Открытое занятие. Отклоняющееся поведение.
методическая разработка

Гузюкина Наталья Владимировна

Открытое учебное занятие.

Отклоняющееся поведение.

Цели:

  1. Образовательные:

 -  познакомить студентов с понятиями отклоняющееся поведение девиантное и делинквентное поведение;

 - рассмотреть виды отклоняющегося поведения и разобраться в причинах его возникновения; рассмотреть понятие преступности;

2. Развивающие:

 - расширять кругозор и словарный запас учащихся;

 - продолжать совершенствовать умение учащихся использовать ранее полученные знания по предмету при изучении новой темы;

      - совершенствовать умение проводить параллели между теоретическим

      материалом и  реальной современной жизнью;

      - развивать умение выражать свои мысли и мнение;

 - совершенствовать умение выделять главное из полученного на занятии материала;

3. Воспитательные:

 - воспитывать интерес к  обществознанию;

 - прививать правильную позицию личности в обществе;

 - воспитывать чувство ответственности;

     - воспитывать активную гражданскую позицию.

Задачи: в результате изучения темы студент должен:

- знать виды отклоняющегося поведения;

- знать основные понятия в рамках данной темы (поведение, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, преступность).

- уметь приводить примеры негативных, нейтральных и позитивных девиантных проявлений;

- уметь отличать девиантное поведение от делинквентного;

- уметь осознанно объяснять  необходимость правильного образа жизни. 

Литература:

  1.  http://womanadvice.ru/otklonyayushcheesya-povedenie#ixzz3K1mBVkbV
  2. http://www.studfiles.ru/dir/cat26/subj87/file12702/view127650.html.
  3. Википедия.
  4. А.А. Сычёв. Обществознание : учебное пособие / Сычев А.А. — Москва : КноРус, 2018. — 380 с.
  5.  Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой.
     
  1. Организационный момент.

Здравствуйте.

  1. Повторение изученного материала.Актуализация знаний.

 

Наше сегодняшнее занятие я хотела бы начать с просмотра видеоматериала, который мы с вами готовили для конференции. Предлагаю вспомнить некоторые его фрагменты. Внимание на доску.

Идет видеоряд с примерами нарушения общественных норм.

Что вы увидели? (различные проявления нарушения социальных норм)

Что такое социальные нормы?

Как общество реагирует на подобные проявления отдельных людей? (Осуждает)

     Общество каждый раз на одни и те же нарушения социальных норм реагирует по разному? (Нет)

Здесь постепенно на доске преподавателем начинает строиться схема социального противоречия

Значит общество само по себе традиционно или способствует новаторству? (Обществотрадиционно)

     Оно консервативно или прогрессивно? ( Консервативно)

     К чему общество стремиться в отношении поступках отдельного человека? (Общество стремится обеспечить соблюдение всеми правил, норм, законов)

     Давайте вспомним, какие механизмы применяет общество для социального контроля? (Применяется: изоляция (примеры), обособление (примеры), реабилитация (примеры))

     Какие виды санкций социального контроля вы знаете? (Формальные и неформальные, позитивные и негативные (с примерами))

      Но давайте вспомним: каждый человек в отдельности это кто? (личность, индивидуальность)

      Что в отдельном человеке ценится? (неповторимость, нестандартность мышления, креативность)

       Людям нравится жить в определённых рамках? (Нет, они стремятся выйти из рамок условности)

       Посмотрите: что же у нас получилось? Что видите на доске? (Конфликт, противоречие между обществом и отдельным человеком)

Общество

-традиционно;

-консервативно;

-стремиться  обеспечить

image соблюдение всеми правил,

 норм, законов.

Каждый человек

-личность, индивидуальность;

-ценится неповторимость, нестандартность,

креативность;

-стремиться выйти за рамки.

 

По статистике 70 % населения живет в рамках социальных норм

 

30 % - отклоняющееся поведение, т.е.

