Понятие, принципы, функции, правовые, территориальные, финансово-экономические основы местного самоуправления
план-конспект занятия

Вишневецкая Алла Анатольевна

Местное самоуправление можно рассматривать как относительно самостоятельный уровень публичной власти, которому в этом качестве присущ ряд специфических признаков. Местное самоуправление выступает как базовый, первичный уровень организации публичной власти, обеспечивающий стабильность всей системы властных институтов. Сущность местного самоуправления проявляется, с одной стороны, в праве граждан на местное самоуправление, что является неотъемлемым элементом современного конституционного статуса человека и гражданина и обеспечивает его самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по дисциплине  МДКВ.03.03 Краудсорсинг и основы местного самоуправления (для  набора 2018 года)

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся – 4-го курса,

специальность Право и организация социального обеспечения

преподаватель Вишневецкая А.А.

Тема 19. Понятие, принципы, функции, правовые, территориальные, финансово-экономические основы местного самоуправления.

 Цели: изучение понятия и содержания муниципального права.

Задачи занятия:

Обучающая: - ознакомление с законодательством, регулирующим основы местного самоуправления в Российской Федерации.

Воспитательная: создать условия для  развития мышления , учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать.
Стремиться воспитать уважительное отношения к гражданству России, чести и достоинству личности, соблюдению и защите конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Развивающая: Способствовать развитию логического мышления обучающихся, развитию коммуникативной культуры.

Междисциплинарные связи: Правовое обеспечение профессиональной деятельности, Социальная политика и технологии социальной работы.
Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

  1.   «Муниципальное право России: Учебник» (4-е издание, переработанное и дополненное) (Постовой Н.В., Таболин В.В., Черногор Н.Н.) (под ред. Н.В. Постового) («Юриспруденция», 2016)
  2. «Европейская хартия местного самоуправления» (совершено в Страсбурге 15.10.1985)
  3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019)
  4. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции»
  5. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»
  6. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации»

  1. Понятие, принципы, функции, правовые, территориальные, финансово-экономические основы местного самоуправления

Термин «самоуправление» (selfgoverment) появился в Англии в конце XVII века, после Английской революции. Им обозначалось самоуправление посредством местных представительных органов, не знающих административной опеки со стороны правительственного аппарата и его чиновников. Считается, что в науку его ввел немецкий юрист Рудольф Гнейст, идеализировавший британскую систему организации власти. Этот термин – местное самоуправление (selbstverwaltung), быстро прижился в Германии, а затем и в дореволюционной русской юридической литературе. С конца ХХ века о самоуправлении говорят, имея в виду его частные проявления, главным из которых является местное самоуправление.

Таким образом, местное самоуправление можно рассматривать как относительно самостоятельный уровень публичной власти, которому в этом качестве присущ ряд специфических признаков. Местное самоуправление выступает как базовый, первичный уровень организации публичной власти, обеспечивающий стабильность всей системы властных институтов. Сущность местного самоуправления проявляется, с одной стороны, в праве граждан на местное самоуправление, что является неотъемлемым элементом современного конституционного статуса человека и гражданина и обеспечивает его самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. С другой стороны, сущность местного самоуправления выражается в обеспечении институционального оформления муниципального уровня публичной власти на основе принципов субсидиарности и децентрализации властных полномочий. Местное самоуправление можно определить как право и реальную возможность населения, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в местных интересах, управлять делами локального значения как самостоятельно, так и через формируемые им органы, действующие на началах ограниченной автономии.

Определение местного самоуправления содержится и в нормативных правовых актах, регламентирующих принципы его организации в Российской Федерации. В первоначальной редакции статьи 1 первого российского Закона «О местном самоуправлении РСФСР», местное самоуправление определялось как организация деятельности граждан для самостоятельного, под свою ответственность, решения вопросов местного значения исходя из интересов населения, его национальных, этнических и иных особенностей на основе законодательства Российской Федерации.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации прямого определения местного самоуправления не содержит. В ней закреплены лишь основы правового регулирования местного самоуправления без его детализации. Это предоставляет более широкие возможности для регулирования динамики развития данного института ввиду большей гибкости законодательства по сравнению с самой Конституцией.

Впервые после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года законодательное определение местного самоуправления появилось лишь в Федеральном законе от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», который определил местное самоуправление как «признаваемую и гарантируемую Конституцией Российской Федерации самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций».

В этом определении законодатель дополнил понятие местного самоуправления такими характеристиками, как осуществление деятельности органами местного самоуправления исходя из интересов населения соответствующих муниципальных образований, с учетом его исторических и иных местных традиций. Среди последних, к примеру, могут быть культурные, этнические, религиозные и иные традиционные особенности.

