УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ОП.03 ЦВЕТОВЕДЕНИЕ» основной профессиональной образовательной программы по специальности Профессиональный цикл 54.02.02.– «Художественная керамика»
методическая разработка на тему

Ренжин Виктор Павлович

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Цветоведение" является частью Основной образовательной программы ФГБУ СПО СКУД по специальности 54.02.02.Декоративно приклакдное искусство и народные промыслы - "Художественная керамика", разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

Учебно-методический комплекс по дисциплине адресован студентам очной формы обучения.

УМК включает теоретический блок, перечень практическипх занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а так же вопросы и задания по промежуточной аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk_tsvetovedenie_2017.docx43.6 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры Ставропольского края Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ставропольского края  «Ставропольское краевое училище дизайна» (техникум)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

« ОП.03 ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

основной профессиональной образовательной программы по специальности

Профессиональный цикл

54.02.02.– Художественная керамика (по видам).

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ  ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

г. Пятигорск 2016

Составитель: Ренжин В.П.,  преподаватель  Ставропольского краевого училища дизайна СКУД.  

Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее - УМК) «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ» является частью основной профессиональной образовательной программы ФГБУ СПО СКУД по специальности

54.02.02. – ДПИ «Художественная керамика», разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

Учебно-методический  комплекс  по  дисциплине адресован студентам очной формы обучения.

УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации. 

Наименование разделов

Стр.

  1. Введение

3

  1. Образовательный маршрут

6

  1. Содержание дисциплины

6

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

12

  1. Глоссарий

13

  1. Информационное обеспечение дисциплины

16

   

СОДЕРЖАНИЕ

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ !

Учебно-методический комплекс по дисциплине создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине. УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации - дифференцированному зачёту Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную. По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме 4 позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии.

Основные понятия курса приведены в глоссарии.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения дифференцированного зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.

По итогам изучения дисциплины проводится дифференцированный зачет.

В зачетную книжку выставляется оценка (удовлетворительно, хорошо и отлично). Дифференцированный зачет выставляется на основании оценок за практические работы и точки рубежного контроля.

В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:

 технически грамотно выполнять упражнения по теории цветоведения;

 составлять хроматические цветовые ряды;

 распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты;

 анализировать цветовое состояние натуры и композиции;

 анализировать и передовать цветовое состояние натуры в творческой работе;

 выполнять живописные этюды с использованием различных техник живописи;

В результате освоения дисциплины Вы должны знать:

 природу и основные свойства цвета;

 теоретические основы работы с цветом;

 особенности психологии восприятия цвета и его символику;

 теоретические принципы гармонизации цветов в композициях;

 различные виды техники живописи;

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (далее - ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием. Осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенном на двери кабинета преподавателя.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Формы отчетности, обязательные для

сдачи

количество

практические занятия

24

лекции

8

Итоговая аттестация  

Экзамен

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

I семестр

Основные положения теории цветоведения

Образование цветов.

Свойства цветов.

 Основные понятия и термины по теме:

Цветовой тон определяет название цвета: зеленый, красный, желтый, синий и др. Это качество цвета, которое позволяет сравнить  его с одним из спектральных или пурпурным цветом (кроме хроматических) и дать ему название.

Светлота также является свойством цвета. К светлым можно отнести желтый, розовый, голубой, светло-зеленый и т. п., к темным — синий, фиолетовый, темно-красный и др. цвета.

Насыщенность цвета определяется его (цвета) близостью к спектральному. Чем ближе цвет к спектральному, тем он насыщеннее. Например, желтый цвет лимона, оранжевый — апельсина и т. д. Цвет теряет свою насыщенность от примеси белил или черной краски.

Группу красных, оранжевых, желтых и желто-зеленых цветов принято называть теплыми(по сходству с цветом солнца, огня и т. п.), а голубо-зеленые, голубые, синие и фиолетовые цвета — холодными

Контрастные цвета — это пары резко противоположных цветов, взаимно усиливающих насыщенность друг друга (например, оранжевый и синий, фиолетовый и желтый, красный и зеленый).

План изучения темы

1. Физические основы учения о цвете: цвет и длина волны излучения, спектральный состав излучения. Спектр солнечного света. Оптическое смешение цветов.

Теоретические основы работы с цветом.

1. Ахроматические и хроматические цвета. Цветовой тон, насыщенность, светлота.

2. Цвет и его основные характеристики: Физиологическое восприятие цвета.

