Учебная программа Учебной практики 39.02.01 Социальная работа
рабочая программа

Трофимова Дария Викторовна

Учебная программа Учебной практики 39.02.01 Социальная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_up.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Сунтарский технологический колледж»

                                                                                                                                                               Приложение   I.4

К программе СПО

39.02.01 

ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ  ПРАКТИКИ

ПМ.1 Cоциальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

ПМ.2 Социальная работа с семьей и детьми

ПМ.3 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС

ПМ.4 Выполнение работ по профессии 26527 Социальный работник

2017 г.

Программа учебной практики разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС СПО (приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г. № 506) по специальности среднего профессионального образования 39.02.01Социальная работа.

 

Организация-разработчик: ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»

Разработчик:

Трофимова Д.В., преподаватель ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж».

Рецензент:  Иванова Т.О., социальный педагог ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский  технологический колледж»                

Рецензент: Фролов Г.В., Руководитель ТУ при Министерстве труда и социального развития  РС (Я) ТКУ РС (Я) «Сунтарское УСЗНиТ»

         

        

Рекомендована методическим советом ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж», протокол № 8 от «15» июня 2017 года.

Председатель _________________/М.А. Архипова /

Содержание

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ        4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ        8

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ        15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ        19

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

1.1. Область применения программы учебной практики

        Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 39.02.01 Социальная работа.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения учебной практики

        В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности и соответствующие ему общие компетенции и профессиональные компетенции:

1.2.1. Перечень общих компетенций

Код

Наименование общих компетенций

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

 Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

1.2.2. Перечень профессиональных компетенций

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ВД 1

Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

ПК 1.1

Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

ПК 1.2.

Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

ПК 1.3.

Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

ПК 1.4.

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов.

ПК 1.5.

Проводить профилактику возникновения новых "ГЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

ВД 1

Социальная работа с семьей и детьми

ПК 2.1.

Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи

ПК 2.2.

Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

ПК 2.3.

Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 2.4.

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

ПК 2.5.

Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

ВД 1

Социальная работа с лицами из группы риска, оказавшимися в ТЖС

ПК 3.1.

Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.2.

Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска.

ПК 3.3.

Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж).

ПК 3.4.

Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска.

ПК 3.5.

Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска.

ВД 1

Выполнение работ по профессии 26527 Социальный работник

ПК 4.1.

Осуществлять организационно-управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы.

ПК 4.2.

Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности.

ПК 4.3.

Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.

ПК 4.4.

Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие).

ПК 4.5.

Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.

ПК 4.6.

Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту.

ПК 4.7.

Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности.

В результате освоения профессионального модуля студент должен:

Иметь практический опыт

- диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС;

- осуществления социального патроната;

- создания необходимых условий для адаптации лиц пожилого возраста и инвалидов к существующим реалиям жизни и их реабилитации; координации работы по социально-бытовому обслуживанию клиента;

- диагностики трудной жизненной ситуации и профилактики возникновения новых ТЖС у различных типов семей и детей, осуществления их социального патроната;

- создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

- диагностики ТЖС и профилактики возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска, осуществления их социального патроната;

- создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска (лиц без определенного места жительства; мигрантов; безработных; молодежи; осужденных, детей, оказавшихся в ТЖС; лиц, страдающих психическими заболеваниями, и членов их семей; с членами семей лиц, инфицированных ВИЧ; наркозависимыми и членами их семей; военнослужащими и членами их семей; безнадежно и тяжелобольными);

- осуществления организационно-управленческой деятельности в социальной сфере с учетом специфики оказываемой помощи;

уметь

- анализировать медико-социальные условия жизни лиц пожилого и старческого возраста;

- пользоваться нормативными документами разного уровня для осуществления правовой защиты граждан старшего поколения;

- выявлять людей старшего поколения, инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах;

- оказывать социальную помощь отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам путем поддержки, консультирования, реабилитации,др. видов адресной помощи и социальных услуг;

- активизировать потенциал собственных сил и возможностей пожилого человека, инвалида;

- осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом";

- пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности, выявлять семьи и детей, нуждающихся в социальной помощи, социальной защите;

- собирать и анализировать информацию, выявлять проблемы семей;

- оказывать социальную помощь отдельным категориям семей, женщинам и детям путем поддержки, консультирования, реабилитации, др. видов адресной помощи и социальных услуг;

- осуществлять профессиональную деятельность с позиции «рядом с клиентом»;  

- выявлять важнейшие взаимосвязи семьи с обществом и государством; профессионально строить взаимоотношения с членами семьи;  

- планировать и осуществлять процесс социальной работы с целью преобразования ТЖС в семье;

- анализировать результаты своей деятельности;

- осуществлять контроль качества предоставляемых услуг.

- выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения;

- строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации; проводить анализ ТЖС лиц из групп риска;

- определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ситуации, и строить с ними взаимодействие;

- осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента;

- анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях;

- анализировать и корректировать свою работу;

- пользоваться нормативными документами, законодательными актами в профессиональной деятельности;

- применять различные формы, методы и технологии по осуществлению социальной работы в соответствии со спецификой профессиональной деятельности;

- осуществлять профессиональную деятельность с позиции "рядом с клиентом";

- профессионально строить взаимоотношения с членами семьи.

- осуществлять исследования и анализ проблемной ситуации клиента с последующим определением потребностей субъектов деятельности;

- разрабатывать концепцию состояния будущего объекта;

- осуществлять контроль и проводить анализ эффективности своей деятельности.

знать

- нормативно-правовое обеспечение социальной работы с пожилыми и инвалидами и нормы их правовой защиты;

- основные медико-социальные, социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические проблемы лиц пожилого возраста и инвалидов;

- особенности оказания различных видов социальной помощи лицам пожилого возраста и инвалидам; структуры, способные оказать помощь в преобразовании ситуации лицам пожилого возраста и инвалидам.

- цели и главные принципы государственной семейной политики на федеральном и региональном уровнях; структуру государственных органов, реализующих семейную политику; основные задачи социальной защиты;

 - варианты социального обслуживания семьи;

- нормативно-правовое обеспечение, регламентирующее деятельность специалиста по социальной работе с семьей и детьми;

- типы социальной службы для семьи и детей;

внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние семьи;

- категории семей социального риска; основные социальные проблемы семей различных категорий; критерии социальной незащищенности семей;

- формы социальной работы с семьями; роль социального работника в решении проблем семьи;

- особенности медико-социального патронажа семьи и детей;

- учреждения и организации, способные оказать помощь в преобразовании ситуации семьи.

- основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска;

- особенности проблем каждой категории лиц из групп риска;

- специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС;

- особенности региональной системы социальной работы сданными категориями граждан;

- организации и учреждения, способные помочь в преобразовании ситуации.

  • методологическую основу технологии деятельности специалиста по социальной работе;

- содержание социальной работы в разрешении проблем клиентов в различных сферах;

1.3. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля

всего – 1906 часов, в том числе:

В рамках освоение ПМ.1 Cоциальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами – 420 часов

В рамках освоение ПМ.2 Социальная работа с семьей и детьми – 506 часов

В рамках освоение ПМ.3 Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС – 242 часа

В рамках освоение ПМ.4 Выполнение работ по профессии 26527 Социальный работник – 738 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

2.1. Структура учебной практики

Коды профессиональных общих компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

Распределение часов по семестрам

1

2

3

1 семестр

2 семестр

3 семестр

4 семестр

ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4, ПК 1.5ОК 1 - ОК 13.

Модуль ПМ.1    Cоциальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

72

ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3, ПК 2.4, ПК 2.5ОК 1 - ОК 13.

Модуль ПМ.2    Социальная работа с семьей и детьми

36

36

ПК 3.1, ПК 3.2, ПК 3.3, ПК 3.4, ПК 3.5ОК 1 - ОК 13.

Модуль ПМ.3   Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС

36

ПК 4.1. - ПК 4.7 1.5ОК 1 - ОК 13.

Модуль ПМ.4   Выполнение работ по профессии 26527 Социальный работник

36

36

Всего:

252

Наименование разделов и тем учебной практики

Содержание учебного материала

Объем часов

1

2

3

ПМ.1    Cоциальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами

МДК1.1 Социально - правовые и законодательные основы социальной работы с пожилыми и инвалидами.

Введение

Тема 1. 1. Конституционно-правовые основы социальной работы

Признание инвалида безработным.

8

Тема 1.2. Гарантии государства на социальную защиту

Тема 1.3. Пенсионное обеспечение

пожилых и инвалидов в РФ.

Тема 1.4. Правовая база назначения и предоставления льгот и пособий пожилым и инвалидам.

Порядок предоставления льгот пожилым и инвалидам.

4

Тема 1.5. Основные нормы права, регулирующие медико-социальную помощь пожилым и инвалидам

Права, свободы и обязанности граждан - фундаментальная правовая основа организации и проведения социальной работы.

