Методическая разработка к олимпиаде по дисциплине 40.02.01
методическая разработка

Олимпиада по правовой дисциплине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrab_olimpiady_40.02.01.docx135.44 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Котельники»

государственного бюджетного образовательного учреждения  

высшего образования Московской области

«Университет «Дубна»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ

ЦИКЛА ПРАВОВЫХ ОЛИМПИАД

Олимпиада по дисциплине «Теория государства и права»

ПЦК «Правовых и экономических дисциплин»

для специальности

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Котельники 2019

ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК «Правовых и экономических дисциплин»

Протокол № ___  

от «___»___________ 2019г.

____________ Председатель ПЦК  

О.Н. Бачкала

Авторы:

Гулина И.А. преподаватель  правовых дисциплин, высшая квалификационная категория

Петренко И.Л. преподаватель  правовых дисциплин, высшая квалификационная категория

Аннотация

Цикл олимпиад по праву призваны закрепить знания студентов полученные на занятиях по дисциплине «Теория государства и права». Олимпиады проводятся, как подготовка к рубежному контролю, состоят из этапов: написание теста, ответы на вопросы  викторины по темам, пройденным в семестре и дополнительных этапов: решение кроссворда и ситуационных задач при одинаковых результатах участников. Олимпиада по дисциплине «Теория государства и права» проводится на втором курсе специальности 40.02.01и является подготовкой студентов к экзамену по дисциплине.

Пояснительная записка

В методической разработке открытого мероприятия, которое соответствует ФГОС и учебной программе, курс теории государства и права представлен в виде Олимпиады, состоящей из этапов: решения тестов, кроссвордов и викторины, а также есть материал для дополнительных конкурсов -  ситуационные задачи.

В открытом мероприятии принимают участие все студенты, обучающиеся по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения, второго и третьего курса (группа 22).  

Предлагаемая форма выбрана для удобства и лучшего усвоения весьма абстрактного теоретического материала непростой учебной дисциплины.

Дисциплина «Теория государства и права» весьма сложный для усвоения студентами «неконкретный» предмет. Предлагаемая методическая разработка призвана содействовать «включению» зрительной памяти, «наращиванию» ассоциаций. Учитывая, что теория государства и права – абстрактная наука и, соответственно, учебная дисциплина, игровая форма будет способствовать усвоению материала.

Несмотря на то, что открытое мероприятие составлено на основе современных научных разработок, оно в доступной форме излагает методику проведения Олимпиады.

Первый этап состоит из решения тестов, разного уровня сложности (технология личностно-ориентированного обучения), проверка теста осуществляется самими же студентами, они меняются работами и проверяют работы под диктовку ведущего (студент 3 курса).

Второй этап Олимпиады – Викторина (игровые технологии и ИКТ). Здесь на усмотрение преподавателя, учебная группа может разбиться на небольшие команды или проводить викторину в «индивидуальном зачете».

Ведут и оценивают Олимпиаду по ТГП – студенты 3 курса.    

Дисциплина: «Теория государства и права»

Время 2 часа

Место проведения: аудитория техникума

Дата   декабрь 2019г

Темы Олимпиады по дисциплине «Теория государства и права»:

Раздел 1. Предмет и метод теории государства и права

Раздел 2. Общество. Государство. Право.

Раздел 3. Теория государства

Раздел 4. Теория права.

Раздел 5. Основные задачи Российского государства и права на современном этапе.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 9 Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

обладать профессиональными компетенциями:

ПК 1.1 Осуществлять профессиональное толкование  нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

Тип занятия: урок-игра (обобщающий урок)

Технологии, применяемые на мероприятии:

- игровые технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- ИКТ.

Цель:

Контроль усвоения знаний студентов

Задачи для преподавателя:

Учебная: Систематизация и закрепление знаний по темам дисциплины

Развивающая: развить у студента внимание, память, логическое мышление

Воспитательная:

  • формировать качество личности юриста;
  • воспитать умение работать сообща;
  • воспитывать умение слушать мнение других людей;
  • формировать навыки ведения беседы.

Деятельность:

-  опережающее задание;

-  выполнение задания малыми группами;

- выполнение индивидуальных заданий, разного уровня сложности.

