Открытый урок по теме: «Зависимое поведение» в рамках реализации программы «Преодоление и профилактика Internet addiction y подростков»
классный час

Волошенко Юлия Вячеславовна

 Материал предназначен для студентов 1 курса, носит просвещенческий и профилактический характер, и посвящен определению зависимого поведения, его видам и причинам возникновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_zavisimoe_povedenie.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Волошенко Ю.В. педагог-психолог ГАПОУ СО ТМК

Открытый урок по теме: «Зависимое поведение»

в рамках реализации программы

«Преодоление и профилактика Internet addiction y подростков».

Возрастная группа:     обучающиеся 1 курса ГАПОУ СО  ТМК г. (16- 17 лет).

Количество : 20 человек

Дата:  21 ноября 2019 года

Цель урока: Систематизация и обобщение полученных знаний  по теме «Аддикция и виды аддиктивного поведения»

Задачи:

Обучающие:

- предоставить достоверную информацию о аддикции и  причинах и последствиях  игровой зависимости и интернет зависимости;

                - научить применять полученные знания на практике.

Развивающие:

- развить  логическое креативное мышление;

- развить креативное мышление;

- формировать навыки ассертивности –выступление перед аудиторией ;

Воспитательные:

- сформировать навыки работы в группе;

- развить мотивацию к использованию полученных знаний в реальной жизни.

Форма работы: Занятие с элементами  тренинга  (в условиях классного часа или как одно из занятий в контексте соответствующей профилактической программы)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение:

Мультимедийный компьютер.

ОС Windows XP,7,8.

Программный материал по теме «Аддикция»

Вид используемых на уроке средств ИКТ: компьютерная презентация «Аддикция и ее причины».

Этапы занятия:

1 этап: подготовительный (2 минуты).

Ведущий сообщает о цели и задачах урока

2 этап: собственно занятие: (20 минут)

лекция – воздействие на когнитивную сферу через аудиальное восприятие; просмотр презентации  - воздействие на когнитивную сферу через визуальное восприятие.

3 этап: обобщение и систематизация (23 минуты)

Обсудить в малых группах (3 человека) вопросы, касающиеся формирования аддиктивного поведения людей, причины возникновения, последствия, оказания помощи людям с зависимым поведением. В группе выработать стратегию преодоления и профилактики зависимостей.

Ход урока

Здравствуйте, сегодня мы с вами коснемся значимой проблемы, существующей во всем мире. Это проблема зависимостей: алкоголизация, наркомания, пищевая зависимость и интернет зависимость.  Рассмотрим  причины возникновения, этапы развития и вместе создадим стратегии для оказания помощи и преодоления зависимостей.

Лекция сопровождаемая показом презентации:

Зависимости - это психологические причины личных катастроф, разрушений и заболеваний. Завимости по научному называют аддикциями.

(слайд № 2) Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций. (Здесь должен заканчиваться слайд 1)

(слайд№ 3) В основе любого зависимого поведения  лежит Бессознательная модель, которая, имеет религиозный оттенок – мотив «Потери Рая»,но на практике в основном носит регрессивный, а не прогрессивный характер.

(слайд №4, 5,6) В основе аддиктивного поведения лежит:

  • Либо способ адаптации (функционирование эго)
  • Либо наполненность первичными психологическими защитами

(слайд № 7,8) В основе незрелого эго лежит  - подавленная агрессия

  • Агрессия – естественная энергия (разрушительная или позитивная)
  •  Пуэр – тотален в своей агрессии
  • Если агрессия адаптивно не структурированна, то превращается в тотальную энергию. (смотрим репродукцию Гойя и анализируем – как эго заполняется теневыми аспектами бессознательного)

(слайд №9) Типы аддиктивного поведения

алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение (химическая аддикция);
- азартные игры, компьютерная аддикция, сексуальная аддикция, длительное прослушивание музыки, основанной на ритме;
- нарушение пищевого поведения;
- полное погружение в какой-то вид деятельности с игнорированием жизненно важных обязанностей и проблем и др.

Для человека и общества не все эти виды аддиктивного поведения равнозначны по последствиям.

Человек обычно стремится к психологическому и физическому комфорту. В повседневной жизни такое комфортное состояние не всегда достижимо или оказывается недостаточно стойким: различные внешние факторы, неприятности на работе, ссоры с близкими, недостаточное понимание в семье, разрушение привычного стереотипа (сокращение штатов, смена работы, уход на пенсию и т.п.); особенности биоритмов (сезонных, месячных, суточных и др.), сезонность года (лето, осень) оказывают влияние на общий тонус организма, подъем или снижение настроения, работоспособность.

