СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ
план-конспект занятия

Романовская Галина Васильевна

Целью данного тренинга является профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и  развитие психологической компетентности относительно проблемы созависимости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_profilaktiki_upotrebleniya_pav.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА  ПРОФИЛАКТИКИ  УПОТРЕБЛЕНИЯ  ПАВ

Г. В. Романовская, педагог-психолог

  ФЭК РГЭУ (РИНХ)

   Целью данного тренинга является профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди подростков и  развитие психологической компетентности относительно проблемы созависимости. Количество участников – до 20 человек, длительность – 1 час 30 минут. Для проведения тренинга необходимо просторное помещение, стулья и планшеты для бумаги по количеству участников тренинга.

Порядок проведения тренинга

Педагог – психолог представляется и объясняет правила работы в группе:

  1.  Правило активности. Все участники принимают активное участие в обсуждениях, выполнении заданий. Предупредите участников, что от выполнения упражнений отказаться нельзя и все в любом случае попробуют свои силы.
  2.  Здесь и сейчас. Во время работы участники обсуждают только те вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени. Мы стараемся не вспоминать то, что было когда-то давно и не заглядывать далеко в будущее. Это правило помогает обсуждать действительно актуальные вопросы и не тратить время на пустые рассуждения.
  3. Правило круга. Это правило актуально для тех тренингов, в которых каким-то образом затрагиваются личные темы. Оно означает, что участники обещают друг другу, что информация, озвученная во время тренинга, не будет вынесена за его пределы. Тренер также обещает, что не будет озвучивать информацию о каком-либо участнике.
  4.  Говорит один. Этим правилом мы напоминаем участникам, что перебивать друг друга, даже при обсуждении очень интересной темы, недопустимо.
  5. «Я-высказывания». Это правило призывает участников высказывать свое личное мнение, выражая его во фразах, которые начинаются со слов «я думаю…», «я считаю…», «мне это не понятно…». Старайтесь не использовать обобщенные высказывания: «все знают…», «никому не нравится…», «все согласны…»
  6.  Принцип доброжелательности

Начинаем тренинговое занятие с психогимнастической разминки.

Психогимнастика «Здравствуйте!» (здороваемся за руки с соседями; в 2 раза медленнее, чем в первый раз; в 2 раза быстрее, чем в первый раз; как будто давно не виделись).

Далее психолог просит поделиться где, когда ( в каком возрасте) и при каких обстоятельствах первый раз попробовали алкоголь (какой)? Какие чувства , ощущения испытали?

Сделать акцент на то, что знакомство происходит в семье

Далее психолог в в формате мини-лекции даёт участникам тренинга теоретическую информацию о последствиях употребления алкоголя в подростковом возрасте.

Мини-лекция о последствиях употребления алкоголя для подростков

Алкоголь – самый распространенный и доступный наркотик для подростков. При регулярном приеме алкоголя (2-3 раза в месяц), устойчивость к воздействию алкоголя у подростков увеличивается. Образ жизни «алкогольной» компании, ошибочно воспринимается подростками как нормальный и естественный. По статистике первая проба алкоголя приходится на возраст 10-13 лет, а затем в течение двух лет, формируется регулярное употребление (зависимость). Мотивы для употребления алкогольных напитков могут быть весьма различными: приятное времяпровождение, переживания чувства взрослости, давление социальной среды.

В настоящее время, когда продажа и потребление алкогольных напитков с определенными ограничениями, но разрешена, алкоголь занимает в обществе место легального наркотика, потому что при систематическом употреблении он вызывает алкогольную зависимость (алкоголизм).

Алкоголизм у подростков протекает злокачественно, отсутствует стадия психической зависимости от алкоголя (т.е. стадия бытового пьянства), которая у взрослых растягивается на долгие годы. Как только подростки начинают регулярно употреблять спиртные напитки, в том числе и пиво, у них сразу формируется стадия физической зависимости. Регулярное употребление любых спиртных напитков в течение года формирует у подростка и психическую, и физическую зависимость одновременно. С самого начала употребляются большие дозы алкогольных напитков, без самоконтроля, до тяжелой степени опьянения. Быстро нарастает толерантность (переносимость), особенно при систематическом приеме алкоголя. Довольно быстро формируется похмельный синдром.