Самостоятельная работа студентов:

  • подготовиться к Олимпиаде по ТГП

Хронокарта занятия

№п/п

Содержание занятия

Время

1

Организационный момент:

  • приветствие
  • проверка присутствующих и внешнего вида
  • объявление хода занятия
  • мотивация

5 минут

2

Первый этап Олимпиады

  • решение тестов (кроссворды)

15

3

Самопроверка тестов (студенты меняются работами)

15

4

Второй этап Олимпиады – Викторина

по вопросам

(возможен дополнительный этап для выявления победителя   при наборе равных баллов студентами)

50

5

Итог

  • подведение итогов Олимпиады
  • домашнее задание

5

90

Оснащение занятия

Раздаточный материал

  • тесты (кроссворды) разных уровней сложности Олимпиады
  • кроссворды и ситуационные задачи для дополнительного этапа

  • ТСО - Мультимедийный проектор, компьютер, презентация преподавателя (Викторина, кроссворд)

Виды деятельности, рекомендуемые для достижения целей занятия.

  • решить тесты (кроссворды или ситуационные задачи)
  • ответить на вопросы

Приложение 6

Кроссворд по дисциплине «Теория государства и права»

Вариант №1

По горизонтали

4. Какой признак государства является способностью решать любые вопросы?

8. Особая политико-публичная организация общества, обладающая своей территорией, суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая обще-обязательные правила поведения?

По вертикали

1. Нормативно-правовой акт подразделяется на подзаконодательный и .....?

2. Суверенитет делится на внутренний и .....?

3. Советы, пожелания юридического характера, как наилучшим образом поступить в условиях, предусмотренных правовой нормой.

5. Совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.

6. ..... теория - божественное происхождение государство?

7. Что является НПА, обладающим высшей юридической силой, принятым высшим органом законодательной власти, парламентом или народом?

8. Что является указанием на условия, при которых возникает права и обязанности?

9. Одна из структур норм права?

Эталон ответа кроссворда №1

 Приложение 7

Кроссворд по дисциплине «Теория государства и права»

Вариант №2

По горизонтали

3. Временное межгосударственное образование, которое распадается после достижения тех целей, ради которых оно было учреждено

4. Особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа)

5. Функция содержанием которой охватывается деятельность государства по налогообложению

6. Органы образуемые непосредственно народом представительные органы, которые осуществляют государственную власть в форме издания законов

По вертикали

1. ……..государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество

2. Какая функция формирование экономической политики (разработка стратегических направлений экономического развития страны)

Эталон ответа кроссворда №2

Приложение 8

Кроссворд по дисциплине «Теория государства и права»

Вариант №3

По горизонтали

2. Группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений

7. Независимость государства на международной арене

12. Государство как историческое явление имеет ... природу

14. Наука, которая изучает совокупность расходов, доходов, обмена, производства и прочее.

16. Совокупность общеобязательных правил (норм), охраняемых силой государства;

17. Обязательный платеж государству

18. Функции государства делятся на  внутренние и …

20. Установленные конституцией или специальным законом отличительные знаки конкретного государства

По вертикали

1. Формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

3. Земельное пространство, ограниченное каким-нибудь пределами, границами

4. Верховная власть на определенной территории

5. Второй составляющий элемент государства, подчиняется власти, находится на территории

6. Личная правовая связь лица с государством, характеризующаяся наличием взаимных прав и обязанностей

8. Власть в государстве, являющаяся источником полномочий всех его органов

9. Политико-территориальная организация общества, выступающая в интересах всех членов общества на равноправной основе

10. Население государства может состоять из одного народа или быть …

11. Главное, основное в понятии или явлении

13. Пространственный предел действия государственного суверенитета

15. Общепринятая норма нравственного поведения, которая обязательна для исполнения

19. Платежи, уплачиваемые в обязательном порядке в доход государства юридические и физические лица — предприятия, организации, граждане

21. Способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общегосударственных задач

Эталон ответа кроссворда №3

Приложение 9

Кроссворд по дисциплине «Теория государства и права»

Вариант №4

По горизонтали

2. Какая функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков

5. Обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на

6. Норма права, диспозиция которой выражена в определённой, категоричной форме. Эта норма обладает особой юридической силой, то есть недопустимостью отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путём их соглашения

