Основные концепции исторического развития
план-конспект занятия

Зуб Александр Иванович

Основные концепции исторического развития

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основные концепции исторического развития

Подборка Зуба А. И.

1. Религиозная

Примером может служить христианское учение («Библия», «Закон Божий»).

В развитии общества выделяются три периода:

1) «Эдемский»

Он продолжался от сотворения мира богом до грехопадения. В течение 6 дней бог сотворил мир и человека (Адама), из ребра которого создал женщину (Еву). Бог поселил людей в раю-Эдеме и запретил им вкушать плоды с дерева познания добра и зла, т.к. не хотел, чтобы люди познали добро и зло, а затем Адам, попробовав плоды с дерева жизни, стал бы жить вечно, как бог.

2) «Царство земное»

Этот период продолжается от грехопадения до «конца света». Делится на два этапа:

а) До первого пришествия Иисуса. Змей уговорил женщину попробовать плоды с дерева познания добра и зла; затем Ева дала их попробовать Адаму. Вкусив запретных плодов, люди совершили грехопадение или первородный грех, т.к. ослушались бога. За это они были изгнаны богом из рая-Эдема. Потомки Адама и Евы расселились по Земле. Бог избрал евреев (потомков Иакова-Израиля) и заключил с ними договор (ветхий завет). Он обещал евреям свое покровительство, а те должны были почитать только его и выполнять божьи предписания. Эти предписания (заповеди) были даны через пророка Моисея – не убивать, не красть, не давать ложного свидетельства, не желать жены и имущества ближнего («Десять заповедей», Декалога). Но евреи постоянно нарушали эти заповеди; людей подбивает на это противник бога – Сатана. Бог посылал пророков, которые призывали людей вернутся на истинный путь, но безуспешно.

б) Первое пришествие Иисуса. Бог един в трех лицах: отец, сын, дух святой. Чтобы спасти людей, бог-отец послал Иисуса Христа – своего первородного сына. Святой дух, исходящий от бога-отца, проник в тело девы Марии (невесты плотника Иосифа, происходящего из рода царя Давида); в результате непорочного зачатия родился сын, в котором воплотился («вочеловечился») Иисус. Иисус был богочеловеком, т.е. имел две природы – божественную и человеческую. Иисус призывал людей покаяться и соблюдать божьи заповеди. Через Иисуса бог заключил с людьми новый договор (новый завет): спасутся те, кто поверит, что Иисус – посланник божий (помазанник, по-гречески – Христос), мессия. Иисус был казнен по распоряжению властей, но на третий день воскрес, а на сороковой – живым вознесся на небо, обещав вернуться. Человек имеет греховную природу (склонен нарушать предписания бога), которая является результатом первородного греха Адама и Евы. Собственными силами он не может победить свои греховные побуждения. Только с помощью нисходящей от бога благодати люди смогут их преодолеть и обрести спасение.

3) «Царство божье»

Иисус придет второй раз и победит Антихриста. Наступит «конец света» – померкнет солнце, луна станет как кровь, произойдут разрушения, упадут звезды, погибнут грешники. Воскреснут мертвые и начнется «страшный суд», на котором правосудие будет вершить Иисус Христос. Грешники вместе с Сатаной попадут в «геенну огненную» (озеро кипящей серы), где будут вечно мучиться. Праведники попадут в «царство божье», где станут братьями и сестрами, вечно молодыми и бессмертными. В Средние века считали, что на смену «земным царствам» – Ассирийскому, Персидскому, Греческому и Римскому – придет вечное «царство божье».

2. Формационная  теория

Наиболее известные представители Карл Маркс (1818-1883 гг., Германия) и Фридрих Энгельс. Маркс «Критика Готской программы»; Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Общественная формация – это стадия развития общества, для которой характерны определенные технология (производительные силы), базис (производственные отношения) и надстройка (политические, юридические и идеологические отношения, учреждения и организации). Выделяются три общественные формации – первобытный строй, цивилизация и коммунизм. В развитии общества наблюдается прогресс, т.е. движение от низшего к высшему.

