Методическая разработка "Я юрист"
методическая разработка

Большая Мотивационная Встреча (БМВ) предназначена для введения в специальность студентов I курса 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» и  ознакомление их с историей возникновения, основными видами деятельности,  социальной ролью  профессии юриста, с общими и профессиональными компетенциями выбранной специальности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_bmv_ya_yurist.docx45.67 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Котельники»

государственного бюджетного образовательного учреждения  

высшего образования Московской области

«Университет «Дубна»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«БМВ (Большая Мотивационная Встреча) «Я – ЮРИСТ!»»

По результатам проектной деятельности студентов обучающихся по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

Разработала:

Гулина Ирина Анатольевна

Преподаватель правовых дисциплин,

высшая квалификационная категория

Котельники 2018

ОДОБРЕНО

на заседании совета классных руководителей

Протокол № ___  

от «___»___________ 2018г.

Автор:

Гулина И.А. – преподаватель правовых дисциплин техникума, высшая квалификационная категория;

Рецензент: И.Ю. Аглямова - методист техникума, высшая квалификационная категория

Аннотация

Большая Мотивационная Встреча (БМВ) предназначена для введения в специальность студентов I курса 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» и  ознакомление их с историей возникновения, основными видами деятельности,  социальной ролью  профессии юриста, с общими и профессиональными компетенциями выбранной специальности.

Участники – студенты 32 группы

1. Атанжиев Георгий

2. Гелетуха Марина

3. Захарян Виктория

4. Кузнецов Сергей

5. Куприкова Полина

6.Варданян Карен

7.Флоря Михай

Пояснительная записка

«Бесталанных людей нет, есть люди, занимающиеся не своим делом»

Выбирая учебное заведение и специальность, студенты не перестают задумываться о том, как найти свое место в жизни? Вся сложность, по словам социологов, заключается в том, что чем больше выбор, предоставляемый человеку обществом, тем труднее решить по какому пути идти. Еще Френсис Бэкон говорил, что, «Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути». Профессиональная ориентация утверждает, что у каждого человека есть свое призвание, своя главная «струна» жизни. Если ему дать возможность жить и работать, играя на этой струне, отдача обществу будет максимальной.

Юрист (от лат. jus или juris — право) (нем. Jurist) человек с юридическим образованием; правовед, учёный, изучающий право; практический деятель в области права; В литературе юридическая деятельность преимущественно рассматривается как жесткое исполнение всеми обязанными к тому лицами установленных законом процедур, т. е. скорее представляется как содержание процессуальных порядков. В Российской Федерации юристом может быть лицо получившее юридическое образование.  Профессиональные обязанности юриста формировались на основе нормативно-правовых актов различного уровня (Конституция РФ, Федеральные Законы, иные подзаконные нормативно-правовые акты, включая локальные), а также правоприменительных актов. Профессиональные обязанности юриста конкретизируются приказом о зачислении на должность, трудовым договором, соглашениями различного характера. Технологически они состоят в совершении в соответствии с правовым статусом и на его основе действий (решений) с целью достижения определенных результатов. Осуществление профессиональных обязанностей (наряду с профессиональным поведением) представляет собой активную сторону, сердцевину труда юриста.

         Студенты старших курсов на последних занятиях получили «задание на лето» подготовить творческую работу по своей специальности, для последующего использования этих материалов в «БМВ» (Большая Мотивационная Встреча) и проведении открытого мероприятия «Введение в специальность» для студентов I курса обучающихся по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения».

Рекомендуемая методическая разработка предназначена для проведения открытого мероприятия «Введение в специальность» проводимого в ГБОУ СПО «Котельниковский промышленно-экономический техникум» МО для студентов первого курса.

Тема: «Введение в специальность». Я - юрист.

Тип проведения – открытое мероприятие, встреча.

