УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ УП.01. 01. «Пленэр (учебная практика)» основной профессиональной образовательной программы по специальности
методическая разработка на тему

Ренжин Виктор Павлович

Учебно-методический комплекс по учебной практике пленэр, которая является частью Основной профессиональной образовательной программы ФГБУ СПО СКУД по специальности 54.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы - художественная керамика, разработанная в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

 Учебно-методический комплекс по учебной практике (пленэр) адресован студентам очной формы обучения.

  УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем учебной практики, перечень точек рубежного контроля и задания по промежуточной аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk_plener_2017.docx66.72 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры Ставропольского края

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ставропольского края

 «Ставропольское краевое училище дизайна»

(техникум)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

УП.01. 01. «Пленэр (учебная практика)»

основной профессиональной образовательной программы по специальности

Профессиональный цикл

54.02.02 – Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам).

Специализация «Художественная керамика»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ  ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

г. Пятигорск 2016

Составитель: Ренжин В.П.,  преподаватель  Ставропольского краевого училища дизайна СКУД.

Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее – УМК)  «ПЛЕНЭР (учебная практика)» является частью основной профессиональной образовательной программы ФГБУ СПО СКУД по специальности

 54.02.02 – Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы «Художественная керамика (по видам), разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения.

   

 

 

Учебно-методический  комплекс  по  дисциплине адресован студентам очной формы обучения.

УМК включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

Наименование разделов

Стр.

  1. Содержание

3

  1. Требования к уровню выполнения содержания учебной практики

5

  1. Образовательный маршрут по дисциплине

9

  1. Содержание дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

16

  1. Информационное обеспечение дисциплины

18

  1. Словарь специальных терминов

20

   

СОДЕРЖАНИЕ

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ !

Учебно-методический комплекс по дисциплине создан Вам в помощь для работы на занятиях учебной практики.

Задачи учебной практики (пленэр):

- развитие глубокой пространственной ориентации, профессиональной способности воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а ее изображение в двухмерном пространстве на плоскости;

- развитие целостного восприятия натуры с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности; умения воспринимать объекты на пленэре цельно и находить большие цветовые отношения в них;

- развитие способности применять в этюдах метод работы отношениями (закон пропорциональных отношений) по цветовому тону, светлоте и насыщенности; умения выдерживать тональный и цветовой масштабы;

- воспитание творческого воображения - способности создавать средствами живописи художественные образы.

Программа «Пленэр» предусматривает наброски и зарисовки с натуры, этюды и композиционные поиски с использованием различных материалов.

Данные задачи по пленэр (учебной практики) соотносятся со следующими видами профессиональной деятельности: - педагогическая, - культурно-просветительская, и задачами профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности: – изучение возможностей, потребностей, достижений учащихся в области образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания, развития; – организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся, и отражающих специфику предметной области; – использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий; – осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

В области культурно-просветительской деятельности: – организация культурного пространства; – популяризация художественных знаний в широких слоях общества; – обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.

Основные понятия курса приведены в глоссарии.

После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам на пленэре необходимо.

В случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу.

Содержание рубежного контроля (точек рубежного контроля) составлено на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме.

 По итогам изучения дисциплины проводится просмотр работ.

В зачетную книжку выставляется оценка (удовлетворительно, хорошо и отлично).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ВЫПОЛНЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ЛЕТНЕЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ: 

В результате изучения дисциплины «Пленэр» Вы должны знать:

понятие «Живопись» «Рисунок». Задачи реалистической живописи и рисунка. Природа цвета. Цветовой спектр. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета и их применение в живописи. Цветовая гамма. Колорит – важнейшее качество живописи и средство образного выражения в живописи, конструктивную основу объемно-пространственной формы простых геометрических тел и теоретические и методические основы рисунка правила и законы построения, компоновки, тональности, специфические понятия и термины, картинную плоскость, центральный луч зрения. Иметь представление об оптическом и композиционном центре. Основные правила графического освоения перспективы, технологию рисунка, графические материалы.

        Вы должны уметь передавать средствами живописи и рисунка плановость и пространство, материальность и объем, закономерности линейной и воздушной перспективы, видеть натуру цельно, постигать закономерности большой формы, понимать конструктивную основу объемно-пространственной формы простых геометрических тел; анализировать и грамотно изображать пластическую структуру формы на плоскости. Определять линейные объёмные размерные отношения предметов, а также понимать математическую сущность пропорций.

Владеть техникой и технологией живописи и рисунка. Акварель. Гуашь.

Владеть навыками работы графическими и художественными материалами (карандаш, уголь, сангина).

В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (далее - ОК):

  • Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).
  • Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2).
  • Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3).
  • Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).
  • Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5).
  • Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).
  • Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7).
  • Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8).
  • Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности (ОК 9).

Профессиональные:

        Художник-керамист (углубленной подготовки), преподаватель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

Творческая художественно-проектная деятельность:

  • Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи. (ПК 1.1).
  • Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия (ПК 1.2).

