МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы по специальности
методическая разработка

Методические указания к практическим занятиям ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

                                              

Общий гуманитарный и социально-экономический цикл основной профессиональной образовательной программы по специальности 

                15.02.08. «Технология машиностроения»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekom_po_fil._mehaniki.docx248.9 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Овладение основами философии позволяет ориентироваться в быстро меняющемся и все более многообразном мире. Мир сегодня таков, что информация в нем не только лавинообразно умножается, но и быстро устаревает, а потому требует постоянной критической оценки, пересмотра и переосмысления. Непредсказуемость и сложность жизненных ситуаций, ускоренная динамика общественных изменений, отсутствие единых стандартов и шаблонных решений в чем бы то ни было – характерные признаки современности. В такой ситуации от человека требуется интеллектуальная смелость, умение проявить свой ум, гибкость и нестандартность мышления. Сегодня невозможно стать ни квалифицированным специалистом, ни достойным гражданином без определенной культуры мышления. Школой же мышления издавна и по праву считается философия. Творчески мыслить – это уметь увидеть и четко обозначить проблему, это способность понять и оценить чужую мысль, уметь постоянно полемизировать с самим собой, быть способным к самокритике. Самокритичность – это синоним самостоятельности мышления. Без нее ум человека останется зависимым от чужого ума, от чужой точки зрения. Самокритичность защищает человека и от высокомерия, делает его готовым к диалогу, позволяет ему с уважением и толерантностью относиться к иной точке зрения, к чужим убеждениям, что так необходимо в наше время.

В процессе выполнения практических заданий студент  должен  приобрести умения:

  • ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста и сформировать знания:
  • основных категорий и понятий философии;
  • роли философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущности процесса познания;
  • основ научной, философской и религиозной картин мира;
  • об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Специалист технологии машиностроения  должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

  • OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  • ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Техник должен обладать профессиональными компетенциями:

ПК 1.4. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

ПК 1.5. Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.

ПК 2.2. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.

Поскольку в образовательном процессе развиваются не только познавательные способности, но и формируются устойчивая учебно-профессиональная мотивация, социальные и профессионально-значимые качества, то построение практического занятия осуществляется с учетом следующих требований:

  • диалогичность;
  • предоставление студенту необходимого пространства, свободы для выбора и принятия самостоятельных решений;
  • деятельностно-творческий характер обучения;
  • направленность на поддержку индивидуального развития, субъективных знаний и опыта обучаемых.

Студентам предложены задания, в которых нужно поразмышлять по поводу определенной проблемы или же прокомментировать высказывание того или иного мыслителя.

Здесь важно:

- увидеть проблему, четко определить и сформулировать ее суть, оценить возможности ее решения;

- дать свое понимание (интерпретацию) высказанной идеи;

- обосновать и аргументировать свою точку зрения.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Абсолют — духовная первооснова и одновременно высшая, верховная ценность, первоначало всего сущего.

Абсолютная истина - полное, исчерпывающее знание о действительности, которое выступает лишь как цель научного познания. К абсолютным истинам относятся сведения, которые правильно отражают те или иные свойства исследуемых объектов и не могут быть опровергнуты с дальнейшим развитием науки, а также твердо установленные частные факты и знания о свершившихся событиях.

Абстракция - результат процесса абстрагирования, т.е. отвлечения, мысленного выделения одной стороны и отбрасывания всего, что мешает рассмотрению объекта исследования.

Авторитаризм - политический режим личной власти.

Агностицизм - - учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания окружающего мира.

Аксиология - учение о ценностях.

Альтернатива — одно из двух, как правило противоположных, решений; один из многих вариантов.

Альтруизм - этическое учение и принцип поведения, заключающийся в бескорыстном отношении к людям и готовности жертвовать своими интересами ради других.

Антиномия — противоречия между рядом положений, каждое из которых имеет законную силу. С точки зрения Канта, выбор субъектом той или иной точки зрения зависит от исходных посылок субъекта, а не от степени истинности положений.