У подростков, больных алкоголизмом, проявляются изменения личности - возбудимость, взрывчатость, эмоциональное огрубение, быстрое развитие нарушений социальной адаптации, становится узким круг интересов, нарастает количество конфликтов с родителями, появляются асоциальные тенденции.

Настроение неустойчиво: вкрадчивость и подобострастие в ситуациях, сулящих выпивку, резко сменяется гневными вспышками и агрессивностью, если ей препятствуют.

Даже единичное употребление небольших доз спиртных напитков сопровождается у подростков выраженными проявлениями интоксикации.

Последствия регулярного употребления алкоголя подростками гораздо серьезнее и опаснее, чем алкоголизм в зрелом возрасте. Потому что в этот время происходит рост и развитие всех жизненно важных систем и функций человека, и влияние алкоголя на эти процессы, несомненно, приведет к ужасным результатам:

  • Преждевременное начало половой жизни, которая истощает растущий организм, вызывая перенапряжение нервно-половой сферы, и как результат – раннее ослабление половых функций.
  • Бесплодие и неспособность выносить, родить и воспитать полноценное потомство.
  • Сексуальные контакты подростков без контрацепции приводят к ранним абортам, и дальнейшим серьезным осложнениям.
  • Возникает большая опасность заражения венерическими болезнями или инфекциями, передаваемыми половым путем, гепатитами В или С, ВИЧ-инфекцией.
  • Наблюдаются сбои в работе желудочно-кишечного тракта.
  • Характерно повреждение печени, развитие гепатита, цирроза печени. 
  • Нарушения в работе поджелудочной железы (панкреатит, перитонит).
  • Нарушение деятельности сердечно-сосудистой системы (тахикардия, проблемы с артериальным давлением и др.). 
  • Развиваются воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей (уретрит, цистит, пиелонефрит).
  • Снижение иммунной защиты организма, что ведет к повышенной восприимчивости к инфекционным заболеваниям.
  • Алкоголь наносит непоправимый вред эндокринной системе подростка.
  • Возможное развитие и очень сложное протекание сахарного диабета. 
  • Изменение состава крови, анемия и т.д.

Иногда в состоянии легкого опьянения подросток внезапно совершает какой-либо импульсивный поступок (агрессия или аутоагрессия, сексуальные действия или что-либо другое), на что в трезвом состоянии он был бы не способен.

Исследования ученых доказали, что у юношей и девушек алкоголизм как тяжелая, трудно излечимая болезнь возникает и развивается в ЧЕТЫРЕ раза быстрее, чем у взрослых. Разрушение личности также происходит гораздо быстрее.

Определенные качества позволяют более успешно противостоять провоцирующему поведению. К таким качествам можно отнести самостоятельность, высокую самооценку, низкую тревожность, наличие чувства юмора. Эти качества успешно развиваются именно в подростковом возрасте, когда происходит активное развитие личности. Часто подростки воспринимают возможность отказа как проявление собственной слабости. Часто сверстники пытаются манипулировать вами, говоря: «А тебе слабо?», в такой ситуации сложно удержаться. Очень не хочется выглядеть маленьким. А противопоставить этому можно уверенность в своей правоте и твердый отказ. Вот 5 способов отказа:

- Вежливо и спокойно сказать: «Нет, спасибо».

- Не только отказать, но и объяснить причину отказа: «Нет, потому что…».

- Настойчиво и уверенно повторить свой отказ: «Нет и все».

- Просто уйти! Иногда это лучший выход.

- Ответь холодным взглядом на опасное предложение. Сделай вид, что не слышал его.

Необходимо учиться правильному поведению в таких ситуациях, обсуждать возможные выходы и решения проблем с друзьями, родителями, психологом

  На следующем этапе психолог предлагает проработать тему никотиновой зависимости. Работа ведётся в микрогруппах с кейсами. Ведущий предлагает студентам представить себя родителями…

Кейс-ситуация 1:Представьте себе следующую ситуацию: ваш ребенок, девочка Маша 9 лет, обучается в 3 классе. Как-то раз вам позвонила классный руководитель и сообщила, что Маша замечена курящей сигареты в компании с одноклассниками. Расскажите, каков дальнейший алгоритм Ваших действий?