1) Первобытный строй.

В первой формации выделяются две эпохи.

а) Дикость.

Это – эпоха формирования человека современного физического типа и становления родового строя. Ее признаки:

Производительные силы. Орудия труда из дерева, кости и камня; использование огня, лука и стрел. Присваивающий характер хозяйства – собирательство, охота, рыболовство. Отсутствие излишков, т.е. прибавочного продукта. Половое разделение труда: мужчины – охота и рыболовство, женщины – домашнее хозяйство.

Производственные отношения. Коллективная собственность на средства производства, совместные труд и потребление. Равноправие полов; отсутствие классов.

Власть. Первоначальные кровно-родственные орды к концу эпохи преобразовались в племена, организованные в материнские роды (кровные родственники по материнской линии).

б) Варварство.

Это – эпоха расцвета и разложения родового строя. Ее признаки:

Производительные силы. Использование металлов – сначала меди и бронзы, а затем – железа. Возникновение производящего хозяйства – животноводства, земледелия, ремесла; появление излишков. Первое общественное разделение труда – выделение пастушества из присваивающего хозяйства. Второе общественное разделение труда – отделение ремесла от земледелия. Возникновение регулярного обмена.

Производственные отношения. Сохраняется коллективная собственность на землю, но возникает частная собственность на скот и продукты труда. Хозяйственными единицами становятся сначала дворовые общины (объединяющие несколько семей), а затем – семьи. Возникают эксплуатация и классы. В семье утверждается господство мужчины: первое классовое угнетение – это порабощение женского пола мужским. Появляются классы рабовладельцев и рабов (из военнопленных), а затем – богатых и бедных среди свободных.

Власть. Материнский род сменяется отцовским (родственники по отцовской линии). Возникает военная демократия, т.е. сосуществование трех властей – военачальника, совета и народного собрания воинов-мужчин. Грабительские войны становятся постоянным и почетным занятием. Родовой строй превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей и соплеменников.

На формирование взглядов Маркса и Энгельса на первобытный строй оказала влияние книга Льюиса Генри Моргана (1818-1881 гг., США) «Древнее общество».

2) Цивилизация

На смену первобытному строю приходит цивилизация; ее основные признаки – господство товарного производства и эксплуатации, наличие государства.

а) Товарное производство.

Для него характерны: 1) появление металлических денег, денежного капитала, процента и ростовщичества (предоставление средств под проценты – рост);     2) третье общественное разделение труда – отделение торговли от производства и появление класса купцов; 3) возникновение частной собственности на землю и ипотеки (кредит под залог земли).

б) Эксплуатация.

Энгельс писал: «Основой цивилизации служит эксплуатация одного класса другим. Рабство – первая форма эксплуатации, присущая античному (древнему) миру; за ним следуют: крепостничество в средние века, наемный труд в новое время. Таковы три великие формы порабощения, характерные для трех великих эпох цивилизации.»

в) Государство.

Энгельс писал: «Связующей силой цивилизованного общества служит государство». Его отличия от родовой организации: 1) разделение (организация) населения по территории, а не по кровному родству; 2) учреждение публичной власти (армия, тюрьмы), не связанной непосредственно с вооруженным населением; 3) введение налогов на содержание этой публичной власти; 4) принятие законов, обеспечивающих неприкосновенность чиновников, т.е. превращающих их в силу над обществом.

Причина возникновения государства – классовые противоречия; его задача – «держать в узде противоположность классов». Как правило, государство находится в руках экономически господствующего класса и помогает ему держать в подчинении эксплуатируемых. Энгельс писал: «Античное государство было, прежде всего, государством рабовладельцев для подавления рабов, феодальное государство – органом дворянства для подавления крепостных и зависимых крестьян, а современное представительное государство есть орудие эксплуатации наемного труда капиталом. В виде исключения встречаются периоды, когда борющиеся классы достигают такого равновесия сил, что государственная власть получает известную самостоятельность по отношению к обоим классам.»