Антропология -  философско-научное направление, предметом исследования которого является человек и весь комплекс проблем, с ним связанных.

Антропоцентризм (с гр.) — воззрение, согласно которому человек — это центр Вселенной и высшая цель всего, совершающегося в мире.

Апологетика - защита и оправдание положений какого-либо учения или теории. Опирается на логические, обращенные к разуму доводы и аргументы.

Апория - неразрешимое противоречие.

Априорность — знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорными, по Канту, являются те понятия, которые не могут быть доказаны или опровергнуты опытом. В XX веке считают, что априорные положения являются исходными постулатами науки, они условны и относительны.

Априорный - доопытный.

Артефакт (с лат.) — сделанное искусственно. Процесс, предмет, вещь созданная людьми, то, что возникает только под воздействием людей.

Архетип — прообраз, первичная форма, образец. К.-Г. Юнг определяет этим термином структурные элементы коллективного бессознательного, лежащего в основе психики человека и этносов.

Аскетизм - образ жизни, основанный на максимальном отказе от земных благ, воздержание в удовлетворении материальных потребностей, чаще всего во имя религиозных идеалов.

Атрибут - неотъемлемое существенное свойство.

Аутентичность (с гр.) — подлинность, достоверность, соответствие самому себе.

Бессознательное — те явления и процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бытие — объективная и субъективная реальности в своей совокупности. Все то, что существует.

Верификация — проверка научных высказываний опытным путем

Вещь в себе - в философии И. Канта сущность предмета, которая не может быть познана.

Вещь для нас - в философии И. Канта явление, которое воспринимает человек и которое может быть им познано.

Виртуальный — могущий создать, способный быть, существовать.

Волюнтаризм - философское направление, рассматривающее волю в качестве первоначала бытия.

Гедонизм -  этика наслаждения; направление в этике, считающее удовольствие, наслаждение смыслом бытия человека

Генезис-  происхождение, возникновение.

Герменевтика — истолкование текстов или искусство перевода.

Гносеология — учение о знании, теория познания.

Движение - изменение вообще; способ существования материи и духа.

Дедукция - логический путь от общего к частному.

Деизм - религиозное учение, признающее существование Бога, но отвергающее идею его вмешательства в жизнедеятельность человека.

Детерминация (с лат. определять) — причинная обусловленность явлений действительности, наличие закономерности в явлениях природы и общества.

Детерминизм - учение о всеобщей обусловленности природных, общественных и психических явлений.

Диалектика - учение о развитии, метод познания явлений и процессов в их развитии и непрерывной взаимосвязи.

Догматизм - некритический, односторонний тип мышления, оперирующий неизменными понятиями без учета объективных условий.

Дуализм - философское учение, признающее духовное и материальное начала равноправными: принципами человеческого бытия и мира.

Дух - понятие идеального начала в человеке и мире, противоположное материальному

Душа - понятие, выражающее индивидуальную психическую жизнь,  внутренний мир человека;

Закон - объективная, необходимая, всеобщая, повторяющаяся и существенная связь между явлениями и событиями..

Идеализм - философское направление, исходящее из принципа первичности духовного, мыслительного, идеального начала над материальным, природным, физическим.

Имманентный (пребывающий в чём-либо) - то, что внутренне присуще данной вещи, явлению, процессу.

Императив - безусловное требование, приказ, закон.

Индетерминизм - отрицание причинности или взаимосвязи между явлениями и событиями.

Интерпретация — истолкование, раскрытие смысла, содержания чего-нибудь.

Интуиция — непосредственное усмотрение истины без предварительного анализа и доказательства.

Иррационализм - философское направление, исходящее из того, что в мире царят слепой случай, хаос, беспорядок. Поэтому познавательные возможности разума ограничены, а познание возможно лишь на уровне интуиции, инстинкта.

Истина (объективная истина) - адекватное отражение объекта познающим субъектом; знание, содержание которого не зависит от познающего субъекта.

