Проект Познаем мир играя 1мл.грноябрь-май 2022-2023г
проект

Гребенюк Вера Михайловна

                Проект по сенсорному развитию

              детей первой младшей группы.

на тему: «Познаем мир, играя»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_poznaem_mir_igraya_1ml.grnoyabr-may_2022-2023g.docx803.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад «Светлячок»

                Проект по сенсорному развитию

              детей первой младшей группы.

на тему: «Познаем мир, играя»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/14/s_5af9a45131238/901584_1.png

                                                                                               Руководитель проекта

Воспитатель

первой квалификационной категории

Гребенюк Вера Михайловна

Участники проекта:

Воспитатель, дети, родители

                                                                                       

                                                 

                                                    пос. Светлый

                                           ноябрь- май, 2022 - 2023г

Введение

Раннее детство - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.

Сенсорное развитие ребенка раннего возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т.д.

Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

Главной целью дошкольного учреждения является «всестороннее развитие личности ребенка»: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5.Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.

Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.

Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.

Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка.



                                   

                                            Информационная карта проекта

Тема: «Познаем мир, играя»

Актуальность:

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад.

Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. 

Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Цель: Формирование познавательно - сенсорной активности детей раннего возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию. Задачи.                                                                                                                                                 1. Изучить психолого – педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей раннего возраста.                                                        2. Создать условия в группе обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно- пространственной среды.                                                                                                                3. Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.                                            4. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами.                                    5. Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.                    6. Развивать мелкую моторику рук, концентрации внимания, усидчивости, обследовательских умений и навыков.                                                                                        7. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Гипотеза. Если в работе по сенсорному развитию детей раннего возраста создать благоприятную предметно - игровую среду в группе, подготовить и использовать разнообразный дидактический материал, а также активно вовлекать родителей в педагогический процесс, то у детей в ходе реализации проекта появится сенсорный опыт, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов.

Тип проекта:

  • по методу – познавательно - игровой;
  • по количеству участников – групповой, дети первой младшей группы, их родители, воспитатель, музыкальный работник.
  • по продолжительности – долгосрочный (ноябрь - май)

Интеграция образовательных областей

Предполагаемый результат:

• Повышение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.                                                                                                                                               • Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр.                                                                                                                                           • Совместная работа с родителями по изготовлению и апробации методического материала и дидактических игр.                                                                                    • Рекомендации для родителей по созданию благоприятных условий для проведения игр, а также консультации по их приобретению и самостоятельному изготовлению.

• Выставка дидактических игр и пособий.

Обеспечение проекта:

  • Материально техническое – подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотеки бесед, дидактических, пальчиковых, сюжетно ролевых, подвижных игр, анкеты, памятки;
  • Учебно – методическое – дидактический материал, иллюстрации, картинки, альбомы.

подбор литературного материала: книжки, потешки, песенки, сказки, стихи.

Продукт деятельности: Оформление фото – коллажа «Вот как мы играем»

Этапы работы над проектом:

  • I этап - Организационно – проектировочный

 -создание методического обеспечения;

- выбор оборудования и материалов.                                                                       - пополнение предметно-развивающей среды.

- обсуждение темы проекта, задач с родителями;

- помещение информации в родительский уголок.

  • II этап – Основной

- реализация проекта, через взаимодействие с детьми, родителями;

- внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей;

- информационная деятельность.                                                                                                    

  • III этап – Заключительный

Обобщение результатов работы в форме закрепления полученных знаний, формулировки выводов, составление рекомендаций по созданию условий проведения дидактических игр.

                               Этапы реализации проекта

Мероприятие

Задачи

Ответственные

Сроки реализации мероприятия

I этап

1

Беседа с родителями «Знакомство с проектом»

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Воспитатель

 родители

2 неделя ноября

2

Разработка плана реализации проекта.

Спланировать работу над проектом по этапам.

Воспитатель

 

2 – неделя ноября

3

Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.

Создать методическое обеспечение проекта.

Воспитатель

2 – 3 неделя ноября

4

Консультации для родителей.

 «Игрушка в жизни ребенка», «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей», «Формирование и
развитие сенсорных способностей у детей 2-3 лет»

Помочь родителям открыть новые возможности игрового отражения мира.

Вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек.

Воспитатель

На протяжении проекта

5

6

7

 Игры по сенсорному развитию:

«Разноцветные шумелки», «Пересыпалочки», " «Тактильная коробка» «Маленький секрет», «Застёжки», «Поиграем с
прищепками», «Мягкий конструктор» , «Сенсорный конструктор», «Сенсорное панно с пуговицами», «Шнуровка».

Создание картотеки «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей первой группы раннего возраста»

Сбор стихов, загадок, потешек, песенок, сказок.

Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей. 

Подбор необходимой литературы и информации по данной теме. 

Воспитатель, родители

Воспитатель.

Воспитатель, родители.

На протяжении проекта

II этап

1

Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками, саморегуляции собственной деятельности.

Воспитатель, дети

 На протяжении всего проекта

2

Игра – забава «Поймай пузырь», «Где же наши ручки?», «Ладушки»

Создать радостное настроение у детей.

Воспитатель, дети

 На протяжении всего проекта

3

Чтение цикла стихотворений А.Барто «Мои игрушки».       Чтение стихов: «Красный», «Синий», «Желтый», «Зеленый», «Три веселых братца»

Русские народные сказки.    «Колобок»,   «Репка»,              «Курочка ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя»

Потешки: «Зайчики», «При умывании», «При кормлении», «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой», «Скачут мышки, шалунишки»

Просмотр мультфильма «Цветные машинки»  «Мишка косолапый»

Формировать интерес к устному народному творчеству.

                                                   

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

4

Практическое упражнение: «Собираем пирамидки», «Матрешка», «Большой, маленький», «Длинные, короткие ленточки», «Разноцветные клубочки»

Формировать дружеские отношения в процессе практических упражнений.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

5

Опыты и эксперименты           «Тонет – не тонет»

«Волшебная водичка»

«Песок»

Способствовать развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

6

Дидактические игры.                             «Подбери такой же по цвету».           «Волшебный мешочек».               «Строим дом для животных».                    «Чей малыш?»          «Большой медведь – маленький медведь», «Разноцветные шары»,                   Мозаика: настольная, напольная,                Игры с прищепками, Настольно -  печатные д/и

Развивать познавательный интерес, мышление, зрительное внимание.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

7

С/ролевая игра:           «Больница», «Угощение», «Лошадка», «Строители»  «Семья»

Обучение детей реализации игрового замысла.

Воспитатель, дети

На протяжении проекта

8

Рисование.   «Осенние листочки».     «Дождик, дождик кап-кап –кап».  «Цветные мячики» «Лучики для солнышка» «Разноцветные дорожки»

Лепка.                   «Цветные бусы» «Палочки» «Шарики» «Витаминки» «Мандарины».    «Ягодки для птичек»

Изучение особенностей сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Воспитатель, дети

На протяжении

проекта

9

Релаксация: «Мячики отдыхают» «Мышки отдыхают»

Формировать умение отдыхать под музыку, снимать внутреннее напряжение.

Воспитатель, дети, музыкальный руководитель.

На протяжении проекта

10

Заучивание песенок и музыкально – дидактических игр.    «Самолет летит» «Серенькая кошечка».           «Вышла курочка гулять»,                   «Ладушки –ладушки»

«Послушные погремушки»  «Тихие и громкие колокольчики»

Обогащать музыкальные впечатления детей

Воспитатель, музыкальный работник, дети.

На протяжении проекта

11

Подвижные игры:

«Гуси, гуси» «Солнышко и дождик».                  «Листопад».  «Мишка косолапый» «Солнечные зайчики».        «Найди свой домик» «Ладушки оладушки»    

Пальчиковые игры:

«Пальчики», «Моем руки», «Этот пальчик», «Лодочка»

Хороводная игра: «Каравай»  «Пузырь»

Способствовать формированию у детей различных двигательных навыков

На протяжении проекта

III этап

1

Проведение развлечения «Шарики воздушные очень непослушные»          

 Сплочение детского, коллектива, формированию культуры общения между детьми.

Воспитатель, дети

3 – неделя мая

 

2

Фотоотчет итогового мероприятия

Сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы играем»

Воспитатель

3 – неделя мая

 

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации и мастер класс по изготовлению дидактических игр.

