Летопись моей малой Родины
проект

Дементьева Клавдия Сергеевна

Конкурс проектных работ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Профессиональное Образовательное Учреждение Московской области  «Шатурский Энергетический Техникум»

Летопись Шатурского края

Выполнил Збрищак Даниил

Студент 1 курса

группы МА-1

Руководитель преподаватель

 истории Дементьева К.С.

Шатура 2023 год

                        История Шатурского края с древнейших времен известна по работам археологов. Первым, кто обратил внимание общественности на древности Шатурской земли, был священник церкви Спаса преображения отец Иаков (Я.Г.Светлов).

                           В 1890 году он опубликовал в "Рязанских епархиальных ведомостях" сообщение о странных находках на берегу озера Святое - черепках из обожженной глины с непонятным узором.

                          Многие населенные пункты Шатурской земли известны из писцовых книг семнадцатого века: погосты Туголес, Вышелес, Остров, Ильмяны, Радушкино, Телема, Илкодино и др. Большинство деревень упоминается в межевых ведомостях времен Екатерины Великой. Принадлежали они тогда известным и малоизвестным владельцам: князьям Ржевским, Вадбольским, Всеволожским, Голицыным, Лопухиным, графине Орловой, генералам Архарову, Еропкину, Щербинину, дворянам Васильчиковым, Хрущовым, Пушкиным и многим-многим другим. Но есть немало поселков, которые возникли только в ХХ веке: Шатурторф, Осаново, Бакшеево, Керва, Туголесский Бор, поселок Пустоша, да и сам город Шатура. Эти поселения появились тогда, когда началась массовая добыча торфа на многочисленных болотах Шатурского района.

1423 Имя свое Шатура приняла от находившегося неподалеку сельца Шатур, письменное упоминание о котором впервые появилось в 1423 г. в духовной грамоте великого князя Московского Василия Дмитриевича.

XVI В Есть документальные свидетельства (Уставная грамота Ивана Грозного) о том, что в Кривандинской волости в 16 веке жили бобровники, люди поставляющие к великокняжескому двору шкурки бобра (пушную рухлядь). Немаловажную роль играло и рыболовство. Еще с древних времен применялся закольный способ рыбной ловли. Земли в Шатурском районе в большинстве своем низкоплодородные, и земледелие никогда не являлось основным занятием жителей. Своего хлеба крестьянам едва хватало до нового года. Чтобы существовать, приходилось заниматься разными промыслами, дающими дополнительный доход: бортничеством, охотой, рыболовством, сбором грибов и ягод. Охотились на лося, кабана, водоплавающую птицу. Распространенным "отхожим" промыслом был плотницкий. Особенно славились плотницкие артели из деревень, расположенных в окрестностях Дмитровского Погоста. Каждую весну мужики с топорами и пилами отправлялись искать заказчиков. Строили избы, бани, склады по всему Подмосковью и за его пределами. Возвращались они только под осень.

1620 Ещё в XVI веке, в деревнях Шатурской волости по заказу царя строились государевы кареты и колымаги из растущих в изобилии вяза, дуба и липы. В 1620 г. митрополичьи деревни были пожалованы царём Михайлом Фёдоровичем боярину Ф.И.Шереметеву. Землевладение во всех селениях было общинное, развёрстка наделов производилась по ревизским душам. Крестьяне осуществляли сбор ягод, грибов, охотились, заготавливали дубовые и ивовые красители и дубители.

1824 В 1824 году был основан Мишеронский завод, по инициативе землевладельца и предпринимателя Костерёва. Первоначально завод представлял собой деревянное строение, в котором была установлена печь на 10 стекловаренных горшков. Завод был расположен на берегу реки Мишеронки, в нескольких километрах от того места, где он находится сейчас.

1912 В 1912 году, была построена узкоколейная железная дорога Мишеронского стекольного завода

1915 В 1915 году началось освоение Поливановского торфяного болота (расположено к югу от Мишерони, вблизи того места, где позднее возник посёлок Соколья Грива).