 девиантное

 

     Какие выводы можно сделать, глядя на эту схему? (30% населения выходят за рамки нормы)

      То есть? Подберите синонимы к такому поведению. (Люди отходят, пренебрегают, избегают, уклоняются, отклоняются от норм)

      Правильно, такое поведение в обществе называется отклоняющееся или девиантное. О таком поведении мы и будем сегодня говорить.

4.Целепологание.

      Как вы считаете, что мы должны узнать в рамках данной темы? (Понятие, т.е. определение отклоняющегося поведения, причины, виды девиантного поведения).

Перед Вами страничка рабочей тетради. Запишем в них план занятия.

Записываем план занятия на доске и в страничке.

План:

  1. Понятие отклоняющееся, девиантное поведение.
  2. Причины девиантного поведения.
  3. Виды девиантного поведения.

5.Изучнеие нового материала.

         Чтобы достичь целей, поставленных нами вначале занятия, нам необходимо получить новую информацию.

         Как мы сможем это сделать? (можно от преподавателя получить в готовом виде, воспользоваться научной литературой, использовать информационные технологии, т.е. осуществить выход в Интернет)

        Правильно, предлагаю воспользоваться возможностью выхода в Интернет и использовать его в качестве источника. Но как нам быть? Если мы все вместе будем искать запланированную для изучения информацию, то у нас уйдет много времени. Что делать? Как поступим? (можно распределить вопросы между студентами, разбиться на подгруппы)

        Далее преподаватель обосновывает целесообразность деления группы на 4 части (4 подгруппы). Каждая подгруппа получает задание, сформулированное в карточках и озвученное для других команд.

 

Карточка 1.

1.Найдите определения понятий:

              - поведение;

 - отклоняющееся (девиантное)

 поведение;

 2. Найдите причины отклоняющегося

     поведения.

 

Карточка 2.

1.Найдите какие проявления поведения называют положительной девиацией.

2. Примерыположительной девиацией.

 

Карточка 3.

1.Найдите какие проявления поведения называют отрицательной  девиацией.

2. Примеры отрицательной  девиацией.

 

Карточка 4.

1.Найдите определения понятий:  

          - делинквентное поведение.

          - преступления.

2. Примеры делинквентного поведения.

 

 

На выполнение задания подгруппам отводится 7-9 минут, после чего начинается слушание и обсуждение найденной информации и параллельная запись необходимого для конспекта студентов.

Преподаватель рисует на доске схему, студенты комментируют её заполнение

Девиантное поведение

 

 
 image

 

imageimageположительное                                                                                 отрицательное

(приносящее пользу,                                                           (нарушение неписанных

развивающих общество)                                                      норм) – это относитель- 

ное поведение

 

 
 image

 

 

 

                                                                                             делинквентное поведение

                                                                                            - абсолютное поведение

Новый материал

Поведение человека - совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру.

Отклоняющимся поведением называют такое социальное поведение, при котором действия индивидуума не соответствуют имеющимся в обществе нормам.
      Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание, и наконец, социальную активность самого человека.

      Ю. А, Клейберг, Т. Р. Алимханова выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный. Биологический выражается в физиологических особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы). Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечёт за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им. Социальный фактор отражает взаимодействие подростка в социуме (семья, школа, другое окружение)

Положительная девиация — сфера позитивных, одобряемых обществом или социальной группой отклонений.

Примеры положительных девиаций: самопожертвование, сверхтрудолюбие, излишняя преданность своему делу, гениальность, креативность, нестандартность, талант, творчество, новаторство, одаренность и т.д.

       Носителями положительных девиаций являются национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, люди искусства, лидеры, передовики труда и др.
Отрицательная девиация — сфера негативных, осуждаемых обществом или социальной группой отклонений: самоубийство(суициды), алкоголизм, наркомания, бродяжничество, пробеги из дома, навязчивости, вандализм, гомосексуализм, черный юмор.

      Образцами отрицательной девиации можно считать революционеров, террористов, политических эмигрантов, предателей, преступников, циников, нищих и т.д.

       Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом: первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, для другого или других может быть привычкой. 

       Делинквентное поведение (лат. delictum — проступокангл. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. 

Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. 