3) Коммунизм

На смену цивилизации придет коммунизм.

а) Признаки коммунизма

Важнейшие из них: 1) более высокое, чем при цивилизации, развитие производительных сил; 2) общественная собственность на средства производства, коллективный труд, плановое хозяйство, безденежный обмен продуктами и услугами; 3) отсутствие классов, эксплуатации и государства, а власть будет организована в виде народного самоуправления.

б) Фазы коммунизма

Выделяются две фазы (этапа): 1) Низшая, когда распределение будет осуществляться по буржуазному принципу – от каждого по способностям каждому по труду, что обусловлено недостаточно высоким уровнем развития производительных сил и сознания населения. 2) Высшая, когда распределение будет осуществляться по коммунистическому принципу – от каждого по способностям каждому по потребностям, т.к. достигнут высокого уровня производительные силы и сознание населения.

в) Переход к коммунизму

Капиталистическое хозяйство в силу конкуренции и анархии производства, разорения средних слоев и обнищания рабочего класса зайдет в тупик. Однако, непосредственно к коммунизму перейти нельзя; необходим переходный период, в течение которого осуществится социальная революция. Она начнется с завоевания рабочим классом (пролетариатом) политической власти. Рабочий класс разрушит буржуазное государство и создаст свое – диктатуру пролетариата. Сохранение государства необходимо потому, что остаются смешанная экономика (общественное, капиталистическое и мелкое хозяйство) и классы. Его задача – подавление сопротивления эксплуататоров и построение коммунизма. Переходный период завершится тогда, когда общественное хозяйство вытеснит капиталистическое и мелкое, исчезнут классы и государство. Тогда наступит коммунизм.

3. Цивилизационная теория

Наиболее известный представитель Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975 гг., Англия). «Исследование истории», «Цивилизация перед судом истории».

1) Цивилизация как явление

В обществе действует закон «Вызова и Ответа»: люди вынуждены давать «ответ» на «вызов» исторической ситуации, которая включает в себя природные и социальные факторы. «Ответ» вырабатывается руководящим меньшинством. Первоначально существовало примитивное общество, «в котором человечество с момента своего возникновения в оцепенелом состоянии провело несколько сот тысячелетий». Социальные мутации пробуждают людей от «спячки» и приводят их в движение; предпринимаются попытки преодолеть примитивный образ существования. В результате успешных попыток преодоления «примитивности» («ответов» на «вызовы» истории) возникают общества-цивилизации. Они существуют 6 тыс. лет. Все цивилизации имеют свой неповторимый облик. Для каждой из них характерна своя система ценностей, которая определяет повседневную жизнь людей; такой системой ценностей является религия.

2) Фазы существования цивилизации

Большинство цивилизаций проходит пять этапов (фаз) развития.

а) Возникновение и рост.

Цивилизации возникают либо из «примитивного» общества, либо на основе предшествующих цивилизаций (так называемое «удочерение»). Для этих эпох характерна «энергия жизненного порыва». Власть находится в руках меньшинства, обладающего дарованиями и заслугами, и в силу этого – моральным авторитетом в обществе. Это «творческое» меньшинство дает правильные «ответы» на «вызовы» истории, выдвигает новые идеи и претворяет их в жизнь, увлекая за собой большинство.

б) Надлом, упадок, гибель.

Для этих эпох характерно «истощение жизненных сил». Правящее меньшинство утрачивает способность давать верные «ответы» на «вызовы» истории, т.е. происходит надлом. Начинается разрушение (упадок) общества. Оно раскалывается на «непокорный бунтарский субстрат (нижний социальный слой, «внутренний пролетариат») и все менее и менее влиятельное меньшинство». «Процесс разрушения не проходит ровно: он движется прыжками от мятежа к объединению и снова к мятежу». Общество гибнет в результате классовой борьбы (протеста «внутреннего пролетариата») и внешней войны (в том числе и нашествия варваров – «внешнего пролетариата»). Однако, не все цивилизации проходят весь путь от начала и до конца: одни из них погибли, не успев расцвести, а другие остановились в своем развитии («окаменели»).