                   До революции шатурская земля представляла собой девственный, не тронутый урбанизацией чистый уголок природы с дремучими лесами, непроходимыми болотами и множеством тихих речек и красивых озёр.

1917 В 1917 году на местных болотах была начата добыча торфа. Глухим и заброшенным выглядел тогда этот край. По лесам и болотам бродили непуганые медведи и волки. Первым строителям приходилось очень трудно. В стране шла гражданская война, не хватало хлеба, продовольствия, не было самых необходимых промышленных товаров. Люди ютились в бараках и палатках.

                                После февральской революции Временное правительство попыталось организовать разработку шатурских торфяных болот, летом 1917 года были произведены кое-какие изыскательские работы и заготовлено несколько десятков столбов для электролиний, но на этом все и кончилось.

1918 Современная история Шатуры начинается после революции, когда обратили внимание на возможности шатурских запасов топлива и их значение для развития хозяйства России. 20 апреля 1918 года Ленин подписал декрет "О разработке торфяного топлива". Советское торфяное дело получило твердую организационную базу. Было решено сначала построить временную электростанцию. Её строительство наметили на 1919 год с тем, чтобы весной 1920 года она была пущена в строй. В 1919 году был основан посёлок Шатурстрой при строительстве ГРЭС. Первые линии узкоколейной железной дороги были проложены от неё к Шатурским торфоразработкам, и к Петровско-Кобелевским торфоразработкам (находятся севернее, у посёлка Керва). Торфоразработки очень быстро получили невиданный до того момента масштаб. Появилось 22 «номерных» посёлка торфодобытчиков. 1918 год считается годом основания первого в нашем округе торфопредприятия. 2 мая 1918 года А.В.Винтером было определенно место строительства электростанции у д. Торбеихи (Тарбеева) (в настоящее время на её месте проходит проспект Ильича), на берегу Чёрного озера, где была построена контора и несколько бараков. Это начало создания прочной топливной базы для открытой в июле 1920 года временной электростанции. В 1918 году был национализирован Мишеронский стекольный завод.

1919 В начале 1919 года электролиния вступила в строй. В Шатуре засияли первые электрические огни. На «Шатурке», как тогда называли поселок Шатурторф, к началу 1919 года построили первые здания. 23 мая 1919 года начался первый в Шатуре торфяной сезон. В августе 1919 года неподалеку от Черного озера началось строительство временной опытной электростанции мощностью 5 тысяч киловатт.

В музее ГРЭС №5 сохранились сведения о том, что в один из дней 1919 года комсомольцы организовали субботник. Собрались около пятидесяти молодых ребят, разровняли площадку, поставили футбольные ворота. Решили послать в Егорьевск за мячом и на следующей же неделе вызвать егорьевцев на состязание. Плохо было тогда у футболистов с формой, то у лаптя верёвка развяжется, то вместе с мячом и опорок летит. Тем не менее товарищеские матчи собирали немало болельщиков.

1920 В 1920 году образован посёлок Чёрное Озеро, Начальником строительных работ был назначен опытный инженер Н.А.Архипов. Построено несколько жилых домов, столовая, баня, мастерские. В этом же году опытная электростанция была пущена в эксплуатацию, здание которой было построено по проекту начальника Архитектурного бюро Шатурстроя Л.А.Веснина, по его же проектам были построены многие жилые дома. Однако из-за того, что технология использования торфа ещё только-только отрабатывалась, по техническим причинам станция была закрыта. В 1920 году в Шатурторфе была оборудована типография и начался выпуск печатной газеты «Шатурский трудовой бюллетень». Газета выходила два раза в месяц и пользовалась большим авторитетом у строителей Шатуры. Первые в стране трудовые награды с надписью «Память открытия Шатурской районной электростанции. РСФСР. ВСНХ. 1920 г.» получили 164 строителя временной электростанции.