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

  •         Главной целью учебной практики (пленэр) являются закрепление и углубление специальных знаний и навыков по рисунку, живописи и композиции; развитие творческой активности и инициативы студентов, их художественных потребностей и эстетического вкуса.
  • Практика в условиях природы (на пленэре) - целостный художественно-педагогический процесс в системе подготовки студентов. Восприятие натуры как целостного образа и нахождение его основных тоновых и цветовых отношений в пределах общего тона. Дальнейшее изучение технических возможностей и приёмов акварельной живописи в условиях работы с натуры на открытом воздухе. Изучение закономерностей распределения цветовых рефлексов на натуре, расположенной под открытым небом. Наблюдение закономерностей проявления одновременного и последовательного контрастов в этюде. Дальнейшее изучение световой среды и цветовой лепки формы предметов в условиях пленэрного освещения. Умение целостно воспринимать объекты пейзажа и находить большие цветовые отношения в определенном тоновом и цветовом масштабе. Передача общего тонового и цветового состояния освещения, погодных условий, времени дня и года. Совершенствование пространственного видения и овладения навыками передачи пространственных и цветовых изменений в пленэре. Выявление линий, тоном и цветом характерных особенностей определенного типа рельефа (равнинного, холмистого, горного). Приобретение навыков изображения крупномасштабных объектов с учетом их пластики и направления световых лучей по изменяющейся поверхности. Сравнительный анализ природных форм. Выявление основных живописно- пластических свойств деталей пейзажа. Умение видеть и изображать цветом характерные особенности пород деревьев (лиственных, хвойных, смешанных лесов). Выявление общей формы лесных объектов. Совершенствование практических навыков и детализация форм в зависимости от расстояния до зрителя и положения композиционного центра. Закрепление знаний законов линейной и воздушной перспективы. Тренировка в применении сближенных по цвету тоновых отношений в практической работе. Тональная связь планов в пленэрной живописи. Изучение взаимосвязи между линейной и воздушной перспективой при изображении архитектурного мотива в связи с окружающим ландшафтом. Передача соотношения архитектурных объектов, деревьев и большого пространства плоскости земли. Развитие навыков выявления силуэтов больших архитектурных масс и планов. Совершенствование способностей зрительного восприятия перспективной четкости и глубины пространства в пейзаже. Выявление в этюде тонового и цветового единства пейзажа с большой глубиной пространства. Наблюдение натуры и различие в ней характерного и существенного. Формирование привычки чередовать работу с натуры, по памяти, представлению и по воображению на основе предыдущих впечатлений. Приобретение навыков выполнения композиционно-тематической работы на основе зрительных образов и впечатлений, полученных при работе с натуры.

Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности, то Вы всегда можете прийти на дополнительные занятия к преподавателю, которые проводятся согласно графику. Время проведения консультаций Вы сможете узнать у преподавателя, а также познакомившись с графиком их проведения, размещенном на двери кабинета преподавателя.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Формы отчетности, обязательные для

сдачи

количество

практические занятия

24

Точки рубежного контроля

24

Итоговая аттестация в форме экзамена (просмотр)

Содержание учебной практики.

Вводная беседа

Пленэр. Знание пленэрной работы для формирования будущего

художника-керамиста. Цели и задачи пленэрной практики в декоративно-прикладном образовании.

Знакомство с программой практики. Материалы для работы на пленэре.

Тема 1. Растения

Натурные зарисовки растений представляют собой самый доступный и многообразный материал для творчества и декоративных переработок. Применяются разные методы изображений: рисунок - линейный,

светотеневой, силуэтный,  контурный, живопись - тоновой и цветовой силуэт, объемно-пространственная и декоративно- плоскостная.

В рисунке изображаются отдельные ветки, мелкие растения. Цветом- отдельные цветы, группы цветов. От академического изображения студенты переходят к зарисовкам декоративно-силуэтного и прикладного характера.  

Выбираются интересные мотивы, отличающие цветовые и орнаментальные композиции в природе, кора деревьев, наросты на них, древесные грибы, крупные листья декоративного характера, раковины, бабочки, насекомые с узорчатой раскраской и т.п.

Тема 1. Рисунок ветки.

Наибольший интерес представляют собой ветки клена, дуба, яблонь. Выполняется композиционный набросок, определяется размер и форма будущего рисунка. Выявляется конструкция ветки, ее характерные особенности, пропорции всех частей, пространственное положение.

Задача: конструктивное построение, светотеневая проработка рисунка ветки.

Материал: карандаш, А3 листа.

Тема 2. Зарисовки мелких растений.

Выполняются зарисовки мелких растений (клевер, одуванчик, агава) на бумаге карандашом или тушью пером, гелиевой черной ручкой.

Растения изображаются с листьями, бутонами, цветами в линейной технике с элементами светотени (свет, тень).

Задача: Изучается характер и строение растений. Компонуется несколько зарисовок на листе бумаги.

Материал: карандаш, тушь, ручка гелиевая, бумага; размер – А3 листа

Тема 3. Силуэтное решение.

Определяется интересная по силуэту и характеру ветка кустарника

или дерева(сосна, акация, береза и т.п.). Компонуется на формате бумаги и заливается тоном одним цветом (желательно черным).

Задача: Композиционное выявление характера силуэта изображаемого дерева или куста.

Материал: акварель, тушь, А3 листа бумаги.

Тема 4. Живопись отдельного цветка.

Предполагается изображать - подсолнухи, крупные цветы с ярко

выраженной формой, и т.п. Этюды выполняются академически с передачей строения, характера и образа. Работа выполняется с частичным фоном. Задача: объемно-пространственная живопись. Изображается форма крупных декоративных цветов.

