Методическая разработка урока "Приготовление супа-харчо"
методическая разработка по теме

Зотова Наталья Викторовна

 

Тема урока «Приготовление супа-харчо» входит в состав раздела «Приготовление супов»  рабочей программы учебной практики  профессинального модуля ПМ.03 «Приготовление супов и соусов» по профессии  260807.01 «Повар, кондитер».

Основная цель урока  заключается в следующем: сформировать у обучающихся умения правильно и качественно согласно требованиям ФГОС выполнять операции по приготовлению заправочных супов на примере супа-харчо.

В ходе проведения урока решаются задачи:

Образовательные:

- обеспечение освоения технологических операций по приготовлению супа-харчо, как разновидности заправочных супов;

- расширение и закрепление  умения по приготовлению заправочных супов.

Развивающие:

- развитие умения выделять главное, анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения;

- содействие формированию навыков аккуратности, целеустремленности и ответственности;

- организация произвольного внимания в условиях смены форм познавательной деятельности

- развитие сенсорной сферы: глазомер и вкусовое восприятие.

Воспитательные:

- создание условий для самореализации и самоутверждения каждого обучающегося:

- формирование осознанной потребности в труде через «проживание» ситуаций успеха каждым участником образовательного процесса, включая мастера производственного обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_prigotovlenie_supa_harcho.docx46.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Владимирской области

 «Никологорский аграрно-промышленный техникум»

Конспект  урока производственного обучения.

Автор: Зотова Наталья Викторовна – мастер производственного обучения высшей квалификационной категории

Профессия: 260807.01 «Повар, кондитер»

ПМ.03 Приготовление супов и соусов.

МДК 03.01 Технология приготовления супов и соусов.

Тема раздела: Приготовление супов.

Тема подраздела: Приготовление заправочных супов.

Тема урока: Приготовление супа-харчо.

Номер урока в теме: 8

Количество часов: 6.

Место проведения урока: учебно-производственная лаборатория по специальности 260502 «Технология продукции общественного питания»

Учебная группа: П-110, 2 курс обучения.

Цель урока:

Сформировать у обучающихся умения правильно и качественно согласно требованиям ФГОС выполнять операции по приготовлению заправочных супов на примере супа-харчо.

Задачи:

Образовательные:

- обеспечение освоения технологических операций по приготовлению супа-харчо, как разновидности заправочных супов;

- расширение и закрепление  умения по приготовлению заправочных супов.

Развивающие:

- развитие умения выделять главное, анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения;

- содействие формированию навыков аккуратности, целеустремленности и ответственности;

- организация произвольного внимания в условиях смены форм познавательной деятельности

- развитие сенсорной сферы: глазомер и вкусовое восприятие.

Воспитательные:

- создание условий для самореализации и самоутверждения каждого обучающегося:

- формирование осознанной потребности в труде через «проживание» ситуаций успеха каждым участником образовательного процесса, включая мастера производственного обучения.

Тип урока: урок по выполнению комплексных работ.

Вид урока: комбинированный урок.

Методы обучения:

- словесные: рассказ, беседа, работа с технологическими картами и письменное инструктирование;

- наглядные: показ мастером трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, cамостоятельные наблюдения обучающихся, виртуальная экскурсия;

- практические: выполнение приемов, формирование навыков, выполнение трудовой операции;

- эвристические;

- проблемно-поисковые;

Формы организации урока: индивидуальная, парная, бригадная.

Межпредметные связи:

Общепрофессиональные дисциплины:

МДК.03.01 Технология приготовления супов и соусов – В.А.Барановский «Повар» - «Обработка продуктов», «Заправочные супы»;

ОП.01 Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве - З.П.Матюхина «Основы физиологии, санитарии и гигиены» - «Санитарные требования к механической обработке продуктов», «Санитарные требования к тепловой обработке продуктов и процессов приготовления блюд»;

ОП.02 Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров – З.П.Матюхина «Товароведение пищевых продуктов» - «Химический состав и пищевая ценность продуктов»;

ОП.03 Техническое оснащение и организация рабочего места - В.П.Золин «Технологическое оборудование предприятий общественного питания» -«Электроплита ЭП-2М, правила эксплуатации», Л.А.Радченко «Организация производства на предприятиях общественного питания» - «Организация работы горячего цеха»;

ОП.04  Экономические и правовые основы производственной деятельности – О.П.Ефимова «Экономика общественного питания» - «Определение потребности в сырье и продуктах».