4

Тема 1.6. Особенности иных прав пожилых и инвалидов в РФ

Дополнительные права или льготы, предоставляемые законодательством отдельным категориям граждан: лицам пожилого возраста и инвалидам.

4

МДК 1.2Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов

Тема 2.1 Геронтология как наука о продлении жизни.

Проблема возрастных границ старости.

6

Тема 2.2. Психологические измененияв личности и деятельности человека позднего возраста.

Тема.2.3 Познавательная сфера в период старения.

Тема 2.4. Профилактика старения

Возрастная динамика развития мотивов в период поздней взрослости и старости.

6

Тема 2.5. Основы андрагогики лиц пожилого возраста

Основные формы и технологии в современной практике обучения взрослых.

4

Тема 2.6. Социально-медицинские и психологические проблемы пожилого возраста.

Проявления нормального физиологического старения организма.

4

МДК 1.3Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами

Тема 3.1. Социальная диагностика лиц пожилого возраста и инвалидов

Основные направления развития системы социального обслуживания пожилых и инвалидов.

2

Тема 3. 2. Социальная коррекция, терапия, адаптация, реабилитация

Программа реабилитации пожилых и инвалидов

2

Тема З.З.Социальное обеспечение, обслуживание, страхование лиц пожилого возраста и инвалидов

Виды социальной помощи.

4

Тема 3.4. Охрана здоровья пожилыхлюдей и инвалидов

Принципы социального обслуживания.

2

Тема 3.5. Социальное консультирование и экспертиза

Право пожилых людей и инвалидов на социальное обслуживание.

2

Тема 3.6. Гериатрическая помощь

Формы социально-бытового обслуживания на дому.

2

Тема 3.7.Медико-социальная помощь

Особенности предоставления социальных услуг пожилым и инвалидам. уровнях

2

Тема 3.8.Формы и методы работы с пожилыми людьми и инвалидами

Особенности социального обслуживания пожилых и инвалидов на региональном и муниципальном

2

МДК 1.4 Социальный патронат лиц пожилого возраста и инвалидов

Тема 4.1.Опека и попечительство над пожилыми людьми

Организация работы органов СЗН, ЦСО с письмами, жалобами, заявлениями предложениями граждан. Организация справочно-кодификационной работы в органах СЗН, ЦСО. Практика взаимопомощиобщественных объединений пожилых людей. Социальный контекст деятельности общественных организаций пожилых людей: социальный обмен в системе взаимопомощи, социальная технология взаимопомощи пожилых людей.

6

Тема. 4.2. Организация и содержание работы учреждений для пожилых людей и инвалидов.

Социальные услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания.

6

Тема 4.3. Социальный патронат как основная форма работы с пожилыми людьми и инвалидами

Организация и содержание социальной защиты пожилых людей и инвалидов в стационарных учреждениях, в центрах социального обслуживания. Среда в стационарных учреждениях социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями.

4

Всего

72

ПМ.2    Социальная работа с семьей и детьми

МДК 2.1. Социально-правовая и законодательная основы социальной работы с семьей и детьми

Тема 1.1. Государственная политика социальной защиты населения.

Анализ государственной семейной политики в регионе.

Анализ и составление конспектов ФЗ, касающихся социальной защиты в регионе

6

Тема 1.2.

Государственная и региональная семейная политика.

Анализ работы отдела по проблемам семьи и детей.

Анализ должностных инструкций специалиста, работающего с семьей и детьми.

6

Тема 1.3.

Государственная система социального обслуживания семьи.

Анализ документации специалиста взаимодействующего с семьей и детьми.

Анализ функциональных обязанностей специалиста взаимодействующего с семьей и детьми.

6

МДК 2.2. Возрастная психология и педагогика, семьеведение

МДК 2.3. Технология социальной работы с семьей и детьми

Тема 3.1. Перспективы развития социальной работы в области охраны репродуктивного здоровья.

Анализ базы данных специалиста, работающего с неблагополучными семьями.

6

Тема 3.2. Методы и технологии социальной работы с семьями групп риска

Анализ проведения групповой консультации с семьей на тему «Пособия и льготы семье, имеющей детей раннего возраста».

6

Тема 3.3. Практическая социальная работа с семьей и детьми.

Анализ форм, методов работы семьей и детьми.

Наблюдение поэтапной работы с семьей и членами семьи групп риска.

6

МДК 2.4 Социальный патронат различных типов семей и детей

Тема 4.1. Сущность социального патронажа как технологии социальной работы

Анализ государственной семейной политики в регионе.

