Программа кружка "Экономика сегодня"
рабочая программа на тему

Программа является адаптированной в связи с изменением современной экономической ситуации в стране и мире.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_________Л. С. Набокова

Рабочая программа  

 кружка «Экономика сегодня»

       Руководитель кружка:

Репина Людмила Алексеевна

2015 – 2016 г.

Рабочая программа

кружка для обучающихся «Экономика сегодня».

Программа является адаптированной в связи с изменением современной экономической ситуации в стране и мире.

Состав программы «Экономика сегодня».

  1. Пояснительная записка.
  2. Цель кружка «Экономика сегодня».
  3. Задачи кружка «Экономика сегодня».
  4. Содержание кружковых занятий.
  5. Примерное  тематическое планирование   «Экономика сегодня».
  6. Требования к умениям и навыкам обучающихся.
  7. Список литературы.

Пояснительная записка.

Кружок «Экономика сегодня» рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и должен помочь обучающимся нашего колледжа расширить представление об основах экономических знаний, полученных ими ранее в школьном курсе.

Посещение обучающимися занятий кружка способствует их  профессиональному становлению. Преподавание  ведётся с использованием различных первоисточников: Барышев, А. Ф. Маркетинг, Е.Л. Драчева, Менеджмент, Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства и т. д.

Эта литература имеется в наличии в библиотеке колледжа  и обеспечивает потребности обучающихся  в необходимом ими объёме.

С целью привития интереса к изучаемому предмету,  планируется использовать следующие  разнообразия формы и методы работы:

- Проектно-исследовательскую деятельность;

- Анкетирование,

- Проведение встреч с интересными людьми: работниками службы занятости, представителями малого бизнеса нашего края, специалистами банковской сферы и т.д.

- Занятия – практикумы;

- Ролевые и деловые игры;

- Семинары;

- Защита творческих работ;

- Решение экономических задач и тестов.

В ходе практических занятий происходит проигрывание различных экономических ситуаций, а также проведение дискуссий по актуальным проблемам микроэкономики.

Авторский опыт преподавания экономики показывает, что подобный подход к обучению даёт наиболее осязаемый и предметный эффект.

В течение посещения кружковых занятий все обучающиеся по своему выбору выполняют творческую работу (например: сообщение о выдающихся экономистах, составление бизнес – плана, разработку своего бизнес-проекта (индивидуально или коллективно) и т. д.. Знания, полученные при изучении программы кружка «Экономика сегодня» позволяют обучающимся принимать участие в различных  олимпиадах, конкурсах, чемпионатах.

Цель кружка «Экономика сегодня»: - способствовать развитию экономического мышления учащихся.

Задачи  кружка  «Экономика сегодня»:-

- формирование у обучающихся общего понимания экономических законов жизни современного общества, причин, порождающих различные тенденции в развитии рыночной экономики, а также важнейших механизмов её регулирования;

- разъяснение содержания основных социально-экономических ролей рыночной экономики: наёмного работника, предпринимателя, государственного чиновника; объяснения причин конфликтов между ними и правовых  механизмов их разрешения;

- выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;

- подготовка учащихся к осуществлению простейшей предпринимательской деятельности.

Содержание кружковой деятельности

Раздел 1. Социально-психологические основы экономики (4 ч).

Темы: Введение.  Что такое экономика? Основные материальные потребности. Главные вопросы экономики? Типы экономических  систем.

Раздел 2. Человек в зеркале экономики (5 ч.)

Темы: Виды рынков, классификация рынков, основы рыночного механизма. Спрос и предложение. Человек на рынке труда. Производство и потребление товаров и услуг.

Раздел 3. Семейная экономика (2ч.)

Темы: Семья в мире экономики.

Раздел 4. Что такое фирма? Какие механизмы определяют её поведение. Конкурентная борьба и роль государства в её регулировании  (7ч).

Темы: Причины создания фирм. Виды фирм. Издержки фирм. Прибыль фирм. Фирмы и конкуренция. Рыночная концентрация, Барьеры для входа на рынок. Поглощение и слияние фирм. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Раздел 5. Экономический рост,  безработица, инфляция (3 ч).

Темы: Закономерности экономического роста. Производительность труда. Безработица. Инфляция.

Раздел 6. Государственно-фискальная и денежно- кредитная политика (6 ч.).