Кейс-ситуация 2:Представьте себе следующую ситуацию: вы родитель мальчика 10 лет, который обучается в 4 классе. Однажды перед сном вы заметили, что ваш ребенок тревожен, будто бы хочет вам о чем-то рассказать. В итоге он сообщает – мальчики в школе предложили попробовать курить сигареты, он согласился, но больше заниматься этим не хочет и не знает, как отказать детям в следующий раз. Расскажите, каков дальнейший алгоритм Ваших действий?

 Кейс-ситуация 3:Представьте себе следующую ситуацию:вы родитель девочки 11 лет, который обучается в 4 классе. Как-то вечером вам позвонил классный руководитель и сообщила следующую информацию – девочки в классе жалуются на то, что Ваша дочь постоянно предлагает им курить сигареты, и даже носит эти сигареты с собой в школьном портфеле. Расскажите, каков дальнейший алгоритм Ваших действий?

Далее микрогруппы представляют свои кейсы с последующим общим обсуждением.

Какой вред наносит организму курение? Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие? Знаете ли вы тех людей, которые курили и погибли от рака легких?

Психолог : Теперь коснемся темы курительных смесей . я буду зачитывать вам информацию, а вы угадываете , что из сказанного правда, а что - миф

6.Игра «Мифы»

Миф 1: Курительные смеси разрешены к продаже и хранению.

Экспертная информация: Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 9 апреля 2009 года №23 «Об усилении надзора за реализацией курительных смесей» запрещено на территории России оборот смесей, содержащих шалфей предсказателей, гавайскую розу и голубой лотос.

Миф 2: Курительные смеси не являются табаком, поэтому их могут курить несовершеннолетние.

Экспертная информация: Любые вещества, вызывающие изменение настроения и поведения, оказывающие воздействие на психику и употребленные не по назначению врача, запрещены для несовершеннолетних.

Миф 3: Курительные смеси разрешены в Европе.

Экспертная информация: В январе 2009 года в Германии запретили курительные смеси. В марте 2009 года подобный  запрет последовал и во Франции. В США данные смеси официально признаны наркотиками и запрещены к производству и хранению.

Миф 4: Курительные смеси содержат растительные вещества, поэтому безвредны для здоровья.

Экспертная информация: Институтом питания была проведена экспертиза курительных смесей, реализуемых под наименованиями «Спайс» и др., в результате которой установлено, что вещества, входящие в состав таких смесей часто обладают психотропным, наркотическим действием, содержат ядовитые компоненты и представляют потенциальную опасность для здоровья и жизни населения, особенно детского, и могут вызывать повышение артериального давления, учащенное сердцебиение, сильные головные боли, тошноту, рвоту, галлюцинации, потерю сознания.

Миф 6: Состав курительных смесей известен и поэтому можно заранее предугадать их воздействие.

Экспертная информация: Данный продукт не проходит стандартизацию и сертификацию, поэтому его состав, а, следовательно, и механизм воздействия на человека может быть непредсказуем, и более того опасен. Запрещение продажи курительных смесей произведено в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ, в т.ч. по ст.14.2. «Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена», ст.14.4. «Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил.

Психолог : Наркомания вошла с нами в 21 век и занимает в нем свои позиции. Прошу каждого дать ответы на вопросы  устной анкеты:

1. Что такое наркомания?

А) болезнь;

Б) вредная привычка;

В) преступление.

2. Как ты относишься к наркоманам?

А) ненавидишь;

Б) равнодушен;

В) жалеешь;

Г) свой вариант ответа. .

3.Есть ли оправдание у тех, кто принимает наркотики?

4. Приведи самый сильный аргумент в пользу отказа от наркотика.

Далее проводится ролевая игра «Отказ»

Игра: «Отказ». Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Работа также проводится в группах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций.

· Однокгруппник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.

· Однгруппник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик «за компанию».

· Одногруппник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.

Задание группам:в течение 7 минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая группа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный. Далее психолог просит желающих ответить на следующие вопросы:

Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?

Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?

Насколько опасна проблема наркомании среди молодежи?

Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?

 Затем проводится мозговой штурм «Почему люди употребляют наркотики?» Каждый должен высказать свою версию. Ведущий фиксирует на доске поступающие идеи. Например:

от нечего делать,

из любопытства,

за компанию,

чтобы испытать новые ощущения,

назло родителям,

это модно,

чтобы снять боль.

