База данных
план-конспект занятия на тему

Прищепова Ольга Васильевна

Специальность: 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)

Тема урока: Базы данных и их виды. Основные понятия.  Создание и ведение электронных документов.

Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnoe_zanyatie_po_distsipline_statya.docx490.97 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие по дисциплине «Информатика»

(для студентов 2 курса)

О.В. Прищепова, преподаватель

Колледжа автомобильного

транспорта №9

alisakoska@mail.ru

Специальность: 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)

Тема урока: Базы данных и их виды. Основные понятия.  Создание и ведение электронных документов.

Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Технические средства обучения, наглядный и раздаточный материал:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедиапроектор, экран.
  3. Тестовые задания на компьютере в программной оболочке MyTestX 10.1.

 Цели урока:

Обучающие:

  • Сформировать представление о понятии база данных и СУБД
  • Познакомить с назначением и элементами управления СУБД

Развивающие:

  • Развитие умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать новые умения и навыки;

Воспитательные:

  • воспитание интереса к изучению дисциплины;
  • воспитание любознательности;
  • интерес к учению, стремление к расширению кругозора
  • воспитание бережное отношение к материально-техническому оснащению кабинета

Методические приемы: лекция с элементами практики

Методы обучения:

  1. Словесный (рассказ, беседа);
  2. Наглядный (демонстрация презентации);
  3. Пробленмно – поисковый (выполнение тестовых заданий);
  4. Индивидуальный (выполняют практическое занятие)

Межпредметные связи:

  1. Технические средства.

Ход урока:

  1. Организационный момент – 2мин. Приветствие преподавателя. Проверка посещаемости, санитарного состояния кабинета. Активизация внимания.
  2. Целевая постановка урока – 3 мин. На экран проецируется презентация, которая содержит этапы занятия и ключевые моменты темы.
  3.  Изучение нового материала  45мин. 

Основные понятия:

  • Рассказываем о больших количествах информации, с которыми нам приходится работать, и необходимости организации правильного и удобного её хранения для того, чтобы в нужный момент можно было получить за считанные секунды именно ту информацию, которая необходима.

Рассказываем о базах данных. 

  • Для того, чтобы было удобно работать с базами данных, используется СУБД
  • Рассматриваем СУБД ACCESS
  • Интерфейс программы
  • На основании готовой базы данных можно продемонстрировать
  • таблицы
  • запросы
  • Формы
  • Отчеты
  • Понятие поля и записи

База данных (БД) – это определенным образом организованное хранилище информации. Относящейся к некоторой предметной области, позволяющее выполнять операции по обработке информации с помощью специальных средств.

Система управления базой данных (СУБД) - это ПО, которое позволяет создавать БД, обновлять и дополнять информацию, обеспечивать гибкий доступ к информации.

СУБД создает на экране компьютера определенную среду для работы пользователя (интерфейс), и имеет определенные режимы работы и систему команд

Основные функции СУБД:

  • определение данных (описание структуры баз данных)
  • обработка данных
  • управление данными.

Требования к базам данных:

К организации баз данных предъявляется достаточно много требований.

Среди них:

  • Многократное использование данных;
  • Не перестраивать программы при изменении структур данных;
  • Обработка незапланированных запросов;
  •  Небольшие затраты на ведение БД;
  • Защищенность от искажения и уничтожения;
  • Постоянная готовность к работе;
  •  Высокая скорость реализации запросов.

Ясно, что основным назначением БД является быстрый поиск хранящейся в ней информации. Сейчас имеется достаточное количество компьютерных программ, которые служат для организации информации и манипулировании ею в памяти ЭВМ.  Такие программы называют СУБД (системы управления базами данных). Основная особенность СУБД – это наличие средств для ввода и хранения не только самих данных, но и метаинформации, т.е. данных, описывающих структуры обрабатываемых данных.

К функциям современных СУБД относятся:

  • Управление данными непосредственно в БД;
  • Управление данными в памяти компьютера;
  •  Управление транзакциями (т.е. операциями над БД как единым целом);
  • Управление изменениями в БД и протоколирование с целью восстановления состояния БД в аварийных ситуациях;
  • Поддержка языков БД.

