Урок по теме "Дорожные знаки и их характеристики"
план-конспект урока по теме

Cергазинов Сансызбай Андреевич

Урок по теме "Дорожные знаки и их характеристики" расчитан на 2 урока, учителем разработаны задачи проблемного характера, дан методический материала для учителей. Оборудование урока - электрофицированный стенд со знаками дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dorozhnye_znaki_i_ikh_khar-ki.doc697.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

Проведение теоретических занятий

по предмету «Правила дорожного движения»

Тема: Дорожные знаки и их характеристики.

Время: 2 часа.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

  1. Углубление знаний учащихся по ПДД
  2. Сформировать знания о дорожных знаках.

Задачи:

  1. Сформировать знания о дорожных знаках и их характеристиках.
  2. Сравнить действия сигналов светофора и информацию дорожных знаков и разметки.
  3. Показать, насколько важна информация дорожных знаков, позволяющих повысить пропускную способность дорог и создание условий для безопасного движения по ним.
  4. Развить умения выделять главное, сравнивать и анализировать.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, демонстрация схем).

Материальное обеспечение:

  1. Электрифицированный стенд «Дорожные знаки».
  2. Схема-плакат:

а) дорожные знаки

б) внешние отличительные признаки дорожных знаков различных групп.

в) схемы перекрёстков на картоне с набором макетов и фигур транспорта и дорожных знаков.

г) тестовые задания по теме «Дорожные знаки».

Ход  урока:

Вступительная часть. 10-15 минут.

Организационный момент.

  1. Поприветствовать группу и настроить учащихся на занятие.
  2. Отметить присутствующих по журналу.
  3. Объяснить тему сегодняшнего урока: (запись на доске и в тетрадях)

Дорожные знаки и их характеристики.

Но прежде чем перейти к изучению новой темы давайте вспомним дорожные ситуации, в которых вы наблюдали за действиями водителей-профессионалов при проезде через какой-либо перекрёсток или на определённом участке улицы.

По результатам наблюдений необходимо начинать урок-беседу. Привести свои примеры:

  1. Проезд перекрёстков, где противоречат сигналы светофора и дорожных знаков, и разметки.
  2. Как ориентироваться при проезде перекрёстков.

А теперь перейдём к изучению дорожных знаков.

Учебные  вопросы:

  1. Регулирование дорожного движения и назначение технических средств регулирования.
  2. Отличительные особенности дорожных знаков как средства регулирования движения.
  3. Классификация дорожных знаков.
  4. Внешние отличительные признаки дорожных знаков различных групп.

Основная часть (60-70 минут)

Вначале изучения дорожных знаков необходимо заострить внимание учащихся на том, что знание назначения дорожных знаков и правильное их применение в практическом вождении автомобиля значительно снижает процент ДТП, создаёт условия для безопасности движения по дорогам.

Поэтому экзаменационные билеты составляют так, что из 10 вопросов 4-5 вопросов приходятся на решение задач по дорожным знакам.

1. Правила содержат требования, на основе которых осуществляется регулирование дорожного движения, т.е. воздействие на ТС и пешеходные потоки (разделение потока во времени, запрещение или разрешение определённых направлений движения, введение ограничений по маневрированию, скоростям движения и др.).

Эти воздействия осуществляются с помощью тех.средств регулирования дорожных знаков, дорожной разметки, светофоров.

При очевидных внешних различиях перечисленные средства регулирования имеют единое назначение: служат для передачи водителям и пешеходам информации, которая позволяет повысить пропускную способность дорог и создать условия для создания безопасного движения по ним.

2. Отличительные особенности дорожных знаков как средств регулирования движения.  

а) Для передачи необходимой информации в дорожных знаках используют условные графические изображения (символы). Передаваемая информация может быть эффективно использована только в том случае, если учащиеся будут хорошо знать значение каждого символа и уметь быстро принять правильное решение.

