Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов
методическая разработка

Аносов Валерий Ильич

Рекомендации  по выполнению самостоятельных работ по предмету "Основы философии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota._osnovy_filosofii.docx61.29 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по

учебной работе

___________ Е.И. Будасова

«_____»________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

УД  ОГСЭ 01. Основы философии

Специальности:

«Документационное обеспечение управления и архивоведение» «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»       «Технология продукции общественного питания»

 «Программирование в компьютерных системах»

«Стилистика и искусство визажа»

«Правоохранительная деятельность»

Ленинск-Кузнецкий   2018

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по УД ОГСЭ 01 Основы философии для специальностей , Государственное профессиональное образовательное учреждение «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум».  –  Ленинск-Кузнецкий , 2018.  –  с.

Методические рекомендации рассмотрены на заседании цикловой методической комиссии преподавателей профессиональных дисциплин  Государственного профессионального образовательного учреждения «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум» (протокол от «___»________ № «___»).

Методические рекомендации рассмотрены и рекомендованы к использованию методическим советом Государственного профессионального образовательного учреждения «Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум»    (протокол от  «___»_________ № «___»).

Составитель: Аносов В.И., преподаватель.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа № 1

Самостоятельная работа № 2

Самостоятельная работа № 3

Самостоятельная работа № 4

Самостоятельная работа № 5

Самостоятельная работа № 6

Самостоятельная работа № 7

Самостоятельная работа № 8

2.        РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  И ОФОРМЛЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

2.1.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

2.2.  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КОНСПЕКТА

2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

2.4.  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ДОКЛАДА

2.5.  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ

2.6.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ЗАПОЛНЕНИЮ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ТАБЛИЦЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические рекомендации по выполнению  внеаудиторной самостоятельной работы студентов по УД  ОГСЭ 01 Основы философии разработаны в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования и рабочей программой дисциплины.

Выполнение обучающимися самостоятельных работ направлено на:

систематизацию и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;

углубление и расширение теоретических знаний;

формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

развитие познавательных способностей студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развитие исследовательских умений.

Методические рекомендации включают в себя:

цель задания;

содержание задания (ий);

время выполнения задания (ий);

требования к форме и содержанию отчетных материалов;

рекомендации по выполнению задания (последовательность выполнения, рекомендуемые методики, расчетные алгоритмы, справочные данные и т.д.);

рекомендуемый график выполнения отдельных этапов самостоятельной работы;

критерии оценки качества выполнения работы;

примеры выполнения заданий ( в качестве эталонов) и примеры отчетных материалов по разным видам, разделам и этапам выполнения самостоятельной работы;

список рекомендуемой учебной литературы и Internet-источников.

В качестве форм и методов контроля самостоятельной работы студента являются экспресс-опросы на аудиторных занятиях, заслушивание сообщений или просмотр презентаций, выполнение письменных работ.

Организация и руководство самостоятельной работой студента осуществляется преподавателем в урочное время и во время консультаций.

Отметка, полученная за самостоятельную работу, является формой текущего контроля знаний.

Освоение всех видов самостоятельной работы является обязательным условием допуска студентов к промежуточной аттестации по УД ОГСЭ 01 Основы философии.

Распределение часов внеаудиторной самостоятельной работы по специальностям

Специальность

№ самостоятельной работы и количество часов на ее выполнение

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

«Программирование

в компьютерных системах»

2

2

2

1

1

2

1

1

«Документационное обеспечение управления и архивоведение»

2

2

2

1

1

2

1

1

«Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»

1

1

2

1

1

1

2

1

«Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»  

1

1

1

1

1

1

2

2

«Технология продукции общественного питания»

2

2

2

1

1

2

1

1

«Стилистика и искусство визажа»

2

4

4

4

4

2

2

2

«Правоохранительная

деятельность»

2

4

4

4

4

2

2

2

  1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа № 1

Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии

Цель работы: обобщение и систематизация знаний по теме «Основные понятия и предмет философии»

Задание:работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность» (составление конспекта)

Формы и методы контроля: проверка письменной работы

Рекомендуемые источники:

  1. Горелов, А.А. Основы философии [Текст]:  учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 129– е изд., испр. – М.:  Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.

