Методика оценки социально-экономической эффективности внутреннего туризма в ленинградской области
статья на тему

В данной  статье рассмотрены вопросы обьективной оценки уровня развития внутреннего туризма в регионе. Предлагаемая автором методика, основываясь на заявленных принципах, учитывает не просто отдельные показатели социально-экономической эффективности внутреннего туризма, но и их совокупность во взаимосвязи и взаимозависимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vnutrenniy_turizm.docx44.04 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Елена Ильинична Юванен

доцент, кандидат экономических наук

ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный

экономический университет»

Кафедра «Гостиничного и ресторанного бизнеса»

e-mail: yuvanen.elena@yandex.ru

В данной  статье рассмотрены вопросы обьективной оценки уровня развития внутреннего туризма в регионе. Предлагаемая автором методика, основываясь на заявленных принципах, учитывает не просто отдельные показатели социально-экономической эффективности внутреннего туризма, но и их совокупность во взаимосвязи и взаимозависимости.

Ключевые слова: экономическая и социальная эффективность, региональный мониторинг внутреннего туризма, методика, принципы, экономический потенциал.

THE METHODOLOGY FOR ASSESSING THE SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY OF DOMESTIC TOURISM IN LENINGRAD REGION

Elena Il’inichna Uvanen

docent, candidate of economic science

The Saint-Petersburg State University of Economics

The Department of Hotel and Restaurant Business

e-mail: yuvanen.elena@yandex.ru

This article examines the issues of an objective assessment of the level of development of domestic tourism in the region. Author's proposed methodology which is based on stated principals takes into consideration not just selected indicators of socio-economic efficiency of domestic tourism, but also the totality in interrelation and interdependence.

Keywords: economic and social efficiency, regional monitoring of domestic tourism, methods, principles, economic potential.

Туристская индустрия в настоящее время является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства,  создающая около 10 % мирового валового национального продукта.

По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО)  Россия к 2020 году войдет в десятку самых популярных туристских направлений мира. Развитие туризма, проявляющееся в его многоаспектном характере тесной взаимозависимости практически со всеми сферами жизнедеятельности, позволяет использовать его в качестве действенного инструмента стимулирования социально-экономического роста на региональном уровне.

Актуальность исследования заключается в том, что  проблемы управления внутренним туризмом с целью повышения эффективности его функционирования, разработки теории, методологии и процедур оценки всех исходных, промежуточных и конечных показателей социально-экономической эффективности туризма относятся к числу малоразработанных.

До последнего времени в России наблюдалась недооценка роли туризма в социально-экономическом развитии страны и ее регионов. Возрастание внимания к проблемам социально-экономического развития регионов привело к расширению теоретических исследований в этой области. Различным проблемам туризма посвящены работы Н.А. Ананьева, А.В. Дроздова, Е.И. Ильиной, В.А. Квартальнова и других ученых. Среди зарубежных специалистов, работающих в данном направлении, следует отметить П. Бакли, М. Брукке,  Д. Джеффриса,  Д. Вестерна.

Важное место в исследовании эффективности экономических систем занимает комплексный подход, который позволяет анализировать систему, учитывая разные стороны и сферы ее функционирования. Такой подход особенно важен при анализе деятельности неоднородных, многофункциональных систем, таких как внутренний туризм, который имеет двойственную природу, реализуя свою социальную миссию и достигая значимых экономических результатов.

Внутренний туризм – это источник формирования дохода турфирм и региональных бюджетов, средство обеспечения занятости населения, возможность воспроизводства рабочей силы путем рекреации и оздоровления, повышение образовательного уровня населения, экологическое воспитание и многое другое. Поэтому при анализе эффективности внутреннего туризма важное место занимает социальная составляющая, раскрывающая уровень использования природно-ресурсного, культурно-исторического и других компонентов экономического потенциала внутреннего туризма для достижения его социально значимых целей.

Оценка социально-экономической эффективности внутреннего туризма предусматривает разработку совокупности показателей, позволяющих оценить социально-экономический эффект существующих и перспективных мероприятий в этой сфере, эффективность использования имеющихся ресурсов туристского комплекса территории. Исходными условиями при поиске адекватных научных подходов к решению этой задачи являлись следующие обстоятельства:

  • отсутствие необходимой статистической базы для целостной оценки уровня развития и эффективности внутреннего туризма;
  • отсутствие апробированной совокупности показателей для оценки социально-экономической эффективности внутреннего туризма;
  • поступательное развитие российского внутреннего туризма и рост его социально-экономической значимости.