Вид: комбинированный

Место: актовый зал, кабинет правовых дисциплин

Время: 2 часа

Дата: 04 сентября 2019г

Цели:

Воспитательная:

1. Воспитание познавательного интереса к выбранной профессии;

2. Воспитание интереса и уважения к специальности, чувства гордости за свою принадлежность к профессии юриста;

3. Способствование нравственному, эстетическому воспитанию студентов;

4. Акцентирование внимания на взаимоотношения в коллективе; поддержка и развитие у молодежи интереса и ответственности к порученным обязанностям.

Развивающая:

1. Развитие любознательности, активности, творческого мышления;

2. Развитие ораторского искусства и уверенности при выступлении перед аудиторией;

3. Развитие учебной и производственной культуры студентов;

4. Развитие чувства коллективизма, творческого потенциала для реализации требований предъявляемых к будущим юристам.

Задачи:

1. Повышение интереса к дисциплинам, изучаемых в техникуме и выбранной профессии;

2. Совершенствование навыков работы с дополнительной литературой и навыков общения на профессиональную тему;

3. Воспитание ответственности за порученные обязанности и чувства коллективизма.

Средства обучения:

1. Плакат - коллаж с надписью: «Я – ЮРИСТ!»

2. Демонстрационный материал: презентация, творческие работы.

Структура:

1. Вступительная часть (Гулина И.А)

2. Ход встречи:

- выступление руководителя техникума И.Л. Петренко (история техникума, знакомство с преподавателями);

- выступления студентов III курса;

- выступление ведущих преподавателей;

3.Заключительная часть.

Вступительное слово ведущего:

- Здравствуйте, студенты!  Вы – студенты первого курса специальности «Право и организация социального обеспечения».

Мы решили провести мероприятие «Введение в профессию»  на тему: «Я – юрист!». Сегодня Вы узнаете  сущность, общую характеристику,  историю, а также об общих и профессиональных компетенциях выбранной специальности.

Право оживает и действует благодаря работе юристов. Граждане, организации и государство нуждаются в их помощи.

Все знают юриста как работающего человека, профессионала, решающего разнообразные, но всегда трудные задачи при дефиците времени и средств, недовольстве и даже сопротивлении граждан, а порой и государственных органов.

Юрист. Это понятие кажется совершенно ясным, но тем не менее нуждается в предварительном уяснении путем согласованного установления его объема для одинакового употребления в дальнейшем.

Обычно понятие "юристы" используется как общее наименование для людей, получивших профессиональное юридическое образование, которое контролируется государством, содержание которого определено нормативными правовыми актами, и в установленном порядке выполняющих профессиональные обязанности. Иногда юристами именуют только работников правовых служб на предприятиях, которых еще называют юрисконсультами. Здесь принимается, что юрист - это широкое понятие, отвечающее при этом двум условиям. Первое - наличие у данного лица профессионального образования. Второе - занятие особой профессиональной, а именно юридической деятельностью.

Содержанием профессии юриста являются: а) профессиональный труд, работа, состоящая в выполнении профессиональных обязанностей; б) служебное профессиональное поведение; в) внеслужебное профессиональное поведение, связанное либо с пребыванием на определенной должности, либо с исполнением соответствующего поручения, включая поддержание необходимых коммуникаций. Специфичной для юридической профессии, для профессиональной юридической деятельности является реализация юристом имеющихся у него правовых знаний в процессе решения правовых задач. Эта специфика и определяет содержание работы юриста, всю его профессиональную карьеру.

Юристы - основа юридической профессии. Каковы их подготовка и работа - таково и состояние профессии.

Но сначала хотелось бы узнать:

1. Почему выбрали эту специальность, и какие навыки Вы хотите получить от практики?

2. Какие профессиональные высоты хотите достичь после окончания техникума?

- Я предоставляю слово руководителю техникума, ведущему специалисту специальности Право и организация социального обеспечения – Ирине Леонтьевне Петренко. Она познакомит вас с историей техникума и его традициями. (см Приложение 1)

- А теперь студенты старших курсов ознакомят вас с историей появления профессии юриста, сущностью и общей характеристикой выбранной вами специальности.

Выступление студентов сопровождаются презентацией.