Люди по-разному относятся к периодам сниженного настроения, как правило, они находят в себе силы справиться с ними, используя свои внутренние ресурсы, общаются с друзьями и близкими, считая периоды спада естественными циклами жизни. Для других же колебания настроения и психофизического тонуса воспринимаются как труднопереносимые. В последнем случае речь идет о людях с низкой переносимостью фрустраций, т.е. дезадаптированных личностях. Этому могут способствовать как индивидуальные личностные особенности (тревожность, зависимость, неадекватность самооценки и др.), так и акцентуации характера.

Корни аддиктивных механизмов, к какой бы форме аддикции они ни приводили, находятся в детстве, в особенностях воспитания. Дома, в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребенок не находит у родителей поддержки, эмоционального тепла, испытывает чувство психологической незащищенности, то это чувство незащищенности, недоверия переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни, что и заставляет его искать комфортного состояния посредством приема веществ, фиксации на определенных активностях и предметах. (Здесь должен заканчиваться слайд 9)

Аддикция - это способ контролировать и устранять периоды спада. Используя какое-либо средство или стимул, искусственным образом изменяющее психическое состояние, повышающее настроение, личность добивается желаемого, удовлетворяет стремление, однако в дальнейшем этого уже недостаточно. Аддикция - процесс, который имеет начало, развивается и имеет завершение.

(слайд № 10) Выделяют следующие психологические особенности лиц с аддиктивными формами поведения:

- сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

- скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

- внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

- стремление говорить неправду;

- стремление обвинять других, зная, что они невиновны

- стремление уходить от ответственности в принятии решений;

- стереотипность, повторяемость поведения;

- зависимость;

- тревожность.

Для самозащиты аддикты используют механизм, который в психологии называется «мышление по желанию», при котором содержание мышления подчинено эмоциям, т.е. стремление к немедленному получению удовольствия любой ценой.

(слайд № 11) Есть четыре вида «бегства» от реальности:
- «бегство в тело» - происходит переориентация на деятельность, нацеленную на собственное физическое или психическое усовершенствование. При этом гиперкомпенсаторным становится увлечение оздоровительными мероприятиями («паранойя 
здоровья»), сексуальными взаимодействиями («поиск и ловля оргазма»), собственной внешностью, качеством отдыха и способами расслабления;
- «бегство в работу» характеризуется дисгармоничной фиксацией на служебных делах, которым человек начинает уделять непомерное в сравнении с другими делами время, становясь трудоголиком;
- «бегство в контакты или одиночество», при котором 
общение становится либо единственно желанным способом удовлетворения потребностей, замещая все иные, либо количество контактов сводится к минимуму;
- «бегство в фантазии» - интерес к псевдофилософским исканиям, религиозному фанатизму, жизни в мире иллюзий и фантазий. (Здесь должен заканчиваться слайд 11)

Корни аддиктивных механизмов, к какой бы форме аддикции они ни приводили, кроются в детстве, в особенностях воспитания.

вместо телесного контакта («привыкнет на руках сидеть») и эмоционального тепла ребёнок получает соску-пустышку или очередную бутылочку с питьём. Неживой объект «помогает» ребёнку справиться со своими переживаниями и заменяет человеческие отношения. Именно в родительской среде ребенок учится языку межличностных контактов и эмоциональных отношений. Если ребенок не находит у родителей поддержки, телесных поглаживаний, эмоционального тепла, то испытывает чувство психологической незащищенности, недоверия, которое переносится на большой окружающий его мир, на людей, с которыми ему приходится встречаться в жизни. Всё это и заставит в будущем искать комфортного состояния посредством приема определенных веществ, фиксации на определённых предметах и активностях. Если семья не дала ребёнку необходимой любви, то со временем он будет испытывать трудности в поддержании самоуважения (вспомним актуальную беседу алкоголиков «Ты меня уважаешь?»), неумении принимать и любить самому. Ещё одной из проблем могут быть эмоциональные расстройства родителей, сопровождающиеся алекситимией. Ребёнок учится у родителей замалчивать свои переживания (понимать, проговаривать), подавлять их и отрицать. Однако не всегда в тех семьях, где родители алкоголики сформируется зависимое поведение у ребёнка (риск достаточно высок), не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности.

К социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести:

- технический прогресс в области пищевой и фармацевтической промышленности, выбрасывающих на рынок все новые объекты зависимости;

- деятельность наркоторговцев

- урбанизация, ослабляющая межличностные связи между людьми.

Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики (подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство, просто мужская компания).

Немаловажным фактором в формировании зависимого поведения играют психофизиологические особенности человека, типологические особенности нервной системы (приспособляемость, чувствительность), тип характера (неустойчивая, гипертимная, эпилептоидная акцентуация у алкоголиков и наркоманов), низкая стрессоустойчивость, невротическое развитие личности, обсессивный (выстраивание защитных мыслительных конструкций) или компульсивный (освобождение от тревоги вдействии, например, переедание, пьянство) характер.