Самостоятельная работа № 2

Тема 1. 2. Философия Древнего мира и средневековая философия

Цель работы: обобщение и систематизация знаний по истории философии Древнего мира и Средних веков

Задание (на выбор)подготовить рефераты: «Сократ: индивидуальное и неиндивидуальное в сознании», «Теория государств Платона», Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии», «Философия Византии».

творческое задание (презентации): Философские школы и учение о первоначалах.

Формы и методы контроля: защита презентации или реферата

Рекомендуемые источники

  1. Горелов, А.А. Основы философии [Текст]:  учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 19 – е изд., испр. – М.:  Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.

Самостоятельная работа № 3

Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени

Цель работы: обобщение и систематизация знаний по истории философии эпохи Возрождения и Нового времени

Задание (на выбор): составить сравнительную таблицу «Основные философские системы XVIII-XIX вв.» или  «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений» (по выбору обучающихся);

подготовить рефераты «Декарт: очевидность как критерий истины», «Эпикур и его учение о счастье», «Моральная философия Канта», «Философия пессимизма Шопенгауэра», «Гегель и Фейербах: вершина и конец немецкой классической философии».

Формы и методы контроля:  публичнаязащита реферата, проверка письменных работ

Рекомендуемые источники

Горелов, А.А. Основы философии [Текст]:  учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 19 – е изд., испр. – М.:  Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.

Самостоятельная работа № 4

Тема1.4 .Современная философия

Цель работы: обобщение и систематизация знаний о современной философии

Задание : заполнить таблицу «Сравнительная характеристика основных философских направлений ХХ века»

Формы и методы контроля: проверка письменных работ

Рекомендуемые источники

Горелов, А.А. Основы философии [Текст]:  учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 19 – е изд., испр. – М.:  Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.

Самостоятельная работа № 5

Тема2.1.Методы философии и ее внутреннее строение

Цель работы: обобщение и систематизация знаний о методах философии и ее внутреннем строении

Задание :эссе «Философская система нашего времени: основные черты».

Формы и методы контроля:  публичнаязащита презентации и сообщения, проверка письменных работ

Рекомендуемые источники

Горелов, А.А. Основы философии [Текст]:  учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 19 – е изд., испр. – М.:  Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.

Самостоятельная работа № 6

Тема 2.2.Учение о бытии и теория познания

Цель работы: обобщение и систематизация знаний о бытии и теории познания

Задание ( на выбор): выполнение индивидуального творческого задания (презентация) «Современная философская картина мира»

Формы и методы контроля:  публичнаязащита презентации

Рекомендуемые источники

Горелов, А.А. Основы философии [Текст]:  учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 19 – е изд., испр. – М.:  Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.

Самостоятельная работа № 7

Тема2.3. Этика и социальная философия

Цель работы: обобщение и систематизация знаний об этике и социальной философии

Задание:подготовка докладов: «Глобальное потепление и его влиянии на будущее Земли, «Глобальные проблемы человечества и пути их преодоления», «Движении антиглобалистов».

Эссе «Россия в эпоху глобализации»

Формы и методы контроля:  публичнаязащита доклада, проверка письменных работ

Рекомендуемые источники

Горелов, А.А. Основы философии [Текст]:  учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 19 – е изд., испр. – М.:  Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.

Самостоятельная работа № 8

Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение

Цель работы: обобщение и систематизация знаний о месте философии в духовной культуре общества

Задание :эссе «Философия и смысл жизни».

Формы и методы контроля:  проверка письменных работ

Рекомендуемые источники

Горелов, А.А. Основы философии [Текст]:  учебник для студентов учреждений сред. проф. образования / А.А. Горелов. – 19 – е изд., испр. – М.:  Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.

2.        РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ  И ОФОРМЛЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат — это один из видов научно-исследовательской работы обучающихся.

В нем должны найти отражение уровень изученности темы, видение проблемных областей, умение анализировать и представлять различные точки зрения на проблему, формулировать выводы и предложения по возможному решению проблемы, навыки работы с литературными источниками.

Цель написания реферата — актуализировать, систематизировать и закрепить теоретические знания посредством самостоятельной обработки, обобщения и краткого изложения материала.