Категория - максимально обобщенное понятие.

Либидо -  термин из философии психоанализа З. Фрейда, означающий стихийную силу желания, психическую энергию вообще.

Логос — слово, закон, нечто, лежащее в основании.

Макрокосм - мир в целом, Вселенная.

Материализм - философское направление, признающее материю началом мира.

Материя - объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

Метафизика (с гр. после природы) — со времен Аристотеля — первофилософия, основная философская наука, которая ищет постоянное и связь всего, что есть в действительности. Позитивизм XIX в. объявил метафизику ложным знанием, но в XX в. возрождается стремление людей к простому, единому и целостному знанию, которое дает метафизика, толкующая связи всего сущего в мире.

Мировоззрение - совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и его поведение.

Монизм - философский принцип, утверждающий в качестве начала мира материальную или духовную субстанцию.

Мораль - система ценностей и императивов, ориентирующих людей на духовно-возвышенный идеал человеческого единения, выражающегося в примиренности, солидарности и братской (милосердной) любви.

Ноосфера - сфера разума, целенаправленное, разумное развитие биосферы, осуществляемое в интересах человека и его будущего.

Общество - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей; определенный этап человеческой истории (раннефеодальное, буржуазное, социалистическое общество).

Объективное - существующее независимо от человека, его воли, знаний, уровня развития и сознания.

Онтология - учение о бытии, об основных началах всего существующего.

Относительная истина - неполнота знаний, их незавершенность, знания, содержание которых может быть уточнено или пересмотрено дальнейшим развитием науки.

Отчуждение - социальный процесс, в ходе которого деятельность человека вместе с ее результатами превращается в самостоятельную силу, господствующую над ним.

Пантеизм -  учение о том, что все есть Бог. Обожествление Вселенной, природы приводит практически к исчезновению Бога, как творца и вседержителя.

Парадигма — образец, или схема, задающая способ видения того или иного предмета; идеальная теория, определяющая способ объяснения изучаемых явлений.  Термин парадигма заменяет понятие Картина мира.

Патристика - этап развития средневековой философии, связанный с деятельностью так называемых отцов церкви.

Перфекционизм - этика личного совершенства.

Позитивизм (с лат. устойчивый, положительный) — философская школа, основанная О. Кантом, считающая философию обобщением наук, основанных на опыте.

Познание - процесс мышления, отражающий и воспроизводящий в человеческом сознании объективную реальность.

Прагматизм - образ мысли и действий, сориентированных только на успех, на непременное осуществление предпринятого дела

Практика – общественная материально-предметная деятельность по изменению и преобразованию природы и общества.

Прогресс социальный (исторический) - поступательное движение общества (человечества)  от низших ступеней к высшим.

Развитие - количественно-качественное изменение объекта или его состояния, которое характеризуется направленностью, определенными закономерностями и необратимостью.

Рационализм - философское учение, согласно которому всякое достоверное знание можно вывести только из самого человеческого ума и понятий, созданных умом.

Рациональное — разумно (аналитически, логически) обоснованное, целесообразное.

Релятивизм - философское учение, которое преувеличивает момент относительности в человеческом познании, а значит утверждает невозможность получения объективного знания.

Рефлексия — самоанализ, мысль о мысли, самоотчетное рассуждение.

Сакральное - все священное в жизни человека, связанное с его представлениями о высшем, идеальном, божественном.

Свобода - специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками. Свобода напрямую связана с ответственностью личности за свои действия, поступки и т.д. Свобода без ответственности превращается в произвол.

Сенсуализм — философское учение, признающее единственным источником познания ощущения.

Синергетика - область знания, изучающая закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах.

Скептицизм - философская концепция, высказывающая сомнение в возможности достижения объективной истины.

Софистика - способ ведения споров, диспутов, дискуссий, ставящий своей целью достижение победы любыми средствами.