Материал: акварель, бумага: размер А3 листа.

Тема 5. Живопись группы цветов.

Работа компонуется ритмической группой в 2-3 плана (мальвы, маки, и т.п.) Работа передает цветовые и пространственные отношения выбранного объекта.

Задача: соблюдение пространственных планов в живописи.

Материалы: гуашь, акварель, бумага: размер - А3 листа.

Тема 6. Декоративно-силуэтное решение изображаемого объекта

Предполагается большое многообразие растений с гармоничной окраской.

Изображение условно обобщенное: силуэт без фона с градациями светотени, цвет и тон изображаемых растений должны быть близкими к натуре.

Задача: Изображаются несколько силуэтных решений на одном

листе бумаги. В силуэте передается строение и окраска растений.

Материал: гуашь, бумага: размер – А3 листа.

Тема 7. Зарисовки декоративных мотивов в природе.

Изображаются растительные мотивы живописно- орнаментального характера: цветы, ягоды и т.д.

Фон заполняется цветовыми планами, напоминающие ковер или цветочную ткань. Затем рисуются насекомые, камни, раковины декоративного вида.

Задача: подметить в природе декоративно - орнаментальные объекты и зарисовать их в условно - плоскостной манере.

Материал: акварель, гуашь, бумага: размер -  А3 листа.

Тема 8. Птицы.

Знакомство с анатомическим строением птицы, обратить внимание

на характер форм, оперение всей птицы, крыльев.

Предполагается делать наброски  и зарисовки птиц в зависимости

от места прохождения практики ( голуби, горлицы, ласточки, сороки  ит.д.). Обратить внимание в зарисовках на передачу пропорций,  характера птицы, потом - движения и в конце работы на передачу объема строения деталей.

Техника зарисовки разная: линейные карандашные наброски, более свободные технические приемы (тушь, сангина, уголь, соус, белила, гуашевые на темной или серой  бумаге). Количество набросков должно быть очень много, чтобы развить быстроту реакций, успеть и уметь ухватить общее. Рисовать по частям нельзя. Лучше всего рисовать длительное время птиц одного вида. В этом случае достигается выразительность изображения.

Работать цветом рекомендуется в следующем порядке: быстрые кистевые наброски, затем длительные этюды, потом декоративные решения, как завершающий итог.

Тема 9. Наброски с одного вида птиц.

Выполнить до 10 набросков (на отдельных небольших форматах).

В начале студенты работают над передачей пропорций и строением птицы, после выполняются наиболее детальные, применяют разные материалы, акцентируют внимание над передачей движения и характера птицы. Затем переходят к более свободной технике, вводится тон дающий представление о форме.

Задача: Изучается строение рисуемого объекта, овладение техникой выполнения наброска с движущейся модели.

Материал: карандаш, тушь, сангина, уголь, соус, пастель, размер А3листа.

Тема 10. Рисунки деталей (голова, крыло, лапы)

Рисунки выполняются с тщательной проработкой формы деталей птицы. Рисунок выполняется несколько крупнее чем наброски. Рисунки

деталей размещаются на одном листе с набросками, можно отдельно.

Задача: изучение форм деталей птицы.

Материалы: карандаш, размер -  А3 листа.

Тема 11. Наброски цветом с одного вида птицы.

Выполняются 5-6 цветовых наброска акварелью или гуашью на цветной бумаге. Можно в начале выполнить набросок карандашом, а продолжить цветом. Нужно учесть, что освещение играет большую роль,

поэтому сверху будет холодный свет с рефлексами от неба, а тени снизу с теплыми оттенками.

В рисунках необходимо передать окраску птицы и ее освещенность.

Задача: выработать умение выполнять наброски цветом, передовая окраску птицы.

Материалы: акварель, гуашь, бумага размер – А3 листа.

Тема 12. Длительный этюд птицы.

Выполняется этюд с детальной проработкой формы, цвета и фактуры оперения. Этюд выполняется с натуры, и по памяти на основе наблюдения.

Задача: детальное изображение птицы.

Материалы: акварель, бумага размер – А3 листа

Тема 13. Декоративные решения.

Выполняется плоскостной декоративный силуэт с чёткой раскладкой цветовых пятен, подчеркивается орнаментальности оперения.

Задание: на основе собранного материала выполняется декоративно обобщенный силуэт.

Материалы: гуашь, бумага размер – А3 листа.

Тема 14. Пейзаж.

Работа над пейзажем начинается с краткосрочных зарисовок отдельных элементов объекта, потом выполняются композиционные наброски и цветовые краткосрочные этюды на передачу состояния. Этюды

выполняются малого размера. Затем выполняется этюд несложного пейзажа в два три плана.

Проходя  пленэрную  практику,  студенты  должны  освоить  правильный подход в работе на пейзажной композиции, что дает самостоятельно работать в жанре пейзажа.

Тема 15. Зарисовка элементов пейзажа.

На  начальном  этапе  работы  над  пейзажем  выполняются  рисунки

отдельных групп деревьев с проработкой объема, рисунки части дерева

с ветвями; силуэта деревьев разных пород; осваивают линейно-перспективное  построение  экстерьера,  отдельных  архитектурных  сооружений разного характера.