Приложение 2 (введение)

Приложение 3 (история профессии юриста)

Приложение 4 (чему и как учат, ценности юриста)

Приложение 5 (социальная роль юриста)

Приложение 6 (будущее юридической профессии)

Приложение 7 (Ведущий перечисляет и объясняет общие и профессиональные компетенции ОК и ПК )

Ведущие преподаватели  и студенты  отвечают на вопросы студентов первого курса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вот и закончилось наше короткое путешествие в Мир Юриста. Но, быть может, вам захочется его продолжить, познакомиться с этим своеобразным миром получше, поближе, открыть для себя новые достопримечательности.

Что ж, для этого достаточно зайти в любую библиотеку.

Надеюсь, хоть в какой-то мере нам удалось пробудить интерес нужным и полезным сферам в вашей жизни и будущей профессии.

Любознательный студент и любознательный преподаватель, отправляясь в тернистый путь за истиной, не забудь надеть прочные башмаки знаний и «прихватить» чуточку опыта.

На этом встречу считаем закрытым.

Спасибо за внимание!

ЛИТЕРАТУРА

1. Учебный план

2. Федеральный Государственный образовательный стандарт ФГОС СПО


Приложение 2

Введение.

Квалификация выпускника – юрист.


Образовательная программа по данной специальности обеспечивает подготовку выпускников, готовых к профессиональной деятельности в органах и службах социальной защиты населения в качестве юриста, в органах системы Пенсионного фонда России, негосударственных пенсионных фондах.


Юрист со средним профессиональным образованием готов обеспечить реализацию прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты, осуществлять социально-правовую и судебно-правовую защиту граждан в сфере защиты интересов граждан, осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов, владеть пакетом документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций и других выплат, уметь установить, назначить, пересчитать, индексировать и провести корректировку социальным выплатам.


На занятиях по специальным дисциплинам студенты учатся принимать правовые решения в соответствии с законодательством, оказывать социальную помощь нуждающимся в ней человеку, семье путем поддержки, консультирования в области социально-правового и пенсионного обеспечения, правильно строить взаимоотношения с пожилыми людьми, инвалидами и другими категориями граждан, прививаются качества, необходимые каждому работнику системы - терпение, выдержку, умение сопереживать, внимательно слушать и во всех своих действиях исходить из одного принципа - принесет ли это пользу человеку. 


Основные виды деятельности юриста: 

  • организационно-правовая – работа по организации и контролю за соблюдением законов и других нормативных правовых актов Российской Федерации; информирование и консультирование граждан и должностных лиц по вопросам применения законодательных актов в области социальной защиты населения.
  • организационно-управленческая – обеспечение организационно-управленческих функций в органах и службах социальной защиты населения, в органах системы Пенсионного фонда Российской Федерации, негосударственных пенсионных фондах; информирование граждан и должностных лиц о положениях законов и других нормативных актов; выявление лиц, нуждающихся в социальной защите и оказание им помощи в защите их прав; контроль за соблюдением законодательных актов при назначении, перерасчете и выплате пенсий, за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в пенсионные фонды; применение нормативных документов, регулирующих уплату взносов, погашения задолженностей по платежам; организация и ведение персонифицированного учета для целей государственного пенсионного страхования.

Выпускник должен знать: 

Содержание правовых норм, определяющих конкретную область его профессиональной деятельности; понимать их взаимосвязь и значение для реализации права в профессиональной деятельности; формы защиты прав граждан; сущность, типы и формы государства, понятие и сущность права; конституционное устройство Российской Федерации; психологические особенности и специфику делового общения, правила этики в работе юриста; основные правила подготовки различных видов документов; владеть профессиональными знаниями в области правового социального и пенсионного обеспечения, правового социального обеспечения страхования и страхового дела, финансов и кредита, бухгалтерского учета и контроля, анализа финансово-хозяйственной деятельности, статистики, предпринимательской деятельности, менеджмента, компьютерных и телекоммуникационных систем; 

Выпускник должен уметь: 