Обобщая, важно сделать вывод, что практически во всех случаях человек сам выбирает, употреблять ему наркотик или нет.

Всем участникам тренинга раздают листовки « Ты имеешь право знать!»

Ты имеешь право знать!

Прежде чем приобрести порцию зелья, хорошенько подумай. Ведь кроме проблем – ничего хорошего оно тебе не принесет.

Если ты все же из любопытства купил эту дрянь, не поленись донести ее до мусорного ведра – там ее место.

Не передавай по чьей- либо просьбе кулек или пакетик с сомнительным содержанием, даже своему другу. Чаще всего там окажется наркотик, а ты об этом не знал, все равно отвечать за это придется тебе

Каким бы заманчивым не показалось предложение попробовать наркотики – откажись. Бесплатным бывает лишь сыр в мышеловке.

Если, попробовав наркотик, ты не прочь повторить это, не забывай, что за все надо платить. И цену ты ему знаешь

Никогда не соглашайся передать пакетик с сомнительным содержимым другому человеку.

Будь в хорошем отношении с окружающими тебя людьми.

Умей противостоять влиянию наркозависимых (в первый раз обычно предлагают бесплатно, помни – это капкан).

Дружи с людьми, ведущими здоровый образ жизни, избегай общества наркоманов.

Знай всю правду о том, к чему приводит употребление наркотиков.

Заботься о своем здоровье, занимайся спортом.

Пусть у тебя будет хобби, увлечения.

Умей просить помощи у взрослых, когда ты попал в трудную ситуацию.

Рефлексия.

Психолог : Человеческая жизнь очень хрупка. Она может моментально вспыхнуть и сгореть, и только от вас зависит, как долго будет гореть пламя вашей жизни.

Ведущий зажигает свечу и передает ее по кругу. Каждому, кто получает свечу, задает вопрос: «А что выберешь ты?» Когда свеча возвращается к ведущему, он подводит итоги занятия и благодарит учащихся за участие в занятии.

Список литературы:

  1. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003 г.
  2.  2. «Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях» Т.А.Фалькович, Н.С.Толстоухова, Н.В. Высоцкая / Москва «ВАКО» 2008.
  3.  3. «Помогая другим, помогаю себе» А.Г. Макеева/ Москва «Просвещение» 2003.
  4.  4. Программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДА и рискованного поведения для детей подросткового возраста ЛадьЯ (в ладу с собой)
  5. .О.В. Евтихов Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство « Речь», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Хәтер белән без мәңгелек" бөек җиңүнең 67 еллыгына сценарий.

Хәтер белән без мәңгелек.Боек Жинунен 67 еллыгы унаеннан эдэби-музыкаль кичэгэ сценарий.( Пэрдэ ябык.Тантаналы музыка янгырый.Сэхнэ артында алып баручы сойли).А.б. Сугыш китергэн хэсрэт-михнэт дэрьясы...

Сценарий праздника "Последний звонок"

Сценарий выпускного вечера для выпускников колледжа....

Сценарий музыкально-познавательного мероприятия "Пока горит свеча"

Музыкально-познавательное мероприятие  с концертом учащихся школы искусств направлено на борьбу с наркотиками, табакокурением и алкоголем. Природа создала всё, чтобы человек был счастл...

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

Сценарий открытого урока истории (Дополнение). «Отечественная война 1812 года».

Сценарий открытого урока истории (Дополнение) «Отечественная война 1812 года»   Участвуют: четыре группы 1 курса. Преподаватель: Баженова Е.П. Тип урока: повторительно-обобщающий урок Испол...

"Через тернии к звёздам!" оригинальный сценарий празднования юбилея театральных коллективов "Последняя сказка Шахрезады!" сценарий конкурсно-игровой программы посвящённой 23 февраля и 8 марта для мл.шк.в.

В Студии Современного Праздника "Позитив" есть три прекрасных детских театральных коллектива и так получилось, что в один год у этих коллективов юбилей. Правда здорово! Только даты этих юбилеев разные...

Методическая разработка сценария вечера Памяти, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.Авторы сценария: Ногайцева Л.М., Попова И.В.

Данная разработка на тему "Люблю. Воюю. Жди с победою" предназначена для проведения внеклассного мероприятия,  и содержит сценарий вечера Памяти, посвящённого 70-летию Победы в Великой Отечествен...