Задача: освоить предметные формы пейзажа.

Материал: карандаш, бумага размер – А3 листа

Тема 16. Композиционные зарисовки

На небольших форматах выполняются  разнообразные пейзажные

мотивы ( с учетом  перспективы и пространства). Обратить внимание на

выбор выгодной точки зрения на выбранном объекте, проследить зависимость композиции от линии  горизонта.  Форматы  композиции  могут

быть вертикальные, горизонтальные, квадратные, но главным является выделение главного.

Задача: уметь выбрать мотив и выполнить композиционные поиски

Материал: карандаш, бумага размер – А3 листа, количество композиционных поисков 6-10 шт А5.

Тема 17. Этюды элементов пейзажа.

Очень полезно вначале выполнять небольшие этюды отдельных деревьев и их групп, передовая цветовые  отношения  земли,  неба,  деревьев, зелени, обратить внимание на  особенности освещенности пейзажа в пленэре. Более подробно выполнить некоторые фрагменты с материальной пропиской.

Полезно писать этюды с берегом, водой, небо с облаками и разными их формами.  

Задача: изучать особенности цвета и света на открытом воздухе, а

также их закономерности.

Материалы: акварель бумага  размер – А3 листа.

Тема 18. Этюды элементов пейзажа.

Этюды выполняются быстро от 1 часа до нескольких минут. Выбираются несложные пейзажные мотивы, с хорошо выраженным состоянием. Обратить внимание на общую освещенность, тоновые и цветовые отношения, цветовую гамму и общую тональность пейзажа.  Нужно использовать прием «по-сырому» при работе акварелью над этюдом. Работа выполняется без проработки деталей, обобщенно.

Задача: передать освещенность, состояние и проследить цветовые

отношения земли и неба.

Материалы: акварель, бумага размер - 1/8  листа, 4-5 этюдов.

Тема 19. Этюды пейзажей в различных состояниях (утро, день, вечер, солнечно, пасмурно, облачно)

В работе определить пространственное положение пейзажа, линию горизонта (низкая, высокая, средняя), перспективное сокращение элементов пейзажа (линейная и воздушная перспектива), направление света (тени падающие). Лучше всего в коротком этюде выбрать день с рассеянным светом, в такой  день освещение более  устойчиво,  хорошо просматриваются пространственные планы. Как можно точнее передать основные отношения земли и неба, предметов переднего плана, удаленных планов, отношение света и тени (теплее, холоднее), рефлексы от неба и земли.

Задача: Выполнить этюды с проработкой формы и пространства и

общего состояния пейзажа.

Материалы: акварель, гуашь, бумага размер – А3 листа.

Тема 20. Архитектурные зарисовки.

Задача: Изучение взаимосвязи между линейной и воздушной перспективой  при изображении архитектурных объектов. Выявление эстетических качеств архитектурных мотивов.

Материалы: акварель, гуашь, бумага размер – А3 листа.

Тема 21. Пейзажи с элементами архитектуры.

Задача: Выявление характерных тоновых и цветовых контрастов натуры. Передача соотношения архитектурных объектов, деревьев и большого пространства плоскости земли.

Материалы: акварель, гуашь, бумага размер – А3 листа.

Тема 22 Этюды экстерьера. Наброски с различных точек зрения для композиции этюда.

Задача: Изучение особенностей восприятия цвета в пейзаже в зависимости от яркости общего освещения. Развитие навыков выявления силуэтов больших масс и планов. Совершенствование зрительного восприятия перспективной чёткости и глубины пространства.

Материалы: акварель, гуашь, бумага размер – А3 листа.

Тема 23. Этюды панорамного архитектурного мотива со сложным рельефом местности.

Материалы: акварель, гуашь, бумага размер – А3 листа.

Тема 24 Эскизы и варианты графических решений.

Самостоятельная работа студентов.

В конце пленэрной практике студентам выдается задание для самостоятельной переработки собранного материала с целью применения

иного графического материала в проектировании керамической продукции.

Самостоятельная работа студентов предполагает выполнить серию творческих работ по одной выбранной теме на основе собранного натурного материала.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (РАБОТА С НАТУРЫ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ (ПЛЕНЭР)

В результате освоения дисциплины Вы должны уметь:

-  использовать  средства  художественной  выразительности,  а  также

применять меру условности и степень обобщения;

- применять разнообразные приемы; конструкции, организации композиции листа, графическую и живописную последовательность;

- вести работу от простого к сложному;

- различать оттенки цвета.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные принципы и методы изображения;

- методы и приемы графического и живописного построения;

- критерии, определяющие качество выполненной работы по заданию;

- принципы проработки деталей как в рисунке, так и в живописи;

- методы и подходы в формировании вариативности к выполнению той или иной задачи программы.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

Формы контроля обучения:

- просмотры практических работ преподавателем в ходе практики;

- просмотр выполненных работ ПЦК специальных и общепрофессиональных дисциплин.

Методы оценки результатов обучения:

Формы итоговой аттестации: экзамен по дисциплине «Пленэр» проходят в виде академического просмотра всех аудиторных и самостоятельных (творческих) работ студентов, выполненных в течение учебной практики, согласно содержания рабочей программы. Оценка и обсуждение качества студенческих работ проходит коллегиально - преподавательским составом училища дизайна. В случае получения студентом неудовлетворительной оценки на академическом просмотре, предлагается пересдача задолженностей, включающая в себя выполнение дополнительно – контрольной, зачетной, экзаменационной практической работы, согласно формы итоговой аттестации.