Обеспечивать соблюдение законодательства в профессиональной деятельности; юридически грамотно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законодательством; вскрывать и устанавливать факты правонарушений и вносить в установленном порядке предложения о  наказании виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; оказывать социальную помощь нуждающимся в ней отдельному человеку, семье или группе лиц путем поддержки, консультирования  в области социально-правового и пенсионного обеспечения, реабилитации или использования других видов адресной помощи и социальных услуг; владеть этическими и правовыми нормами, регулирующими отношения между людьми, между человеком и обществом, человеком и окружающей средой; систематически повышать свою профессиональную квалификацию и навыки общения с людьми, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе; 

Обучение по данной специальности готовит выпускников к правоприменительной и правоохранительной деятельности в качестве юриста на должностях, не предусматривающих наличия обязательного высшего юридического образования: юрисконсульта, специалиста в органах социальной защиты населения, специалиста паспортного стола, дознавателя, специалиста отдела кадров, помощника нотариуса, адвоката. 

Формы и сроки обучения: 

  • Очная на базе 9 классов – 2 г. 10 м.

Очная на базе 11 классов – 1 г. 10 м. 

Приложение 3

История юриспруденции 

Юриспруденция, как совокупность правовых знаний, зарождалась постепенно. Некоторые её элементы возникали в ходе развития правовой науки и законодательства. Некоторые же сведения о юриспруденции включались в общее образование ещё со времён древности.

Правовая наука, юриспруденция (лат. jūris prūdentia «правоведение», от лат. jūs, род. п. jūris «право» и лат. prūdentia «предвидение», «знание») — это комплексная наука, изучающая сущностные свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.

Таким образом под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:
  • Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества.
  • Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.
  • Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.
  • Систему подготовки специалистов-юристов в юридических учебных заведениях.

Античность

Элементы юриспруденции возникали по мере развития законодательства и правовой науки: некоторые сведения о праве включались в систему общего образования ещё в древности. Первоначально они сопутствовали религиозным знаниям и философии. Например, в Индии право брахманов связывалось с религиозным культом и изучалось наряду с ним. В Израиле правовые предписания изучались по Законам Моисея. В Древней Греции в школах стоиков обучали судебному красноречию.

Постепенно юриспруденция обособилась в самостоятельную учебную дисциплину и уже применительно к Древнему Риму можно утверждать о наличии определённой системы юридического образования. Первоначально знание права в Древнем Риме также являлось привилегией жрецов. Римский юрист Помпоний писал, что в 254 году до н. э. Тиберий Корунканий — первый верховный жрец из плебеев — объявил, что будет объяснять право каждому желающему, чем положил начало преподаванию права публично.

Первая частная юридическая школа, где учителя читали лекции, давали ответы на вопросы и вели диспуты с учениками, была организована Сабином в I веке н. э. (основана школа сабинианцев была ещё раньше Капитоном). Также известна школа прокульянцев. В IV-V веках существовало уже несколько таких школ с четырёхлетним сроком обучения (в Риме, Константинополе, Афинах, Александрии, Цезарее, Бейруте), где ученики изучали сочинения известных римских юристов, прежде всего Институции Гая, а также сочинения Папиниана и Юлия Павла. В 533 году император Юстиниан издал специальную конституцию о введении 5-летнего курса обучения с обязательным изучением его Институций, Дигест и Кодекса Юстиниана.

Средневековье

Наследником римской юридической традиции продолжала оставаться Византия.

В арабских странах господство перешло к религиозному праву — шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было. Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право. В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития. Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции и Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права. Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному. Западноевропейские законоведы с первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики. Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Новое время

Англия

Одним из наиболее известных трудов английской юриспруденции Нового времени можно назвать четырёхтомную работу Уильяма Блэкстона «Комментарии к английским законам» (англ. Commentaries on the laws of England) конца XVIII века. Им же было введено преподавание в университете национального общего права (англ. Common Law) в Великобритании, что оказало значительное влияние и на юриспруденцию США.

Франция

К концу XV века во Франции начинается серьезная обработка судебных решений в интересах практического применения права

После Великой Французской революции издание новых кодексов (уголовный кодекс, гражданский кодекс Наполеона) вызвало многочисленную группу их комментаторов и создаёт научную деятельность, направленную на догматизацию положений и историческое изучение развития права Франции.