Анализ и составление конспектов ФЗ, касающихся социальной защиты в регионе.

8

Тема 4. 2. Особенности медико-социального патронажа в семьях социального риска

Анализ работы отдела по проблемам семьи и детей.

Анализ должностных инструкций специалиста, работающего с семьей и детьми.

Анализ документации специалиста взаимодействующего с семьей и детьми.

Анализ функциональных обязанностей специалиста взаимодействующего с семьей и детьми.

10

Всего

72

ПМ.3   Социальная работа с лицами из групп риска, оказавшимися в ТЖС

МДК 3.1 Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска

Тема 1.1.

Социальное и правовое положение граждан БОМЖ в России

Виды социальной помощи лицам БОМЖ.

4

Тема 1.2.

Девиантное поведение как проблема права

Тема 1.3.

Государственная
миграционная политика.
Права мигрантов и беженцев

Особенности государственной социальной политики в отношении лиц с девиантным поведением.

2

Тема 1.4.

Законодательно-правовые
основы социальной работы с
молодежью

Документы, направленные на обеспечение прав и интересов молодежи: международные, федеральные, региональные.

2

Тема.1.5.

Законодательно-правовые основы социальной работы с военнослужащими и членами их семей

2

Тема 1.6.

Нормативно-правовые основы системы труда и занятости

Правовые гарантии для военнослужащих, проходящих службу по призыву.

2

МДК 3.2 Технологии социальной работы с лицами из групп риска

Тема 21.

Особенности диагностики
трудной жизненной ситуации
лиц БОМЖ

Особенности социальной диагностики ТЖС граждан БОМЖ. Основные социальные технологии, применяемые в практической социальной работе с лицами БОМЖ: социальный контроль. 

4

Тема 2.2.

Социальные технологии в
решении проблем лиц без
определенного места
жительства

Тема 2.3.

Особенности диагностики трудной жизненной ситуации лиц с девиантным поведением

Выстраивание отношений специалиста по социальной работе с лицами с девиантным поведением.

4

Тема 2.4.

Социальные технологии в решении проблем лиц с девиантным поведением

Тема 2.5.

Особенности технологии социальной работы с мигрантами и беженцами

Особенности социальной диагностики ТЖС безработных и их семей.

4

Тема 2.6.

Технологии социальной работы с молодежью

Тема 2.7.

Технологии социальной работы с военнослужащими и членами их семей

Тема 2.8.

Особенности технологии социальной работы с безработными гражданами

Тема 2.9.

Особенности технологии социальной работы с осужденными

МДК 3.3 Социальный патронат лиц из групп риска

Тема З.1.

Особенности патроната к
лицам из групп риска и
членам их семей

4

Тема 3. 2. Учреждения социального обслуживания лиц из групп риска

4

Тема 3.3.

Негосударственные учреждения, оказывающие социальную помощь лицам из групп риска

4

Всего

36

ПМ.4   Выполнение работ по профессии 26527 Социальный работник

МДК 4.1 Этика в профессиональной деятельности социального работника

Тема 1. 1. Этика социальной работы

Этика социальной работы как уровень нравственности сознания специалиста.

4

Тема 1.2. История этики социальной работы в Европе и Америке

Тема 1.3. Этические традиции в

становлении и развитии

общественного призрения и

благотворительности на Руси

Тема 1.4. Личностно-нравственные качества социального работника

Личностные характеристики социального работника (ценностные ориентации, интересы).

4

Тема 1.5. Моральные нормы и принципы в социальной работе

Тема 1.6. Деонтология и ее проявление в отдельных видах социальной работы

Тема 1.7. Этика взаимоотношений с клиентом

Роль этических критериев добра, справедливости, гуманности, честности и т.д. в практической социальной работе.

4

Тема 1.8. Этические проблемы исследований в социальной работе

Тема 1.9. Этика взаимоотношений с правительственными и неправительственными организациями

МДК 4.2 Основы профессионального общения

Тема 2.1 Понятие общение, его виды и функции

Общение как обмен информацией, как взаимодействие. Общение как восприятие людьми друг друга.

4

Тема 2.2. Общение -

профессионально важное

качество социального

работника.

Тема.2.3 Теоретические

основы общения в социальной работе.

Интимно-личностное общение в деятельности социального работника.

2

Тема 2.4. Консультирование

в социальной работе.

Тема 2.5. Психологические

возможности лиц пожилого

возраста и инвалидов.