Общеобразовательные предметы:

русский язык, математика, физика, химия, литература, биология, география.

Материально-техническое оснащение урока (Приложение № 1):

Технологическое оборудование:

- электрическая плита ЭП-2М,

- весы электронные «Beurer»;

Инвентарь:

-  маркированные разделочные доски «МС», «ОС»,

- маркированные ножи «МС», «ОС»,

-  чесночница.

Посуда:

-  маркированные емкости,

- кастрюли объемом 5 л.,

- сковороды диаметром 24, 28 см,

- тарелки суповые.

Натуральные продукты (Приложение № 2):

- мясо говядины,

- крупа рисовая,

- лук репчатый,

- томаты свежие,

- жир,

- соус ткемали,

- чеснок,

- кинза,

- петрушка,

- хмели-сунели,

- перец черный молотый,

- перец красный молотый,

- гранатовый сок,

- аджика,

- орехи грецкие.

Дидактические средства:

- Сборник рецептур,

- учебники,

-  презентация,

- технологические карты,

- материалы для проведения работ с таблицей: таблица «Ингредиенты  и определение их последовательности закладки при приготовлении супа-харчо»; «Общие правила варки заправочных супов»; «Технологическая карта «Суп-харчо» (грузинский вариант).

Технические средства обучения:

- ПЭВМ,

- проектор,

- экран,

- видео-ролик «Суп-харчо».

Ход урока

Элементы

структуры

 урока

Деятельность мастера производственного обучения

Деятельность обучающихся

Примечания  

1

2

3

4

1 Организационный

момент – 5 минут

- приветствие мастера произ-водственного обучения;

- регистрация посещаемости;

- визуальный контроль внешнего вида;

- обобщение о готовности обучающихся к уроку.

- доклад дежурного обучающегося;

- демонстрация готовности обучающихся к уроку: внешний вид – спецодежда согласно требований;

- самооценка готовности к занятию – 2-3 человека

- рефлексия – сигнальные карточки:  при полной готовности обучающиеся поднимают зеленые карточки, при неполной – желтые.

Контекстное обучение – на протяжении всего занятия используется метод контекстного обучения.

- диалог;

- демонстрация;

- оценка

деятельности готовности к занятию;

- самоконтроль;

- рефлексия.

1

2

3

4

2 Вводный инструктаж –

60 минут

2.1.Целевая установка:

2.1. 1. Введение в тему занятия вопросом: «Ребята, а кто из вас пробовал суп-харчо?»

2.1.2.Слово мастера по сообщению темы занятия – «Приготовление супа-харчо» - продолжение обучению приготовления заправочных супов на примере супа-харчо.

2.1.3.Сообщение о форме проведения урока. Сегодня мы с вами будем активно изучать особенности приготовления супа-харчо на основе теоретических знаний и практических умений. Изобретем и приготовим три варианта супа-харчо.

Слуховое и визуальное восприятие, ответы обучающихся.

Слуховое и визуальное восприятие

Записывают тему занятия

Слуховое и визуальное восприятие

- проблемное обучение

- диалоговое общение

2.2.Актуализация опорных знаний и умений обучающихся:

2.2.1.Проверка  домашнего задания

Проверка  домашнего задания: пообщаемся и выясним,  чем знаменит суп-харчо?

Слуховое и визуальное восприятие материала о супе-харчо.

-  диалоговое общение, которое нацелено на:

- - развитие интереса к

1

2

3

4

1.Давайте послушаем  рассказ  Г.Горина «Хочу харчо» (Приложение № 3). Обращаю ваше внимание, что в ходе прослушивания необходимо проследить систему обслужи-вания клиентов. После про-чтения рассказа я предлагаю познакомиться еще ближе с супом-харчо, который так настойчиво требовал посетитель ресторана.

2.Давайте выясним во всех ли ресторанах готовят суп-харчо и в чем заключается особен-ность ресторана «Арагви» (Приложение № 4)?

3.Предлагаю познакомиться с такими понятиями слов, как «соус ткемали», «тклани», «аджика», «хмели-сунели» (Приложение № 5).