(слайд № 12) Этапы аддиктивного поведения

Первый этап - «Первые пробы». Первоначально происходит знакомство с наркотиком эпизодически, с получением положительных эмоций и сохранением контроля.
Второй этап - «Аддиктивный ритм». Постепенно формируется устойчивый индивидуальный ритм употребления с относительным контролем. Этот этап часто называется стадией психологической зависимости, когда наркотик действительно помогает на некоторое время улучшать психофизическое состояние. Постепенно происходит привыкание ко все большим дозам наркотика, одновременно с этим накапливаются социально-психологические проблемы и усиливаются дезадаптивные 
стереотипыповедения.
Третий этап - «Аддиктивное поведение» (аддикция становится стереотипным механизмом реагирования). Характерно учащение ритма употребления при максимальных дозах, появление признаков физической зависимости с признаками интоксикации и полной утратой контроля. Защитный механизм аддикта выражается в упорном отрицании существующих у него психологических проблем. Но на подсознательном уровне возникает чувство тревоги, беспокойства, неблагополучия (отсюда и появление защитных реакций). Происходит 
внутренний конфликт между «Я прежним» и «Я аддиктивным».
Четвертый этап - Полное преобладание аддиктивного поведения. Исходное «Я» разрушено. Наркотик перестает приносить удовольствие, он употребляется для того, чтобы избежать страдания или боли. Все это сопровождается грубыми изменениями личности (вплоть до психического расстройства), контакты крайне затруднены.
Пятый этап - «Катастрофа». Происходит разрушение личности не только в психическом, но и в биологическом планах (хроническая интоксикация приводит к поражению органов и систем
жизнедеятельности человеческого организма).

На заключительном этапе аддикты часто нарушают общественный порядок, вымогают деньги, совершают кражи; всегда существует риск покончить с собой. Основные мотивы: отчаяние, безысходность, одиночество, изоляция от мира. Возможно возникновение эмоциональных срывов: агрессия, ярость, которые сменяются подавленностью. (Здесь должен заканчиваться слайд 12)

Характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:

- наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;

- усиление желания и напряжения;

- ожидание и активный поиск объекта аддикции;

- получение объекта и достижение специфических переживаний, расслабление;

- фаза ремиссии (относительного покоя).

Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью (для одного аддикта цикл может продолжаться месяц, для другого - один день).

Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию, но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию.

(слайд № 13) Интернет зависимость

В самом общем виде Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом». Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости - это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line». . (Здесь должен заканчиваться слайд 13)

(слайд № 14) В 1998 - 1999 гг. опубликованы первые монографии но данной проблеме   4 симптома Интернет-аддикции:

- навязчивое желание проверить e-mail;

- постоянное ожидание следующего выхода в Интернете;

- жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет;

- жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет. (Здесь должен заканчиваться слайд 14)

Часто Интернет-аддикция понимается гораздо шире. Сюда относят зависимость от компьютера, т.е. пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности); «информационную перегрузку», т.е. компульсивную (от англ.: compulsive - непреодолимый) навигацию по WWW, поиск в удаленных базах данных; компульсивное применение Интернета, т.е. патологическую привязанность к азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам в Интернете; зависимость от «кибер-отношений», т.е. от социальных применений Интернета - общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными; зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, от обсуждения сексуальной тематики в чатах и на специальных телеконференциях «для взрослых».

Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается.

(слайд № 15) Существуют стадии формирования психологической зависимости от компьютерных игр. Выделяются четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр.

Стадия легкой увлеченности. После того, как человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру, он начинает «чувствовать вкус», ему начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов. Кто-то всю жизнь мечтал пострелять из ручного пулемета, кто-то - посидеть за рулем Ferrari или за штурвалом боевого истребителя. Компьютер позволяет человеку с довольно большой приближенностью к реальности осуществить эти мечты. Начинает реализовываться неосознаваемая потребность в принятии роли.Человек, очутившись за компьютером, начинает играть уже не случайным образом, стремление к игровойдеятельности принимает некоторую целенаправленность. Но устойчивая, постоянная потребность в игре на этой стадии не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

Стадия увлеченности. Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности - игры в компьютерные игры. На самом деле новая потребность лишь обобщенно обозначается нами как потребность в компьютерной игре. И структура ее гораздо более сложная, а истинная природа зависит от индивидуально-психологических особенностей самой личности. Иными словами, стремление к игре - это, скорее, мотивация, детерминированная потребностями бегства от реальности и принятия роли.

Игра в компьютерные игры на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.

Стадия зависимости. По данным американских исследователей всего 10-14% игроков являются «заядлыми», т.е. предположительно находятся на стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями - в ценностносмысловой сфере личности.

Нарушается основная функция психики, которая начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти люди часто подолгу играют в одиночку, потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра - это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это клинический случай, психопатология или образ жизни, ведущий к патологии.

Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Отношения человека с компьютером на этой стадии можно сравнить с не плотно, но крепко пришитой пуговицей, т.е. человек «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм не может. Это — самая длительная из всех стадий, она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности. Но если человек проходит все три стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр, то на этой стадии он будет находиться длительное время.

Механизм формирования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр основан на частично неосознаваемых стремлениях, потребностях: уход от реальности и принятие роли. (Здесь должен заканчиваться слайд 15)

Уход от реальности. Основой этого механизма является потребность человека в «отстранении» от повседневных хлопот и проблем, своеобразная трансформация потребности в сохранении энергии. Мы не случайно употребляем термин «уход от реальности», а не «уход от социума», о котором упоминают некоторые авторы работ по сходной тематике. Дело в том, что мы имеем в виду не просто среду, общество, социум, а объективную реальность в целом. Уйти от социума можно посредством самых разнообразных способов, включая неролевые компьютерные игры. Однако уйти от реальности можно, только лишь «погрузившись» в другую реальность - виртуальную.

Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремлении человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью. Ролевая компьютерная игра - это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это - простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет работы, на которую нужно ходить каждый день, нет хлопот по зарабатыванию денег на жизнь и т.д. Люди обычно злоупотребляют этим способом ухода от реальности, теряют чувство меры, играя длительное время. Вследствие этого возникает опасность не временного, а полного отрешения от реальности, образование очень сильной психологической зависимости от компьютера.

Принятие роли. В основе лежит потребность в игре как таковой, которая свойственна человеку, а также стремление к принятию роли компьютерного персонажа, которая позволяет человеку удовлетворять потребности, по каким-то причинам не способные удовлетвориться в реальной жизни.

Сам механизм образования зависимости основан на вытекающей из этого потребности в принятии роли. После того, как человек один или несколько раз поиграл в компьютерную игру, он понимает, что его компьютерный герой, сам виртуальный мир позволяют удовлетворить те потребности, которые не удовлетворены в реальной жизни. Игра превращается в средство компенсации жизненных проблем, личность начинает реализовываться в игровом мире, а не в реальном. Безусловно, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности.

3адание:

Разделитесь по 3 человека на 4 группы. Обсудите   причины возникновения, последствия, оказания помощи людям с зависимым поведением. В группе выработать стратегию преодоления и профилактики зависимостей. И от каждой группы выступит человек, который зачитает стратегии помощи.

По истечении времени зачитываются результаты малого группового взаимодействия и обсуждаются в общей группе. (слайд 16- пример выработанной стратегии одной из групп).

Список использованных печатных источников:

  1. Галичкина О.В.Система работы по профилактике наркомании.- Волгоград, 2006 .
  2. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Профилактика наркомании у подростков.-М, 2001.
  3. Шарова О., Жить в мире с собой и другими. М., 2000.
  4.  Кэррэл С.,  Групповая психотерапия подростков. С-Пб., 2002.

Активные ссылки на использованные страницы материалов и изображений в Интернете

  1. Выдержка из статьи (слайд 1): https://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E4%E4%E8%EA%F6%E8%FF 
  2. Репродукция картины Гойя: http://allart.biz/up/photos/album/G/Goya%20Francisco%20de/goya_the_sleep_of_reason_brings_forth_monsters.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по теме"Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо"

План открытого урока по профессионально-трудовому обучению (штукатурно-малярное дело). Тема урока: Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо. Цели урока:   Учебна...

Открытый урок на тему: "Издержки производства и реализация продукции"

Открытый урок - конспект по предложенной теме...

Тематическая карта урока по теме Правила поведения при пожаре

Представлен ход урока по теме Правила поведения при пожаре для студентов СПО 1 курса...

урок по теме «Отклоняющееся поведение».

Технологическая карта урокапо обществознанию8 класс Тема урока: «Отклоняющееся поведение».Цель: познакомиться с признаками отклоняющегося поведения, выявить его причины и последствия,...

открытый урок к программе "Профилактика и преодоление Internet addiction у подростков"

Цель урока:  - Систематизация и обобщение полученных знаний  по теме «Аддикция и виды аддиктивного поведения»;Задачи:  - предоставить достоверную информацию о аддикции и ...

Открытый урок на тему: "Теория вероятностей в вопросах и задачах" (в форме урока общения)

Методика проведения занятия в форме «Урок общения»Наблюдения за группой показали, что использование даже самых  активных форм работы может не дать 100% загрузки всех учащихся, не вклю...

Методическоя разработка открытого урока по теме:"Организация поездок и путешествий" Тема занятия:"Бронирование билетов в аэропорту. Беседа со служащими аэропорта и таможни"

Метотодическая разработка открытого урока по теме: "Организация поездок и путешествий" Тема занятия: "Бронирование билетов в аэропорт. Беседа со служащими аэропорта и таможни"...