Этапы работы над рефератом:

1) Формулирование темы. Тема должна быть актуальной по своему значению, оригинальной, интересной по содержанию, она должна иметь соответствующую информационную поддержку. Сформулировать замысел той или иной работы — значит четко определить:

какую цель она преследует (решить задачу, оформить проект чего-либо, продемонстрировать свои знания в той или иной области, написать реферат по книге или ее разделу и т.д.);

на каких читателей работа рассчитана (преподаватель, рецензент, обучающийся и т.д.);

какие материалы должны быть представлены в тексте и с какой степенью детализации (они могут быть указаны в задании, или их необходимо найти самостоятельно);

нужны ли теоретические обоснования описываемых процессов или явлений;

какой иллюстративный материал необходим для того, чтобы сделать работу содержательной и убедительной.

2)  Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 5-10).

3) Составление списка литературы в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 по выбранной литературе в библиотеке.

4) Обработка и систематизация информации.

5) Разработка плана реферата. План необходим, чтобы правильно организовать работу. Обычно он предусматривает сроки подбора и изучения литературы, составление плана реферата, написание каждого раздела, редактирование, оформление, представление работы руководителю, доработку реферата для устранения отмеченных недостатков и окончательного оформления.

6) Написание реферата.

7) Публичное выступление с результатами исследования на теоретическом, практическом занятии, студенческой научно-практической конференции.

Содержание работы должно отражать:

актуальность поставленной проблемы;

обоснование выбранной темы;

использование известных результатов и фактов;

полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой.

Структура и оформление разделов реферата:

титульный лист;

содержание;

введение;

основная часть, которая  может иметь главы и параграфы;

заключение;

список литературы;

приложения.

Титульный лист является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам. Образец титульного листа представлен в приложении А.

Содержание представляется на отдельном листе и содержит перечисление рубрикаций реферата (т.е. деление на логически соподчиненные части, разделы, параграфы, пункты) с указанием страницы. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют многоточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания. Образец оформления содержания представлен в приложении Б.

Введение. В данном разделе автор называет тему и дает обоснование выбора, т.е. объясняет ее актуальность и значимость (почему эта проблема представляет научный или практический интерес). Далее раскрывает цель (например, описание разных точек зрения, подходов на определенную личность или явление, событие) и задачи (в качестве задач можно давать описание позиций авторов, раскрывать различные стороны общественной деятельности). Затем определяет объект и предмет исследования (они соотносятся с формулировкой темы) и раскрывает изученность темы: анализируетисточники, использованные при написании реферата. Обзор литературы по теме отражает знакомство автора реферата с имеющимися источниками, умение их систематизировать, критически рассматривать, выделять существенное, определять главное.

Основная часть. Содержание  глав и параграфов разделов и подразделов основной части реферата должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Автор должен кратко, логично и аргументировано излагать материал, обобщить его, проанализировать, сделать логические выводы. Автор должен раскрыть суть проблемы, обосновать свою точку зрения на спорные вопросы, дать критический обзор источников Можно приводить собственные версии, сведения, оценки по данной проблеме.

Текст должен быть отредактирован и оформлен цитатами.

Заключение предполагает последовательное, логически стройное изложение обобщенных выводов по рассматриваемой теме. Заключение должно быть кратким, вытекающим из содержания основной части, здесь автор подводититоги делает выводы, подтверждает актуальность проблемы и ее перспективность.

Список литературы - обязательный элемент реферата, оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Литература в списке указывается в алфавитном порядке.

В приложениях помещают вспомогательный материалы, которые дополняют текст основной части работы (таблицы, графики, карты, неопубликованные документы).

Каждое приложение должно начинаться с нового листа. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста. В основном тексте даются ссылки на приложения.

Оформление работы

Текст работы пишется на отдельных листах бумаги формата А4, на одной стороне листа.

Все листы должны быть пронумерованы, начиная со страницы 2 (на титульном листе, который является первой страницей, номер не ставится). Нумераций страниц — вверху листа, по центру.

Работа должна быть отпечатана на ПК — объем учебного реферата составляет 15-20 страниц.

Поля: левое — 25 мм; правое — 10 мм; верхнее — 20 мм; нижнее —               20 мм, отступ абзаца — 1,25 см.

Междустрочный интервал — полуторный, шрифт TimesNewRoman14 пт.

