Кейс-метод при изучении спецдисциплин и проведении производственного обучения и производственной практики
учебно-методический материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 541.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одним из прогрессивных методов обучения, способных сформировать ключевые компетентности, является кейс-метод , который позволяет перейти к ситуационной методике обучения. Общепризнанной родиной кейс-метода является Гарвардская школа бизнеса (20-е годы ХХ века). В России кейс-метод впервые был опробован в 70-х годах ХХ века в МГУ имени Ломоносова.
Кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций . Суть его в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя , его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновить свой творческий потенциал.
Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников. Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности.
Конкретная ситуация, включаемая в кейс-метод, — это описание определённых условий из жизни, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов её решения.
В настоящее время различают три основные структуры описания ситуации кейса: временная, сюжетная и разъяснительная . Любая ситуация в кейсе должна происходить во времени. Поэтому учащиеся, работающие с кейс-материалом, должны чётко представлять, в какой временной последовательности происходят события, изложенные в кейсе. В свою очередь, сюжетная линия кейса определяет интерес учащихся, их увлечённость материалом. Разъяснительная структура кейса заключается в том, что изложенная ситуация в кейсе должна быть понятна.
Для работы учащимся представляется письменная информация о ситуации, которая может быть произвольного объёма и степени подробности. В ней также фиксируется фактическая сторона дела: что, где, когда происходит, кто включён в ситуацию, каковы внешние условия и дополнительные ограничения, влияющие на ситуацию.
Существуют разные способы задания проблем в кейсе. Например, в кейсе может отсутствовать информация об одном (из всех необходимых) элементе ситуации. В этом случае задача учащегося состоит в реконструкции недостающей информации, соотнесении её с заданной и выделении проблемы. Очень часто в тексте кейса может присутствовать неявное противоречие между элементами ситуации, что делает его более захватывающим.
При работе с кейсом учащиеся должны сформулировать гипотезы о том, что может быть причиной фактического состояния дел, определить механизмы детерминации, провести их проверку и выделить наиболее существенные гипотезы. Далее они смогут разработать программы воздействия на ситуацию для достижения искомого результата, определить критерии оценки достижения результата и механизмы контроля за процессом изменений.
В зависимости от предпочитаемого типа взаимодействия с аудиторией учитель может принимать на себя роль либо «эксперта», либо «консультанта по процессу». В первом случае учитель, поняв суть проблемы, скорее всего, предложит пути её решения, во втором вместе с учениками пройдёт весь путь от диагностики ситуации до принятия решения.
Традиционная пятибалльная система оценивания плохо приспособлена к кейсам. Один из её главных недостатков заключается в том, что она в силу малых величин не позволяет накапливать баллы за промежуточные этапы, оценивать активность учащихся на всех этапах работы. Поэтому в систему оценивания работы над кейсом включается ряд таких важных критериев, как умение сформулировать и обосновать проблемы, предложить способы их решения, творчески подойти к выполнению заданий кейса. Не менее важны также самостоятельность подхода, чёткое и ясное представление результатов выполнения кейса, аргументированность, логичность и демонстрация владения информацией.
Кейс-метод, в отличие от многих традиционных методов обучения, позволяет учащемуся применить к практической ситуации полученные теоретические знания и понять, с одной стороны, что они получены не зря, а с другой — что реальный мир весьма далёк от мира теоретических моделей.
Разбор кейсов способствует активному усвоению знаний и накоплению определённого багажа практической информации, которая может оказаться в жизни более полезной, нежели теоретические знания. Также в процессе разбора кейсов развиваются аналитические, творческие и коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/06/picture-362282-1386354289.jpg)
Перечень учебно- производственных работ по производственному обучению
0506000 «Парикмахерское искусство и декоративная косметика». 2 курс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/12/picture-591889-1423740917.jpg)
Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»
Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/15/picture-340551-1581778395.jpg)
Задачи, стоящие перед мастером производственного обучения при реализации практико-ориентированных программ в системе СПО
Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения студент образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических за...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-941996-1516630237.jpg)
доклад "Использование кейс метода на уроках производственного обучения"
Повышение эффективности образования невозможно без создания новых форм обучения. Для достижения новых результатов в образовании необходимо использовать новые ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/30/picture-1052443-1535636901.jpg)
«Личностно-орентированный подход в обучении мастера производственного обучения»
Актуальность личностно-ориентированного подхода в процессе производственного обучения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/19/picture-1200858-1576774882.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной и производственной практики (производственного обучения) по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Рабочая программа учебной и производственной практики (производственного обучения) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/16/picture-1329461-1618564613.jpg)
Технологическая карта урока производственного обучения «Выполнение производственных работ 2-3 разряда. Изготовление детали «Ключ для трехкулачкового патрона»
Цель урока:1) закрепить знания обучающихся по разработке технологического процесса изготовления детали «Ключ для трехкулачкового патрона»; овладеть рациональными приемами труда при в...