1921 Первая научная экспедиция по изучению истории Шатурского края состоялась в 1921 году. Экспедиция МГУ была комплексной, работали биологи, гидрологи, археологи и этнографы. В годы Гражданской войны ручным способом добывали резной торф. Кроме того, в 1921-22 годах в опытных целях было добыто небольшое количество гидроторфа. Труд торфяников был очень тяжелым и изнурительным. По подсчетам, секач, рубивший торфяную массу на кирпичи, делал более 45 тысяч взмахов в день. В то же время копачи-ямщики выкидывали за рабочий день до 13 тонн сырой массы. По инициативе культ организатора Кошкина в 1921 году был оборудован агитвагон. Красочно оформленный, он выезжал по узкоколейке на участки строительства станции и торфоразработки. Докладчики, лекторы, самодеятельные артисты пользовались тогда немалым успехом.

Когда первая футбольная команда окрепла и набралась опыта, то решила померяться силами с соперниками посерьезней. В воскресный день 1921 года к футбольному полю в Шатуре пришли не только граждане, но и жители окрестных деревень. Встречались команды Москвы и строителей Шатуры. Каково же было ликование, когда игра завершилась победой шатурян!

Первым спортивным сооружением в городе стал стадион ГРЭС№5 с футбольным полем, беговыми дорожками, городошной площадкой. С тех пор зародилась хорошая традиция проводить спартакиады, в которых принимали участие практически все энергетики. Но не только для грэсовцев был открыт вход на стадион. Его услугами с первых дней пользуются все шатуряне, дружащие с физкультурой и спортом.

Основная связь с уездным центром Егорьевском осуществлялась по узкоколейной железной дороге, шоссейных дорог не было, активно использовался гужевой транспорт.

1922 В 1922 году согласно плану ГОЭЛРО было принято решение о возобновлении строительства Шатурской районной электростанции. Первая школа в Шатуре была открыта в вагоне. В ней занималось десятка два ребят. В 1922 году было построено специальное здание для школы. На 1 января 1922 года в шатурской школе обучались 80 человек; в ней было три класса, занятия вели три учителя.

1923 В июле 1923 года произошла закладка электростанции Большой Шатуры, которая была торжественно открыта в декабре 1925 года, авторы проекта архитекторы А.К.Буров, И.Г.Брижтовский, В.А. Дубовский (консультант), инженеры Б.Л.Ржевский, Н.М.Осипович, Г.Б.Красин. На митинге, посвященном открытию станции, член президиума ЦИК Г.П. Смидович объявил, что Шатурской электростанции присваивается имя В.И. Ульянова-Ленина. Шатурская ГРЭС - одна из основных среди тридцати, вводимых по плану ГОЭЛРО, была построена за 600 дней. И стала самой экономичной электростанцией. Себестоимость киловатт-час на ней составила около двух довоенных копеек - американский цент. бумажный рубль 1923 год

1924 В 1924 году в посёлке Шатурском (ныне Шатурторф) был построен деревянный клуб - «Народный Дом». При нём работал драмкружок. Через несколько лет он стал тесноват.

1925 23 сентября 1925 года был пущен первый турбогенератор (первая турбина) "Большой Шатуры", а 6 декабря электростанция уже дала промышленный ток Москве и области, увеличив долю участия местного топлива в выработке электроэнергии с 50 до 65 процентов. Согласно плану ГОЭЛРО, Шатурская станция была одним из приоритетных и важнейших объектов развития энергосистемы страны. Ее запуск был осуществлен в 1925 году. Сначала была пущена "Малая Шатура" - опытная установка для определения лучшего способа сжигания торфа. Уже через год установленная мощность ГРЭС составила 48 МВт (по плану ГОЭЛРО намечалось 40 МВт).

1926 В 1926 году временная электростанция была демонтирована. В последующие годы на предприятии вводятся в эксплуатацию новые котлы и турбины.

1927 в 1927 году добыча торфа была доведена до 462 тысяч тонн. Вследствие этого в 1927 году вступило в строй крупнейшее по тем временам Петровское торфопредприятие.