3) Цивилизации современности

Истории известны 19 цивилизаций: 14 из них угасли (Египетская, Шумеро-Аккадская, Эллинская и др.), а 5 существуют сейчас – Западная (католицизм и протестантизм), Православно-христианская (Россия, коммунизм), Исламская, Индуистская и Дальневосточная. В XVII-XIX вв. Западная цивилизация достигла мирового господства и оказала влияние на четыре других. Вероятно, только Западная цивилизация может избежать гибели. «Что делать, чтобы спастись? В политике – установить конституционную кооперативную систему мирового правительства. В области экономики – найти работающие компромиссы между свободным предпринимательством и социализмом. В области духовной – вернуть светские суперструктуры на религиозное основание».

4. Теория «осевого времени»

Карл Ясперс: 1883 – 1969 гг., Германия. «Истоки истории и ее цель» (1949 г.)

1) Историческая эпоха

История определяется волей Провидения (бога). Выделяются четыре исторические эпохи.

1) «Прометеевская», когда происходило формирование человека – возникли языки, были изобретены орудия и началось использование огня.

2) Время высоких культур Древности в Египте, Междуречье, Индии и Китае. Для первых двух эпох характерно «природное существование», т.е. локальный (местный, ограниченный) характер общения и господство мифологического мировоззрения.

3) «Осевое время», для которого характерно преодоление мифологического сознания и «пробуждение духа». Люди испытали ужас перед жизнью, т.к. осознали безграничность мира и свою беспомощность. Пробудилось историческое сознание – пришло ощущение прошлого и настоящего; людям кажется, что они живут в период упадка, в «конце истории». Пытаясь найти средства к освобождению и спасению, люди ставили вопросы о смысле жизни и бытия. Появились великие мыслители: в Китае – Конфуций и Лао-цзы, в Индии – Будда, в Иране – Заратуштра, в Палестине – Исаия, в Греции – Гераклит, Платон и др. Возникли мировые религии и философские системы, оказывающие влияние на сознание людей и в наши дни. Произошел поворот «оси» истории.

4) Эпоха науки и техники, которая началась в конце Средневековья и продолжается до наших дней.

История многолинейна. Культуры, не принявшие идей «осевого времени», не достигли «исторического существования» и остались в «природном». Они продолжают «спать» – либо деградируют, либо медленно развиваются.

2) Смысл истории

Существующие религии, между которыми часто возникали раздоры и войны, не могут дать общую для всех веру. Нужна новая, призванная объединить всех людей, открыть смысл и предназначение истории. Это будет философская вера, основанная на знании и размышлении, а не на «откровении» и догматах, как религия. В мировой истории было «два дыхания». Первое – от «Прометеевской эпохи» через высокие культуры Древности к «осевому времени». Второе, которое началось в научно-техническую эпоху и возможно приведет к новому «осевому времени». Идейной силой «второго дыхания» должна стать философская вера.

_____________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок-проект на тему: "Историческое развитие России""

Урок посвящен разработке методики проведения уроков- проектов по дисциплинам история и география, где рассматривается материал о проблемах современной России....

Этапы исторического развития этических представлений

Презентация по дисциплине "Основы философии" для студентов СПО...

Презентация к уроку "Концепция устойчивого развития"

Концепция устойчивого развития. История возникновения концепции....

Презентация Историческое развитие науки "Теория горения и взрыва"

Презентация к вводной лекции по УД "Теория горения и взрыва"...

План урока «Способы решения экологических проблем в рамках концепции Устойчивого развития».

План урока  по теме «Способы решения экологических проблем в рамках концепции Устойчивого развития».Дисциплина: Экологические основы природопользованияГруппа: ТТОП-21Специальность: 19...

Основные концепции игры

Презентация к учебному занятию МДК 02.01. Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возрастаОсновные концепции игры. Западная классификация игр....