В отечественной психолого-педагогической литературе понятие «противоправное (делинквентное) поведение» определяется с разных точек зрения и употребляется как синоним понятий «социально-отклоняющееся поведение» (В.Н.Кудрявцев), «девиантное поведение» (Я.И.Гилинский, Ю.А.Клейберг), «асоциальное», «антисоциальное поведение», «противоправное поведение» (В.Ю.Альбицкий, П.Ф.Каптерев), «правонарушение» (Г.Г.Бочкарева), «трудновоспитуемость» (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский) и другие. Однако, можно увидеть, что во всех синонимах лежит основа дефективности и отклонения от социальных норм, правового и нравственного сознания, содержания потребностей и мотивов поведения, особенностей характера, психики и индивидуальности человека.

 

6. Закрепление изученного материала.

       Смотрите: мы заполнили информацией нашу заготовку к занятию. На все ли запланированные вопросы к данной теме мы ответили? (Да, на все пункты плана)

Вернёмся к первой схеме, с которой мы начали занятие. К чему стремится общество, в котором мы живём? (Общество стремится к стабильности, сохранении традиций)

        А каждый человек в отдельности? (Каждый отдельный человек – личность, которая стремится к свободе, самостоятельности, стремится быть неповторимой)

        Как же можно решить это противоречие между обществом и отдельным человеком? ( Человеку необходимо действовать в рамках закона).

        Можно ли жить в обществе не нарушая законов и неписанных правил, при этом проявлять себя как личность, яркая индивидуальность? (Да, можно)

        Какой вид девиантного поведения не осуждается обществом? (Положительное девиантное поведение)

        Приведите примеры положительной девиации (Творчество, новаторство, героизм и т.д.)

        Верно. Но тем не менее в современном обществе всё чаще мы встречаем обратные примеры. Какое поведение считается отрицательной девиацией? (суициды, алкоголизм, наркомания, бродяжничество, пробеги из дома, навязчивости, вандализм, гомосексуализм, черный юмор, агрессия).

      Какие из этих проявлений влияют пагубно в первую очередь на саму личность? (суициды,алкоголизм, наркомания)

      Помогают ли они раскрыть человеку свою неповторимость, уникальность? (Нет)

      Дают ли они возможность развиваться и самосовершенствоваться? (Нет)

А какое воздействие они оказывают на человека? ( Пагубное, разрушающее) 

Какой вывод можно сделать из нашей беседы?(Выводы)

     Вы правы. У человека в жизни есть  возможность по-разному проявлять себя. Человек в полной мере может реализоваться как личность не переступая общественные нормы и не воздействуя на общество негативно. Помните, что жизнь у каждого одна. Не нужно её тратить на пристрастия, ведущее к гибели человека как личности. Проявляя агрессию к себе и окружающим, употребляя наркотики, алкоголь, человек не только отрицательно воздействует на себя, лишая возможности радоваться жизни, но и делает общество хуже. Ведь он подвергает опасности социум, заставляет страдать родных и близких, показывает плохой, отвратительный пример подрастающему поколению.

 

Раздаточный материал

 

 

 

Карточка № 1.

 

1.Найдите определения понятий:

- поведение;

              - отклоняющееся  

                (девиантное)

                 поведение;

 

2. Найдите причины отклоняющегося поведения.

 

 

 

Карточка № 2.

 

1.Найдите: какие проявления поведения называют положительной девиацией.

 

2. Примеры положительной девиации.

 

 

 

Карточка № 3.

 

1.Найдите: какие проявления поведения называют отрицательной  девиацией.

 

2. Примеры отрицательной девиации.

 

 

 

Карточка № 4.

 

1.Найдите определения понятий:  

          - делинквентное

            поведение.

          - преступления.

 

2. Примеры делинквентного поведения.

 

 

 

 

 

Тема 4.3. Социальные нормы и социальные конфликты.

 Занятие 1. Отклоняющееся поведение.

План:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

I.