Стохастический (с гр. догадка) — случайный или вероятностный процесс, характер изменения которого точно предсказать или описать невозможно.

Сублимация - в философии З. Фрейда обозначает переключение либидо на более высокие, преимущественно духовные виды деятельности — политику, искусство, науку.

Субстанция - первоначало, первооснова, первопричина сущего. То, что в своем бытии ни в ком и ни в чем не нуждается.

Сущность — внутреннее и наиболее глубокое содержание предмета.

Сциентизм (с лат. наука) — абсолютизация роли науки а жизни общества, особенно характерная для современной индустриальной цивилизации.

Теодицея - учение об оправдании Бога, в связи с существованием в мире не только добра, но и зла.

Толерантность — терпимость, уважение другой позиции, иного мнения.

Труд - целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на окружающую среду с целью удовлетворения своих потребностей. Выделяют труд физический и умственный, управленческий и исполнительский, аграрный и индустриальный и т.д.

Утилитаризм - узкий практицизм, стремление извлекать из всего выгоду или пользу; учение полагающие, что ценность человеческого действия должна определяться по его конечному результату; этическая система, основанная на представлении о полезности как основной ценности.

Фатализм - мировоззренческая концепция, полагающая, что в основе всех поступков человека, мировых событий и процессов лежит предопределение, необходимость, не оставляющая места свободе воли, творческой активности человека.

Феномен - явление чего-либо; то, что является человеку в непосредственном чувственном опыте.

Ценность - социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающей действительности.

Цивилизация - а) синоним культуры;  б) ступень общественного развития, следующая за варварством; в) замкнутый, относительно изолированный социально-исторический организм, в основе которого лежат культурные особенности.

Эвдемонизм - мировоззренческий принцип, согласно которому жизнь - это стремление к счастью как подлинному назначению человека.

Эволюция — постепенное и непрерывное изменение или развитие.

Эвристика — то, что стимулирует активный поиск решений.

Экзистенциальное — относящееся к жизни, ее основаниям и целям.

Экзистенция (с лат.) — существование как факт бытия. Центральное понятие в экзистенциализме, считающего, что существование предшествует сущности человека и по-разному определяющего эту сущность.

Экологический императив - это совокупность таких - уже недопустимых - нарушений равновесия природы, которые могут повлечь за собой дальнейшие неконтролируемые изменения характеристик биосферы, сделать существование на Земле человека невозможным.

Эмпиризм - философское направление, считающее чувственный опыт основой знания.

Эпистемология - раздел теории познания, рассматривающий проблемы научного познания.

Эстетика - философская дисциплина о законах создания и освоения художественных ценностей; философское учение о прекрасном.

Эсхатология - религиозное учение о конечных судьбах человечества и мира.

Этика - философское учение о нравственности, морали.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 320с.

Дополнительные источники:

  1. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. – 288 с.(Профессиональное образование).

2. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 612 с.

3. Хаврак  А.П. Философия: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 376 с.

Интернет-ресурсы:

www.alleg.ru/edu/philos1.htm

www.diplom-inet.ru/resursfilos

http://www.filosofia-totl.narod.ru/

Уважаемые студенты!

  1. Прочтите представленные в заданиях фрагменты оригинальных философских текстов, выдержки из современных учебников и словарей по философии или отдельные высказывания известных философов.
  2. Изучите содержание соответствующих тем, используя конспекты лекций, теоретический материал, который содержится в пособии, а также рекомендованные источники.
  3. Используйте философскую терминологию в процессе выполнения заданий.
  4. Свою точку зрения (отношение) по поводу поднятой проблемы необходимо обосновать или аргументировать.
  5. В процессе обоснования собственного мнения в качестве аргументов можете приводить факты из истории философии, науки, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Требования к оформлению выполненных заданий

  1. Ответы оформите в рабочих тетрадях, стараясь не допускать грамматических, орфографических и стилистических ошибок.
  2. Ответы могут иметь краткую или развернутую форму.
  3. Не дублируйте формулировки заданий и вопросов в тетрадях.
  4. Результаты выполнения заданий должны содержать:
  • номер практического занятия, в ходе которого выполняются задания;
  • наименование темы занятия;
  • цели выполнения заданий;
  • номер задания и номер вопроса;
  • ответы на вопросы, предложенные в заданиях.

