Статья "Психолого-педагогическая поддержка студентов-первокурсников в адаптационный период в ССУЗе"
статья на тему

Попова Екатерина Дмитриевна

Адаптация личности студентов в динамично развивающейся социокультурной среде ССУЗа приводит к необходимости активизации самой личности в образовательном процессе, актуализации возможностей личности в процессе освоения образовательной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_psihologo-pedagogicheskaya_podderzhka_studentov.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД В ССУЗЕ

Адаптация личности студентов в динамично развивающейся социокультурной стреде ССУЗа приводит к необходимости активизации самой личности в образовательном процессе, актуализации возможностей личности в процессе освоения образовательной среды.

Определение подходов к организации психолого-педагогической поддержки студентов в период адаптации к учебному процессу требует решения ряда задач. Во-первых, необходимо осмысление психолого-педагогической сущности процесса поддержки, определение его содержания и механизмов. Во-вторых, необходимо рассмотрение целей и задач психолого-педагогической поддержки, которая в русле идей гуманизации образования выступает как один из элементов системы профессиональной поддержки наряду с поддержкой социальной и медицинской. В-третьих, описание особенностей психолого-педагогической поддержки студентов в период адаптации к учебному процессу.

В основе оптимизации адаптации при помощи психолого-педагогической поддержки личности лежит устранение противоречия между требованиями, предъявляемыми условиями новой среды и готовностью личности к ним на основе предшествующего опыта.

Среда поддержки студентов выступает как образовательная система в целом, которая характеризуется, как структурными, так и функциональными компонентами. В роли поддерживаемого элемента могут выступать либо студент, либо студенческая группа или микрогруппа, не обязательно связанная учебными рамками. Поддерживающая ситуация вызвана новизной, позитивностью и оптимальностью самой деятельности и условий, в которых она протекает.

Цель поддержки – формирование ситуации развития личности студента, как субъекта собственной жизни, способного противостоять возникающим трудностям и самостоятельно решать жизненные проблемы. На первом курсе наиболее важными качественными новообразованиями студентов в результате систематической психолого-педагогической поддержки являются:

  • обретение чувства тождественности и целостности (идентичности) с контингентом студентов данной группы, учебного заведения, специальности;
  • осознание нового качества своей социальной позиции;
  • сохранение чувства собственного достоинства;
  • стремление закрепиться и развиваться в этой новой для себя позиции;
  • стремление добиться первых успехов, подтверждающих новую, более высокую позицию;
  • интерес и старательность в выполнении учебной и другой работы в стенах учебного заведения;
  • развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточно высокий уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности;
  • многообразие учебных и внеучебных интересов.

Нами разработана программа социально-психологической адаптации студентов-первокурсников. При разработке программы мы предполагали, что для оказания такой помощи студентам с трудностями обучения и социального взаимодействия целесообразна организация комплексного воздействия на социальную систему «студент - социальное окружение», при которой в процесс работы со студентами вовлекаются все значимые участники процесса обучения и воспитания в учебном заведении, занимая при этом управляющую позицию. Стратегия работы по данной программе должна быть направлена на то, чтобы вывести ее членов из замкнутого и самоподдерживающегося круга неэффективных взаимодействий. В результате в данную модель вошли структурные единицы, связанные с работой с родителями и преподавателями, студентами и подразделениями ССУЗа. Это можно осуществить путем целенаправленного восстановления их контакта и формирования конструктивного взаимодействия в процессе обучения и воспитания первокурсника.

Очевидно, что перечисленные направления оптимизации адаптационного процесса в учебном заведении включают в себя, как собственно психологические, так и социальные, организационные и педагогические аспекты. Так как показатели адаптации на этих уровнях тесно связаны между собой, для наибольшей эффективности адаптации необходимо сотрудничество и координация действий соответствующих служб и подразделений.

Предлагаемая программа оптимизации адаптации характеризуется принципами системности и комплексности. Системный принцип реализуется в программе путем оказания помощи одновременно студенту и взрослым. Комплексный характер программы определяется тем, что на ее основе осуществляется одновременное воздействие на все сферы психической деятельности студента – двигательную, познавательную, эмоционально-волевую.

Проведение специальной групповой профилактической и направляющей работы с первокурсниками в период адаптации наиболее эффективно осуществляется в форме тренингов, которые для лучшего закрепления результатов адаптационной работы в учебной деятельности проводятся в виде серии диагностических и корректирующих занятий. В промежутке между тренинговыми циклами в течение 1-2 месяцев рекомендуется осуществлять активное консультирование преподавателей и родителей по вопросам проработки способов эффективного взаимодействия со студентами, обсуждаются вопросы выбора оптимального уровня учебной нагрузки студентов и возможности использования взрослыми подкрепляющих мероприятий.

