2.  Будешь носить в кармане.        В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.

3.  Спрячешь в копилку.                С. Можешь потерять их или растратить.

4.  Зароешь в землю.                      Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.

Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:

1. Положишь в банк.                     А. Можешь забыть, где ты их спрятал.

2. Будешь носить в кармане.        В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.

3. Спрячешь в копилку.                С. Можешь потерять их или растратить.

4. Зароешь в землю.                      Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.

Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:

1. Положишь в банк.                     А. Можешь забыть, где ты их спрятал.

2. Будешь носить в кармане.        В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.

3. Спрячешь в копилку.                С. Можешь потерять их или растратить.

4. Зароешь в землю.                      Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.



Предварительный просмотр:

ГКОУ «Павловский санаторный детский дом»

                                               КЛАССНЫЙ  ЧАС

                                        на тему  

          «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

                   http://img.moytop.ru/8760/8760081.JPG

                                                                                            Подготовила                                    

                                                                                      Социальный педагог

                                                                                                 Мусина С.А.

                                                г. Павлово, 2017

Тема: «Финансовая грамотность»

Цель:

           1. Формирование  представления о деньгах, как неотъемлемой части жизни.
          2. Понимание основных принципов обращения с деньгами.
          3. Формирование представлений о семейном бюджете, принципах его ведения, доходах

                и  расходах.
          4. Формирование понимания разницы между необходимыми тратами, и теми, от которых

               можно отказаться.

           5. Воспитание уважительного отношения к деньгам, труду.

           
       

                                             Ход классного часа:

1.Орг.момент. Сообщение темы и цели классного часа

2.Актуализация опорных знаний.

     1)Что мы знаем про деньги.

       Сообщения детей о значении изображений на купюрах.

10 рублей. На купюре этого номинала изображен город Красноярск. Лицевая часть - часовня Параскевы Пятницы - это святая, которая является покровительницей семьи и домашних животных. Оборотная часть - Красноярская ГЭС с мостом через реку Енисей, который входит в книгу ЮНЕСКО "Лучшие мосты мира".

http://www.ikirov.ru/files/1210/100527%20%D0%98%D0%B7%D1%8A%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%2010%20%D1%80%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9.jpg

50 рублей. Изображен город Санкт-Петербург. Лицевая сторона - основание Ростральной колонны с женской фигруой, которяа восседает на троне - это символ Невы. За Ростральной колонной видно Петропавловскую крепость. Оборотная сторона - здание бывшей биржи, которая находится на набережной. 

http://www.ikirov.ru/files/1210/50_rublej.jpg

100 рублей. Москва. Лицевая часть - скульпутра с фронтона Большого Театра - Аполлон с колесницей. Оборотная часть - площадь перед Большим Театром и само здание театра.

http://www.ikirov.ru/files/1210/100_rublej.jpg

500 рублей. Представлен город Архангельск. Лицевая часть - на фоне морского вокзала и парусника расположен памятник Петру I. Оборотная часть - Соловецкий монастырь, который является одной из великих святынь. Это очень известный и многими любимый памятник архитектуры, поэтому неудивительно, что именно он расположился на купюре. 

http://www.ikirov.ru/files/1210/500rublej.jpg

1000 рублей. На этой денежной купюре изображен город Ярославль. Лицевая сторона - памятник Ярославу Мудрому, который держит храм в руках. Это символизирует, что наша вера в наших же руках. Оборотная сторона - храм Иоанна Предтечи (Крестителя).

http://www.ikirov.ru/files/1210/1000.jpg

5000 рублей. Здесь мы можем увидеть город Хабаровск. Лицевая сторона - памятник, посвященный генерал-губернатору восточной Сибири, графу Николаю Николаевичу Муравьев-Амурскому. Именно он дал начало возвращению Амура, который был отдан Китаю в 1689 году. Оборотная сторона изображает Царский амурский мост длиной 2700 метров.

http://www.ikirov.ru/files/1210/5000.jpg

 3. Работа по теме .

  1)Лекция с элементами беседы.

 Классный руководитель: Сегодня мы поговорим о финансовой грамотности. Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию.

     В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др.

   Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей.

 К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?

    * Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег:

«Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами» (В. Брынцалов), «Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П. Капица). «Деньгами надо управлять, а не служить им»

Сенека Луций Анней Младший. «Время и деньги большей частью взаимозаменяемы» Уинстон Черчилль

Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги должны работать».

И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и минусы.

2.)Вопросы для размышления: Умеем ли мы пользоваться деньгами.

 Материал для обсуждения:

- Что дает накопление

- накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации.

Например, в случае автомобильной аварии, поломки телевизора или иных неожиданных расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении нужную сумму денег;

- накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи займов и кредитов, — а значит, позволяет экономить значительную сумму денег, которая идет на выплату процентов по кредиту;

- накопление дает возможность делать значительные приобретения.

Если вы не в состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность;

- помимо финансовой накопление обеспечивает психологическую защищенность, создает своеобразную «подушку безопасности».

Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других непредвидимых ситуациях

(во время беседы учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят примеры).

 - Что дает свободное распоряжение деньгами?

- подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и вынужденным откладывать;

- свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».

Человек, который излучает позитивный настрой, получает в ответ позитив. В то же время откладывание денег «на черный день» зачастую чревато тем, что «черный день» действительно наступает;

- свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег.

Что же подходит именно вам?

Способ, который определяет вашу зону роста — тот, который вами наименее освоен.

- Если вам регулярно не хватает денег, и вы не в состоянии отложить даже 100 рублей, осваивайте накопление.

Считается, что откладывать нужно не менее 10% месячного дохода. Если вам трудно, начинайте откладывать хотя бы по 500 рублей в месяц.

- Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте себе тратить.

Вероятно, вы не только не разрешаете себе «отпускать» деньги, но и не позволяете себе жить, откладывая эту возможность на более долгий срок. «Вот мы откладываем, откладываем деньги, а жизнь вдруг — бац, и кончилась». Но не стоит бросаться из крайности в крайность и начинать тратить напропалую.

Тратьте на то, что вам действительно нужно. Замечайте свои потребности и позволяйте себе их реализовывать. Ведь жизнь происходит именно сейчас. Важно не просто осваивать тот или иной способ, но и понимать, зачем вы его выбираете. Что он может вам дать? Чего сейчас вам не хватает, чтобы распоряжаться деньгами наиболее эффективно?

 

 3.)  Закрепление .Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги дарят на день рождения, я предлагаю вам прочитать советы и прокомментировать их.

                              13 советов управления деньгами для детей:

1.Старайтпесь планировать бюджет и следовать ему.

2. Будьте аккуратными в трате денег , старайтесь не растратиться.

3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.

4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него деньги вместо копилки.

6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги.

7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. так вы сможете накопить сбережения.

8.Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

10. Старайтесь не «брать взаймы». нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.

11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.

13. Что такое регулярные платежи? (комуслуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте, какое количество денег расходуется ежемесячно.

4.Подведение итогов. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"

Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"...

Презентация по финансовой грамотности "Личная финансовая безопасность. Защита от финансового мошенничества"

Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.Презентация р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»

Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...

«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА БАЗЕ ОГАПОУ «АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»»

Развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным, поскольку достаточный уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни, финансовой безопасности гр...

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...

ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Финансовая грамотность»

ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Фин...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ТЕМА: «ЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН»

Методическая разработка открытого урока является приложением к проведению урока по дисциплине «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 2 курса среднего профессионального образования...