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

освоенные умения:

передавать средствами живописи плановость и пространство, материальность и объем, закономерности воздушной перспективы. видеть натуру цельно, постигать закономерности большой формы, понимать конструктивную основу объемно-пространственной формы простых геометрических тел и фигуры человека; анализировать и грамотно изображать пластическую структуру формы на плоскости. Определять линейные объёмные размерные отношения предметов, а также понимать математическую сущность пропорций. Владеть техникой и технологией живописи. Акварель. Гуашь. Владеть навыками работы графическими и художественными материалами (карандаш, уголь, сангина).

усвоенные знания:

понятие «Живопись». Задачи реалистической живописи. Природа цвета. Цветовой спектр. Ахроматические и хроматические цвета. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета и их применение в живописи. Цветовая гамма. Колорит – важнейшее качество живописи и средство образного выражения в живописи, конструктивную основу объемно-пространственной формы простых геометрических тел и фигуры человека, теоретические и методические основы рисунка правила и законы построения, компоновки, тональности, специфические понятия и термины, картинную плоскость, центральный луч зрения. Иметь представление об оптическом и композиционном центре. Основные правила графического освоения перспективы, технологию рисунка, графические материалы.

  • посещение занятий;
  • выполнение работ;

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении  практических занятий, контрольной работы.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению. М.1985.

2. Беляева, С.Е. Спецрисунок и художественная графика [Текст]: учеб. для нач. проф.образования / 2-е изд., испр. М.: Академия, 2011.

3. Винер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.1985.

4. Нестеров, С. А. Академический рисунок [Текст] : учеб. пособие / С. А. Нестеров ;

5. Радлов Н.Э. Рисование с натуры. Художник РСФСР. М. 1978 г.

6. Н.Ли Основы учебного академического рисунка ЭКСМО, М. 2012 г.

7. Материал и техника рисунка. Под ред. В.А. Королева М.1984 г.

Дополнительная литература:

8. Алехин, А.И., Киселев, В.Я. Линейно-конструктивный рисунок группы геометрических тел и бытовых предметов [Текст]:- Тольятти: ПТИС, 2001.

9. Беляева, С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования [Текст]: учеб. для нач. проф. образования / 2-е изд., испр. М.: Академия, 2010.

10. Барчаи, Е. Анатомия для художников [Текст]: Будапешт: Корвина, 2006.

11. Додсон, Берт. Ключи к искусству рисунка [Текст]: Минск: Попурри 1999.

12. Клебер, Георг. Полный курс рисунка обнаженной натуры [Текст]: М.: Внешсигма, 2000.

13. Ли, Н.Г. Голова человека: Основы учебного академического рисунка [Текст]: учебное издание – М.: Эксмо, 2008.

14. Рид, Уолт. Фигура [Текст]: Минск, Попурри, 2000.

15. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок [Текст]: М.: Просвещение, 1995.

16. Школа изобразительного искусства [Текст]: Вып. 1-10. М.:, 2000-2005.

17. Одноралов, Н.В. Материалы в изобразительном искусстве [Текст]: М., 2004.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.iskusstvo.ru www.graphic.org.ru Для практических занятий и самостоятельной работы студентов:

- технологии Internet для поиска материала и выполнения индивидуальных работ и работ по заданию преподавателя;

- Outlook Express или любая другая почтовая программа для реализации электронных консультаций с преподавателем в режиме on-line;

- Microsoft Word для оформления индивидуальных творческих заданий преподавателя; оформления индивидуальных работ и самостоятельных работ;

- Microsoft Power Point для визуализации результатов выполнения студентами индивидуальных и самостоятельных заданий.

Словарь специальных терминов

Адаптация — свойство ощущений, которое означает приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю. В зрительном анализаторе различается световая и темновая адаптация, а также цветовая. Особенность цветовой адаптации — приспособление чувствительности зрительного анализатора к цветному (окрашенному) свету.

Аконстантное восприятие цвета — процесс отражения в сознании художника обусловленного цвета, т. е. цвета, претерпевшего изменения под воздействием освещения, окружающей среды или удаления.

Алла прима (итал. alia prima; произн. — «аля прима») — в живописи данный термин означает способ исполнения этюда или части картины за один прием, в один сеанс.

Ахроматические цвета — серые цвета от чистого белого до черного, которые не имеют цветового тона, различаются между собой только по светлоте (см.) и характеризуются коэффициентами отражения. Между самым белым и самым черным глаз человека способен различать до 300 ахроматических цветов (порогов). При малейших примесях теплых или холодных цветовых оттенков ахроматические цвета становятся хроматическими.

Валер (франц. valeur, букв.— ценность, достоинство, значение) — качественная характеристика отдельных градаций светотени; один из элементов связи светотеневого тона с окружающими тонами по цветовому оттенку и насыщенности. Применение валёров в живописи пленэра позволяет передавать тончайшие цветовые переходы между тонами при определенном состоянии освещенности. В работе с натуры изучение валёров проводится в длительных этюдах на основе построения тоновых и цветовых отношений (см.).

