«Исследование влияния на социализацию конкретного средства массовой коммуникации»
материал

Полуектова Ульяна Александровна

Реферат на тему: «Исследование влияния на социализацию конкретного средства массовой коммуникации»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poluektova_u.a._referat_sotsialogiya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Реферат по дисциплине:

социальная педагогика

ТЕМА:  «Исследование влияния на социализацию конкретного средства массовой коммуникации»

Выполнила: Полуектова Ульяна Александровна, 5 курс.

                           

Челябинск, 2019

Содержание:

1.

Введение …………………………………………………………

с. 3

2.

Понятие о средствах массовой коммуникации ……………….

с. 4-6

3.

Средства массовой коммуникации как фактор социализации ..

с. 7- 9

4.

Заключение  …………….…………………………………………

с. 9-10

5.

Список литературы ……………………….………………………

с. 11

Введение

Процесс социализации – важнейшее, многоаспектное явление в жизни человечества, в ходе которого происходит формирование поколения будущего. Современное общество можно охарактеризовать как информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщении; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Этот процесс может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять. Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств массовой информации (в дальнейшем СМИ) на молодое поколение. То, что оно, это воздействие, сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующими исследованиями и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности - все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации (в дальнейшем СМК). Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации подросткам, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.


Понятие о средствах массовой коммуникации

Стремительное развитие науки и техники за последние два десятилетия привело к появлению новых цифровых и информационно-компьютерных технологий, которые активно и успешно внедряются по многим направлениям общественной жизни, в том числе и в сфере коммуникации. Их использование привело к изменению традиционных средств массовой коммуникации (СМК) и способствовало появлению новых, ранее не существовавших каналов распространения информации. Под средствами массовой коммуникации принято понимать каналы, способы, материальные носители, «приспособления» для фиксирования, хранения и распространения информации для, через или от массовой аудитории1. СМК связаны не только с техническим процессом получения, хранения и передачи информации, но и с технологиями представления и распространения информации. Основными СМК в современном обществе, являются СМИ – это газеты, радио, телевидение. Информационная революция изменила их, а также формы и содержание медиапродукции и медиасреды, способствовала появлению принципиально нового канала коммуникации – Интернета [9].

Средства массовой информации (СМИ) представляют собой специальные учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального инструментария сведений любым лицам. СМИ - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формой, методами и определенным уровнем организации. Отличительные черты СМИ - это публичность, наличие специальных технических средств, непостоянный объем аудитории, меняющийся в зависимости от интереса к той или иной передачи, сообщения, статье [6].

Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории [2].

Средства массовой коммуникации – это процесс производства и воспроизводства сообщений, рассчитанных на массовое сознание средствами массовой коммуникации и их передачу соответствующими техническими средствами — периодической печатью, радио, телевидением и другими средствами электронной коммуникации [7].

Тысячу лет назад человек владел четырьмя средствами коммуникации - устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации. В XV в. появляется печатная книга, в XVII в. - газеты и журналы. В XIX в. начинается новый революционный этап - изобретены радио, телефон, кино, грамзапись.В XX в. темпы «размножения» нарастают лавинообразно - широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс и т.д.), космическая связь. Причем к концу XX в. на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные.

Исторически первым средством массовой коммуникации была печатная пресса, которая долгое время являлась лидером по популярности и масштабам распространения из всех масс-медиа. Даже изобретение радио не изменило статус прессы в этой сфере. Ситуация стала стремительно меняться с появлением телевидения. Инновационность современного телевидения проявляется в возникновении не свойственных ему ранее функции [3].

Понятие средств массовой информации не следует отождествлять с понятием средств массовой коммуникации. Это не совсем верно, поскольку СМК характеризует более широкий спектр массовых средств. К ним можно отнести кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные представления, которые отличают регулярностью обращения к массовой аудитории, а также и технические средства, такие как телефон, телеграф, телетайп и др.

Понятие «массовая коммуникация» появилось в 1920-х годах в США как отражение деятельности, в основном, опыта работы прессы, прежде всего газет и журналов, действующих в условиях рыночной конкуренции в соответствии с принципом «Клиент всегда прав», которое было переформулировано в правило «Давать то, что хочет публика».

В этих условиях издателям газет и журналов необходимо было достаточно оперативно и точно знать предпочтения своей аудитории. Это и заставляло их понимать свои издания как средство массовой коммуникации, то есть как средство воздействия на массу как конкретное множество людей, которые были, как правило, непосредственно не связаны друг с другом, но при этом имели общие интересы, побуждающие их прибегать к помощи периодической печати. Как средство массовой коммуникации стали пониматься также кино и радио, а впоследствии телевидение и другие электронные средства коммуникации [4].

Средства массовой коммуникации как фактор социализации

Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации - читателей одной газеты, слушателей определенной радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК, не имеет однозначного ответа.