Сложность проблемы разработки совокупности показателей для оценки социально-экономической эффективности внутреннего туризма,  может быть преодолена при комплексном подходе к этому специфическому социально-экономическому явлению. Такой методологический подход позволяет охватить все составляющие экономического потенциала и внешней среды функционирования внутреннего туризма, эффективность их использования с одновременным переходом от общего явления к частным показателям.

Оценка социально-экономической эффективности внутреннего туризма в Ленинградской области необходима для анализа возможных путей развития этой сферы экономики региона, разработки соответствующих стратегий, учитывающих как имеющиеся потенциальные возможности, так и  социально-экономический эффект от планируемых мероприятий. Это особенно важно, когда существуют альтернативные варианты дальнейшего развития внутреннего туризма. В этой связи рассмотрим противоречивость существующих подходов к проблеме развития внутреннего туризма в Ленинградской области.

Потенциальные возможности и особенности развития внутреннего  туризма, в регионе обусловленные многими факторами, в том числе географическими, историко-культурными, экономическими, политическими и другими.[2]

Основу рекреационно-туристской сферы региона составляют природные ресурсы. Однако они же являются сдерживающими факторами интенсивного развития внутреннего туризма. Преодоление этого противоречия возможно посредством реализации имеющихся возможностей (развития инфраструктуры, появления новых форм туристской активности и др.). Впрочем, эффект этих компенсационных мероприятий не может быть значительным из-за короткого теплого периода, высокой изменчивости погоды, трудно-устранимых биологических факторов риска (природно-очаговых заболеваний, ядовитых и опасных животных). Кроме того, существует и другой, важнейший альтернативный фактор, препятствующий развитию внутреннего туризма, – высокие темпы развития ресурсных отраслей промышленности и соответственно деградация природных комплексов. Явные экономические преимущества, связанные с заготовкой древесины, добычей минеральных и биологических ресурсов, не позволяют в настоящее время отдать экономический приоритет сфере внутреннего туризма.

И хотя туристская сфера Ленинградской области  неистощительна в плане рационального природопользования ей не уделяется должного внимания в планах перспективного социально-экономического развития региона. Внимание к внутреннему туризму со стороны общества несоразмерно ниже его доли в экономической деятельности.

Для объективной оценки уровня развития внутреннего туризма в регионе, формирования действенного механизма регулирования деятельности этой сферы,  на наш взгляд, необходима система регионального мониторинга внутреннего туризма, включающая оценку его социально-экономической эффективности. Региональный мониторинг внутреннего туризма должен представлять собой непрерывное наблюдение за ресурсами, затратами, объемами предоставляемых услуг, а также экономическими и социальными результатами деятельности внутреннего туризма в регионе на основе данных государственной регистрации, статистической отчетности и периодических выборочных обследований и опросов.  Необходимость такого мониторинга обусловлена, с одной стороны, резким сокращением статистической отчетности в условиях разгосударствления экономики и защиты коммерческой тайны, недоступностью важной информации по многим вопросам функционирования внутреннего туризма. С другой стороны, это обусловлено необходимостью анализа состояния и текущей оценки результатов развития и эффективности внутреннего туризма в регионе.[1]

Региональный мониторинг внутреннего туризма должен обеспечивать своевременное обнаружение проблем в его развитии, узких мест, преодоление которых позволит ускорить развитие внутреннего туризма в регионе. Центральное место в региональном мониторинге внутреннего туризма должна занимать оценка его социально-экономической эффективности на основе структурированной совокупности показателей. Адекватность и объективность такой совокупности показателей обусловлена качеством статистических данных и обоснованностью их формирования. Используемые показатели должны удовлетворять определенным требованиям: объективность, возможность расчетов на основе статистических данных, отсутствие дублирования информации, регламентированность во времени.

Совокупность показателей должна отражать все основные моменты уровня использования экономического потенциала внутреннего туризма, эффективности использования ресурсов, внутренних и внешних эффектов деятельности этой сферы экономики региона. Для обеспечения этого целесообразно структурировать такую совокупность показателей, выделяя функциональные блоки по соответствующим компонентам экономического потенциала внутреннего туризма и эффектам его деятельности.

В частности предлагается сформировать показатели по двум блокам: экономической и социальной эффективности. В блоке экономической эффективности выделяются показатели, характеризующие уровень использования собственного потенциала внутреннего туризма: природно-рекреационного, материально-технического, кадрового, инфраструктурного, финансового, а также степень влияния внутреннего туризма на экономику региона. Как отмечают Дроздов Г.Д., В.Е. Мелехова «продолжающиеся процессы формирования социально-экономических отношений в российском обществе требуют новой концепции хозяйственной практики, усиливающей конкурентоспособность внутреннего туризма…» [3 с. 150].