Поведение -__________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отклоняющееся (делинквентное) поведение - _____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Причины девиантного поведения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III.

imageimageДевиантное поведение

 

 

 

 

Примеры:

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

 

 

Примеры:

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

 

image

 

Примеры:

________________________________

_________________________________

_________________________________

 

 

Фамилия _______________________

Из изученного сегодня на занятии я уже знал, что…__________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Новой информацией для меня стало то, что… _______________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

В рамках данной темы я хотел бы поговорить (узнать) ещё о… _________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Фамилия _______________________

Из изученного сегодня на занятии я уже знал, что…__________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Новой информацией для меня стало то, что… _______________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

В рамках данной темы я хотел бы поговорить (узнать) ещё о… _________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Фамилия _______________________

Из изученного сегодня на занятии я уже знал, что…__________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Новой информацией для меня стало то, что… _______________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

В рамках данной темы я хотел бы поговорить (узнать) ещё о… _________

_______________________________________________________________

 

 

Алгоритм работы студента.

этап

порядок действий на этапе

время работы

1 этап

  1. Найдите на рабочем столе и откройте папку «Отклоняющееся поведение»
  2. Из текстового документа «Отклоняющееся поведение» скопируйте адрес сайта.
  3. Вставьте адрес сайта в адресную строку браузера и найдите сайт.
  4. Найдите на сайте информацию, обозначенную в цветной карточке.
  5. Сформулируйте и зафиксируйте найденную информацию в рабочей тетради.

 

7-8 минут.

2 этап

  1. Представьте группе аргументированный ответ в соответствии с порядковым номером карточки.

 

2 минуты

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._zanyatie.docx50.82 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое учебное занятие.

Отклоняющееся поведение.

Цели:

  1. Образовательные:

 -  познакомить студентов с понятиями отклоняющееся поведение девиантное и делинквентное поведение;

 - рассмотреть виды отклоняющегося поведения и разобраться в причинах его возникновения; рассмотреть понятие преступности;

2. Развивающие:

 - расширять кругозор и словарный запас учащихся;

 - продолжать совершенствовать умение учащихся использовать ранее полученные знания по предмету при изучении новой темы;

      - совершенствовать умение проводить параллели между теоретическим

      материалом и  реальной современной жизнью;

      - развивать умение выражать свои мысли и мнение;

 - совершенствовать умение выделять главное из полученного на занятии материала;

3. Воспитательные:

 - воспитывать интерес к  обществознанию;

 - прививать правильную позицию личности в обществе;

 - воспитывать чувство ответственности;

     - воспитывать активную гражданскую позицию.

Задачи: в результате изучения темы студент должен:

- знать виды отклоняющегося поведения;

- знать основные понятия в рамках данной темы (поведение, отклоняющееся поведение, девиантное поведение, делинквентное поведение, преступность).

- уметь приводить примеры негативных, нейтральных и позитивных девиантных проявлений;

- уметь отличать девиантное поведение от делинквентного;

- уметь осознанно объяснять  необходимость правильного образа жизни.  

Литература:

  1.  http://womanadvice.ru/otklonyayushcheesya-povedenie#ixzz3K1mBVkbV 
  2. http://www.studfiles.ru/dir/cat26/subj87/file12702/view127650.html.
  3. Википедия.
  4. А.А. Сычёв. Обществознание : учебное пособие / Сычев А.А. — Москва : КноРус, 2018. — 380 с.
  5.  Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой.
  1. Организационный момент.

Здравствуйте.

  1. Повторение изученного материала.Актуализация знаний.

Наше сегодняшнее занятие я хотела бы начать с просмотра видеоматериала, который мы с вами готовили для конференции. Предлагаю вспомнить некоторые его фрагменты. Внимание на доску.

Идет видеоряд с примерами нарушения общественных норм.

Что вы увидели? (различные проявления нарушения социальных норм)

Что такое социальные нормы?