Восприятие натуры — процесс отражения в сознании художника предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы объектов натуры.

Гамма цветовая — внешние цветовые особенности колорита (см.), единство основных цветовых свойств (цветовой оттенок, насыщенность и светлота). Например, теплая или холодная гамма, серебристая, светло-золотистая, темно-сине-зеленая и т. д.

Главные цвета цветового круга — красный, желтый, зеленый и синий.

Детализация этюда — цветовая разработка (моделировка) формы наиболее существенных в композиционном отношении предметов. Детализированное исполнение широко применяется в длительных много- сеансных работах с натуры. В русской художественной школе примерами высокохудожественной детализации этюда и картины являются произведения А. И. Иванова, В. И. Сурикова, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, И. Е. Репина и других художников.

Дифракция — отклонение направления света на границах освещенной формы.

Дополнительные цвета — любые два цвета, которые при оптическом (аддитивном) смешении в соответствующих пропорциях образуют белый цвет, а при механическом смешении дают оттенки пониженной насыщенности.

Жухлость — характерный признак уменьшения связующего вещества (масла) в просыхающем красочном слое. Живопись при этом темнеет, становится матовой (без блеска). Жухлость вызывается впитыванием масла нижележащими красочными слоями (преимущественно непросохшими) или грунтом, получившим название «тянущий грунт». В практике масляной живописи для избежания жухлости и последующего ослабления красочных слоев повторные прописки выполняются поверх просохшей живописи, а исправления допускаются только в тех местах, где сырой красочный слой осторожно счищен до грунта или до сухого нижележащего слоя.

Запоминание — процесс закрепления в сознании образов, впечатлений, понятий. Различают непроизвольное и произвольное запоминание. Первое характеризуется отсутствием специальной цели запоминания, второе — наличием специальной задачи и применением определенных способов и приемов. В живописи одним из видов произвольного запоминания является специально организованный процесс работы с натуры, в частности систематическое выполнение набросков, зарисовок и этюдов.

Зарисовка — рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.

Зрение дневное — способность, определяющая нормальную работу сетчатки глаза (колбочек) в условиях достаточной освещенности, например при солнечном свете в пейзаже.

Зрение ночное — способность, определяющая нормальную работу сетчатки глаза (палочек) в условиях недостаточной освещенности.

Зрение цветовое — способность наблюдателя (художника) одновременно воспринимать цветовые тона, светлоту и насыщенность объектов натуры.

Зрительное восприятие натуры — осознанное внутреннее отображение предметного мира в виде наглядных образов. При этом зрительные сигналы, поступающие в мозг, запоминаются и на основе прошлого опыта перерабатываются, что дает возможность не только обнаруживать объект, но и осознавать его расположение, форму и цвет.

Избирательное поглощение — неодинаковое поглощение поверхностями предметов различных спектральных лучей.

Интенсивность цвета — качество цвета, которое зависит от его спектральной чистоты. В художественной практике означает то же, что и насыщенность, сила и напряженность цвета.

Иррадиация (лат. irradio — сияю, испускаю лучи) — в оптике: кажущееся увеличение размеров светлых фигур на черном фоне по сравнению с темными фигурами равной величины на белом фоне (положительная иррадиация) или при малых яркостях фона — обратная картина (отрицательная иррадиация).

Камертон для сравнения в этюде — контрольный предмет или участок наблюдаемого пространства в натуре, а также контрольное изображение на холсте или отдельное пятно, с которым сравниваются другие предметы или пятна по светлоте, цветовому оттенку и насыщенности.

Колорит (франц. coloris, от лат. color — окраска, цвет) — в этюде: цветовой строй; характер взаимосвязи теплохолодных оттенков, их контрастные взаимодействия по светлоте и насыщенности. Многообразие и согласованность цветовых тонов с градациями светотени, передающих характерные материальные свойства изучаемой натуры, является главной особенностью колорита. Вместе с тем колорит служит художественным средством (преимущественно в картине) для выражения определенного эмоционального настроения. В живописи пленэра организация колорита представляет собой одну из наиболее сложных задач, решение которой основывается на применении закона пропорциональных отношений (метода работы отношениями).

В практике реалистической живописи этот термин используется иногда в других, более узких значениях, близких к понятиям «цветовая гамма», «доминирующий цветовой оттенок», «тональность».

Контраст — явление, при котором воспринимаемое различие больше, чем его физическая основа; в живописи различаются светлотный, цветовой, величинный контрасты. Светлотный и цветовой контрасты подразделяются на краевой, одновременный и последовательный, которые выражают изменение видимой светлоты или цвета под влиянием других окружающих цветов.

Контраст цветов (одновременный) — изменение одних цветов под влиянием других, их окружающих.

Контраст цветов (последовательный) — изменение одних цветов под влиянием других, предварительно наблюдавшихся цветов.

Краевой контраст — контраст, наблюдаемый по краям соприкасающихся цветовых пятен, т. е. на границах соприкосновения цветов.

Лепка формы, цветом — процесс моделирования предмета, выявления его объема цветовыми оттенками с учетом их изменений по насыщенности и светлоте.

Линия — результат пересечения или сокращения поверхностей изображаемого объекта.