Особое внимание должно быть уделено оформлению цитат, которые включаются в текст в кавычках, а далее в квадратных скобках дается порядковый номер первоисточника из списка литературы и через запятую номер страницы.

В соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 текст, таблицы и иллюстрации обязательно должны входить в формат А4.

Работа должна быть скреплена.

Реферат не требует  орнаментов на листах, нестандартных шрифтов и т.д.

Защита реферата предусматривает:

выступление по теме реферата не более 10-15 минут;

ответы на вопросы преподавателя или обучающихся.

На защите запрещено чтение текста реферата.

Критерии оценки реферата

Оценивание реферата производится на основании нормы оценок по следующим критериям:

содержательность, логичность, аргументированность изложения материала и обобщение выводов;

глубина проработки материала (качество проведенной аналитико-синтетической обработки исследуемых литературных источников);

умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать им критическую оценку;

наличие систематизированных выводов собственной позиции по исследуемой проблеме;

самостоятельность, оригинальность, обоснованность суждений;

умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата;

соблюдение требований, предъявляемых к оформлению реферата.

2.2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТА

Конспект — краткое письменное содержание текста, включающее в сжатой форме основные положения и их обоснования фактами, цифрами, примерами.

Конспектирование — это связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания прочитанного.

Записи могут делаться как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла.

Рекомендации по составлению конспекта

  1.  Определите цель составления конспекта.
  2.  Читая изучаемый материал в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
  3.  Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.
  4.  Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
  5.  Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
  6.  Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращенно, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.
  7.  Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
  8.  Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
  9.  При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

При конспектировании лекций рекомендуется придерживаться следующих основных правил:

  1.  Не начинайте записывать материал с первых слов преподавателя, сначала выслушайте его мысль до конца и постарайтесь понять ее.

2.  Приступайте к записи в тот момент, когда преподаватель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.

3. В конспекте обязательно выделяются отдельные части. Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Выделение можно делать подчеркиванием, другим цветом (только не следует превращать текст в пестрые картинки). Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. Если определения, формулы, правила, законы в тексте можно сделать более заметными, их заключают в рамку. Со временем у вас появится своя система выделений.

4.  Создавайте ваши записи с использованием принятых условных обозначений. Конспектируя, обязательно употребляйте разнообразные знаки (их называют сигнальными). Это могут быть указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, сочетания PS(послесловие) и NB(обратить внимание). Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. Когда вы выработаете свой собственный знаковый набор, создавать конспект, а после и изучать его будет проще и быстрее.

5.  Не забывайте об аббревиатурах (сокращенных словах), знаках равенства и неравенства, больше и меньше.

6. Большую пользу для создания правильного конспекта дают сокращения.

7.  При конспектировании лучше пользоваться повествовательными предложениями, избегать самостоятельных вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.

8. Не старайтесь зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль, к тому же такую запись трудно вести. Отбрасывайте второстепенные слова, без которых главная мысль не теряется.

9. Если в лекции встречаются непонятные вам термины, оставьте место и уточните их значение у преподавателя.

Критерии оценки конспекта:

соответствие содержания теме;

полнота раскрытия темы;

структурированность информации;

наличие логической связи изложенной информации;

аккуратность и грамотность изложения.

2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Создание презентации — это наглядное представление информации, выполненное с помощью мультимедийной компьютерной программы. Мультимедийная презентация создается для поддержки доклада, выступления, сообщения.

Элементы информационной структуры презентации:

Заголовок.

Введение. Очерчивает круг вопросов, о которых пойдет речь в презентации.

Блок-повествование. Содержит информацию о каком-либо процессе.

Информационно-справочный блок. Информационно-справочные блоки используются для «поясняющих отступлений».

Блок-вывод. Функциональным блок-вывод будет только тогда, когда в ходе всей презентации (или по меньшей мере на нескольких предшествующих блоках) аудиторию навязчиво или ненавязчиво к нему готовят.

Блок-призыв. Отличается от рассудительного и бесстрастного блока-вывода только эмоциональной окраской.

Заглушка. Этот блок очень удобно использовать для организации пауз (для отдыха аудитории или соблюдения единого темпа работы с презентацией).

Заключение. В качестве заключения могут использоваться многие из уже перечисленных блоков — призыв, вывод, ответ и т.д.