1928 В 1928 году из 3-х посёлков образован посёлок Шатура. 21 мая 1928 г. поселок Чёрное Озеро был преобразован в рабочий посёлок, получивший название Шатура. Первым председателем поселкового совета был Г.И.Безруков, последним - И.С.Ершов, административная власть была сосредоточена в руках А.В.Винтера. С ростом мощности новой станции ей требовалось все больше и больше топлива. в 1935-м - на "Туголесском Боре".

1929 В 1929 году по проекту братьев Весниных строится новый клуб. Вскоре ему присвоили имя азербайджанского писателя, видного общественного деятеля Н.Н.Нариманова

1930 6 апреля 1930 года вышел первый номер газеты «Ленинская Шатура». В 1930 году началась добыча торфа на Бакшеевском предприятии.

1931 в 1931 году энергетики Шатуры переоборудовали котлы для сжигания фрезерного торфа, этого нового, более дешевого вида топлива. Сжигание фрезерного торфа было освоено за короткое время, причем были достигнуты высокие технико-экономические показатели.

1932 Официальная дата образования предприятия «Шатурторф» - 28 февраля 1932 г., когда организуется Шатурский торфотрест. Во время Великой Отечественной войны в действие вступили торфопредприятия Осаново-Дубовое и Пустошинское, общей площадью около 1200 га. К настоящему времени полностью выработаны.

1933 в 1933 году мощность электростанции достигает 180 МВт, что намного превысило показатели, намеченные планом ГОЭЛРО. В те годы это была самая крупная и экономичная торфяная электростанция в мире.

1935 8 августа 1935 года открыт Шатурский энерготехникум. Последнее из торфопредприятий - Туголесский Бор - в Шатурском районе возникло в 1935 году. Площадь месторождения Туголесский Бор - 28 тыс. га - разрабатывалась гидравлическим и фрезерным способом и к концу 90-х годов была в значительной мере выработана, в 1935-м - началась добыча торфа на "Туголесском Боре". 1 декабря 1935 года Большая Шатура, наконец, то вышла на проектную мощность. Общая мощность Шатурской электростанции к 1935 году увеличилась с 48 тысяч киловатт до 180 тысяч.

1936 17 апреля 1936 году рабочий посёлок Шатура был преобразован в город. Численность населения - 16 322 человека.

1937 1937 год. В городе Шатура установлен памятник В.И.Ленину (скульптор В.Ц.Валеев)


1939 1939 год. Коллектив Шатурской электростанции награждён орденом Ленина.


1941 Огромную роль, сыграл шатурский торф в годы Великой Отечественной войны. Когда фашисты рвались к нашей столице и она была отрезана от основных топливно-энергетических районов, Москва и Московская область бесперебойно получали электроэнергию из Шатуры. Самое дорогостоящее оборудование с электростанции было эвакуировано

1945 1945 год. Коллектив ГРЭС №5 награждён орденом Трудового Красного Знамени.

1951  В 1951 году принимается решение электрифицировать железную дорогу. Она становилась опытным полигоном для исследования возможностей применения электротяги на путях узкой колеи. Первым участком, получившим контактную сеть, оказался перегон Бакшеево - Мишеронь

1955 В 1955 году в Шатуре было организовано автохозяйство. В его парке тогда числелось всего 7 автобусов, 1 такси, 1 грузотакси, 30 бортовых машин ЗИЛ - 150 и 30 самосвалов ЗИЛ - 585. На весь район имелось всего четыре маршрута. Из Шатуры - в Куравское, Шатурторф, с улицы Чехова - в Керву и в Кривандино. За год автопредприятие перевозило около 20 тыс. человек. В 1955 году продолжилась электрификация Шатурской УЖД на участке Мишеронь - Челышево (посёлок Северная Грива). Помимо электровозов, в Бакшеевское депо поступали комбинированные локомотивы - электротепловозы. Близ 18 посёлка (к югу от Шатуры) появился полигон, предназначенный для испытания новых локомотивов.