Сотрудничество с супервизором.

2

Тема 2.6. Профессиональное

выгорание социального        

работника и ее профилактика.

Первичная самопомощь при стрессе.

4

МДК 4.3 Основы социально-бытового обслуживания

Тема 3.1. Старость как

социальная проблема.

Дополнительные механизмы демографического старения.

3

Тема 3. 2. Глобальная

проблема постарения

населения.

Тема З.З. Особенности

защиты прав и интересов

пожилых людей и

инвалидов.

Право пожилых людей и инвалидов на социально-бытовое обслуживание и социальное обеспечение

3

Тема 3.4. Социальные

проблемы пожилых людей

и инвалидов.

Тема 3.5. Пожилой человек и

семья.

Тема 3.6. Трудная жизненная ситуация для пожилых людей и инвалидов

Ступень подвижности и объем самообслуживания.

3

Тема 3.7. Социально-

бытовое обслуживание пожилых людей и инвалидов.

Предварительная оценка нуждаемости в социально-бытовых услугах.

3

Тема 3.8. Технология

социально-бытового обслуживания пожилых и инвалидов на дому.

Тема 3.9. Социальное обслуживание терминальных больных на дому.

Тема 3.10. Качество социальных услуг.

МДК 4.4 Социально-медицинские основы профессиональной деятельности

Тема 4.1. Этапы социальной работы в медико-социальной сфере.

Основные медикосоциальные услуги лицам пожилого возраста и инвалидам.

6

Тема. 4.2. Методы обследования клиента с целью выявления медико-социальных проблем.

Методы изучения здоровья.

6

Тема 4.3. Образ жизни – главный фактор здоровья

Тема 4.4. Факторы риска заболеванию.

Первая помощь при: приступе бронхиальной астмы, легочном кровотечении, приступе стенокардии, обмороке, гипертоническом кризе, желудочном кровотечении, почечной колике, диабетической и гипогликемической коме.

6

Тема 4.5. Анатомо-физиологические особенности человеческого организма.

Тема 4.6. Основы ухода за больными людьми. Личная гигиена.

Тема 4. 7. Питание больных.

Тема 4.8. Первая помощь при неотложных состояниях

Тема 4.9. Медико-социальный патронат в практике социального работника.

Тема 4.10. Медицинская этика и деонтология в практике социального работника.

МДК 4.5 Теория и методика разрешения конфликтных ситуаций

Тема 5.1. Общая теория конфликта

Возникновение и развитие социологии конфликта.

4

Тема 5.2. Внутриличностные конфликты

Стратегии разрешения и профилактики конфликтов в социальной работе

4

Тема 5.3. Межличностные конфликты

Тема 5.4. Семейные конфликты

Тема 5.5. Групповые конфликты

Тема 5.6. Конфликты в социально - педагогическом процессе

Психологическая совместимость коллектива социальной службы

4

Тема 5.7. Конфликты в коллективе социальной службы

Тема 5.8. Конфликты в организации

Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений в различных видах социальной работы.

6

Тема 5.9. Политические и межэтические конфликты

Всего

72

ВСЕГО

252

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Реализация программы учебной практики осуществляется в  кабинете: психологии и андрогогики лиц пожилого возраста и инвалидов; социального патроната лиц пожилого возраста и инвалидов; возрастной психологии и педагогики, семьеведения;
социально-правовой и законодательной основы социальной работы с семьей и детьми; технологии социальной работы с лицами из группы риска; технологии социальной работы в учреждениях здравоохранения; технологии социальной работы в организациях образования; технологии социальной работы в учреждениях социальной защиты.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1. Печатные издания