Локальный цвет — основной предметный цвет объекта (его окраска), не претерпевший изменений под воздействием освещения, окружающей среды или удаления. Живопись имеет дело с цветом, измененным указанными выше условиями (называется он обусловленным). Иногда под локальным цветом подразумевают не предметный цвет, а однородное пятно обусловленного цвета без цветовых растяжек (нюансов).

Марина (итал. marina от лат. marinus — морской) — морской пейзаж.

Маринист — художник, специализирующийся на изображении морской стихии.

Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие.

Направленное (зеркальное) отражение — в живописи на пленэре: отражение, которое объясняется оптическими законами для зеркал.

Насыщенность цвета (сила цвета) — степень отличия хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета; степень цветности, т. е. показатель выраженности конкретного цветового тона; степень приближения к чистому спектральному цвету или процентное содержание цвета в данном оттенке.

Область спектра (видимая) — видимые цветовые оттенки от красного до фиолетового. В указанном интервале длин волн условно различаются семь цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Обобщение — умственная операция, состоящая в мысленном объединении предметов и явлений по общим или существенным признакам; подчинение всех частей целому. Например, в учебном рисунке с натуры обобщением завершается ряд его основных этапов: схематизация, типизация, индивидуализация.

Образная память — сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений.

Обусловленный цвет — частично видоизмененный предметный цвет; в живописи — важнейшее изобразительное средство. Обусловленность предметного цвета (окраски) в натуре создается освещением, глубиной пространства до наблюдаемого объекта, окружающей средой и контрастным взаимодействием цветов.

Оптическое (аддитивное) смешение цветов — одновременное или последовательное попадание на один и тот же участок сетчатки глаза различных цветовых потоков или образование этими потоками такой мозаики, в которой глаз не может различать составные части.

Известны три закона оптического (аддитивного) смешения цветов:

  1. К любому хроматическому цвету можно подобрать второй, дополнительный цвет, который при оптическом смешении с первым образует ахроматический.
  2. Недополнительные цвета, смешиваясь между собой, дают промежуточные между смешиваемыми. Например, смешение красного цвета с желтым дает оранжевый.
  3. Одинаковые цвета в оптических смесях между собой всегда остаются неизменными.

Ореол '— явление иррадиации (см.), возникающее в результате рассеивания яркого света в прозрачной жидкости глазного яблока. Ореол вокруг светящихся тел или сильно освещенных предметов характеризуется более определенным цветом, чем сам источник света. Например, очертания деревьев на фоне заходящего солнца кажутся расплавленными, окутанными оранжево-желтым цветом, тогда как слепящий цвет солнца почти не воспринимается. Источники света (звезды, огни в пейзаже, костры и т. п.) передаются в живописи с ореолом, без которого их изображения становятся не более чем жесткими каплями красок на фоне неба или других объектов пейзажа.

Освещение отраженным светом — в живописи на пленэре: освещение натуры за счет рефлексов (например, рефлексы от неба, земли, воды, снега, светлых предметов и т. д.).

Освещение прямым светом — в живописи: непосредственное освещение поверхности солнечным или искусственным светом.

Основные свойства цветов — светлота, цветовой тон и насыщенность.

Основные цвета — три цвета (киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий), которые при оптическом смещении дают наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Острота зрения — способность отчетливо различать границы близко расположенных предметов на значительном удалении от наблюдателя.

Оттенок — градация цветового тона в пределах одного цвета; малозаметное изменение основного цвета под влиянием другого. Например, синий цвет имеет оттенки: сине-голубой, сине-фиолетовый и т. п. Три краски — пурпурно-красная, желтая и голубовато-синяя — при смешивании между собой дают множество оттенков.

Пленэр (от франц. en plein air — на свежем воздухе) — правдивое отображение в живописи красочного богатства натуры, проявляющегося в природных условиях, т. е. под открытым небом, при активном влиянии света и воздуха; в более узком смысле — живопись на открытом воздухе (вне мастерской), связанная с изучением пленэрных эффектов. Термин обычно употребляется по отношению к пейзажу, однако он применим ко всякому изображению на открытом воздухе.

Этот термин может относиться не только к пленэрной живописи, но и к соответствующим ей условиям (т. е. к самой натуре); именно в этом смысле употребляют его, например, в выражении «живопись в пленэре».

Поверхностные цвета — цвета, выявляющие рельефы и фактуру поверхности.

Поле обзора — пространство натуры или изображения, которое можно зафиксировать при нормальном движении глаз, но при каком-либо одном неподвижном положении головы. Поле обзора может быть монокулярным или бинокулярным.

Представления — образы предметов или процессы реальной действительности, которые в данный момент не воспринимаются человеком.

Пространственное смешение цветов — разновидность оптического смешения цветов; слияние различных цветовых образов на расстоянии с образованием суммарного (общего) цвета.

Светлота цвета — одно из свойств цвета, характерное для хроматических и ахроматических цветов; относительная яркость; характеристика поверхности, связанная с ее отражательной способностью.

Светлотные (яркостные) отношения — относительные отличия цветов по светлоте (яркости).

Светотень — закономерное распределение светлых и темных градаций по форме в зависимости от освещенности. При этом различаются следующие градации светотени: блик, свет, полутон (полутень), собственная тень, рефлекс и падающая тень.

Силуэт — одно из свойств формы, видимой цельным, преимущественно темным пятном на светлом фоне. Выразительность силуэта зависит от характера контура формы, ее положения и освещенности. Например, силуэт деревьев на фоне неба, силуэт фигуры на пространственном фоне и т. д.