Спектр. Природа цвета. Субтрактивное (красочное) и аддитивное (оптическое) смешение цветов.

3. Упражнения на смешение красок, получение оттенков цветов, умение работать с палитрой .  

4. Выполнение композиции.

5. Группировки цветов.

6. Цветовые композиции.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Введение. Предмет и задачи курса «Цветоведения». Связь цветоведения с другими отраслями человеческого познания. Синтетическая природа цветоведения и специфика в дизайне. Краткий исторический обзор учения о цвете.

Физиологические закономерности восприятия цвета. Строение глаза.

Функции сетчатки. Адаптация зрения. Трехкомпонентная теория цветового зрения. Аномалии цветового зрения.

 Психофизиология восприятия цвета. Чувствительность глаза к цветовому тону. Явление хроматической адаптации. Цветовая индукция.

Закономерности отрицательной цветовой индукции.

Психологическое воздействие цвета. Классификация цветов по их

психофизиологическому восприятию человеком. Основные функциональные свойства цвета. Цветовые ассоциации – физические, эмоциональные и другие.

Акварельные краски и их особенности.

Цветовая растяжка лессировочных, полулессировочных, корпусных акварельных красок. Цветовая композиция. Выявление формы средствами цвета. Композиционная функция цвета: синий, желтый и т.д. Задачи цветовой композиции. Способы акцентирования направлений в композиции, горизонтальные и вертикальные круг и др. Особенности зрения и композиция. Статичные и динамичные формы композиции. Ассоциативные формы композиции. Физические, психологические, эмоциональные формы композиции.

Группировки цветов. Цветовые композиции.

Основные понятия и термины по теме:

Теоретические принципы гармонизации цветов в композициях

Цветовая гармония - закономерное сочетание цветов на плоскости и в

пространстве.

Колорит - система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений

Колористика (от латинского "Color" - цвет) - раздел науки о цвете,

изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.

План изучения темы

Общие сведения о цвете.

Основные характеристики цвета: цветовой тон, насыщенность, светлота.

Цветовая гармония.

Цветовое созвучие. Гармонические сочетания родственных,

родственно- контрастных и дополнительных цветов

Выполнение спектрального круга. Выполнение цветовых растяжек для спектрального круга.

Стилизованная композиция на основе цветового пятна

Выполнение цветовых растяжек для спектрального круга

Краткое изложение теоретических вопросов:

Цветовой тон - хроматический цвет, который по сходству можно отнести к цвету спектра. Цветовой тон зависит от насыщенности и светлоты.

Насыщенность - степень отличия хроматического цвета от одинакового с ним по светлоте ахроматического цвета. Насыщенность зависит от цветового тона и светлоты. Светлота - от яркости, насыщенности цветового тона.

Цветовой круг - основа цветового созвучия. Цветовые созвучия могут быть на основе трех, четырех, шести цветов. Созвучие двух цветов - дополнительные цвета. Созвучие трех цветов - равносторонний или равнобедренный треугольник в двенадцатичастном круге - трезвучие.

Созвучие четырех цветов - образуют квадрат - дополнительные цвета, две пары родственно- контрастных цветов - прямоугольник. В двенадцатичастном круге шесть групп родственных цветов: все промежуточные, включая главный. Родственно – контрастный - шесть групп.

Гармоническое сочетания контрастных цветов - на концах диаметра.

Основы живописной грамоты.

 Освоение живописных техник.

Практичское прменение теоретических положений цветоведения.

Приемы работы красками и кистью. Освоение акварельной техники.

Основные понятия и термины по теме:

Краткое изложение теоретических вопросов:

Упражнения на изучение различных живописных техник.. Натурная постановка из 2-3 предметов быта (на формате А-3).

Определить и передать разницу локального цвета на свету и в тени, с помощью светотеней передать объем, использовать знания о «выступающих и отступающих цветах» для передачи глубины пространства. Особенности работы акварелью.

Практическое применение теоретических положений цветоведения Локальный цвет, цветовые отношения. Формирование цветом объема. Изменение локального цвета на световой и теневой поверхностях предметов; передача освещения.

Методы прикладной стилизации в живописно-графических техниках.

Натюрморт с небольшим количеством предметов. Первоосновой в работе должен быть поиск композиции, построение пространства и стилизация предметов, для более демократичного обращения с ними. Закономерности цветовых явлений, раскрывающие особенности передачи объема цветом, цветовых отношений.