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов,- 6-е изд.-М.: Академический проект: Альма Матер, 2013,- 702с.
  2. Громкова М.Т. Андрагогика: теория и практика образования взрослых. Учебное пособие. Гриф МО РФ. - ЮНИТИ-ДАНА, 2014.-511с.
  3. Гуслова М.Н. Организация и содержание работы по социальной защите престарелых и инвалидов: Учеб.пособие для студ.начальногопроф.образования/ М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2014. - 240 с.
  4. Ерусланова Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов на дому: Учебное пособие. - М.: Дашков и К0, 2013. - 132 с.
  5. Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. Основы андрагогики: учебное пособие: Допущено УМО/ Под ред. И.А. Колесниковой. Академия,- 2014,- 240с.
  6. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. - 2-е изд. - М: Дашков и К0, 2014. - 240 с.
  7. Антология социальной работы / под ред. М. В. Фирсов. - М., 2014.
  8. Антонов, А. И. Судьба семьи в России XXI века / А. И. Антонов, С. А. Сорокин. - М., 2014.
  9. Андреева. Т. В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева. - СПб., 2015.
  10. Бендас, Т. В. Гендерная психология / Т. В. Бендас. - СПб, 2014.
  11. Дивицина, Н. Ф. Семьеведение: краткий курс лекций / Н. Ф. Дивицина. - М., 2015.
  12. Зубкова, Т. С. Организация и содержание по социальной защите женщин, детей и семьи / Т. С. Зубкова, Н. В. Тимошина. - М., 2009.
  13. Иванов, В. Н. Социальные технологии / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. - М., 2013.
  14. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. - М., 2014.
  15. Коростылева, Л. А. Психология самореализации личности: брачносемейные отношения / Л. А. Коростылева. - СПб, 2013.
  16. Платонова, Н. М. Социальная работа с семьей и детьми / Н. М. Платонова. - М., «Академия», 2015.
  17. Платонова, Н. М. Социальная работа с бездомными / Н. М. Платонова. - М., «Академия», 2015.
  18. Тюрина, Э. И. Социальная работа с семьей и детьми / Э. И. Тюрина, Н. Ю. Кучукова, Е. А. Пенцова. - М., «Академия», 2011.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)

  1. http://www.gaudeamus.omskcitv.com/PDF library humanitarian.html
  2. http://www.storedbooks.com/graid
  3. http://www.gaudeamus.omskcitv.com/PDF library law 4.html
  4. http://window.edu.ru/ window/librarv?p rid=40932http://www.psvsocwork.ru/759/.

3.2.3. Дополнительные источники

  1. Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старения: Учебное пособие. Рекомендовано УМО./ О.В. Краснова, А.Г. Лидере,- М.: Академия,- 2010, 288с.
  2. Психология старости и старения: Хрестоматия: учебное пособие. Допущено Минобразованием России/ Сост.О.В. Краснова, А.Г. Лидере,- М.:Академия, 2010,416 с.
  3. Дармодехин, С. В. Государственная семейная политика: проблемы теории и практики / С. В. Дармодехин. - М., 2012.
  4. Лодкина, Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т. В. Лодкина. - М., 2011.
  5. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента. - СПб., 2011.
  6. Осипова, А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. - М., 2012.
  7. Социальная работа: теория и практика / под ред. Е. И. Холостовой, А. С. Сорвина. - М., 2010.
  8. Технология социальной работы / под ред. И. Г. Зайнышева. - М., 2011.
  9. Фирсов, М. В. Психология социальной работы. Содержание и методы психосоциальной практики / М. В. Фирсов, Б. Ю. Шапиро. - М., 2012.
  10. Эйдемилер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемилер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. - СПб., 2011.

 3.2.4. Общие требования к организации учебной практики.

Учебная практика проводится образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенном, чередуясь с теоретическими занятиями, при условии обеспечения связи между содержанием практики и результатами обучения в рамках модулей ППССЗ СПО по осваиваемой специальности.

Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с учебным планом ППССЗ СПО. Цели и задачи программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением.

Целью учебной практики является:

- приобретение обучающимися опыта практической работы по специальности.

Задачами учебной практики (производственного обучения) являются:

- обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии;

- закрепление и совершенствование первоначальных практических профессиональных умений обучающихся.

Учебная практика проводится  в мастерских, лабораториях,  и других подразделениях образовательного учреждения и может также проводиться в организациях на основе прямых договоров между организацией и образовательным учреждением.

Учебная практика проводится мастерами производственного обучения или преподавателями профессионального цикла.

Формой промежуточной аттестации обучающихся по учебной практике является диффзачет.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля

Критерии оценки

Методы оценки

ПК 1.1. Диагностировать ТЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

- использование методов проведения диагностики, сбора и анализа информации;

- выявление лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах; создание банка данных лиц нуждающихся в социальной помощи и услугах

- практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, тестирование по темам МДК.

ПК 1.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

- решение основных социально-бытовых проблем пожилых людей и инвалидов в соответствии с нормативно-правовой базы, обеспечивающей их социальную защиту;

- планирование работы по социально-бытовому обслуживанию клиента.

тестирование по темам МДК.

- практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, круглый стол, семинарские занятия.

ПК 1.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

-  решение основных медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических проблем пожилых людей и инвалидов

- осуществление социального патроната, оказание социальной помощи отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам.