1956 Как административная единица, Шатурский район сравнительно молод: его нынешние границы определились в 1956 году, когда в административное подчинение к Шатуре перешли поселения Коробовского района. Район является одним из самых больших по территории и самым отдаленным от Москвы.

1958 Началось строительство мебельного комбината. В июле 1961 года, мебельный комбинат начал выпускать продукцию.

1960 К началу 1960-х годов был электрифицирован весь участок Шатура - Бакшеево (33 км). В 1960-е годы ШТУ ЖД обслуживало шесть крупных торфопредприятий: старейшие Шатурское (в посёлке Шатурторф) и Петровское (в посёлке Керва), а также Бакшеевское (Бакшеево), Туголесское (Туголесский Бор), Пустошинское (Пустоша), Осаново-Дубовое (Осаново-Дубовое). В каждом из этих посёлков находилось локомотивное депо. На сети было хорошо развито пассажирское сообщение.

На этом процесс электрификации остановился. Выполнить план перевода всех путей на электротягу и замены паровозов электровозами помешали выводы специалистов. Электрификацию сочли слишком дорогостоящей. Одновременно промышленность наладила крупносерийный выпуск тепловоза ТУ4. Это окончательно решило судьбу дороги не в пользу развития электротяги.

1961 В 1961 году первую продукцию выпустил мебельный комбинат, ставший со временем флагманом своей отрасли в стране. Территория ОАО МК "Шатура" стала базой для развития других производств, в т.ч. современного предприятия "Шатура-ВУД", фирмы "Шаттдекор".

1966 В 1966 году началась реконструкция станции. Совет Министров СССР принял решение о расширении ГРЭС № 5 на 600 тысяч киловатт.

1968 9 мая 1968 года открыт памятник-обелиск войнам-шатурянам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

1972 Страшные торфяные пожары 1972 г. нанесли немалый урон УЖД. Некоторые линии - на Пустошу, Осаново, Егорьевск, были разобраны. После удушливого лета 1972 года добыча торфа на некоторых участках уже не возродилась. Многие торфомассивы были признаны неперспективными. Закрылись Пустошинское и Осаново-Дубовое торфопредприятия, исчезли ведущие к ним линии. Были ликвидированы многие «номерные» посёлки на Шатурских торфомассивах, разобрана практически вся линия на Егорьевск. Наступили не лучшие времена для ШТУ.

1973 В 1973 году на Шатурской ГРЭС-5 начались работы по расширению электростанции. Одновременно производился демонтаж старого оборудования, вместо которого было установлено современное - станция пережила свое второе рождение. В 1973 году по маршруту Бакшеево - Шатура прошёл последний электровоз.

1974 В 1974 году контактная сеть ШТУ ЖД была снята.


1979 В 1979 году в Шатуре, в сосновом бору на берегу озера Святого, основан Научно-исследовательский центр по технологическим лазерам - НИЦТЛ РАН.

1980 В 1980-х годах было принято решение о поэтапном переводе Шатурской ГРЭС с торфяного на газовое топливо. Объём добычи топливного торфа в Шатурском районе должен был значительно уменьшиться. С того времени, торф стали массово перегружать на широкую колею. Его потребителями становились предприятия химической промышленности и сельского хозяйства. Большинство торфовозных составов следовало уже не на ГРЭС (станция Чёрное Озеро), а в Орехово-Зуево, на станцию Торфяная (через Долгушу - Власово). В Орехово-Зуево был крупный механизированный пункт перегруза торфа в ширококолейные вагоны, а на путях ШТУ его не существовало.

1982 В 1982 году была произведена дальнейшая модернизация станции: введен в эксплуатацию теплофикационный энергоблок, что позволило значительно повысить надежность и экономичность теплоснабжения потребителей. Мощность станции достигла 1 миллиона 100 тысяч киловатт.

1985 В 1985 году закрыт последний участок торфодобычи, находившийся у 21 посёлка. На месте торфоразработок начали массово создаваться садовые участки жителей Москвы и городов Московской области. 8 мая 1985 года открыт мемориальный комплекс в честь шатурян - Героев Советского Союза. По проекту архитектора В.Т. Лазарева построено новое здание железнодорожного вокзала.