Германия

По мере Рецепции римского права внимание правоведов Германии сосредоточивается все более и более на этом праве; самостоятельная мысль проявляется лишь в виде редких исключений.

В XVIII веке работы немецких юристов сосредоточиваются на вопросе о кодификации общего германского и местных прав прусского, баварского и австрийского.

Россия

Попытки выделить юриспруденцию в самостоятельный предмет обучения в России предпринимались с XVI века. Предполагалось преподавание «правосудия духовного и мирского» в основанной в 1687 году Славяно-греко-латинской академии. В 1715 году Петру I был подан «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий». В 1703-1715 годах в Москве существовало т. н. Нарышкинское училище, где наряду с другими предметами преподавались этика, включавшая элементы юриспруденции, а также политика. В соответствии с «Генеральным регламентом» 1720 года была основана коллегия юнкеров (упразднена в 1763 году), которые должны были практически изучать юриспруденцию при коллегиях. При учреждении в 1725 году Академии наук было предусмотрено создание кафедры правоведения, в 1726-1765 годах в академическом университете преподавалась юриспруденция. В 1732 году был открыт Шляхетский корпус, в программу которого было включено изучение теоретической юриспруденции.

В Московском университете впервые лекции по праву были прочитаны в 1755 году, однако систематические лекции и занятия на юридическом факультете начались с 1764 года. Их читали приглашённые немецкие профессора. С 1767 года занятия вели первые русские профессора-юристы — С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков. Право преподавалось во всех университетах (в Харькове, Казани, Дерпте, Петербурге, Киеве, Одессе и др.), основанных в России в XVIII-XIX веках. Юриспруденция как доминирующая дисциплина была введена в юридическом Демидовском лицее в Ярославле. В 1835 году было открыто училище правоведения (для дворян), также дававшее высшее юридическое образование.

Юриспруденция в дореволюционной России

Во времена Древней Руси наши предки обходились практически без адвокатуры, а основой «юриспруденции» была Божья воля и понятие о справедливости. Только в 1775 году, после подписания Екатериной II Указа о назначении стряпчих в помощники к прокурорам у провинившихся появляется некое подобие юридической защиты.

Огромное влияние на формировании юриспруденции в России оказал Пётр I. Именно его приказ перевести на русский язык теоретическую работу С. Пуфендорфа «Об обязанностях гражданина и человека» и предоставление возможности получать юридическое образование с помощью иностранных преподавателей положили начало формированию в России юриспруденции на немецкой базе.

Наряду с развитием теоретической юриспруденции, в Дореволюционной России стала развиваться и юридическая практика. Правовая система начала включать не только обвинительные, но и достойные внимания защитные функции. Судебная реформа привела не только к улучшению положения крестьян, но и к появлению акционерных обществ и прочих финансовых учреждений, чья деятельность требовала постоянного присутствия юристов.

Юриспруденция в СССР

Несмотря на то, что в деятелями дореволюционной России была проделана огромная работа и заложены прочные основы для развития демократичной юридической системы, в СССР возможностей для этого не было.

В 1917 году после революции вышли несколько основных законов, лишивших правовую систему каких-либо возможностей достойной защиты подсудимых. Такая ситуация оставалась практически весь советский период и закончился с распадом СССР.

Юриспруденция в современной России

На сегодняшний день в России восстановлена Демократическая правовая система, позволяющая сохранять в государстве чёткий и справедливый порядок. Основным правовым актом с 1993 года является Конституция РФ, опираясь на которую и действует вся правовая система современной России.

Согласно Указу Президента РФ № 130 от 4 февраля 2008 года «Об установлении Дня юриста» в России установлен новый профессиональный праздник — День юриста, который ежегодно отмечается 3 декабря. Исторически профессия юриста в России является престижной, но в то же время связана с огромной ответственностью.
День юриста — большой и серьезный праздник, поскольку он объединяет юристов разных сфер деятельности, которые служат защите прав и свобод граждан нашего государства.