В процессе работы необходимо, в первую очередь, заинтересовать куратора в сотрудничестве, а затем с его помощью создать у студентов мотивацию на участие в групповом коррекционном процессе, что в дальнейшем обеспечит необходимые предпосылки для изменения характера их учебной деятельности. Несмотря на то, что мотивировать первокурсников на участие в тренинге, как правило, удается уже при проведении диагностического занятия, в процессе тренинга возможно возникновение трудностей и усиление акцента на дисциплинарных моментах и нормативности поведения студентов. Далее в таблице 1 представлена программа работы по оптимизации процесса адаптации первокурсников.

Таким образом, разработанная нами программ, внедрение которой зависит от усилий куратора, психолога, социального педагога, актива группы и самих студентов, направлена на создание для первокурсников такой образовательной среды, которая поможет в решении значимых для их возраста и положения проблем.

Таблица 1

Программа работы по оптимизации процесса адаптации первокурсников

Аспекты деятельности

Месяц

Название мероприятия

Цели и методы деятельности

Социально-психологический

(установление и поддержание социального статуса студента в новом коллективе)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

«День знаний»

Знакомство с группой

Классный час «Откуда мы родом?»

Классный час «В мире наших увлечений»

Классный час «Любимец публики»

Цели: установление контакта куратора со студентами, создание доверительной атмосферы в группе

Методы: тренинг, анализ личных дел

Цели: воспитание патриотизма, чувства толерантности, привитие любви родному краю, формирование сплоченности в группе.

Методы: беседа, общение

Цели: повышение активизации студентов, ознакомление с интересами и увлечениями студентов, формирование сплоченности в группе.

Методы: презентация увлечений, хобби

Цели: формировать позитивное отношение к таким человеческим качествам, как общительность, открытость, доброжелательность, преодолеть неуверенность в себе и страх общения.

Методы: командная игра

Психолого-педагогический

(подготовка первокурсника к учебной деятельности)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Классный час: «История колледжа»

Родительское собрание с приглашением преподавателей-предметников

Педконсилиум

Цели: ознакомление с историей ЯТЭК ПК, с Уставом и с другими документами.

Методы: беседа, встреча с выпускниками, работниками системы потребительской кооперации

Цели: знакомство с родителями, ознакомление родителей с учебной программой и требованиями.

Методы: беседа, анкетирование, обмен мнениями

Цели: подведение итогов рубежного контроля

Методы: анализ контрольных работ

Мотивационно-личностный

(формирование у студентов позитивных учебных мотивов и личностных качеств)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Выборы актива группы

Диагностика мотивации учебной деятельности студентов

Диагностика духовно-нравственных качеств личности

Цели: создание организационной структуры группы.

Методы: тестирование, выборы

Цели: определение степени удовлетворенности учебными предметами и образовательной средой.

Методы: анкетирование

Цели: изучение уровня духовно-нравственного развития личности и определение изменений, происшедших в личности студента.

Методы: наблюдение, анкетирование, интервью

Психофизический

(предупреждение и снятие у студентов психологического дискомфорта, связанного с учебной деятельностью)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Тестирование «Акцентуация типов личности и выявление типа темперамента»

«ЗОЖ – залог здоровья»

Классный час с приглашением психолога «Управляй стрессом»

Цели: выявление особенностей характера, личностных ориентаций

Методы: опросники Шмишека и Айзенка

Цели: общение в неформальной остановке, раскрытие личностного потенциала

Методы: Подвижные игры, соревнования

Цели: проведение психоло-гического тренинга по стрессоустойчивости»

Методы: беседа, тренинг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задачи воспитателя в адаптационный период

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Конфликтология: проблемы, источники их возникновения и методика разрешения конфликтных ситуаций (на примере студентов 1 курса ГБПОУ СО «УрГЗК» в адаптационный период)

В  настоящее  время  каждый  человек  сталкивается   с  разными  взглядами,  убеждениями  и  интересами  людей,  которые  его...

Игры для малышей в адаптационный период

Работаю в первой младшей группе, хочу поделиться некоторыми играми, помогающими в адаптационный период настроить деток на позитивный лад....

Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период

В статье " Психолого-педагогическое сопровождение и поддержка замещающих семей в адаптационный период" описан алгоритм сопровождения семьи -  от знакомства, основных этапов работы с ней...

Программа «Адаптационный период студентов 1-х курсов»

Программа «Адаптационный период студентов 1-х курсов» в БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж».Содержание и организация воспитания студентов, находящихся в ос...

Сценарий квеста для студентов-первокурсников \2посвящение в студенты"

Организация досуга студентов, приобщение первокурсников к традициям колледжа, возможность узнать побольше о выбранных профессиях и специальностях....