Шатуряне добирались до Москвы на поезде, который ходил раз в день и полз до столицы 5 часов. Сегодня можно со счёта сбиться, сколько мимо нашего города пролетает грузовых и пассажирских поездов. С раннего утра и до поздней ночи снуют электрички, ежемесячно перевозя около 30 тысяч пассажиров и более. Шатура выросла и стала крупным транспортным пунктом на карте Московской области.

1986 В период 1986-1989 годы для улучшения топливообеспечения Шатурской ГРЭС и экологической обстановки в Шатурском районе на станции был реализован проект "Реконструкции ГРЭС № 5 на сжигание газа". В 1986 году в шатурский ландшафт органично вписались корпуса Научно - исследовательского центра по технологическим лазерам. Институт проблем лазерных и информационных технологий Российской академии наук (ИПЛИТ РАН) - один из ведущих российских институтов в области лазерной физики и перспективных лазерно-информационных технологий, разработок и выпуска лазерного технологического оборудования. Также в Шатуре имеются производства по переработке сельскохозяйственной продукции, предприятия легкой промышленности, транспортные и другие.

1989 в 1989 году открылось пассажирское движение на линии посёлок Шатурторф - 12 посёлок - 19 посёлок - 21 посёлок, так как встал вопрос об использовании узкоколейной железной дороги для связи с дачными посёлками - он был решён положительно. В 1989 году в Шатуре открыт памятник доблестным труженикам Шатурского торфотранспорта.

1990 1990 год. Введён лечебный корпус центральной районной больницы на 60 коек. В начале 1990-х годов «пришла мысль» окончательно перевести Шатурскую ГРЭС на газовое топливо, свернуть добычу торфа и полностью разобрать всю сеть узкоколейных железных дорог. Настал один из страшных дней в истории ШТУ - 10 апреля 1994 года.

1991 в апреле 1991 года начало передач городского кабельного телевидения.

1992 Сентябрь 1992 года. В городе открыто Муниципальное общеобразовательное учреждение - лицей Шатурского муниципального района.

1994 10 апреля 1994 года. В тот день по приказу некоего занимавшего высокую должность «начальника» было остановлено нормальное движение по всем узкоколейным путям и объявлено о полном закрытии дороги.

1995 1995 год. Утверждён герб города (автор М.А.Ерёмина). Летом 1995 года на линиях ШТУ сохранялось движение - разбирались пути, курсировал последний рабочий поезд Шатура - Лосево, разбирались вторые пути на двухпутных участках (от Шатуры до Долгуши, и на некоторых других). Примерно тогда же ШТУ решило разобрать линию 12 посёлок - Поздняки - 15 посёлок - 21 посёлок. Протяжённость путей на бывших Шатурских торфомассивах заметно сократилась.

1996 В марте 1996 года впервые в районе глава администрации был не назначен, а избран в результате всеобщих выборов. Им стал Александр Тяпкин. В мае 1996 года состоялось освящение строительства и закладка первого камня Храма в честь Святителя и Чудотворца Христова Николая. В 1996 году были разобраны все участки, за исключением линии Чёрное Озеро (Шатура) - Бакшеево - Острова, ветки Морозовский - Соколья Грива, ветки на Рошаль и небольших внутримассивных путей. Но и на всех сохранившихся участках (скорее всего, за исключением линии Бакшеево - Острова и небольшого участка к северу от Кервы) движение прекратилось. Осенью 1996 года можно было наблюдать ржавые рельсы у Мишерони, отдельные участки которых были вырваны ворами.

1997 Прозрение пришло быстро. Решение о полном переводе Шатурской ГРЭС на газовое топливо было признано ошибочным. И в 1997 году начались работы по приведению в порядок пути между станциями Чёрное Озеро и Бакшеево. Вскоре с торфомассива у Островов вновь пошли составы с торфом для «Шатурки».

