Внеклассное мероприятие «Машинист локомотива – профессия на все времена».
учебно-методический материал на тему

Кузнецова Ольга Викторовна

Данное мероприяти разработано для обучающихся 1 курса по профессии машинист локомотива. Может быть использовано при проведении профориентационной работы с целью ознакомления выпускников школ, старшеклассников с этой профессией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека, древнеримский философ.

Воспитательный час «Машинист локомотива – профессия на все времена»

Цели:

  1. Ознакомить обучающихся с особенностями профессий машинист локомотива и помощник машиниста, с историей этих профессий.
  2. Расширить знания обучающихся о требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам машиниста  и помощника машиниста.
  3. Формировать у обучающихся умение работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами.
  4. На примере опыта действующего машиниста локомотивного депо раскрыть такие черты характера, как трудолюбие, любознательность, настойчивость, смелость и содействовать воспитанию этих качеств у обучающихся.

Подготовка:

  1. Сбор необходимого информационного материала.
  2. Подготовка выступлений обучающихся.
  3. Обсуждение с приглашённым участником хода мероприятия, возможных вопросов, фотоматериалов и документов, которые будут использованы в качестве иллюстраций его выступления.
  4. Подготовка презентации «Машинист локомотива – профессия на все времена».
  5. Подготовка видеоматериала (отрывки из видеофильмов, учебные видеофильмы, видеоролики РЖД ТВ, симулятор кабины  электровоза ЭП1 – 181) 

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово (преподаватель)

Сегодня мы проводим воспитательный час, посвященный вашей будущей профессии – машинист локомотива. 

Долго рассуждать о нужности, важности и финансовой защищенности машинистов локомотивов - бессмысленно. Просто взгляните на карты железных дорог любой страны мира, и одного этого будет достаточно, чтобы понять – профессия машиниста была, есть и ближайшие столетия будет одной из самых востребованных на планете. Не говоря уже о России, где железные дороги зовут транспортными артериями страны – именно они связывают тысячи городов и сел нашего огромного по площади государства в единый организм.

 Ни авиация, ни, тем более, морской транспорт не способны заменить железную дорогу по степени охвата и разветвленности, грузоподъемности и пропускной способности, и, наконец, по степени надежности. И, само собой, никто не сможет заменить людей, ведущих стремительно рассекающие необъятные пространства страны локомотивы, тянущие за собой сквозь тайгу и пустыни, горы и леса составы поездов. Профессия машиниста  была почетной и высокооплачиваемой во все времена - с момента своего появления более двухсот лет назад и по сей день  получить эту профессию, овладеть всеми ее премудростями и завоевать право вести локомотив, значит, купит билет в одну сторону - в надежное, стабильно обеспеченное будущее, локомотивом которого являешься только ты сам.

 

2. Вначале я предлагаю вам прослушать несколько сообщений по теме « Что вы знаете о своей будущей профессии?»

  1. Когда появилась профессия «машинист локомотива»?
  2. Учат ли девушек на помощника машиниста в России?
  3. Как назывался первый электровоз?

 

Ответы обучающихся:

1. Слово «локомотив» ввели английские изобретатели Джордж и Роберт Стефенсоны, которые свой первый паровоз заводского изготовления назвали «Локомошн» («Передвижение»). Оно стало обобщенным названием всех железнодорожных тяговых машин. Первоначально управлял локомотивом механик, после распространения термина «машинист» появилась профессия – машинист локомотива.

В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Эту дату можно считать датой появления профессии "машинист".

2. Первой в России женщиной – помощником машиниста на железной дороге стала 25-летняя Юлия Юрова из Подмосковного Королева - которая, несмотря на все чиновничьи преграды, стала помощницей машиниста и получила доступ к заветной «баранке» электропоезда.

3. Эта машина называлась ОР-22,что значило «однофазный с ртутным выпрямителем и нагрузкой на ось 22 тонны» Машина была собрана до войны, причем в единственном экземпляре. Она показала превосходные тяговые характеристики и лучшую плавность разгона,по сравнению с "постоянниками", но после войны она была списана...тележки после небольших переделок доработали под ВЛ10, а выпрямитель до сих пор используется в качестве электропитающей установки в депо.