                                                                                                  Приложение №1                                                                  

Консультация для родителей

https://p.calameoassets.com/140220053528-6f3639c5775a80574aa6d479d077bb69/p1.jpg

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмеримые с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом, и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребёнка.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.

                                                                                                   

                                                                                                   Приложение №2

В результате реализации проекта РППС группы оснащена центром "Сенсорика"

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/09/16/s_5b9e662ba5258/951251_2.jpeghttps://pedagogtop.ru/wp-content/uploads/2018/10/82ac266f611fcdd99092a04a5076d5bf.jpg

https://kladraz.ru/upload/blogs2/2018/3/8083_8ef5c5d24830453f3ab0fc18197aa402.jpg

                                                                                                                     Приложение №3

   

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/14/s_5af9a45131238/901584_2.jpeg
                                                               Картотека
                                               ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

по сенсорному воспитанию детей первой группы раннего возраста.
1 блок -Игры для развития зрительного восприятия:
Найди пару
Материал: разноцветные рукавички из ткани.

Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую
моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от
результата своей деятельности.

Игры с пробками
Материал:: пробки разного цвета и размера.
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

Собери бусы
Материал: деревянные бусы разного цвета.
Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания;
развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в
своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и
создания собственного изделия.

Открой коробочку
Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.
Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую
моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от
результата своей деятельности.

Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная,
жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая) ; в умении

Реклама

соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку! »,
познакомить с понятиями «один» (одна) – «много».

Взрослый создаёт интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много.

Укрась ёлочку шарами
Материал: елочки из картона, круги разных цветов.
Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.
1 вариант: используем кружочки двух основных цветов
2 вариант: используем кружочки четырёх основных цветов
3 вариант: используем кружочки дополнительных цветов.

Взрослый предлагает игровую ситуацию: «Ёлочка собралась на праздник. Поможем ей нарядиться. Украсим её шарами». Задаёт вопросы: «Какая это форма? Какого цвета этот кружочек? »

«Сложи пирамидку»
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать
закреплению знаний и системе цветов.

Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец.

«Собери карандаши в стаканы»
Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов.
Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов.

На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши.

Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.
2 блок - Игры для развития слухового восприятия
Разноцветные шумелки
Материал (бросовый, природный): пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны) .

Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и
тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

Усложнение: развивать восприятие цвета.

Кто что услышит?
Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т.д.
Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.

Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т.д. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук.

3 блок - Игры для развития обонятельного восприятия

УГАДАЙ НА ВКУС
Материал: нарежьте в тарелку небольшие кусочки овощей и фруктов (яблоко, груша, слива, апельсин, огурец, морковь, редис, репа и т.д.). Предложите малышу закрыть глаза и разжевать какой-нибудь кусочек.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: определить, что это был за вкус
(сладкий, кислый, горький, соленый) и как называется то, что ребенок ест.

Чем пахнет?
Материал: баночки, внутри которых марлевый мешочек с кусочками яблока, лимона, чеснока, зёрнами кофе и другими наполнителями.

Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей: упражнять в умении по запаху определять, чем пахнет (яблоко, лимон, чеснок, кофе, развивать мелкую моторику.

Усложнение: упражнять в назывании цвета.

Взрослый создаёт игровую ситуацию: «На полянке выросли цветы. Давайте их рассмотрим и понюхаем! Чем они пахнут? Какого они цвета?»

4 блок - Игры для развития осязательного восприятия
Сюрприз
Материал: сухой бассейн с крупой, (песком, пробками, мелкие игрушки, геометрические формы: круг, квадрат, треугольник.
Цель: Обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение от нахождения «сюрприза», познакомить с формой: круг, квадрат, треугольник,
развивать мелкую моторику.
1 вариант: сюрприз – игрушки
2 вариант: сюрприз – геометрические формы.
Взрослый говорит, что в бассейне что-то спрятано, и предлагает поискать. Когда ребёнок находит сюрприз, взрослый спрашивает: «Что ты нашёл? Что это? Назови!»