4.Уточним понятие слова«хар-чо» (Приложение № 6).

Чтение рассказа обучающимся

Рассказ  обучающегося

Слуховое и визуальное восприятие

Ответы обучающихся

Просмотр слайдов

Рассказ  обучающегося о понятиях «супа-харчо» из дополнительных источников толковых словарей и энциклопедий.

изучаемому материалу на уроке;

- - расширение и углубление знаний;

- опору на самостоятельное добывание знаний из дополнительных источников;

- создание ситуации успеха за счет поддержки каждого, кто приготовил, выполнил задания,  принимал участие в обсуждении.

Осуществление межпредметных связей

1

2

3

4

5.Вывод: ребята, мы выяснили, что харчо – это….?

 Мы  еще раз убедились, что искусство и кулинария взаимосвязаны. Сегодня мы будем постигать искусство приготовления супа-харчо.

Мастер фиксирует  и комментирует оценки деятельности обучающихся на данном этапе

Слуховое и визуальное восприятие

Ответы обучающихся:

…. это «говяжий суп»

Слуховое и визуальное восприятие

Проблемное обучение

2.2.2.Работа с таблицей «Ингредиенты  и определение их последовательности закладки при приготовлении супа-харчо»

1.Инструктирование хода работы с таблицей. Целевая установка на работу с материалом таблицы.

2.Сообщение и объяснение выполнения задания № 1: (индивидуальная работа) выбрать предполагаемые ингредиенты, которые по вашему мнению должны входить в состав супа-харчо, и

Слуховое и визуальное восприятие

Работа с таблицей (Приложение№7).

Работают индивидуально, выбирают нужные ингредиенты, в задании № 1, определяют последовательность их закладки и записывают в таблицу.

Проблемное обучение

- активизация мышления;

- создание проблемной ситуации;

- индивидуальная работа;

1

2

3

4

отметить цифрами предполагаемую последовательность их закладки в процессе приготовления супа во 2 колонке. Обосновать, почему вы так решили?

3. А сейчас проверим правильность результатов нашей работы дополнительным материалом и сравним  с полученным при работе с заданием № 1.

Выдается материал «Общие правила варки заправочных супов» (Приложение №8).

Сообщение и объяснение выполнения задания № 2: (работа в паре) повторить общие правила варки заправочных супов, проверить правильность вашей предполагаемой закладки продуктов, при необходимости

Работа с таблицей.

выполняют задание № 2. Повторяют  и закрепляют материал по общим правилам варки заправочных супов. При необходимости делают поправки в таблице.

Методы группового решения творческих задач

- работа в парах;

1

2

3

4

скорректировать результат работы в 3 колонке.

4. Сообщение и объяснение выполнения задания № 3: (работа в группах) ознакомиться с технологией приготовления грузинского супа-харчо  (Приложение№9),

проверить правильность вашей предполагаемой закладки продуктов, при необходимости скорректировать результат работы в 4 колонке.

5. Проверка и обсуждение результатов работы обучающихся в каждой группе (Приложение № 10).

6.Предлагаю оценить каждый проект самими обучающимися.

Работа с таблицей.

выполняют задание № 3. Заносят поправки в таблицу, если это необходимо.

Генерация разнообразных идей.

Получают единый результат в каждой группе.

Представитель от каждой группы изображает на доске свою уникальную технологическую схему приготовления супа-харчо. Получают три мини-проекта. Сравнивают результаты работы. Делают выводы.

Оценивает каждая группа свой мини-проект.

Метод развивающейся кооперации

Метод проектов

Мозговой штурм

- групповая работа;

- обсуждение, проектирование и выработка

предполагаемого алгоритма приготовления супа-харчо.

- защита мини-проекта

- самооценка

- корзинка оценки результатов

- рейтинговая оценка

1

2

3

4

2.2.3.Работа с технологическими картами (Приложения № 11,12,13,14).

1. Мы будем работать с самыми главными документами в нашей профессии. Подскажите мне, какие документы я имела в виду?

2.Каждой группе обучающихся предлагается выбрать один из трех дополнительных ингредиентов для приготовления супа-харчо.

3.Ознакомление и работа с технологическими картами, разработанными на основе сборника рецептур.