В блоке социальной эффективности формируются показатели, характеризующие вклад внутреннего туризма в занятость населения территории, создание новых рабочих мест, в удовлетворение потребностей населения в отдыхе и оздоровлении, влияние туризма на стандарты и уровень жизни населения территории, социально-культурные изменения.

В основу методики оценки социально-экономической эффективности внутреннего туризма положены следующие принципы:

  1. Комплексность оценки показателей эффективности внутреннего туризма.
  2. Доступность информации, используемой для оценки.
  3. Простота и тиражируемость методики, корректная ее воспроизводимость на территории региона и во всех субъектах РФ.
  4. Возможность получения количественной интегральной оценки, позволяющей проводить сравнительный анализ по территории региона.

Предлагаемая методика, основываясь на заявленных принципах, учитывает не просто отдельные показатели социально-экономической эффективности внутреннего туризма, а их совокупность во взаимосвязи и взаимозависимости и выполняется в два этапа:

  1. Cбор и первичная обработка статистических данных;
  2. Расчет необходимых статистических показателей и результирующего интегрального показателя.

Описание разработанной методики. Сбор статистических данных проводится по двум блокам показателей:

  1. Блок экономической эффективности.
  1. Количество туристов на единицу вместимости всех мест размещения, включая специальные (чел./ место).
  2. Средняя годовая численность обслуженных одним предприятием размещения (тыс. чел.).
  3. Коэффициент использования гостиничного фонда (доля от единицы).
  4. Производительность труда в сфере внутреннего туризма (тыс. руб. / чел.).
  5. Рентабельность основной деятельности в сфере внутреннего туризма (%).
  6. Объем инвестиций в основной капитал в сфере внутреннего туризма (млн. руб.).
  7. Удельный вес услуг внутреннего туризма в общем объеме платных услуг населению территории (%).
  1. Блок социальной эффективности.
  1. Доля занятых в сфере внутреннего туризма в общем количестве работающего населения территории (%).
  2. Доля населения территории, получающего услуги внутреннего туризма (%).
  3. Доля социального туризма в объемах услуг внутреннего туризма (%).
  4. Количество туристов внутреннего туризма на 1000 человек населения территории (чел.).
  5. Оборот общественного питания на душу населения территории (руб. / чел.).

Сформированные показатели не трудоемки для расчетов, большинство из них имеют надежную статистическую базу. Анализ численных значений этих показателей позволяет получить объективную информацию об уровне социально-экономической эффективности внутреннего туризма исследуемой территории. По данным показателям можно проводить сравнительный анализ социально-экономической эффективности внутреннего туризма различных территорий. Для удобства дальнейших расчетов необходимо нормировать значения рассматриваемых показателей по формуле (1):

                          ,                                          (1)  

где kфак – фактическое значение показателя для данной территории;      kmin – минимальное значение ,а   kmax – максимальное значение показателя по всем сравниваемым территориям.

После расчета статистических показателей вычисляется  интегральный показатель экономической и социальной эффективности в отдельности по каждому блоку показателей по формуле (2):

                 ,                                                           (2)

где t=1 или t=2, y1 – интегральный показатель экономической эффективности, – интегральный показатель социальной эффективности, kti – i-ый нормированный показатель из блока t, ai – вес, с которым i-ый показатель t-го блока входит в интегральный показатель, n – количество показателей t-го блока.

Для определения ai используется подход, основанный на расчете весов показателей по коэффициентам парной корреляции между ними. Если rij – коэффициент парной корреляции между i-м и j-м показателями, то веса определяются по следующей формуле (3):

                                  .                              (3)

Таким образом, сумма коэффициентов парной корреляции каждого показателя с остальными соотносится с общей суммой коэффициентов по всей матрице коэффициентов парной корреляции. В силу того, что последняя отражает взаимосвязь между всеми показателями, полученные величины ai показывают удельный вес i-го показателя в интегральном показателе эффективности по t-му блоку. Такой подход в данном случае оправдан, так как в каждом блоке содержатся показатели, характеризующие одну и ту же сторону эффективности внутреннего туризма: экономическую или социальную.

Интегральный показатель социально-экономической эффективности внутреннего туризма z вычисляется по формуле (4):

        z = y1+ y2 ,        (4)

предполагая равнозначность экономической и социальной эффективности внутреннего туризма.