Практическое  занятие №1:

Философская теория познания. Проблема истины.

 Цель занятия: определение сущности истины; умения ориентироваться в общих философских проблемах познания, проявить свой ум, гибкость и нестандартность мышления, способности понять и оценить чужую мысль, сформировать и выразить собственную идейную позицию.  

Основные теоретические положения. 

Гносеология (теорией познания ) - раздел философии, в котором рассматриваются общие вопросы познания). Основным вопросом гносеологии является вопрос: познаваем ли мир? Философское понимание процесса познания:

•        гностицизм  (сторонники, материалисты) мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания

•        агностицизм (сторонники, идеалисты) не верят либо в возможности человека познать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Познание – это деятельность, направленная на получение достоверных знаний.

Цель и результат познания – знания. Знания – это осмысленная информация.

Существуют различные формы познания:

1. обыденно-практическое познание, дающее простейшие сведения об окружающем мире. 2. игровое познание, дающее знание правил человеческого взаимодействия, человеческой психологии, собственных способностей личности.

3. мифологическое познание, опирающееся на воображение человека и дающее фантастическое отражение действительности.

4. художественное познание, отражающее мир в форме произведений искусства, передающих эмоции автора;

5. научное познание, дающее достоверное (подтверждаемое практикой) и объективное (не зависящее от эмоций учёного) знание о действительности;

6. философское познание, дающее предельно общее представление о закономерностях действительности с опорой на разум, логику.

        

Структура познавательного процесса

Познание – это не одномоментный акт отображения мира человеком. Это сложный, постепенно разворачивающийся  процесс, состоящий из нескольких уровней.

Чувственное познание, при котором главными средствами познания являются органы чувств. Чувственное познание имеет 3 формы:

ощущение – это чувственный образ отдельных свойств объектов мира.

восприятие – это целостный чувственный образ объектов, синтез ощущений, возникающий в процессе непосредственного контакта;

представление – это целостный чувственный образ объектов, воспроизводимый в памяти, без непосредственного контакта.

                     

Рациональное познание осуществляется посредством мышления. 3 формы рационального познания:

понятие – это форма мышления, отображающая существенные отличительные свойства объектов. Понятие выражается словом или словосочетанием;

 суждение – это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах действительности. Суждение выражается предложением.

умозаключение – форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.                      

Чувственное и рациональное познание неразрывно взаимосвязаны.  Воображение – это способность к созданию образов, ранее не воспринимавшихся. Интуиция и воображение обусловливают творчество – создание чего-то нового, ранее не существовавшего.

Целью познания является получение истинного знания. Заблуждение – это неверное отражение мира в сознании человека. Например, в древности существовало представление, что Земля плоская и покоится на трёх китах, что Солнце вращается вокруг Земли и др. Ложь – это преднамеренное, сознательное искажение человеком действительности, обман людей.

Существует ряд теорий истины.

Классическая теория истины. Истина – это соответствие наших знаний действительности. Соответствие знаний действительности проверяется практикой. Однако практика является относительным критерием истины, так как далеко не все идеи и теории можно проверить на практике, поэтому и столько споров об истине разгорается.

Прагматическая теория истины. Истина – это такое знание, которое приносит пользу людям.

Экзистенциальная теория истины. Истина – это то, в чём в данный момент не сомневается человек.

Конвенциональная теория истины. Истина – это соглашение, договор (конвенция) учёных.

Плюралистическая концепция истины. Утверждается множественность истин об одном и том же объекте. Каждая из них в чём-то верна, отражает то или иное свойство объекта, и поэтому нельзя отдать предпочтение ни одной из них.