Приложение 4

Чему учат

В основном студентов специальности готовят для работы в управлениях социальной защиты и пенсионном фонде. Поэтому в перечне изучаемых дисциплин нет уголовного права и судопроизводства, но главное место занимают правовые аспекты работы с социально-незащищенными слоями населения — пенсионерами, детьми-сиротами, инвалидами. Важные предметы, которые предстоит изучить будущим юристам, — конституционное право, право социального обеспечения, семейное, трудовое, экологическое, административное.

Кем работать

Юристы со средним профессиональным образованием работают в комитетах по соцзащите, центрах соцобслуживания, пенсионных фондах, паспортных столах и отделах кадров, могут быть помощниками нотариуса или адвоката. Юрисконсульт контролирует — правильно ли назначены, перерассчитаны и выплачены пенсии, полностью ли выплачены страховые взносы в пенсионные фонды. Специалист по соцработе выявляет граждан, нуждающихся в социальных услугах, определяет характер и объем необходимой им помощи —- ремонт жилья, обеспечение одеждой, продуктами, консультирует по вопросам получения дополнительных льгот.

Ценности, которые утверждает и защищает юрист

Гражданская позиция юриста имеет большое значение при социальной оценке фактов, событий, имеющих юридическое значение, при выборе вида и меры принудительного воздействия к правонарушителю, при избрании и применении к виновному установленного рамками закона наказания. Скажем, чрезмерно строгая установка юриста может привести к расширению им сферы действия уголовного закона, к применению более суровых мер наказания. Умеренная установка может выразиться в ограничении сферы действия уголовного закона и в смягчении наказания. Либеральная установка юриста может привести к необоснованному проявлению “гуманизма” в отношении правонарушения и несправедливому, негуманному отношению к потерпевшему, к обществу в целом.

Перспективы

Юрисконсульт —- самая распространенная и востребованная профессия в юриспруденции. Помощник юриста —- первая ступенька, с которой студенты техникума начинают свою карьеру, продвигаясь к ведущему и главному юрисконсульту. В крупных организациях, штат которых содержит более 10 юристов, юрисконсультам присваивают категории, а вершиной карьеры считается должность начальника департамента правового обеспечения.

Приложение 5

Социальная роль профессии юриста. Юрист, как специалист, обладающий профессионально – правовыми знаниями и умеющий применять их в практической деятельности.

Важная социальная роль юриста в правовом цивилизованном государстве предъявляет к нему высокие профессиональные и морально-этические требования. Профессия юриста — это особый род занятий имеющих специальную подготовку людей, как правило, осуществляемый на возмездной основе в соответствии с принятыми профессиональными стандартами. Профессия юриста, профессиональная юридическая деятельность, отрасль правовых работ обеспечивают функционирование правовой системы. В литературе юридическая деятельность преимущественно рассматривается как жесткое исполнение всеми обязанными к тому лицами установленных законом процедур, т.е. скорее представляется как содержание процессуальных порядков. От советов и решений юристов зависят судьбы людей, их имущественные и неимущественные отношения, стабильность экономики, интересы автора и изобретателя, приток инвестиций и, наконец, порядок на улице и безопасность граждан. Работники юридических профессий подчас принимают весьма неблагоприятные для других и тяжкие для себя решения. Ошибки юристов (незаконный арест, неверное решение суда, бездействие в ситуации, требующей вмешательства, просто неразумное поведение) могут негативно сказаться на состоянии законности и правопорядка, на благополучии членов общества. Эта особенность влияет на технологию работы юристов, их взаимоотношения, психологическое состояние.