7. Система специальных органов и учреждений — конкретных  и абстрактных субъектов и объектов, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов

9. Нормы, которые указывают определенный вариант поведения, но при этом предусматривают самостоятельность адресатов этих норм, позволяя им урегулировать отношения по собственному усмотрению

11. Это такое государство, которое своей основной целью ставит правовую защищенность прав и свобод личности и общества

12. Это приемы, способы, подходы которые используются государственной властью для подчинения своей властной воле

13. Это совокупность способов, приемов и средств, с помощью которых реализуется власть

14. Это важная отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства

15. Совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей

16. Это часть норм правовой системы, регулирующая отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских и арбитражных дел

17. Отрасль права, объединяющая правовые ресурсы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые обоснованы на независимости оценки, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений

18. Исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура национального права, определяемая характером регулируемых общественных отношений

По вертикали

1. Как называется функция, которая выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях

3. Это основная юридическая учебная дисциплина способствующая формированию исходных представлений о государственно-правовых явлениях

4. Это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества

7. Отрасль права, которую образуют совокупность государственно-правовых норм, закрепляющих основы общественного строя и политики, правового положения граждан, их права, свободы и обязанности, устройство и систему государственных органов власти

8. Устойчивая и объективно обособленная группа юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения, входящие в соответствующую отрасль права

10. Совокупность

Эталон ответа кроссворд №4

Приложение 1

Вопросы Викторины по дисциплине «Теория государства и права»

№ слайда

Вопрос викторины

Ответ

1

Титульный слайд

2

Что изучает предмет теории государства и права?

Закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех государственно-правовых явлений и процессов.

3

Перечислите теории происхождения государства

1.Теологическая - теория объясняющая возникновение божественной волей (Фома Аквинский)

2.Патриархальная теория - государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи (Аристотель)

3.Органическая теория - государство как организм, а законы - процессы человеческой психики Платон)

4.Теория насилия. Известны Восточный путь возникновения государства 5 тысяч лет назад и Западный - классовое разделение власти

4

Что такое функции государства?

это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами

5

Перечислите внутренние функции государства.

1) экономическая, которая сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для функционирования различных форм собственности, стимулированию предпринимательской деятельности и т. п.;

2) социальная, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальном обеспечении и т. д.;

3) правоохранительная, которая направлена на укрепление правопорядка и законности в государстве;

4) культурно-просветительная, призванная обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования учреждениями и достижениями культуры.

6

Перечислите внешние функции государства.

1) экономическое сотрудничество с другими странами;

2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;

3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;

4) борьба за мир и мирное существование;

5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами

6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и  созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества

1) экономическое сотрудничество с другими странами;

2) оборона страны от нападения извне, охрана государственных границ;

3) участие в межгосударственных мероприятиях по урегулированию международных и внутригосударственных конфликтов;

4) борьба за мир и мирное существование;

5) научно-техническое и культурное сотрудничество с другими странами

6) взаимодействие с другими странами по защите окружающей среды и  созданию необходимых условий для экологического выживания мирового сообщества

7

Форма государственного правления – это…

это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

8

По формам правления государства подразделяются на…

монархии и республики

9

Виды республик

Президентская, парламентская и смешанная

10

Виды государственного устройства

Унитарное, федеративное и конфедерация

11

Дайте определение понятию «политический режим»

это система методов, способов и средств осуществления политической власти.

12

Дайте определение понятию «государственный орган»

это структурно обособленная часть государственного аппарата обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства.

13

Перечислите признаки правового государства

1.Верховенство закона. Не один государственный орган, должностное лицо, коллектив, организация, человек не освобождается от обязанности подчинятся закону. Законы являются общеобязательными. Верховенство закона - акт исходящий от высшего представительного органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