Как общество реагирует на подобные проявления отдельных людей? (Осуждает)

     Общество каждый раз на одни и те же нарушения социальных норм реагирует по разному? (Нет)

Здесь постепенно на доске преподавателем начинает строиться схема социального противоречия

Значит общество само по себе традиционно или способствует новаторству? (Обществотрадиционно)

     Оно консервативно или прогрессивно? ( Консервативно)

     К чему общество стремиться в отношении поступках отдельного человека? (Общество стремится обеспечить соблюдение всеми правил, норм, законов)

     Давайте вспомним, какие механизмы применяет общество для социального контроля? (Применяется: изоляция (примеры), обособление (примеры), реабилитация (примеры))

     Какие виды санкций социального контроля вы знаете? (Формальные и неформальные, позитивные и негативные (с примерами))

      Но давайте вспомним: каждый человек в отдельности это кто? (личность, индивидуальность)

      Что в отдельном человеке ценится? (неповторимость, нестандартность мышления, креативность)

       Людям нравится жить в определённых рамках? (Нет, они стремятся выйти из рамок условности)

       Посмотрите: что же у нас получилось? Что видите на доске? (Конфликт, противоречие между обществом и отдельным человеком)

Общество

-традиционно;

-консервативно;

-стремиться  обеспечить

 соблюдение всеми правил,

 норм, законов.

Каждый человек

-личность, индивидуальность;

-ценится неповторимость, нестандартность,

креативность;

-стремиться выйти за рамки.

По статистике 70 % населения живет в рамках социальных норм

30 % - отклоняющееся поведение, т.е.

 девиантное

     Какие выводы можно сделать, глядя на эту схему? (30% населения выходят за рамки нормы)

      То есть? Подберите синонимы к такому поведению. (Люди отходят, пренебрегают, избегают, уклоняются, отклоняются от норм)

      Правильно, такое поведение в обществе называется отклоняющееся или девиантное. О таком поведении мы и будем сегодня говорить.

4.Целепологание.

      Как вы считаете, что мы должны узнать в рамках данной темы? (Понятие, т.е. определение отклоняющегося поведения, причины, виды девиантного поведения).

Перед Вами страничка рабочей тетради. Запишем в них план занятия.

Записываем план занятия на доске и в страничке.

План:

  1. Понятие отклоняющееся, девиантное поведение.
  2. Причины девиантного поведения.
  3. Виды девиантного поведения.

5.Изучнеие нового материала.

         Чтобы достичь целей, поставленных нами вначале занятия, нам необходимо получить новую информацию.

         Как мы сможем это сделать? (можно от преподавателя получить в готовом виде, воспользоваться научной литературой, использовать информационные технологии, т.е. осуществить выход в Интернет)

        Правильно, предлагаю воспользоваться возможностью выхода в Интернет и использовать его в качестве источника. Но как нам быть? Если мы все вместе будем искать запланированную для изучения информацию, то у нас уйдет много времени. Что делать? Как поступим? (можно распределить вопросы между студентами, разбиться на подгруппы)

        Далее преподаватель обосновывает целесообразность деления группы на 4 части (4 подгруппы). Каждая подгруппа получает задание, сформулированное в карточках и озвученное для других команд.

Карточка 1.

1.Найдите определения понятий:

              - поведение;

 - отклоняющееся (девиантное)

 поведение;

 2. Найдите причины отклоняющегося

     поведения.

Карточка 2.

1.Найдите какие проявления поведения называют положительной девиацией.

2. Примерыположительной девиацией.

Карточка 3.

1.Найдите какие проявления поведения называют отрицательной  девиацией.

2. Примеры отрицательной  девиацией.

Карточка 4.

1.Найдите определения понятий:  

          - делинквентное поведение.

          - преступления.

2. Примеры делинквентного поведения.

На выполнение задания подгруппам отводится 7-9 минут, после чего начинается слушание и обсуждение найденной информации и параллельная запись необходимого для конспекта студентов.

Преподаватель рисует на доске схему, студенты комментируют её заполнение

Девиантное поведение

положительное                                                                                 отрицательное

(приносящее пользу,                                                           (нарушение неписанных

развивающих общество)                                                      норм) – это относитель-  

ное поведение

                                                                                             делинквентное поведение

                                                                                            - абсолютное поведение

Новый материал

Поведение человека - совокупность действий, в которых выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру.