Аналогично можно оценить динамику социально-экономической эффективности внутреннего туризма исследуемой территории за определенный период, используя сформированную совокупность показателей. При этом значение каждого показателя необходимо нормировать по следующей формуле (5):

                                                        ,                                                       (5)      

где  - значение показателя в базисном периоде, а  - изменение показателя за период.

Предложенную методику оценки социально-экономической эффективности внутреннего туризма можно использовать для сравнительной оценки внутреннего туризма нескольких территорий. При этом в методике достаточно только изменить порядок нормирования показателей.

Внутренний туризм в Ленинградской области как социально-экономический феномен находится в стадии глубокой структурной перестройки, институционального становления, создания внутриотраслевых и межотраслевых связей. В полной мере это относится к процессу формирования туристской инфраструктуры, соответствующего сегмента рынка труда, системы государственного регулирования внутреннего туризма. Для этого региона, так и для аналогичных территорий приоритетного туристского освоения автором предложены мероприятия, направленные на повышение эффективности внутреннего туризма в регионе.

  1. Нормативно-правовое регулирование внутреннего, в том числе социального туризма с учетом региональной специфики.
  2. Разграничение   функций   и   определение   ролей сторон, вовлеченных в туристскую сферу, в процессе совместной работы по развитию туристской инфраструктуры в регионе.
  3. Разработка  и внедрение приоритетных проектов, гарантирующих массовость внутреннего туризма и быструю окупаемость вложений.
  4. Создание профессионального менеджмента и маркетинга на рынке внутреннего туризма.

Существует четкая связь между тенденциями развития туризма и экономики. Рост туризма очень чувствителен к тому, в какой фазе – подъема или спада – находится экономика. Туристическая отрасль теперь представляется в совершенно ином свете, в том числе и для региональных властей, так как она решает множество важных задач в условиях непростого экономического положения нашей страны, а именно – создаются рабочие места, в сегменте малого среднего бизнеса, обеспечивается самозанятость населения. Решается задача импортозамещения, развития инфраструктуры. Понимая перспективы развития внутреннего туризма, бизнес из других отраслей начинает инвестировать в эту отрасль.

Литература:

  1. Дроздов Г.Д., В.Е. Мелехова. Организационная культура как институциональный фактор развития предприятий сферы услуг // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии (входит в перечень ВАК). – 2012. – №1(11) – С. 150-155 с.
  2. http://cyberleninka.ru/article/n/prakticheskaya-otsenka-sotsialno-ekonomicheskoy-effektivnosti-sfery-rekreatsii-i-turizma-mezhregionalnye-sravneniya (дата обращения 16.11.15г.)
  3. http://cyberleninka.ru/article/n/turistsko-rekreatsionnyy-potentsial-sankt-peterburga-i-napravleniya-ego-razvitiya (дата обращения 18.11.15г.)    

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие основного и дополнительного образования детей через реализацию проекта «Красная книга природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области глазами детей»

Зачетная работа по курсам повышения квалификации «Инновационная и экспериментально-исследовательская деятельностьв дополнительно образовании»Данная разработка может быть полезна в работе учителям нача...

Почвы Ленинградской области

Расширерние знаний о почвах Ленинградской области....

Презентация: Почвы Ленинградской области

Обогощение знаний о типах почв Ленинградской облости.Где сформированы эти почвы, на что подразделяются, под каким воздействием происходят химические процессы в почвах разных видов....

Напочвенный покров на Лисинской экологической тропе (Ленинградская область, п. Лисино-Корпус)

Ботаническое описание и хозяйственная ценность споровых и травянистых растений напочвенного покрова на Лисинской экологической тропе п. Лисино-Корпус, Ленинградской области....

Экология в Ленинградской области..

Экология в Ленинградской области. Статья....

ВЛИЯНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ТРУДА НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Рассматривается процесс совершенствования насущных для практики систем стимулирования (мотивации) эффективного труда – главного механизма справедливого распределения материальных благ. Анализиру...

Комплект контрольно-оценочных средств по дисциплине разработан для оценки зачета дисциплины общего гуманитарного и социально - экономического цикла ОГСЭ. 06 «Социально-экономическая география зарубежных стран мира» для социально-экономического профиля пр

Комплект контрольно-оценочных средств содержит материалы для проверки уровня сформированности у обучающихся знаний и умений по освоению компетенций, формируемых при изучении дисциплины общего гуманита...


 

Комментарии

Бикбаева Татьяна

Позитивным достоинством работы является обоснование автором объективной оценки развития внутреннего туризма для Ленинградской области