Темы:  Роль государства. Налоговые системы. Государственный бюджет и возникновение его дефицита. Государственный долг. Фискальная политика. Деньги. Банки.

Раздел 7. Мировая экономика. (2ч).

Темы:  Международная торговля и сравнительное преимущество. Мировой валютный рынок, причины экономической отсталости.

Раздел 8.Повторение(2ч) (может быть  разбито по полугодиям).

 Практическая часть (4ч.) (определяется по степени трудности в усвоении материала и по наличию необходимости).

Примерное тематическое планирование

кружка для обучающихся «Экономика сегодня».

№ занятия

Тема

занятия

Количество

часов

Формы занятий и используемые методы обучения

Основные

понятия

1

Понятие об экономике

1

Лекция с элементами практической работы.

Экономика, выбор, рациональность, альтернативная

стоимость

2

Главные вопросы экономики

1

Лекция

Средства и факторы производства, постоянные, переменные издержки

3

Экономические системы

1

Практикум

« Определение типов  экономических систем»

Традиционная, рыночная, смешанная, командно-административная.

4

Понятие о микроэкономических и макроэкономических процессах

1

Лекция

Определение тем проектно-исследовательской деятельности.

Микроэкономика

Макроэкономика

Мировой экономический кризис.

5

Основы рыночного механизма

1

Ролевая игра

Рынок

6

Спрос и предложение

1

Лекция

Анкетирование.

Решение задач.

Спрос, предложение, равновесная цена, величина спроса, величина предложения.

7

Специализация

1

Ролевая игра

Разделение труда, эффективность.

8

Суверенитет потребителя

1

 ( приглашение специалистов комитета по правам потребителей)

Свобода экономического поведения, закон о защите прав потребителей.

9

Суверенитет производителя

1

Лабораторная работа

Предпринимательская деятельность, малый бизнес.

10

Распределение личного дохода

1

Практикум

Разработка творческого задания

Бюджет,  личный доход.

11

Экономика семьи.

1

Лекция

Семейный бюджет

12.-14

Что такое фирма? Какие механизмы определяют её поведение

3

 Лекция, встреча с представителями мира частного предпринимательства

Фирма, прибыль, затраты, конкуренция, различные организационно-правовые формы (ООО, ЗАО, ОАО и т.д.

15

Повторение

1

Семинар «Проблемы и перспективы развития малого бизнеса нашего края».

16

Игра

«Бизнес - курс предприятия»  

1

Практическое занятие в компьютерном классе

Фирма

17-18

Конкурентная борьба и роль государства в  экономике.

2

Теория и практика

(Решение экономических задач и тестов)

Ценообразование, концентрация рынка.

19

Экономический рост

1

Лекция

Производительность труда, экономический цикл, экстенсивный, интенсивный рост.

20

Безработица

1

Проведение встречи со специалистом Центра занятости.

(Актуальные вопросы)

Типы безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.

Полная занятость.

21

Инфляция

1

Лекция и решение экономических задач.

Инфляция спроса, Инфляция предложения,

гиперинфляция.

22-27

Государственно-фискальная и денежно- кредитная политика

6

Лекция (2ч),

 деловая игра (2ч)

 практикум -1ч.

Проведение встречи с представителем банковской сферы

 ( «Всё о банках»)

Налоги, деньги, банки, кредит, ВВП, ВНП.

28-29

Мировая экономика

2

Лекция

Международная торговля, мировой валютный рынок.

30-31

Практическое занятие «Бизнес-план»

2

Выполнение заданий по алгоритму.

Бизнес-план

32-33

Семинар «Актуальные экономические проблемы  нашего района» (защита проектов учащихся).

2

Круглый стол

Малая Родина.

34

Повторение и подведение итогов обучения

1

Анкетирование

Примерная тематика творческих работ (в виде рефератов, докладов, сообщений, презентаций и т. д.  