 Это будет немаловажно при решении экзаменационных билетов, потому что в течение 40 минут необходимо ответить на 32 поставленных вопроса, допускается 8 неправильных ответов. При этом объяснение дорожных знаков необходимо начинать со знаков, имеющих простые символы.

1.17. «Выброс гравия».

3.18.1. «Поворот запрещён».

4.1.1. «Движение прямо».

5.11.1. «Место для разворота».

6.6. «Телефон».

7.6.1. «Способ постановки ТС на стоянку».

б) Затем необходимо объяснить знаки. Знаки содержат условные изображения, которые не имеют явно выраженной логической связи с содержанием передаваемой информации.

1.4.1. «Приближение к железнодорожному переезду».

2.1. «Главная дорога».

3.28. «Стоянка запрещена»

4.7. «Ограничение минимальной скорости».

5.9. «Полоса для  маршрутных ТС»

7.5.1. «Субботние, воскресные и праздничные дни”

в) Другие знаки содержат информацию более ёмкую, чем это можно предположить, ориентируясь только на символ ПДД знаки.         

3.3. «Движение МТС запрещено»

4.4. «Движение легковых автомобилей»

5.3. «Дорога для автомобилей»

7.4.3. Табличка на легковые  автомобили, а также на грузовые. «Масса меньше 3,5 тонн»

Перечисленные особенности обуславливают необходимость глубокого и тщательного изучения учащимися значения каждого знака.

г) В силу разнообразия дорожных условий и ситуаций, дорожные знаки представляют собой весьма многочисленную группу средств регулирования, насчитывающую 255 знаков. Чтобы облегчить распознавание и уменьшить время реакции водителя, дорожные знаки разделяют на группы.

д) Каждая группа объединяет знаки, передающие информацию по своему значению.

3. Классификация дорожных знаков.

 

В основе классификации дорожных знаков лежит принцип однородности  передаваемой информации.

В соответствии с этим принципом выделяются знаки, которые (рис. 1):

а) предупреждают о приближении к опасному участку. «Ж.-д. переезд без шлагбаума», рис. 1.а.

                                                                 

     а                   б                      в                        г                д                е                ж

                                                          

                                                                   

б) рис-1.б. Вводят требования уступить дорогу или воспользоваться преимуществом, пример: «Уступить дорогу»

в) рис-1в. Запрещают движение всех или отдельных видов ТС, запрещает выполнение отдельных маневров. Пример: «Движение мотоциклов запрещено»

г) рис-1г. Предписывают двигаться в определенных направлениях. Пример: «Движение только направо».

д) рис-1д. Информирует водителей о расположении Н.П.. Вводит или отменяет определенные режимы движения. Пример: «Конец полосы».

е)  рис.-1е. Сообщают о месте расположения предприятий обслуживания. Пример: «Кемпинг».

ж) рис.-1ж. Содержат дополнительную информацию. Пример: «Расстояние до объекта».

4. Внешние отличительные признаки дорожных знаков различных групп можно изобразить в виде таблицы:

№ групп

Наименование группы знаков

Типичный знак группы

Отличительные признаки большинства знаков группы

форма знака

цвет каймы и фона

особенности изображения (символа)

1

Предупреждающие

Треугольная

Кайма-красная. Фон- белый

Соответствует характеру опасного участка

2

Приоритета

Знаки этой группы не имеют общих отличительных признаков

3

Запрещающие

Круглая

Кайма - красная.  Фон- белый

Соответствует характеру запрещения  (ограничения)

4

Предписывающие

Круглая

Фон - синий

Соответствует характеру предписания

5

Информационно-указательные

Прямоугольная

Фон - синий

Соответствует характеру информации об особенностях дорожной обстановки

6

Сервиса

Прямоугольная

Фон - синий

Отображают объекты сервиса

7

Дополнительной информации (таблички)

 

Прямоугольная

Фон - белый. Кайма - черная

Несет информацию, уточняющую действие знаков других групп

Закончить занятие можно контрольными вопросами.