Пересыпалочки
Материал: большой контейнер с крупой, ложка, банка или кастрюлька, кукла.
Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, упражнять в орудийных действиях: в умении пересыпать крупу ложкой, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый создаёт игровую ситуацию: «Кукла пришла с прогулки, она хочет есть!
Давай сварим ей кашу! Насыпай крупу в кастрюльку (в баночку! »

Озорные ладошки
Материал: картонные ладошки с гладкой и шероховатой поверхностью (из наждачной бумаги) разного цвета.

Цель: упражнять в различении характера поверхности «ладошек», в различении цвета.

Взрослый предлагает погладить ладошки, упражняет в различении гладкой и
шероховатой поверхности.

Тонет, не тонет
Материал: ёмкости с водой, шарики стеклянные, пластмассовые, деревянные, металлические.

Цель: обогащать сенсорные ощущения детей, создать радостное настроение, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый вместе с ребёнком бросает в воду шарики из разных материалов или другие игрушки. Упражняет в понимании слов: «тонет», «не тонет», «плавает».

Усложнение: для игры можно взять тёплую и холодную воду, упражнять в различении этого качества воды.

Тактильная коробка
Материал: сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся бумагой. Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т.д. Также в ней находятся небольшие
предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т.д.

Цель: все предметы, находящиеся в коробке, дети исследуют руками. Это помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир.

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке - периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.

Тактильную коробку можно наполнять совершенно противоположными по свойствам предметами, например: наждачная бумага, железный ключ, кусочки поролона, фарфоровая статуэтка и т.д.

Теплый – холодный
Материал: необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые (например: утята и рыбки, бегемотики и пингвины, кораблики и дельфины, небольшие мячики-красные и синие, красные и желтые, зеленые и белые и т.п.).

Цель: закрепление понятий «теплый», «холодный».
Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую – холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их опускаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой

5 блок - Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий
Маленький секрет
Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.

Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый заинтересовывает ребёнка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там? » Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку
самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?»

Застёжки
Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой»: в виде предметов одежды.

Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг;
развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Закрути ленточку
Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки»: ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.

Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая»
(ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета,
развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие.

Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее? »

Поиграем с прищепками
Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры.
Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.
Взрослый заинтересовывает ребёнка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.

Мягкий конструктор
Материал: Салфетки универсальные, Ножницы, Карандаш, Трафарет геометрических фигур Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки.

Цель: Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления о геометрических фигурах, формах.

Варианты игры:
«Выложи предмет» - ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую "картину" (развивает творчество ребенка) .

«Найди пару», «Найди такую же… » - учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме, цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.

«Что изменилось? » упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.

«Подбери фигуру» - закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Три квадрата» - научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

       

                                                                                          Приложение №4

https://hovvy.ru/images/cat/b/fe/fea5de61-dc46-11e8-817c-002590e5df02.jpg

ОО «Познавательное развитие».  

Тема: «Зайка к нам пришел»

Цель: Формирование у детей младшего возраста первоначальный интерес к познанию, продолжать учить различать один и много предметов, формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
Задачи:
1. Воспитывать любознательность, отзывчивость.
2. Закреплять знания детей плоскостных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг);
3. Закреплять знания цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый);
4. Закреплять знания о величине (большой, маленький);
5. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: игрушка зайца, коробка, геометрические фигуры разной величины и цветов, магнитная доска.

Предварительная работа: изготовление геометрических фигур из картона, разучивание стихотворения «Зайчик»
Ход занятия:
Дети сидят в группе полукругом.
-Дети, сегодня к нам в гости кто-то придет! Но чтобы узнать, кто придет, вам
нужно отгадать загадку:
Клочок пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Кто это? (зайчик)
- Правильно дети, конечно же, это зайчик.
Воспитатель приносит большую игрушку зайчика и начинает обыгрывать его словами.