2.Взаимная ответственность государства и гражданина. Как граждане несут ответственность перед государством, так и государство должно нести ответственность перед гражданином. Но на практике в отношениях «государство - гражданин» нет равного партнёрства, поэтому нет равной ответственности их друг перед другом. Такой характер взаимоотношений государства и гражданина косвенно закрепляется в конституциях западных стран. В прямой форме устанавливаются обязанности и  ответственность граждан перед государством и нет упоминания об обязанностях и ответственности государства перед гражданами. Государство, вступая во взаимоотношения с различными общественными объединениями и со всеми гражданами, обладает большим объёмом прав и обязанностей. Государство, как представитель народа имеет ряд правомочий, присущих только ему (издание общеобязательных норм, взимание налогов). В правовом государстве должен быть отработан механизм взаимной ответственности за нарушение прав и не выполнение обязанностей. Правовое государство и гражданин равноправные участники правоотношений. Основная форма их взаимодействия - договор (о приёме на работу, займа, купли-продажи). Договор высшей формы - Конституция, если она принята в результате всенародного голосования. В ней определяются особые права государства, которые не могут принадлежать отдельным гражданам и неприкосновенны для всего государства.

3.Реальная гарантированность прав и свобод личности. В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Правовое государство существует и развивается на базе гражданского общества, где права и свободы граждан не только провозглашаются, но и реально обеспечиваются.

4.Принцип разделения властей.

5.Наличие гражданского общества.

14

Определение понятия «право»

это система общеобязательных правил (норм) поведения людей, установленных или санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой.

15

Дайте определение понятия «норма права»

это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.

16

Дайте определение понятию «нормативно-правовой акт»

это официальный акт правотворчества, в котором содержаться нормы права.

17

Дайте определение понятию «закон»

Это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

18

Юридический факт - это

это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений

19

Правотворчество - это

это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

20

Структура нормы права состоит из:

Гипотезы, диспозиции и санкции

21

Перечислите стадии законотворческого процесса

1.Законодательная инициатива

2.Обсуждение законопроекта

3.Принятие закона

4.Подписание закона Презедентов РФ

5. Опубликование закона

22

Виды систематизации нормативных актов

1.Инкорпорация

2.Консолидация

3.Кодификация

Приложение 2

Тесты по дисциплине «Теория государства и права» 1 вариант

1. Деление права на отрасли характерно для …
а) романо-германской правовой семьи
б) англосаксонской правовой семьи
в) семьи религиозного права

2. Правосознание – это …
а) отношение людей к праву и правовым явлениям
б) стремление познать содержание и сущность права
в) сознание необходимости поддержания правопорядка

3. К основаниям освобождения от юридической ответственности относится …
а) истечение срока давности
б) невменяемость
в) отсутствие умысла

4. Применение права осуществляется:
а) только физическими лицами
б) как физическими, так и юридическими лицами
в) только уполномоченными органами и должностными лицами

5. Диспозиция нормы права содержит указание на …
а) модель поведения субъектов
б) условие реализации нормы права
в) неблагоприятные последствия для правонарушителя

6. Швеция является…
а) парламентской республикой
б) парламентарной монархией
в) полупрезидентской республикой

7. Законодатель (а не суд, правовая наука и т.д.) играет ведущую роль в формировании права в странах…
а) романо-германской правовой семьи
б) англосаксонской правовой семьи
в) семьи религиозного права

8. Дееспособность гражданина …
а) может быть ограничена судом
б) может быть ограничена медико-социальной экспертной комиссией
в) никем не может быть ограничена

9. Источником права в России не является …
а) правовой обычай
б) нормативный договор
в) правовая доктрина

10. Противоречие между правовыми нормами, регулирующими одно и то же общественное отношение – это …
а) коллизия в праве
б) юридический казус
в) казуальное изложение

11. Государства по форме государственного правления делятся на …
а) абсолютные и ограниченные
б) монархии и республики
в) унитарные и федеративные

12. По характеру и степени общественной вредности правонарушения разделяются на …
а) экономические и уголовные
б) противоправные действие и бездействие
в) преступления и проступки

Тесты по дисциплине «Теория государства и права» 2 вариант

1. Италия является … республикой
а) президентской
б) парламентской
в) полупрезидентской

2. В парламентской республике президент …
а) является главой исполнительной власти
б) как правило, является главой исполнительной власти
в) не является главой исполнительной власти

3. Способ изложения нормы права для которого характерно наличие указания на другие статьи нормативного правового акта:
а) бланкетный
б) отсылочный
в) прямой

4. Суды играют ведущую роль в формировании права в странах …
а) романо-германской правовой семьи
б) англосаксонской правовой семьи
в) семьи религиозного права