Контрольные вопросы:

  1. Каково значение Т.С. средств регулирования движения?
  2. Перечислите характерные особенности дорожных знаков как средства регулирования движения.
  3. На какие группы подразделяются дорожные знаки? На чём основано это подразделение?
  4. Рассказать о внешних отличительных особенностях присущих большинству дорожных знаков каждой группы?

Кроме контрольных вопросов используются задания-тесты.

Заключительная часть. (5 мин.)

  1. Ответить на вопросы учащихся.
  2. Подвести итоги занятия.
  3. Дать задание на дом: “ПО наблюдению за действиями водителей профессионалов при проезде через какой-либо перекресток или на определенном участке дороги”.

Задача 1.

Под регулированием дорожного движения понимаются:

  1. любые требования, содержащиеся в ПДД и ограничивающие действия участников движения;
  2. различные воздействия на транспортные и пешеходные потоки, способствующие безопасности движения и высокой пропускной способности дорог;
  3. только указания сотрудников милиции и других лиц, связанные с дорожным движением;
  4. только изменения направлений транспортных потоков по сигналам регулировщика.

Задача 2.

В чем состоит назначение технических средств регулирования?

  1. Улучшить освещение проезжей части, тротуаров и обочин.
  2. Передавать информацию, необходимую для безопасности движения.
  3. Дублировать содержание различных пунктов Правил дорожного движения.
  4. Выполнить все перечисленные функции.

Задача 3.

Какой признак положен в основу классификации дорожных знаков?

  1. Линейные размеры или площадь лицевой поверхности.
  2. Характер передаваемой информации.
  3. Геометрическая форма (конфигурация).
  4. Цвет фона, цвет каймы и символа.

Задача 4.

Откройте ПДД на странице с цветными изображениями дорожных знаков. Пользуясь этими изображениями, заполните таблицу, отметив знаком «+» отличительные признаки большинства знаков каждой группы:

Задача 5.

Какие из приведенных знаков относятся к группе:

  1. предупреждающих;
  2. информационно-указательных;
  3. запрещающих;
  4. предписывающих;
  5. знаков дополнительной информации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогический урок. Русский язык. 1 класс.Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком.

На уроке используется проблемно-диалогический метод обучения. Создаётся проблемная ситуация, ученикам предъявляется противоречивый факт: дети по-разному на доске написали слово окунь. Вопросом"Кто пра...

Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания при них"

Урок систематизации и обобщения знаний  по теме "Вводные и вставные конструкции" (на материале художественного произведения А.П. Чехова "Степь")...

Урок русского языка в 1 классе "Мягкий знак - показатель мягкости"

Русский язык. 1 класс. "Ь – показатель мягкости"...

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Цель: ознакомление с орфограммой обучающихся VIII вида.Задачи: 1. Познакомить с правописанием имён существительных с шипящей на конце, повторить знания об имени существительном.2. Развивать умение уча...

Тема: «Дорожные знаки. Предупреждающие знаки». (открытый урок комплексного применения знаний и умений).

1. Классификация дорожных знаков. 2. Предупреждающие знаки, их назначение. 3. Общий признак предупреждения 4. Правила установки предупреждающих знаков. 5. Название и назначение каждого знака. 6. Дейст...

Открытый урок по теме "Разделительный мягкий знак".

Открытый урок по теме "Разделительный мягкий знак".Урок - открытие новых знаний....

Методическая разработка: Учебная презентация "Предупреждающие знаки" к образовательной программе "Юный мотоциклист" Раздел 2. Правила дорожного движения Российской Федерации. Тема: Р.2.Т.4. Группы дорожных знаков. Предупреждающие знаки.

В работе представлена Учебная презентация "Предупреждающие знаки" к занятию по образовательной программе "Юный мотоциклист" Раздел 2. Правила дорожного движения Российской Федераци...