Виды баз данных

По технологии обработки данных БД подразделяются на централизованные и распределенные.

Централизованная база данных хранится в памяти одной вычислительной системы (ЭВМ).

Распределенная база данных состоит из нескольких, возможно, даже дублирующих друг друга частей, хранимых в разных ЭВМ вычислительной сети.

По способу доступа к данным БД делятся на:

  • БД с локальным доступом;
  • БД с удаленным (сетевым) доступом.

Системы, централизованных БД с сетевым доступом могут реализовываться на двух видах архитектур:

  • Файл-сервер;
  • Клиент-сервер.

Архитектура “файл-сервер” предполагает выделение одного из компьютеров сети в качестве центральной машины, на которой хранится совместно используемая централизованная БД. Все другие машины сети выполняют функции рабочих станций. В соответствии с запросами от рабочих станций с центрального компьютера на рабочие станции передаются нужные файлы, где они окончательно обрабатываются.  Пользователи могут создавать на своих компьютерах и собственные базы данных.

При такой архитектуре достаточно сильно загружаются линии передачи данных от сервера к рабочим станциям, а если несколько пользователей одновременно обращаются к одному файлу, то может возникнуть конфликт и снижается производительность обработки данных.

При архитектуре “клиент-сервер” основой является сервер БД, представляющий мощный компьютер и программный комплекс-приложение, выполняющий множество действий по управлению данными (их хранение, резервное копирование, отслеживание целостности, проверку прав пользователей, ведение журнала транзакций, выполнение запросов и др.). В качестве рабочего места (называемого клиентом используется обычный ПК с прикладными программами, в том числе выполняющими запросы к серверу. Третьей составляющей такой архитектуры является сеть и коммутационные программы, обеспечивающие взаимодействие между сервером и клиентом.

Клиент-серверные архитектуры более прогрессивны по сравнению с архитектурой “файл-сервер”, но зато сложнее. Усложненная трех- или многозвенная архитектура этого типа допускает совместную работу с БД нескольких тысяч пользователей.

классификация ИС (фактографические -).gif

Рис.1. Классификация баз данных.

Известны следующие способы организации данных

  • табличные БД
       
    данные в виде одной таблицы
  • сетевые БД
       
    набор узлов, в котором каждый может быть
        связан с каждым.
  • иерархические БД
       
    в виде многоуровневой структуры
  • реляционные БД (99,9%)
       
    набор взаимосвязанных таблиц

Безымянный.png

Фамилия

Имя

Адрес

Телефон

Петров

Вася

Суворовский пр., д. 32, кв. 11

275-75-75

Иванов

Дима

Кирочная ул., д.25, кв.12

276-76-76

сетевые_.jpgиерархическая.gif

                 

Рис. 2

Рассмотрим создание и ведение электронных документов на основе реляционной базы данных.

Реляционная база данных – это набор простых таблиц, между которыми установлены связи (отношения) с помощью числовых кодов.

Достоинства:

  • нет дублирования информации;
  • при изменении адреса фирмы достаточно изменить его только в таблице Продавцы;
  • защита от неправильного ввода: можно выбрать только фирму, которая есть в таблице Продавцы;
  • механизм транзакций: любые изменения вносятся в базу только тогда, когда они полностью завершены.

Недостатки:

  • сложность структуры (не более 40-50 таблиц);
  • при поиске надо обращаться к нескольким таблицам;

нужно поддерживать целостность: при удалении фирмы-продавца надо удалять все связанные записи (автоматически, каскадное удаление).

Основные моменты темы записываются студентами в тетрадь -10мин.

  1. Закрепление изученного материала
  • Запустить программу СУБД ACCESS и посмотреть её интерфейс
  • Рассмотреть готовую базу данных  (Приложение 1) (20 мин)
  • попробовать добавить запись, а затем её удалить
  • Внимание! Перед всеми действиями базу данных нужно скопировать в свою рабочую папку.
  • Для закрепления знаний предлагаю ответить на тестовые задания (Преподаватель раздает тесты (Приложение 1) на компьютере по локальной сети с помощью MyTestServer.exe, в которых для каждого студента предложено 10 вопросов. Студенты работают с тестами 15 минут. Проверка тестов осуществляется автоматически с помощью программной оболочки MyTestX, далее – выставление оценок (3мин).
  1.  Подведение итогов урока – 8мин.