С той поры удерживается относительная стабильность. После «погрома» 1990-х годов осталось 54 километра магистрали Чёрное Озеро - Острова, проходящей через станции Керва, Долгуша, бывший разъезд Аккумуляторный, Морозовский, Челышево, Мишеронь, Бакшеево, пост 46 км. Действовала также ветка Морозовский - Соколья Грива (к торфомассивам. С учётом внутримассивных путей, длина сети достигает 70 километров. Шатурское Транспортное Управление расформировано. Почти все железнодорожные линии теперь принадлежат Бакшеевскому торфопредприятию. Буквы «БТП» можно встретить на каждом торфовозном вагоне. Относительно новый торфомассив у Островов считается перспективным. Петровское торфопредприятие также добывает торф - но в меньшем объёме. Из его «столицы», посёлка Керва, сохраняется движение рабочего поезда.

2001 В 2001 году была окончательно разобрана линия Бакшеево - Рошаль (она не действовала продолжительное время, многие участки пути задолго до 2001 года были растащены ворами).

2002 Массовые торфяные пожары, имевшие место летом - осенью 2002 года, нанесли ущерб узкоколейной железной дороге, равно как и всей торфодобывающей отрасли. Однако участки путей, пострадавшие при пожарах, были достаточно оперативно восстановлены. Поставка торфа в Москву была прекращена (летом 2002 года, по причине неправильной технологии его подготовки для использования в качестве удобрения, он дымился прямо на улицах от брошенного окурка). Был закрыт перегруз в районе Нефтебазы, частично разобран ведущий к нему путь узкой колеи.

2005 В 2005 год - год 85-летия Шатурской ГРЭС № 5 имени В.И.Ульянова-Ленина. Шатура не замыкается в своем развитии на себе, а старается укрепить международные связи. В 2005 году было подписано соглашение об установлении породненных связей и сотрудничества между областью Хасково (Республика Болгария) и Шатурским районом (Московская область Российской Федерации) в торгово-экономической, научно-технической и гуманитарно-культурных сферах. В настоящее время эти отношения не только поддерживаются, но и активно развиваются.

2006 В 2006 году Шатурская ГРЭС, наряду с четырьмя другими электростанциями России, вошла в состав «Четвертой генерирующей компании оптового рынка электроэнергии», став ее производственным филиалом. Дата рождения АвтоРадио Шатура FM 91,4 МГц - 7 мая 2006 г.

2007 В 2007 году в городе произошли очередные знаковые события. В День Победы у памятника шатурянам, погибшим в годы Великой Отечественной войны состоялось зажжение Вечного огня. Торжественно открыт памятник Герою Советского Союза, маршалу, почётному гражданину Шатурского района Ивану Борзову на проспекте, носящем его имя. Возле храма Новомучеников и Исповедников шатурских заложена капсула с именами шатурян, погибших в афганской и чеченской войнах. Кроме того состоялось торжественное открытие нового Дворца спорта «Шатура», второго спортивного объекта в городе.

 

Исторические факты

  • Свое развитие город получил благодаря торфу – залежи которого дали идею построить ГРЭС для электрификации СССР.
  • Рабочие поселки, возведенные в лесу дали начало городу

Местоположение

  • Город расположен в Мещерской низменности, рядом с Шатурской группой озер, состоящей из 5 озер: Святое, Муромское, Белое, Черное, Черное-Спасское. На востоке Московской области.

Символика

Герб Шатурского района — официальный символ Шатурского муниципального района Московской области Российской Федерации. Герб утверждён 17 апреля 2003 года[1] решением Совета депутатов Шатурского района и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 1184.

25 апреля 2012 года, решением Совета депутатов Шатурского муниципального района № 13/31, в предыдущее решение было внесено дополнение, устанавливающее герб муниципального образования «Шатурский район» официальным символом муниципального образования «Шатурский район».