Такие телекомпании, как CNN, передающие свои программы на весь мир, можно рассматривать как почти мегафактор. «Останкино», радио «Россия», некоторые центральные газеты, чьей аудиторией в той или иной мере является вся страна, можно отнести к макрофакторам. Стремительное «размножение» местных студий кабельного телевидения, многочисленных сельских и районных радиостудий и газет, «приход» видео и компьютеров в семью и т.п. - все это позволяет рассматривать СМК как микрофактор социализации.

Факторы социализации — это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Их всего три:

  • макрофакторы - влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, страна, общество, государство);
  • мезофакторы - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку, по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (этнос, тип поселения, СМИ);
  • микрофакторы - социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, группы сверстников, организации).

Говоря о влиянии на человека средств массовой коммуникации, надо в первую очередь отметить их информационную и просветительскую роли, благодаря которым не только «раздвигаются стены квартир до границ планеты», но приобретаются весьма разно образные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах [8].

СМК выполняют в первую очередь рекреативную роль (занимательную), поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.

С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о подростках и юношах. Этим способом ребенок, находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества[5]. 

СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентации личности. Это любопытным образом проявляется, например, в формировании материальных и социальных потребностей у больших групп людей и конкретных индивидов. Раньше этот процесс определялся, как правило, условиями жизни, и обычно потребности либо соответствовали имеющимся у людей возможностям для их реализации или ненамного их превышали. Теперь кино, видео, телевидение показывают самые различные нормы и стандарты жизни. Это ведет как к позитивным последствиям (росту жизненной активности), так и к негативным (активность может, приобретать антисоциальный, безнравственный характер). 

СМК, будучи одним из социальных институтов, в той или иной мере выполняют заказ общества и отдельных социальных групп на определенное влияние на население в целом, а также на отдельные возрастные и социальные слои. Это и позволяет считать, что СМК в той или иной мере оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния.

Во-первых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентации в сфере политики, экономики, идеологии, права.

Во-вторых, средства массовой коммуникации фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоев населения. Но все пользователи СМК приобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения по самым разнообразным вопросам общественной и политической жизни.

Большую роль играют СМК в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, еще в древности Платон связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут «казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами» и «станут мнимомудрыми, вместо мудрых» [1].

Заключение

Через средства массовой коммуникации возможны разного рода манипуляции с человеком, массовым сознанием людей, которые сказываются на результатах их социализации. В условиях перехода от одного уклада жизни к другому, неопределенности ценностных ориентиров общества такая деятельность СМИ может приводить к напряженности, росту конфликтов, увеличению девиантных форм поведения.

Влияние средств массовой коммуникации на стихийную социализацию человека, по мнению Анатолий Викторович Мудрика (2002), определяется несколькими обстоятельствами:

- во-первых, тем, что они выполняют рекреативную роль, заполняя свободное время людей;

- во-вторых, играют релаксационную роль, становятся своеобразной компенсацией дефицитов межличностных контактов, отвлечением, при возникновении осложнений с окружающими;

- в – третьих, тем, что они представляют собой систему неформального образования;

- в – четвёртых, СМИ влияют на социальные нормы, формируют ценностные ориентации людей;

- в - пятых, становятся ареной для самореализации человека, создают условия для развития, расширения кругозора.

Список литературы:

  1. Войскунский А.Е. Информатика и развитие человеческого общения // Социальные проблемы информатизации общества. М.: 1988. С.29–38.
  2. Интернет ресурс: https://studopedia.ru/6_95222_sredstva-massovoy-kommunikatsii.html
  3. Интернет ресурс: https://zdamsam.ru/a15907.html
  4. Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. М.: «Трейн», 2007
  5. Носов Н.А. Психологические виртуальные реальности. М.: 1994.
  6. Пугачев В.П. Политология. Справочник студента. М: ACT, 2001 - 574 c.
  7. А. В. Константинов. Массовая коммуникация // Большая российская энциклопедия.
  8. Федотова Л. Социология массовой коммуникации: теория и практика. М.: МГУ, 1993. 381 с.
  9. Фомичева И.Д. Социология СМИ. М., 2007. С. 22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства массовой информации о Тюменском колледже водного транспорта

https://vk.com/video?z=video104834098_456239023%2F30d8e783f944a17235%2Fpl_updateshttps://vk.com/video?z=video104834098_456239024%2F26dc73f1afe0cdf45c%2Fpl_updateshttps://vk.com/video?z=video1048...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.10 Массовые коммуникации и медиапланирование

Рабочая программа учебной дисциплины разработана из часов вариативной части и является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 42.02.01 Рекла...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОП.10 Массовые коммуникации и медиапланирование 42.02.01 Реклама

Данный материал включает в себя следующие компоненты: Паспорт  фонда оценочных  средств, состав КОС для текущего контроля знаний, умений, обучающихся, состав  КОС для промежуточной атте...