Выводы и обобщение по уроку.

  1. Выставление оценок и их комментирование.
  2. Домашние задание – 5мин.

Литература для преподавателей и студентов:

  1. Михеева Е.В. Информатика. – М.: Академия, 2010.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Практическая работа №1

Создание таблицы базы данных. Определение полей таблицы. Ввод информации.

Цель работы: Приобрести навыки и умения при работе с таблицами: создавать таблицы с помощью конструктора, задавать тип данных, задавать маску ввода для поля, использовать свойства поля, создавать ключи и индексы для полей таблицы, заполнять таблицы данными и создавать формы.

Используемое программное обеспечение: MS Access 2013.

Таблица — это главный тип объекта. Все остальные разновидности объектов являются производными от таблицы. Элементы таблицы — это записи и поля. Свойства элементов таблицы определяются типами, форматами полей и некоторыми другими параметрами.

В MS Access 2013 реализованы следующие типы данных: текстовый, числовой, денежный, логический и т. д. Ниже приведена таблица типов данных в Access.

Таблица: Типы данных в Microsoft ACCESS

Тип данных

Описание

Размер поля

Текстовый

Алфавитно-цифровые данные

До 255 байт

Мемо          

Алфавитно-цифровые данные большого объема

До 64 Кбайт

Числовой

Числовые данные

1,2,4,8 байт

Дата/Время

Дата и время

8 байт

Денежный

Числовые данные с 4 точками после запятой

8 байт

Счетчик

Уникальное длинное целое, генерируемое ACCESS при запросе нового значения

4 байта

Логический

Логические данные

1 байт

Объект OLE

Всевозможные OLE-объекты из приложений Windows

До 1 Гбайт

ЗАДАНИЕ.

СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ В РЕЖИМЕ КОНСТРУКТОРА И ЗАПОЛНЕНИЕ ИХ.

  1. Открыть файл для новой базы данных. Для этого:
  • выполнить команду Файл Создать БД Новая БД;
  • в файловом окне указать путь и имя файла: Авторемонтная мастерская.
  1. Создать таблицу АВТОМОБИЛИ. Для этого:
  • в режиме Таблица выполнит команду создать;
  • из списка выбрать Создание таблицы в режиме конструктора;
  • в таблице конструктора для всех полей таблицы АВТОМОБИЛИ указать имена, типы и свойства (размер, формат):

АВТОМОБИЛИ

  1. Назначить главный ключ таблицы. Для этого:
  • устанавить указатель мыши на поле Госномер, которое вы хотите сделать ключевым;
  • выполнив команду Правка —> Ключевое поле (то же самое происходит при нажатии кнопки с изображением ключа на панели инструментов).
  1. Сохранить таблицу с именем АВТОМОБИЛИ.
  2. Создать таблицу ВЛАДЕЛЬЦЫ следующей структуры
  3. Назначить главный ключ таблицы поле Номер вод. Удостоверения.
  4. Сохранить таблицу с именем ВЛАДЕЛЬЦЫ.
  5. Создать таблицу ИНФ О МЕХАНИКАХ следующей структуры:

ИНФ О МЕХАНИКАХ

  1. Назначить главным ключом таблицы поле Номер механика
  1. Сохранить таблицу с именем ИНФ О МЕХАНИКАХ.
  2. Создать таблицу МАСТЕРСКИЕ   следующей структуры:

МАСТЕРСКИЕ

  1. Назначить главным ключом таблицы поле Номер мастерской
  2. Сохранить таблицу с именем   МАСТЕРСКИЕ.
  3. Заполним таблицы АВТОМОБИЛИ, ВЛАДЕЛЬЦЫ, ИНФ О МЕХАНИКАХ и МАСТЕРСКИЕ следующими значениями:

АВТОМОБИЛИ

ВЛАДЕЛЬЦЫ

ИНФ О МЕХАНИКАХ

МАСТЕРСКИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Шкала оценок:

«5» - 10 правильных ответов (100%)

«4» - 8-9 правильных ответов (80 -90%)

«3» - 5-7 правильных ответов (50 -70%)

«2» - 5 и менее правильных ответов.