25 апреля 2012 года, решением Совета депутатов Шатурского муниципального района № 14/31, в связи с изменением статуса муниципального образования «Шатурский район», герб муниципального образования «Шатурский район» установлен официальным символом Шатурского муниципального района, а также было утверждено положение о гербе в новой редакции, оставив при этом без изменений описание и рисунок герба.

Описание герба

«В зелёном поле над лазоревой (синей, голубой), тонко окаймлённой золотом оконечностью, летящий вправо и вверх с воздетыми крыльями золотой журавль, сопровождаемый выходящим в правом — нижнем углу пламенеющим солнцем (без изображения лица) того же металла».

Герб Шатурского района, в соответствии с Законом Московской области от 9 марта 1999 г. № 9/99-ОЗ "О гербе и флаге Московской области" (в редакции от 12.01.2001 № 6/2001-ОЗ), может воспроизводиться в двух равно допустимых версиях:

- с вольной частью — четырехугольником, примыкающим изнутри к верхнему краю герба Шатурского района красного цвета с воспроизведенными в нем фигурами из герба Московской области;

- без вольной части.

Обоснование символики

За основу композиции герба Шатурского района взято его особенное географическое расположение на территории Московской области — это самый восточный приграничный район области. Во все фигуры герба заложена многозначная символика.

Журавль — символ бдительности и преданности, олицетворяет жизненную силу, абсолютный дух и чистое сознание, передает изумительную по красоте природу Шатурского края.

Кроме того, журавль, взмывающий в небо, означает стремление к совершенству, в будущее.

Восходящее солнце — символ созидательной силы, аллегорически говорит о том, что жители Шатурского района первыми в Московской области встречают восход солнца, а значит, и наступление нового дня. Возникающее солнце — символ творящего первоначала, являясь источником тепла, мира и согласия, изливает на землю поток жизнетворческих сил, а на людей — свою благодать. Люди солнца — мудрые, верные, надежные друзья.

Золото — символ прочности, богатства, величия, интеллекта и прозрения.

Лазоревая оконечность аллегорически показывает, что в районе насчитывается около 300 озёр.

Лазурь — символ чести, славы, преданности, истины, красоты, добродетели и чистого неба.

Зелёный — цвет природы, дополняет символику герба и означает достаток, процветание, стабильность.

Административно-территориальная принадлежность Шатурского района к территории Московской области показана включением в герб муниципального образования "Шатурский район" вольной части — четырёхугольником, примыкающим изнутри к верхнему краю щита червлёного (красного) цвета с воспроизведенными в нем фигурами из герба Московской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в 5 классе "Здравствуй, 5 класс" и "Моя малая Родина"

Разработка классного часа для проведения 1 сентября 2014 года "Моя малая Родина"...

Разработка классного часа на тему Моя малая Родина

Классный час- путешествие по малой Родине знакомство с достопримечательностями родного края и истории России...

КЛАССНЫЙ ЧАС «Моя малая Родина»

В настоящее время актуальной становится проблема формирования гражданской позиции у современной молодежи. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну занимает  п...

"Моя малая Родина" . Внеклассное мероприятие в ГПД

Мероприятие проводится в ГПД. Данное мероприятие знакомит с историей своей малой Родины.Учит любить свой родной край, бережно относится к родному городу, заботится о нём....

"Моя малая Родина" Внеклассное мероприятие в ГПД

Мероприятие проводится в ГПД. Данное мероприятие знакомит с историей своей малой Родины.Учит любить свой родной край, бережно относится к родному городу, заботится о нём....

Классный час "Моя малая родина"

Материал содержит разработку классного часа на тему "Моя малая родина" (г. Мценск, Орловская обл.). Урок предполагает знакомство и актуализацию знаний о родном городе и области, разработан с учетом тр...

ПРОЕКТ «Кладовая солнца» моей малой родины. Руководитель- Овчинникова Е.А.

Цель: я решила выяснить, чем «кладовая солнца» М.М.Пришвина схожа с флорой и фауной болот моей малой родины.Предмет исследования: сказка-быль М.М.Пришвина «Кладовая солнца» и научные работы Кировской ...