5. Исторически первым регулятором общественных отношений были …
а) прецеденты
б) договоры
в) обычаи

6. Полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых правовых норм – это …
а) пробел в праве

б) недостаток в праве
в) обход закона

7. Испания принадлежит к числу стран, чья система права входит в …
а) семью традиционного (обычного) права
б) романо-германскую правовую семью
в) семью религиозного права

8. По форме государственного устройства государства делятся на …
а) монархические и республиканские
б) президентские и парламентские
в) унитарные и федеративные

9. При … способе изложения норм права недостающие сведения необходимо искать в другом нормативном правовом акте.
а) бланкетном
б) отсылочном
в) прямом

10. Закон не может быть принят …
а) высшим органом исполнительной власти

б) органом законодательной власти
в) народом на референдуме

11. На основе и в результате рецепции римского права сформировалась …
а) романо-германская правовая семья
б) англосаксонская правовая семья
в) семья религиозного права

12. Правовой прецедент не признается источником права в странах…
а) семьи традиционного (обычного) права
б) англосаксонской правовой семьи
в) романо-германской правовой семьи

Тесты по дисциплине «Теория государства и права» 3 вариант

1. Элементом нормы права является …
а) рецепция
б) санкция
в) презумпция

2. Закон не может быть принят …
а) высшим органом исполнительной власти
б) органом законодательной власти
в) народом на референдуме

3. В президентской республике парламент … выразить недоверие правительству и инициировать его отставку.
а) вправе
б) как правило, вправе
в) не вправе

4. По методу правового регулирования нормы права подразделяются на …
а) общие и специальные
б) регулятивные и охранительные
в) императивные и диспозитивные

5. К обстоятельствам, исключающим юридическую ответственность, относится:
а) отсутствие умысла
б) обоснованный риск

в) примирение с потерпевшим и возмещение причиненного ему вреда

6. Методы осуществления государственной власти характеризует …
а) форма государственного устройства
б) форма государственного правления
в) государственный режим

7. Предусмотренная нормами права способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности – это …
а) субъективное право
б) правоспособность
в) дееспособность

8. Конфедерация является …
а) формой устройства государства
б) межгосударственным объединением
в) формой правления государства

9. Подразделение права на публичное и частное характерно для …
а) романо-германской правовой семьи
б) англосаксонской правовой семьи
в) семьи религиозного права

10. Правовой прецедент является основным источником права в странах…
а) англосаксонской правовой семьи
б) романо-германской правовой семьи
в) правовой семьи религиозного права

11. Прецедентный путь формирования права был основным в …
а) Германии и других странах романо-германской правовой семьи
б) Великобритании и других странах англосаксонской правовой семьи
в) Иране и других странах семьи религиозного права

12. Республика не может существовать в … форме.
а) парламентской
б) монархической
в) смешанной

Приложение 3

Эталон ответа к тесту ТГП 1 вариант

1-а

2-а

3-а

4-в

5-а

6-б

7-а

8-а

9-в

10-а

11-б

12-в

Эталон ответа к тесту ТГП 2 вариант

1-б

2-в

3-в

4-в

5-в

6-а

7-б

8-в

9-а

10-а

11-а

12-в

Эталон ответа к тесту ТГП 3 вариант

1-б

2-а

3-в

4-в

5-б

6-в

7-б

8-б

9-а

10-а

11-б

12-б

Критерии оценки на тесты

6 ошибок – 2 балла

7-8 правильных ответов – 3 балла

9-10 правильных ответов – 4 балла

11-12 правильных ответов – 5 баллов

Приложение 4

Материалы к дополнительным этапам

Задача №1 

Красин родился в 1920 г. и умер в 1998 г. с 8 лет пошел в школу, в 18 лет – в армию. Остальное время – трудился. 

В какой период жизни Красин обладал правоспособностью? 

Ответ к задаче №1: 

Правоспособность – это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Гражданская правоспособность гражданин возникает с момента рождения. Значит, Красин на протяжении всей жизни обладал гражданской правоспособностью. 

Если говорить о трудовой правоспособности, то она возникает по достижении определенного возраста. 

Задача 2 

Выделяя признаки правового государства, студент перечислил: 

1. верховенство закона; 

2. тотальный контроль правящей элиты; 

3. принцип разделения властей; 

4. гарантированность прав и свобод личности; 

5. независимый суд; 

В чем ошибся студент? 