3. Преподаватель: А сейчас мы с вами посмотрим видеофильм корпоративного телевидения РЖД «Железнодорожные профессии. Помощник машиниста локомотива»

(Видеофильм РЖД ТВ)

4.Преподаватель: Есть несколько способов выбора профессии.

Первый - метод проб и ошибок, когда человек пробует себя и разных сферах деятельности, пока не найдет профессию, которая будет приносить ему не только средства к существованию, но и радость. Но на это может уйти половина человеческой жизни...

Другой путь - изучение себя, своих интересов, склонностей, мышления, памяти и внимания. Познав себя, можно знакомиться с миром профессий, узнавать требования профессии к человеку и сопоставить их со своими возможностями, чтобы выбор был сознательным.

Есть еще третий путь - выбор профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в семье, где профессию передают из поколения в поколение. Для этого нужны многие составляющие, но главное - это положительное отношение взрослых к своей профессии, любовь к своему делу.

         Сегодня у нас в гостях Ломов Алексей Александрович. Он – железнодорожник. А поподробнее о своей работе, я думаю, расскажет он сам.

         - Алексей Александрович, расскажите, пожалуйста, о Вашей профессии. Кем Вы сейчас работаете?

Примерные вопросы:

  • Где Вы учились?
  • Почему выбрали эту профессию?
  • Что, на Ваш взгляд, самое трудное в профессии помощника машиниста?
  • Какими качествами должен обладать машинист?
  • Где Вы бывали? Куда ездили? Что интересного видели из кабины машиниста? Или времени хватает только управлять локомотивом?
  • Были у Вас во время работы какие-то смешные, курьёзные случаи? Можете нам о них рассказать?
  • Случались ли у Вас во время поездки какие-то непредвиденные, сложные ситуации? Как Вы поступили?
  • Что Вам запомнилось больше всего из Вашей учебы в ГПТУ-16? Многое пригодилось в жизни, в работе?

Преподаватель: И последний вопрос: «Вы любите свою профессию?»

5.Преподаватель: Сын Алексея Александровича пошёл по стопам своего отца. А ещё у кого из вас среди родственников есть железнодорожники?

Здесь присутствует методист нашего техникума Валентина Николаевна Строкова. Она тоже из семьи железнодорожников. Послушаем её рассказ.

(Видеоряд о родителях В.Н.Строковой)

6.Преподаватель: Самых лучших работников железнодорожного транспорта награждают знаком «Почётный железнодорожник».

(Рассказ обучающегося о знаке «Почётный железнодорожник»)

         Сейчас в нашем городе живут почётные железнодорожники Николай Иванович Лазарев, Михаил Акимович Куница, Хамид Михайлович Юсупов. Один из самых известных людей Сасова –ветеран Великой Отечественной войны, полный кавалер ордена Славы, почётный гражданин г.Сасово, «Почётный ветеран железнодорожного транспорта МЖД», «Почётный железнодорожник» Василий Михайлович Шемаров. Стипендию Шемарова ежегодно получают четыре лучших обучающихся по профессии «Машинист локомотива».

(Видеоряд про В.М.Шемарова)

7.Преподаватель:  Для лучших условий подготовки машинистов создан симулятор машиниста поезда, с помощью которого можно в учебном классе создать полную имитацию вождения поезда. Вот и давайте все вместе представим, что мы оказались в кабине машиниста. Сергея Николаевича я попрошу прокомментировать то, что мы увидим на экране.

(Учебный фильм «Электровоз ЭП1 – 181. Отправление со станции Кандалакша»)

8.Преподаватель: Профессия машинист локомотива выделяется из других. Машинист - последнее звено в цепочке, обеспечивающей выполнение основной функции транспорта - перемещение грузов и пассажиров. Это обстоятельство делает профессию машиниста особенно важной, ответственной и предъявляет высокие требования к человеку, решившему связать свою судьбу с работой на локомотиве. Однако иногда машинисты могут позволить себе и пошутить.

(«Весёлые картинки»)

  • Профессия машиниста локомотива нравится даже президенту РФ.
  • А Жириновский – тот вообще проводником подрабатывает!