Информация для контактов. Почти всегда — один слайд, содержащий информацию о том, как и с кем нужно связаться, чтобы присоединиться к процессу, описываемому в презентации. Этот блок может содержать информацию и о разработчиках презентации.

Документальные приложения (раздаточный материал). Они могут содержать, например, образец кейса, какой-либо нормативный акт.

В таблице 3 приводится перечень сайтов и порталов с шаблонами для презентаций.

Таблица 3 - Сайты и порталы с шаблонами для презентаций

Название

сайтов

Адрес сайтов

Дополнительные

возможности

Бесплатные красивые шаблоны для презентаций. Темы и фоны PowerPoint

shablony-

powerpoint.ru

Возможность выбора шаблона как по темам, так и по цвету. Наличие ЗD-шаблонов

Бесплатный

образовательный

портал

school-box.ru

Большой выбор готовых презентаций по различным темам

Готовые

презентации

PowerPoint

gotovie-prezentacii.ru

Возможность выбора фона для презентаций

Портал

бесплатных

шаблонов

powerpointbase.com

Дополнительно имеются шаблоны для документов Word, шаблоны диаграмм и графиков

Учебные презентации, фоны и шаблоны

kurspresent.ru

Возможность выбора фона для презентаций. Наличие шаблонов с анимацией и анимированных ЗD-фигур

Шаблоны для презентаций

fppt.ru

Возможность выбора шаблон как по темам, так и по цвету

Шаблоны и темы  дляOffiseOnline

templates.office.com/

Templates

Имеются шаблоны Word  иExcel

Шаблоны, фоны и макеты  дляPowerPoint

templated.ru

Возможность выбора  шаблона как по категориям, так и по цвету

Требования к оформлению презентаций и представлению информации отражены в таблицах 4, 5.

Таблица 4 - Оформление слайдов

Акцент

Содержание

Содержание

информации

Используйте короткие слова и предложения Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных Заголовки должны привлекать внимание аудитории

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации

 Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана

Если на слайде располагается картинка, надпись должна быть под ней

Количество строк на слайде не более 8

Строка должна содержать не более 30 знаков

Шрифты

Для заголовков - не менее 24 Для информации - не менее 18

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния (без засечек: Arial, Calibri, Candara.Tahoma, Verdana; с засечками: Georgia, Cambria,TimesNewRoman)

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание Слова, написанные прописными буквами, читаются хуже строчных букв

Плотно набранный текст с маленькими промежутками между строками будет читаться трудно, даже если использован крупный шрифт

Способы

выделения

информации

Следует использовать:

рамки, границы, заливку

разные цвета шрифтов, штриховку, стрелки

Объем

информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде

Изображения на слайдах

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, таблицами, диаграммами

Максимально упрощайте каждый элемент слайда.

Чем меньше потратит зритель на идентификацию элементов слайда и на понимание их значения, тем лучше

Стремитесь уменьшить количество элементов.

Только на один значимый элемент зритель обратит внимание в первую очередь

Таблица 5 - Представление информации

Акцент

Содержание

Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должна преобладать над основной (текст, рисунки)

Используйте однотипные элементы навигации на всех слайдах

Фон

Для фона выбирайте более холодные тона (синий или зеленый)

Цвет

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста Для фона и текста используйте контрастные цвета. Легче читается и лучше смотрится светлый текст на темном фоне Обратите особое внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)

Дополнительные цвета вводите только тогда, когда в слайде присутствуют рисунки (логотип учреждения, фотография выставки и т. д.)

В диаграммах используйте не более четырех цветов

Для выделения деталей выбирайте более теплые тона (например,

красный или коричневый)

Анимационные

эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде Не стоит злоупотреблять анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Критерии оценивания презентации:

соответствие содержания теме;

структурированность информации;

наличие логической связи изложенной информации;

эстетичность оформления, соответствие требованиям

2.4.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ДОКЛАДА

При написании доклада по заданной теме составьте план, подберите основные источники. В процессе работы с источниками систематизируйте полученные сведения, сделайте выводы и обобщения.

Доклад представляет собой развернутое устное сообщение на какую-либо тему, сделанное публично, т.е. в присутствии слушателей.

Доклад противопоставляется сообщению по основательности информации и времени исполнения (сообщение — 10 минут, доклад 10-15 минут). Доклад является разновидностью научной работы.