4.Расчет сырья, требуемого для приготовления 10 порций супа-харчо.

Слово мастера  - задаю

вопросы в ходе проведения вычислений: почему? и зачем?:

- по какому алгоритму будем

Ответы обучающихся.

Обучающийся от каждой группы вынимает из конверта название дополнительного ингредиента, который будет придавать блюду особый вкусовой оттенок.

Индивидуальная работа обучающихся с технологической картой.

Записывают состав ингредиентов в тетрадь.

Делают вычисления.

Диалоговое сотворчество

Контекстное обучение

Решение ситуационных задач

- развитие интереса через разнообразие в технологических картах по приготовлению супа-харчо

- индивидуальная работа

1

2

3

4

проводить расчет сырья?

- с какой целью проводим вычисления?

- по какой колонке будем проводить расчеты?

- чем отличается масса-брутто от массы-нетто?

- на сколько порций рассчитан выход основной рецептуры?

Обосновывают свои действия

Осуществление межпредметных связей

- рефлексия и оценка готовых расчетов по технологическим картам

2.2.4.Просмотр видеоролика

Используя видео-ролик, давайте закрепим наши теоре-тические знания практичес-кими действиями, которые выполняют повара-профессио-налы, по приготовлению супа-харчо. В ходе просмотра обращаю ваше внимание  на следующие моменты:

1.организация рабочего места,

2.проследить сам процесс, в том числе отдельные его тонкости,

3.оформление готового блюда.

Слуховое и визуальное восприятие.

Просмотр видеоролика по приготовлению супа-харчо.

Обсуждение.

Использование ИКТ

- развитие интереса к изучаемому материалу на уроке;

-  расширение и углубление знаний;

- диалог общения

- демонстрация

- видеоролик.

1

2

3

4

2.2.5.Диалоговое общение.

Опрос обучающихся по вопросам санитарии и личной гигиены, используемого оборудования, техники безопасности:

1.какие правила личной гигиены и санитарии должен соблюдать повар при приготовлении супов?

2.какое оборудование мы будем использовать для приготовления супов?

3.какие основные правила техники безопасности соблюдаются при приготовлении супов?

Отвечают на поставленные вопросы.

Предполагаемые варианты ответов обучающихся:

 

1.Наличие медицинского осмотра и спецодежды, мытье рук, уборка рабочего места.

2.Электроплита.

3.Осторожное перемещение по лаборатории с горячими предметами. Правильный наклон руки при нарезке продуктов ножами.

Предупреждающие таблички.

Заземление электрооборудования, наличие резиновых ковриков.

Просмотр слайдов.

Адаптивное обучение

- диалоговое общение

- использование ИКТ

1

2

3

4

2.3.Формирование ориентировочных основ деятельности:

Выдаю задания по работе с инструкционными картами и технологическими схемами приготовления супа-харчо, по которым нужно ответить на вопросы (Приложения № 15, 16).

- рассказать технологическую последовательность,

 процесса приготовления супа-харчо. Почему именно так?

- предложить обучающимся рассказать о требованиях к качеству готового блюда. Каким образом формируются вкусовые свойства супа?

- объявить о нормах времени выполнения практических операций по приготовлению супа-харчо.

- объявить  критерий оценок.

- инструктаж по технике безопасности.

-  обсуждение тем, по которым возникают вопросы  путем обмена знаний обучающимися

Слуховое и визуальное восприятие

Рассказывают обучающиеся

Просмотр слайдов

Ответы обучающихся

Ответы обучающихся

Слуховое и визуальное восприятие

Просмотр слайдов

Обмен знаниями, опытом

Выбирают самый любопытный  и самый трудный вопросы

Метод проблемного обучения

- диалоговое общение

- создание проблемной ситуации

- ИКТ

Корзинка вопросов и ответов (Приложение

 № 17)

- развитие интереса,

- активизация познавательной деятельности.

1

2

3

4

- распределить обучающихся по бригадам и по рабочим местам (Приложение № 18).

-  создание целевой установки обучающимся: оценить лучшие качества бригадира.

Выполнена подготовительная работа к практическим действиям. Постараемся на практике показать такие же хорошие и отличные умения.