Таким образом, обращаясь к работе юристов-профессионалов, нельзя не отметить ее ответственный, тяжкий и в то же время интересный, разнообразный, высокоинтеллектуальный характер. Юристы имеют разную подготовленность, неодинаковые способности. Каждый из них преследует свои личные интересы наряду с общественными. Но все вместе они осуществляют профессиональную деятельность, результаты которой сильно сказываются на качестве жизни людей, и все они так или иначе находятся под, контролем общества, привлекают к себе внимание. Для того, чтобы отвечать этим высоким требованиям, каждый, избравший в качестве профессии юридическую деятельность, должен постоянно повышать свой общий культурный и профессиональный уровень, чтобы полностью отвечать современным требованиям и высокому предназначению юридической профессии в жизни общества. Для того, чтобы быть квалифицированным юристом, надо много знать, обладать обширными знаниями и опытом правовой работы. В силу характера своей профессиональной деятельности юрист должен обладать не только глубокими юридическими знаниями, но и высокой правовой культурой, профессиональной этикой и эстетикой. Профессии юриста присущи общие черты, которые не зависят от вида выполняемой специалистом этого профиля работы. К таким чертам относятся: гуманизм и справедливость, государственный характер, психолого-педагогическая направленность, творческий исследовательский характер, самостоятельность и независимость в принятии решений, организаторский характер и т.д. Профессия юриста является одной из самых древних в истории цивилизации. Она появилась вместе с правом. Ее роль возрастала по мере развития законодательства, повышения регулирующего значения права в жизни общества. Знание права и умение его применять стало важным условием для осуществления многих функций государства. Профессии юриста принадлежит важная социальная роль. Социальная роль юриста особенно возрастает в правовом государстве, где соблюдению и исполнению юридических норм придается важнейшее значение.

Роль юридической работы в демократическом правовом государстве

Какую работу выполняет юрист в современном мире? Прокурора, помощника прокурора, следователя, судьи общих и арбитражных судов, адвоката, юрисконсульта, оперативного работника органов внутренних дел, милиции, налоговой полиции, таможенных органов, различных служб безопасности (в определенных их структурах), а также работника управления в муниципалитетах, администрации областей, городов и районов, менеджера, специалиста по кадрам, руководителя предприятий, учреждений и различного рода фирм. Значительное число юристов занимается политикой, научной и преподавательской деятельностью. Таким образом, профессиональные возможности юриста распространяются на специализированные структуры, т.е. судебные, правоохранительные органы, структуры юридических услуг, а также на общие управленческие и хозяйственные структуры. При этом многие юристы, сохраняя звание юриста по образованию, занимаются деятельностью, которая юридической формально может и не считаться. Но сама подготовка юристов, круг их знаний и навыков, связи, манера решения проблем оказываются здесь очень полезными. Наиболее часто юристы по образованию работают в таких сферах общей деятельности: торговля; банковское и страховое дело; управление юридическими лицами, т.е. акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью; государственная администрация. Служебная деятельность юриста носит государственный характер. Она связана с вопросами соблюдения государственной дисциплины, обеспечения законности, укрепления правопорядка и др. Многие юристы занимают должности в государственном аппарате, состоят на государственной службе и наделены властными полномочиями. Работа юриста характеризуется высокими требованиями к точному соответствию принимаемых им решений действующему законодательству Он обязан активно проводить в жизнь политику государства, ответственно относится к порученному делу, быть готовым к защите прав, свобод и законных интересов личности, интересов общества и государства от противоправных посягательства

Приложение 6

Будущее юридической профессии

В правовом государстве, которое сейчас постепенно складывается в России, юристы, несомненно, будут востребованы. В первую очередь необходимо подумать о запросах, которые диктует сама жизнь. Один из перспективных путей подготовки юристов - международная программа, осуществление которой ведется в Швейцарии. Ее суть в том, что классическая учебная программа Московского университета, сочетаются с погружением студентов в европейское право, со знакомством с работой западной правовой системы. Ценность идеи еще и в том, чтобы студенты не только получали юридические знания "из двух источников", но и знакомились с европейской культурой не по книжкам, а "вживую".Тенденции и перспективы развития юридической профессии, роста ее престижа в обществе определяются:

  • подготовкой кадров;
  • созданием необходимых специальных условий для правового обслуживания населения, осуществлением правовых процедур (правоприменительной деятельности);
  • утверждением престижа права.