Классическая теория выделяет следующие свойства истины:

1. объективность. Содержание истины не зависит от субъекта, его мнений или желаний. Истина отражает то, что есть на самом деле, даже если это нам не нравится. В таком случае люди склонны не замечать или не признавать истину.

2. конкретность. Знание зачастую отражает общее правило, общую закономерность. Но поскольку мир очень разнообразен, в разных условиях общие закономерности проявляются по-разному. Поэтому невозможно говорить об истинности знания, не принимая в расчёт конкретные условия, при которых знания сопоставляются с действительностью.

3. абсолютность и относительность. Абсолютная истина – это абсолютно полное и точное знание о предмете, относительная истина – недостаточно полное знание. Абсолютная истина – это идеал, к которому должно стремиться познание. В реальности всякая истина относительна, в каких-то отношениях она неполная, неточная. Например, для обыденного мышления утверждение «Земля имеет форму шара» - абсолютная истина, однако современная наука утверждает, что форма Земли – геоид.

Критерием истинности знания является практика. Практика – это деятельность, направленная на преобразование окружающего мира. Виды практики - трудовая деятельность, социальные реформы, научный эксперимент. Практика является основным способом проверки на достоверность полученных в процессе познания сведений, гипотез, теорий.

Возведение относительных истин в ранг абсолютных, превращение их в не подлежащие критике и уточнению догмы называется догматизмом. Догматизм  ведёт к застою познания, неспособности понять иные взгляды, в которых тоже может содержаться истина. Противоположная точка зрения, согласно которой все наши знания относительны, в них нет ничего точного и объективного, все они представляют собой всего лишь субъективные, то есть личные мнения, называется релятивизмом. Релятивизм ведёт к отрицанию возможности познания мира, к агностицизму.

Домашнее задание: Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 256 с.                                             (с хрестоматией), с. 185

                                                                                                                                                            Практические задания:                                                                                                                                

      Задание №1: Прокомментируйте стихотворение Р. Тагора "Единственный вход":

"Мы заблуждений страшимся, мы заперли накрепко дверь.                                                                                                                       А истина молвила: "Как же войти мне теперь?"


     Задание №2: "Варавка умел говорить так хорошо, что слова его ложились в память, как серебряные пятачки в копилку. Когда Клим спросил его: что такое гипотеза? — он тотчас ответил: — Это собачка, с которой охотятся за истиной" (М. Горький. Жизнь Клима Самгина)

Какие свойства гипотезы определяет герой романа?

     Задание №3: По образному сравнению В. Гете: "Гипотеза — это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание уже готово; они необходимы для разработчика; он не должен только принимать леса за здание".

Против каких ошибок в познании предостерегает Гете?

Контрольные вопросы:

1. Почему истина в гносеологии рассматривается как «объективная истина»? В чем заключается объективность истины?

2. Почему истина всегда конкретна?

3. В чем различие между заблуждением и ложью?

4. Какие теории истин вам известны?

Практическое  занятие №2:

Философские проблемы науки и техники.

Цель занятия: формирование целостного системного представления о мире, о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий; культуры гражданина и будущего специалиста.

Основные теоретические положения.

Наука – это, во-первых, особый вид человеческой деятельности; во-вторых,  система знаний как результат этой деятельности; в-третьих, отрасль общественного труда.

Наука  как  система знаний отличается от других видов знания рядом черт:

1) объяснение явлений  с помощью логических, доступных человеческому пониманию аргументов, отказ от объяснения с помощью магии, мистики,  веры в чудеса и т.п.;

2) строгая доказательность и проверяемость полученных данных.                                                         3) объективность и безличность – научные знания очищены от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений, интересов, эмоций и т.п.;

4)  системность – научные знания представляют собой совокупность не разрозненных сведений, а логически упорядоченную систему.

Периоды развития науки:

1. С 1 тыс.до н.э. до 16 в. –  период преднауки.                                                                                                                 2. 17-19 вв. – период классической науки.