Знакомство с прикладными методами стилизации в живописной работе, методами, применяемыми или уместными в практике. Перспектива цвета.

Дистанционное преобразование цвета. Проявление закономерностей воздушной

перспективы. Методы передачи перспективных преобразований цвета в натурном этюде и композиции.

 

Форма контроля самостоятельной работы:

1. История развития науки о цвете.

 2. Отношение мастеров творческого процесса к науке о цвете.

 3. Физика цвета. Опыт Исаака Ньютона. Схема разложения цвета на спектр.

 4. Восприятие глазом цвета. Схема строения глаза.

 5. Свет и цвет. Изменение видимости цвета в зависимости от освещения.  

6. Хроматические и ахроматические цвета, сходство и различие.

7. Отражение света поверхностью.

 8. Основные характеристики цвета.

 9. Цветовой тон.

 10. Насыщенность. Светлота и тон.

11. Основные цвета. Спектральные цвета.

 12. Яркость и чистота цвета.

 13. Главные и индивидуальные цвета.

 14. Смешение цветов.

 15. Систематика цветов. Двенадцатичастный цветовой круг.

 16. Цветовая гармония. Гармония родственных, родственно-контрастных, дополнительных цветов.

17. Восприятие цвета, влияние цвета на человека.

18. Виды контрастов.

 19. Симультанный контраст.

 20. Контраст светлого темного, «теплого» и «холодного», по площади цветовых пятен.

 21. Несобственные качества цвета.

22. Воздушная и цветная перспектива.

 23. Колорит. Цветовые созвучия.    

Задания для самостоятельного выполнения.

1. Ознакомление с аналогами, поиск примеров гармоничных цветовых сочетаний природных и искусственных форм.

2. Упражнения на получение «теплых» и «холодных» цветов, их оттенков.

3. Выполнение цветовых растяжек для звезды И. Иттена

4. Выполнение цветовых растяжек для спектрального круга

Форма зачета

Проведение зачета после пройденных тем предполагает теоретический опрос по контрольным вопросам. Зачет принимается при наличии: - работ по пройденным темам, выполненных на практических занятиях в аудитории; - домашнего задания.

Практические задания предоставляются в виде серии графических работ по теории цвета и серии творческих работ, композиционных эскизов на разнообразные гармонические сочетания цветов.

Все практические задания принимаются в оформленном виде. Форма - зачёт - просмотр.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Материалы для текущего внутрисеместрового контроля представляют собой оценивание преподавателем самостоятельных (внеаудиторных работ студентов (набросков, зарисовок), краткосрочные (4-8 часов) задания, промежуточные просмотры работ (по факту выполнения)).

Итоговым контролем дисциплины является зачет, предусмотренный учебным планом и рабочей программой курса, по результатам которого выставляется итоговая оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» или «зачтено», «не зачтено»).

«отлично» - работы выполнены в полном объеме по программе, соответствуют высокому уровню исполнения по технике рисунка, композиции, цветоведению и разнообразию приемов и выразительных средств.

«хорошо» - работы выполнены в полном объеме по программе, соответствуют хорошему уровню исполнения в технике рисунка, композиции, цветоведению.

«удовлетворительно» - работы выполнены на 70% объема по программе, соответствуют удовлетворительному исполнению в технике живописи, цветоведению и композиции.

.«неудовлетворительно» - работы не выполнены на 50% по программе, не соответствуют требованиям по освоению техники рисунка и композиции и цветоведению.

ГЛОССАРИЙ

Аддитивные смеси — смеси цветов, основанные на их сложении и независимые от их спектрального состава.

Ахроматические цвета — цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета)

Весомость цвета — дополнительная характеристика цвета чисто ассоциативного происхождения.

Выступающие (отступающие) цвета — цвета, кажущиеся ближе (дальше) своего фактического положения в пространстве.

Вычитание цветов — процесс образования цвета в результате поглощения части световых лучей.

Главные цвета — четыре цвета, выделяющиеся в цветовом круге: красный, желтый, зеленый и синий.

Дополнительные цвета — два цвета, дающие третий — ахроматический, при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях.

Избирательное поглощение — поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются неодинаково.

Интенсивность цвета— качество цвета, зависящее от его светлоты и от его насыщенности.

Колориметрия — наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемой данной цветной поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета).

Контраст цветов — изменение цветов под влиянием других, окружающих их цветов (одновременный контраст) или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся (последовательный контраст).

Контрастные цвета — цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов (несколько отличаются от дополнительных).