Мои пожелания обучающимся:

Моя душа летит к тебе,

Возьми ее и не стесняйся,

Направь к успеху и мечте

И сделать человеком постарайся

Назначение бригадиров и экспертов, распределение обязанностей между членами бригады .

Слуховое и визуальное восприятие

- формирование бригад,

- распределение обязанностей в бригаде

Акмеологическое обучение (создание ситуации успеха).

1

2

3

4

3.Текущий инструктаж –

4 ч.40 мин.

Переходим к выполнению практических операций.

Целевые обходы:

1.Занимаем рабочие места

2. Проверка организации рабочего места

3. Проверка проведения обучающимися контроля

качества используемых продуктов.

4.Проверка правильности выполнения практических умений и операций при приготовлении супа-харчо. Коллективное инструктирование в ходе выполнения операций по приготовлению.

5. Проверка правильности осуществления самоконтроля.

6.Выдача дополнительных заданий успевающим обучающимся.

Самостоятельная деятельность обучающихся.

Выполняют технологические приемы и операции по приготовлению супа-харчо.

Выполняют самоконтроль и взаимоконтроль.

1.Самопроверка.

2.Оказание помощи отстающим.

Контекстное обучение

Проектное обучение

Акмеологическое обучение

- технология «ситуация успеха»

- самостоятельная работа

1

2

3

4

7. Наблюдение за взаимоконтролем. Прием и оценка выполнения технологических операций по приготовлению супа-харчо – бракераж готового блюда.

Подведение итогов вместе с бригадирами.

8.Предлагаю посмотреть фото наших результатов (Приложение № 19).

Обучающиеся, осуществляющие роль экспертов от каждой бригады, принимают участие в оценке выполненных работ вместе с мастером, заполняют оценочные ведомости.

Определяют лучший суп-харчо:

1.по соответствию требованиям к качеству,

2.по оформлению,

3.по способу подачи

Просмотр фото.

Рефлексия.

Оценка деятельности обучающихся:

- звездочки успеха:

---- за правильность,

--- за четкость,

--- за рациональность,

--- за изобретательность,

--- за быстроту,

--- за помощь и поддержку

- самооценка своей деятельности.

- ИКТ

1

2

3

4

4.Заключительный инструктаж –

 10 минут

Подведение итогов урока.

1.Я считаю, что цель нашего  урока достигнута. Мы приготовили три варианта супа-харчо.

2. Дайте свою оценку.

3.Заслушать мнение о проведенной  работе каждой бригады  от бригадиров.

4.Заслушать мнение о работе бригадиров от обучающихся.

При возникновении вопросов от бригадиров, предлагаю подойти после занятия, чтобы я высказала свое мнение о его работе в бригаде.

5.Выявление и обсуждение допущенных неточностей при выполнении работ.

6.Поставьте себе оценку сами за теоретическую подготовку и практические действия в личной тетради.

Слуховое и визуальное восприятие

Ответы обучающихся

Воспроизводят цель урока и обосновывают почему эта цель достигнута.

Ответы обучающихся

Ответы обучающихся

Принятие правильных решений по работе «над ошибками» для успешного выполнения подобных операций в будущем.

Оценивают себя и отмечают в тетради.

- диалоговое общение с использованием проблемных вопросов,   создание и разрешение проблемных ситуаций.

- самооценка

- взаимоконтроль

- взаимоконтроль

1

2

3

4

7.Сообщение оценки каждому обучающемуся за урок.

8. Отметить отличившихся обучающихся.

9.Подведение итогов наших результатов  по всем этапам работы. Задаю вопрос: «Хочу ли я харчо?»

Предлагается обучающимся отметить в кулинарной книге свои пожелания по приготовлению супа-харчо (Приложение № 20).

10.Выдаю домашнее задание: повторить тему «Приготовление прозрачных супов»

11.Благодарим друг друга за урок.

12.Уборка лаборатории.

Слуховое и визуальное восприятие

Обсуждение. Защищают свое мнение.

Отмечают свои пожелания в кулинарной книге, разработанной обучающимся.

Слуховое и визуальное восприятие

Слуховое и визуальное восприятие

Дежурные обучающиеся проводят уборку лаборатории.

Защита мини-проекта

Рейтинговая оценка за урок производственного обучения «Приготовление супа-

харчо» в портфолио обучающегося (Приложение № 21).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ  СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...