Этапы подготовки доклада:

1) определение цели доклада;

2) подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада;

3) составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;

4) общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного;

5) уточнение плана, отбор материала к каждому пунктуплана;

6) композиционное оформление доклада;

7) подготовка тезисов выступления;

8) выступление с докладом;

9) обсуждение доклада;

10) оценивание доклада.

Элементами композиции доклада являются вступление, основная часть, заключение.

Вступление должно содержать:

название доклада;

сообщение основной идеи;

современную оценку предмета изложения;

краткое перечисление рассматриваемых вопросов,

интересную для слушателей форму изложения;

акцентирование оригинальности подхода.

Основная часть должна иметь четкое логическое построение, в ней раскрывается тема доклада. Задача основной части; представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

В заключении подводятся итоги, формулируются выводы по излагаемой теме.

Объем доклада 7-10 страниц печатного текста.

Критерии оценки доклада:

соответствие содержания доклада заявленной теме;

наличие развернутого плана;

четкое структурирование доклада как разновидности научной работы: вступление, основная часть, заключение;

соблюдение требований научного стиля в изложении материала;

качество аналитико-синтетической обработки изучаемых литературных источников;

выделение наиболее значимых с точки зрения раскрытия темы доклада факторов, мнений различных ученых и научных положений (систематизация полученных сведений, формулирование выводов и обобщений).

характер и стиль изложения, логика выводов;

проведенный анализ;

правильность оформления.

2.5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ

 

Эссе (с французского essai — «попытка, проба, очерк») — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но согласована с педагогом). Должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающую авторскую позицию по поставленной проблеме.

Структура эссе

1.Титульный лист.

2.Введение: изложение обоснования выбора темы.

При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?». Например, при работе над темой «Экономика России времен Петра I: традиционная или командная» в качестве подтемы можно сформулировать следующий вопрос: «Какие признаки были характерны для экономики того периода?».

3.Основная часть: предполагает изложение аргументации, анализ, исходя из имеющихся данных, позиций по проблеме.

4.Заключение: обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения. Методы, рекомендуемые для составления заключения: цитата, оригинальное авторское утверждение. Заключение может содержать такой важный, дополняющий эссе элемент, как указание области применения исследования.

Как подготовить и написать эссе?

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

-                     исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);

-                     качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);

-                     аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание - планирование - написание - проверка - правка.

Планирование - определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.

Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и т.д.

Аналогии - выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений. Ассоциации - отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности в форме закономерной связи между нервно - психическими явлениями (в ответ на тот или иной словесный стимул выдать « первую пришедшую в голову» реакцию).

Предположения - утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами.

Рассуждения - формулировка и доказательство мнений.

Аргументация - ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции.

Суждение - фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?

Доводы - обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения») и т.д.

Перечень, который получится в результате перечисления идей, поможет определить, какие из них нуждаются в особенной аргументации.

Источники. Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность. Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.

Мысль - это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.

Внятность - это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.

Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится. Корректность - это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.

Критерии оценки эссе:

Текст эссе сдается на отдельных листах.

Критерии оценки:

«Отлично» - полнота рассмотрения вопроса, аргументированное выражение своей позиции, отсутствия ошибок, грамотного текста, точность формулировок и т.д.;

 «Хорошо» – полнота выполнения всего объема работ при наличии несущественных ошибок, не повлиявших на общий результат работы и т.д.;

 «Удовлетворительно» - недостаточно полное раскрытие проблемы, при наличии ошибок, которые не оказали существенного влияния на окончательный результат;

«Неудовлетворительно» - тема не раскрыта, работа выполнена крайне небрежно и т.д.

Преподаватель имеет право поставить студенту оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если студентом оригинально выполнена работа.

2.6.  РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ЗАПОЛНЕНИЮ СРАВНИТЕЛЬНОЙ ТАБЛИЦЫ

  1. Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения
  2.  Определите черты сходства и различия.
  3. Если возможно, выделите этапы вы явлении, определите, что изменилось в данных этапах , а что осталось прежним.
  4. Сделайте все необходимые выводы из приведенного сравнения.
  5. Занесите данные в таблицу:

Линии сравнения

Общее

Различное

 

Формы контроля и критерии оценок

Таблицы заполняются в рабочих тетрадях и оцениваются, как письменные работы по следующим критериям.