Локальный цвет — основной цвет объекта, не претерпевший изменений под воздействием освещения и окружающей среды.

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; степень цветности

Независимые (бесфактурные) цвета — цвета, не локализующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа.

Неизбирательное поглощение — поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются в равной мере.

Объемные цвета, пространственные цвета — цвета, воспринимаемые в трех измерениях.

Основные свойства цветов — светлота, цветовой тон и насыщенность.

Основные цвета — три цвета (киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий), путем оптического смешения которых можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Оттенок — градация цветового тона в пределах одного цвета.

Поверхностные цвета — цвета, выявляющие фактуру и рельеф поверхности.

Полутень — промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.

Пространственное смешение цветов — один из видов оптического смешения цветов; слияние различных мелких цветовых образов на расстоянии, с образованием суммарного (общего) цвета.

Светлота цвета — качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из членов ахроматического ряда; относительная яркость.

Светлотные (яркости ые) отношения — относительные отличия цветов по светлоте (по яркости).

Светотень — распределение яркостей по поверхности освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.

Теплые цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, оранжевые желто-оранжевые, желто-зеленые.

Тон (в терминологии художников) — термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, то есть цветового тона

Тональность — подчиненность всех цветов композиции условиям единства среды.

Трансформация цветов — нивелирование изменений в цвете, вызванных освещением, при осознании условий этого освещения.

Фактура — видимое строение (структура) поверхности.

Холодные цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие, сине-фиолетовые.

Хроматические цвета — цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета, кроме белых, серых и черных.

Цветовой круг — расположение всех цветовых тонов по окружностям: замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого, через пурпурные цвета.

Цветовой тон — качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.; качество, определяющее место цвета в цветовом круге.

Цветовые отношения (отношения цветов) — относительные отличия цветов, в основном, по цветовому тону.

Яркость — количество света, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления.

Яркостные отношения цветов — отношения цветов по светлоте.

Яркостная контрастность — контрастность по светлоте; сопоставление разноярких цветов (цветов различной светлоты).

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Алексеев С.О. О колорите. - М., 1974

2. Беда Г. В. Живопись. - М., 1986

3. Все о технике: цвет. Справочник для художников. - М.: Арт-Родник, 2002

4. Волков Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985

5. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. – М.: Искусство, 1986

6. Люшер М. Магия цвета. Харьков: АО “СФЕРА”; “Сварог”, 1996

7. Паранюшкин Р.А., Хандова Г.Н. Цветоведение для художников:

колористика. – Ростов н/д: Феникс, 2007
8. Психология цвета. - Сб. пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996

Дополнительная литература

Ревякин П.П. Техника акварельной живописи. М.: 1956. – 225 с.

Лукина И.К., Кузьменко Е.Л. Рисунок и живопись; Учебное пособие. – 2012. – 76 с.

Школа изобразительного искусства. /в 10 томах/. М.: Изд. «Изобразительное искусство», 1988.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.iskusstvo.ru www.graphic.org.ru Для практических занятий и самостоятельной работы студентов:

- технологии Internet для поиска материала и выполнения индивидуальных работ и работ по заданию преподавателя;

- Outlook Express или любая другая почтовая программа для реализации электронных консультаций с преподавателем в режиме on-line;

- Microsoft Word для оформления индивидуальных творческих заданий преподавателя; оформления индивидуальных работ и самостоятельных работ;

- Microsoft Power Point для визуализации результатов выполнения студентами индивидуальных и самостоятельных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

   Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240113 Химическая технологи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Обслуживание и эксплуатация технологического оборудования профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240113 Химическая технология органических веществ, утвержденной ...

Контрольно-оценочные средства учебной дисциплины БИОЛОГИЯ основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины БиологияКОС включают контрольные материалы для пр...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ УП.01. 01. «Пленэр (учебная практика)» основной профессиональной образовательной программы по специальности

Учебно-методический комплекс по учебной практике пленэр, которая является частью Основной профессиональной образовательной программы ФГБУ СПО СКУД по специальности 54.02. Декоративно-прикладное искусс...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ по учебной дисциплине ОП. 08 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ профессионального цикла, основной профессиональной образовательной программы по специальности специальность 250110 Лесное и

Комплект Контрольно – измерительных материалов по учебной дисциплине ОП. 08 Правовое обеспечение профессиональной деятельности профессионального цикла,основной профессиональной образова...