Особо подчеркивается, что местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» еще более расширил дефиницию местного самоуправления: «местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

В его нормах есть прямое указание на то, что местное самоуправление является формой народовластия, а также определены пределы ее осуществления – в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации. В Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 1370 закреплено, что местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. В качестве публичной власти, наиболее приближенной к населению, местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории.

 Поэтому местное самоуправление является одной из фундаментальных основ российской системы народовластия. В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом.

Организация местного самоуправления в Российской Федерации базируется на ряде общих принципов, установление которых конституционно отнесено к совместному ведению Федерации и ее субъектов (пункт «н» часть 1 статья 72). Общие принципы организации местного самоуправления едины на всей территории нашего государства. Их следует определить, как обусловленные природой местного самоуправления сущностные начала и идеи, лежащие в основе самостоятельного решения населением вопросов местного значения, а также в основе организации и деятельности формируемых им органов местного самоуправления.

К.Ф.Шеремет выделяет следующие группы общих принципов: определяющие особые обязанности и полномочия государства по организации местного самоуправления; согласно которым создаются муниципальные образования как главные структуры в системе местного самоуправления; определяющие демократические формы организации местного самоуправления, порядок образования и содержание функций органов местного самоуправления; определяющие формирование необходимой финансовой экономической основы местного самоуправления; обеспечивающие самостоятельность органов местного самоуправления при осуществлении ими своих функций и полномочий; обеспечивающие стабильность установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами прав местного самоуправления; согласно которым органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями; гарантирующие обязательность решений по вопросам местного значения, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления; обеспечивающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за свою деятельность; обеспечивающие поднадзорность и подконтрольность государству деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в статье 4 закрепляет правовую основу местного самоуправления. В восьмой главе обозначенного акта регламентирована экономическая основа местного самоуправления. Ее можно определить, как закрепленные в нормативных актах и объективно обусловленные направления деятельности местного самоуправления, которые подразумевают владение, пользование и распоряжение землей, природными ресурсами, а также объектами муниципальной собственности, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Термин территориальные основы местного самоуправления данный закон не содержит, но во второй главе устанавливает принципы территориальной организации местного самоуправления, то есть фактически базовые начала правового регулирования отношений, возникающих в процессе определения и установления границ муниципальных образований.

Поэтому можно сделать вывод, что федеральный законодатель регламентирует и территориальные основы местного самоуправления, закрепляя, что:

местное самоуправление осуществляется на всей территории Россий ской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. В городских округах, в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов; границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с предусмотренными федеральным законом требованиями. Таким образом, в федеральном законе установлены такие составные элементы основ местного самоуправления, как: правовая основа местного самоуправления; территориальные основы местного самоуправления; экономическая основа местного самоуправления.

В структуру понятия «основы местного самоуправления» входят следующие элементы: правовая основа местного самоуправления; территориальные основы местного самоуправления; экономическая основа местного самоуправления; организационные основы местного самоуправления.

  1. Домашнее задание – ответить на вопросы :

1. Охарактеризуйте основные подходы к пониманию местного самоуправления, сложившиеся в современной российской науке.

 2. Как характеризует местное самоуправление Конституция Российской Федерации?

3. Как местное самоуправление определяется в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»?

4. Что понимается под основами местного самоуправления? Какова структура основ местного самоуправления?

Преподаватель                                                         А.А.Вишневецкая        ___________________                                                        

        

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

___________________________

ГБПОУ Юридический коллеж

от ___ ____________ 201__ г. № ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по дисциплинам «Обществознание» и «Основы права» на тему «Выборы в органы местного самоуправления».

Цели урока:Воспитательная: формирование активной гражданской позиции студентов, политическая социализация студентов, формирование политической культуры.Образовательная: сформировать у студентов модель...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия  по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ И ВЕДОМСТВЕННОЙ ПОДЧИНЕННОСТИ

В данной статье рассмотрены вопросы разработки и комплексного внедрения правовых, организационных и образовательных механизмов обеспечения антикоррупционного поведения сотрудников органов государствен...

внеклассное мероприятие по Дню местного самоуправления

Представлены презентация по истории становления Дня местного самоуправления и викторина...

Тема 1.2. Теория и система местного самоуправления

Учебно-методическое пособие Лекция по теме Территориальные основы местного самоуправления  для специальности 40.02.01...

Интерактивная викторина "Краудсорсинг и основы местного самоуправления"

Для закрепления пройденного материала по дисциплине "Краудсорсинг и основы местного самоуправления" обучающимся предлагается принять участие в викторине - ответы на вопросы по различным...