Отклоняющимся поведением называют такое социальное поведение, при котором действия индивидуума не соответствуют имеющимся в обществе нормам.
     Среди
причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание, и наконец, социальную активность самого человека.

      Ю. А, Клейберг, Т. Р. Алимханова выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный. Биологический выражается в физиологических особенностях подростка, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы). Психологический заключается в особенностях темперамента, акцентуации характера, что влечёт за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им. Социальный фактор отражает взаимодействие подростка в социуме (семья, школа, другое окружение)

Положительная девиация — сфера позитивных, одобряемых обществом или социальной группой отклонений.

Примеры положительных девиаций: самопожертвование, сверхтрудолюбие, излишняя преданность своему делу, гениальность, креативность, нестандартность, талант, творчество, новаторство, одаренность и т.д.

       Носителями положительных девиаций являются национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, люди искусства, лидеры, передовики труда и др.
Отрицательная девиация — сфера негативных, осуждаемых обществом или социальной группой отклонений: самоубийство(суициды), алкоголизм, наркомания, бродяжничество, пробеги из дома, навязчивости, вандализм, гомосексуализм, черный юмор.

      Образцами отрицательной девиации можно считать революционеров, террористов, политических эмигрантов, предателей, преступников, циников, нищих и т.д.

       Девиантное и делинквентное поведение можно различить следующим образом: первое относительно, а второе абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, для другого или других может быть привычкой. 

       Делинквентное поведение (лат. delictum — проступокангл. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. 

Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. 

В отечественной психолого-педагогической литературе понятие «противоправное (делинквентное) поведение» определяется с разных точек зрения и употребляется как синоним понятий «социально-отклоняющееся поведение» (В.Н.Кудрявцев), «девиантное поведение» (Я.И.Гилинский, Ю.А.Клейберг), «асоциальное», «антисоциальное поведение», «противоправное поведение» (В.Ю.Альбицкий, П.Ф.Каптерев), «правонарушение» (Г.Г.Бочкарева), «трудновоспитуемость» (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский) и другие. Однако, можно увидеть, что во всех синонимах лежит основа дефективности и отклонения от социальных норм, правового и нравственного сознания, содержания потребностей и мотивов поведения, особенностей характера, психики и индивидуальности человека.

6. Закрепление изученного материала.

       Смотрите: мы заполнили информацией нашу заготовку к занятию. На все ли запланированные вопросы к данной теме мы ответили? (Да, на все пункты плана)

Вернёмся к первой схеме, с которой мы начали занятие. К чему стремится общество, в котором мы живём? (Общество стремится к стабильности, сохранении традиций)

        А каждый человек в отдельности? (Каждый отдельный человек – личность, которая стремится к свободе, самостоятельности, стремится быть неповторимой)

        Как же можно решить это противоречие между обществом и отдельным человеком? ( Человеку необходимо действовать в рамках закона).

        Можно ли жить в обществе не нарушая законов и неписанных правил, при этом проявлять себя как личность, яркая индивидуальность? (Да, можно)

        Какой вид девиантного поведения не осуждается обществом? (Положительное девиантное поведение)

        Приведите примеры положительной девиации (Творчество, новаторство, героизм и т.д.)

        Верно. Но тем не менее в современном обществе всё чаще мы встречаем обратные примеры. Какое поведение считается отрицательной девиацией? (суициды, алкоголизм, наркомания, бродяжничество, пробеги из дома, навязчивости, вандализм, гомосексуализм, черный юмор, агрессия).