  1. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия.
  2. Роль и сущность экономики.
  3. Эволюция развития экономической науки.
  4. Понятие и сущность конкуренции и монополии.
  5. Модели современного рынка.
  6.  спроса и предложения.
  7. Инфляция: типы и виды, причины возникновения и последствия.
  8. Роль малого бизнеса в экономике страны.
  9. Понятие дохода, прибыли и принципы их формирования.
  10. Современное состояние и перспективы развития предприятий в России.
  11. Роль и организация хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
  12. Механизмы ценообразования на продукцию и услуги предприятий.
  13. Механизм формирования заработной платы на предприятии.
  14. Формы оплаты труда на предприятии.
  15. Методы управления на предприятии.
  16. Коммуникация, ее виды.
  17. Деловое общение. Правила ведения деловых бесед и совещаний.
  18. Процесс управления. Цикл менеджмента.
  19. Особенности менеджмента  на предприятии.
  20. Понятие и сущность маркетинга.
  21. Продвижение товаров.
  22. Стимулирование сбыта.
  23. Формы адаптации производства к рыночной продукции.
  24. Функции маркетинга и его связь с менеджментом.
  25. Формы адаптации сбыта к рыночной продукции.
  26. Мотивация, потребности и  делегирование.
  27. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.
  28. Контроль и его виды.
  29. Стратегическое маркетинговое планирование и контроль.
  30. Маркетинговые исследования рынка.
  31. Составление бизнес-плана.

Требования к умениям и навыкам обучающихся.

В результате посещения кружковых занятий  «Экономика сегодня» обучающиеся должны знать:

- что представляют собой экономические закономерности, принципиальные особенности, общность и различие экономики рыночного и нерыночного типа;

- основные понятия и термины: валовый национальный продукт, заработная плата, прибыль, предпринимательство, инвестиции, уровень и качество жизни, спрос и предложение, рынок, безработица, инфляция, мировой валютный рынок, маркетинг, менеджмент;

- природу и сущность экономических  процессов производства, распределения, обмена, обращения, потребления и накопления и виды связей, взаимодействий и отношений. возникающих в ходе этих процессов.

В результате посещения кружковых занятий  «Экономика сегодня» обучающиеся должны уметь:

- применять основные категории, понятия, формулы в практической деятельности для анализа конкретной экономической ситуации;

- воспринимать содержание экономической информации, излагаемой в популярной экономической литературе, приводимой в статистических отчётах и справочниках, используемой в СМИ;

- формировать собственную позицию в отношении экономической политики, проводимой государством;

- составлять бизнес-план;

-  вырабатывать свою точку зрения по поводу экономических явлений и процессов.

Список литературы

 рекомендованной для проведения кружка «Экономика сегодня»:

  1. Барышев, А. Ф. Маркетинг: учебник/ А.Ф. Барышев. – М.: Академия,   2002.
  2. Драчева, Е. Л. Менеджмент:  учебник/ Е.Л. Драчева,  Л.И. Юликов - М.: Академия, 2002.
  3. Череданова Л. Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник/Л. Н. Череданова. - М.: Академия, 2002.
  4. Любимов Л.Л., Липсиц И.В. «Основы экономики» Москва «Просвещение».  2014г.
  5. Липсиц И.В. Экономика в 2 кн. учебник
  6. Акимов Д.В., Дичева О.В. Задания по экономике, пособие Москва «Вита» 2008г.
  7.  Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике,  пособие Москва «Вита» 1997г.

           

  1. Экономика.  Я познаю мир. Энциклопедия Москва «Олимп» 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного концерта "Во дворце сегодня бал", посвященного 50-летию ДШИ

Сценарий театрализованного концерта"Во дворце сегодня бал",посвященного 50-летию ДШИ. ...

Статья "Сегодня - концерт"

Общие рекомедации  при подготовке к выступлению на сцене...

Презентация "Демографическая ситуация в современной России вчера и сегодня"

Презентация учащейся 9 класса Васильевой Маши на тему "Демографическая ситуация в современной России вчера и сегодня"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Что значит быть патриотом сегодня?"

Сегодня  время трудное, но интересное. У молодых людей,  больше возможностей для самореализации и карьерного роста, чем еще пятнадцать - двадцать лет наза...

Внеклассное мероприятие или классный час. "Час кроссворда" Спорт вчера, сегодня, завтра"

Игровая форма усвоения знаний для 8-11 классов.Тема физической культуры и спорта актуальна для любого современного человека.Мероприятие  поможет вспомнить  или узнать спорт. термины, события...

Методическая разработка студенческой конференции «Акушерство: вчера, сегодня, завтра»

Методическая разработка конференции на тему: «Акушерство: вчера, сегодня, завтра», составлена в соответствии с «Положением о проведении студенческих конкурсов, конференций и других внеаудиторных мероп...

Классный час для учащихся среднего звена "Будущее начинается сегодня"

Разработка  внеклассного  мероприятия для учащихся  средних  и  старших  классов...