3. 20 в. – период неклассической науки.                                                                                                   4. Конец 1990-х годов - 21 в. – период постнеклассической науки.

Поскольку наука вызывает у общественности двоякие чувства, постольку сформировались два противоположных подхода к ее оценке: сайентизм и антисайентизм. Сайентизм (от англ. сайенс - наука) – это идейная позиция, выражающаяся в высокой оценке науки и ее роли в обществе. Антисайентизм – это идейная позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Антисайентизм считает, что необходимо ограничить дальнейшее развитие науки, развивать духовную культуру  и нравственность людей.

Техника – это искусственно созданные предметы и способы деятельности, которые используются людьми для достижения какой-либо цели, извлечения пользы. Ступени развития техники:

1) ручные орудия, требующие от человека физических усилий;

2) механизмы, машинная техника, работа которых замещает физический труд человека;  

3) автоматизированные системы – самоуправляемые устройства, частично или полностью освобождающие человека от умственной работы по выполнению управляющих функций.

Отношение человека к технике неоднозначно. Позиция, отражающая восхищение техникой, называется техницизмом. Для техницизма характерна вера в то, что посредством развития техники можно успешно разрешить все проблемы человеческого существования.

Антитехницизм считает технический прогресс пагубным для человечества и указывает на следующие его отрицательные последствия  и опасности.

1) Технический прогресс обедняет духовную жизнь человечества.                                                                                                                        2) Технический прогресс превращает человека в раба техники.                                                                                                                            3) Технический прогресс грозит экологической катастрофой.

4) Велика вероятность самоуничтожения человечества в результате неосторожного обращения с атомной техникой.

5) Существует угроза самоотравления человечества разнообразной «химией».

Домашнее задание: Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 256 с.                                          (с хрестоматией), с.163-168

                                                                                                                                                                                                                                                                                               Практические задания:                                                                                                                                

      Задание №1: «ХХ век - начало цивилизации протезов: люди общаются между собой посредством приборов, подсоединенных к органам чувств. Там, где органы утрачивают взаимосвязь в едином целом организма, они опосредуются протезами - экранами, дисками, компьютерами, телефонами, факсами. Все это - удлинители и заменители телесных органов, травмированных избытком информации. Индивид все более чувствует себя калекой, неспособным полноценно соотноситься с окружающей информационной средой. Это особого рода увечье, когда человек лишается не внешних, а внутренних органов: зрение и слух принимают на себя чудовищную нагрузку, которую не выдерживают мозг и сердце.

 Дайте анализ этой ситуации. Как бы вы ответили на вопрос: развитие техники ведет к все большему освобождению человечества или же, наоборот, к его закабалению? Чем преимущественно является техника для человека – злом или благом?

      Задание №2:  В чем отличие деятельности человека от операций пчелы?

К. Маркс отмечал: «…паук совершает операции, напоминающие операции ткача, а пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей — архитекторов. Но самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове… В изобретении предстает нам некая новая действительность, природе противопоставляется некоторый новый проект, который нельзя обнаружить в природной действительности и который соотнесен исключительно лишь с человеческими целями; колесо, кривошипный привод, генератор, лампа накаливания, ледогенератор, транзистор — это лишь некоторые из изобретений, которые не имеют в природе никакого аналога».

        Задание №3: Американский футуролог А. Гоффлер в книге «Третья волна» ставит вопрос: «Не попробовать ли нам совершить биологическую перестройку людей в соответствии с профессиональными требованиями, скажем, создавать пилотов с более быстрой реакцией или сборщиков, не реагирующих на монотонную сборку у конвейера?».

Как Вам нравится перспектива становления такого человека, например, специалиста садово-паркового и ландшафтного строительства.

Контрольные вопросы:                                                                                                                                                                                  

1. Когда возникает наука и каковы исторические предпосылки ее рождения?

2. Что такое сциентизм и антисциентизм? С чем связана антисциентистская позиция в современном мире?

3. Дайте определение понятий «техника»,  «техносфера».