      Какие из этих проявлений влияют пагубно в первую очередь на саму личность? (суициды,алкоголизм, наркомания)

      Помогают ли они раскрыть человеку свою неповторимость, уникальность? (Нет)

      Дают ли они возможность развиваться и самосовершенствоваться? (Нет)

А какое воздействие они оказывают на человека? ( Пагубное, разрушающее)  

Какой вывод можно сделать из нашей беседы?(Выводы)

     Вы правы. У человека в жизни есть  возможность по-разному проявлять себя. Человек в полной мере может реализоваться как личность не переступая общественные нормы и не воздействуя на общество негативно. Помните, что жизнь у каждого одна. Не нужно её тратить на пристрастия, ведущее к гибели человека как личности. Проявляя агрессию к себе и окружающим, употребляя наркотики, алкоголь, человек не только отрицательно воздействует на себя, лишая возможности радоваться жизни, но и делает общество хуже. Ведь он подвергает опасности социум, заставляет страдать родных и близких, показывает плохой, отвратительный пример подрастающему поколению.

Раздаточный материал

Карточка № 1.

1.Найдите определения понятий:

- поведение;

              - отклоняющееся  

                (девиантное)

                 поведение;

2. Найдите причины отклоняющегося поведения.

Карточка № 2.

1.Найдите: какие проявления поведения называют положительной девиацией.

2. Примеры положительной девиации.

Карточка № 3.

1.Найдите: какие проявления поведения называют отрицательной  девиацией.

2. Примеры отрицательной девиации.

Карточка № 4.

1.Найдите определения понятий:  

          - делинквентное

            поведение.

          - преступления.

2. Примеры делинквентного поведения.

Тема 4.3. Социальные нормы и социальные конфликты.

 Занятие 1. Отклоняющееся поведение.

План:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

I.

Поведение -__________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________

Отклоняющееся (делинквентное) поведение - _____________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Причины девиантного поведения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III.

Девиантное поведение

Примеры:

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

Примеры:

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Примеры:

________________________________

_________________________________

_________________________________

Фамилия _______________________

Из изученного сегодня на занятии я уже знал, что…__________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Новой информацией для меня стало то, что… _______________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

В рамках данной темы я хотел бы поговорить (узнать) ещё о… _________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

Фамилия _______________________

Из изученного сегодня на занятии я уже знал, что…__________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Новой информацией для меня стало то, что… _______________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

В рамках данной темы я хотел бы поговорить (узнать) ещё о… _________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

__________________________________________________________________

Фамилия _______________________

Из изученного сегодня на занятии я уже знал, что…__________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Новой информацией для меня стало то, что… _______________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

В рамках данной темы я хотел бы поговорить (узнать) ещё о… _________

_______________________________________________________________

Алгоритм работы студента.

этап

порядок действий на этапе

время работы

1 этап

  1. Найдите на рабочем столе и откройте папку «Отклоняющееся поведение»
  2. Из текстового документа «Отклоняющееся поведение» скопируйте адрес сайта.
  3. Вставьте адрес сайта в адресную строку браузера и найдите сайт.
  4. Найдите на сайте информацию, обозначенную в цветной карточке.
  5. Сформулируйте и зафиксируйте найденную информацию в рабочей тетради.

7-8 минут.

2 этап

  1. Представьте группе аргументированный ответ в соответствии с порядковым номером карточки.

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние негативного семейного фактора на формирование отклоняющегося поведения подростков (стендовая консультация)

Материал предназначен для размещения на стенде. Он будеи интересен как педагогам, так и родителям....

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Социальные нормы – правила поведения, принятые вобществе. Они предписывают или запрещают определённый тип поведения....

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Под социальными нормами обычно понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Выделяют следующие виды социальных норм:...

Причины появления отклоняющегося поведения

Причины появления отклоняющегося поведения...

Методическая разработка занятия по теме "Социальные нормы и отклоняющееся поведение"

Методическая разработка для студента для организации самостоятельной работы на теоретическом занятии...

Методическая разработка открытого занятия "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций." МДК 01.02 Тема 2.4 Организация сервиса в пассажирских поездах

В методической разработке представлен план проведения открытого занятия и презентация по теме: "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций" по МДК 01.02 Эксплуатация...

Программа тренинговых занятий с обучающимися по коррекции отклоняющегося поведения "Жизнь может быть другой"

В случаях, когда ребенок воспитывается в учреждениях внесемейного воспитания, ответственность за его правонарушения должна нести администрация и, в первую очередь, вся система внесемейного воспитания ...