- моделирование профессиональных ситуаций;

- практические задания, тестирование по темам МДК.

ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов.

- использование социальных технологий по адаптации и реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов;

- взаимодействие со структурами, способными оказать помощь лицам пожилого возраста и инвалидам;

- использование технологий активизации потенциала собственных сил и возможностей лиц пожилого человека и инвалида.

- зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля;

- тренинг, моделирование профессиональных ситуаций

ПК 1.5. Проводить профилактику возникновения новых "ГЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

- использование технологии социальной профилактики;

- взаимодействие с социальными учреждениями, осуществляющими социальную профилактику;

- осуществление профессиональной деятельности с позиции «рядом с клиентом»;

- создание необходимых условий для профилактики возникновения новых ТЖС.

- практикум по решению профессиональных задач;

- семинар, тестирование по темам МДК;

- комплексный экзамен по профессиональному модулю.

ПК 2.1 Диагностировать ТЖС семьи и детей с определением видов необходимой помощи.

Выявлять ТЖС семьи и детей по средствам ряда методик.

Экспертное наблюдения и оценка выполнения практической работы;

- контрольной работы по темам МДК.

ПК 2.2 Координировать работу по преобразованию ТЖС в семье и у детей.

Оказывать содействие в решении ТЖС семьи и детей с определением этапов работы.

тестирование по темам МДК.

- практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, круглый стол, семинарские занятия.

ПК 2.3 Осуществлять патронат семей и детей, находящихся в ТЖС (сопровождение, опе- кунство,попечительство, патронаж).

Реализовывать социальный патронат в семьях группы риска.

- моделирование профессиональных ситуаций;

- практические задания, тестирование по темам МДК.

ПК 2.4 Создавать необходимые условия для адаптации и социальной

реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.

Реализовывать технологии социальной адаптации и реабилитации семьи и детей группы риска.

- зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля;

- тренинг, моделирование профессиональных ситуаций

ПК 2.5 Проводить профилактику возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.

Владеть методами и формами профилактики негативных явлений связанных с семьей и детьми.

- практикум по решению профессиональных задач;

- семинар, тестирование по темам МДК;

- комплексный экзамен по профессиональному модулю.

ПК 3.1. Диагностировать "ГЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов с определением видов необходимой помощи.

- использование методов проведения диагностики, сбора и анализа информации;

- выявление лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальной помощи и услугах; создание банка данных лиц нуждающихся в социальной помощи и услугах

- практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, тестирование по темам МДК.

ПК 3.2. Координировать работу по социально-бытовому обслуживанию клиента.

- решение основных социально-бытовых проблем пожилых людей и инвалидов в соответствии с нормативно-правовой базы, обеспечивающей их социальную защиту;

- планирование работы по социально-бытовому обслуживанию клиента.

тестирование по темам МДК.

- практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, круглый стол, семинарские занятия.

ПК 3.3. Осуществлять социальный патронат клиента, в том числе содействовать в оказании медико-социального патронажа.

-  решение основных медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических проблем пожилых людей и инвалидов

- осуществление социального патроната, оказание социальной помощи отдельным лицам, семьям старшего поколения, инвалидам.

- моделирование профессиональных ситуаций;

- практические задания, тестирование по темам МДК.

ПК 3.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов.

- использование социальных технологий по адаптации и реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов;

- взаимодействие со структурами, способными оказать помощь лицам пожилого возраста и инвалидам;

- использование технологий активизации потенциала собственных сил и возможностей лиц пожилого человека и инвалида.

- зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля;

- тренинг, моделирование профессиональных ситуаций

ПК 3.5. Проводить профилактику возникновения новых "ГЖС у лиц пожилого возраста и инвалидов.

- использование технологии социальной профилактики;

- взаимодействие с социальными учреждениями, осуществляющими социальную профилактику;

- осуществление профессиональной деятельности с позиции «рядом с клиентом»;

- создание необходимых условий для профилактики возникновения новых ТЖС.

- практикум по решению профессиональных задач;

- семинар, тестирование по темам МДК;

- комплексный экзамен по профессиональному модулю.

ПК 4.1 Осуществлять организационно-управленческую деятельность в соответствии со спецификой направления социальной работы.

-осуществление организационно- управленческой деятельности в соответствии со спецификой направления социальной работы.

- практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, тестирование по темам МДК.

ПК 4.2 Использовать различные формы, методы и технологии социальной работы в профессиональной деятельности.

- использование различных форм, методов и технологий социальной работы в профессиональной деятельности

-тестирование по темам МДК.

