Методическая разработка для проведения классного часа "Вирус сквернословия"
методическая разработка

Гаврилкина Майя Андреевна

Материал предназначен для классных руководителей, кураторов групп и может быть использован  в воспитательной работе по профилактике употребления обучющимися ненормативной и нецензурной  лексики.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_virus_skverrnosloviya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

"Вирус сквернословия»

Классный руководитель:

Гаврилкина  М.А.

Мастер производственного обучения:

Якунина Т.Л.

Дата проведения: __________

        

Санкт-Петербург

Классный час "Вирус сквернословия"

Цель: информировать подростков о проблеме сквернословия.

Задачи:

  • расширить знания учащихся о вредных привычках;
  • воспитывать отрицательное отношение к порокам человечества;
  • побуждать к нравственному самосовершенствованию;
  • формировать навыки здорового образа жизни;
  • формировать культуру речи, эстетического вкуса, культуры поведения;
  • развивать умение работать в группах.

Оборудование:

  • презентация «О вреде сквернословия»;
  • анкета «Вирус сквернословия».
  • Фильм ОО «Общее дело» Грязные слова.

Ход классного часа

    Речь - это показатель ума.

                                                                                                                            Сенека.

Учитель. Читает отрывок стихотворения В. Матусовского.

Есть слова пострашнее, чем порох, 
Чем снаряд над окопными рвами 
Я советую людям при ссорах 
Осторожнее быть со словами. 

Мир устроен на этой основе, 
И достаточно, в общем, серьёзно: 
О любом опрометчивом слове 
Пожалеете рано иль поздно. 

Вы к словам проявляйте терпение, 
Не берите в расчёт кривотолков. 
Ведь от них остаются раненья, 
Как от мелких, но острых осколков.

Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе?

Мы сегодня проведем классный час на тему: «Вирус сквернословия».

Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие.          Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества. Матерщина свободно и горделиво льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в вузовских и школьных коридорах, со сцены экрана, со страниц печати. Мат не избирателен по полу, и некоторые «дамы» особенно в нежном возрасте способны заткнуть за пояс иного бомжа. Нам пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без мата.

Проводя этот классный час,  мы поднимем  самый больной вопрос, волнующий не только нас, но и окружающее нас общество. На эту беду есть много причин, но не последнюю роль среди них играет и наша словесная распущенность.

Так ли уж безобидна эта вредная привычка? Мы сегодня с вами об этом поговорим.

Эту тему мы выбрали не случайно. В последнее время многие девушки и юноши часто стали использовать в речи бранные слова, то ли не зная значение этих слов, то ли  из-за недостаточности словарного запаса,   поэтому  чтобы узнать, зачем мы произносим эти матерные, бранные слова провели анонимное  анкетирование «Твое отношение к сквернословию».

 В анкете 9 вопросов, даны три варианта ответа, учащиеся должны выбрать один  правильный ответ (Приложение 1).

Учитель. Какой вывод можно сделать по проведенному анкетированию?

Обсуждение результатов анкетирования.

        А теперь, начнем наш классный час: «Вирус сквернословия»,  я хочу вкратце ознакомить вас с значением слова сквернословия, т.е.  поговорим с вами о вреде  сквернословия, какую отрицательную роль причиняют слова высказанные  матом.

Что такое сквернословие?  

Сквернословие (по толковому языку русского языка С. Ожегова) - это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика "телесного низа" и др. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова "скверна".

Мат – неприличная, оскорбительная брань; сквернословие.

Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и то же. Это относительно небольшая  («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов. В эту группу входят наименование частей человеческого тела, прежде всего гениталий, физиологических отправлений, полового акта и производных от них слов.

Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звуком животных - «ма» и «мя» - в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и   хамство, — оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, дети старшего возраста  стараются бранными словами  задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".

И я попрошу  участвовать  в диалоге о сквернословии, об истории возникновения сквернословия,  о сквернословии и здоровья, о научном  исследовании  о сквернословии  - учащихся нашей группы:

  • сообщение: «История   возникновения сквернословия»  (Коробущенко Валерия);
  • сообщение «Сквернословие и здоровье» (Казанцева Ксения);
  • сообщение «Научные исследования ученых о вреде сквернословия» (Бакаидов Иван).

Учитель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм.

(Фильм ОО Общее дело «Грязные слова»

История возникновения сквернословия.

Считается, что матерщину на Русь занесли монголы и татары. Это миф. Большинство нецензурных слов имеют общеславянское или даже индо-европейское происхождение.  Это явление древнее и присуще почти всем народам. Корни сквернословия – языческие заклинания,  и на Руси они были еще до монголов. После крещения Руси в 988 году за сквернословие стали строго наказывать. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь.

  • Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.
  • Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.
  • Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
  • Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.

Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место - поле. У восточных славян, как и у других народов, в языческие времена существовал культ плодородия, вера в мистический брак земли и неба. С помощью матерной брани земледелец-славянин  отпугивал нечистую силу. Он произносил их рядом со своим полем. Это обозначало: здесь есть уже нечистая сила, отправляйся, нечистый, дальше, прочь от моего участка. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое - это поле матерной ругани.

Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни.

Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых. В наше время мат используется:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к "своим".

Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).

Учитель. А  сейчас  ответьте на вопрос, готовы ли вы излечиться от вируса сквернословия?  Каким образом?

  • развивать устную, литературную речь;
  • читать много классическую литературу;
  • развивать культуру речи. Особенно нашу родную, русскую литературу;
  • вести здоровой образ жизни, беречь здоровье.

         

Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.

Вероятно, если бы человек мог видеть, какой мощный отрицательный заряд, словно ударная волна взорвавшейся бомбы, распространяется во все стороны от скверного слова, он никогда не произнес бы его. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!   Давайте будем надеяться, что проведенный сегодня  нами, классный час  принесет  положительный  результат  и  те  привыкшие к сквернословию молодежь задумаются.

Учитель.

Без зла смотри на мирозданье,

а взглядом разума, добра.

Жизнь- это море из благих деяний,

Построй корабль и по волнам плыви».

Ах, как нам добрые слова нужны! 
Не раз мы в этом с вами убеждались с вами, 
А может, не слова - дела важны? 
Дела делами, а слова - словами.

Они живут у каждого из нас. 
На дне души до времени хранимы, 
Чтоб их произнести в тот самый час, 
Когда они другим не обходимы!

Как богат и свободен наш Великий язык. 
Как красив и чудесен его благостный лик... 
Ведь же всё говорят. "Век живи - век учись". 
Ну а жизнь без него, это просто не жизнь.

Его многие любят, и он нравится многим, 
И мой мир без него не богат, а убогий. 
И для каждого он частица себя,
Возлюби его так же, как ты любишь себя.

Но что значит, для нас Современным казаться? 
Одеваться по моде и вслепую влюбляться? 
Или взрослым хамить и детей обижать? 
Или мат полюбить, или пьяницей стать? 
Нет и нет! Это только лишь казаться 
Современным быть - это уметь говорить, 
Это красиво выражаться.

Приложение 1

                         

Анкета "Твое отношение к сквернословию»"

1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?

а) стала привычкой;

б) символ взрослости;

в) недостаточный словарный запас.

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?

а) от злости;

б)  из-за неуважения к людям;

в) стала привычкой.

3. Как часто ты произносишь эти слова?

а) почти каждый день;

б) редко;

в) никогда не использую.

4. В каких ситуациях это происходит?

а)  во - время ссоры;

б) когда плохое настроение;

в) вообще не использую.

5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?

а) неловкость;

б) храбрость;

в) мне иногда станет легче.

6.  Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?

а) чувство отвращения;

б) невоспитанность;

в) низкая культура.

7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается  матом?

а) стыдно за него;

б) ничего не чувствую;

в) обычный повседневный разговор.

8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?

а) от парней;

б) от девушек;

в) от взрослых.

9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи  использовали бранные слова? Почему?

а) не хочу, потому что,  это не культурно;

б) если правильно воспитывать детей, они никогда не произносят эти слова;

в)  пусть используют, когда надо.


10. Что нужно сделать, чтобы ты не употреблял эти слова?

а) больше читать классических произведений;

б) развивать культуру своей речи;

в)  я  употреблял, и буду употреблять эти слова.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эмото Масару «Любовь и вода» – М.: София, 2008.

2. Лекция о сквернословии. Режим доступа: http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206

3. Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp

4. http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html

5. Газета "Школьный психолог" №20/2008

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы для проведения классных часов по теме «Внимание! Спайс!»

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-family: "Ti...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА КО ДНЮ МАТЕРИ «САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН»

Сценарий (методическая разработка) адресован для проведения воспитательных часов,  формированию нравственных ценностей, бережного отношения к женщине, закреплению семейных устоев, особо отметить ...

Учебно–методическая разработка для проведения интегрированного практического занятия по профессиональному модулю ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» и дисциплине ОГСЭ 03. «Иностранный язык» (а

Данная учебно-методическая разработка предназначена для проведения интегрированного практического занятия по профессиональному модулю ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязател...

Методическая разработка по проведению классного часа. Сквернословие

Методическая разработка по проведению классного часа...

Методическая разработка по проведению открытого классного часа «День молодого избирателя»

Методическая  разработка по проведению открытогоклассного часа«День молодого избирателя»...

Методическая разработка к проведению классного часа "Россия нам дана...", посвященного Дню народного единства.

Классный час - одна из важнейших форм воспитательной работы, который формирует у молодого поколения чувство ответственности за судьбу своей Родины....

Методические рекомендации по проведению классных часов о блокаде Ленинграда

В помощь классному руководителю по проведению классных часов...