Стробоскопический эффект (от греч. strobos — вихрь и skopeo — смотрю) — в изобразительном искусстве: передача в материале кажущегося изменения действительного движения отдельных объектов натуры. Применяется, например, при изображении живой натуры: движущихся фигур людей, животных, птиц и других объектов.        .

Субстрактивное смешение цветов (вычитание цветов) — в живописи: смешивание красок, пигментов и других окрашенных веществ, обладающих избирательным поглощением. Субстрактивное смешение цветов принципиально отличается от оптического, где смешиваются ре краски, а световые потоки определенных оттенков.

Теплые и холодные цвета — две части цветового круга: красно-желтая часть по восприятию называется теплой, голубоватая часть — холодной. Цвета теплой части связываются с представлениями о цвете огня и солнца, холодные цвета — с представлениями о цвете льда и металлов. Сочетание в живописи теплых и холодных цветов называется теплохолодностью.

Тональность — единство внешних особенностей колорита или светотени в живописи и графике; зависимость всех цветов композиции от условий единства среды.

Тон — светлота (яркость) цветов или поверхностей. В цветоведении тоном определяется цветность (цветовой тон).

Тоновые и цветовые отношения — пропорциональная взаимосвязь между светло-цветовыми различиями объектов натуры и соответствующими тонами в ее изображении. В практике живописи на пленэре пропорционально точные отношения по светлоте, цветовым оттенкам и насыщенности являются закономерным условием правдивого, выразительного и целостного изображения. Это достигается методом сравнений при одновременно цельном восприятии (видении) натуры.

Тройник — один из нестандартных разбавителей для живописи масляными красками, содержащий в разных частях три компонента: пинен, льняное масло и лак (фисташковый, даммарный и др.). Применяется при выполнении односеансных этюдов на клеевых (тянущих) грунтах. В длительных многосеансных этюдах обычно используется пинен.

Фон поля сравнения — площадь вокруг поля сравнения; в натуре: предметно-пространственная среда, граничащая с контрольным тоном предмета; в живописи: площадь на палитре или картинной плоскости, непосредственно окружающая контрольное пятно (камертон).

Цвет — одно из свойств объектов натуры, воспринимаемое как осознанное зрительное ощущение; характеристика зрительного ощущения или светового стимула; в связи со светотенью и линией — главное художественное средство живописи.

В лабораторных условиях получение цвета достигается тремя основными способами: 1) выбор соответствующего источника для освещения (электрические разрядные лампы: красные, желтые, зеленые и т. д.); 2) аддитивный метод (метод сложения); 3) субстрактивный метод (метод вычитания).

Цветность — качественная характеристика цвета, которая определяется цветовым тоном и насыщенностью.

Цветовое искажение — в этюде: неверная цветовая передача видимых изменений предметного цвета в условиях общего тонового й цветового состояния освещенности.

Цветовой тон — качество хроматического цвета, при определении которого называют цвет красным, желтым, синим, голубым и т. д.

Эмоциональная память — память человека на пережитые им в прошлом чувства.

Эскиз (франц. esquisse — набросок) — подготовительный набросок этюда. В процессе работы с натуры эскизы используются в качестве вспомогательного материала, в котором разрабатывают варианты этюдов или решений крупных композиций. Эскизы выполняются как в виде беглых карандашных зарисовок, так и в материале.

Этюд (франц. etude — изучение) — в живописи: учебное изображение вспомогательного характера, имеющее небольшие размеры и выполненное красками с натуры. В этюдах тщательно изучаются детали

задуманной картины, совершенствуется профессиональное мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.11. ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА, ПРОМЫШЛЕННОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 240113 Химическая технология органических веществ

   Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 240113 Химическая технологи...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ « ОП.03 ЦВЕТОВЕДЕНИЕ» основной профессиональной образовательной программы по специальности Профессиональный цикл 54.02.02.– «Художественная керамика»

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Цветоведение" является частью Основной образовательной программы ФГБУ СПО СКУД по специальности 54.02.02.Декоративно приклакдное искусство и народные промыс...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ по учебной дисциплине ОП. 08 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ профессионального цикла, основной профессиональной образовательной программы по специальности специальность 250110 Лесное и

Комплект Контрольно – измерительных материалов по учебной дисциплине ОП. 08 Правовое обеспечение профессиональной деятельности профессионального цикла,основной профессиональной образова...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ПМ.02 РАЗВЕДЕНИЕ И СЕЛЕКЦИЯ СОБАК основной профессиональной образовательной программы по специальности 35.02.15. «КИНОЛОГИЯ»

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНУЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНАПМ.02 РАЗВЕДЕНИЕ И СЕЛЕКЦИЯ СОБАКосновной профессиональной образовательной программыпо специальности 35.02.15. «КИНОЛОГИЯ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ по ПМ.01 СОДЕРЖАНИЕ СОБАК И УХОД ЗА НИМИ основной профессиональной образовательной программы по специальности 35.02.15 Кинология

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ПРАКТИКИпо ПМ.01 СОДЕРЖАНИЕ СОБАК И УХОД ЗА НИМИосновной профессиональной образовательной программыпо специальности 35.02.15 Кинология...