Машинисты не прочь пошутить:

  • Например, в их локомотиве может не оказаться мест.
  • А могут позвонить из дома и попросить съездить за молоком.
  • Ведь не зря же предусмотрена  50% скидка на звонки внутри сети!
  • Или они вдруг решат поехать на Северный полюс.
  • И расставят вдоль дороги новые знаки, которые сами и придумали.
  • А если в  пути  станет страшно, то можно установить  дополнительный тумблер.
  • И вообще, «то ли еще будет»!..

Еще машинисты, загадывают загадки. Одну из них предлагаю разгадать и вам:

- Представьте, что вы машинист электровоза. В поезде 66 колёсных пар, 66 бочек, в каждой бочке по 66 кг льда, там 66 бутылок «фанты». Машинист выпил и стал петь. Сколько лет машинисту?

Как хорошо на свете жить:
Смеяться, плакать и любить,
Идти по снегу босиком,
Мечтать и думать ни о ком,
Вдыхать сиреневый дурман
И верить в дружеский обман, 
Мять колесом ковыль степей,
Кормить с ладони голубей…
Не сетовать и не брюзжать,
А каждый день в руках держать,
Как бесконечно ценный дар,
Который нам от бога дан.

         Надо спешить жить. Ведь нелепая случайность или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее. Берегите и цените свою жизнь.

(Видеофрагмент «Крушение поезда на перегоне Ерал – Симская»)

9.Преподаватель: Работа локомотивной бригады связана с большим риском для жизни, как своей, так и других людей. Машинист локомотива, который управляет пассажирским поездом, должен осознавать, что из-за его ошибки могут пострадать, а то и погибнуть люди.

          Железные дороги изменили отношение к расстояниям. То, что было далёким, стало близким. Вполне естественно, что главным направлением развития железнодорожного транспорта стало увеличение скорости движения, мощности локомотивов и грузоподъёмности подвижного состава. Сравните паровоз Черепановых и высокоскоростной поезд «Сапсан» и увидите, какой путь прошли российские железные дороги более чем за 175 лет.

(Видеоотрывок из передачи «Галилео»)

10.Рефлексия: 

Мы услышали сегодня много о профессии машинист локомотива. В заключении хочу задать вам несколько вопросов: Что нового вы узнали об истории профессии машинист? Какими профессиональными качествами должен обладать машинист локомотива? Какие медицинские противопоказания есть в вашей будущей профессии?

Почему наше мероприятие названо «Машинист локомотива – профессия на все времена»?

(Ответы обучающихся)

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Надеюсь, каждый из вас расширил свои знания об истории выбранной профессии, о профессиональных качествах машиниста и еще раз продумал правильность сделанного выбора.

Для железнодорожного транспорта - высокоразвитой, технически оснащённой отрасли, профессия "Машинист локомотива" останется востребованной ещё долгие годы - до тех пор, пока летательные аппараты будущего повсеместно не вытеснят тепловозы и электровозы. Благодарю всех! Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ТЕМА: «МОЯ ПРОФЕССИЯ ТЕХНОЛОГ»

Процесс формирования профессиональных качеств студента начинается с его профессиональной адаптации. На протяжении всего обучения студенты нашего техникума сталкиваются с необходимостью получения новых...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Познай свою профессию» для специальности 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»

Данное мероприятие предназначено для знакомства студентов с бедующей профессией, развитие интереса к выбранной профессии.Тема данного внеклассного мероприятия актуальна т.к. главная цель воспитать люб...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Теплотехника - наша профессия!"

Данный материал является методической разработкой внеклассного мероприятия, проводимого с обучающимися специальности 13.02.02 "Теплоснабжение и теплотехническое оборудование", цель которого углубить з...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по профориентации «Профессия повар и кондитер - это престижно»

Основное назначение внеклассного мероприятия «Профессия «Повар, кондитер» - это престижно», состоит, с одной стороны, в представлении ценности практического труда работника пищ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «У ИСТОКОВ ПРОФЕССИИ» В РАМКАХ НЕДЕЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПРОФЕССИЙ ПО ПРОФЕССИИ 43.01.05 Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте»

В данной методической разработке представлена методика организации и проведения внеклассного мероприятия по теме «У истоков профессии оператор по обработке перевозочных документов на железнодоро...

Внеклассное мероприятие к недели профессии.

КВН  «КАМЕНЩИК» .ПО ПРОФЕССИИ «МАСТЕР ОБЩЕСТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ»...