Ответ к задаче №2: 

Правовое государство - это такая организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. 

Можно выделить два основных принципа (две стороны сущности) правового государства: 

1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования (социальная, содержательная сторона): 

2) наиболее последовательное связывание с помощью права государственной власти, формирование для государственных структур правового режима ограничения (формально-юридическая сторона). 

Первый принцип закреплен в статье 2 Конституции РФ, где установлено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение — гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Речь идет о такой системе социальных действий, при которой права человека и гражданина являются первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций государственной власти выступает вторичной, производной. 

Правовой наукой ныне в виде естественных признается система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в других международных актах. 

Второй основной принцип воплощается в жизнь с использованием следующих способов, выступающих в качестве самостоятельных принципов: 

- разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею; 

- федерализм; 

- верховенство закона; 

-взаимной ответственности государства и личности. 

Значит, студент ошибся, когда назвал в качестве признака правого государства - тотальный контроль правящей элиты. 

Приложение 5

Материалы к дополнительным этапам

Кроссворд на тему «Государственная символика Российской Федерации»

По горизонтали

2. Птица, изображённая на Российском гербе

3. Как называют воина, который сражается на коне

5. Какой цвет имеет средняя полоса на флаге России

7. Золотой шар с крестом наверху

8. Главный символ (эмблема) любого  государства

9. Сколько голов у орла на гербе России

10. Торжественная песня – символ государства

По вертикали

1. Какого цвета щит на гербе России

4. Жезл – символ власти – это…

6. Как иначе называется флаг

8. Имя воина, изображённого на гербе России

Приложение 10

Бланки для студентов к написанию теста

_____________________________________________________________________________

ФИО____________________________________________

№ теста _______

1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

8-

9-

10-

11-

12-

Количество ошибок __________  Оценка ______________

_____________________________________________________________________________

ФИО____________________________________________

№ теста _______

1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

8-

9-

10-

11-

12-

Количество ошибок __________  Оценка ______________

_____________________________________________________________________________

ФИО____________________________________________

№ теста _______

1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

8-

9-

10-

11-

12-

Количество ошибок __________  Оценка ______________

_____________________________________________________________________________

ФИО____________________________________________

№ теста _______

1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

8-

9-

10-

11-

12-

Количество ошибок __________  Оценка ______________

_____________________________________________________________________________

ФИО____________________________________________

№ теста _______

1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

8-

9-

10-

11-

12-

Количество ошибок __________  Оценка ___________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированной олимпиады по дисциплинам «Информатика», «Математика», «Физика» СПО

Олимпиада  –  это  своеобразная  форма  оценки  знаний,  умений  и  уровня сформированности   компетенций   студентов,...

Методическая разработка к олимпиаде по Истории России, тема:"Древняя Русь IX-XIII веков"

Методическая разработка к олимпиаде по истории России по теме:"Древняя Русь 9-13 в.в" разработана для студентов СПО 1 курса,изучающих общеобразовательную дисциплину история и имеющих интерес...

Методическая разработка к олимпиаде по дисциплине 40.02.01 (направление: ПФР)

Цикл олимпиад по праву призваны закрепить знания студентов полученные на занятиях по дисциплине ПМ.02 Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионн...

Общая методическая разработка цикла олимпиад

Цикл олимпиад по праву призваны закрепить знания студентов полученные на занятиях по дисциплинам «Конституционное право», «Теория государства и права»,  «Администрат...

Методическая разработка предметной олимпиады по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.

Конкурсы и состязания в различных областях профессиональной подготовки являются неотъемлемой частью внеучебной работы в процессе образования, средством активизации познавательной деятельности студенто...

Методическая разработка предметной олимпиады ОП 10 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Олимпиада для студентов проводится в целях оценки качества подготовки выпускаемых специалистов, раскрытия профессионально-личностного и творческого потенциала студентов образовательных учреждений сред...

Учебно-методическая разработка Открытой олимпиады "Основы правовых знаний"

В данной методической работе описаны технологические аспекты подготовки и проведения Открытой Олимпиады «Основы правовых знаний». В приложениях помещены тестовые задания, оценочные листы, ...