Базы данных. Назначение СУБД. Проектировани БД

Задание #1

Вопрос:

Установите соответствие

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) презназначены для создания документа, который отражает информацию, отобранную из базы данных

2) используются для хранения данных

3) предоставляют возможность отбора данных из таблиц

4) отображает данные из таблиц или запросов

__ Таблицы

__ Отчеты

__ Запросы

__ Формы

Задание #2

Вопрос:

Какой тип данных чаще всего используется для хранения кода записи?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) текстовый

2) дата/время

3) числовой

4) счетчик

Задание #3

Вопрос:

Для каждого поля базы данных мы должны обязательно указать ...

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) примечания

2) стоимость

3) значение

4) описание

5) тип данных

Задание #4

Вопрос:

Какое  поле таблицы базы данных мы можем выбрать ключевым?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Только поле с числовым типом данных

2) Только поле с типом данных счетчик

3) Любое поле таблицы

4) Только поля, содержимое которых уникально для каждой записи

Задание #5

Вопрос:

Какое расширение файла прописывается файлу базы данных, созданной в программе Microsoft Access?

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1) .mdb

2) .exe

3) .xls

4) .db

5) .doc

Задание #6

Вопрос:

Как называются столбцы таблицы базы данных?

Запишите ответ:

__________________________________________

Задание #7

Вопрос:

Записью в базе данных называют ...

Выберите один из 2 вариантов ответа:

1) столбец

2) строку

Задание #8

Вопрос:

Установите соответствие типов данных с их возможными значениями

Укажите соответствие для всех 4 вариантов ответа:

1) 12.12.2009

2) да

3) 12

4) 'Иван'

__ логический

__ текстовый

__ дата/время

__ числовой

Задание #9

Вопрос:

Как называются программы, предназначенные для работы с базами данных?

Выберите один из 3 вариантов ответа:

1) БДСУ

2) СУБД

3) СБД

Задание #10

Вопрос:

Укажите только объекты базы данных

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) Формы

2) Таблицы

3) Запросы

4) Файлы

5) Изображения

Ответы:

1) (1 б.) Верные ответы:

        2;

        1;

        3;

        4;

2) (1 б.) Верные ответы: 4;

3) (1 б.) Верные ответы: 5;

4) (1 б.) Верные ответы: 4;

5) (1 б.) Верные ответы: 1;

6) (1 б.) Верный ответ: "Поля".

7) (1 б.) Верные ответы: 2;

8) (1 б.) Верные ответы:

        2;

        4;

        1;

        3;

9) (1 б.) Верные ответы: 2;

10) (1 б.) Верные ответы: 1; 2; 3;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по дисциплине «базы данных» как важный элемент творческого обучения

Целью олимпиады по дисциплине «базы данных» является содействие в подготовке студентов к будущей работе в профессиональных коллективах, поддержка изучения программных продуктов и технологий Microsoft,...

Практические работы по дисциплине "Базы данных"

Данные практические работы (по вариантам) позволяют проверить знания студентов на умение создавать Базу данных, выполнять различные запросы....

Сборник тестов по теме "Базы данных" по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Сборник включает в себя тексты тестов и заданий для проведения зачетных занятий, зачета по теме "Базы данных" в рамках дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"...

Методический материал для внеаудиторной работы студентов:"Система управления базами данных".

Методический материал содержит теоретические сведения, необходимые для выполнения  практических работ: некоторые понятия и термины баз данных, технологию создания базы данных, способы создания та...

База данных MS Access Практические работы (методические указания по проведению практических работ для специальностей юридического профиля)

Методическое пособие предназначено для студентов СПО юридического профиля, содержит восемь лабораторно - практических работ. Каждая практическая работа содержит теоретический материал, указания для вы...

Лабораторный практикум по базам данных

6 лабораторных работ по базам данных...

РАБОТА В MICROSOFT ACCESS, СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ, СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ, ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ Методические указания к практическим занятиям по курсу "Базы и банки данных"

РАБОТА В MICROSOFT ACCESS,СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ,СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ,ОРГАНИЗАЦИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ТАБЛИЦАМИ  Методические указания к практическим занятиям по курсу"Базы и банки данных"...