4. Расскажите об истории  становления техники.

5. Какова роль науки и техники в современности?

Практическое  занятие №3:

 Философская проблема становления человека, свободы и ответственности личности.

Цель занятия: формирование целостного системного знания о мире, умения ориентироваться в общих философских проблемах свободы и ответственности, проявить свой ум, гибкость и нестандартность мышления, способность понять и оценить чужую мысль, высказать и аргументировать свою точку зрения.

Домашнее задание: Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 25(с хрестоматией), с.168-175                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Практические задания:    

       Задание №1: Человек осужден быть свободным. «Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал… Он есть лишь то, что сам из себя делает… Если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть…, экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование…                                                                                       Достоевский как-то писал, что «если Бога нет, то все дозволено». Это — исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если Бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни  вовне…                                                     Если Бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей и предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой — в светлом царстве ценностей — у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осужден быть свободным… Однажды брошенный в мир, отвечает за все что делает… Человек ответствен за свои страсти.                                                                                           Заброшенность предполагает, что мы сами выбираем наше бытие. Заброшенность приходит вместе с тревогой…                                                                                                                 Выбор возможен в одном направлении, но невозможно не выбирать. Я всегда могу выбрать, но я должен знать, что даже в том случае, если ничего не выбираю, тем самым я все-таки выбираю… Если верю, что, находясь в какой-то ситуации…, я вынужден выбирать какую-то позицию, то, во всяком случае, я несу ответственность за выбор… Даже если никакая априорная ценность не определяет моего выбора, но все же не имеет ничего общего с капризом…                                                                                                                        Мы определяем человека лишь в связи с его решением занять позицию. Поэтому бессмысленно упрекать нас в произвольности выбора» (Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм)                                                                                                                                                                      Что означает выражение Сартра: «Человек осужден быть свободным»? О какой свободе идет речь? Означает ли свобода человека отсутствие его ответственности за свершенное? Если все дозволено, то значит ли это нравственную безответственность человека?

       Задание №2: Проанализируйте данное высказывание: «Нет такого поступка, который не затрагивал бы другого человека... Абсолютных личностей не существует. Тот, кто отчуждается от общности, наносит ей ущерб. Тот, кто печален, печалит других» (Сент-Экзюпери).

       Задание №3: Что является для вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, друзья, другие люди?

Контрольные вопросы:            

1. Какие виды необходимости господствуют человеком, и может ли он их преодолеть?                                                                                                                                                           2. В какой мере человек является свободным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ХИМИЯ общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ХИМИЯобщеобразовательного циклаосновной профессиональной образовательной программыпо специальностям естественнонаучного профиля ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ХИМИЯ общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.02 ХИМИЯобщеобразовательного циклаосновной профессиональной образовательной программыпо специальностям естественнонаучного профиля ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

   Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240113 Химическая технологи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240113 Химическая технология органических веществ, утвержденной ...

Методическая разработка по организации внеурочной самостоятельной работы студентов по дисциплине МДК. 01.03. Детская литература с практикумом по выразительному чтению основной профессиональной образовательной программы по специальности 44.02.02 ( 05014

Специфика детской литературы связана с характером изображения действительности, с особым предметом ее изображения: он тот же, что и во всяком искусстве, но в то же время особый: главный герой де...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ОП.03 ЦВЕТОВЕДЕНИЕ» основной профессиональной образовательной программы по специальности Профессиональный цикл 54.02.02.– «Художественная керамика»

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Цветоведение" является частью Основной образовательной программы ФГБУ СПО СКУД по специальности 54.02.02.Декоративно приклакдное искусство и народные промыс...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ по учебной дисциплине ОП. 08 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ профессионального цикла, основной профессиональной образовательной программы по специальности специальность 250110 Лесное и

Комплект Контрольно – измерительных материалов по учебной дисциплине ОП. 08 Правовое обеспечение профессиональной деятельности профессионального цикла,основной профессиональной образова...