- практикум; решение профессиональных ситуаций; моделирование профессиональных ситуаций, круглый стол, семинарские занятия.

ПК 4.3 Определять специфику и объем деятельности, а также круг необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту.

-определение специфики и объема деятельности, а также круга необходимых специалистов для решения конкретных задач по оказанию помощи и поддержки клиенту

- моделирование профессиональных ситуаций;

- практические задания, тестирование по темам МДК.

ПК 4.4 Осуществлять взаимодействие со специалистами и учреждениями иных систем (межведомственное взаимодействие).

-осуществление взаимодействия со специалистами и учреждениями иных систем

(межведомственное взаимодействие)

- зачеты по производственной практике и по каждому из разделов профессионального модуля;

- тренинг, моделирование профессиональных ситуаций

ПК 4.5 Осуществлять прогнозирование и моделирование вариантов решения проблемы клиента с учетом имеющихся ресурсов.

-осуществление прогнозирования и моделирования вариантов решения проблем клиента с учетом имеющихся ресурсов

- практикум по решению профессиональных задач;

- семинар, тестирование по темам МДК;

- комплексный экзамен по профессиональному модулю.

ПК 4.6 Применять инновационные технологии и творческий подход в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту.

-применение инновационных технологий и творческого подхода в деятельности по оказанию помощи и поддержки клиенту

- практикум по решению профессиональных задач;

- семинар, тестирование по темам МДК;

- комплексный экзамен по профессиональному модулю.

ПК 4.7 Осуществлять планирование деятельности и контроль достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности.

-осуществление планирования деятельности и контроля достигнутых результатов с последующей коррекцией и анализом ее эффективности.

- практикум по решению профессиональных задач;

- семинар, тестирование по темам МДК;

- комплексный экзамен по профессиональному модулю.

Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- демонстрация интереса к будущей профессии

Оценка самостоятельной работы.

Аттестация по производственной практике

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач;
  • оценка эффективности и качества выполнения.

Защита и выполнение

индивидуальных

заданий.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • решение профессиональных задач по социальным проблемам;
  • нахождение путей решения в нестандартных ситуациях.
  • проводить диагностику ситуации.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

экспертная оценка выполнения

самостоятельной работы - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • эффективный поиск необходимой информации;
  • использование различных источников, включая электронные.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

экспертная оценка выполнения

самостоятельной работы

ОК 5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

работа с ИКТ

Составление

презентаций.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

экспертная оценка выполнения

самостоятельной работы

OK 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

- взаимодействие с обучающимися, преподавателями, руководителями практики и клиентами в ходе обучения.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

- проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

экспертная оценка выполнения

самостоятельной работы - экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

- проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК10.Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия

- проявление толерантности к людям независимо от их национальных, социальных, религиозных и иных различий;

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 11.Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку

- проявление бережного отношения к природе, обществу, человеку.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

OK 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

  • рациональная организация рабочего места;
  • соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм.

Экспертная оценка решения ситуационных задач;

- экспертная оценка осуществления видов деятельности в процессе производственной практики.

ОК 13.Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

- демонстрация навыков здорового образа жизни.

- Экспертная оценка решения ситуационных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной и производственной практики ПМ.03 "Выполнение каменных работ"

Программа состоит из паспорта, тематического плана, информационного обеспечение и результатов оценивания ПК....

Разработка к занятию по учебной практике по ПМ 02 "Социальная работа с семьей и детьми"

Данная разработка предназначена для использования на занятии по учебной практики по ПМ 02 "Социальная работа с семьей и детьми" преподавателями в качестве справочного материала при отработке...

Рабочая программа учебной и производственной практики ПМ.03 Выполнение малярных работ

Рабочая программа учебной и производственной практик по ПМ.03 Выполнение малярных работ разработаны для профессии 08.01.06 "Мастер сухого строительства" в соответствии с объемами и содержани...

Рабочая программа учебной и производственной практики ПМ.02 Выполнение штукатурных работ

Рабочая программа учебной и производственной практик по ПМ.02 Выполнение штукатурных работ разработаны для профессии 08.01.06 "Мастер сухого строительства" в соответствии с объемами и содерж...

Учебная программа ОП.01 Теория и методика социальной работы по специальности 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа ОП.01 Теория и методика социальной работы по специальности 39.02.01 Социальная работа...

Учебная программа Производственной практики 39.02.01 Социальная работа

Учебная программа Производственной практики 39.02.01 Социальная работа...