Зайчик:
- Здравствуйте дети! Какие вы все хорошие, красивые! Мне очень нужна ваша помощь! Я принес вот такую интересную коробочку, в ней у меня лежат разные фигурки, мне нужно, чтобы вы помогли в них разобраться, нужно
узнать где квадрат, а где круг, а то я все перепутал.
- Дети, мы же поможем зайке разобраться в фигурках? (Поможем!)
- Зайка, а ты садись и наблюдай (сажает зайку на стульчик, достает из коробочки геометрические фигурки.)
- Дети, смотрите! Это какая фигура? (квадрат)
- Какого цвета квадрат? (ответ детей)
- Это большой квадрат или маленький. (Ответы детей.)
Далее воспитатель показывает детям круги и треугольники, и задает те же самые вопросы.
- Ну вот зайчик, мы и помогли тебе разобраться в фигурках.
- Зайчик, а еще мы хотим показать тебе, как мы умеем превращаться в зайчиков.
Речь с движением «Зайчик»:
Зайчик шел, шел, шел (шагают)
И капусту нашел. (показать руками)
Сел, поел и дальше пошел.(присесть)
Зайчик шел, шел, шел
И морковку нашел.
Сел, поел и дальше пошел.
- Какие вы все молодцы!
- Зайчик, мы еще умеем фигурки превращать в картинки.
- покажите, как мы умеем из треугольников делать домики (Катя выходит, составляет на планшете с магнитиками картинку домика).

- Вот, какой домик у нас получился! Дети, а давайте покажем зайчику, как мы все умеем делать елочки. Садитесь за столики, елочку будем делать.

Воспитатель показывает, как правильно нужно составлять елочку.

- Вот этот самый большой треугольник внизу, затем возьмем поменьше, и самый маленький треугольник вверху.
Потом дети составляют снеговика, вагончик, елочку и т. д.
Когда дети делают елочку, зайчик ходит и смотрит, хвалит детей.
- Молодцы, ребята!
- А теперь пора прощаться с зайчиком. (До свидания, зайчик!) 

                                                                                               

                                                                                                   Приложение№4

ОО «Художественно-эстетическое развитие».                                                                 Рисование на тему: «Геометрические фигуры. Рисование с помощью штампов»
Цель: Сенсорное развитие детей первой младшей группы.
Задачи:
1. Воспитывать интерес и положительное отношение к рисованию.
2. Научить детей рисовать красками с помощью штампов, используя деревянные фигурки.
3. Учить ориентироваться на листе бумаги.
4. Закреплять знания детей плоскостных геометрических фигур (треугольник, квадрат, круг).
5. Закреплять знания цветов (красный, желтый, синий).
6. Развивать мелкую моторику рук.
Материалы и оборудование: краски гуашь, листы бумаги, деревянные фигурки в виде кубика, цилиндра, пирамиды, крышки, вода в банках, салфетки, плоские геометрические фигуры разных цветов.

Техника: рисование с помощью штампов.
Ход занятия:
Воспитатель готовит краски и разливает их по крышкам. Перед началом работы показывает геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), дети называют их.

- Я вам сегодня принесла деревянные фигуры (цилиндр, кубик, пирамиду). С их помощью мы будем рисовать. Посмотрите, как это можно сделать быстро и просто.

Воспитатель показывает, как следует взять кубик-штамп, окунуть его одной стороной в краску, приложить к бумаге и придавить, затем осторожно поднять – на бумаге останется яркий оттиск.

- С помощью деревянного цилиндра сделайте желтый круг, с помощью кубика сделайте красный квадрат, с помощью пирамиды – синий треугольник.

Дети по очереди делают отпечатки на своем листе бумаги. Воспитатель помогает расположить отпечатки равномерно на листе.

Проводится подвижная игра «Игрушки»:
-Скачет мячик, как живой (прыжки на двух ногах)
Красный, желтый, голубой.
Кубик к кубику кладем, (кулачок к кулачку)
Строим, строим новый дом.
Сели мы в машины, ( присесть на корточки, имитировать действия водителя)
Зашуршали шины.
Воспитатель организует выставку детских работ.

https://pedagogtop.ru/wp-content/uploads/2018/10/82ac266f611fcdd99092a04a5076d5bf.jpg

https://kidbooms.ru/wp-content/uploads/2/9/f/29f156020f3155d8bb11b7273719c463.jpe                                                                                     

                                                                                             Приложение №5

https://image.winudf.com/v2/image/Y29tLmludGVybmV0c2VoaXIuYmFsbG9vbjJfc2NyZWVuXzJfMTUyNDA2NTAxNF8wNTI/screen-2.jpg?fakeurl=1&type=.jpg

Развлечение для детей младшего возраста

«Шарики воздушные очень непослушные»

Цель: Способствовать формированию культуры общения, эмоциональной отзывчивости. Способствовать развитию эстетического вкуса.