Критерии оценки:

«Отлично»: при составлении и таблицы соблюдена хронология , процессы и персоналии охарактеризованы полно без фактических ошибок. События расположены хронологически и верно охарактеризованы. Информация переработана. Таблица эстетически оформлена.

«Хорошо»: при составлении таблицы персоналии и процессы охарактеризованы полно с незначительными фактическими ошибками. События расположены хронологически и верно охарактеризованы. Информация переработана. Таблица эстетически оформлена.

«Удовлетворительно»: при составлении таблицы  персоналиии процессы охарактеризованы с  фактическими ошибками. Информация переработана неточно. Таблица оформлена не эстетично.

«Неудовлетворительно»: при составлении таблицы персоналии и процессы охарактеризованы неполно с  фактическими ошибками. Информация переработана неточно. Таблица оформлена не эстетично.

                        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Галимова, Е.В. Системно-критический анализ – средство повышения эффективности самостоятельной работы [Текст] / Е.В. Галимова, М.Н. Третьякова // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 10. –С. 17-18.

2.    Гареев, Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы [Текст] / Р.А. Гареев // Среднее профессиональное образование. – 2006. - № 5. –С. 9-14.

3.    Георге, И.В. Некоторые аспекты разработки программы самостоятельной работы студентов, направленной на формирование профессиональной компетентности [Текст] // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 3. – С. 49-51.

4.    Горбунова, Л.Н. Организация самостоятельной работы студентов СПО [Текст] / Л.Н. Горбунова // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 8. – С. 149-152.

5.    Колобков, В.Ф. Самостоятельная учебная работа как фактор социально-профессиональной адаптации студентов[Текст] / В.Ф. Колобков // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 2. –С. 45-46.

6.    Курманова, Э.А. Управление самостоятельной работой студентов на аудиторных занятиях [Текст] / Э.А. Курманова // Среднее профессиональное образование. – 2007. -№ 6. –С. 63-64.

7.    Медянкина, Е.Л. Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях колледжа [Текст] / Е.Л. Медянкина // Среднее профессиональное образование. – 2006. - № 10. –С. 6-7.

8.    Методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов [Текст] / Сост. В.И. Медведева. - Смоленск: СПЭК, 2010. - 34 с.

9. Муслимова, А.Ф. Формирование профессионально важных качеств в процессе самостоятельной деятельности [Текст] /А.Ф. Муслимова // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 10. –С. 110-116.

10.Саенко, О.Е. Организация самостоятельной работы студентов // Саенко О.Е. Теория и практика воспитательной работы в школе / О.Е.Саенко, О.Н. Айдунова. – М.: Дашков и К, 2007. – С. 201-205.

11. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях [Текст]: учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М.: Мастерство, 2001.

12. Тришина, Е.С. Организация самостоятельной работы студентов как средство повышения профессиональной компетентности будущих педагогов [Текст] / Е.С. Тришина // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 9.- С. 14-19.

13. Трущенко, Е.Н. Основные направления организации самостоятельной работы [Текст] / Е.Н. Трущенко // Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 10. – С.26-27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентами спец.080114 по ОП.07. Налоги и налогообложение

Учебное  пособие  для организации внеаудиторной самостоятельной  работы  и промежуточного   контроля  знаний  студентов  по дисциплине ОП.07. «Налоги...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работе студентов по дисциплине " Литература"

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работе по дисциплине "Литература" предназначены для студентов 2 курса....

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов....

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ПМ 03 «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе». МДК 03.02. Медицина катастроф, Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по ПМ.03.  «Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе» МДК 03.02  Медицина катастроф Спец...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов УД Фармакология для специальности 34.02.01. Сестринское дело

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной  работы студентов УД Фармакология для специальности 34.02.01. Сестринское дело...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентовПМ.03 Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе    МДК. 03.01. Дифференциальная ди...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по программе дисциплины «Стандартизация, сертификация и техническое документоведение» по специальности 09.02.06 “Сетевое и системное администрирование”

В настоящем учебно-методическом пособии определены задания для самостоятельной работы и рекомендации по их выполнению. Учебно-методическое пособие предназначено для студентов среднего профессиональног...