Ныне окрепло положение правоохранительных органов и лиц юридических профессий, что явилось закономерным результатом провозглашенного Конституцией России 1993 года построения независимого демократического, социального, правового государства. Руководители всех рангов уже стали по достоинству оценивать роль права и место профессии юриста в правовой системе. Одним из показателей внимания общественности и государства к юридической профессии и роста ее престижа является введение в нашей стране профессионального праздника - Дня юриста, который согласно Указу Президента ежегодно отмечается 3 декабря.

Спрос на юристов растет. Профессия юриста всегда была одной из самых престижных и высокооплачиваемых. Юристы в России стали первой профессиональной группой, зарплата которой приблизилась к европейскому уровню. Руководитель юридического отдела крупной инвестиционной фирмы может получать сейчас до 10 тыс. у.е. в месяц. Российское законодательство постоянно изменяется, то и дело принимаются новые законы, постановления, дополнения, уточнения, разъяснения. Так что объяснять, насколько нужен сегодня юрист российской компании, не стоит - юристы экономят фирме деньги и время. Лишь за год спрос на них вырос на 10-15%. И будет расти. В частности, в связи с изменениями в налоговом законодательстве, прогнозируется двукратный рост потребности в юристах по налогообложению. Сегодня в институте будущий юрист в рамках специальности получает фундаментальную и специальную подготовку в области юриспруденции. Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются события и действия, имеющие юридическое значение; правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов; правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами. Юридические профессии и классическое юридическое образование издревле пользуются в обществе особым престижем. Специфика профессии обязывает юриста быть подлинным аналитиком и с профессиональной, и с общечеловеческой, нравственной, политической и психологической точек зрения. От юриста требуются всесторонняя подготовка, знание жизни, законов, человеческих отношений, тонкий анализ конкретных ситуаций, высокие моральные качества, четкая гражданская позиция. На новом этапе развития России, связавшей свой выбор с либеральной идеей, судьба правового демократического государства напрямую зависит не только от политической воли новых элит, но и от наличия в стране широкого слоя юристов, разделяющих и активно защищающих либеральные ценности в своей повседневной практической деятельности. Без юристов, как показывает мировой и российский опыт, не может быть ни прочного правового порядка, ни цивилизованной рыночной экономики, и страна неизбежно вовлекается на не правовой путь разрешения споров и конфликтов. В связи со стремительным развитием рынка предпринимательства, оживлением политической жизни и активным законотворческим процессом, ростом преступности и борьбы с ней в рамках права необходимость в подготовке специалистов-юристов становится в настоящее время все более актуальной.

Высокая гражданская и политическая значимость профессии юриста, а также ее специфика требуют всесторонней подготовки, знания основ психологии личности, умения анализировать конкретные ситуации, принимать правильные правовые решения на основании действующего законодательства.

Приложение 7

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

1. Область профессиональной деятельности выпускников: реализация правовых норм в социальной сфере, выполнение государственных полномочий по пенсионному обеспечению, государственных и муниципальных полномочий по социальной защите населения.

2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

документы правового характера;

базы данных получателей пенсий, пособий и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан и семей, состоящих на учете;

пенсии, пособия, компенсации и другие выплаты, отнесенные к компетенциям органов и учреждений социальной защиты населения, а также органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

государственные и муниципальные услуги отдельным лицам, семьям и категориям граждан, нуждающимся в социальной поддержке и защите;

процессы управления персоналом структурного подразделения органов и учреждений социального обеспечения;

первичные трудовые коллективы.

3. Юрист готовится к следующим видам деятельности (по базовой подготовке):

- Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

- Организация и управление работой структурного подразделения.

- Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (например, делопроизводитель).

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Юрист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ОК 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.

ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

2. Юрист должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

- Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование  нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.

ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.

ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам  пенсионного обеспечения и социальной защиты. 

- Организация и управление работой структурного подразделения.

ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.

ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и  осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.

ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.

ПК 2.4. Участвовать в организационно-управленческой работе      структурных подразделений органов и учреждений социальной защиты населения, а также органов Пенсионного фонда Российской Федерации.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия «Основы профессионального имиджа юриста»

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия включает методику и план проведения мероприятия, формы работы, задания, презентацию. Настоящая методическая разработка может быть использован...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....