Задачи:

Речевое развитие:

1. Обеспечить развитие речи у детей, общей и мелкой моторики.

Познавательное развитие:

1. Систематизировать знания детей об основных цветах: красный, синий, зеленый, желтый.

Физическое   развитие:

1. Способствовать развитию двигательной активности детей, закреплять умение становиться в круг.

Социально- коммуникативное развитие:

1Обеспечить развитие коммуникативных навыков, умение общаться со взрослыми.

Художественно - эстетическое развитие:

1. Слушать музыку и согласовывать движения со словами песенки.

Игровой материал: воздушные шары основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, дудочка).

Действующие лица: воспитатель, музыкальный работник, дети.                                                                                                                                                                                            

 Ход развлечения:

Воспитатель.                                                                                                                           Дети я сейчас поиграю на дудочке и к нам придет гость. (играет на дудочке и из спальни ежика с воздушными шарами)

Воспитатель: - Дети, кто пришел к нам в гости?

Дети: - Ежик с шариками

Ежик: Я пришел к вам играть и веселиться. А теперь отгадайте загадку :        Я большой, но пустой.                               Сегодня все ликуют!                     Взлечу в небо над землей.                         В руках у детворы

И не гордый, но надутый                          От радости танцуют

Ниткой толстою опутан.                             Воздушные …

Я с детьми всегда был дружный,

И зовусь я…

Дети. Шар воздушный.

Воспитатель.                                                                                                                    Правильно - это воздушный шар. Мы вам их подарим.

                            Игра-хоровод.  «Воздушный шар» (2-3раза)

Раздувайся наш шар,

Раздувайся большой.

Оставайся такой,

Да не лопайся.

Он летел, летел, летел

И за веточку задел.

Ш-ш-ш-лопнул.

Воспитатель.                                                                                                                            Какие вы все молодцы! Как много надули воздушных шаров. Как весело играете с ними.

Воспитатель: -

Легкий шарик мой воздушный,

Дернул нитку не послушно.

Оборвал, сказал: Пока!

И умчался в облака.

Игра с шарами: «Кто дальше бросит шарик».

Дети бросают шары и бегут за ними.

Воспитатель: - Какие красивые, разноцветные шары подарил вам ежик. (Спросить каждого ребёнка, какого цвета у него шарик)

Если шарик накачать,

Будет он тогда летать.

Надо нитку привязать,

Чтобы шарик удержать.

Созданы для детворы

Разноцветные шары.

Игра «Найди свой цвет»

Дети по сигналу воспитателя находят предмет такого же цвета , как шарик такого же цвета .

Воспитатель.

Сегодня все ликуют!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные шары.

Все подбрасывают шары вверх и веселятся под музыку.

https://kidbooms.ru/wp-content/uploads/2/9/f/29f156020f3155d8bb11b7273719c463.jpe


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронная презентация "Мир общения. Мы познаем, узнаем и понимаем".

Электронная презентация, классный час, открытое мероприятие....

Проект: Пушкин в школьной библиотеке: читая, играем; играя, читаем» "Библиоквест "Сказочный экспресс"

. Цель квеста - собрать ключевую фразу, которая приводит их к финишу.  Выигрывает та команда, которая сделала это первой. Командам выдаются маршрутные листы (пустые), в которых фиксируются назван...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Урок – игра «Счастливый случай» по профессиональному модулю ПМ. 01 Участие в проектировании зданий и сооружений Раздел 2. ПМ. 01. Разработка проекта производства работ. МДК. 01.02 Проект производства работ. по теме Инженерн

В настоящее время наиболее  актуальными являются активные формы и методы обучения.   В процессе  таких занятий каждый студент непрерывно  побуждается к активной деятельности,...

Рабочая программа социально-значимого проекта по иностранному языку "Я познаю мир"

Рабочая программа социально-значимого проекта по иностранному языку "Я познаю мир"...

календарно-тематический план на 2022-2023г материалы

календарно-тематический план на 2022-2023г материалы...

календарно-тематический план на 2022-2023г

Экономические основы производственной деятельности...

Познаем играя

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждениедетский сад «Светлячок»Проект...